Далее, пересматривая древние византийские описи, 134 до нас дошедшие в столь малом числе и еще в меньшем числе изданные, мы находим, что и в древности обиходный состав ризниц был ограничиваем следующими ризами, облачениями и церковными покровами: это были воздухи златотканые (ρ χρυσορντισσος) и покровы для потира и дискоса (ποτηροκαλμματα), также украшенные шитьем (κεντητ); далее индитии для престола, наиболее драгоценные, иногда из царских тканей, пурпуровых, с вытканными зверями, грифами и орлами, нередко из цельного куска, в воспоминание ризы Христовой нешвенной с надписями и пр. и менее драгоценные, но из дорогих тканей индитии для жертвенника; пелены и платна βλαττα 135 или передники, употребляемые для подвешивания к святым иконам спереди, для покрывания налоев (βλατον τς προσκυνσεως) и снабженные, вероятно, в этом случае, шитыми и плетеными широкими коймами (ναρϑηκωτν πλεκτν), из шелку, с надписями, с шитьем и простые коймы καταβλαττον) пурпурные для подвески и украшения снизу; подобные им полотенца, ручники, утиральники, длинные (λωρωτ) и узкие, шелковые, с украшениями; затем уже немногие ризы и облачения: епитрахили, шитые, фигурные, наручи или поручи – πιμανκια, набедренники и палицы πιγοντια, шитые, фигурные, омофоры и пр. В описях не встречаем завес, плащаниц, стихарей и фелоней, первые две в ризницах не хранились, вторые редко украшались особо дорогим, фигурным шитьем. В обители Хиландарской хранятся две великолепные катапетасмы или завесы сербская и русская, первая XIV века, вторая XVI столетия, обе одинаково достойны быть представителями этого, некогда значительного рода церковной утвари, но со времени введения сплошных иконостасов и высоких царских дверей, утратившего фигурные украшения и, вместе с ними, свое прежнее значение. Тем более можно пожалеть, что монастырские нужды и монашеское равнодушие допускают тление н разрушение драгоценных покровов в сырой, неотапливаемой и полной вековой пыли ризнице, более напоминающей сарай и ныне служащей также библиотекою. Уже и теперь каждое развертывание скрученных, за неимением места, в трубку, завес не обходится без разрушения истлевших частей, а скоро, быть может, и самая основа начнет распадаться. И так как сербская завеса, как то удостоверено еще памятью многих монахов, служила завесою на царских дверях собора, то мы и советовали вновь пристроить завесу к прежнему месту, в расчете, что она на царских дверях вернее сохранится.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Защитники российской " самобытности " спешат заметить в пои связи, что прямо-таки напрашивающиеся на перо примеры роскоши и разврата богатого русского духовенства — а равно пьянства и разврата нищих попов и монахов — не идут ни в какое сравнение с увековеченными литературой безобразиями священнослужителей западного христианства. Как обычно, различия здесь сильно преувеличены в связи с тем, что раскол Русской православной церкви, оставшийся в пределах государственных границ, не достиг той степени политической остроты, которая на Западе вылилась в религиозные войны, залившие католицизм и протестантизм реками крови и чернил. Неистовое обличение пороков религиозных противников породило в Западной Европе столь мощную антиклерикальную литературу, что она должна была перерасти в обличение Церкви вообще и вылиться в воинствующий атеизм. Преступления против человечности и морали были не только совершены (причем Новое время оставило далеко позади " достижения " средневековья), но, рассмотренные в увеличительное стекло взаимных обвинении и растиражировынные печатным станком, стали неотъемлемой частью художественной литературы. Русская литература и фольклор XVII в., при всей остроте отраженных ими противоречий, далеко не столь эффективно повлияли на сознание позднейших писателей, а через их труды — на читателей. Благодетельная завеса укрывает от общественного мнения многие обстоятельства жизни православного духовенства: и мы оставим ее на месте, ограничившись патриотическим замечанием, что и наши архиереи не лаптем щи хлебали, а равно корыстолюбивые пьяницы-попы вкупе с любвеобильными монахами по праву занимали в сознании современников то же самое место, что их западные собратья. Впрочем, сами российские архипастыри в XVII в. неоднократно публично признавали, что духовные лица представляют явную угрозу целомудрию жен и мужей, отроков и отроковиц. Речь шла, как мы помним, отнюдь не только о безместных попах и монахах, предпочитавших оставить свои монастыри и бродить " меж двор " . Личный секретарь самого Иоакима — знаменитый придворный литератор и поэт, Чудовский иеродиакон Карион Истомин — завел жену и детей на посаде, в связи с чем думал оставить монашество, но поддался на уговоры «старших товарищей» не менять status quo.

http://sedmitza.ru/lib/text/443316/

И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых. А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке, Деревья смотрят нагишом В церковные решетки. И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога... ...Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья. Б. Л. Пастернак. На Страстной   При Крещении Христа разверзлись Небеса и был слышен Божий голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...» ( Мф. 3:17 ) Некогда расступились воды Чермного моря – разошлись в стороны, чтобы еврейский народ мог пересечь это море и избежать возвращения в египетский плен. Трудно представить себе, как расступилось море: вода всегда входит в свободное пространство на земле, растекается и заполняет собой все низины, впадины и ущелья. Но тогда вода расступилась, вопреки, как мы понимаем, законам природы. Для чего разверзлись Небеса при Иордане? Чтобы люди услышали, что Вошедший в Иордан есть Божий Сын. Христос – возлюбленный Сын Божий, и всякий верующий в Него как причастник Его Жертвы также будет возлюблен Богом. Вода расступилась и Небо разверзлось, чтобы Бог принял Своих – тех, которые, подобно вышедшим из египетского плена евреям, освободились из плена страстей и похотей мира, отказавшись от устройства в нем хорошей жизни. Они вышли из духовного плена, чтобы попасть в объятия Небесного Отца. Именно для тех, которые «свои для Бога», расступились воды и разверзлись небеса. В рассказе о расступившихся водах и разверзающемся небе открывается особенно глубокий и тонкий смысл, когда мы вспоминаем, что завеса в Иерусалимском храме разодралась надвое именно в тот момент, когда умер распятый на Кресте Христос. Материя мира рассекается, чтобы через смерть и воскресение Христа вошел Дух и наполнил этот мир. Но чтобы вода исполнилась Духом, ей надо стать такой, как задумал Бог. И Сын Божий входит в иорданскую воду, Собой освящая ее и возвращая ей свойство «духовного носителя», чтобы водой освящалась материя этого мира. Все в мире, как известно, состоит практически из воды; всякое живое существо живет водой, без нее ничего на земле не произрастает и не выживает.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Икос 8 Весь быв в нижних и Вышних никакоже не отступивший, Божественный Учителю; болящия исцелявший, мертвыя воскресавший, прокаженныя очищавший, весь мир наполняющий любовью, Кроткий Страдальче! Се висиши, пригвожденный ко кресту среди злодеев; и вси людие, стояще, ругахуся над Тобою и с ними князи и воины. А Ты, о скорбная Мати, поникла главою у креста Сына Твоего, и оружие пройде Твое Матернее сердце. Мы же почитая скорби Материнскаго сердца Твоего, из глубины души вопием Ти сице: Радуйся, сладчайшая Дево Марие, яко печаль Твоя в радость будет и радости сия никто же возмет от Тебе; Радуйся, величайшия муки познавшая, зря Сына Твоего, кровию истекающа на кресте, уничижена, распята, оплевана. Радуйся, яко Царицей мира наречешися и возсядеши одесную престола Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа; Радуйся, яко в скорби сердца Твоего - Ты скорбь всего мира и грехи всех человеков омыла еси слезами. Радуйся, Кроткая, Сын Твой воскреснет, поправ жало смерти, и Свет воскресения Его возсияет во веки; Радуйся, Богородице, небесный образе чистоты и благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый. Кондак 9 Тако возлюби Бог мир, что сына Своего Единородного дал, да всяк верующий в Него да не погибнет, то имать жизнь вечную. И се неблагодарные и злонравные люди, яко злодея, пригвоздиша Его ко Кресту. Мы же зряще таковая, ужасом объяти бывше вопием: Боже, милостив буди нам грешным! За наши бо прегрешения терпиши страшныя муки. О, Скорбная Мати, не отврати лица Твоего от нас, разорви узы наша греховныя, очисти наши сердца от страстей и похотей лукавых; да в горении духовнем, яко свеща покаяния, возжемся пред крестом Божественнаго Твоего Сына, непрестанно моля с благоразумным разбойником: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! Молитвами Твоими, Богородице, исправи стопы наша к деланию заповедей Господних; омый нас от греха, соделай лучшими, подыми к Лучезарному Незаходимому свету, да зовем Богу: Аллилуиа. Икос 9 " Совершишася! Отче, в руце Твои предаю Дух Мой " . О, Пречистая Мати! Слышиши ли, яко земля от печали содрогается, грудь ея распадается, гробы отверзаются, мертвыя возстают и церковная завеса раздирается? Видиши ли, яко великая тьма объяла землю и людие в страсе и трепете перси своя биюще, глаголют: " Воистину Божий Сын бе Сей! " Мы же таковому чудеси удивляяся и воистину Сына Твоего Божия исповедающе, верно вопием Ти: Радуйся, Мати Божия, се бо вси глаголы, яже слагала еси в сердце Твоем, совершишася; Радуйся, Благодатная Дево, Заре немеркнущая, Дне незаходимый, Свете златозарный. Радуйся, Заре немерцающего Света невечерняго; Радуйся, Святилище великия тайны. Радуйся, Источниче нашего безсмертия; Радуйся, Подательнице Божественныя благости. Радуйся, Мати Божия, Цвете Неувядаемый.

http://pravicon.com/info-1193

( Иоил.2:30–31 ) и дам чудеса на небеси горе 2889 , и знамения 2890 на земли низу 2891 , кров и огнь, и курение дыма, солнце обратится во тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому, и просвещенному? На нечестивые деяния Иудеев, учиненные над Христом, негодовала и самая природа вещей; тварь как бы стенала, видя Творца поруганным, и храм Божий, сетуя подобно плачущим, разделялся, ибо написано, что завеса церковная раздрася сверху донизу ( Мф.27:51 ); солнце, удержав свойственный ему блеск, не давало света живущим на земле, ибо тьма была от шестого часа до девятого (ст. 45); скалы распадались (ст. 51); должно полагать, и с лунным диском совершалось нечто необычайное, так что казалось, что он обращается в кровь. Конечно, об этом умолчано у святых евангели- —374— стов; но достаточно удостоверения из пророчества. А что по мановениям Создателя не на одном только солнце были знамения, но как бы вся природа изменилась к худшему и ей несвойственному, это может быть ясно из того, что Бог говорит устами Исаии: и 2892 облеку небо во тму, и положу аки вретище одежду его ( Ис.50:3 ). Когда говорит: небо, то разумеет, что все, находящееся на небе, облекается мраком как вретищем, сетует, скорбит и как бы вопиет видом своим. Таковы, думаю, знамения на небе. А на земле – (знамения) кровь и огонь, и курение дыма, означают, как полагаю, бедствия Иудеев, которые навлекла на них тягостнейшая война, воздвигнутая рукой Римлян: вся страна их орошалась кровью; вместе с городами должен был быть сожженным и сам знаменитый храм; дома, разрушенные, дымились. А что прежде дня великого и просвещенного, когда всем предстоит божественное судилище, причем Христос воздаст каждому по делам его, подобное же постигнет Иудев, уясняет, говоря: прежде неже приити дню Господню великому, и просвещенному. Кроме того, нужно заметить, что и сам Господь на вопрос святых апостолов о кончине века и о разрушении Иерусалима смешал знамения, так что, можно сказать, неизвестно, когда какое сбудется ( Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

[Киприаново:] Рук пременение патриарха Иакова на благословение чад, державное Креста Твоего предъявляше знамение. Егоже мы держаще тверда хранителя, демонския всемощно отгоним полки, и велиарову гордыню в нем низлагаем, враждебнейшаго Амалика побеждаем всегубительную силу. Того и ныне возносима благочестивомудренно, вернии, во очищение грехов, Твоей благости во многомножайшем гласе, вопиюще приносим: Господи помилуй, из Девы воплотивыйся, ущедри рук Твоих, Блаже, мудрое создание. [Льва Деспота:] Ты мой покров державен еси, тричастный Кресте Христов: освяти мя силою твоею, да верою и любовию покланяюся и славлю тя. Глас 4: Восплещем днесь песненное торжество, и светлым лицем, и языком ясно возопиим: нас ради, Христе, суд приемый, и оплевания и раны, и червленицею одеявыйся, и на Крест возшед, Егоже видевше солнце и луна свет скрыша, и страхом земля колебашеся, и завеса церковная раздрася на двое: Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам, блюстителя и хранителя, и прогонителя демонов, яко да вси облобызающе, вопием ему: спаси ны, Кресте, силою твоею, освяти ны светлостию твоею, честный Кресте, и укрепи ны воздвижением твоим, яко свет нам дарован еси, и спасение душ наших. [Анатолиа:] Светосиянен звездами образ предпоказа, Кресте, победу одоления благочестивому царю великому, егоже мати Елена, изобретши, мироявленна сотвори: и тя днесь воздвижуще, верных лицы зовем: просвети ны светлостию твоею, Кресте живоносный. Освяти ны крепостию твоею, всечестный Кресте, и утверди ны воздвижением твоим, воздвизаемый ко ополчению врагов. Слава, и ныне, глас тойже: [Анатолиа:] Честнаго Креста Христе, действо прообразив Моисей, победи противнаго Амалика в пустыни Синайстей: егда бо простираше руце, Креста образ творя, укрепляхуся людие: ныне же вещей сбытие в нас исполнися. Днесь Крест воздвизается, и демони бегают. Днесь тварь вся от тли свободися: вся бо Креста ради возсияша нам дарования. Темже радующеся вси припадаем Тебе глаголюще: яко возвеличишася дела твоя, Господи, слава Тебе. На стиховне стихиры, глас 5. Самоподобен:

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-ch...

Кроме того, был еще внешний двор, куда могли заходить и непосвященные, даже язычники. Внутрь заходили только священники, левиты и те израильтяне, которые приносили с собой жертву. Сам процесс принесения жертвы был связан с пролитием крови, и не случайно здесь были и умывальники, и различные приспособления, которые нужны были, чтобы очистить жертву от крови, и т.д. Перед входом в святилище была повешена завеса на пяти столбах с золотыми крючками и медными подножиями. Покрыта была скиния четырьмя специальными завесами из специальных сортов голубого виссона, из шерсти червленого и пурпурного цвета. На них были вышиты изображения херувимов. В святилище стоял кадильный алтарь, т.е. специальный жертвенник, на котором курился фимиам. Это был квадратный столик, и сделан он был также из дерева ситтим и украшен золотом. На этом жертвеннике ежедневно утром и вечером воскуривали фимиам — так называемую мирную жертву. Справа от входа на север стояла трапеза — стол, на четырех ножках, который был сделан также из дерева ситтим и обложен золотом. Верхняя сторона стола была украшена золотым венцом. Ко всем ножкам были приделаны золотые кольца, чтобы стол удобно было носить. На трапезе всегда лежали 12 хлебов предложения, по числу колен Израилевых — по хлебу на каждое колено. Хлебы возлагались каждую субботу свежие. Хлебы лежали в течение недели, их имели право есть только священники. Справа на юг стоял семисвечник, сделанный из чистого золота, формой своей он напоминал дерево, у которого от главного ствола шли по три ветки с той и другой стороны. Полностью он изображен на триумфальной арке Тита в Риме. Там изображено триумфальное шествие Тита после завоевания Иерусалима, и семисвечник вносится торжественно в Рим впереди всей процессии. Видимо, оттуда и пошло изображение в христианских храмах. Семь свечей — это символ полноты благодати. Этот семисвечник на концах имел золотые чаши, на которые вставлялись семь лампад. В лампадах беспрестанно горел чистый елей, выбитый из маслин; для поправления светильников были сделаны золотые щипцы с лотками.

http://sedmitza.ru/lib/text/432105/

По истечении тридцати лет неплодная родила сына: это было тогда, когда Соломон создал город и принес жертвы. А что она сказала тебе, что с трудом воспитала его, это было обитание в Иерусалиме. А что сын ея, как она сказала тебе, входя в чертог свой, упал и умер, это было падение Иерусалима. И вот, ты видел подобие ея, и как она скорбела о сыне, старался утешить ее в случившемся: то надлежало открыть тебе о сем. Ныне же Всевышний, видя, что ты скорбишь душею и всем сердцем болезнуешь о нем, показал тебе светлость славы его и красоту его. Для сего-то я повелел тебе жить в нем, где нет дома. Я знал, что Всевышний покажет тебе это; Для того и повелел, чтобы ты пришел на поле, где не положено основания здания. Ибо не могло дело человеческого создания существовать там, где начинал показываться город Всевышнего. Итак, не бойся, и да не страшится сердце твое, но войди и посмотри на светлость и великолепие созидания, сколько могут видеть глаза твои. После того услышишь, сколько могут слышать уши твои. Ты блаженнее многих и призван к Всевышнему, как немногие. На завтрашнюю ночь оставайся здесь, – И всевышний покажет тебе видение величайших дел, которые Он сотворил для обитателей земли в последние дни». И спал я в ту ночь и в следующую, как он повелел мне...» О чем с воплем взывали к Богу Его избранники, начиная с Христа Спасителя? Ответ на такой вопрос дается Апостолом Павлом Евр. 5, 7 : Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти; и услышан за свое благоговение... и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога первосвященником по чину Мелхиседека. Не только на совесть сотника произвел сей Божественный вопль такое возрождающее влияние, но и на мертвую природу: се завеса церковная раздрася с вышнего края до нижнего и земля потрясеся, и камении распадеся. Но и этим дело не завершилось: и гробы отверзошася, телеса усопших святых возсташа. Вот каковы страшные, благодатные для мира и для людей последствия страдания и ближайшим образом предсмертного вопля Иисуса Христа. Вот этот то спасительный вопль и прообразовала та страждущая женщина, которую видел Ездра. В Апокалипсисе вновь повторяется это таинственное явление. Явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ее ногами луна и на голове её венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, кричала от болей и мук рождения. И родила она младенца мужского пола, Которому надлежит пасти все народы жезлом железным: и восхищено было дитя к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нея место от Бога, чтобы питали ее там 1260 дней (Апокалип. 12:6).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Состав утреннего богослужения В состав утреннего богослужения входят: полунощница, утреня и первый час. Повседневная полунощница Образ действия священника В начале и в конце утреннего богослужения священник действует точно так, как указано нами в вечернем богослужении (см. выше). Начало полунощницы священник в одной епитрахили полагает или пред царскими вратами (завеса царских дверей остается закрытой) или пред святым престолом возгласом: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь» и обычное в начале каждой службы полное начало, т.е. «Слава Тебе, Боже наш», «Царю небесный», «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите, поклонимся» (см. выше в чине 9-го часа). Полунощница Если священник полагает начало полунощницы пред царскими вратами, то во время чтения «Приидите, поклонимся» входит южною дверью в алтарь, становится пред престолом и стоит здесь до конца полунощницы, произнося положенные уставом возгласы. На клиросе читают две части полунощницы по чину, изложенному в Часослове и в Следованной Псалтири. В первой части ее после 50-го псалма читается вся 17-я кафизма без стихословия. При чтении «Упование мое Отец» (в конце второй части полунощницы) священник, как и в конце малого повечерия, выходит северною дверью на солею и здесь, пред царскими вратами заканчивает полунощницу так же, как он заканчивал и повечерие. Пред началом утрени При пении на клиросе «Аминь» на последний возглас священника на полунощнице: «Молитвами святых отец наших...» – священник входит южною дверью в алтарь, облачается в фелонь, при благословении и целовании креста на ней, отверзает завесу царских врат, принимает кадило с произнесением слов: «Кадило Тебе приносим» – и, кадя, возглашает пред престолом: «Благословен Бог наш...» – и начинает этим утреню. Повседневная утреня Начало утрени Чтец: «Аминь», «Приидите, поклонимся», 19 и 20 псалмы, «Трисвятое», «Пресвятая Троице», «Отче наш», тропари, «Спаси, Господи», «Слава», «Вознесыйся на крест волею», «И ныне», «Предстательство страшное...» Каждение

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Когда Силы небесные созерцали Тебя, Христе, ложно обвиненного в обмане, и камень гроба, запечатанный руками тех, кто Твои нетленные ребра пронзал копьем, — они трепетали пред неслыханным долготерпением Твоим, но и, спасению нашему радуясь, взывали Тебе: «Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец!» Фото: tatmitropolia.ru Но пока это только тихое дыхание Пасхи. Перед Плащаницей поется стихира «Тебе, одеющегося светом яко ризою», посвященная тайным ученикам Христа, Иосифу из Аримафеи и Никодиму, которые нашли смелость снять Его тело с Креста и с достоинством похоронить — и ее слова очень скорбные, лишенные торжественности, хотя по тексту Иосиф уже знает о грядущем воскресении: Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим (начал плакать с состраданием), рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале (только что) солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса, но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть (ради меня добровольно умершего). Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе. А затем перед Плащаницей читается канон «Плач Пресвятой Богородицы». Довольно часто можно услышать рассуждение о Страданиях и Воскресении: ну что такого страшного? Христос — Он ведь Бог, Он не по-настоящему умер, ведь знал, что воскреснет. Это в корне неправильный ход мысли. Христос — не только Бог, но и человек. И дело даже не в том, что как человек Он не хотел умирать. Он в Гефсиманском саду молился, чтобы Чаша сия Его миновала, если это возможно. Дело в том, что Чаша Его страданий — это Чаша не только Его страданий. Человек не изолирован от других. Будучи Человеком, Христос был Учителем и Другом Своим ученикам — и Он знал, что они будут страдать. Будучи Человеком, Христос был Сыном Своей Матери — и Он знал, что Она будет страдать больше кого бы то ни было. Именно этому страданию и посвящены последние минуты Великой Пятницы:

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-cht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010