иером. Иаков (Цветков) Во Святой и Великий Пяток 50 I. (Поклонение Кресту). Краткие тропари. α) (ρχοντες) Еврейские начальники, беззаконные фарисеи, советовали лукавое на Спасителя. (Βαραββν) Убийцы просили (освободить) единомысленнаго (им) Варавву; а о Благодетеле восклицали: «Да распят будет»! (Γγονας) Ты добровольно соделался клятвою, Долготерпеливе, дабы искупить от клятвы человека ( Гал.3:13 ). (Δμος) Народ Еврейский кричал: «Да распнется! Но как скоро Ты вознесен был (на крест), – падшие возстали; β) (ν μσω) Среди беззаконников нечестивые Иудеи пригвоздили на древе соблюдшаго закон. (Ζλον νδσατο) Завистно возжигался беззаконный Каиафа, соизволявший совету убить Тебя, Безсмертне. (λοις) Гвоздьми пригвожденъ былъ Ты, Долготерпеливе Господи, создавшей Своими руками человека. (Θαντου) Вкусилъ смерть, Ты, умертвившей смерть, и мертвыхъ какъ бы отъ сна пробудившей. γ) (οδας) Отвергнут Иуда, но разбойник исповедал, созерцая нагим, Тебя, у красителя твари. (Κτσισ) Содрогалась тварь, – камни распадались, – не терпя видети Владыку распинаемаго. (Λγχη) Беззаконные копием пронзили ребро Твое; Ты же отверз райская двери. 12) (Μεσοσης) Среди дня затмилось солнце, не перенося видеть Тебя, распятаго вместе с беззаконными. δ) (Ναο) Светлая завеса церковная раздралась надвое, изобличая дерзновение распинавших Тебя, Господи. (Ξλ) К древу пригвожден быль Ты, незлобиве Господи, дланями Своими создавший человека. (ξος) Оцетом и желчно на губе напоили Тебя, истомившего воду в земле безводной. (Πιλτφ) Пилату предали беззаконные Спасителя, дающаго закон не убивать праведнаго. ε) (Ρπισμα) Ты, Долготерпеливе, добровольно приял заушение, дабы искупить человека от рабства. (Σταυρ) Ко кресту пригвоздил Тебя народ беззаконный; Ты же сокрушил узы смертныя. (Ταφν) Ты, Долготерпеливе, добровольно приял погребете, дабы похитить от гроба (κ το τφου φαρπσης) человека. (Υψωθες) Быв вознесен на лобнем месте на древо, Ты сокрушил смерть, смертно Твоею, Господи. (Φς) Свет и нетление произрастил крест Твой, просвещающий народы к прославленно Тебя, Безсмертне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

П.В. Волков Часть III. Метаархеология Брат пришёл к одному старцу и говорит ему: авва, скажи мне, как спастись? Старец отвечал ему: если ты хочешь спастись, то когда придешь к кому, не начинай говорить, пока не спросят тебя. – Брат, пораженный сим словом, поклонился старцу и сказал: поистине, много читал я книг, но такого наставления ещё не знал. И пошел, получив большую пользу. Древний патерик Двери Рассуждение твоё да будет с разумными и всякая беседа твоя – в законе Вышнего. Да вечеряют с тобой мужи праведные... Сир.9:2021 Литургия верных. Рассудочная логика и дар понимания. Завеса. В ходе Божественной Литургии, после ектеньи об оглашенных, когда молящиеся в православном храме произносят слова прошения о помиловании всех некрещёных, иноверцев, заблудших и не ведающих, после того как священник развертывает на престоле антиминс, диакон, оборотись к собравшимся, громко произносит грозные и тяжёлые, как удар колокола, слова: «Елицы оглашенные изыдите!»... После чего все некрещёные должны покинуть храм. Не правда ли, странно для случайно зашедшего человека? Его просят уйти... Перед самым интересным. Может быть, ему любопытно... И меж тем, первые христиане действительно закрывали двери своих церквей, отсекая с этих слов всех случайных, праздных и некрепких в Вере... Церковная практика со временем изменилась. Сейчас остаются все. Но мы помним: начинается самое главное «Литургия Верных». В Таинстве православного богослужения происходит то, к чему человек должен заранее себя подготовить. Это непросто. Нужен определённый опыт. И главное – у человека должна быть внутренняя готовность, искренность сердца, расположенность души, чистота и незамутнённость сознания, трезвость мысли, понимание своих желаний и отсутствие гордыни. Тайны бывают страшными. Не все готовы к ним. И один из мотивов ограждения от непосвящённых – желание уберечь их от преждевременных, непосильных переживаний. Есть и иные причины... Во время Литургии Верных происходят события и звучат слова, полное значение и смысл которых понятен только людям уже знающим, более отчётливо осознающим происходящее. Рассудочная логика может привести здесь к недоразумению, от которого может зародиться и ненужное отчуждение или безвозвратное отторжение оглашенных. Им надо подготовить себя, но главное – им ещё надо получить дар понимания, именно тот, что дастся только при Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

По благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины Проскомидия Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров против обычного. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной – одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. Соединения в потир должно быть влито достаточное количество в зависимости от числа сослужащих и причастников-мирян. По обычаю, архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры. Встреча Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить все необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря навстречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах – скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятию к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый – справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) – слева.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Скачать в djvu Проскомидия Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной — одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. По обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры. Встреча Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вóвремя, кому следует, и приготовить всё необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм. При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах — скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздýхом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый — справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) — слева. Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет.

http://azbyka.ru/ukazanije-dlya-svyashhe...

В нашей церковно-исторической литературе последний, так называемый синодальный или петербургский церковный период совсем не имеет своей истории в научном смысле этого слова. Не говоря уже о том, что темная, непроницаемая завеса почти совершенно покрывает собой ближайшую к нам по времени послепетровскую историю нашей церкви, сама церковная реформа Петра Великого, несмотря на все важное значение, которое имеет она в последующих исторических судьбах отечественной церкви, доселе представляется, если и не совсем уже неразгаданным сфинксом, то во всяком случае далеко не вполне уясненным предметом. Тогда как светская, государственная деятельность великого преобразователя имеет за собою обширную историческую литературу, слагавшуюся в продолжение почти целых двух веков, тогда как относительно исторической оценки гражданских реформ Петра успели создаться определенные, хотя правда далеко не всегда и во всем согласные между собою, положительные научно-исторические воззрения, – церковные реформы Петра далеко не пользовались и не пользуются таким вниманием историков. Гражданские исследователи-историки, имевшие в виду специальную цель – изучение государственной, гражданской жизни преобразовательной эпохи, большей частью лишь косвенным образом касались вопроса о церковно-преобразовательной деятельности Петра и изучали этот вопрос постольку и с тех сторон, с каких и поскольку представлялось им необходимым это изучение для выяснения ближайших специальных задач, которые они себе ставили. Красноречивое подтверждение этому мы находим в том, что даже такие корифеи русской исторической науки, как историки С.М. Соловьев и Устрялов, посвящавшие целые тома своих исследований специальному изучению так называемого преобразовательного периода Русской истории, отводили в этих томах лишь отдельные страницы вопросу о состоянии церковной жизни в указанный период времени. Но мы с глубокой благодарностью должны отнестись и к тому немногому, что находим в трудах поименованных историков по вопросу о церковно-преобразовательной деятельности Петра, потому что собственно в церковных историях известных наших церковных историков-специалистов мы находим едва ли не меньше, чем сколько в трудах светских историков. Внимание весьма немногочисленных наших церковных историков доселе сосредоточивается лишь на отдельных частных вопросах церковно-преобразовательной деятельности Петра. Благодаря трудам таких исследователей вопрос о церковно-преобразовательной деятельности Петра исчерпывается по частям все более и более глубже и всестороннее. Настоящее исследование имеет в виду рассмотрение не какого-либо частного, специального вопроса из области церковно-преобразовательной деятельности Петра Великого, а очерк и уяснение смысла этой деятельности во всей ее совокупности и притом в связи с гражданскими реформами Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Предо мною открывается блистательное церковное зрелище, возбуждающее не суетный смех у людей, а неистовую скорбь у диавола. Он видит в горних тот Корень, Который воскрешает находящихся в преисподней мертвецов; он видит, что на земле Преданный им на крестную смерть, теперь взирает с неба, – видит, что земля наполнилась ангелами, – видит, что воздух необычно становится проходимым, – видит, что небесные Силы выходят навстречу, – и слышит, что одни из них говорят: возьмите врата князи ваша, и внидет Царь славы, а другие, в свою очередь, встречая и сопровождая Христа, восклицают: Господь силен в брани ( Псал. 23:7–8 ). В какой брани? – в той, которую Он предпринял за нас с всеобщим врагом. Последнего не был в состоянии преодолеть никто из людей – ни из пророков, ни из праведников. Все находились под тиранией царствовавшей тогда смерти, пока не явился Царь веков, Который, связав сильного, взял его оружие. И когда пригвождали Господа ко кресту, то Силы небесные были приведены этим в изумлении, – вся тварь пришла в смятение, видя новое таинство и созерцая страшное, происходившее на земле, зрелище. Земля поколебалась, море пришло в движение, бездна взволновалась, вся тварь пришла в страх; ужаснулись светила небесные, солнце и луна обратились в бегство, звезды померкли, день не устоял; после того, как раздралась в храме завеса, устрашенный ангел улетел оттуда; мрак наполнил землю, стихии отступились от своего порядка, день изменился. Видя своего Господа и Творца висящим на древе, творения не могли перенести этого. Тогда ад подвергся разрушению, врата его сокрушились, и запоры его были сломаны. Пророчествуя об этом, Давид говорит: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи ( Пс. 106:16 ). Царствовавшая смерть тогда была низринута под ноги Христа и с триумфом повлечена, как пленница. Воскресая нетленным и преславным телом, Он сокрушил силу врага, расстроил его замыслы, низшел в царство ада, разрушил вражий престол, совлек с врага диадему, уничтожил его царские жезлы и сказал находившимся в аду пленникам: «идите, все племена народов, к Отцу и Богу; идите и получите освобождение от рабства. Я вывожу вас из рабства на свободу, из тьмы в свет, из области тирана в государство, управляемое Царем. Я, Христос, благовествую вам жизнь. Поэтому уже и не бойтесь тирана, но презирайте страх смерти, голод и скорбь, узы, темницу и беды. Этого боится войско тирана, которое разбито. Из всех только Я один – победоносный Царь, пострадавший за вас Своей плотью». Итак, Он – поистине непреодолимый и могущественный Господь; Он силен в брани; Он – Царь славы, мужественно изведший скованных узников, и находившихся в гробах. Относительно Его говорил Давид: возшел еси на высоту, пленил еси плен ( Пс. 67:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Ученик Учителя соглашаше цену и на тридесятих сребреницех продаде Господа, лобзанием льстивным предая Его беззаконником на смерть. Ученик Учителя соглашаше цену и на тридесятих сребреницех продаде Господа, лобзанием льстивным предая Его беззаконником на смерть. Днесь глаголаше Зиждитель небесе и земли Своим учеником: приближися час, и приспе Иуда предаяй Мене; да никтоже отвержется Мене, зря Мене на Кресте посреде двою разбойнику, стражду бо яко человек, и спасу яко Человеколюбец в Мя верующия. Скачать Сия глаголет Господь иудеом: людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам, и что Ми воздасте? За манну желчь; за воду оцет; за еже любити Мя, ко Кресту Мя пригвозидисте. Ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный. Днесь церковная завеса на обличение беззаконных раздирается, и солнце лучи своя скрывает, Владыку зря распинаема. Законоположницы Израилевы, иудее и фарисее, лик апостольский вопиет к вам: се Храм, Егоже вы разористе, се Агнец, Егоже вы распясте и гробу предасте; но властию Своею воскресе. Не льститеся, иудее; Той бо есть, Иже в мори спасый и в пустыни питавый; Той есть Живот, и Свет, и Мир мирови. Скачать Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение. Скачать Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/antifony-velikoj-pyatn...

Разделы портала «Азбука веры» Об отлучении тех, кто присвоит церковный священный сосуд или ткань. Освященный золотой или серебряный сосуд или завесу да не присваивает себе более никто для собственного употребления, ибо это противозаконно. Если же кто-либо окажется в этом уличен, да будет наказан отлучением. Σκεος χρυσον ργυρον γιασθν, θνην, μηδες τι ες οκεαν χρσιν σφετεριζσθω παρνομον γρ. Ε δ τις φωραθεη, πιτιμσθω φορισμ. Толкования Зонара . Отделенное Богу не должно обращать на обычное употребление (ибо оно освящено), будет ли это какой-либо сосуд или ткань (ибо наименованием завесы правило обозначало всякую ткань), или елей, или воск. Принесение сих вещей в храм Божий освящает оныя. И так из церкви не должно уносить ни воска, ни елея, ни какого-либо сосуда, ни ткани, принесенной Богу, и не должно обращать оныя на какое-нибудь свое употребление. Виновные подлежат за сие отлучению. Ахарь взял у Бога не принесенное и не освященное, а только обещанное, и, однако же, подвергся наказанию, быв побит камнями со всем родом. Аристен . Присвояющий для собственного употребления священные сосуды отлучается. Кто обращает на собственное употребление священные вещи, – сосуд или завесу освященные, тот должен быть подвергнут отлучению, как нарушитель закона. Вальсамон . Настоящее правило определяет то же, что и 72е , то есть, чтобы не были обращаемы на обыкновенное употребление приносимые Богу и посвящаемые храмам какие бы то ни было сосуды и утварь. Ибо именем завесы обозначается всякая ткань. Ахарь , присвоивший себе золотой язык из добычи золота, обещанного Богу, но еще не освященного, побит камнями со всем родом. Читай еще 10е правило 1го и 2го собора, бывшего в храме Святых Апостолов. Славянская кормчая . Сосуд злат или серебрян освящен, сиречь в церкви повешен, или завеса, или постав злат, или паволока, да никто же от таковых возьмет что на свою потребу. Аще же кто обрящется таковое беззаконие творя, да запрещением будет отлучен. Толкование . Богови освященных не подобает осквернять, освящена бо суть. Аще сосуд есть, или ино что, аще завеса, или постав злат, или паволока, или аще масло будет или воск, принесением бо их в Божию церковь , отлучаются таковая. Не подобает убо ни воска, ни масла взяти от церкви, ни иного какова сосуда, ни завесы, ни постава, ни паволоки, ни ризы, ни платна, вся бо та Богови возложена суть: и недостоит их на свою потребу взимати, того бо ради и отлучению повинны суть. Ибо Ахарь украд, яже еще не принесена бяху ни освящена Богу, но токмо обещана, и обаче прият месть, со всем родом своим каменеем побиен быв ( Нав.7 ).

http://azbyka.ru/pravo/73-apostolskoe-pr...

     4 декабря по новому стилю мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы. Святой пророк Захария, будучи по левитской чреде в то время первосвященником, совершает удивительную, из ряда вон выходящую вещь, вводит Деву во Святое святых – место, куда сам он – первосвященник – входил только однажды в год с кровью очистительной жертвы. И это страшное и величественное действо наполняет душу благоговением. Ведь десятки поколений евреев существовали и очищались-возделывались Богом, как виноградник, чтобы в мир явилась Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим – Пресвятая и Пречистая Матерь Бога, ставшая Матерью всего человечества. Но не только Дева Мария вошла в алтарь. Нет. Не только Она. Но вместе с Ней вошли во Святое святых и все мы – человечество. Введение Пречистой во Святое святых стало прообразом того, что завеса скоро раздерется надвое, и херувим с огненным мечом отступит от входа в рай, и туда, измученный своим окаянством, преисполненный покаянием, как чаша, переполненная вином, и прощенный, войдет благоразумный разбойник вслед за Христом и длинная-длинная вереница святых людей и праведников. И эта живая ниточка угодников Божиих тянется до сих пор, до нашего времени. И мы тоже можем войти в нее, угодить Богу своей жизнью и попасть во Святое святых мира – Царствие Небесное. Но для этого мы должны захотеть войти в свой храм. Совершить собственное введение в храм Божий. Ведь Бог уже сделал для нас все возможное на этом пути. Он сотворил нас, Он возродил нас в Таинстве Крещения, соединил с Собою, превратив в богов, в царственное священство, народ избранный. И теперь Всевышний-Первосвященник стоит на вершине ступенек храма наших душ – в глубине сердца и ждет, чтобы и мы, как Пресвятая Богородица, начали свое восхождение вверх – к Нему. И Ангелы Хранители наши святые стоят с возженными свечами окрест и ждут, и умоляют нас сделать этот первый шаг, который приведет каждого к вечному блаженству. Всмотримся же, братия и сестры, в себя – в храм собственной души: горит ли там на престоле – лампадка молитвы? Совершает ли наша душа, как священник, в нем богослужение? Есть ли в лампадах наших елей добрых дел? Очищен ли храм от житейского мусора Таинствами Церковными, украшен ли он нашим участием в них, сияет ли он золотом икон, облитых благодатью Святого Духа, нашим призыванием Бога на помощь и славословием Ему?

http://pravoslavie.ru/99139.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В момент, когда Дары поставляются на Престол, алтарь зримым образом становится местом незримого присутствия Христа: одновременно являющегося Первосвященником и Жертвой, «Приносящим и Приносимым», как об этом выразительно сказано в тайной молитве священника. В традиции великих религий мира Престол - это священный стол для принесения жертвоприношения. И сегодня мы можем видеть, как сопровождающие священника служители во время Великого входа несут зажженные свечи. Это не для того, чтобы осветить храм, но потому, что живое пламя с древнейших времен символизирует воскресшего Христа, Свет миру. В завершение Великого входа Царские врата затворяют, закрывается завеса, и диакон читает просительную ектению о принесенных Дарах, чтобы Господь принял и освятил их благодатию Святого Духа. Одновременно мы просим у Бога провести предстоящий день свято, мирно и без греха, ниспослать нам Ангелахранителя, верно наставляющего на путь истины, охраняющего от всякого зла наши тела и души. Мы просим о прощении наших грехов, о даровании всего доброго и полезного для души, о мире всего мира, о достойной кончине и безбоязненном предстоянии на Страшном суде. Евхаристическое богослужение каждой приходской общины - это составная часть единого вселенского действа всей Церкви: и земной, и небесной. Господь созывает всех, кто верует в Него, стать Церковью через участие в совершении Божественной литургии. Для достойного участия в евхаристическом Таинстве христианам необходимы взаимная любовь, мир и объединяющая всех истинная вера. Вот почему диакон прежде призывает всех соединить свои сердца в любви и единодушном исповедании: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», на что хор отвечает: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную». Когда в алтаре сослужат несколько священников, после этих слов совершается лобзание мира. Священники по очереди целуют священные сосуды, Престол и приветствуют друг друга словами: «Христос посреде нас», - «И есть, и будет».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010