«Русская Церковь играет в это время крупнейшую роль в деле созидания русской государственности и национального объединения. Ее глава – митрополит переезжает из Владимира в Москву и тем самым подчеркивает значение Москвы не только как государственной, но и как церковной столицы». В таком историческом контексте преп.Андрей Рублев создает икону «Святой Живоначальной Троицы». П. Флоренский пишет: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира... Среди метущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия... открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти, царящем в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних». Из этих высказываний следует вывод: икона «Святой Живоначальной Троицы», с одной стороны, явилась результатом духовной и исторической жизни русского народа, а с другой – задавала цель духовных и исторических устремлений к единству, взаимной любви, к преобладанию горних ценностей над дольним. Величие нравственно-идеологического значения творения Андрея Рублева в том и состоит, что образ Святой Троицы соединил прошлое народа, его духовный опыт и будущее как общее национально-государственное. Это памятник воскресшего духом русского народа в исторический момент объединения русских земель в единое православное и независимое государство – Святой Руси, Третьего Рима. Наталья Александровна Ложкина, сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат культурологии Список литературы: Житие Сергия Епифания Премудрого. — Памятники древней письменности и искусства, вып. 58, СПб.: Императорское Общество Любителей Древней Письменности, 1885, С. – 17. 2 Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. — М.: Искусство, 1966. С.23-42.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/06/...

Сыграло свою роль товарищество военных моряков. Через «Морской журнал» комитет по церковному строительству, возглавленный вице-адмиралом А.М. Герасимовым, обратился с призывом ко всем русским эмигрантам общими усилиями помочь делу сооружения храма-памятника русским кораблям. Помощь оказал даже предприниматель, получивший концессию на слом старых кораблей Русской эскадры. В архитектурном украшении церкви было использовано много предметов с линкора «Генерал Алексеев», поскольку купивший судно инженер и купец А. П. Клягин отдал Комитету корабельные якоря, люстры и мраморные плиты. В храм перешли огромные иконы из бортового иконостаса «Георгия Победоносца». Картина из Дома-резиденции имени А.А. Ширинской-Манштейн      Таким образом, в середине – второй половине 1930-х годов братство православных эмигрантов ощущалось как нечто живое, мощно влияющее на судьбы людей. Строительство нового храма на чужбине воспринималось как общецерковное дело. Первый настоятель храма – протоиерей Иоанникий Полетаев. Контр-адмирал А.И. Тихменев (начальник штаба исчезнувшей русской эскадры) отметил мемориальный характер бизертинской церкви: «В Бизерте сооружен скромный храм-памятник последним кораблям Российского Императорского Флота, в нем завеса на Царских Вратах – Андреевский стяг, в этом храме-памятнике мраморные доски с названиями кораблей эскадры. Храм этот будет служить местом поклонения будущих русских поколений» (послевоенное воззвание «К русским людям»). В церкви также хранилось знамя с «Георгия Победоносца». Приходская община долгое время оставалась центром русской диаспоры на территории Туниса. Следующая волна эмиграции пришла сюда в 1945-м и несколько позднее, она заметно пополнила редеющую общину. С годами наши моряки и их потомки постепенно разлетались по разным городам Европы, Америки и Африки. Смутные годы пережил и сам Тунис, через него несколько раз прокатывались волны вооруженной борьбы: Вторая мировая, национально-освободительная война (жестоко задевшая именно Бизерту), подавление разного рода недовольных правительственной политикой… В 1942 году храм пострадал от авиабомб, и деньги на ремонт пришлось собирать в течение нескольких лет.

http://pravoslavie.ru/132229.html

Так и произошло. Христа в насмешку облачили в красную одежду, которая свидетельствовала о принадлежности к царскому роду. Плевали на Него, лукаво кланялись Ему. А Он всё это претерпевал. Потом Его заставили нести крест на Голгофу. На пути встретили Его женщины, которые хотели выразить Ему сострадание, но Господь сказал: «Обо Мне не плачьте, плачьте о себе и о детях своих, потому, что я не сотворил плохого». Ещё перед Своими страданиями Он сказал: «Грядёт сего мира князь, но во Мне он не найдёт ничего принадлежащего себе». То есть ни зла, ни греха, ни беззакония. Он пронёс Свой крест до Голгофы. Там же предали распятию ещё двух разбойников, потому что это был последний день, когда можно было предавать смерти. Так, в согласии с древними пророчествами, что с беззаконными вменися, Христос был повешен между двумя разбойниками. Вот мы знаем, что с одной стороны висит благоразумный разбойник – на все времена символ людей, которые, делая грех, каются и хотят исправиться, и Бог их оправдывает. С другой стороны – крест ожесточённого разбойника, который, страдая вместе со Спасителем, хулил Бога. Это тоже символ того, как люди приходят в совершенное безумие, не хотят понести трудности и начинают хулить Бога, отрекаться, кощунствовать. Господь страдал на Голгофе, и чтобы облегчить эти страдания, Ему подносили оцет. А в шестой час вся земля поверглась во тьму до часа девятого. Церковная завеса раздралась, и в девятый час Господь, уже изнемогая, преклонился с креста и произнёс: «Совершившишася». То есть всё совершилось, что было предначертано Премудростью Божьей в веках. Потом апостол Павел это прекрасно выразит в своих посланиях: крест есть высочайшая премудрость Божья, которая трудно постигается человеком. Для одних это кажется безумием, для других соблазном, но для всех познавших Бога, имеющих веру, является премудростью Божьей, спасающей человеческий род. Добавлю о Великой Пятнице то, о чём говорит Иоанн Богослов . Он вместе с Пречистой Божьей Матерью стоял у Креста Господня и передал нам очень важный для нас факт: Спаситель с креста усыновил Пречистой Божьей Матери Иоанна Богослова, сказав: «Жено, это сын Твой». И от того времени сказано, что Иоанн Богослов взял Пречистую деву Марию в свой дом и был Ее покровителем. А ему указал на Пречистую: «Это Мать твоя». Православные богословы видят в этом, что через Иоанна Богослова весь христианский мир усыновлён Пречистой Деве Марии.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Ярославля священника Н. Кочанова за 196, от церковного старосты Ярославской Николотропинской церкви, потомственного почетного гражданина Ярославского 1-й гильдии купца Петра Алексеевича Ерыкалова в последнее трехлетие поступили в церковь следующие пожертвования: запрестольный крест и икона Богоматери лучшего греческого письма с тумбами, окрашенными кармином и покрытыми золоченою резьбою; пелена и воздух на аналогий под Животворящий крест и три воздуха для употребления во время литургии – бархатные, шитые золотом; серебряная 84 пробы вызолоченная рама для иконописных святцев, весом 4 ф. 60 зол.; две киоты в 4 ½ арш. вышины каждая, с резьбою, вызолоченные на полимент; брачные венцы серебряные 84 пробы вызолоченные весом 4 ф. 80 зол. с подносом и футляром; четыре подризника и завеса к царским вратам из шелковой материи, и две выребренные панихидницы, - всего на сумму 1830 руб. Кроме того им же Ерыкаловым устроены на своей земле и на собственные средства два деревянные дома на каменных фундаментах, крытые железом, один для жительства настоятеля церкви, а другой для псаломщика с церковником; при домах устроены службы: погреб, два сарая, сеновал коровник, баня и два колодца, на что употреблено 10600 руб. ЯЕВ 17 от 23 апреля 1884 г. Ч. офиц. Доверенный вдовы коллежского асессора Марии Яковлевны Солтан коллежский асессор Павел Станиславович Солтан представил в Ярославскую духовную консисторию, при прошении, десять билетов вечного вклада Ярославского Отделения Государственного Банка, 100 рублевого достоинства каждый, для передачи в следующие церкви Ярославской епархии: ..., Ярославскую Николо-Тропинскую – за 49278, ... с тем, чтобы % с сих билетов поступали в пользу причтов означенных церквей за вечное поминовение лиц в билетах поименованных. ЯЕВ 28 от 12 июля 1894 г. Ч. офиц. По духовным завещаниям При отношении прокурора Ярославского окружного суда за 5290, препровождена выписка из утвержденного судом 18 сентября нотариального завещания Московской мещанской вдовы Марьи Сергеевой Соболевой, в коем между прочим сказано: 2-3) В Николотропинскую церковь образ Толгской Богоматери и билет Московского городского кредитного общества во 100 р.

http://sobory.ru/article/?object=20754

и т.п. Однако, с самого начала было совершенно очевидно, что достичь отмирания религии без прямого государственного вмешательства в жизнедеятельность Церкви невозможно. По сравнению с 1930-ми гг. набор внешних, административно-репрессивных методов воздействия являлся гораздо более ограниченным. О массовых репрессиях духовенства уже и речи быть не могло. Конечно, от администрирования не отказались, но теперь появилась принципиально новая политика разложения Церкви «изнутри», проведение ограничительных мероприятий, там, где это возможно руками самой Патриархии. Впервые начала осуществляться целенаправленная массовая кадровая селекция духовенства, происходило вмешательство в богослужебную практику, попрание канонических принципов церковной жизни и т.д. Контроль за церковной деятельностью достиг максимальных пределов. Это обеспечивалось существованием специального государственного органа – Совета по делам РПЦ, во многом управлявшего патриархией, через который можно было действовать под маской законности. Органы госбезопасности, всемогущие в 1930-е гг., отошли «в тень», предпочитая добиваться своих целей опосредованно. В то же время на антицерковную политику сильное влияние оказывало международное положение СССР. Советское государство возглавляло лагерь стран социализма, входило в ООН и его руководство было вынуждено считаться с мировым общественным мнением. Поэтому большее значение придавалось идеологическому комуфляжу антирелигиозных акций. На различных уровнях официально неустанно заявлялось, что в СССР существует полная свобода вероисповедания. Завеса «хрущевской либерализации» позволяла долгое время держать в заблуждении мировую общественность. Но в конце концов к середине 1960-х гг. для многих «тайное стало становиться явным» и голословно отрицать гонения на веру уже было невозможно. Кроме того, международная ситуация в 1950–1960-х гг. складывалась так, что государство не могло обойтись без Церкви в решении ряда существенных внешнеполитических вопросов. И это также приходилось учитывать при планировании антирелигиозных кампаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п. Однако с самого начала было совершенно очевидно, что достичь отмирания религии без прямого государственного вмешательства в жизнедеятельность Церкви невозможно. По сравнению с 1930-ми гг. набор внешних, административно-репрессивных методов воздействия был гораздо более ограниченным. О массовых репрессиях духовенства уже быть не могло и речи. Конечно, от администрирования не отказались, но теперь появилась принципиально новая политика разложения Церкви «изнутри», проведение ограничительных мероприятий там, где это возможно, руками самой Патриархии. Впервые начала осуществляться целенаправленная массовая кадровая селекция духовенства, происходило вмешательство в богослужебную практику, понрание канонических принципов церковной жизни и т. д. Контроль за церковной деятельностью достиг максимальных размеров. Это обеспечивалось существованием специального государственного органа – Совета по делам РПЦ, во многом управлявшего Патриархией, через который можно было действовать под маской законности. Органы госбезопасности, всемогущие в 1930-е гг., отошли «в тень», предпочитая добиваться своих целей опосредованно. В то же время на антицерковную политику сильное влияние оказывало международное положение СССР. Советское государство возглавляло лагерь стран социализма, входило в ООН, и его руководство было вынуждено считаться с мировым общественным мнением. Поэтому большее значение придавалось идеологическому камуфляжу антирелигиозных акций. На различных уровнях официально неустанно заявлялось, что в СССР существует полная свобода вероисповедания. Завеса «хрущевской либерализации» позволяла долгое время держать в заблуждении мировую общественность. Но в конце концов к середине 1960-х гг. для многих «тайное стало становиться явным» и голословно отрицать гонения на веру уже было невозможно. Кроме того, международная ситуация в 1950–1960-х гг. складывалась так, что государство не могло обойтись без Церкви в решении ряда существенных внешнеполитических вопросов. И это также приходилось учитывать при планировании антирелигиозных кампаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   8) Смотри же: теперь, по пришествии нашего Спасителя, город достиг своего конца, и вся Иудейская страна опустошена; так что относительно сего мы не имеем нужды ни в каком внешнем свидетельстве; но собственными очами можем удостовериться в том, что произошло. Соответственно сему, необходимо, что бы и тень также была упразднена, и вам нет нужды об этом узнавать от меня; ибо это предварено уже священным гласом Пророка, громко восклицающаго: «Се, на горах ноги благовествующаго и возвещающаго мир» (Наум. 1:15). А что же обозначено тем, что он провозглашает, как не то, о чем он говорит им далее: «празднуй, Иудо, праздники твоя, воздаждь обеты твоя, зане не приложат ктому еже проити сквозе тебе во обетшание: скончася, и извержеся... Взыде вдыхаяй в лице твое, отемляй от оскорбления» (Наум. 1:15, 2:1). А кто же, можно сказать иудеям, есть тот, кто восшел для того, что бы похвала тени прекратилась? И не должно с равнодушием внимать сему: «скончася... взыде вдыхаяй в лице твое»; ибо ничто еще не было совершенным, прежде чем «взыде вдыхаяй в лице»; но все достигло совершенства тотчас же, как он восшел. Но Кто же Он, как я и прежде спрашивал вас, иудеи? Быт может, это Моисей? Но это было бы ошибочно; ибо тогда народ еще не вошел в ту страну, в которой только и препоручено ему было исполнить Божественныя повеления. Или это Самуил? или другой кто из пророков? Но и это было бы превратно; ибо до того времени существовали еще в Иудее те установления, и самый город еще стоял; из чего с необходимостью вытекает, что, пока он стоял, и те были выполняемы. Итак, возлюбленные, ни один из них не был Тот, Кто восшел. Теперь, если вы желаете слышать неложное слово и воздержаться от иудейских басней; то воззрите на Спасителя нашего, Который «взыде вдыхаяй в лице» и изрек Своим ученикам: «приимите Дух Свят» (Ин. 20:22)! Ибо, как только это совершилось, все достигло завершения; тогда жертвенник разселся, и завеса церковная раздралась; и — так как город еще не был разрушен — сначала мерзость запустения была посреди храма, а затем как самый город, так и все обветшавшее должно было прийти к своему концу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В нижнем ряду иконостаса трое дверей. Средние двери называются царскими, потому что ведут к престолу Царя царствующих, а двое других – южными и северными по месту своего расположения относительно царских. На царских дверях утверждаются иконы Благовещения и св. евангелистов, а над ними – Тайной Вечери, как указание того, что в алтаре совершается таинство причащения, установленное И. Христом на Тайной Вечери. За царскими дверями привешивается завеса, которая во время церковных служб, как и царские двери, то открывается, то закрывается. Открытие дверей и завесы означает открытие миру тайны спасения чрез воплощение Сына Божия, a закрытие их означает гнев Божий за наши грехи и наше недостоинство к наследию царства небесного. 3 . Алтарь и его принадлежности. Самую важную и главную часть христианского храма составляет алтарь. Ему усвояются различные названия, выражающие его преимущественную важность и значение. Наименование же его алтарем (от Alta ага) указывает на его положение относительно средней части храма. Принадлежности алтаря: престол, жертвенник и горнее место. Престол составляет самую существенную принадлежность алтаря. Обыкновенным материалом для него служит дерево. Форму имеет кубическую. В таинственном смысле престол знаменует престол Божий и священное место установления таинства евхаристии И. Христом. Престол издревле покрывается двумя одеждами: срачицей, – полотняной, обозначающей плащаницу, которой было обвито тело Спасителя, и индитией, – светлою, которая служит выражением главы Царя Небесного. На престоле находятся: антиминс, евангелие, крест и дарохранительница. Антиминс (вместопрестолие) есть освященный архиереем шелковый, или льняной плат с изображением положения Иисуса Христа во гроб и орудий страданий Христовых. Он составляет такую важную часть каждого престола, что без него нельзя совершать таинства причащения. В антиминс влагаются, при освящении его архиереем, частицы св. Мощей в воспоминание древнего обычая совершать Богослужение на гробах мучеников. Плат, в котором хранится антиминс, называется илитоном. Евангелие полагается на престоле для изображения Иисуса Христа, как Учителя истины; а крест – для изображения присутствия Его, как Искупителя, совершившего наше спасение крестною смертию . Дарохранительница есть тот находившийся на престоле сосуд, в котором хранятся св. Дары для приобщения больных и св. Агнцы для преждеосвященной литургии. Она знаменует гроб Христов и напоминает ветхозаветную стамну с манной, хранившуюся в ковчеге завета. В некоторых храмах над престолом устраивается балдахин, называемый киворием. Он знаменует небо.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В одном из доступных любому пользователю сети откровению нашей современницы - женщины-доктора, пережившей клиническую смерть и побывавшей на «том свете», она видела голого человека, который мучился и страдал от одиночества. На вопрос ангелу, сопровождавшему её душу, кто этот несчастный, тот ей ответил, что он при жизни был вполне благопристойным человеком, но умер, не узнав Бога. Сам Спаситель предупреждает нас о таком возможном печальном конце, сказав своим последователям: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). Кануть в вечность без небесной прописки, без надежды быть помянутым в Церкви, без отпевания и панихиды, без прощение грехов... Что же может быть страшнее!? Но об этом авторы роликов про счастливое детство совершенно не упоминают. И это, увы, закономерно. Сидя на своей церковно-монархической колокольне, подумал вот еще о чем. Жалко, что не выпускаются и не рассылаются ностальгические ролики, рассказывающие о царской России образца 1913 года, где, как выяснилось, жилось совсем неплохо. Может быть, потому что монархисты (которых косвенно поддерживают до трети населения) не готовы к выборам царя в таком формате? Время, которое, как известно, у Бога покажет. Роман Илющенко , подполковник запаса, религиовед Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 128. Re: Опасная ностальгия (взгляд с колокольни) Хорошая статья. 127. Ответ на 122., вода: Но первыми прорвали мрак!И в Судный день, представ пред Богом,Мы развернем наш красный флаг. " Глупость фантастическая. Превзойти подобное почти нереально. 126. 121. Наталия 2016 Подчеркну ещё раз: не имеет значения, как писать. Суть в содержании, но не в букве. А католичество - это ширма, если хотите, дымовая завеса. Осуществляются попытки иудаизации РПЦ. 125. Ответ на 123., Lucia: И обнаружила, что кодекс строителя не отличается Конечно, чтобы написать такое, нужно быть " истинно православной " . Сразу видно, что наша подвижница с молитвой ложится и с молитвой встаёт, а пока бодра - ни от одной заповеди не отступает.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/22/op...

Господь говорит: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир 66 . У Бога, Который пришел на землю, всю жизнь были труды и страдания. И где Он окончил Свою жизнь? Повешенный на Кресте, проклятый, дабы разрушить средостение проклятия 67 . Страшные муки терзали сердце Богочеловека, и Он возопил: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 68 Земля потряслась и завеса церковная разодралась посередине, что было видно чувственными глазами. Но в умопостигаемом мире потряслась и разрушилась до основания стена проклятия, средостение между Богом и человеком 69 . И когда Иисус испустил дух, соединилось прежде несогласное 70 и человек стал не просто другом Божиим, а сродником Его. Он получил благодать усыновления (наследник Божий, сонаследник же Христов 71 ), потому что дал Сыну Мать – Пресвятую Деву Марию, а Христос от Ее пречистых кровей принял плоть. И эта обОженная человеческая плоть воссела одесную Бога и Отца. И Бог в человеческом естестве видим на небесах и принимает поклонение Ангелов. Видишь ли ты, куда вознесся человеческий род? Мы боги по благодати! И разве может кто-либо попасть туда, минуя стеснительные обстоятельства? Мы будем в тесноте, претерпим скорби, но однажды все закончится, и мы забудем обо всем. Внезапно вечная Радость широко отверзет Свои нежные объятия и воскликнет: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные скорбями, и Я успокою вас 72 . В любом своем деле и поступке, слове или мысли представляй, что Бог присутствует при этом, все видит и однажды будет все это судить. От такого спасительного упражнения рождается страх Божий, который является виновником еще большей пользы: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь 73 ,– говорил пророк Давид.– Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим 74 . Этот страх рождает и смирение. Потому смиренномудрие рождается не только в искушениях и испытаниях, но и от духовного поучения и от познания своей немощи. Подумать только, как немощен человек, что он не в силах творить благое, посеянное в его природе! И наоборот, с легкостью творит злое, несмотря на то что оно прокралось в него с черного хода. Человек желает благоугодить Богу, но если этому не посодействует благодать Божия, то добро, которое он сделает, не будет добром. И, несмотря на всё его желание и труд, если не поможет Бог, то всуе и желание, и труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010