Нравственные уроки из евангельского повествования о чудесных знамениях, последовавших за смертью Господа нашего Иисуса Христа ( Мф. 27:51–52, 54 ) «Воскресное чтение», 1816 И се, повествует евангелист, завеса церковная раздрася посреде, с вышняго края до нижняго. Что значит это раздрание завесы храма? Это знамение для иудеев, да почувствуют они, что храм их и все жертвы более не угодны Богу, потому что принесена уже единственная спасительная Жертва, которой все обрядные жертвы были только прообразованием; да веруют они в сию всесвятую Жертву, если хотят спастись, и не надеются на свои обряды и на все свои внешние преимущества. Не служит ли это знамение наставлением и для нас, христиан? Так! И мы не должны надеяться ни на что более, как на силу искупительной Божественной Жертвы. Она одна дает силу и нашим храмам, нашим священнодействиям и даже всем нашим добродетелям, а без нее все у нас было бы мертво, недействительно, без нее и мы были бы мертвы. Потому-то сам апостол говорит о себе: Верою живу в Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне ( Гал. 2:20 ). Верою в Сына Божия, распятаго за ны, страдавша и погребенна, живем и мы и спасаемся. Сия вера оживляет все благие надежды грешников кающихся; сия вера открывает нам и Царство Небесное. Не образовало ли и сего раздрание завесы в храме? Истинно так! Это раскрытие святого святых Иерусалимского образовало раскрытие святого святых небесного, то есть отверстие самого неба, куда вниде Христос, да явится лицу Божию о нас ( Евр. 9:24 ), даровав и нам дерзновение входити в сия святая кровию Его, путем новым и живым ( Евр. 10:19 ). Но где, спросим, взять нам сил, чтобы отрешиться от оков земных, от уз греховных страстей и возвысить дух к небесному? Где взять сил, это показывает нам та же история страстей Христовых. Не видим ли мы, как сила креста проникает землю и она сотрясается; проникает твердые камни – и они распадаются? Так на неразумной природе показал Господь, что может сотворить Он в нашей природе разумной, если мы допустим действовать в нас силу Его страданий и смерти. Сею самою да сотрясется и наш земной ветхий человек, сею самою да сокрушатся твердейшие камни преграды, какие полагаем благодати Божией ожесточением сердец наших! Да совершится в нас то, что предсказал Бог у пророка: И отъиму сердце каменное от плоти вашея, и дам вам сердце плотяно, и дух нов дам вам ( Иез. 36:27 ). Если силою креста Господня греховный мир распинается или делается недействующим в отношении к верующему и верующий в отношении к миру, то какие преграды постоят пред Его силою?

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

поиск:   разделы   рассылка Иеромонах Прокопий (Павлов) О ходе восстановительных работ монастырского комплекса Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры В подотчетном году велись реставрационные и ремонтно-восстановительные работы в двухэтажной Федоровской церкви , Исидоровской и Надвратной церквах , а также в цокольных этажах Духовского, Федоровского, Архивно-библиотечного корпусов и Свято-Троицкого Собора. Продолжались работы по устранению протечек крыш и утеплению потолочных перекрытий. В соответствии с разработанными проектами велась комплексная реконструкция, воссоздавались крестильная в Свято-Троицком Соборе и трапезная монастыря в Федоровском корпусе. Благоустраивалась территория. В продолжении традиции по взаимодействию Церкви и Флота, изготовлен и установлен иконостас на крейсере " АВРОРА " и в порядке опеки над православным храмом Святого благоверного великого князя Александра Невского в г. Бизерта (Тунис, Северная Африка) проводились совместные мероприятия. В течение года в Духовно-Просветительском Центре " Святодуховский " проводились выставки, концерты и фестивали: Ремонтно-реставрационные и восстановительные работы: 1.Свято-Троицкий Собор Александро-Невской Лавры – работы в цокольном этаже. Восстановлена отмостка с созданием водонепроницаемого замка у фундамента собора и укладкой булыжника, заменены водосточные трубы по периметру здания. Благоустроена территория, прилегающая к паперти храма, уложена брусчатка и укреплено крыльцо дополнительными плитами, установлено ограждение вдоль газонов и новая церковная лавка (киоск). В подвале Собора осуществлена выемка грунта, засыпка глиной, песком, щебнем. Разведены дренаж и канализация. Гранитной плитой уложены полы. Устроены купель и алтарь в крестильной. Выполняется художественно – реставрационная роспись сводов и стен. Системы тепло – и электроснабжения заменены с установкой нового теплового пункта. Восстановлена вентиляция и тепловая завеса Собора. Капитально отремонтированы помещения цокольного этажа Собора, устроены помещения под нужды братии монастыря-ризницы, душевые, туалеты, кладовые и т.п.

http://religare.ru/2_95087.html

Удивительно ли, христиане, что над сим гробом небо помрачилось, земля вострепетала, солнце померкло, завеса церковная раздралась, мертвецы восстали? – И если Твоя душа, о Боже! возмутилась пред страшным зрелищем Твоих страданий; если Ты уже не мог ничего сказать пред предстоящим образом смерти ( Ин.12:27 ); то, что должна чувствовать в сии минуты, – ты моя грешная душе; и что можешь сказать ты, мой бренный язык, пред этим непостижимым и ужасным зрелищем Христовых страданий и смерти?! – Так-то, Боже Отче, Ты караешь в лице возлюбленного Сына Своего грехи возлюбленной Твоей твари! И от чьих рук пострадал Сын Твой и Бог? От рук тех, которых Ты вывел из тяжкого рабства Египетского; для которых сотворил великие чудеса, – которых провёл чрез море, которым дал закон на Синае, которых питал в пустыне манною, защищал от всех врагов, которым Ты дал землю, кипящую мёдом и млеком! – Но не преступнее ли самих Иудеев пред Сыном Твоим и Богом – мы, христиане, – которые не раз, но ежедневно Его распинаем своими тяжкими грехами? Мы, которых Он освободил не от рабства Египетского, а от рабства греха и дьявола; примирил с Богом Отцем, озарил нас светом учения Евангельского, даровал купель крещения и покаяния; излил реки благодатных даров Духа Святаго; – не манною, не ангельским хлебом, но пречистою Своею плотию всегда питает нас и Своею Кровию напоевает нас – в верный залог нашего воскресения, и бессмертия, и вечно-блаженной жизни? А мы, христиане: чем воздаём Ему за все эти благодеяния? Подумайте: не вновь ли распинаем Сына Божия своими грехами? Не вновь ли ругаемся над Его страданиями? Не вновь ли попираем Его драгоценную Кровь, – облекая Его в терновый венец своею гордостию; прободая Его сердце преступною любовью; напоевая Его оцтом с желчью, – чрез свою роскошь и сластолюбие; пробода руки и ноги Его своим любостяжанием, и хождением на путь нечестивых, так, что если бы Богочеловек сей воскрес и поднялся из гроба пред нашими очами в сию минуту; то, показывая нам язвы Свои на руках и ногах, и ребро Свое, не тоже ли самое Он сказал бы нам, что говорил чрез пророка иудеям: «людие Мои, христиане, что сотворих вам, или чим оскорбих вас, или чим стужих вам, что вы меня опять мучите, терзаете, убиваете своими грехами? Отвечайте Ми» 14

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Одевающийся светом и обнаженный на Кресте Для иудеев Он был соблазном, для эллинов — безумием. И поэтому изображения Христа Распятого достаточно поздно появились в христианской среде. На самых ранних из них Христос изображен на Кресте с широко открытыми глазами — как добровольно принимающий смерть… 14 августа, 2013 Для иудеев Он был соблазном, для эллинов — безумием. И поэтому изображения Христа Распятого достаточно поздно появились в христианской среде. На самых ранних из них Христос изображен на Кресте с широко открытыми глазами — как добровольно принимающий смерть… …Иосиф увидел Его, мертвого, нагого и непогребенного, и от сострадания заплакал: «Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим, рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре?» (Стихира в Великую Пятницу) Тебя, одевающегося светом, как одеждою, Иосиф, сняв с Древа с Никодимом, и видя мертвым, нагим, не погребенным, начав в глубоком сострадании погребальный плач, с рыданиями возглашал: «Увы мне, Сладчайший Иисусе! Тот, Кого недавно узрев висящим на Кресте, солнце мраком облекалось, и земля от страха колебалась, и разрывалась завеса храма. Но вот, я ныне вижу Тебя ради меня добровольно принявшим смерть…(перевод о. Амвросия (Тимрота) …Какие песни я воспою Твоему Исходу? Единственный верный до конца Богу Израильтянин, Израиль Новый и Истинный, отдал Себя до конца Отцу Своему. Он поруган и обнажен, Он отторгнут от земли живых (Ис. 53:11). Он совершил Свой Исход, Свою единственную и великую Пасху Крестную, став жертвой не только за первенцев Израилевых, но и за всех людей, которые «хотели видеть Христа и желали слышать Его голос» (св. Климент Александрийский).

http://pravmir.ru/odevayushhijsya-svetom...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святая Святых 6 мин., 25.07.2023 Содержание Что означает «святая святых»? Словосочетание «святая святых» в светской речи обычно употребляется в переносном смысле. Оно означает нечто самое сокровенное, к чему далеко не каждый имеет доступ. Так говорят не только о каком-нибудь секретном месте, но и, например, о потаённых сторонах души. Артур Доуэль, главный герой книги А. Беляева «Голова профессора Доуэля», так говорит о профессоре Керне: «Мне известно, что ряд опытов, и самых интересных, он производит на дому. Но он очень замкнутый человек и никого не желает пускать в свое святая святых ». Иное значение — нечто особо почитаемое и неприкосновенное: «Убеждения мои остались при мне… уж это, брат, шалишь, чтобы я за семь тысяч переменил убеждения… Убеждения это моя святая святых неприкосновенная» (И. Н. Потапенко, «Не герой», 1891). Все эти значения восходят к буквальному. В древности это было вполне определенное место, единственное на земле: центральная часть скинии (переносного шатра) пророка Моисея, а затем и Иерусалимского храма — главного места поклонения Богу в Ветхом Завете. Святыня — это предмет или место, особо почитаемое, часто запретное для непосвящённых, и небрежное обращение с ним считается осквернением. «Святая святых» было особенным священным местом: туда входил только первосвященник и только один раз в год. В других странах существуют подобные выражения с тем же самым смыслом: в английском — Holy of Holies и заимствованное из латыни Sanctum Sanctorum, в немецком — Allerheiligstes. Название Sancta Sanctorum носит личная капелла римских пап в Латеранском дворце Рима. «Святая Святых» в Библии Ветхозаветный пророк Моисей не сам изобрёл скинию — переносной шатер, в котором израильтяне служили Богу. Бог рассказал ему, каким должен быть кочевой храм древних евреев: И повесь завесу на крючках и внеси туда за завесу ковчег откровения; и будет завеса отделять вам святилище от Святаго Святых. И положи крышку на ковчег откровения во Святом Святых (Исх 26:33–34). По-церковнославянски: И повесиши завесу на столпех, и внесеши тамо внутрь завесы кивот свидения: и разделяти будет завеса вам посреде святилища и посреде Святая святых, и закрыеши завесою кивот свидения во Святая святых .

http://foma.ru/svjataja-svjatyh.html

Детская молитва Церковная служба – самая долгая, великопостная (утомительная и для взрослого), – никогда, даже в раннем детстве, не была мне в тягость. Наоборот, уже в этом возрасте я испытывал чистейшую и сладчайшую радость от всего, что меня окружало, от всего, что я видел, слышал, чем дышал и что чувствовал на богослужении. А чувствовал я, – да, уже в те годы, – близость Бога, присутствие благодати. В домовые, маленькие церкви мы ходили по вечерам, ко всенощной, а литургию я представляю почему-то непременно в большом храме и непременно в погожий, летний или весенний день, когда синеватый, пронизанный ладанным дымом солнечный столп косо падает откуда-то сверху, из купольного окна. Округло, выпукло блестит золото предалтарного иконостаса. Пронизанная светом, пурпурно алеет в прорезях царских врат таинственная завеса. Всё радует меня, трогает, веселит моё сердце. И раскатистые, гудящие возглашения дьякона, и наплывающие, набегающие на эти возглашения «Господи, помилуй» и «Подай, Господи!» хора, и истошный и вместе с тем весёлый, радующий почему-то сердце крик младенца перед причастием, и запахи деревянного масла, ладана, свечного нагара, разгорячённого человеческого тела, толпы… И прежде всего – молитва, молитвенный настрой души... Да, уже и тогда я умел молиться – не только знал заученные слова молитв, но и находил свои собственные слова, обращённые к Господу, – слова благодарности, просьбы, восхваления. – Господи, помоги, чтобы папу нашего не убило, не ранило, – шептал или мысленно говорил я, стоя на коленках, делая земной поклон и касаясь крутым еремеевским лобиком каменной плиты церковного пола... Вместе со всеми, кто стоит вокруг, ты поёшь «Верую» – и веруешь, не всё ещё понимаешь, но всей душой веруешь – и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, и в Духа Святаго, и в воскресение мёртвых, и во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь... А как трепетно ждёшь ты главной минуты литургии!.. И вот она – главная минута. Ты – впереди, но не из самых первых. Первые – младенцы и вообще маленькие, а ты уже большой, ты – исповедник.

http://pravoslavie.ru/36784.html

Кубенское. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевская теплая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1813 и 1816. Адрес: Вологодская обл., Вологодский р-н, с. Кубенское, ул. Ленина, д. 48 Координаты: 59.434493, 39.669049 Проезд:Находится в центре села, рядом с Ильинской Кубенской церковью. Сейчас в здании Дом культуры. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Теплый храм, бывший до устройства нынешнего, согласно описи 1803 года, имел следующее устройство. Он был каменный, во имя того же Великомученика Димитрия Солунскаго, как и теперешний храм, " об одном департаменте " , на нем одна глава покрыта белым железом. В святом алтаре престол " в указанную пропорцию " , одежда на нем шелковая, антиминс полотняный. На жертвеннике одежда бумажная, завеса у царских врат тоже бумажная. Предалтарный иконостас в один ярус; в нем было восемь икон, из которых на одной была риза серебряная, на одной медная, остальные без риз. В прочих местах храма были пять икон, из них две имели серебряные ризы. В трапезе было восемь икон, все без риз.К началу текущего столетия этот храм пришел в крайнюю ветхость. В конце 1811 года было предписано из Вологодской Духовной Консистории " кровлю на Димитриевской церкви сделать новую, а чтобы своды не промерзали, накласть на нее моху, или кожевеннаго сору " . На это предписание причт доносил Консистории, " что кровлю и своды по разным препятствиям в должный порядок привести невозможно, при том пол в оной церкви, стоящей на сыром месте, лежит почти на самой земле, который от того тлеет и преет, а от того и все в церкви находящееся, и потому, чтобы напрасно на нее иждивения не тратить, должно заняться переправкою всея ея вновь " . Губернский архитектор Фохт, осматривавший церковь, нашел ее крайне ветхою и требующею неотлагательного исправления. В силу этого, с самого начала 1813 года начались деятельные приготовления к устройству нового храма. В расходной книге за это время значится, что " по совету общественному крестьяне Федор Говорухин и Александр Мокрушин ездили в село Ильинское для осмотру церкви, издержали 23 рубля " . Ездили, очевидно, с целью с этого храма позаимствовать форму для своего, но где это село Ильинское (сёл с этим именем известно несколько) и как результаты осмотра отразились на устройстве Кубенского храма - неизвестно. Сараи для выделки кирпича, потребного на постройку, были сделаны еще в 1812 году, и на них уже производилась работа. Священником за это время был Феодор Остроумов, церковным старостой - крестьянин села Кубенского Стефан Петров Потанин, человек энергичный и распорядительный. Много хлопот и забот выпало на их долю за время построения храма, тем более что и в деньгах часто чувствовался недостаток, который приходилось восполнять усиленными сборами, а иногда и займами.

http://sobory.ru/article/?object=22962

На нашем берегу ночь была дремучая, такой густой тьмы я никогда в жизни не видела. На подходе к реке милиции было так много, что протиснуться к пристани было невозможно. На правый берег переправлялись на паромах, катерах, лодках. Немецкий самолет Юнкерс-87 " Штука " (сокращение от немецкого слова Sturzkampfflugzeug - самолет для штурмовки и и непосрественной поддержки войск) Призывников встречали военные и сразу отправляли на станцию. Мама моя с кумой вплавь хотели перебираться, но Волга так разволновалась, так расчувствовалась, словно знала, что в последний путь провожает, и женщины наши плыть не решились. Они долго шли по берегу, наткнулись на удильщика, он и перевёз преданную двоицу на берег расставаний. До станции шли несколько километров пешком, а там мама у самого эшелона перед погрузкой папу и отыскала. Проводила. Папа из вагона крикнул: «Ириша, только Томочке косы не стриги!» А в конце лета в праздник сретения Владимирской иконы Божьей Матери мы получили единственное письмо от папы. Он воевал под городом Великие Луки. Как папа наказал, продали всё: свиней, козу, кур, всю его одежду, только образ Богородицы берегли. Помню я маленькая совсем, а папа несёт меня на руках в громадный собор, что красовался на крутом волжском берегу. Я такой красоты как наш пятиглавый Покровский собор не забуду никогда. Пять вызолоченных куполов в солнечный день были видимы на 15-20 вёрст окрест. Рядом с царственным храмом красовалась церковь Живоначальной Троицы и колокольня. Эту нашу горделивую нарядность испоганили, маковки сорвали, иконы пожгли. Запах костра был странный, ладан напоминал, а дымовая завеса возносилась в небо и пахла смирной. Папа выменял у солдат икону Владимирской Божьей Матери, вот эту и бабушка показала на образ, который висит над моей кроватью с рожденья. В тот год осени почти не было, студеная зима подоспела рано. Около дома мы выкопали траншеи, женщины лопатами работали, а мы вёдрами таскали вымерзшую землю. За городом всем церковным клиросом рыли окопы, мама с подругами кирками и ломиками раскалывали землю, а мы вручную выкидывали обмерзлые земляные глыбы. Озябли, есть хотелось, а я всё мнила, что окоп мой папе достанется. А потом налетели «лаптёжники» и давай бомбить, гул от Юнкерсов ярый исходил, я от страха коченела. Рвануло рядом с блиндажом, в укрытие никто не успел. Маму отшвырнуло взрывной волной, а меня покорёжило, осколки попали в грудь, шею, и голову, а самый большой в косах запутался. Очнулась, а вокруг меня соседские ребятишки лежали, и родители вперемешку. Алый снег перемешался с грязью, и всё это каменело на глазах. Потом в госпитале меня подлечили, только ранение в грудь давало о себе знать, от попавшей слякоти сильнейшее нагноение образовалось, вылечить не могли. Раз в три дня мама сажала меня на санки и тащила на перевязку через обледеневшую Волгу на правый берег. Госпиталь на нашем берегу «лаптёжники» разбомбили сразу, как мама меня увезла домой. От врачебного дома осталась только дымок и кирпично-чёрная россыпь.

http://pravoslavie.ru/52204.html

Письма к клирикам. Феодоту, диакону Из книги преподобного Нила Синайского " Путь к добродетели " , изданной в серии «Письма о духовной жизни» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Феодоту, диакону Не надобно приходить в удивление от того, что бывает в жизни, потому что и с людьми трезвенными повсюду неразлучны искушения и от своих и от чужих. Поэтому и апостол, видя воздвигающиеся бури опасностей и боясь, чтобы некоторые из учеников не пришли от сего в смущение, сказал в своем послании: послал я к вам Тимофея, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено (1 Сол. 3, 3). Сказанное же им значит: такова жизнь наша, таков чин апостольского постановления — терпеть тысячи зол; так нам суждено, говорит апостол. Как товары выкладываются для того, чтобы продавались и покупались, так и апостольской жизни суждено, чтобы подвергаться злословию, злострадать, не иметь никакого отдыха; и те, которые трезвятся, не только не терпят от сего вреда, но еще приобретают большую выгоду. Ему же Сказано: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33, 2). Ибо стыдно для нас благословлять Бога при добром и молчать при горестном положении дел. Напротив того, тогда более должно благодарить, когда злостраждем, зная, что Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). Ему же Аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс. 51, 10), никогда не теряю блаженного упования. Сделаемся поэтому маслиною плодовитою, не в другом где-либо месте, не в язычестве, не в иудействе, не в зловредной ереси, но в дому Божии, то есть в вере и благочестии, потому что злочестивые, вне Церкви, напрасно приносят плод. Ему же Как для Иосифа начало было затруднительно, долгое время дела шли, казалось, вопреки обетованию, но впоследствии произошло большее ожидаемого, так и в деле крестном не вдруг, не пред началом и не в начале оказался полный успех, но сперва соблазн растет, и хотя совершилось нечто немногое ради чуда и для вразумления отваживавшихся на распятие Господа, однако же все это вскоре миновалось; потому что, если раздралась тогда завеса церковная, и камни распались, и солнце померкло, то все это было делом одного дня и многими предано забвению. После же того апостолы вскоре в бегстве, в гонении, подвергаясь нападениям, козням, таятся, скрываются, боятся и так проповедуют слово; а народ иудейский полновластно влечет, позорит, терзает верующих, и Распятый видит это и терпит. Но смотри, как после этого более солнца воссияло дело Церкви и объяло целую вселенную.

http://pravoslavie.ru/2701.html

Подпишитесь на наш Телеграм Семь текстов митрополита Антония Сурожского о кротости: от шока и непонимания к конкретным практикам Владимир Шалларь: 4 августа 2003 года отошел ко Господу пастырь, проповедник, богослов митрополит Антоний Сурожский, один из главных голосов Православия в современную эпоху. Наследие его огромно и охватывает множество тем. Сегодня в память о владыке Антонии мы предлагаем почитать семь его текстов о кротости — может быть, самой непонятной, самой скандальной, стыдной — самой Божественной, Христовой — добродетели. Тексты эти выстраиваются в некую лествицу: от отвержения кротости, шока и отвращения через непонимание, а что это такое вообще эта кротость, к конкретным практикам кротости. Домашний молитвослов митрополита Антония Порой, когда в беседах и проповедях митрополит Антоний обращался к слушателям, неожиданно у него вырывались слова молитвы, словно приоткрывалась завеса сокровенного разговора со своим Господом. Собрали некоторые моменты такого разговора. Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии Митрополит Антоний Сурожский: Царство Божие внутри нас — и мы не чувствуем этого. И это — предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. Священник Павел Адельгейм, обличитель безбожников и епископов, о милосердии и любви Владимир Шалларь: 10 лет назад 5 августа в собственном доме был убит протоиерей Павел Адельгейм. 1 августа ему бы исполнилось 85 лет. Жизнь и труды отца Павла крайне знаменательны для истории нашей страны: гонимый (арестованный и заключенный) в годы атеистической диктатуры — в годы «церковного возрождения» попавший из огня в полымя: растить и защищать хрупкую жизнь христианской общины — вот служение священника: и защищать надо было сначала (что понятно) от атеистов-гонителей, а потом (парадоксально, трагифарсово) — от православных епископов. Антисоборный, антилюбовный, антибратский, антихристианский принцип власти, господства — вот враг, изобличенный отцом Павлом — будь этот враг в явном обличии атеиста-гонителя, или в прелестном образе архипастыря Церкви.

http://blog.predanie.ru/article/teksty-a...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010