«И рече Ей Господь наш Иисус Христос, сын Божий, Спаситель мира сего: Гой еси ты, Мати Моя возлюбленная, госпоже Пресвятая Богородице, Дева Марие, и поведай Ми сон Свой, и что Ты еси во сне Своем видела про Меня?» Какое неблагоговейное отношение к Иисусу Христу и Матери Божией проглядывает в этом простонародном обращении: «гой еси ты», которое так и кажется выхваченным из древне – русских былин про могучих богатырей – дружинников князя Володимира Красного Солнышка, или из исторических народных песен времен монгольского ига и торжества Московского княжества над Золотою ордою и выделившимися от нее царствами Казанским и Астраханским. Это древне – русское обращение, не заключавшее в себе первоначально ничего обидного, впоследствии стало употребляться в народных присловьях и сказках, где приобрело мало-по-малу характер насмешки или презрения. Неуместное употребление этого выражения довольно ярко обнаруживает самозванство составителя «Сна». Господь в этом отрывке представляется расспрашивающим Свою Матерь о содержании будто бы виденного Ею сна. Сообразно ли с всеведением Божиим такое представление? Ничуть! Он, испытуяй сердца и утробы человеческие , Сердцеведец, нуждается ли в праздных расспросах, когда Он знает все – и прошедшее, и настоящее, и будущее в жизни созданного Им мира и людей, и знает даже то, о чем никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един , как сказал Сам Спаситель Своим ученикам ( Мф.24:36 )!.. Но продолжим «Сон». «И рече Ему Пресвятая Богородица: Как бы Тебя, Господа Моего Иисуса Христа, поимана бысть жидовьями и приведена бысть, связана и предана к жидам в руки, учеником Твоим, превозлюбленным другом, Иудою Искарютским, ценою 30 сребренниц; и предана бысть в руце к Понтийскому Пилату, игемону, на распятие. И в третий день на кресте распяша на трех деревах, на кедре и на кипарисе и на певге, промежду двумя разбойвиками, на горе Голгофе, в руце и нозе его гвоздями пригвозденна. Един от воин прииде и копием в ребро прободоша, и абие изыде кровь и вода на исцеление всем православным христианам… Святым Никодимом пресвятое тело Твое со креста сняша, и благообразным Иосифом плащаницею чистою обмыв, во гробе положен и в землю погребен: солнце померкло, луна кровию предася, небо и земля потрясеся, церковная завеса раздрася надвое, сверху и до низу, камение распася, гробы отверзошася, и мнози усопших телеса восташа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/slovo-mirya...

И самые оглашенные, т.е. готовящиеся к принятию христианской веры и крещения, исполняли все четыре рода покаяния, впрочем исполняли их хотя без ослабления, но не в одинаковой степени с кающимися. Один из древних писателей говорит: «всегда должно помнить, что оглашенные в вере проходили чрез многие степени. В древности не рождались, но делались христианами, и делались не скоро и не случайно, но постепенно, по прошествии некоторого определенного для сего времени. Так точно животным, чтобы от начала своего зачатия до рождения развиться, принять свой настоящий вид и выйти на свет, требуется больше времени, чем неодушевленным предметам. Если же кому-нибудь свет, от Бога происходящий, внушит мысль быть христианином, тому прежде всего в уединении и в отдельном месте показываются и объясняются все обманы и суеверия его прежнего язычества. Но к слушанию Божественных и истинных поучений, преподаваемых верным, таковой оглашенный не допускается, и проходит степень покаяния, как плачущие. Потом уже позволялось ему являться к слушанию поучений христианской веры; и все находящиеся в сем состоянии назывались слушающими. Затем оглашенный проходил третью степень, где позволялось ему участвовать во всех тех молитвах, которые установлены для оглашенных третьего разряда, и право преклонять колена в самой церкви. Наконец, по прохождении сих трех степеней, оглашенный, по общему обычаю, переводится в число избранных или стоящих с верными и после всего этого он вместе с другими омывается св. крещением». Избранными некогда назывались те, кои, пройдя все катехизические и огласительные испытания и представив доказательство своего истинного благочестия, отделялись от прочих оглашенных и считались, по усмотрению священноначальников, достойными крещения, которое рано или поздно и принимали. §11. Моления в притворе Внутренний притвор назначается не только для стояния оглашенных или кающихся, но он необходим и для совершения некоторых молитвословий церковных. Так, в притворе поется лития на вечерни; в обителях, по монашескому чину, читаются девятый час, повечерие, полунощница и первый час, как повелевают уставы сих молитвословий. Церковь , как бы в образе кающихся, смиряясь перед Богом и испрашивая Его помилования, совершает на вечерне литию вместе с оглашенными и кающимися: об этом пространнее будет сказано на своем месте. Но монахи, как большему подвигу покаяния себя посвятившие и являющие в себе преимущественное смирение, кроме литии, в тот же внутренний притвор исходят совершать девятый час и повечерие на вечерни, полунощницу и первый час на утрени; и эти молитвословия, как и лития, совершаются вместе с кающимися и оглашенными. Завеса в западных дверях

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном. В алтаре также хранятся дикирий и трикирий , употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды . Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе – Божеское и человеческое. Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу. Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения. С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение. Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом . В иконостасе имеются три двери , или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Когда именно восташа телеса усопших святых и когда внидоша во святый град, и явишася мнозем? Восстали тотчас по смерти Господа на кресте. Ибо, когда Иисус, возопив гласом велиим, испусти дух и когда вследствие сего завеса церковная раздрася, земля потрясеся, камение распадеся, – в то же время, по свидетельству евангелиста, и гроби отверзошася, и многа телеса усопших святых восташа. Но исшествие из гробов, вшествие во святой град и явление многим, по указанию евангелиста, последовало не вдруг по смерти Господа, а после – по Его преславном воскресении. Здесь опять не без тайны. Смерть Господа представляется как бы великим ударом громовым, который раздался посему миру, привел в сотрясение всю землю, сокрушил твердыни адовы и пробудил почивавшие в сердце земли телеса святых; и вот, они восстали, разрешились от уз смерти, но всю полноту обновленной жизни восприяли не прежде, как по воскресении и от воскресения Господа, да будет Он, по выражению апостола, во всем первенствуя. Кому являлись воскресшие святые? Мнозем, ответствует евангелист; а кому именно – опять не указывает; может быть, потому, что число удостоившихся явления было очень велико, а имена их не так примечательны. В самом деле, не видно, чтобы восставшие святые являлись, например, апостолам. Много ли бы для них значило сие явление, когда они несколько раз имели счастие видеть Самого воскресшего Учителя своего? Подобное, кажется, должно сказать и о всех прочих, удостоившихся видеть Самого Господа по Его воскресении. Воскресшие святые, вероятно, должны были явлением своим заменить Его явление; посему, кому являлся Он Сам, тому не являлись уже они. И Он Сам являлся многим; ибо в последний раз явился, по свидетельству Павла, более пятисот братиям, но воскресшие праведники, может быть, являлись еще множайшим из последователей Господа; так что все имевшие нужду в скорейшем свидетельстве о воскресении Его прияли оное от совоскресших с Ним. А может быть, удостоились сего свидетельства и некоторые из неверовавших дотоле в Господа, но имевших в душе расположенность к вере, подобно тому как еще высшая милость оказана потом – в особенном, чрезвычайном виде – Савлу.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Мы знаем об особенной любви Государя к древнерусскому искусству. В начале XX века государь император повелел создать комитет попечительства о русской иконописи. Его основная задача – сохранить в иконописи плодотворное влияние образцов византийской древности и русской старины, установить деятельные связи между официальной церковной и народной иконописью. Когда государя благодарили за его державное покровительство русской иконописи, говорили, что мы надеемся видеть поворот в современном русском иконописании к древним освященным веками образцам. Это было так важно для России! Сегодня многие стараются писать по канону, видят настоящую икону только в подлинниках XV-XVI веков. До открытия русской иконы в начале XX столетия этого не было в нашей Церкви. Хочется вспомнить слова отца Павла Флоренского: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крылья, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы,- а то, что он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» Горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер Горних.» Русская икона – наше великое сокровище. Трубецкой писал, что когда мы проникаем в тайну художественных и мистических созерцаний, то открытие икон озаряет светом не только прошлое, но и настоящее, а более того – будущее. Открыть – значит, многое понять для нас о том, что происходит в русской душе. А открыть его - значит, понять, какие богатства, какие еще неявленные современному миру возможности таятся в русской душе. Мы в начале этого пути. Трудно, но Россия идет к своему возрождению и прозвучит то слово, которое Россия должна сказать миру, о чем говорил Достоевский.

http://radonezh.ru/2023/05/19/vozzreniem...

Насажденное в краниеве месте Древо сущаго живота, на немже содела спасение Превечный Царь 15 посреде земли, возносимо днесь, освящает мира концы, и обновляется Воскресения дом 16 . Радуются Ангели на Небеси, и веселятся человецы на земли, Давидски вопиюще и глаголюще: возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ног Его, яко свято есть, подаяй 17 миру велию милость. Преобразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах пременены руки сотвори. Егоже, Спасе, мы днесь возносяще взываем: даруй христолюбивому царю победы, яко Константину – одоление. Глас 2: Божественное сокровище в земли скрываемо – Жизнодавца Крест – на небесех показася царю благочестивому 18 , и победы на враги подписание являет разумно 19 . Егоже 20 радуяся, верою и любовию, божественно востек к высоте зрения 21 , тщанием же того 22 от земных недр изнесе во избавление мира и спасение душ наших. Рук пременение патриарха Иакова на благословение чад державное Креста Твоего предъявляше 23 знамение: егоже мы держаще тверда хранителя 24 , демонския всемощно отгоним полки, и Велиарову гордыню в нем низлагаем 25 , враждебнейшаго Амалика побеждаем всегубительную силу. Того и ныне возносима благочестивомудренно вернии во очищение грехов Твоей благости, во многомножайшем гласе вопиюще, приносим: «Господи, помилуй!» 26 Из Девы воплотивыйся, ущедри рук Твоих, Блаже, мудрое создание. Ты мой покров державен еси, тричастный Кресте Христов: освяти мя силою твоею, да верою и любовию покланяюся и славлю тя. Глас 4: Восплещем днесь песненное торжество и светлым лицем и языком ясно возопиим: нас ради, Христе, суд приемый, и оплевания, и раны, и червленицею одеявыйся, и на Крест возшед, Егоже видевше солнце и луна свет скрыша, и страхом земля колебашеся, и завеса церковная раздрася на двое. Ты и ныне даруй Крест Твой Честный нам блюстителя и хранителя, и прогонителя демонов, яко да вси облобызающе вопием ему: спаси ны, Кресте, силою твоею, освяти ны светлостию твоею, Честный Кресте, и укрепи ны воздвижением твоим: яко свет нам дарован еси и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

- О, здесь важно всё. Пример всей его жизни ведёт к спасению души. От него исходили внимание, необыкновенная теплота и любовь. Он любил людей и всегда прощал; примеров этому знаю немало. Молитва его была необычайно сильной. Что ни попросишь батюшку, обязательно поможет. Страх какой-то, тяжесть рассеиваются сразу, как будто их и не было. Таких случаев много и у себя помню, и у других людей. Вся жизнь его примером для нас служила и служит. Сейчас, может быть, даже ещё больше. - Недавно я посетила организованную вами юбилейную выставку в Самарской Духовной семинарии и обратила внимание, что одной из духовных дочерей Митрополита Иоанна была учёный с мировым именем Наталья Петровна Бехтерева - внучка выдающегося учёного-нейрохирурга Владимира Михайловича Бехтерева. Недавно на его родине - в г. Елабуге в Татарии - открыт музей в его честь. В этом списке также Игорь Тальков, Александр Руцкой и другие известные люди. - Да, конечно, у него было очень много духовных чад. Наталья Бехтерева несколько раз приезжала в Петербурге к Владыке. Люди к нему шли и ехали. Особенно когда завеса приоткрылась, хлынул целый поток писем! Благодарных, с вопросами исповедального характера. И часто от людей, совершенно далёких от церкви. Это было время подъёма, некоей встряски спящих людей. - А чему прежде всего Владыка Иоанн наставлял свою паству? - Смирению. Он подчеркивал: " Матерь Божия избавляет от великих бед и зол благонравныя и Бога боящиеся рабы Своя " . - Служение в Петербурге, вероятно, требовало немалого приложения сил Митрополита Иоанна? - Круг его архиерейских обязанностей в Петербурге был тем же, что и в Самаре, но масштаб уже другой, потому что епархия гораздо больше. Да и начинался период передачи храмов Русской Православной Церкви. Порой противостояние между епархией и комитетом по имуществу по каким-либо вопросам было очень тяжким и долгим: всё церковное отдавалось очень неохотно. И чтобы что-то получить, Владыке приходилось прилагать огромные усилия и зачастую действовать через депутатов. При этом не хватало людей грамотных, опытных, знающих суть дела. Например, чтобы установить уже готовый золочёный крест на Казанском соборе в Петербурге, в течение целого года проводились десятки совещаний. Всё это требовало времени, большого напряжения сил и здоровья.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

По материалам сайта Информационный портал города Торопец. Галашевич А.А. Торопец и его окрестности. - М., 1972. hram-tver.narod.ru Большую оригинальность придавали интерьеру церкви лепные композиции. Они вообще, как правило, повторяются по своей тематике в разных храмах: на своде- изображение благословляющего Саваофа в облаках, на восточной стене основного объема - приподнятая завеса, поддерживаемая летящими ангелами с характерной декорировкой стен над ней в виде языков пламени; наконец, на западной стене алтаря над дверным проемом в храм обычно изображался балдахин с приподнятой завесой (см. то же и в интерьере 1760-х гг. храма Успения в Торопце). Также представляет интерес изображение двух ангелов, поддерживающих корону - характерная черта в навершии царских врат в XVIII в. Не знаю, как сейчас, а вот на фото 1984 г. как раз эта деталь была еще в приличной сохранности. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Ч.I. М., 2002 Церковь Рождества Иоанна Предтечи, каменная, построена в 1704 году. Вначале принадлежала Иоанновскому женскому монастырю, впервые упомянутому в писцовой книге 1540 года. В 1764 году монастырь был закрыт, а церковь превращена в приходскую. Имела два престола: главный - во имя Рождества святого пророка Предтечи Иоанна Крестителя, придельный - в честь Рождества Христова. На отдельно стоящей колокольне, к которой примыкала каменная сторожка, висело 5 колоколов. На самом большом из них, весом 42 пуда, имелась надпись: «Усердием церковного старосты Николая Васильева Кудина с прихожанами 1879 г. мая 15 дня лит в заводе Потомственного почетного гражданина У.Д. Финляндского в г. Москве». Церковь имела неприкосновенного капитала 692 рубля и 3 десятины земли в пользу причта, состоявшего до 1874 года из священника и псаломщика. В 1876 году храм был приписан к Спасо-Преображенской церкви. Источник: Орлов В. Храмы Псковской земли. - Великие Луки, 2009. Комментарии и обсуждение Храм Иоанна Предтечи построен в 1703-1704 годах в Иоанновском женском монастыре (известен с 1540 года). После упразднения монастыря (1764) храм стал приходским, а с 1876 года был приписан к Преображенскому храму. В советское время закрыт и разрушен. Немного восстановлен в 1980-е как федеральный памятник архитектуры.

http://sobory.ru/article/?object=04359

Почему Христос, исцелив прокаженного, отправляет его с суровым предупреждением: «Смотри, никому ничего не говори»? Разве не учит нас Церковь, что Христос Своими чудесами доказывал, что Он Бог? Разве не было бы это Его лучшей миссионерской проповедью? Юрий Полухин, г. Ставрополь Всегда мы видим в Евангелии то же правило «тайны Мессии». Да, чудеса свидетельствуют о Его Божественности. Но нельзя думать, будто Он старался прежде всего «явить Свою силу», «показать, Кто Он». Напротив, Господь намеренно скрывает Свое достоинство, и требует, чтобы не говорили о Его чудесах. И этот суровый запрет относительно Своей тайны Господь сохраняет до часа Крестных страданий. Он напоминает об этом апостолу Петру после исповедания им своей веры в Кесарии Филипповой (Лк. 9, 21). Здесь еще одно доказательство подлинности Евангелия: если бы эта книга была сочинена такими восторженными последователями Христа, которые в апологетических целях были бы готовы на любые преувеличения, они подчеркивали бы только славу, силу, ослепительные Божественные явления Своего Учителя. Но вот урок для нашего современного миссионерства, для нашей проповеди внешнему миру: истинный Бог не хочет, чтобы Ему придавали такой ослепительный образ. Прежде всего Ему надо, чтобы Церковь изо всех сил противостояла попытке утверждения в мире греха как нормы, чтобы люди узнали тайну покаяния. Не напрасно же апостол Петр скажет потом: крещение есть обещание Богу доброй совести, которое спасает нас воскресением Христовым (1 Петр. 3, 21). Обратите внимание, что Христос называет Себя «Сыном Божиим», только когда речь идет о Его Крестных страданиях, перед судом, осуждающим Его на смерть, когда уже нет никаких препятствий для утверждения тайны Его Божественной Личности. Когда все мечты о человеческом и политическом величии стали поистине тщетными. Прежде чем возвратиться Крестом к Себе, к Богу, Он должен придти к тем, кто противоположен Ему, предельно противоположен — там, где царствует бесчестие, проклятие, смерть. Дойдя до Креста, Он преодолевает всякое расстояние между Собой и людьми. Он — рядом с теми, кому было даже запрещено прикосновение к священному. Во Христе Божественная жизнь предлагается тем, кто безнадежно удален от Бога. Вот почему церковная завеса раздирается от верхнего края до нижнего. Она возвещает нам, что Бог совершает на Голгофе Свой исход. В этом Распятом Бог становится доступным всем. И ту же тайну приоткрывает Сам Христос. Он — переход от людей к Богу Отцу. Он — Красные Ворота (Деян. 3, 4), через которые можно пройти даром. Этими Вратами входит в рай разбойник благоразумный.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Приведенная стихира посвящена одному из ветхозаветных прообразов Животворящего Креста. Во время сражения с амалекитянами Моисей поднялся на гору, где молился с воздетыми руками. Пока его руки были подняты, побеждал Божий народ, когда же он их опускал — происходило обратное. Видя это, Аарон и Ор, сопровождавшие пророка, стали поддерживать его руки (ср. Исх. 17, 8–13). В данном библейском фрагменте экзегеты склонны видеть аллюзию на Крест Спасителя. Так, святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Смотри же, как образ был дан через Моисея, а истина явилась через Иисуса Христа… Когда пришел Христос, то Он Сам распростер Свои руки на кресте» . И если молитва бытописца спасла от поражения в земной борьбе, то Голгофская жертва является спасением для всего человечества, несмотря ни на положение, ни на духовное состояние, национальную принадлежность и т.д., о чем прямо говорится в рассматриваемом гимнографическом тексте. Автор стихиры использует следующие характеристики того, чем является крест верному последователю Спасителя: «похвало» («честь, слава» ), «утверждение» («охрана, защита» ) , уже использованное выше «удобрение, поборниче» («заступник» ), «спасителю» (δισωσμα — «сохранение» ). «Восплещем днесь песненное торжество…» Если в стихирах на «Господи, воззвах» гимнограф обращается ко Христу и его Кресту, в стихире на литии — к нам, верующим, пришедшим на праздник воздать славу Спасителю: «Восплещем днесь песненное торжество, и светлым лицем и языком ясно возопиим: нас ради, Христе, суд приемый, и оплевания, и раны, и червленицею одеявыйся, и на Крест возшед, егоже видевше, солнце и луна свет скрыша, и страхом земля колебашеся, и завеса церковная раздрася на двое: Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам, блюстителя и хранителя и прогонителя демонов, яко да вси, облобызающе, вопием ему: спаси ны, Кресте, силою твоею, освяти ны светлостию твоею, честный Кресте, и укрепи ны воздвижением твоим, яко свет нам дарован еси, и спасение душ наших» . В уста всех верующих влагаются слова о величии жертвы Христа, тех унижений, испытаний и страданий, которые Он претерпел ради спасения всего мира. В стихире пересказываются евангельское описание окончания земной жизни Иисуса. Крест выступает нашим заступником, с помощью которого происходит возрастание и духовная борьба человека. «Освяти ны светлостию твоею», то есть покрой славой искупительной жертвы .

http://pravoslavie.ru/141971.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010