Предание Церкви находится в идеале благоразумия и согласия, conspiratio pastorum et fidelium , в своего рода святоотеческом φρνημα. Модернистский кризис в Католической Церкви, тем не менее, укрепил положение о том, что божественный депозит веры был передан Христовой Невесте, но под Церковью почти единодушно понимается магистериум и сам «верховный магистр» на земле. Догматическая Конституция веры Dei Filius Первого Ватиканского собора (24 апреля 1870 г.) провозгласит, что надо уверовать во все то, что содержится в «письменном и переданном Слове Божьем, и что Церковь предписывает торжественным решением или магистериумом » ( DH 3011). Тема истории догматов и развития преданий была закрыта епископами Рима провозглашением трех новых догматов: в 1854 г. — о непорочном зачатии Богородицы, в 1870 г. — о непогрешимости римского епископа в вопросах догмы и морали, произнесенных с кафедры, и в 1950 г. — о телесном вознесении Богородицы. Последний упомянутый год представляет собой завершающую точку исторического эссе Конгара о Предании и преданиях Церкви. 2. Основные характеристики богословия Предания Ива Конгара К чему сводилась бы моя вера в Святую Троицу без Афанасия и Никеи? Выбор Конгаром конкретных личностей и исторических событий в качестве ориентиров для анализа развития богословия Предания сам по себе указывает на ключевые предпосылки его богословия Предания. Начиная с ветхозаветных взглядов на эту категорию и вплоть до середины ХХ века наблюдается значительное количество концепций Предания. Конгар делит их на шесть основных этапов (Ветхий и Новый Заветы; отцы ранней Церкви; Средние века; Реформация; Тридентский собор и посттридентское богословие; магистериум от Тридента до 1950 года), которые отмежеваются не только хронологически. Эти периоды проявляют определенную экклезиологическую основу, которую наш автор анализирует и проблемно представляет в богословском эссе, втором томе своего капитального исследования «Предание и предания», а в сжатой и прямой форме, без обширного критического аппарата, в книге «Предание и жизнь Церкви».

http://bogoslov.ru/article/6193916

Решительная реформа армии, реформатирование остатков научного потенциала, перетряхивание системы высшего образования, признание печальным состояния тяжелой и оборонной промышленности, а также громкие призывы к «инновациям», «модернизациям» и «нанотехнологиям» - все это показывает, что власть, наконец, начинает осознавать, что новый «фазовый переход» нашего общества неизбежен и пытается сработать на опережение в меру своего понимания того, что нужно (или можно?) менять. Возможно, как это считает Руслан Сабуров/6/, мы только вступаем в завершающую стадию Андроповского проекта по глубинной аннигиляции Советского Союза бывшей партийной номенклатурой, но, возможно, то, что мы наблюдаем, есть накопление тектонических сил перед грандиозным преобразованием Российской Федерации в совершенно новое государственное образование. И в этой связи хочется обратить внимание на самое главное, что мы приобрели: 1) 19 мая 2007 года после воссоединения с относительно малочисленной, но разнесенной по всему миру Зарубежной Церковью (РПЦЗ), Русская Православная Церковь стала глобальным фактором. Теперь голос души русского народа звучит на всех континентах и его не могут заглушить даже, казалось бы, всесильные СМИ. И к этому голосу вынуждены прислушиваться «старшие братья». Вот, например, в 2006 году действующий президент США даже поздравлял с 10-летием хиротонии секретаря Синода РПЦЗ епископа Манхэттенского Гавриила (Чемодакова)/8/. Этот факт можно рассматривать под разными углами зрения, но здесь мы хотели бы проиллюстрировать только одну мысль: высшая политическая власть США вынуждена считаться с присутствием на своей территории Русской Православной Церкви. А это значит, что отныне проповедь Православия по-русски слышна по всему миру. 2) Народ нашей страны постепенно очищается от атеизма. Недавнее всенародное неофициальное празднование Крещения Господня: когда тысячи простых москви чей окунались в 37 «иорданей» при минус 20 градусах мороза и даже, кажется, заслужили быть внесенными в книгу рекордов Гиннеса за массовое купание при рекордно низкой температуре - может служить хоть и анекдотическим, но ярким индикатором этого процесса. Даже нынешняя коммунистическая партия РФ считает своим долгом публично демонстрировать свою приверженность Вере предков и дистанцироваться от патологического атеизма своих отцов-основателей.

http://ruskline.ru/analitika/2010/03/17/...

А. Щипков: Владыка, нельзя ли чуть подробнее рассказать, что происходило в Стамбуле? С какой целью собирались Предстоятели Православных Церквей? Какие были приняты решения по Украине и не только по Украине? Митрополит Иларион: Во-первых, Предстоятели Церквей собирались для того, чтобы определить, как готовиться к Всеправославному Собору. Всеправославный Собор — это проект, который существует уже более 50 лет. Подготовка к нему ведется с 1961 года. После минувшего собрания Предстоятелей эта подготовка вступила в завершающую стадию, то есть, если ничто этому не воспрепятствует, если документы, которые готовились к Собору, будут доработаны за оставшееся время, то сам Собор может пройти уже в 2016 году. Собственно, об этом и говорили между собой Предстоятели Поместных Православных Церквей. А. Щипков: Это будет грандиозное событие. С Вашего позволения мы вернемся опять на Украину. Часто говорят, что Украинская Православная Церковь может отколоться от Русской Православной Церкви. Каковы на сегодняшний день их взаимоотношения? Это две равные структуры или одна Церковь? Как разобраться в этой ситуации? Митрополит Иларион: Чтобы нашим телезрителям объяснить максимально доступно, я бы сказал так: Русская Православная Церковь объединяет верующих и России, и Украины, и Белоруссии, и Молдавии, и целого ряда других государств. Но в некоторых из этих государств местная Церковь имеет самоуправляемый статус. Это значит, что, например, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата входит в Русскую Православную Церковь, но имеет самоуправляемый статус. Она самостоятельно избирает своего Предстоятеля — митрополита Киевского и всея Украины, — и всех своих архиереев без согласования с Москвой, она полностью независима как финансово, так и в административном отношении. Та связь, которая сохраняется, — это духовная связь. Она заключается в том, что за богослужением поминается Патриарх Московский и всея Руси как Предстоятель единой Русской Православной Церкви, а уже следом за ним поминается митрополит Киевский. Еще одна, скорее символическая, связь заключается в том, что после того, как епископат Украинской Церкви избирает своего Предстоятеля, это избрание утверждает Патриарх Московский и всея Руси. Вот собственно и все, в чем заключается эта связь.

http://patriarchia.ru/db/text/3612204.ht...

Вскоре Пархем основал еще одну школу, откуда весть о проповеди «полного Евангелия» разнеслась уже по всему миру. «Именно в эту школу пришел учащийся, которому суждено было стать вторым важнейшим лицом истории пятидесятничества, им был В.Д.Сеймур, рукоположенный служитель-негр» 28 . В 1906 году Сеймур направился в Калифорнию, где его приглашают пастором в негритянскую общину «святости» в Лос-Анджелесе, здесь он начинает проповедовать «третье благословение» и глоссолалию. Конгрегация отлучает его, изгоняет из общины, ибо ожидала от него совсем не такой проповеди . Сеймур продолжает проповедовать в заброшенном здании методистской церкви на улице Азуза. Очередная волна протестантского пробуждения продолжалась три года. Со всей страны сюда съезжались люди, испытавшие здесь крещение Святым Духом, многие из них впоследствии стали основателями пятидесятнических церквей не только в США, но и в Скандинавии, Англии, Индии, Чили. Десятки репортеров непрестанно сообщали о происходящем здесь всему миру. Так было положено начало современному движению пятидесятников. 8. Пятидесятники в США В настоящее время общая численность пятидесятников во всем мире составляет более 50 миллионов человек, которые проживают в 90 странах. Только в США их более 5 миллионов, объединившихся в 120 самостоятельных пятидесятнических церквей. Хотя строгой классификации этих церквей не существует, их все же можно разделить по ряду догматических и национальных признаков. На сегодняшний день в Америке существуют такие крупные пятидесятнические церкви, как Церковь Бога (г.Кливленд, штат Огайо) – 400 тыс. членов, Пророческая церковь Бога – 80 тыс., Пророческая церковь (г.Хантевили, штат Алабама) – 80 тыс. и другие. Все эти объединения в своем учении придерживаются трех ступеней духовного роста: обращение, возрождение, крещение Духом Святым. Все они вышли из церквей «святости», признав в крещении Духом Святым завершающую ступень духовного возрождения. Кроме того, существуют также церкви, которые тоже состояли в движении «святых», но впоследствии отошли, разделив воззрения пятидесятников, причем они признают не три, а две ступени духовного возрождения: обращение и крещение Духом Святым. К ним относятся церковь Ассамблея Бога – 150 тыс. человек, Международная церковь четырехугольного (четырехстороннего) Евангелия – 80 тыс., Независимая ассамблея Бога – 90 тыс. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Богословские труды протоиерея Сергия Булгакова можно классифицировать следующим образом: 1) пастырские сочинения в форме проповедей и поучений, которые приведены были ранее; 2) богословские книги и статьи с ярко выраженной экуменической направленностью, которые мы рассмотрим в главе об экуменической деятельности отца Сергия; 3) богословские труды, характеризующие основные положения так называемой «богословской системы» протоиерея Сергия Булгакова , которыми мы теперь и займемся. Эти труды можно, в свою очередь, разбить на две группы: I. Две фундаментальные трилогии: 1 . 1) Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. 1927 (164); 2) Друг Жениха. О православном почитании Предтечи. 1927 (165); 3) Лествица Иаковля. Об ангелах. 1929 (183). 2 . 1) Агнец Божий. О Богочеловечестве. Часть I. 1933 (232); 2) Утешитель. О Богочеловечестве. Часть II. 1936 (270); 3) Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть III. 1945 (313). К этим трилогиям можно присоединить еще 2 книги: 1) Святые Петр и Иоанн. Два первоапостола. 1926 (163), предваряющую первую трилогию, и 2) Апокалипсис Иоанна. (Опыт догматического истолкования). 1948 (321), завершающую вторую трилогию. II. Книги и статьи, посвященные различным догматическим, церковно-историческим, евангельским темам и т. п. I В книге «Святые Петр и Иоанн» протоиерей Сергий Булгаков последовательно, с исчерпывающей полнотой исследует вопрос о примате авторитета апостола Петра и примате любви апостола Иоанна. С первого дня своего служения Христу Петр является несомненным первостоятелем среди апостолов, первоапостолом, выражающим исповедание веры, силу и духовный авторитет от лица всего собора апостолов, в соединении с ним, но не единолично. Из всех слов Спасителя, обращенных к Петру и апостолам, ясно следует, что идет речь не о примате власти, а о примате авторитета. Самоотверженное и грандиозное по масштабам благовествование святого Павла, призванного на апостольское служение Самим Спасителем, представляет границу примата Петра. Оба они первоверховные апостолы, взаимно дополняющие друг друга. Образ святого Иоанна, как первоапостола наряду с Петром, выводится из всего содержания Евангелия. Иоанн – боговдохновенный автор дивного пролога Евангелия, первый – вместе с Андреем – призванный Христом апостол, принявший в свое сердце Божественные глаголы Учителя и сохранивший для всего христианского мира навеки речи Христа, Его учение о Себе, об Отце, о Духе Утешителе, прощальную беседу Спасителя, Его первосвященническую молитву, бесстрашно сопутствовавший Христу – единственный из апостолов – вплоть до Голгофы. Этот ученик поистине есть первоапостол. Его, единственного девственника, усыновил Распятый Спаситель Своей Пречистой Матери, Царице Неба и земли, и в его лице усыновил Ей весь апостольский лик и весь человеческий род.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Здесь уместно и даже необходимо подчеркнуть, что под эсхатологией мы разумеем не только главу, обычно завершающую школьные курсы богословия и почти целиком посвященную судьбам человеческой души после ее выхода из смертного тела. Эта футуристическая и индивидуалистическая редукция эсхатологии – действительно один из крупнейших недостатков нашего послеотеческого богословия, худший плод длительного «западного пленения». Эсхатология в ее истинном понимании – не столько отдельная «глава» или «доктрина» (которая, будучи отличной от всех других христианских «доктрин», может и должна рассматриваться сама по себе), сколько неотъемлемое измерение самой христианской веры и опыта и, следовательно, христианского богословия во всей его целостности. Христианская вера по сути своей эсхатологична, ибо события, которые ее породили и которые являются ее «объектом», равно как и «содержанием» – жизнь, смерть, Воскресение и Вознесение во славе Иисуса Христа, сошествие Духа Святого и основание Церкви, – видятся и переживаются в ней не только как цель и завершение истории спасения, но еще и как начало и дар новой жизни, содержание которой – в Царстве Божием, и содержание это есть знание Бога, общение с Ним, возможность, находясь еще в «мире сем», вкусить «радости, мира и правды» мира «грядущего» и реально участвовать в них. Таким образом, эсхатология, будучи основной отправной точкой христианской веры как таковой, пронизывает все христианское богословие и, по сути дела, является залогом самой возможности богословия, то есть преобразования наших человеческих и потому безнадежно ограниченных слов в theoprepeis logoi (богоприличные слова), верно выражающие вечно трансцендентную Божественную Истину. И еще одно: именно эсхатология, утверждая истинное понимание Церкви и мира, раскрывает и природу их отношения друг к другу. И в первую очередь она раскрывает Церковь как эпифанию, как явление, присутствие и дар Царства Божия, как его «Таинство» в этом мире. Кроме того, Церковь в целом – и как «институт», и как «жизнь» – эсхатологична, ибо не имеет иного основания, иного содержания, иной цели, кроме раскрытия трансцендентной реальности Царства Божия и приобщения к ней. В ней нет разделения на «институт» и «жизнь»: как институт, она – символ Царства, как жизнь, она – Таинство Царства, исполнение символа в реальности, опыте, общении. Будучи в «мире сем» (in statu viae), она живет своим опытом «мира грядущего», которому уже принадлежит и в котором она уже «дома» (in statu patriae).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Взлет иконографии прервался в XVII веке, и этот факт несет тяжелую ответственность за судьбу современного искусства. В самой безысходности этого искусства – страстное ожидание чуда, непредсказуемого, как всякое чудо. Оно может совершиться через чистый взгляд святого: в пригоршне земли он видит огненную печать Духа, Который некогда вылепил из праха земного лицо первого человека, чтобы тот мог встретиться взором с сиянием божественного взгляда. Современная иконная мудрость больше, чем когда–либо, призвана обрести творческую мощь древних иконописцев и вырваться из застывшего искусства «копиистов». Мир потерял всякий стиль как выражение общечеловеческого начала и духовной общности душ, но образ Божий предписывает сегодня свой стиль восприятия нашего времени в свете Божием. Сможет ли икона, верная своим истокам и как частица эона Пятидесятницы, завершить свой священный путь благовестием Парусии и явлением человеческого лица Троичного Бога? Сегодня литургия убедительнее, чем ранее, указывает нам: искусство умирает не потому, что оно есть дитя своего века, а потому, что не выполняет своей священной миссии – быть богоносным, вместо обманутых и погребенных надежд утвердить икону, Вестницу Присутствия, радужную софийную Красоту Церкви. Лик этой красоты – человеческий: с одной стороны, это Лик Богочеловека, с другой, она – Жена, облеченная в солнце, «всех скорбящих Радость», неиссякаемый Источник незаходимой нежности, «утоляющая всякую печаль». Часть II. Священное Глава 1. Библейская и святоотеческая космология Библейское повествование о творении мира описывает его постепенность и завершающую кульминацию – сотворение человека. Человек предстает здесь как завершение, как центр, в котором сходятся все уровни бытия. Этим положением человека объясняется нормативность подчинения ему природы как своему космическому логосу, своей множественной ипостаси. Человек «возделывает» природу, дает имена существам и вещам, «очеловечивает» их. Его непосредственная связь с Творцом – основная составляющая его бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Отец Кирилл совершил первую панихиду по скончавшемся святителе Афанасии 50 и затем участвовал в отпевании епископа-исповедника. В связи с этим он отметил: “Должен сказать, что это были не похороны, а праздник. У всех было умиротворение на душе” 51 . В день его кончины 28 октября до его канонизации отец Кирилл всегда совершал панихиды в крипте Успенского собора Лавры в храме во имя Всех святых в земле Российстей просиявших 52 . При этом пел хор под управлением архимандрита Матфея (†2009). В 2000 году святитель Афанасий был канонизован; в открытии его святых мощей по приглашению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия участвовал отец Кирилл. Особое значение в жизни архимандрита Кирилла имело постоянное чтение Священного Писания. Во время войны он однажды нашёл в развалинах разрушенного города Святое Евангелие, обгоревшее, отсыревшее и с порванными листами. Чтение Книги Жизни укрепляло солдата во время военных действий и продолжало оставаться постоянной потребностью всё последующее время. В 80–90-е годы в келье отца Кирилла проходили чтения Библии. Чтение начиналось в 21.00 и длились около часа. Затем некоторое время спустя они переместились в помещение под Трапезным храмом. На чтения приходили все желающие: студенты духовной школы, преподаватели, братия Лавры. С приближением времени все собирались и келейник или сам отец Кирилл приглашал. Вначале читалась молитва, все садились. Отец Кирилл садился в кресло и начинал читать. Встречающиеся малопонятные места он пояснял. Присутствующие могли задавать вопросы, если им было что-то непонятно. Около 22.00 чтение заканчивалось, все вставали и отец Кирилл читал завершающую молитву. Келейник приносил после этого бутерброды. Так заканчивалось чтение. Во время совершения Литургии при пении Символа веры он, стоя у престола, мог прочитать несколько строк из Святого Евангелия, которое имел в кармане. В конце статьи, посвящённой Троице-Сергиевой Лавре и опубликованной в Журнале Московской Патриархии, отец Кирилл “советует всем православным больше читать Евангелие” 53 . В одной из своих проповедей, произнесённой в 1962 году, он обращается к слушающим: “Брали ли вы в свои руки Святое Евангелие с той целью, чтобы проверить, по тому ли пути вы идёте, какой в нём указан Господом нашим Иисусом Христом? Если вы этого не делаете, то вы совершаете роковую ошибку, гибельную для вас” 54 .

http://pravmir.ru/lavrskiy-duhovnik-arhi...

Госдепапизм действует напористо и изощрённо. В частности, для разрушения единства Православия он уже давно использует, образно говоря, своих подручных – малых Великих Инквизиторов, то есть, так называемых Вселенских Патриархов, находящихся на его содержании. Таким малым Великим Инквизитором, без сомнения, является нынешний Вселенский Патриарх Варфоломей. По отмашке госдепапизма он начал завершающую стадию операции по расколу Православия на Украине. Когда я узнал о преступных неканонических решениях, принятых Патриархом Варфоломеем по Украине, то, честно говоря, обрадовался. Разумеется, – не решениям Вселенского Патриарха создать на Украине автокефалию, а тому, что теперь наступает полная ясность и происходит полное размежевание между подлинно православными и православными «фальшаками». Русское сознание не приемлет мути, оно всегда стремится к ясности и определённости. Кроме того, я был уверен, что наше церковное руководство во главе со Святейшим Патриархом Кириллом даст Патриарху Варфоломею и Константинопольскому Патриархату достойный и жёсткий ответ.  В скором времени так и случилось. И что мы видим теперь? – Мы видим всенародную поддержку нашего священноначалия. Только лишь немногочисленные отщепенцы, вроде всяческих «Эх Москвы» и оплывших «вселенским» жиром протодьяконов, испускают зловонные «шептунки». Но тем самым они лишь подчёркивают свою духовно-нравственную импотенцию и своё бесплодие. Может быть, пора уже снять с этих протухших крошек цахесов подрясники и надеть на них обычные малонародные пиджачки-лапсердачки? Крошки цахесы этого ужасно боятся, потому что в пиджачках-лапсердачках они станут не нужными никому (и прежде всего – их настоящим хозяевам).  На примере решений и действий Патриарха Варфоломея мы отчётливо видим – что происходит с людьми, которых «Бог лишает разума». Такие люди впадают в ослепляющую гордыню, которой уже ничем не исцелить. Поначалу может показаться, что они одерживают победу. Я, например, допускаю, что в ближайшее время раскольникам на Украине удастся «отжать» часть храмов и церковной собственности у канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Но эта мнимая победа окажется лишь началом их полного поражения. И непоколебимая позиция блаженнейшего митрополита Онуфрия, возглавляющего УПЦ МП, вселяет во всех верных чад Православной Церкви дополнительную уверенность в неизбежном преодолении раскола на Украине и поражении тёмных сил, возглавляемых Патриархом Варфоломеем. Всем истинно верующим православным совершенно очевидно, что Патриарх Варфоломей идёт против Господа нашего Иисуса Христа и против Правды Божией и поэтому неизбежно и позорно проиграет. Как говорил царь Соломон – «Придёт гордость, придёт и посрамление…».

http://radonezh.ru/2018/09/18/varfolomey...

Одно, когда человек говорит: “меня заставляют”, “мне выгодно” или “я не смею”; другое – “я должен”, “я в ответе за это”, и совсем иное: “без веры не умею жить” или, при искушении на грех: “не хочу и не знаю, как совершить это” . “Хочу”, таким образом, пройдя через очищающие церковные “должен” и “надо”, в конечном итоге, опять возвращается в жизнь христианина, но уже в новом, преображенном своем и исправленном качестве: “хочу так же, как Бог” и “не желаю ничего противного воле Божией” – свободным и радостным бытием в Боге. “Каждому, – хорошо пишет об этом свт. Василий Великий , как бы подводя завершающую черту в нашем разговоре о свободе и дисциплине, – следует избирать жизнь наиболее совершенную и ожидать, что привычка сделает ее приятной…” Глава 3. А сколько лет вашим детям? Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. (Послание к Евреям св. апостола Павла, глава 10, стих 24.) Быть рядом в нужный момент Одно из главных умений при воспитании – действовать своевременно, не упуская из виду тех перемен, которые по ходу взросления изменяют ребенка. Своеобразна не только конкретная личность, но и отдельные периоды ее роста. Духовная жизнь в них наполнена особенным, характерным только для данного времени, смыслом и колоритом. И каждая из ступенек взросления является неотъемлемо важным звеном в цепи перемен, ведущих юную душу к ее становлению, так что ни одною из них нельзя пренебречь или пытаться перешагнуть чересчур скоро. Когда Зеньковский призывает родителей и педагогов “дать детям возможность нормально пережить свое детство” – этим “нормально” как раз и подчеркиваются полнота и многообразие возрастных проявлений, которые без ущерба для детской души нельзя произвольно ускорить или замедлить, по своему вкусу выпятить на передний план или отодвинуть в тень. Примером пренебрежения всеми правилами возрастной педагогики стали, в частности, т. н. “методики раннего развития”, которые в 70–80е годы, приобрели в нашей стране особенную популярность. Оказавшись в идейном и методическом тупике, не в силах воспитать “новую личность”, педагогика советского времени искала способы выиграть интеллектуально-техническую гонку с Западом через “человеческий фактор”, упирая, в первую очередь, на умственное развитие детей. Для этого она обратилась к примерам семей, сделавших ставку на ускорение развития детских способностей. Много пропагандировалась “система Никитиных”, о которых снимались фильмы и телепрограммы, публиковались статьи в периодике. С увлечением, с восторгом писали о вундеркиндах, играющих в шахматы со знаменитыми гроссмейстерами и поступающих в ВУЗы с 12 лет.

http://azbyka.ru/deti/hochu-ili-nado-svo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010