Глухой человек не может услышать разрешительную молитву, завершающую таинство покаяния. Поэтому важно объяснить и периодически напоминать прихожанам, что символизирует епитрахиль и покрытие ею головы, почему священник совершает крестное знамение над головой, почему целуют крест и Евангелие. За редким исключением, исповедь глухих прихожан совершается без чтения псалмов, молитвословий и обращения «Се, чадо, Христос невидимо стоит…». Но духовный смысл этого обращения нужно постараться перевести. Чтобы никто не смог вольно или невольно услышать (увидеть) исповедь глухих прихожан, таинство совершается в отдельном помещении или за ширмой. Для ширмы нужно использовать плотные непросвечивающие ткани. После разрешительной молитвы священник должен сказать, что он готов снова встретиться и подробно выслушать проблемные вопросы исповедника. Лучше сразу договориться о следующей встрече. Будет полезно дать неслышащему памятку об исповеди, DVD с записями бесед о православной вере . Памятку можно составить на основе книг о. Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» и архимандрита Нектария (Антонопулоса) «Возвращение. Покаяние и исповедь». Построить ее нужно так, чтобы она была понятна и новоначальным, а также чтобы она отражала и современные негативные реалии, такие как компьютерная зависимость, «сидение» в социальных сетях, увлечение сериалами и т. п. Письменная исповедь. Эту практику исповеди глухих рекомендовали священникам еще в конце XIX — начале ХХ века. Важно, что она предполагала не просто чтение записки с согрешениями, но переписку, диалог между священником и кающимся. Такая форма исповеди удобна для особой категории инвалидов по слуху — позднооглохших людей, поскольку они обычно лучше владеют словесной речью, чтобы письменно выразить свои согрешения и проблемы. Чаще же всего священнику приходится принимать исповедь глухих людей, которые испытывают затруднения в письме и чтении, крайне мало знают о добродетелях и заповедях. Стесняясь своей малограмотности, они иногда обращаются к переводчику с просьбой написать за них исповедь. Поэтому письменная исповедь возможна и уместна далеко не всегда. Но даже если приходится прибегать именно к письменной форме, исповедь не должна ограничиваться только прочтением записки, разрешительной молитвой и благословением. Нужно помочь исповедующемуся уточняющим вопросом, духовным советом — письменно или на жестовом языке. Иногда в этой части исповеди можно прибегнуть к помощи переводчика (об этом см. ниже).

http://azbyka.ru/zdorovie/invalid-v-hram...

В уходящем веке Русская Православная Церковь претерпела тяжелейшие гонения, которые привели к гибели и страданиям тысяч священнослужителей и миллионов верующих. Одним из самых трудноизлечимых последствий периода богоборчества стало насильственное отчуждение большей части народа от отеческой веры, лишение Церкви практически любых возможностей для видимого и активного взаимодействия с широкими слоями общества и государством. Но истребить веру в народе не удалось даже самым жестоким и упорным гонителям. Сама многовековая русская культура, отменить которую власти были не в состоянии, свидетельствовала о Христе, ибо была глубоко проникнута духом Православия. Поэтому неудивительно, что в начале 90-х годов, когда машина государственного атеизма начала распадаться, десятки миллионов россиян вернулись в Отчий дом -Православную Церковь. Возобновилось и вовлечение Церкви в общественную жизнь, ее взаимодействие с государством. В то непростое время остро встал вопрос, каким будет процесс развития Церковно-общественных и Церковно-государственных отношений- Святейший Патриарх Алексий взошел на первосвятительский престол, когда кризис Советского государства вступил в завершающую фазу. В то время, для Русской Православной Церкви важно было в быстро менявшихся условиях вернуть себе необходимый правовой статус. Успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы Патриарха, от его умения выстроить отношения с государственной властью таким образом, чтобы утвердить достоинство Церкви не только как высшей святыни и духовной Путеводительницы народа, но и как колыбели государственного существования России. С самых первых шагов первосвятительского служения Предстоятель Русской Церкви сумел отстоять достоинство возглавляемой им Церкви. Церковь отделена от государства. Таков один из постулатов существующего в нашей стране государственного устройства. Но, комментируя это, принимаемое нами, православными христианами, как законопослушными гражданами, положение, Святейший Патриарх неизменно говорит о том, что при этом Церковь не отделена от общества, значительную часть которого составляет многомиллионная православная паства.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Выйдя на солею, священнослужители останавливаются лицом к молящимся, и диакон гласно поминает Святейшего Патриарха и правящею архиерея: «Великого Господина и Отца нашего». Затем диакон входит через Царские врата в алтарь и опускается на одно колено с правой стороны престола, по-прежнему держа дискос у лба. Священник, вслед за диаконом, также поминает тех, за кого, в частности, совершается священнодействие и приносится Евхаристическая Жертва: «Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и монашеский чин, и причет церковный, братию святого храма сего, вас и всех православных христиан …». Хор поет «Аминь» и продолжает исполнение «Херувимской». Священник входит в алтарь, и диакон, обращаясь к нему, говорит: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем». Священник отвечает ему: «Да помянет Господь Бог свяшеннодиаконство твое во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Произнося эти слова, священник ставит Потир на престол справа от себя – на развернутый антиминс. Вслед за этим он забирает из рук диакона дискос и ставит его слева на антиминсе. При этом священник читает тропари «Благообразный Иосиф …», «Во гробе плотски …» и «Яко Живоносец …». Здесь, по перенесении Даров с жертвенника на престол, вспоминается событие Крестной Смерти Спасителя. В это время диакон подходит к Царским вратам, совершает каждение свещеносцев, закрывает врата и становится справа от престола. После чтения тропарей иерей снимает покровцы с дискоса и Потира и кладет их или на верхней левой стороне престола, или (по весьма распространенной ныне богослужебной практике) полагает их с обеих сторон престола – на его ближних к Царским вратам углах. Далее священник принимает с плеча диакона воздух, обвивает им кадило, окаживает его кадильным дымом и затем покрывает воздухом – вместе – и дискос, и Чашу. При этом он вновь произносит тропарь «Благообразный Иосиф …», а также завершающую часть 50-го псалма: «ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона …» ( Пс.50:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

В соответствии с договором от 23 марта 2019 года между Фондом поддержки социальных инициатив «Родные города» и Сербской Православной Церковью, коллективом российских художников-мозаичистов Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО во главе с народным художником России Н.А. Мухиным создано мозаичное убранство алтаря и центральной части собора святителя Саввы в Белграде на общей площади 2000 кв. м. Перед участниками заседания выступили заместитель председателя «Россотрудничества» А.В. Радьков, Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Сербии А.А. Боцан-Харченко, митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, протоиерей Виталий Тарасьев и заместитель генерального директора «Газпромнефти» А.М. Дыбаль. В докладах отмечалось выдающееся значение проекта благоукрашения собора святителя Саввы для русско-сербских межгосударственных и межцерковных отношений, дана высокая оценка профессионализму и творческому уровню российских мастеров-мозаичистов. А.А. Боцан-Харченко в своем выступлении подчеркнул, что проделанная работа имеет особую значимость в контексте вызовов, которые стоят сегодня перед православным миром, зримо демонстрируя наличие сил, заботящихся о сохранении его единства. Посол России подчеркнул, что давно начатый проект, осуществляющийся под постоянным контролем Президентов России и Сербии, входит в завершающую стадию в сегодняшний непростой момент европейской истории. Митрополит Загребско-Люблянский Порфирий приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Сербского Иринея, выразив благодарность русскому народу, Русской Православной Церкви и российскому государству за всегдашнюю братскую любовь к сербскому народу, Сербской Православной Церкви и сербскому государству. «Русская Православная Церковь являет любовь к сербскому народу через свое участие в строительстве самого большого заветного храма Сербии — собора святителя Саввы в Белграде, — заявил иерарх. — Русский и сербский народы вместе строят эту святыню. Это показывает, что в нашей повседневной деятельности мы едины, и что у нас нет храмов наших и ваших, но что они — общие». Митрополит Порфирий особо подчеркнул, что завершение работ пришлось на период, отмеченный важными датами в истории Сербской Православной Церкви, и важнейшей из них является 800-летие ее автокефалии, восходящей к святителю Савве, чье имя и носит храм.

http://patriarchia.ru/db/text/5551290.ht...

Как указывают богословы, в Священном Писании всё имеет двойной смысл: единичный и собирательный. Конкретно Иисус говорит в этой притче о своей предстоящей казни, об убийстве Сына Божия, именуемого сыном хозяина виноградника; как собирательный образ — это образ любого исторического цикла, как того, что вошёл в свою завершающую фазу при Иисусе, так и всех других, в частности того, который входит в заключительную фазу на наших глазах. Все они кончаются примерно одинаково — как кончили Адам и Ева, вавилонские столпотворители, жители Содома и Гоморры и античная цивилизация. Последняя ближе всего к нам по времени, её конец хорошо документирован, поэтому именно к нему нам следует внимательно присмотреться, чтобы лучше подготовиться к тому, что ожидает нас с вами. Три раздельные культуры, каждая из которых развивалась по притче о виноградарях, во втором веке до нашей эры слились в рамках Римского государства в одну цивилизацию. Поскольку и Греция, и Иудея с Израилем стали римскими провинциями, то и общий конец у них получился «римским» — они задохнулись в тупике бездуховности материализма и богооставленности. Здесь необходимо сделать уточнение. Слово «дух» в русском языке имеет несколько значений, соответственно, по-разному понимается и слово «бездуховность». О человеке можно сказать: «он исполнен духом злости», или «он сегодня не в духе», или «он так может стукнуть, что сразу дух вон». Это не тот дух, отсутствие которого мы только что назвали бездуховностью. Надо различать наш природный, человеческий дух и Дух сверхприродный, Божий, который следует писать с большой буквы. Божий Дух — это Третье Лицо Пресвятой Троицы. В Евангелии Он именуется то Утешителем, то Духом истины, а иногда просто Духом, но всегда пишется с большой буквы: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ) или «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» ( Ин. 14:16 ). Нагорная же проповедь начинается с фразы о совсем другом духе: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф. 5:3 ). Тут употреблена маленькая буква, поскольку Иисус говорит о человеческом духе, духе самости и гордыни. Когда этого духа много в человеке, Духу Божию не остаётся места, и Он не может в него войти, а без этого нельзя попасть в Царство Божие. В скромном же, никогда не превозносящемся человеке много места для Духа Божия, Который и входит в него, обеспечивая спасение.

http://azbyka.ru/fiction/imeya-zhizn-ver...

Но в восточнославянских списках Хронографа Восьмикнижие представлено в своем полном виде, хотя и перемешано там с Хроникой Иоанна Малалы. В так называемом Иудейском хронографе Восьмикнижие сопровождается очень важным историческим свидетельством, которое в Архивском списке на л. 199 имеет следующий вид: книгы завета божиа ветхаго, сказующе 21;бразы новаго завета преложеныя 21;т гречскаго языка в словенскыи при блъгарстем симеоне сыне бориши григорием презвитер21;м мнихом, всех црковник блъгарских црквии, повелением того книглюбца семион, истине ж рщи боголюбца (то же в Виленском списке, л. 232). Согласно Евсееву (19026), текст этот представляет собою завершающую приписку (колофон) к славянскому Восьмикнижию и, следовательно, к нему и относится. Существуют и другие взгляды на нее: приписка относится к следующим за нею книгам Царств (Леонид 1889; Николова 1995) или ко всей Хронике Иоанна Малалы (Истрин 1893, с. 354–357); они не кажутся достаточно обоснованными. Согласившись с мнением Евсеева о значении данной приписки, Михайлов (1912, с. ССХСИ-ССХСИИ) добавил, что запись эту не следует понимать так, что пресвитер Григорий перевел Восьмикнижие заново и целиком, в своей работе он воспользовался готовым Паримийником. Как уже отмечалось, всякий средневековый библейский перевод был в большей или меньшей степени связан с уже существовавшими к моменту его появления переводами той же самой книги, так что в этом отношении судьба Восьмикнижия в переводе пресвитера Григория не могла быть иной. Вопрос заключается лишь в том, какие переводы Восьмикнижия предшествовали работе Григория и в какой мере он использовал их. Намерение Михайлова (1912, с. ССХСИИ) показать, как Григорий воспользовался в своей работе Паримийником, к сожалению, исполнено не было. Кроме того, Григорий должен был как-то отнестись к четьему переводу Восьмикнижия, выполненному Мефодием, если таковой действительно существовал. Как уже было сказано (§ 3), присутствие в глаголических бревиариях книги Руфь в мефодиевском переводе заставляет думать, что некогда в этом переводе существовало все Восьмикнижие.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

  Церковь Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней Протоиерей Александр Шаргунов   В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова " Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней " . Предлагаем вашему вниманию вступительную статью из этой книги. «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии» Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями». Это было уже в первые века христианства, когда ученики Христовы подвергались жестоким гонениям. И это с новой силой раскрылось в минувшем двадцатом веке. Когда-то, еще совсем недавно, — некоторые из нас, наверное, помнят об этом, - достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было еще труднее, чем Евангелие и молитвослов. И еще опаснее. А теперь среди моря церковной литературы, самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные этой теме. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них - безвестных, имена которых не смогут вместить никакие календари. В 1917 году, накануне великой бури, в Росси было триста тысяч священников. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС А. Яковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и миллионах верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских из них поименно прославлены пока только 1200). Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом! Многие читают об этих огненных испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему. Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму, требуется не меньшее мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не участвуем в этой войне сейчас, где возьмем силу участвовать потом, когда будут сброшены все маски?

http://moral.ru/now.html

Христианство Г. рассматривал как завершающую стадию в развитии духа; дух здесь становился тем, чем он был с самого начала,- истиной, но должен был пройти через ряд формообразований, чтобы постигнуть свою истинную сущность, стать абсолютным духом, знанием и откровением истины. Возникновение христианства, абсолютной религии, или религии Откровения, Г. объяснял снятием противоположностей «естественной» и «художественной» религии. Считая, что в основании религии лежит принцип «самость есть абсолютная сущность» - принцип, утверждающий тождество Бога Самому Себе (Бог есть Бог), Г. односторонность как «естественной», так и «художественной» религии видел в том, что в них это тождество понималось через обожествление человека, в то время как основой абсолютной религии, христианства, является Боговоплощение - Бог становится человеком, чтобы спасти мир. Полагая эту богооткровенную истину в основание своей философии, Г. пытался обосновать ее независимо от ее богооткровенного источника, средствами одной философии. Христ. учение о воплощении и вочеловечении и крестной смерти Сына Божия Г. подводил под логические категории субстанции, субъекта и самосознания и с помощью диалектических аргументов стремился доказать, что жертва Сына Божия ради спасения людей в своей основе имела скрытый за религиозно-историческими «представлениями» метафизический смысл, связанный с развитием духа, так, как он раскрывался в его феноменологии. В своей ошибочной и запутанной христологии Г. понимал соединение двух природ в Богочеловеке как единство в духе субстанции и самосознания, «моментов» абсолютного духа; ложно представлял участие Лиц Св. Троицы в Боговоплощении, превратно толкуя учения о Сыне Божием и Св. Духе, и понимал Их, исходя из своего учения о духе; завершал рассмотрение жизни Спасителя Его смертью на кресте (Искуплением), оставляя в стороне Воскресение. По поводу последнего М. Хайдеггер отмечал, что «наука феноменологии духа есть теология абсолюта относительно его присутствия в диалектически-спекулятивной Страстной Пятнице. Здесь абсолют умирает. Бог мертв. Но это означает нечто другое, нежели нет никакого Бога» ( Heidegger M. Hegels Begriff der Erfahrung. S. 157). В отношении Г. к Воскресению наиболее отчетливо проявили себя все недостатки, просчеты и ограниченность гегелевского понимания христианства, отрицавшего его мистическую сторону.

http://pravenc.ru/text/Гегель.html

Мониторинг СМИ Церковь наделяют от государства Закон о возвращении церковного имущества может быть принят 19 ноября 09.11.2010 10:58 Через неделю Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Документ, который, как уверяют представители музейного сообщества, способен нанести непоправимый ущерб культурному наследию России, может быть принят в третьем чтении уже 19 ноября. Таким образом, конфликт, в течение нескольких лет будораживший общество, вступил в завершающую стадию. Законопроект о передаче религиозным организациям имущества стал одним из самых скандальных документов в истории законотворчества в современной России. «Я не припомню, чтобы в последние годы какой-либо документ вызвал такое противостояние между светским обществом и верующими»,— говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. История конфликта берет начало в 2007 году, когда Министерство экономического развития занялось разработкой законопроекта о передаче религиозным организациям имущества, национализированного советским правительством после 1917 года. Впрочем, инициатива сразу же вызвала разногласия по ряду принципиальных положений даже в правительстве — между Минэкономразвития и Минкультом, поэтому процесс затянулся на несколько лет. Неизвестно, сколько бы еще искали компромисс разработчики законопроекта, если бы в дело не вмешался премьер-министр Владимир Путин. Премьер в январе 2010 года на встрече с патриархом Кириллом заявил, что необходимо «придать ускорение процессу передачи государством церковной собственности и придать ему правовые рамки». После этого в рекордные сроки документ был доработан и в мае 2010 года одобрен правительственной комиссией, а уже в сентябре принят Госдумой в первом чтении. Свое решение передать религиозным организациям имущество религиозного назначения в правительстве объяснили желанием свершить историческую справедливость. «В руках государства оказалось религиозное имущество, и оно решило его передать тому собственнику, для которого оно создавалось»,— пояснил «Ъ» замминистра экономического развития Игорь Манылов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В то же время Февральская революция, которая сопровождалась рядом антицерковных действий, фактически стала и религиозной революцией, уникальной в истории православия. В марте-апреле 1917 года по стране прокатилась волна чрезвычайных епархиальных съездов духовенства и мирян. В соответствии с их решениями, с кафедр были смещены свыше 10 наиболее скомпрометированных архиереев, избранные епархиальные советы значительно ограничили епископскую власть. Вводился выборный порядок замещения всех духовных должностей, коллегиально-представительское начало церковного управления, демократизировалась приходская жизнь . Протопресвитер Николай Любимов, вошедший в 1917 году, после Февральской революции, в состав Священного Синода Русской Православной Церкви вспоминал, что, например, депутация из Владимирской епархии «решительно требовала увольнения архиепископа Алексия; иначе произойти могут в епархии прискорбные эксцессы. В некоторых храмах перестали уже поминать архиепископа. Из 372 членов Владимирского съезда не нашлось ни одного защитника архиепископа, и съезд единогласно постановил ходатайствовать об удалении его на покой» . Архиепископ Алексий, будучи вызван для объяснений в Петроград, прислал телеграмму о том, что по болезни приехать не может, просит дать ему двухмесячный отпуск, после которого уволить его на покой, дав ему в управление какой-либо монастырь в Москве или Киеве. Синод постановил уволить его, согласно прошению, сразу же, ввиду тревожного состояния епархии, а суждение о его дальнейшей судьбе иметь по окончании его отпуска . Через свободное избрание тайным голосованием на Владимирскую кафедру был избран архиепископ Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх , 28.11.1917 года он был утвержден в должности архиепископа Владимирского и Шуйского Патриархом Тихоном . Тех, кто стоял за Февралем 1917 года в России, не интересовали вопросы свободного развития страны и конкретных личностей в ней. Главной их задачей было включение разрушенной Российской империи в мировые глобальные экономические процессы, уже в полностью зависимом качестве. Между тем, деятели февральской буржуазной революции и стоявший за ними мировой капитал в тот исторический момент не имели сил для удержания власти в России, где процессы разрушения приняли неконтролируемые формы. Как писал в своей книге «Закат Западного мира» Освальд Шпенглер, «деньги подходят к концу своих успехов и начинается последняя схватка, в которой цивилизация принимает свою завершающую форму: схватка между деньгами и кровью. Силу может ниспровергнуть только другая сила, а не принцип, и перед лицом денег никакой иной силы не существует. Деньги будут преодолены и упразднены только кровью» . И попытка строительства всемирного государства диктатуры пролетариата, в котором в будущем деньги вообще должны были исчезнуть, началось именно с красного террора.

http://bogoslov.ru/article/6021549

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010