Скачать epub pdf Слово на праздник Рождества Христова. О поклонении волхвов 23 Тропарь каждого праздника кратко передает нам сущность празднуемого Церковью события. И вот мы видим, возлюбленные о Христе братия и сестры, что почти все слова тропаря настоящего великого праздника Рождества Христова говорят о поклонении волхвов родившемуся на земле Богомладенцу. Спасительно нам знать, почему св. Церковь обращает в рождественском богослужении такое внимание на волхвов и так их прославляет? Ответ на этот вопрос мы находим у св. Иоанна Златоуста . По его свидетельству, волхвы так прославляются Церковию потому, что они явили поразительную веру в родившагося Христа и в Его искупительное дело, принесши Ему дары свои: ливан, как Богу, золото, как Царю, и смирну, как Искупителю-Страдальцу. Поразительно в сей вере волхвов то, что они, будучи язычниками, хотя, быть может, и знали древнее пророчество Валаама о появлении звезды от Иакова ( Числ. 24:17 ), тем не менее самостоятельно дошли до веры в родившегося Христа посредством своих ученых астрономических занятий, ибо в тропаре говорится: «возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся...» Церковь ублажает веру волхвов, как поразительную, и потому, что сия вера не осталась только в их научных выводах, а вылилась как живая, действенная и исповедническая. Движимые ею, они отправились из страны своей в дальнее путешествие, открыто исповедали свою веру в Иерусалиме, не боясь царя Ирода, а, возвратившись в свое отечество Вавилон, стали всем проповедывать Христа, как о сем свидетельствует акафист в честь Пречистой Божией Матери 24 . Ублажается, наконец, сия вера волхвов св. Церковию и потому, что она не поколебалась даже и тогда, когда волхвы увидели в Вифлееме не царскую пышную обстановку родившегося великого Царя царей, но убогий вертеп, а Самого Христа Младенца, лежащего в яслях на соломе. Видя все это, ученые волхвы, несмотря на свое знатное происхождение, о чем говорит нам церковное предание, поклонились Богомладенцу до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Эти перемены, происходящие по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выражают интересы всего верующего народа. Возрождаются древние, исконные принципы церковного устроения, епископы стали ближе к народу. Важно понимать и объяснять людям: все преобразования продиктованы искренним стремлением Священноначалия придать духовной жизни динамику, а Церковь сделать способной к диалогу, а значит, открытой для тех, кто ищет подлинной духовности и спасения своей души. За этими преобразованиями нет никаких скрытых смыслов, никаких хитроумных политических расчетов, никаких человеческих амбиций. Все, что делает наш Патриарх, продиктовано одной лишь заботой о здравии церковного организма и нуждах пасомых. Сегодня, разделяя все эти устремления, каждый из нас — епископов и священников — стремится разделить заботы о должном устроении церковной жизни. Очень многое в сегодняшней жизнедеятельности Церкви зависит от новых епископов. Древняя каноническая максима гласит: «Где епископ — там Церковь и вся полнота благодати». Именно епископу определено задавать направление развития всех сторон церковного служения, подбирать себе инициативных помощников, вникать в нужды верующего народа на местах. Ушли в прошлое времена, когда некоторые приходы Казахстана видели своего архипастыря один раз в несколько лет. Каждый архиерей теперь реально вовлечен в приходскую жизнь. Я уверен, что в Митрополичьем округе установится живая обратная связь епископа с каждой приходской общиной, а благодаря деятельности Синода округа на новый уровень выйдет и взаимодействие епархий Православной Церкви Казахстана. 2011 год был отмечен изменениями в церковно-государственных отношениях. Принят новый Закон о религиозных объединениях, создано Агентство по делам религий… Каждое общество проходит различные этапы своего бытия. Нет ничего удивительного в том, что после периода ничем не сдерживаемой свободы в религиозной сфере государство перешло к регулированию вопросов в области религии. О новом законе сказано и написано достаточно много. Отмечу только, что мы с удовлетворением восприняли упоминание в его преамбуле «особой роли» традиционного ислама и православного христианства в истории и культуре Казахстана.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1916855...

Юрий Белановский ЦВ 12 (361) июнь 2007 /  26 июня 2007 г. Жатвы много... Православные миссионеры знают, как часто их деятельность встречает непонимание и неприязнь «изнутри», со стороны тех, кто сам пришел в Церковь совсем недавно. Существует проблема взаимопонимания между православными верующими, которые придерживаются разных точек зрения на методы духовного просвещения. Об этой проблеме размышляет опытный миссионер, много лет работающий с молодежью. Меня давно мучает вопрос: что движет людьми, все свои силы отдающими борьбе с врагами православия внутри самого православия? Я никак не могу понять, к чему все эти поиски врагов внутри Церкви? Откуда силы и средства? На ниве церковного просвещения, катехизации и миссионерства я несу послушания с 1994 года. Я изнутри знаю всю эту «кухню» и прекрасно понимаю, что о первохристианском «единстве во всем» не может быть и речи. Например, Москва слишком большой город, чтобы сплотить ряды церковных делателей и осуществлять свою миссию всем сообща, восполняя друг друга. Каждая мало-мальски живая церковная организация (а их в Москве не более нескольких десятков) работает на пределе и людских и материальных ресурсов. Активной церковной молодежи в Москве не более 500 человек, а поле для миссии столь огромно, что на каждого православного приходится чуть ли не десять тысяч москвичей. Поистине — «жатвы много, а делателей мало». Наша ситуация вполне напоминает ту, что была во времена апостола Павла. Своим немногочисленным помощникам он писал: «Большая часть из братьев в Господе... начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто... а другие — из любви... Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп. 1, 14–18). Казалось бы, что может быть проще и очевидней единственно верной стратегии — объединения усилий в соответствии со своим призванием. Христос сказал: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21). И также: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

http://e-vestnik.ru/church/zhatvy_mnogo/

15/28 июля Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. О святом князе и его духовных уроках нам, о том, почему в день памяти равноапостольного Владимира логично праздновать День России, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы поговорим сегодня о нашем отце, о человеке, который встал у руля Руси и одним большим поворотом этого руля направил могучую ладью под именем Русь в сторону тихой гавани – в сторону Царства Небесного. Это князь Владимир . Имя его не замолкает в веках. Владимир – «Владеющий миром». Слово «мир» в нашем языке имеет два значения: «мир» как вселенная и «мир» как внутреннее состояние. Владеющий миром по-язычески – это владеющий миром наружным, а владеющий миром внутренним – это уже христианское значение имени Владимир. Это тот мир, который внутри нас, который «мир тебе», «шалом» – на еврейском, «салям» – на арабском. Это мир, который мы потеряли, выпав из рая. Владимир – очень знаковое имя и для нашей истории, и для сегодняшнего дня. Для истории – той самой, которая началась на Киевских горах. Владимир развернул корабль русской жизни в сторону христианской цивилизации. Интересно, что до Владимира и при Владимире никто из европейских государей не брал в жены наших девушек – дочерей княжеских. А уже дети Владимира, Ярослав Мудрый например, отдавали своих дочерей за норвежского, венгерского, французского королей… Девушки красивее стали, что ли? Да нет! Как были красавицами, так и остались. Румянощекие, здоровые, умные, готовые рожать, помогать мужу в трудах. Просто они были вне истории, а теперь вошли в историю. История – это источники, предания, живая ткань. В эту живую ткань мы вошли из исторической тьмы при князе Владимире. Из слова «Владимир» пучком торчат смыслы, вырастают, как ростки из одного корня. Например, он был очень грешный человек. У нас в традиции впоследствии возникла идея, что святым надо быть с самого детства. Родился, мамкину сиську по средам не брал, в пятницу тоже не брал, молился с детства, с детьми не играл, не баловался. Потом лет в 10 в монастырь пошел, лет в 20 – на столп, потом в Царство Небесное. И мы привыкли к этому некоему стандарту святости, а на самом деле всё бывает по-другому. Вначале было иначе.

http://pravoslavie.ru/95635.html

6-е † Память о св. Иулиании, княжне Ольшанской Во время Печерского архимандрита Елисея Плетенецкого († 1624 года) копали могилу для одной девицы близ Великой соборной церкви, и именно возле придела святого Иоанна Богослова, и нашли гроб с камнем. На камне высечен был герб князей Ольшанских. На гербе прибита была серебряная дощечка с тем же гербом и с надписью: «Иулияния, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девой на 16 году от рождения». Открыли гроб и оказалось: княжна лежала как-бы живая, до того нетленно было её тело, белое и с прекрасным лицом. На ней было шёлковое платье, обложенное золотым позументом; на шее богатое ожерелье, на руках зарукавья золотые, на пальцах дорогие перстни, на голове девичий венец золотой с жемчугом, в ушах серьги – золотые с камнями. Гроб был перенесён в Великую церковь и поставлен в углу. В то время платье, от прикосновения повредившееся, было заменено новым шёлком 83 . В 1617 г., пишет современник Кольнофойский, один посетитель изъявил желание поклониться гробу св. княжны; ему показали и, казалось, с благоговением приложился он к мощам. Но едва вышел этот человек из церкви, как закричал страшным диким голосом и упал мёртвый. По осмотре его оказалось, что он воровски снял дорогой перстень с руки княжны, а по собрании сведений о его личности оказалось, что он был еретик социнианин, не верующий в Божество Сына Божия, ни в Святую Троицу 84 . Блаж. архимандрит Пётр Могила, коему являлась св. княжна с упрёком за малое внимание к её гробу, велел устроить новую раку и новое лучшее одеяние, и тогда св. мощи с торжеством поставлены были на приличном месте 85 . Тогда на гробнице св. княжны написали: «по воле Творца неба и земли живёт во все лета Юлияния, помощница и великая в небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлияния, как цветок прекрасный в букете» 86 . Когда же жила св. княжна? Придел Иоанна Богослова, у которого похоронена была св. княжна, в древнее время был на хорах, внизу же Великой церкви устроен при возобновлении её кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева В преддверии религиозной свободы Дискуссия о религиозной жизни в СССР в 1970-1980-е гг. развернулась на презентации книги воспоминаний Т.Щипковой Источник:  Благовест-инфо Презентация книги Татьяны Щипковой " Женский портрет в тюремном интерьере. Записки православной " стала поводом для дискуссии о жизни христиан в СССР в 1970-1980-е гг. 4 ноября, в день открытия выставки " Православная Русь " , в ЦВЗ " Манеж " на презентацию собрались те, кто хорошо помнит это время, кто знал автора представленной книги, сам был участником тайных христианских кружков и семинаров этого периода. Татьяна Николаевна Щипкова (1930-2009) – лингвист, кандидат филологических наук, преподаватель иностранных языков, была осуждена на три года колонии (1980-1983 гг). за проповедь православия в студенческой среде. В книге воспоминаний, написанной по " свежим следам " – в 1985-1987 гг., нет разоблачений политической системы. Это взгляд православного человека на трудную судьбу своих соотечественниц, обреченных на годы унижения уссурийской " исправительной " колонии. Презентацию вел сын Т.Н.Щипковой – известный православный журналист, директор Православного правозащитного центра " Территория Церкви " Александр Щипков, который, рассказав о биографии автора книги, привел слова одного из первых ее читателей – Патриарха Кирилла: " Нам иногда кажется, что подвиг исповедничества – это то, что принадлежит прошлому, поскольку нас сегодня окружает совершенно другая реальность, не требующая никаких особых усилий, чтобы исповедовать Христа. Нам кажется, что эта реальность исповедничества – где-то позади в прошлом. На самом деле исповедничество веры, подвиг свидетельства всегда будет " . Эти слова резонировали со многими высказываниями участников презентации, в частности, с полемическими соображениями А.Щипкова о роли Церкви в современном обществе. Руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин обратил внимание на то, что в 1970-1980 – е гг. в Церковь пришла не только интеллигенция и не только из диссидентских побуждений. " Живая вера людей была не просто и не всегда диссидентством, противостоянием безбожному государству, но всегда – жизнью Духа, интеллектуальным и художественным творчеством " , – сказал о.Всеволод, вспомнив православные общины, сложившиеся в те годы вокруг таких известных пастырей, как оо.Дмитрий Дудко, Всеволод Шпиллер, Александр Мень, митрополит Никодим (Ротов). Если об этих представителях духовенства уже многие знают, то " большая часть пласта наследия этого времени остается неизвестной " , отметил О.Всеволод. Однако в последнее время эта страница истории Церкви стала приоткрываться: на презентации вспоминали недавний фильм А.Архангельского " Жара " , вышедшие этой осенью книги о.Тихона (Шевкунова) " Несвятые святые " и Олеси Николаевой " Чудесные истории " .

http://religare.ru/2_90215.html

  БОГОСЛОВИЕ Коллективный Смердяков в Церковной ограде Протоиерей Владимир Переслегин   На конференции «Таинство Брака – Таинство Единения», состоявшейся 2 января в Санкт-Петербурге, реформаторами поруганы основы нравственного учения Православной Церкви: учение о девстве, монашестве, христианской семье, чадородии. Опубликовавшая материалы обновленческой конференции «Вода живая», сайт Санкт-Петербургской Епархии, оказалась струей керосина, направленной в очаг возгорания. Потушить пожар будет трудно. Церковь в опасности. Участниками конференции методично попраны главные Святыни Православной Христианской веры. Протоиерей Георгий Митрофанов подверг обструкции «расхожий миф» о «господстве прочной православной патриархальной семьи в дореволюционной России». Отец Георгий изложил следующие пошлости: «семейные устои в России были очень слабыми», «в Домострое культ патриархальной многодетной семьи больше напоминающей не христианскую, а мусульманскую», «в России никогда не преобладало христианское представление о семье и браке» - это после Равноапостольного-то Владимира Крестителя, отпустившего наложниц и в христианском супружестве с греческой царевной Анною родивший и воспитавший первых князей-мучеников Бориса и Глеба! Царь – Мученик Николай – в соответствии с мифологией Митрофанова – «оставил свою большую семью – Россию, ради малой семьи», и поэтому – плохой пример строительства семьи. То, что Царь, наоборот, сознательно пожертвовал благополучием и жизнью малой семьи, не пожелав покинуть большой, Митрофановым во внимание не принято. На вопрос же «о легендарных святых Петре и Февронии» этот реформатор просто кощунствует. «Нам неизвестно доподлинно, существовали ли эти люди вообще»,- «ответил отец Георгий с нотой сомнения». Чьи же мощи находятся в Муроме, во Владимирской Епархии? Это что, раскол Церкви? Безверие и нигилизм по отношению к Священному Преданию продемонстрировали два других участника конференции, тиражируемые «Живой водой». Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) подверг дискриминации Священное Писание.

http://moral.ru/smerdyakov.html

  Церковь «Восточные духовности» и христианство Протоиерей Александр Шаргунов   Вследствие грандиозной коммерциализации, а также соблазна, которые представляют «восточные духовности» для значительного числа неутвержденных в истине христиан, следует упомянуть отдельно о различных техниках медитации, импортированных с Востока. Следует отметить масштаб этой деятельности, которую нельзя назвать иначе как эпидемия (книги, брошюры, собрания) и одновременно некоторую ее конспиративность. Христиане должны знать об этой угрозе. Эти техники невозможно свести к простым упражнениям нейтральной релаксации. Они имеют чисто духовное измерение. Они претендуют на достижение внутреннего равновесия и гармонии, которыми дается мудрость «нового сознания»: человек имеет возможность обнаружить свое бессмертное «я» и обрести «бессмертие» в этом мире. Иными словами, предлагается духовность, где «божественное» регулируется самоконтролем. Духовный опыт, обретенный посредством техник, ведет к полной духовной автономии, радикально противоположной Искуплению — дару любви от Воплотившегося Бога, который принимается с покаянием и смирением. Восточные духовности созвучны пелагианскому волюнтаризму — древней христианской ереси. В них то же самоутверждение — надежда на собственные силы, и они абсолютно противоположны евангельской детскости всецелого упования на Бога. Сочетание этих техник с христианской молитвой есть фальсификация молитвы, имеющей видимость прикосновения к невидимому. Это так называемая «религиозная медитация». Личная и живая связь со Христом исчезает в безымянности и космическом слиянии с «божеством». Невозможно ни оторвать эти техники от религиозной почвы, где они формируются, ни отделить от их философского контекста. (Ни, тем более, честно отделить хатха-йогу от всей йоги, предлагающей более чем образ жизни — духовное видение мира). Позы — никогда не нейтральны. Занимающиеся йогой знают более чем кто-либо, какое влияние оказывают они на душу. И поскольку эти позы сами по себе представляют отдельную духовную традицию, можно догадаться, на каких условиях подчиняется им душа человека. (Настоящие йоги знают, но предпочитают умалчивать об этом). Вера христианина, дерзнувшего использовать эти техники, не может не подвергнуться искажению.

http://moral.ru/east.html

архимандрит Савва (Мажуко) Скачать epub pdf Церковь и общество. Муки неразделённой любви В 1995 году я принял постриг и стал священником. С этого времени я всегда и везде хожу в традиционной монашеской одежде. Рынок, книжный магазин, поликлиника, троллейбус – всюду я остаюсь собой. Стою ли в очереди, иду ли по улице, читаю лекцию в аудитории – на мне одежда, которую называют подрясник, пояс и иногда священнический крест, и над всем этим – борода и длинные волосы. Один молодой человек, увидев меня в университете, выпалил от неожиданности: – Вы что – священник? – Что меня выдало? – отшутился я. Однако жить и действовать в таком экзотическом образе далеко не шутка. Быть священником или, ради точности, являться священником – это сильнейшее эмоциональное напряжение, поэтому я с пониманием отношусь к батюшкам, которые вне храма носят обычную светскую одежду. Человеку естественно стремиться смешаться с толпой, быть своим среди людей, не выделяться. Замечательный Джонни Депп как-то сказал, что для него свобода – это прежде всего анонимность. Очень трудно быть круглые сутки при исполнении, не всякому это под силу, поэтому большинство священников ищут отраду и отдых в анонимности, принимают её как благословение, и никто не смеет порицать их за это. Потому что жизнь в подряснике – настоящее испытание. В первый год своего священства я решил всегда быть в своей монашеской одежде. Во-первых, так честнее, ведь я – священник и монах, как же я ещё должен одеваться? Во-вторых, мне было просто лень переодеваться и к тому же покупать, примерять и где-то хранить светский гардероб, поэтому свою верность подряснику я не принимаю как подвиг. Честно говоря, так было проще, естественнее, натуральней. Духовник говорил, что мои походы в город в монашеских одеждах есть форма проповеди . Белоруссия в годы советской власти поставила себе целью стать самой атеистической республикой и, похоже, добилась впечатляющих успехов, по крайней мере, в своей восточной части. Можно было бы написать обстоятельное научное исследование на основе моего опыта хождения по городу. Реплики, взгляды, мимика, жесты, неожиданные разговоры и, если не самое главное, мои личные эмоции – это живая и пёстрая картина, в которой отражаются все противоречия, пронизывающие диалог Церкви и общества. Мой скромный подрясник, словно реактив, выявлял градус напряжённости этих отношений, скрытых тенденций, накопленных претензий, удобных стереотипов, уютно устроившихся по ту и другую сторону. Голос приживалки

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Батюшки, живущие в сети РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95114.html 15 июня 2012 Анастасия Коскелло Батюшки, живущие в сети Источник:  http://www.aquaviva.ru/journal/?jid=23363 Вода Живая Зачем он заводит блог, тут и там оставляет " комменты " , ставит " лайки " , общается в чатах и форумах – неужели на это есть время у вечно загруженного требами и реставрацией храма священника? Что это – продолжение пастырской деятельности, миссионерский порыв, маркетинговый ход, чтобы привлечь побольше прихожан? Или просто " ничто человеческое священнику не чуждо " ? Срывая маски " Православный священник жалуется, что интернет угрожает Богу и государству " (http://propaganda-journal.net/2515.html), " Иерей N требует запретить интернет и вернуть инквизицию " (http://ekb.russiaregionpress.ru/archives/14574), " Священнику запретили вести ЖЖ " Судя по публикациям в СМИ, в том числе электронных, " священники " и " интернет " – это конфликтующие друг с другом семантические поля. Причем отрицательное отношение Церкви к интернету – не просто миф, сфабрикованный желтой прессой. Образ священника как врага прогресса и техники складывался в нашем общественном сознании веками – корни его в допетровской Руси. При царе Алексее Михайловиче в Россию при-шли театр и табакокурение, а вместе с ними – безбородые " люди из будущего " в коротких штанах и маскарадных париках, верящие в прогресс и науку. С появлением этих " новых людей " , в соответствии с типичными для Нового времени законами маскарада, потребовались и " старые люди " . Ведь если " на сцене " были те, кто звал страну и все человечество вперед, то нужны были и те, кто зовет назад. Самыми подходящими для этой роли персонажами оказались священники. Тогда-то и сложился образ русского батюшки как чудаковатого " человека из прошлого " . С тех пор не слишком многое изменилось. Какой бы интерес Церковь ни проявляла к науке и технике, власть и элита всегда напоминают " церковникам " , что они должны знать свое место. В этом смысле активное присутствие священнослужителей в интернете, как и их нарастающее нежелание носить маски чудаковретроградов,  – вызов обществу и власти.

http://religare.ru/2_95114_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010