Великий пост О ключе к сокровищнице. Суббота первая Великого поста. Мк.2:23–3:5 Евр. 1, 1–12 Сегодня – первая суббота Великого поста. Прошла уже первая седмица, а церковь не оставляет заботы о правильном настрое души. Сегодня речь о «субботе». Суббота, это – как символ всех предписаний, по которым жила ветхозаветная церковь . Но и в христианстве за две тысячи минувших лет тоже образовался целый свод различных правил. И если к этому подходить неразумно, то это – бремя неудобоносимое, а если правильно, то – бесценное сокровище. И сегодня к этой сокровищнице дается ключ. Однажды, проходя засеянными полями, ученики стали срывать колосья, выбивать из них зерна, и есть. Законники укорили учеников, потому что это считалось молотьбой, и запрещалось делать в субботу. А Господь привел пример из истории, как священник Авиафар тоже нарушил одно правило, причем, прямо написанное в Моисеевом законе. Он дал Давиду и его спутникам хлебы, «которых не должно было есть никому, кроме священников». После этого Господь и назвал две истины, с помощью которых следует подходить ко всякому религиозному правилу. Во-первых, что «Сын Человеческий есть Господин и субботы». И во-вторых, что «суббота для человека, а не человек для субботы». «Сын Человеческий», это – Господь наш Иисус Христос, именуемый и «Сыном Божиим», и «Наследником всего». Чрез Него Бог Отец «и веки сотворил». О Нем говорится, что Он совершил «Собою очищение грехов наших» и «воссел одесную (престола) величия на высоте». И нет ничего, что существовало бы само по себе, независимо от Его воли. Он устанавливает, Он и отменяет. И как мы чувствуем Его волю за видимым миром, так и за всеми церковными установлениями должна ощущаться Его воля, живая, разумная, любящая. Он – Господин всего. Он – Господин и субботы. А суббота – для человека. Как все в мире служит тем или иным потребностям человека, так и суббота. Потому что человек не только алчет и жаждет телесной пищи. Он еще и восклицает: «чем заплачу Господу за всю Его любовь и за все Его дары»? И вот, чтобы это живое чувство благодарности нашло свой выход, нам и даны – и Богослужебный устав, и посты, и все остальное. Как хлеб для голодного, так и суббота для человека. Поэтому, как нельзя насильно кормить сытого, так нельзя и перегружать правилами того, у кого еще не проснулся духовный голод, желание потрудиться для Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Глава 22. О молитве Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта 1 Живая религиозность невозможна без молитвы. Ибо религиозность есть обращенность души к Богу, и как только это обращение осуществляется, так начинается молитва. Надо признать, что представление о молитве, распространенное среди людей нашего века, не выражает ее сущности и не охватывает ее объема. Это представление так же отдаленно, беспомощно и внешне, как все отношение наших современников к явлениям Духа. Люди отвыкли от молитвы, разучились молиться и знают об этом жизненно-драгоценном и благодатном состоянии только из внешнего наблюдения. Люди, чуждые религии и не понимающие религиозности, думают, что верующие молятся только в церкви и что их домашняя жизнь протекает без молитвы. Они не знают, что Евангелие завещало нам прежде всего тайную, одинокую молитву в «комнате с закрытой дверью» (Мф.6:6); они не знают и того, что величайшими молитвенными пламенниками были отшельники, годами и десятилетиями пребывавшие в своем уединилище. Иные люди, лишенные личного молитвенного опыта, думают, что молитва состоит в умственном перебирании предписанных слов; и не знают того, что эти драгоценные, церковно-отобранные и сохраненные слова указывают молящимся только верный и чистый уровень молитвенного парения. Церковь есть школа молитвы: школа учит и готовит к жизни, но не заменяет и не отменяет жизни. Научившись молиться, человек непременно должен самостоятельно осуществлять в жизни свое умение. И церковные молитвы отнюдь не возбраняют человеку слагать в своем сердце свои, личные молитвы; церковь дает только образец, мерило, направление и верный акт. Но надо знать и помнить еще, что возможна и бессловесная молитва. Иные думают также, что молиться надо по праздникам, да еще утром - вечером, перед едой - после еды; и не знают, что молитва может быть неугасающей, вечно теплящейся в глубине человеческого существа. И еще думают, что молитва есть домогающаяся просьба, выпрашивающая у Бога то, что данному человеку нужно, приятно или полезно; и не знают, что молитва совсем не связана с прошением, что молитва имеет бесчисленное множество форм и содержаний, ибо она сопровождает человека через всю жизнь и в каждый новый, иной миг жизни слагается и восходит по-новому, по-иному.

http://sedmitza.ru/lib/text/432257/

Глава VI. Богослужение Таинства Елеосвящения 1. Символика Таинства Елеосвящением называют Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Таинство Елеосвящения предлагается членам Христовой Церкви не как последнее напутствие умирающим, а как Таинство исцеления, возможность приостановить процесс духовного и физического умирания и ввести человека в благодатную атмосферу жизни Царства Божия. Причиной этого отдаления являются грехи людей, особенно неосознанно совершенные. Они же – и виновники и физического нездоровья человека. Если Церковь – это Тело Христово, а каждый христианин – Его живая клетка, включенная в единую систему благодатного жизнеобеспечения, то грехи – это преграда на пути тока благодати Божией из церковного организма в душу и жизнь человека. Священники получили от Господа власть обновлять приток целительных сил евангельской благодатной жизни в человеческие души для воздействия соборной молитвой на греховные преграды, недоступные личному покаянию христиан. Священники молятся над болящим по его просьбе, и завершением этой молитвы является помазание его «елеем во имя Господне» ( Иак. 5:14 ). Болеющий человек нуждается в помощи, и священник просит Небесного Отца во время помазания: «Исцели и раба Твоего… от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего» (молитва при помазании елеем). Свою молитву иереи укрепляют надеждой на молитвы Богоматери и святых. Молитвы Церкви земной и небесной преклоняют милость Божию к болеющему члену Церкви, и Бог дарует ему победу над болезнью. Через Таинство Елеосвящения болящий, как одичавшая ветвь, прививается к благодатной Лозе – Господу Иисусу Христу, чтобы живительные соки Ее вновь потекли в сердце и соделали его способным жить по заповедям Божиим. Подлинное исцеление человека, по взгляду Церкви, состоит не только в восстановлении его физического здоровья, но в изменении его восприятия болезни, страданий и самой смерти. Цель и содержание Таинства Елеосвящения не только здоровье, а вхождение человека в Царство Божие, приобщение его «праведности и миру и радости во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). Участник Таинства получает от Бога помощь для изменения понимания и принятия страданий и болезни. Живительные соки Лозы – это дар страданий Христовых, претворенных Им в победу. И если мученики радостно принимали пытки и мучения, видя в них участие в страданиях Христовых, то таким же мученичеством, свидетельством могут и должны стать для христианина его болезни и страдания. Об этом молится Церковь : да обратится отчаяние страдающего к свету и да узрит он победу света в себе. Известно, что во Христе страдания не устраняются, а преображаются в победу, и в этой победе – единственное исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благодетельная цензура Книга «церковного власовца» о. Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века» не получила гриф Издатсовета РПЦ 02.10.2020 2555 Время на чтение 6 минут В просветительском центре Феодоровского собора 18 сентября состоялась презентация книги профессора СПбДА протоиерея Георгия Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века», сообщает ИА «Вода живая». На презентации отец Георгий по обыкновению сделал ряд скандальных заявлений, в частности, что в 1927 году, выступив с посланием о лояльности Церкви по отношению к советской власти, которое получило в истории название «Декларация митрополита Сергия», заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) совершил ошибку, которую можно назвать роковой. Он не скупился на похвалы, говоря о своей новой книге. «Читая этот текст, я узнаю самого себя в своих увлечениях, в своих исканиях, и это мне интересно. Не знаю, насколько это интересно читателю, но, во всяком случае, это искренне написанная книга. Если мы христиане, Церковь не должна быть для нас исторической реликвией, она должна быть живым явлением, обязывающим всех нас поступать по совести и жить не по лжи. Надеюсь, что этот курс заставит нас думать о том, что пережила наша Церковь и, главное, что она переживает сейчас. Это попытка священника, преподающего историю, остаться честным преподавателем. Это попытка остаться христианином - не больше, не меньше», - пафосно заявил священник. Один из рецензентов книги, давний друг и единомышленник прот. Митрофанова профессор кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена Сергей Фирсов отметил, что в обычных учебниках по истории Русской Церкви для духовных школ соблюдён хронологический порядок, и вопрос о деятельности митрополита Сергия если не замалчивается, то не поднимается напрямую. «Считаю, что вопросы по сергианству принципиальны, сущностны. При этом термин " сергианство " следует отделять от самой фигуры митрополита Сергия, поскольку оно его пережило и в какой-то степени благополучно существует и сегодня. Сергианство - это стремление Церкви, с одной стороны, найти место в политической структуре тоталитарного атеистического государства, с другой - стремление государства влиять на кадровую политику Церкви, при этом декларируя отделение Церкви от государства», - сказал С.Фирсов. И не очень понятно, что хотел сказать приятель прот.Митрофанова: то ли государство у нас до сих пор тоталитарное и атеистическое, то ли власть влияет на кадровую политику Церкви?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/02/bl...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Зерна мудрости и благочестия» Духовная сокровищница Русской Зарубежной Церкви ( к 100-летию ее основания) 23.03.2021 629 Время на чтение 13 минут Русская Зарубежная Церковь отмечает в нынешнем году 100-летний юбилей в жестких условиях пандемии. Многие торжества пришлось отменить вовсе или проводить лишь на местном уровне. Одним из глобальных проектов, которые сложившаяся ситуация не должна затронуть, обещает стать издание книги «Зерна мудрости и благочестия от почивших архипастырей Русской Зарубежной Церкви (к 100-летию ее основания)». Ее составители – управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода, настоятель Серафимовского храма-памятника восстановлению единства внутри Русской Православной Церкви в американском городе Си-Клифф (штат Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган и доктор философии по русской истории, иподиакон Николай Гансон , регент хора Богоявленской церкви в Бостоне, который «по совместительству» приходится внуком одному из столпов РПЦЗ – епископу Митрофану (Зноско-Боровскому), – рассказали читателям портала Pravoslavie.Ru о том, какие духовные советы они могут найти в этом сборнике. «Зерна мудрости и благочестия» – Почему Русская Зарубежная Церковь взялась за издание этой книги, и чем она уникальна? Николай Гансон: – По благословению архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра, возглавляющего Юбилейную комиссию по устройству и проведению празднований 100-летия РПЦЗ, мы с отцом Серафимом вошли в эту комиссию и стали составителями данного сборника, в который включено 100 цитат из статей, трудов, проповедей уже почивших архипастырей. Конечно, в первую очередь мы таким образом отмечаем юбилей нашей Церкви. Но также эта книга, которая, Бог даст, увидит свет в мае, позволяет обратиться к духовному наследию Зарубежной Церкви. Сборник будет выпущен одновременно на русском и английском языках. С его помощью мы пытаемся поделиться духовным богатством Церкви с новыми поколениями православных христиан, которые, быть может, незнакомы с этими пастырями. Нам же довелось знать многих из них лично, можно сказать, мы росли среди тех из них, кто жил в 1970–1990-е годы. Это своего рода живая связь поколений, и нам бы очень хотелось, чтобы эта цепочка не прерывалась, и духовная сокровищница нашей Церкви была доступна молодежи.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/23/zerna_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Небесные вестники Бывальщины о птицах 08.04.2021 1282 Время на чтение 15 минут В народных поверьях и в русской поэзии птица является символом бессмертной души. Расскажу вам несколько бывальщин о птицах. СИНИЦА Меж тем, как вечной жизни знак, В дупельце пестрая синичка, Сложив янтарное яичко, Звенела бисерным органцем... Николай Клюев Утром звонит мне Инна, моя молодая сотрудница, и плачет: – Умерла мама …ночью… Как могла, я стала её утешать. Хотя трудно найти нужные слова, когда внезапно теряешь самого близкого человека. Немного придя в себя, Инна попросила: – Мама верила в Бога, последнее время молилась дома, в церковь ей уже трудно было пойти. А я ничего не знаю о церковных обрядах. Скажите: что мне теперь делать? Я тоже опечалилась. Жалко было ещё не старую женщину, рано потерявшую здоровье и так неожиданно ушедшую в мир иной. Инне я предложила пойти в церковь и заказать панихиду и сорокоуст. Ещё сегодня успеем помолиться на панихиде. Был уже десятый час, когда мы пришли в храм. В церковной лавке служительница сначала предложила нам заказать панихиду на завтра, сегодня, наверное, уже поздно. Однако я стала умолять принять записку на сегодня. Для новопреставленного очень важна церковная молитва. Инна стояла рядом и плакала. Тогда добрая женщина посоветовала самим передать священнику записку на панихиду. Мы так и сделали и, слава Богу, успели в последний момент. Батюшка принял нашу записку, и панихида началась. Моя молодая сотрудница в церкви была впервые, сначала смущалась. Но потом любовь к матери и горе утраты невольно родили в её душе искреннюю молитву. Она почувствовала, что душа матери жива, и через молитву можно выразить ей всю свою любовь. Выйдя из храма, мы расстались с Инной. Я пришла домой, а муж мне говорит: – Странное дело, к нам в квартиру залетела синичка. Как она могла попасть? Ведь открытая форточка затянута сеткой. Смотри: летает под потолком. У меня сердце стукнуло, и какое-то удивительное умиление окутало душу. Ведь это мне весть! Это живая душа матери из иного мира благодарит меня за то, что я привела дочь на панихиду.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковный дар памяти 12.04.2013 490 Время на чтение 6 минут Давайте ответим себе на вопрос: часто ли мы забываем о чем-либо? Думаю, что многие из нас скажут: постоянно. Из нашей памяти уходят лица и события. Мы забываем сделать, напомнить, позвонить, поздравить близких людей с днем рождения. Да что там, самих людей забываем. Не помним даже о живых, а что уж говорить об умерших! Казалось бы, только что безутешно рыдали о покойном, но проходит год-другой, и вот уже мы редко вспоминаем его имя. Зная эту нашу немощь, Церковь помогает нам сохранить память о тех, кто ушел в вечность. Памятка на каждый день Дар памяти о людях, которых уже нет с нами, - один из драгоценных подарков Церкви каждому из нас. Благодаря храмовому богослужению, церковному календарю, мы сохраняем воспоминания не только о собственных родственниках и знакомых, но и о людях, живших за много столетий до нас. Причем память эта живая, она не ограничена сухой информацией о том, что был-де такой государственный деятель две тысячи лет назад, ну и ладно. Церковная память - это ниточка живого общения, которое неподвластно времени. Святитель Николай, великомученик Георгий Победоносец, преподобный Сергий - это не деятели прошлого, это поистине наши старшие братья. Кто из наших соотечественников помнит подробности жизни ученых или деятелей искусств III или IV века? Да что там подробности, назовем ли мы хотя бы их имена? А вот подробности жития того же святителя Николая известны многим. Церковный календарь, благодаря которому на протяжении тысячелетий сохраняется память о дате кончины множества святых, создавался, начиная с первых веков христианской истории. Повествования о мучениках и подробностях их кончины вносились в мартирологи (от греческого слова «мартирос» - «мученик, свидетель»). Наряду с мартирологами в первый период христианства (I-IV века) составлялись диптихи. Они состояли из двух сложенных дощечек, на которых с внутренней стороны писали имена для поминовения. Имена в них вносились по мере вступления людей в Церковь и по случаю доброй кончины христиан.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чем жива Русь Размышления Адриана Послушника 31.07.2017 505 Время на чтение 4 минуты Как нам жить на русской земле, как смысл этой жизни постичь? А без русской земли и невозможно жить вообще. И без Бога русскому нельзя. Как бы он ни хорохорился в молодости и не безбожничал, к старости и болезням вспомнит о русском предназначении — о Боге, о молитве, о покаянии и о всем, чем только русская душа и жива — верой. Вера русская обладает неимоверной силой и держит на себе всю землю, рвущуюся в пропасть. Вот и беглый олигарх Березовский перед смертью вспомнил, что хоть он и еврей, а крещеный в православие и, преодолев гордость и заносчивость (правда, не до конца — трудное для еврея дело), стал каяться и просить у народа русского прощения за все свои гнусные дела и преступления. «Я тосковал по России с первого дня, и с каждым проведенным на чужбине днем моя тоска углублялась. Да, я еврей, но рожденный в России. Я русский, Владимир Владимирович. Я бы и рад был быть другим, — тогда я не испытывал бы этой муки, но я — русский. Оторванность от России убивает меня» (из покаянного письма Б.А. Березовского В.В. Путину ). Вот, русская земля может и еврея преобразить. Его уже дело, воспользоваться этим задатком или нет. Нам нужна вера и очень нужна, но живая, не формальная, не только обрядная. Хотя нет ничего красивей православного обряда и православной службы, если они наполнены искренностью и Духом Божиим. Молодежь, по неразумию, любит повторять за еретиками и западными смутьянами, мол, Бог в душе, а Церковь и Бог это разные вещи. Ну, болтают такое, конечно, по своей невежественности. Потому что Писания не читали, а если читали, то не поняли, или истолковали по-своему. А вшивый, о чем он только думает? Ну, ясно, о бане, чтобы чесотку изжить. А о чем думает невежественный и непросвещенный, читая Евангелие? Ну, ясно, как бы оправдать свою лень, алчность, блуд и прочие свои страсти. Но такой даже хуже вшивого. Тот хоть хочет отмыться, а этот не понимает своей вшивости и что Церковь и есть как раз духовная баня, которая моет невидимую душу.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/07/31/ch...

игум. Аристарх (Лебедев) На протяжении всего Своего исторического пути Святая Церковь , исполняя повеление Божественного Откровения: Идите, научите все народы ( Мф. 28:19 ), несла и несет в мир Свет Вечного Евангелия. Для исполнения этой божественной миссии Церковь всегда нуждалась в людях, могущих соединить в своей душе искреннее христианское благочестие и высокую образованность. Одним из ярких представителей плеяды деятелей именно такого отечественного Православия является епископ Сильвестр (Малеванский) , которому в этом году исполнилось бы 180 лет со дня рождения и 100 лет со дня его смерти. Это был великий труженик отечественной догматической науки, неутомимый богослов и вдохновенный педагог, посвятивший Академии более сорока лет своей профессорской деятельности. «Богатые природные дарования соединились в нем с неустанным трудолюбием, глубокие научные стремления сочетались с высокой христианской жизнью. Главным же делом всей жизни Владыки было служение богословской науке. И в этом служении он явил высокий пример никогда не оскудевающих стремлений к истине. Своих ученых трудов он не прерывал до глубокой старости. От них не отрывали его ни немощи, ни те многочисленные занятия, которыми он всегда был обременен» 1 . Однако епископ Сильвестр «распространял свет божественного учения не только посредством прочитанных лекций, не только путем обнародования в печати своих замечательных богословских произведений, он старался по возможности показать на самом себе, на своей жизни действенность и благотворность христианского учения. Его глубокая религиозность, его живая вера в Божественного Искупителя наполняла всю его сущность» 2 . Епископ Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский) родился на Волыни 9 (22) января 1828 года в семье священника, в которой получил глубоко религиозное воспитание. По окончании курса Волынской духовной семинарии, после женитьбы и священнической хиротонии в 1847 году, он некоторое время нес священническое служение на сельских приходах своей родной епархии. Однако приходская служба его была непродолжительной. Священник Стефан вскоре овдовел, и, вслед за тем, в 1853 году, поступил в Киевскую духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Скачать epub pdf О книге «Слово «Типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, в которой находятся указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции: в прошлом имелся «Типикон Св. Софии Константинопольской», «Студийский Типикон», «Студито-алексеевский Типикон» и т. д. Ныне все византийские Церкви служат по т. н. «Иерусалимскому Типикону или «Типикону Св. Саввы» (из монастыря в окрестностях Иерусалима), хотя сама Греческая Церковь служит по т. н. «Типикону Великой Христовой Церкви». б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по разным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий. в) Типикон как обряд, то есть как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) – западное. Оно выражает все, что различает одну Церковь от другой в богослужебном плане; существуют, например, византийский обряд, александрийский обряд, римский обряд, испано-мозарабский обряд и т. д.». Список сокращений Русские сокращения БТ ­­ Богословские труды (сборник). Московская Патриархия. ГЕО ­­ Κσμα Γεωργου· Антифонарий Фессалоникийского собора Св. Софии (рукопись Афинск. греч. 2061, XIII в.) (КАК:276–281). ДМИ ­­ Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока: ДМИ-1: 1-й т. (соборные и студитские типиконы). Киев, 1895. ДМИ-2: 2-й т. (евхологии). Киев, 1901. ДМИ-3: 3-й т. (савваитские типиконы). Петроград, 1917. ЕВХ ­­ Арранц М., Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998. ИСТ ­­ Арранц М., Исторические заметки о последованиях Таинств по рукописям Греческого Евхология. Опыт. ЛДА, 1979. ИТИ ­­ Арранц М., История Типикона. Опыт. ЛДА, 1978. КАК ­­ Арранц М., Как молились Богу древние византийцы. Суточный круг богослужения по древним спискам византийского Евхология. ЛДА, 1979. КЕК ­­ Кекелидзе К., Литургические грузинские памятники… Тифлис, 1908.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010