«Катехизация: существующие проблемы и пути их решения» Доклад епископа Саратовского Лонгина Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братия и сестры! С исторической точки зрения катехизаторская деятельность является не просто необходимой, а совершенно естественной для Церкви, органичной частью ее существования. Само это слово в христианском мире обозначает обучение основам вероучения, приобщение к полноте жизни в Церкви. В наше время вопрос катехизации стал одним из самых насущных и в то же время, пререкаемых в современной церковной жизни. Вот почему так важна представившаяся сегодня возможность обсудить эту проблему и поделиться опытом ее решения. На протяжении многих десятилетий, почти целого века Церковь была поставлена в условия, когда подобная деятельность была принципиально невозможной, любые попытки катехизации, как, впрочем, и живая проповедь, считались антигосударственным, уголовно наказуемым деянием. И проблема в том, что за это время выросли целые поколения и мирян, и священнослужителей, которые не готовы к такой работе, не желают, с одной стороны, учиться чему-либо, а с другой — обучать. В первое десятилетие возрождения церковной жизни в России, которое так часто называют временем второго Крещения Руси, неестественность этой ситуации ощущалась не так остро. Стремление креститься было массовым, многие люди, не ходившие в храм при Советской власти, росли в семьях, где сохранялись еще какие-то черты дореволюционного воспитания. Многие из старых прихожан (это бабушки и дедушки моего поколения) учились в церковно-приходских школах, в других учебных заведениях, где преподавался Закон Божий. Часть своих знаний они передали своим детям и внукам, так что можно говорить о том, что некоторая часть прихожан наших храмов рубежа 1980-1990-х гг. еще имела определенное представление о Церкви: они знали, что такое Церковь, были знакомы с богослужением, отчасти со Священным Писанием, священной историей. Однако к концу XX века эта преемственность, которая тоненькой ниточкой связывала нас с дореволюционной Россией, практически прервалась.

http://pravoslavie.ru/33773.html

Общестроительные работы на новом Александро-Невском кафедральном соборе практически завершены 29 мая 2020 г. 17:00 Между Царицыным и Волгоградом В ГОРОДЕ НА ВОЛГЕ 75-ЛЕТИЕ ПОБЕДЫ ВСТРЕТИЛИ УСТАНОВКОЙ КРЕСТА НА НОВОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ В соборе Свято-Духовского монастыря на перекрестке улиц Чапаева и Рокоссовского возносится молитва. Во время Сталинградской битвы немцы устроили тут концлагерь, а в катакомбах и многочисленных извилистых подземных ходах и по направлению к Волге местные жители спасались от бомбежек и карателей. При освобождении города от исторических монастырских стен почти ничего не осталось. В 1992 году воинская часть, размещенная на территории обители, передала монастырь Церкви, и началась работа по переоборудованию в храм здания бывшего спортзала. В основной экспозиции Историко-мемориального музея-заповедника «Сталинградская битва» есть стенд, рассказывающий о вере прошедших через те страшные месяцы горожан. Семью Борозденковых, например, Богородица уберегла от осколков вражеского снаряда. «В подземельях, где мы скитались вместе с бабушкой, нашли икону Божией Матери, с которой сначала она, а впоследствии и я не расставались», — рассказывала Евгения Жорова († 2004), работавшая главным архитектором Тракторозаводского района и ставшая профессиональным зодчим. На главной высоте России Вершину мемориального комплекса «Мамаев курган» венчает построенный как памятник погибшим в Сталинградской битве воинам храм Всех Святых. В отличие от знаменитого монумента «Родина-Мать зовет!» этот храм известен немногим россиянам — в том числе, наверное, и потому, что он значительно моложе. «Наш храм, конечно, прежде всего мемориальный, — рассказывает настоятель протоиерей Георгий Лазарев, — но община у нас живая, деятельная, активная. И кто бы сюда ни пришел, без беседы не уходит — если, конечно, расположен со мной пообщаться». Мемориальную церковь памяти воинов, положивших души за Отечество и други своя, верующие волгоградцы хотели возвести на Мамаевом кургане еще с начала 1990-х годов. Но желание это наталкивалось на противодействие коммунистов старой закалки из числа «непримиримых».

http://e-vestnik.ru/church/mezhdu_tsarit...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Круглый стол “Подготовка ко святому причащению”: Приветственное послание Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ; Вступительное слово игумена Петра (Мещеринова); Выступления: епископ Егорьевский Марк; протоиереи Валентин Асмус, Николай Балашов, Владимир Воробьев, Валериан Кречетов, Александр Марченков, Владислав Свешников, Димитрий Смирнов, Алексий Уминский, Всеволод Чаплин; Историческая справка: А. Бо-женов; Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Евхаристическая практика и приходская жизнь (Вместо послесловия) Приветственное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия Уже более двух десятилетий Русская Православная Церковь переживает период духовного возрождения. Ежегодно открываются десятки храмов, возобновляется система полноценного духовного образования, народ Божий руководствуется ко спасению тысячами церковных пастырей. И, как во все времена спасительного пребывания Церкви Христовой на земле, главным является участие человека в Божественной литургии. Поэтому вопрос, вынесенный в название дискуссии, несоизмеримо более важен, чем любой другой вопрос бытия Церкви. Именно Евхаристией как мистическим общением со Христом Спасителем Церковь созидается с момента Тайной Вечери и до конца времен. Именно в этом Таинстве Церкви закладывается основание нового человека, нового единства во Христе, “народа святого”. Ко всем христианам обращены слова нашего Господа: Примите, ядите… пийте от нея вси (Мф 26:26–27); Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Мф 11:28). Следовательно, участие в Литургии христианина, пребывающего в мире с Церковью и со своей совестью, является неотъемлемой и максимально значимой составляющей его духовной жизни. Именно поэтому нам так важно сейчас сформировать здравый подход к условиям подготовки ко Причащению и с пастырской осмотрительностью, действуя любовью в духе церковной икономии, принимать желающих подойти ко Христу для участия в Его спасительном Таинстве. Христос поручил Свое словесное стадо Апостолам, а через них епископам и священникам. Поэтому живая и личная связь человека со Христом, его участие в Евхаристии, в жизни Церкви Христовой возможно лишь в церковной общине, канонически и мистически связанной со всей Единой и Соборной Церковью. На приходских священниках, на настоятелях храмов и духовниках лежит огромная ответственность: с одной стороны — не оскорбить святость Таинства, с другой — излишним и неоправданным ригоризмом не отвратить человека от церковного общения, от евхаристической жизни, от соучастия в Божеском естестве, от самого спасения.

http://pravmir.ru/kruglyiy-stol-podgotov...

Отец Андрей умеет, как никто другой, говорить о том, что интересно массовой публике, не теряя серьезности и глубины (конечно, остроумия и легкости тоже). Он живым примером доказал, что такие области, как культура (живая культура, а не «музейная») открыты православию (или Православие открыто им) — возможность, которую пытаются отрицать как противники Церкви, так и некоторые верующие. «Гарри Поттера» прочитали, кажется, все на нашей планете. Нашлись ревностные православные, которые посчитали талантливую сказку пропагандой сатанизма. Но, даже не беря в расчет их, как православным относится к «Гарри Поттеру». Советовать ли английскую сказку своим детям? Отец Андрей пытается в книге «“Гарри Поттер” в Церкви: между анафемой и улыбкой» ответить на эти и подобные вопросы. О спорах в церковных среде о «Гарри Поттере» и характере своей книги пишет так: «Мир Церкви — он сложен, потому что человечен. Разные люди. Разные вкусы. Разные понимания и разная способность понимать. В этом мире надо учиться жить, ориентироваться, думать. Единство Церкви определяется единством нашей веры во Христа, а не единообразием наших суждений о сказках. В пятом веке блаженный Августин сказал, что принцип церковного устроения прост: “В главном — единство, во второстепенном — свобода и во всем — любовь”. Отношение к “Гарри Поттеру” есть “второстепенное”». «Это значит, что не имеет ответа вопрос “А как Церковь относится к " Гарри Поттеру " ?”. А никак не относится. А много чести “Гарри Поттеру” — чтобы Церковь к нему как-то относилась. Ибо если бы было сформулировано именно отношение Церкви (всей Церкви) к этой сказке, это означало бы, что из разряда «второстепенного» сей сюжет перешел бы в разряд «главного». А уж чем-чем, а “главным” “Гарри Поттер” никак не может быть в жизни христианина: ни как предмет его любви, ни как предмет его ненависти. Я рассказал просто о своем, сугубо частном опыте восприятия “Гарри Поттера” и разговора о нем с детьми. Рассказал с чувством благодарности к сказке за то, что она позволила мне на несколько часов вернуться в мир детства. Написал же я эту книжечку, с тем чтобы сказать людям, у которых подобное, доброе отношение к этой сказке: если вы ее полюбили, то не стоит считать, будто между вами и миром Церкви пролегла линия фронта. Слухи о “нетерпимости” Православия преувеличены».

http://predanie.ru/book/71825-quot-garri...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Око церковное М. Арранц «Око церковное». Переработка опыта ЛДА 1978 г. История Типикона. История Типикона в предвизантийскую и византийскую эпоху. «Слово «Типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, в которой находятся указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции: в прошлом имелся «Типикон Св. Софии Константинопольской», «Студийский Типикон», «Студито–алексеевский Типикон» и т. д. Ныне все византийские Церкви служат по т. н. «Иерусалимскому Типикону или «Типикону Св. Саввы» (из монастыря в окрестностях Иерусалима), хотя сама Греческая Церковь служит по т. н. «Типикону Великой Христовой Церкви». б) Типикон как историческая традиция или живая практика богослужения в данной Церкви. Эта традиция может развиваться и меняться по разным пастырским и богословским причинам и в силу исторических событий. в) Типикон как обряд, т. е. как правило или способ богослужения в целом в данной Церкви и в данное время. Понятие «обряда» (ritus) — западное. Оно выражает все, что различает одну Церковь от другой в богослужебном плане; существуют, например, византийский обряд, александрийский обряд, римский обряд, испано–мозарабский обряд и т. д.» Око церковное Переработка опыта ЛДА1978 г. История Типикона ХС КА Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой (Псалом 54:18) Список сокращений Русские сокращения БТ=Богословские труды (сборник). Московская Патриархия. ГЕО=Κσμα Γεωργου· Антифонарий Фессалоникийского собора Св. Софии (рукопись Афинск. греч. 2061, XIII в.) (КАК:276–281). ДМИ=Дмитриевский А., Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока: ДМИ-1: 1–й т. (соборные и студитские типиконы). Киев, 1895. ДМИ-2: 2–й т. (евхологии). Киев, 1901. ДМИ-3: 3–й т. (савваитские типиконы). Петроград, 1917. ЕВХ=Арранц М., Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1998.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил интронизацию нового предстоятеля Японской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил интронизацию нового предстоятеля Японской Церкви Православие.Ru , 15 мая 2000 г. Токио, 15 мая 2000 г. Официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Японскую Православную Церковь начался с посещения города Хакодате, где в 1861 году начал свои миссионерские труды святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. В аэропорту Хакодате Первосвятителя Русской Православной Церкви и сопровождавших его официальных лиц встречали японские архипастыри: епископы Киотоский Даниил и Сендайский Серафим, - а также генеральный консул Российской Федерации в Саппоро В.И.Саплин и мэр Хакодате Хироси Иноуэ. После осмотра города Патриарх направился в церковь Воскресения Христова, где его ожидали православные жители Хакодате – прихожане храма. Предстоятель Русской Церкви совершил молебен, после которого приветствовал епископа Серафима и его паству. В своем слове он отметил, что визит, начавшийся с первого места миссионерского служения равноапостольного святителя Николая, является свидетельством неразрывной связи православного народа Страны Восходящего Солнца с Русской Православной Церковью, которая на протяжении долгих лет, подобно чадолюбивой Матери, окормляла японскую паству, знакомила ее с традициями православной культуры. Затем Святейший Патриарх посетил филиал Дальневосточного государственного университета в Хакодате, где японские студенты обучаются русскому языку. Патриарха Алексия приветствовали ректор филиала ДВГУ, профессорско-преподавательский состав, студенты. Состоялась беседа, после которой Патриарх посетил русское кладбище в Хакодате, где с прошлого века покоятся останки русских военных моряков, и совершил там заупокойную литию. Вечером 12 мая делегация Русской Православной Церкви направилась в Токио. Следующий день начался с посещения главной святыни Японской Православной Церкви – собора Воскресения Христова, или «Николай-до», как называют его японцы в знак глубокого уважения и признательности к просветителю Японии равноапостольному архиепископу Николаю. Этот собор – живая память о святителе и одна из достопримечательностей Токио. Архиепископ Николай строил его на века, проверяя каждый камень, желая, чтобы этот храм символизировал крепость и торжество Православия. Величественный собор вмещает около двух тысяч верующих. Два года назад он был отреставрирован.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Письмо второе 27 XII-1922 г. св. апостола, первомученика и архидиакона Стефана. Дорогие друзья мои! Вы пишете, что первое письмо мое, в ответ на ваш запрос о «Живой Церкви», принесло пользу тем, что пролило свет не только на явление, именуемое «Живой Церковью», но, что, по вашим словам, еще важнее, на существо единой истинной Церкви, от которой отпала « Церковь живая». И вы просите, чтобы я почаще делился с вами своими мыслями по «вопросам веры и Церкви». Я очень утешен вашим сообщением о добром успехе моего письма – и охотно иду навстречу вашему общему желанию, но только полагаю, что мне можно быть впредь менее многоглаголивым – и писать письма покороче, лишь намечая ряд известных мыслей, а не развивая их подробно. Думаю, что ваша дружеская семья сумеет общими силами сделать нужные выводы из общих положений, которыми я предполагаю ограничиться в своих письмах. Эта относительная лаконичность облегчит меня и будет, надеюсь, полезна вам, понуждая вас к более или менее самостоятельной коллективной работе. К тому же, в случае надобности, я постараюсь указывать вам те книжки и статьи, в которых вы можете находить восполнение и развитие того, что буду намечать я в своих письмах. Вы говорите, что вам хотелось бы услышать от меня нечто в раскрытие той мысли о существе Церкви, которая является заключением моего предыдущего письма. Согласно только что высказанному мною намерению, я отвечу вам рядом связанных между собою общих положений, которые да послужат предметом ваших дружеских собеседований. «Христианство есть великая тайна», – сказал преп. Макарий Великий (Египетский) 23 . Тайна и Церковь неразрывно связаны с христианством, ибо христианства нет без Церкви. По собственному опыту и еще более по наблюдению над другими знаю, как трудно сразу принять и усвоить мысль о неразъединимости христианства и Церкви, но после многих переживаний и дум я давно убедился до последней наглядности, до невозможности мыслить иначе, в указанной неразрывности Христова благовестия и Церкви. Теперь мне представляется странной, противоестественной, нелепой противоположная мысль, столь широко, однако, распространенная в современном «христианском» человечестве. Я не буду останавливаться на этом вопросе, а рекомендую вам прочесть очень дельную брошюру архимандрита Илариона, так и озаглавленную «Христианства нет без Церкви» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Разделы портала «Азбука веры» ( 87  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Эти воспоминания схиигумения Мария (Дохторова) (1886–1978) написала в 1959 году по благословению епископа Левкийского Парфения. Он называл ее «живая святая». Всероссийский старец, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , также очень почитал схиигумению Марию и многим советовал прочитать ее жизнеописание. Митрополит Ловечский Гавриил (Динев) (Болгарская Православная Церковь), бывший духовным чадом Матушки, сам написавший книгу о ней: «Схиигумения Мария», говорил по ее кончине: «Если бы я знал, что она где-нибудь в Америке, я туда пешком пошел бы!» – Названную по-монашески скромно – «Годы странничества», – книгу схиигумении Марии (Дохторовой) читаешь с неослабевающим интересом. Достаточно проглядеть ее содержание. В добрый путь! “Годы странничества. Воспоминания” схиигумении Марии (Дохторовой) Во мне живет уверенность, что народ (имею в виду русских), способный рождать таких церковных чад, — это народ великий и необычайно богатый. Такой народ будет храним Богом до скончания века. Митрополит Ловичский (Ловчанский) Гавриил (Динев), ученик старицы Марии, Болгарская Православная Церковь “Для русских — Болгария после России — самая родная по духу” (так говорила мать Мария (Дохторова)) В родительском доме Схиигумения Мария (в миру Лидия Николаевна Дохторова, принявшая в постриге это имя в честь святой равноапостольной Марии Магдалины), родилась в 1896 году в Киеве в интеллигентной семье среднего достатка. У них в доме было принято держать детей в особой строгости, прививая им послушание, скромность и трудолюбие. Так, старица вспоминала, как однажды ей не позволяли два часа вставать со стула: нужно было съесть яйцо всмятку, а ей его не хотелось. Сладкого малышам не давали до четырех часов дня, хотя в доме и было изобилие всяких лакомств. Для воспитания и обучения детей приглашали гувернанток. К деньгам не разрешалось и прикасаться: взрослые сами покупали, что нужно, и старались делать так, чтобы подростки не приучались к презренному металлу.

http://azbyka.ru/fiction/gody-stranniche...

Разделы портала «Азбука веры» Не подменяет ли Церковь своими обрядами живую и непосредственную веру? Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 5 Ответов Одно другому не мешает, при правильном отношении. Совсем жить без обрядов и ритуалов мы и не сможем, потому что мы люди. В ритуалах, к которым мы так привыкли, что и не замечаем, проходит наша повседневная жизнь, включая ее религиозную сторону. Просто в Церкви обряды упорядочены и это имеет основание в Библии. Ветхий Завет наполнен описанием обрядов (см.: Лев. 8 глава). В Новом Завете, главное Таинство Евхаристии, также имеет внешнюю обрядовую сторону ( 1Кор.10:16–17 ). Сам Иисус Христос молился, стоя на коленях, это тоже обряд ( Лк.22:41 ) Впоследствии в истории это все усложнялось и развивалось, но суть осталась та же. «Любовь к Богу порождает красоту и человечность обряда, воспринимаемого, как цветы, приносимые к ногам Божиим. Вера есть любовь и суть христианства – влюбленность в своего Бога и Господа и тем самым ощущение, что на земле осталось и живет Его Тело –  Церковь . Как же могут эти ощущения не выразить себя во внешних действиях, которые мы называем обрядами?» - С.И. Фудель. Здравствуйте! Что подразумевается под словом “Церковь”, “живая вера” и “обряды”? От того, как именно Вы формулируете эти “дефиниции”, зависит ответ. Живая и непосредственная вера — если она есть — неизбежно проявляет себя в обрядах. Во-первых, потому что обряд — это язык, на котором люди говорят о самом важном, и во всех человеческих культурах важнейшие события в жизни — заключение брака, рождение младенца, погребение усопшего — окружены обрядами. Любое общее проявление веры — например, общая молитва — неизбежно предполагает какую-то согласованность, сложившуюся форму, обряд — который возникает даже в тех религиозных общинах, которые говорят, что выступают против обрядов. Но самое главное, в Священном Писании Бог требует, чтобы мы проявляли Свою веру в определенных обрядах — например, во время Исхода из Египта от людей требовалось не только верить в своем сердце, но и совершить определенный обряд — принести в жертву агнца, помазать его кровью косяки дверей, приготовить и съесть его определенным образом.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-verujushh...

Сегодня в Воскресенском Новодевичьем монастыре. Фото Станислава Марченко, ИА " Вода живая " 25 ноября 2015 г. 12:55 Мощи святого равноапостольного князя Владимира перенесены для поклонения верующих в Казанский храм Воскресенского Новодевичьего монастыря Завершается масштабное принесение ковчега с мощами Крестителя Руси в епархии Русской Православной Церкви , в ходе которого святыне поклоняются верующие более полусотни российских и белорусских городов. В ходе предпоследнего этапа уникальной акции, организованной Благотворительным фондом свт. Василия Великого , ковчег с мощами пребывает в четырех соборах северной столицы. Завтра, 25 ноября, ему можно будет поклониться в Исаакиевском соборе . Прибыли мощи в Санкт-Петербург в минувшую субботу. Первым принявшим их храмом стал Князь-Владимирский собор . Святыню встречали епископ Кронштадтский Назарий , настоятель храма протоиерей Владимир Сорокин с клиром, настоятели других храмов города. Как сообщает официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии , Преосвященный Назарий возглавил молебен святому князю Владимиру, по окончании которого обратился к молящимся с проповедью. " Сегодня мы присутствуем на необыкновенном событии, - сказал епископ Назарий. - Частица честных мощей, которая прибыла в город на Неве, отстоит от нас на тысячу лет. Это даже трудно себе представить. Меня спрашивают, почему мощи князя Владимира прибывают к нам не сразу после Москвы: все привыкли, что после Москвы вторым городом бывает Санкт-Петербург. Но мне кажется символичным, что только сейчас, под конец года, когда Русская Православная Церковь, я бы сказал шире - весь православный мир празднует 1000-летие преставления великого равноапостольного князя Владимира, его мощи прибыли в северную столицу " . " Когда князь Владимир, крестившись в Херсонесе, вернулся на свою родину, будущую Святую Русь, она простиралась не дальше Черниговского княжества, - продолжал архипастырь. - Князь Владимир приложил огромные усилия, чтобы не только самому просветиться светом Христовой истины, но и просветить всю землю, которая была под его княжеской рукой. Это было нелегким делом - Новгород пришлось крестить не только водою, но и огнем и мечом, и, как сейчас говорят, на местах были перегибы. Князь Владимир хотел, конечно, чтобы народ узнал то же самое, что он почувствовал при своем крещении. Но, сами знаете, не всегда то, чего хочет руководитель, нравится его подчиненным. В истории все повторяется, и мы можем найти параллели и в нашем времени " .

http://e-vestnik.ru/church/moshchi_svyat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010