Письмо первое Дорогие друзья мои! Вы хотите, чтобы я высказал вам свои думы по поводу современных церковных событий, среди которых наиболее ярким и наиболее ощутимым (в разных смыслах) явлением представляется вам так называемая «Живая Церковь » с ее подразделениями 1 . Из многого, что я думаю об этом предмете, я поделюсь с вами на этот раз лишь немногим. Но полагаю, что это немногое и спешно набросанное будет касаться существа вопроса. «Живая Церковь » – это растение, которое насаждено и взращено, конечно, не Отцом Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.15:13 ), а имеет совсем иное происхождение. Это явствует как из истории ее возникновения, так и из принципов, которые полагаются в основании этой «церкви лукавнующих» ( Пс.25:5 ) ее служителями. Не говорю уже о слишком нашумевших «личных деяниях» многих их них 2 . Итак, прежде всего, первые вожди церковного движения, именуемого «Живою Церковью », явились насильниками по отношению к главе Высшего Церковного Управления – Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону 3 , чего они и не скрывают на страницах своего журнала 4 , причем иногда говорят об этом открыто, а иногда, по тактическим, очевидно, соображениям, рисуют дело иначе, пытаясь придать произведенному ими церковному перевороту обличье каноничности 5 . Этим последним приемом они воспользовались, между прочим, для того, чтобы опутать оказавшихся или близорукими, или малодушными столичных благочинных 6 , а через них – и других таких же «неверных» батюшек, «боязливых» ( Откр.21:8 ) или криводушных. Но для всякого, имеющего очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно из ряда несомненных фактов, что названные «церковные» деятели являются узурпаторами церковной власти. Ни для кого из москвичей не тайна, что: 1) «живоцерковники» долгое время поминали за богослужением Святейшего Патриарха Тихона, этим самым признавая его законным верховным архипастырем русской Церкви, и 2) что они признали не без ведома их и, главное, советской власти назначенного Патриархом своим заместителем митрополита Ярославского Агафангела, к которому два известных протоиерея-живоцерковника ездили в Ярославль, намереваясь, очевидно, прибрать к своим рукам престарелого митрополита 7 . Но, убедившись, что он им в руки не дается и в ногу с ними идти не хочет, они устроили так, что патриарший заместитель не мог выехать из Ярославля в Москву, чтобы фактически возглавлять собою законное Высшее Церковное Управление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

ЦВ 12 (385) июнь 2008 /  27 июня 2008 г. «Обновленческий» раскол и литургические реформы В церковных дискуссиях последних лет нередко можно услышать утверждения, что обновленческий раскол, организованный большевиками, ставил своей целью провести коренные реформы в православном богослужении и, в частности, отказаться от использования церковнославянского языка. Соответствуют ли эти утверждения исторической правде? Насколько уместно в связи с этим использовать термины «обновленчество» и «неообновленчество» применительно к вопросам литургических реформ? В мае 1922 года группа «прогрессивного» духовенства образовала так называемое Высшее церковное управление, пришедшее к власти в результате церковного переворота, учиненного большевиками. Первой и главной группировкой в расколе стала «Живая церковь». Ее учредительный съезд состоялся 29 мая 1922 года. В заявленной программе предлагалось провести широкий круг реформ и по возможности возродить в Церкви чистоту Апостольского века. В богослужебных вопросах «Живая церковь» предлагала пересмотреть церковную литургику с целью устранения из нее тех наслоений, которые были внесены пережитым периодом «союза Церкви и государства», и «создать условия для свободы пастырского творчества в области богослужения, но без изменения чинопоследований Таинств». Некоторые частные инициативы членов группы нашли отражение на страницах одноименного журнала группы. Так, например, с призывом к пересмотру богослужения выступал протоиерей А.И. Введенский, видевший смысл литургической реформы в возвышении значения Таинства Евхаристии, а именно, во введении более частого причащения мирян. В журнале высказывались мнения о необходимости служения с открытыми Царскими вратами, о русификации богослужебных текстов, чтении вслух тайных молитв на Литургии и т.д. В августе 1922 года состоялся Всероссийский съезд «Живой церкви», на котором предлагалось ввести второбрачие духовенства, женатый епископат и осудить контрреволюционную политику патриарха Тихона. При этом богослужебные вопросы прямо не рассматривалось. Августовский съезд фактически расколол ряды «прогрессивного» духовенства, и очень скоро в среде «обновленцев» возникли еще две группы — «Союз церковного возрождения» (СЦВ) во главе с епископом Антонином (Грановским) и «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» (СОДАЦ) во главе с группой священников, важное место среди которых занимали протоиереи А.Введенский и А.Боярский.

http://e-vestnik.ru/history/obnovlenches...

Архимандрит Тихон (Шевкунов): На Пасху мы получаем приглашение в будущую жизнь О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. 13 апреля, 2012 О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. О предстоящем празднике Воскресения Христова, о жизни и смерти, вере и бессмертии беседуем с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря. Смерти нет — Отец Тихон, почему Пасха каждый раз празднуется не как очередная годовщина Воскресения Христа, а как само Воскресение? — Поразительное открытие сделал почти 2 тысячи лет назад апостол Павел. Он сказал: «Иисус Христос вчера, и сегодня, и вовеки — тот же». Христиане чувствуют великую силу этих слов, если вера для них не предмет лишь традиции, а живая жизнь, если они и ощущают, и проживают общение с Богом как самую главную реальность своей жизни. Это относится и к Воскресению. Передать это лишь какими-то теоретическими посылами, к сожалению (или к счастью), невозможно. Так уж Бог устроил. Да если бы вера была просто теория, Церковь Христова зачахла бы уже через несколько лет после своего возникновения. Ведь наша вера — не что иное, как живая связь между Богом и людьми, между Богом, ставшим человеком — Иисусом Христом, и каждым из нас, христиан. Живое ощущение пульса вечности, отзывающегося в каждом христианине, особенно чувствуется в праздник Пасхи — Воскресения. Маленькие дети до взросления отчетливо осознают, что смерть — это нечто совершенно чуждое, непонятное и противоестественное человеку. Мы, взрослые, хорошо помним это детское ощущение реальности вечности как одну из констант бытия только что вошедшего в Божий мир человека. Таких констант у ребенка несколько, но они являются для него несомненной истиной. Это, пожалуй, любовь матери, ежедневное открытие прекрасного мира и убежденность в вечности своего бытия и вечности всех тех, кто охвачен любовью ребенка: «Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

[Видео] Живая епархия в служении Богу Живому Как трудно, почти невозможно, христианской общине сохранить свою цельность. Как труден путь приобретения добродетели, не говоря уже об исполнении добрых дел! Как легко это последнее способствует возникновению атмосферы оценки себя и других, что порождает лицемерие вместо цельности. 28 сентября, 2011 Как трудно, почти невозможно, христианской общине сохранить свою цельность. Как труден путь приобретения добродетели, не говоря уже об исполнении добрых дел! Как легко это последнее способствует возникновению атмосферы оценки себя и других, что порождает лицемерие вместо цельности. Правмир продолжает публиковать доклады Третьей конференции памяти митрополита Антония Сурожского «Церковь – Богочеловеческое общество», прошедшей 23 сентября 2011 года в Доме русского Зарубежья. Предлагаем вашему вниманию доклад Коста Карраса. Читает доклад И. Я. Фон Шлипке. Коста Каррас – потомственный греческий судовладелец, до отъезда из Лондона в 1977-1999 был членом, а позже председателем Епархиальной Ассамблеи Сурожской епархии. Многолетний член совета директоров Союза греческих судовладельцев, занимается балканской политикой, основал Центр «За демократию на Балканах». Отец Антоний был необычайно глубоким человеком, и потому, как никто другой, был способен открыть глубину духовного опыта тем, кто его окружал. Всякий раз это была личная встреча, внутренняя, соответственная с его собственным опытом встреча с живым Богом и полной самоотдачи живой Церковью, установленной Христом и пронизанной Святым Духом, в которой он служил. Каждая встреча с ним была неповторимой, потому что каждому человеку отец Антоний открывался с новой стороны. Это неудивительно, ведь только Бог видит человека полностью. Как следствие, обычно друзья и ученики великого наставника не только воссоздают его образ, а передают свое личное видение его — то, каким он представал в общении с ними. Это не только обычно, но и неизбежно, поскольку наше представление о другом человеке рождается из неповторимой встречи, единственного в своем роде опыта отношений.

http://pravmir.ru/video-zhivaya-eparxiya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учение Церкви или " церковные мифы " ? О сомнительном богословии некоторых преподавателей Санкт-Петербургских духовных школ 12.03.2008 799 Время на чтение 9 минут Издревле считалось, что чадородие - это особый дар Божий. Полноценная многодетная семья всегда воспринималась в любом народе как по-настоящему счастливая и здоровая часть общества, вызывала неподдельное почтение и уважение окружающих уже хотя бы потому, что ее члены являли собой тот образец жертвенной и неподдельной любви, о которой столько написано в Священном Писании. Еще в Ветхозаветной церкви многодетная семья считалась едва ли не единственным мерилом благочестия. Не даром бесплодие в Ветхом Завете было не просто личным несчастьем, а позором и поношением среди соплеменников. " Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева " , - восклицает псалмопевец Давид (Пс. 126, 3). О спасительности чадородия всегда учила своих чад и Православная Церковь. Женщина " спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием " , - пишет Апостол Павел (1 Тим. 2, 15). Об этом же говорится и в современной Социальной концепции Русской Православной Церкви. Впрочем, времена и нравы меняются... В январе сего года в Санкт-Петербурге прошла просветительская конференция " Таинство Брака - Таинство Единения " , организованная официальным вестником Санкт-Петербургской епархии " Вода живая " и открывшая, по меткому выражению одного священника, " новую страницу " в нравственном богословии. С докладами на конференции выступили профессор СПбДСиА, член Синодальной Богословской комиссии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) , профессор СПбДСиА, член Синодальной комиссии по канонизации святых, магистр богословия протоиерей Георгий Митрофанов и референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП иерей Владимир Хулап . Во встрече также приняли участие председатель Издательского отдела епархии и ответственный редактор церковного вестника " Вода живая " протоиерей Александр Сорокин и руководитель молодежного клуба " Агапа " клирик храма Богоявления на Гутуевском острове иерей Димитрий Симонов.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Проповедь за Божественной литургией в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Церковь наша торжественно прославляет память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Святитель Николай жил в конце III – начале IV века. Нас отделяет от него почти 1700 лет, и в течение всех этих веков его память бережно сохраняется в Церкви, потому что он прожил удивительную жизнь, стяжав огромную силу духа, и горячей верой своей приблизился к Богу настолько, что Бог сообщил ему особую силу – силу совершать чудеса. Память Церкви – ее предание. Мы, изучая историю, знаем о каких-то исторических событиях, но вспоминаем о них редко, а очень часто и забываем то, чему были научены в школе или в вузе. Это мертвая память – она не живет, она не приводит в действие душевные силы, она не влияет постоянно на разум человека. Но память, хранимая в Церкви, предание Церкви – это живая память; она поддерживается и оплодотворяется искренней молитвой, которую человек возносит к тем, о ком он помнит, – святым Божиим угодникам. Наша память о святителе Николае настолько живая, что мы обращаемся к нему подчас каждый день, просим его помочь в нашей жизни. И мы получаем от него ответ – наши молитвы сбываются. Он являет нам свое присутствие в нашей жизни, в том числе через свои чудотворные и мироточивые мощи, сохраняющиеся в городе Бари, которые обильно покрываются благоуханным миром. Это миро собирается каждый год, и паломники, посещающие Бари, имеют возможность помазать себя этим миром. Чем же так прославился святитель Николай? Что лежало в основе его чудной жизни? Тропарь святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости». Лучше сказать невозможно – весь смысл жизни святителя был в том, что он явил себя правилом веры и был образом кротости. Кротость – это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой — теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании.

http://pravoslavie.ru/50474.html

Скачать epub pdf Глава 3. Вода живая Евангелие от Иоанна часто называют литургическим. Все основные описанные в нем события происходят в праздники, будь то Пасха ( Ин.2:13, 23; 6:4; 11:55; 12:1; 13:1; 18:39 ), неназванный «праздник иудейский» ( Ин.5:1 ), праздник Кущей ( Ин.7:2 ) или праздник Обновления храма ( Ин.10:22 ). Только из этого Евангелия мы узнаем, что жизнь Иисуса и Его общины, Его путешествия из Галилеи в Иерусалим и обратно были связаны с ветхозаветным литургическим календарем, определяемым этими праздниками. В то же время именно Евангелие от Иоанна, больше чем любое другое Евангелие, закладывает богословские основы литургической жизни новозаветной Церкви, определяемой двумя главными таинствами: Крещения и Евхаристии. Синоптические Евангелия единодушно свидетельствуют о крещении Иисуса от Иоанна в Иордане и о том, как на Тайной Вечере Иисус раздал ученикам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Однако подробное богословское осмысление Крещения и Евхаристии в них отсутствует: его мы находим в Евангелии от Иоанна и в посланиях апостола Павла, что сближает этих двух творцов христианского богословия, близких и во многих других отношениях. Крещальная тема присутствует – явно или подспудно – в четырех главах Евангелия от Иоанна, посвященных четырем разным событиям: беседе Иисуса с Никодимом (Ин., гл. 3), беседе с самарянкой (Ин., гл. 4), исцелению расслабленного у Овчей купели (Ин., гл. 5) и посещению Иисусом Иерусалима в праздник кущей (Ин., гл. 7). Дважды упоминается о том, что проповедь Иисуса и Его учеников на начальном этапе сопровождалась крещением, – в Ин.3:22 (после сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудей скую и там жил с ними и крестил) и Ин.4:2 (хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его). Объединяет все эти сюжеты образ воды. Представляется целесообразным рассмотреть данные сюжеты в комплексе. Весь этот богатый материал дает достаточно полное представление о том, почему последней заповедью Иисуса ученикам, в каком-то смысле итогом всей Его земной миссии, были слова: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Он также помогает понять, почему Церковь придала таинству Крещения исключительное значение, сделав догматом учение о том, что без крещения невозможно войти в Царство Небесное. 1. Вода – стихия жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf О том, как вернуть ревность 71 Я решил провести беседу о том, что время от времени бывает со всеми, – об охлаждении ревности. Любого верующего человека волнует вопрос: как вновь возбудить в себе ревность? Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что если огонь ревности покинул тебя, ты должен узнать, за какой грех он тебя оставил, и только после этого сможешь его вернуть. Что такое ревность? Это не обыкновенное человеческое чувство, не энтузиазм, вызванный делом, которое нам нравится, пробуждает в нас интерес и стремление достигнуть в нем результата. В духовной жизни ревность – это действие Божественной благодати. Наверное, именно в таком смысле можно понимать слова Спасителя: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк. 12, 49 ). Действительно, без действия Божественной благодати человек не способен к евангельскому деланию. В самом человеке нет не только сил и вдохновения, чтобы приступить к жизни по Евангелию, но и понимания того, что делать это необходимо. Наша православная вера – живая, действенная, истинная – сама по себе есть действие благодати. Бывает вера и умственная, при которой здравомыслящий или мудрый человек путем логического рассуждения доходит до истинного представления о бытии Божием. Иногда люди, имеющие изощренный ум, додумываются до некоторых истин, близких к истинам Откровения, например приходят к мысли о единобожии. Некоторые философы в своих рассуждениях приближались к истине о Троичности Божества, хотя понимали это не совсем так, как учит Православная Церковь . Однако настоящей верой подобные рассуждения назвать нельзя, поскольку это только плод человеческого ума. Итак, есть вера умственная и есть вера живая. Под одним и тем же названием имеются в виду разные явления. Таким образом, мы должны понимать, что не только ревность, но и вера – это действие благодати. Без благодати мы не имели бы представления о том, что такое истина, даже не знали бы, что она существует. Оставаясь в неведении, мы жили бы как некие разумные животные, пользующиеся разумом только для удовлетворения своих телесных нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Рель. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Уже в 1627-1628 гг. в селе Рель, числившимся в Никольской пятине Сомерской волости Старорусского уезда Новгородской епархии была деревянная церковь Николая Чудотворца, которая сгорела в 1725 году. Но уже 1726 году храм отстроили заново, на том же месте. Это также была деревянная холодная церковь. В 1861 году церковь отремонтировали и капитально перестроили, приобрели новый иконостас. В 1865 году церковь вновь сгорела из-за неосторожного обращения с огнем. В 1870 году по проекту архитекторов И.Б. Слупского и А. Д. Фиалковского было начато строительство нового каменного храма вместимостью 800 человек. Строился храм на пожертвования, материалы для строительства также доставляло местное население. В1887 году Никольская церковь с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Пророчицы Анны была освящена. В 1937 г. священника арестовали и расстреляли, богослужения были прекращены, а в 1939 году храм закрыли окончательно. В 1989 году были предприняты попытки реставрации, но работы были прекращены.  Статья в журнале «Вода живая» 1 2008 г. Село Рель отстоит от Петербурга в 150 верстах, от Гдова - в 90. Название села производят от крика журавлей, живущих в соседних болотах. В 1627 – 28 гг. была известна деревянная церковь св. Николая чудотв., находившаяся в селе Рель, в Никольской пятине, Сомерской волости, Старорусского уезда Новгородской епархии, но в местных документах о ней не упоминается. Зато есть указ от 28 ноября 1726 г. преосв. Феофана, архиепископа Великого Новгорода и Великих Лук, с разрешением «попу села Рели церкви Николая Чудотворца Федору Мартинову – освятить построенную в том селе, на прежнем церковном погорелом месте, церковь Николая Чудотворца». Церковь эта сгорела 29 мая 1725 г.. Церковь была холодная и была освящена попом села Осьмин Алексеем Сидоровым по новоисправленному требнику. В 1861 г. она исправлена и в ней поставлен новый иконостас, стоивший 1450 руб. серебр. В 1865 г. 23 апреля церковь сгорела, по одним – от свечи на жертвеннике, оставленной не загашенною, по другим – от того, что на священнике Иоанне Заозерском, служившем после обедни панихиду, загорелась подкладка ризы. Документы, иконы, иконостас и утварь были перенесены во вновь устроенную кладбищенскую церковь Покрова.

http://sobory.ru/article/?object=04898

Трудные вопросы воспитания ребенка Если мама ходит в церковь, а папа не ходит, это не значит вовсе, что папа не прав, а мама права. Может, папа потому и не ходит в церковь, что в нее так ходит мама, что в саму церковь ходить уже не хочется после такого хождения мамы 18 марта, 2010 Если мама ходит в церковь, а папа не ходит, это не значит вовсе, что папа не прав, а мама права. Может, папа потому и не ходит в церковь, что в нее так ходит мама, что в саму церковь ходить уже не хочется после такого хождения мамы О.Алексий, есть отличие детей, которые с детства воцерковлены, от тех, кто только-только стал ходить в церковь? Не знаю, я никогда об этом не задумывался. А в чем отличие должно быть – в степени  любви к Богу? Все зависит  не от времени в Церкви и не от возраста. Дети, в каком возрасте бы они ни были, они прежде всего копируют родителей. Родительская вера является для них ориентиром. Если в отношении к своей собственной вере у родителей есть хоть малейшее лицемерие, то, конечно, это ребенком будет воспринято, а потом будет отторгнуто. Если у родителей вера искренняя и живая, даже с ошибками, то это всегда будет хорошие плоды приносить. Много семей, где мама воцерковлена, а папа, в лучшем случае, нейтрально относится к религии, никак не поддерживает веру детей. И хорошо, хотя бы так. Все понятно. Мы живем  в таком мире, где семьи разрушены  или разрушаются, даже христианские семьи не являются ни образцами, ни оплотами семейного благополучия. Разводятся люди, которые венчаны, которые ходят в церковь и вроде бы все делают правильно.  Значит, что-то другое неправильно. И, если мама ходит в церковь, а папа не ходит, это не значит вовсе, что папа не прав, а мама права. Может, папа потому и не ходит в церковь, что в нее так ходит мама, что в саму церковь ходить уже не хочется после такого хождения мамы… Так бывает очень часто, если человек ищет в церкви чего-то своего, не настоящего. Все зависит от того, что сам взрослый человек ищет в церкви, в Боге. На  форуме была описана семья, где «мегавоцерковленная» мама не покупает дочери нормальную одежду, даже не разрешает ей паспорт получать.

http://pravmir.ru/trudnye-voprosy-vospit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010