прот. Николай Балашов Литературные источники Настоящие имена авторов, подписавших свои публикации псевдонимами, если их удалось установить, приводятся в квадратных скобках, как и расшифровки криптонимов. При этом вопросительным знаком отмечены предположительные идентификации. Сокращенные названия журналов, многократно встречающиеся в перечне источников, раскрыты в Списке сокращений. При ссылках на епархиальные ведомости имеется в виду неофициальная часть (отдел) журнала, если иное не оговорено. При подготовке настоящей книги были просмотрены полностью относящиеся к хронологическим рамкам изучаемого периода (1905–1918) комплекты следующих периодических изданий: Богословский библиографический листок; Богословский вестник; Век; Вера и жизнь; Вера и разум; Вера и Церковь ; Всероссийский церковно-общественный вестник; Голос Церкви; Донская христианская мысль; Донской православный вестник; Душеполезное чтение; Епархиальные отголоски; Живая жизнь; Звонарь; Калужский церковно-общественный вестник; Костромской церковно-общественный вестник; Красный звон; Миссионерский сборник; Миссионерское обозрение; Московские церковные ведомости; Московский церковный голос; Народ; Народное образование; Отдых христианина; Отклики на жизнь; Отклики сельских пастырей; Пастырь; Правда Божия; Православно-русское слово; Православный путеводитель; Православный собеседник; Приходский священник; Приходский листок; Руководство для сельских пастырей; Сельский священник; Странник; Труды Киевской духовной академии; Христианин; Христианская жизнь; Христианская мысль; Христианское чтение; Церковная газета; Церковная правда; Церковная реформа; Церковное обновление; Церковно-общественная жизнь; Церковно-общественная мысль; Церковно-общественный вестник; Церковность; Церковные ведомости (и Прибавления); Церковный вестник; Церковный голос; Церковь и жизнь; Церковь и народ; Церковь и общество; Чтения в Обществе духовного просвещения; Архангельские, Астраханские, Калужские, Кишиневские, Нижегородские, Подольские епархиальные ведомости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Есть приборы, насыщающие воду положительными и отрицательными ионами. Как православная церковь к употреблению такой воды относится? 7 Ответов Это область медицины и науки. Церковь никак к этому не относится. Если только за этим не стоит волшебство или магия, к чему Христос непримирим. Смотря что под этим понимать. Если жидкости, полученные в результате химического процесса — запрета нет. Если нечто магическое, то употребление запрещено Если это чисто химический процесс, то это вопрос к медикам и ученым. Духовных препятствий для употребления такой воды нет. Церковь не может и не должна иметь мнение по каждому явлению или ситуации в мире. Церковь учит тому, что заповедал Бог. Поэтому стоит разбирать этот вопрос на основании логики. Поскольку при работе приборов происходит химический или физический процесс, то о пользе или вреде “готового продукта” уместней размышлять ученым и врачам. Духовного вреда в насыщении воды ионами лично я не усматриваю. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. ( 1Кор.10:31 ) Помолитесь, перекрестите водичку, и пейте на здоровье. Только не забывайте, что здоровье нам дает Бог. А если оно неполезно, то со временем Он его и забирает. Если это связано только с работой технических приборов и рекомендовано обычной, традиционной медициной, то к употреблению такой воды надо подходить с точки зрения советов специалистов (а не шарлатанов) и вообще медицинской целесообразности. Если же речь идет о каких-то духовных силах, энергиях, пробуждении сверхспособностей и вообще о чем-то подобном, то выходит за грани физического мира, то употреблять этого нельзя. Такие вещи находятся в сфере оккультизма, то есть бесопоклонства. С уважением, Здравствуйте. Редкий случай, но, отвечая на Ваш вопрос, я позволю себе быть категоричным и немного добавить своих слов, они будут противоречить написанному выше (прежде всего, прошу о. Дионисия и о. Евгения меня благословить и извинить за это, а также прошу прощения у остальных участников).

http://azbyka.ru/vopros/blagoslovljaetsj...

составитель И.В. Соловьев Скачать epub pdf И.В. Соловьев. Краткая история т. н. «обновленческого раскола» в Православной Российской Церкви в свете новых опубликованных исторических документов 1. Историография темы История так называемого «обновленческого» раскола (1922–1946) в последнее время привлекает внимание исследователей Русской Православной Церкви. Совершенно очевидно, что в годы Советской власти писать работы по истории Церкви в послереволюционный период и по истории «обновленческого» раскола в частности, было крайне сложно из-за отсутствия архивных материалов, надёжно скрытых от посторонних глаз в государственных хранилищах, а также из-за жёсткого цензурного давления. Между тем современники и даже участники этих событий оставили нам свои сочинения, посвящённые разбору истории «обновленческого» раскола. В 1927 г. в Варшаве вышла работа известного русского канониста профессора С. В. Троицкого (1878–1972) «Что такое Живая Церковь ?», давно ставшая библиографической редкостью, но не потерявшая своего значения до наших дней. Текст этой небольшой книги воспроизводится в предлагаемом вниманию читателей сборнике. Истории «обновленческого» раскола посвящено несколько глав в работе русского канониста-исповедника профессора Иринарха Александровича Стратонова, погибшего в фашистском концентрационном лагере в 1942 1 году Профессор Стратонов, как и все русские канонисты, оставшиеся верными Матери-Церкви, указывал, что нет и не может быть никакого различия между обновленческим и всеми другими расколами, например иосифлянами (т. н. «правая оппозиция» митрополиту Сергию) или же карловчанами (т. н. Русская зарубежная церковь ). Стратонов оценивал «живоцерковничество» как глубоко реакционное течение. «За революционными выкриками и истерией самая чёрная реакция, стремящаяся превратить Церковь в привилегию белого клира». «Реакционным это движение оказалось и в деле организации церковной власти, возвращая его по существу к синодальным формам правления» 2 . Известна также работа архиепископа Мефодия (Герасимова) «О Живой Церкви», вышедшая в Харбине в 1926 г. Все эти сочинения в значительной степени носят полемический характер, но имеют большую ценность, так как опираются не только на малодоступные материалы эмигрантской печати, но и на личные свидетельства тех, кто был в своё время в контакте с представителями «советского обновленчества». Кроме того, с определённостью можно сказать, что и книга профессора С. В. Троицкого и работа профессора И. А. Стратонова очень ценны острой и чёткой постановкой канонической проблемы. Когда-то, в страшном для Русской Церкви на Родине 1938 г., профессор Василий Зеньковский (впоследствии протопресвитер) писал: «Когда Церковь будет свободной, каноническая проблема вновь станет на очередь», а историко-канонический материал, затрагиваемый в работах русских канонистов этого времени, «получит первостепенное значение».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Конечно, бороться с наркоманией должно государство, но нужно понимать, что никакими административными мерами не остановишь разврат, наркоманию, пьянство. Люди, которые не принимают со смирением своих страданий, не понимают их смысла, все-таки найдут способ, как напиться и забыться. Кто же может воспитать людей в понимании того, что такое страдание, почему оно попущено Богом и где человеку искать прибежище? Конечно, Церковь может тут помочь человеку. Она на то и существует уже почти две тысячи лет — чтобы спасать человеческие души. А вот как сделать, чтобы человек сознательно начал искать у Церкви этой помощи — это можно сказать только применительно к каждому конкретному случаю страждущего, больного человека. Но главное — мы сами должны быть готовы помочь такому человеку. Не должны равнодушно проходить мимо! — А что делает Церковь для помощи наркоманам? — Церковь занимается их реабилитацией. В Церкви более 30 реабилитационных центров в 18 епархиях, и в течение года мы планируем открыть еще два реабилитационных центра: один — во Владимирской епархии , другой, женский центр, — в Марфо-Мариинской обители в Москве. В нашем Синодальном отделе создан Координационный центр по противодействию наркомании, который организует в различных регионах выездные обучающие семинары, разрабатывает методики реабилитации. Есть здоровые клетки в нашем больном обществе: это церковные общины, которые появились при многих храмах. Построить храм — это поставить ведро, но чтобы напиться — нужна вода. Не всем людям, пришедшим в храм, удается зачерпнуть ее. Эта живая вода — не сам храм, не позолоченные купола и не батюшка, который совершает богослужения. Это жизнь, жизнь с Богом в Таинствах Церкви, к которой мы должны призывать всех! И вот участие в жизни такой общины и есть реабилитация — возвращение человека к нормальному духовному состоянию. К жизни общины можно привлекать и наркоманов, и алкоголиков, и бездомных. Метод один — привлечь человека к участию в церковной жизни с помощью тех людей, которые составляют общину, которые познали радость быть со Христом, узнали радость жить вместе в Боге.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1533817...

Москва. Церковь Игоря Черниговского в Переделкине. Карта и ближайшие объекты Храм святого благоверного князя Игоря Черниговского в Переделкино строится с 2009 при центре Православного наследия РПЦ рядом с Патриаршей резиденцией. Идея строительства принадлежит Патриарху Алексию II, который в 2005 г. указал место и благословил начало строительства. Храм сможет вместить 1200 человек. 4 марта 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения крестов и колоколов для строящегося храма в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского. Храм возводится вблизи Патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино. На богослужении присутствовали схиархимандрит Илий (Ноздрин), глава ЗАО «Балтийская строительная компания» И.А. Найвальт, клирики столичных и подмосковных храмов, участники строительства. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с кратким словом, а также вручил церковные награды руководителям ряда строительных организаций, осуществляющих возведение храма. «Радуюсь тому, что в этом районе Москвы, где есть живая потребность в храме Божием, усилиями " Балтийской строительной компании " созидается этот прекрасный величественный храм, — сказал, в частности, Святейший Владыка. — Сегодня Церковь наша приступает к великому и значительному этапу храмоздательства. Многое уже сделано, построены тысячи храмов, но этого еще не достаточно, если принять во внимание количество православных людей, особенно тех, кто, приняв Крещение и став членами Церкви, еще не в полной мере живут церковной жизнью». Затем Святейший Патриарх Кирилл и И.А. Найвальт совершили первый звон и осмотрели строящийся храм. Идея строительства большой церкви рядом с Патриаршей резиденцией принадлежит приснопамятному Святейшему Патриарху Алексию II. В 2005 году он указал место и благословил начало строительства храма, которое осуществляет ЗАО «Балтийская строительная компания». Председатель совета директоров компании И.А. Найвальт лично обсуждал со Святейшим Патриархом Алексием детали строительства, в частности эскизный проект храма. Патриарх Алексий II утвердил проект и одобрил решение освятить храм в честь святого благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского.

http://sobory.ru/article/?object=13911

прот. Александр Дернов Введение Потребность в лучшей постановке вопроса о воспитании Задачи воспитания и образования принадлежали всегда к числу самых жгучих вопросов, тревоживших человечество; в наше же смутное время правильное их разрешение становится особенной настоятельной потребностью, которая как будто носится в воздухе, окружающем нас: и публицисты, и писатели духовные и светские и правительство наше громко говорят об этом. Желательность живой церкви. «Пора отстраивать более человечную, чем сейчас, семью, более священную по искренности веры церковь , более деятельное государство, более чистую национальность». – «Желательна свежая, как юность, vita nova с церковью, в которую бы жарко верили, и с государством, которое бы мужественно любили». Значение церкви. Всякая живая церковь чрезвычайно облагораживает нравы, придает им достоинство, терпимость, снисходительность, великодушие, сдержанность и глубокое доброжелательство». «Стоя в храме, дети Божии, сближенные до неразделимости любовью к Отцу, мечтают об общем отечестве в грядущей вечности». Таково значение церкви по указанию светского публициста 1 . «Для нашего отечества вера и церковь служат единственным началом, оздоровляющим национальную жизнь». «Только вера дает смысл, силу и направление жизни людей и государств. И преданный вере народ будет непоколебимо стоять, не смотря на все стихийные общественные превратности». Вот отзыв духовных публицистов о значении веры и церкви 2 . Основная цель школы. «Основная цель всякой научной школы» 3 , «не только обучить, но и воспитать ученика. Школа должна образовывать воспитанника так, чтобы он был благочестивым христианином и полезным членом общества. Указание Ушинского на идеал при воспитании. Верность этой задачи признана таким высоким авторитетом педагогики, как К. Д. Ушинский . «Есть», говорит он «один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности. Это – идеал, представляемый нам христианством. Все, чем может и должен быть человек, как человек, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается лишь положить в основу и утвердить в сердцах питомцев вечные истины христианские».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Димитрий Смирнов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 6  голосов:  5.0 из  5) Руководитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов, отвечая на вопросы Татьяны Петровой, рассказал, в чем кроется главный смысл семьи, с какими проблемами приходится сталкиваться при вступлении в брак, стоит ли пытаться переделать своего супруга(у) и что отличает православную семью от неправославной. – В чем основной смысл семьи? – В том, чтобы научить человека любви. Любовь, как и многие явления в нашей жизни, трехчастна: любовь телесная, любовь душевная и любовь духовная. И человек должен пройти все эти стадии. Смысл – в достижении любви через воссоздание образа Божия. Потому что человек тричастен и создан по образу и подобию Божию. Образ Божий – это семья. В семье три ипостаси – мужская, женская и детская. Одно существо, но разность в лицах. Вот эти три лица тварной человеческой троицы. В этом состоит образ Божий человека. Человек – это троица. Он так создан Богом, такова воля Божия. Чтобы человек был не один, ибо не хорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), человек, его сердце, должны иметь возможность любить. Для этого Бог создал жену, увидев которую Адам сказал: сие есть плоть от плоти моей и кость от костей моих ( Быт.2:23 ). Он возлюбил ее как самого себя. Он в ней узнал самого себя и полюбил. Ради этого и нужна семья. Ведь Пресвятая Троица пребывает в любви: Отец любит Сына и Духа, Сын любит Духа и Отца, Дух любит Отца и Сына – вся Троица пребывает в любви. В такой же любви должен пребывать и человек, созданный по образу Божию. Церковь состоит из семей, каждая семья – это малая Церковь, где отец есть священник, помощник ему, диакон – жена, а дети – народ, данный мужу и жене, который нужно воспитать и привести к Богу. Каждая семья исполняет такие функции Церкви. И проповедь слова Божия, и личный пример, и взаимная помощь, и все вместе. Что делает вся Церковь, то делает одна маленькая семья. Поэтому семья – это ячейка Церкви, это ее живая клетка.

http://azbyka.ru/semya/semja-krest-ili-r...

Церковь в мире Важное и неважное 2 Когда в Церкви вспыхивают и разгораются споры, а это, увы, случалось и случается часто, в церковной среде неизменно раздаются призывы прекратить эти споры во имя мира и любви. И этому можно было бы только радоваться, если бы в таких призывах не звучало слишком явственно и иное. «То, о чем вы спорите, – слышится в них, – неважно, это никого не интересует и никому, кроме “специалистов” и “эрудитов”, непонятно, а потому весь ваш спор приносит только соблазн и вред...». И тут приходится напомнить этим обличителям нечто очень важное, о чем они как будто забывают. А забывают они, что в Церкви мир и согласие неотделимы от истины. «Внешний» – неверующий и нецерковный – человек улыбнется и пожмет плечами: «Что есть истина?» Так именно вопрошал Пилат стоявшего перед ним Спасителя. И Спаситель не ответил ему, потому что «внешний», прежде всего, не верит в возможность истины, для него истина всегда относительна, измеряется всегда пользой, успехом, «актуальностью». Но для нас, верующих и знающих, что Церковь основана на воплощенной Истине, что вся ее жизнь в Том, Кто сказал: «Я есть Путь и Истина и Жизнь» ( Ин.14:6 ), – для нас в Церкви нет ничего неважного, ибо все измеряется этой Истиной и все служит Ей. Да, в Церкви было много споров, и вся ее земная история наполнена ими, бывали они не только в смутные эпохи, подобные нашей, но и во времена расцвета церковной жизни, в золотые века Вселенских соборов и отцов Церкви. Только тогда никто не дерзнул бы что-нибудь в Церкви признать неважным. Потому и спорили, потому и шли на гонения и ссылки за одно слово, за одну «йоту» (и так действительно было во времена арианской смуты при св. Афанасии Великом ), что превыше всего на земле ставили истину и верность ей. И в этих спорах было больше подлинной любви к Церкви и людям, которых Сам Господь Своим воплощением счел достойными познания истины, больше горения, больше веры, чем в теплохладной «широте» и «терпимости» нашего времени, когда столь многое в Церкви стало уделом одного духовенства и «специалистов». Не спорами о том, как нам, в согласии с истиной, строить нашу церковную жизнь, нужно соблазняться, ибо в них горит живая боль за Церковь и ее судьбу, а тем морем равнодушия, которым окружены эти споры в самом церковном народе, тем скептицизмом, с которым даже церковные люди стали относиться к этим «неважным» вопросам...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

I. Св. церковь торжественно вспоминает ныне обретение честного креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по воскресении Господа, и совершено св. Еленою, материю равноапостольного царя Константина. Когда эта благочестивая царица посещала места, освященные жизнию и страданиями Богочеловека, то Дух Святый возбудил в ее сердце желание – обрести крест Господень, который до того времени, по смутным обстоятельствам церкви, удручаемой гонениями, оставался в неизвестности. Трудно было и для порфироносной искательницы совершить это обретение; ибо иудеи и язычники, не терпя поклонения Распятому, старались изглаждать все следы Его жизни. Крест Господень, вместе с крестами распятых с Ним на Голгофе, зарыт был в земле, и на том самом месте воздвигнут потом римлянами храм одному божеству языческому. Но усердие равноапостольной царицы препобедило все трудности. Место креста найдено, по указанию одного иудея, и капище, на нем стоявшее, разрушено. Когда потом начали раскапывать землю, то сначала ощущено было неизреченное благоухание; потом открылись три креста, из коих на одном была надпись, та самая, которую Пилат положил на кресте Господа. Несмотря на это указание, просвещенное благочестие царицы искало еще вернейшего признака. Святый Макарий, тогдашний патриарх иерусалимский, употребил для сего такое средство, какое могла внушить только самая живая вера в Распятаго. По его повелению принесен был один больной, находившийся при смерти. Святитель прикоснулся к нему сначала одним, потом другим крестом, но без всякого действия; когда же прикоснулся третьим, на коем была надпись, то больной встал и сделался совершенно здоровым. Это чудо вразумило всех, что это подлинный крест Того, Который есть воскресение и жизнь. Найденный таким образом крест перенесен был с торжеством во храм Иерусалимский, где святый патриарх воздвиг его перед народом с амвона, дабы все, и великие и малые, могли насладиться зрением животворящего древа. Церковь же св., обрадованная обретением божественного сокровища, положила, чтобы память обретения креста Господня ежегодно была совершаема в настоящий день. Таково происхождение нынешняго празднества (Руфин. церк. ист. кн. 1, гл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В.М. Чернышев Христиане-адвентисты седьмого дня (асд) Догматическое учение адвентистов во многом тождественно учению баптистов. Но отличие заключается в трех основных пунктах: Учение о скором Пришествии Спасителя. Учение о душе, которая умирает вместе с телом. Обязательное празднование субботы, согласно 4-й заповеди Закона. Богослужение адвентистов седьмого дня отличается простотой. Молитвенные собрания их состоят из чтения Священного Писания, проповедей, молитв и пения гимнов. Каких-либо обязательных молитв у них нет, это скорее живая импровизация. Из внешних молитвенных действий допускается лишь коленопреклонение под звон колокольчика с кафедры. Сами себя они именуют « Церковь верного остатка». Откуда такое наименование – мы рассмотрим в разделе об их возникновении. Из богослужебных обрядов АСД совершается водное крещение в открытых водоемах через единое погружение крещаемого в воду с головой; хлебопреломление, состоящее из разламывания хлеба после торжественной благодарственной молитвы с вкушением его виноградным соком (вина адвентисты не употребляют совсем), предшествует хлебопреломлению омовение ног. Праздников адвентисты не признают никаких, кроме субботы. Каждый член общины обязан отдавать с любых своих доходов десятину в общую кассу. Поэтому организация материально независима, приобщает частные жилые дома на средства общины для своих последователей и занимается другой благотворительной деятельностью. Рассмотрим более углубленно каждый из трех пунктов, отличающих вероучение адвентистов от других протестантских деноминаций. Учение о скором Пришествии Спасителя Соответственно общему эсхатологическому 43 характеру, вероучение адвентистов седьмого дня более тяготеет к пророческим книгам Ветхого Завета (особенно к книге пророка Даниила) и к новозаветной – Откровению Иоанна Богослова. Все проповеди вращаются вокруг близкого второго Пришествия Иисуса Христа, откуда идет и само название адвентисты (от лат. adventus – пришествие). Со вторым Пришествием адвентисты связывают грядущее счастье в 1000-летнем Царстве Христа и Страшный суд для грешников. История рассматривается ими как извечная борьба Христа с сатаной, которая окончится гибелью последнего со всем его воинством. Своеобразное толкование у них получило древнее государство Вавилон, которое по трактовке адвентистов – есть Католическая Церковь во главе с Римским папой. Даже расшифровывая надпись на первосвященнической короне папы, они утверждают, что из трех слов, там по-латински написанных, складывается цифра 666 – число зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010