20 января 2015 г. 19:00 протоиерей Георгий Крылов ОБ ИСТОРИИ ОДНОГО ЛИТУРГИЧЕСКОГО РАЗНОЧТЕНИЯ Часто приходится слышать вопрос о появлении слова скачущая в Чине водоосвящения на Богоявление. В первой части статьи мы коснулись предыстории славянского текста чина, его бытования в первые века христианства на Руси и подробно разобрали, каким образом в разных богослужебных книгах оказались различные варианты прошения одной и той же ектеньи. Как же эти разночтения меняют смысл евангельского текста? Вода живая — та, что течет в жизнь вечную По гречески исследуемое прошение пишется так: Υπρ το γενσθαι αυτ δωρ αλλμενον εις ζων αινιον, το Κυρου δεηθμεν (текст одинаков в современном печатном, старопечатном и древнем рукописном вариантах). Это аккузативная конструкция. Точнее, αυτ δωρ здесь — аккузатив логического подлежащего, а γενσθαι αλλμενον — составное именное сказуемое, где именная часть (αλλμενον) согласована в роде, числе и падеже с логическим подлежащим инфинитивного оборота. При переводе на славянский конструкций типа γενσθαι αυτ δωρ αλλμενον характерно начало: О еже быти... Интересующее нас словосочетание — γενσθαι αυτ δωρ αλλμενον — в богослужебных текстах переводится как вода скачущая или вода приводящая (в греческом оригинале логическое подлежащее и именная часть сказуемого стоит в номинативе, то есть в именительном падеже, а не в дательном, как в славянском переводе — О еже быти воде сей скачущей/приводящей в жизнь вечную, Господу помолимся ). В современной литературе существует мнение авторитетного литургиста протоиерея Сергия Правдолюбова о предпочтении первого варианта: «Греч. λλμενον от λλομαι — прыгать, скакать, устремляться, бросаться. Нельзя заменять это дивное слово вялым, безжизненным словом с другим значением: " приводящей в жизнь вечную " , как это делают в новых изданиях»1. Позволю себе здесь не согласиться с мэтром православной литургики. Есть несколько современных «легенд» происхождения этого перевода: он присутствовал в дореформенном тексте2; появился в некоторое позднейшее — не соответствующее действительности — время в XVII веке; появился в XX веке как результат рассмотрения этого текста священноначалием3.

http://e-vestnik.ru/church/otkuda_skache...

Митрополита Сурожского Антония часто и справедливо называют апостолом ХХ века – апостолом любви, апостолом правды. Современное апостольство, как обращенность к очень широкому кругу людей, затруднено тем, что эти люди уже много слышали скучно-назидательных речей о нравственности и о церкви, так что слова их, как говорит сегодня молодежь, «не цепляют». Неслыханную новизну евангельской вести таким людям можно и нужно передать как-то по-другому. Сам Владыка в своих беседах не раз приводит образ английского писателя К.С. Льюиса: что верующие должны отличаться от неверующих так, как живые люди отличаются от статуй – в них, в Церкви, должна быть притягательность живой жизни, то, что отличает живое от мертвого, жизнь от блеклого существования. Каждый из нас помнит хотя бы моменты и проблески этого захватывающего ощущения полноты жизни, ее разлива, ощущения себя совершенно живым, - опыт, забыть который уже невозможно. Именно такой аспект – оживляющей свежести христианства – передает в своем творчестве Борис Пастернак; сегодня эту линию продолжает поэзия Ольги Седаковой. В философии ХХ века, даже внерелигиозной, эта тема – ощущения себя живым, отличия подлинного бытия от просто существования – также становится одной из магистральных: от таинственного «зова бытия» Мартина Хайдеггера до детального продумывания тайны живой жизни в Лекциях о Прусте Мераба Мамардашвили. И для философского, и для художественного освоения живой жизни в ХХ веке важен один момент: мыслитель и художник прорываются к ней напрямую, на собственный риск. Мамардашвили пишет, что «Пруст и аналогичные ему авторы, такие как Джойс, Фолкнер, Музиль, Рильке, Эзра Паунд, возвращали нам гордость держания огня бытия, … в противовес попытке устанавливать бытие на каких-либо налаженных и само собой действующих механизмах культуры» . Живая жизнь – нечто искомое и крайне нужное современному человеку, но человек этот не приемлет в своем поиске или в своей лишенности упомянутых «налаженных механизмов» – т.е. мертвых слов о живой жизни. Владыка Антоний понимал это, как никто другой. Его требовательность здесь не менее радикальна: веру, жизнь, истину человек должен не подхватывать, как неподтвержденный слух, но познавать опытно, пропускать через себя. И сам он дерзает говорить только о таких, опытно познанных, вещах. Это всегда живой разговор, а не написанные книги: вербализация живого опыта, обретающего словесную форму в направленности на конкретного слушателя. С евангельской формой повествования речь Владыки роднит здесь и еще один момент: использование притч – коротких рассказов с живыми образами и будто на глазах рождающимися ситуациями, которые не навязывают мысль, но, погружая слушателя в ее исток, помогают ему родить ее самому.

http://bogoslov.ru/text/2004972.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru " Живая Церковь " (неофициально - живоцерковники , уничижительно " живцы " ), одна из основных групп обновленчества , действовавшая с 1922 по 1936 год Возникновение и деятельность " Живой Церкви " (ЖЦ), как и других обновленческих организаций , происходили при активной поддержке ГПУ и были связаны с антирелигиозной политикой советских властей, стремившихся сначала контролировать, а затем и уничтожить православную Церковь в России . Выступала с декларативными требованиями реформы Церкви и защиты сословных интересов белого духовенства, якобы ущемлённого монашеским епископатом. Формально " Живая Церковь " представляла собой отделившуюся от православной Церкви пресвитерскую организацию, однако фактически она целиком находилась под контролем государственных органов, и связь её с верующими была весьма незначительной. Возникновение " Живой Церкви " Деятельность Живой Церкви началась ещё до её организационного оформления и была связана с гонениями на Церковь весной 1922 года в связи с начавшейся кампанией по изъятию церковных ценностей . 6 мая привлечённый к московскому процессу против духовенства и мирян патриарх Тихон (Беллавин) был взят под домашний арест в своей резиденции на Троицком подворье. 9 мая в Москву прибыли члены « Петроградской группы прогрессивного духовенства » - протоиерей Александр Введенский и священник Евгений Белков . Вместе с приехавшим ранее Владимиром Красницким они установили контакты с единомышленниками - московскими священниками Сергеем Калиновским , Иваном Борисовым, Владимиром Быковым и находившимися в Москве саратовскими протоиереями Николаем Русановым и Сергием Ледовским . Калиновский к тому времени подготовил к печати 1 журнала «Живая Церковь». Было принято решение дать будущей организации то же название. 13 мая появилось подписанное петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также пребывавшим на покое епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России» (опубликовано на следующий день в центральной газете «Известия»). В воззвании, называвшем деятельность советской власти «борьбой за благо и счастье человечества», осуждались как «контрреволюционеры» иерархи и пастыри, противодействовавшие мероприятиям по изъятию церковных ценностей, предлагался немедленный созыв Поместного Собора «для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса управления церковью и об установлении нормальных отношений между нею и советской властью».

http://drevo-info.ru/articles/26251.html

24 марта — Торжество Православия - " Вода живая " . Журнал о православном Петербурге Сервис " Глобус митрополии "   Санкт-Петербургская митрополия Вода живая Закрыть [X] Логин: Пароль: Запомнить меня на этом компьютере Забыли свой пароль?    Войти ЖУРНАЛ Архив номеров Статьи Авторы Редакция Подписка Подари журнал Публичная оферта о добровольном пожертвовании Спонсоры и партнёры Фотоальбомы Контакты ИНФОРМАГЕНТСТВО Новости Анонсы Контакты ПОДПИСКА Подписка Подари журнал Где купить? КОНТАКТЫ Журнал ВОДА ЖИВАЯ  >   Журнал  >   3 (март) 2013  >   24 марта — Торжество Православия 24 марта 2013 24 марта — Торжество Православия «Почти сто лет велась борьба, в конце концов закончилась она тем, что Святая Церковь преодолела страшную внутреннюю опасность, преодолела, победила, восторжествовала... " Раздел: ПРАЗДНИК Журнал: 3 (март) 2013 Опубликовано: 24 марта 2013 «Почти сто лет велась борьба, в конце концов закончилась она тем, что Святая Церковь преодолела страшную внутреннюю опасность, преодолела, победила, восторжествовала. Что мы получили из этой победы — ясно для всякого, кто чувствует, во что превратился бы наш храм православный, если бы из него унесли Крест, иконы Спасителя, Божией Матери и святых угодников. Как он сделался бы пуст, как бы он стал холоден, как бы погасло сразу все, что его наполняет, содержит и освящает. Торжество православия здесь заключается в том, что вечно стремящийся к владычеству плоский, слепой человеческий рассудок посягал на некоторую тайну, заключающуюся в нашем почитании икон и Креста. Этот мирской разум не мог постигнуть, как мы почитаем иконы, как мы веруем, что сила Божия невидимо и таинственно действует на нас через видимость изображения, через вещество. Нашему рассудку хотелось бы совершенно уничтожить эту связь, существующую между формой и содержанием. И когда верующие постигали правду этого почитания в том чувстве, которое они испытывали в благоговейных своих молитвах перед иконами и в умилительных слезах перед ними, умирали, мучимые еретиками за это поклонение и почитание икон, они тогда утверждали в этой борьбе с антихристом дух Христов, и когда он восторжествовал, это воистину было торжество православия.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=28198

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ» [ЖЦ; живоцерковники; живцы] (1922-1936), одна из основных групп обновленчества . Возникновение и деятельность ЖЦ, как и др. обновленческих орг-ций, происходили при активной поддержке ГПУ (с нояб. 1923 ОГПУ) и были связаны с антирелиг. политикой советских властей, стремившихся сначала контролировать, а затем и уничтожить правосл. Церковь в России. Выступала с декларативными требованиями реформы Церкви и защиты сословных интересов белого духовенства, якобы ущемленного монашеским епископатом. Формально ЖЦ представляла собой отделившуюся от правосл. Церкви пресвитерианскую орг-цию, однако фактически она целиком находилась под контролем гос. органов, и связь ее с верующими была весьма незначительной. Деятельность ЖЦ началась еще до ее организационного оформления и была связана с гонениями на Церковь весной 1922 г. в связи с начавшейся кампанией по изъятию церковных ценностей . 6 мая привлеченный к Московскому процессу против духовенства и мирян Патриарх св. Тихон был взят под домашний арест в своей резиденции на Троицком подворье. 9 мая в Москву прибыли члены «Петроградской группы прогрессивного духовенства» - прот. А. И. Введенский и свящ. Е. Х. Белков . Вместе с приехавшим ранее В. Д. Красницким они установили контакты с единомышленниками - московскими священниками С. В. Калиновским (впосл. снял с себя сан), И. Борисовым, В. Быковым и находившимися в Москве саратовскими протоиереями Н. Русановым и С. Ледовским. Калиновский к тому времени подготовил к печати 1 ж. «Живая Церковь». Было принято решение дать будущей орг-ции то же название. 13 мая появилось подписанное петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также пребывавшим на покое еп. Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России» (опубл. на следующий день в центральной газ. «Известия»). В воззвании, называвшем деятельность советской власти «борьбой за благо и счастье человечества», осуждались как «контрреволюционеры» иерархи и пастыри, противодействовавшие мероприятиям по изъятию церковных ценностей, предлагался немедленный созыв Поместного Собора «для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса управления церковью и об установлении нормальных отношений между нею и советской властью».

http://pravenc.ru/text/182247.html

Католический пропагандист, директор Папского Библейского Института Мишель д’Эрбиньи, не раз бывавший в России, в своём последнем труде «L’Aspect religieux de Moskou», переведённом и на русский язык под заглавием «Церковная жизнь в Москве» 103 , со слов одного епископа-тихоновца, утверждает, что к ней принадлежит 35% верующих в провинции и 20% в Москве, а сами члены «Живой Церкви» считают, что к ней принадлежит около четверти (21,4%) всего православного населения России 104 . Если признать эти цифры приблизительно верными, нужно прийти к выводу, что по числу своих членов «Живая Церковь » занимает второе место среди Православных Церквей, если только её можно к ним причислить. Эта Церковь является значительной силой не только по своей многочисленности, но и по своей организации. Она уже успела собрать два Собора в 1923 и 1925 гг. и подготовляет в 1927 году третий; она имеет свой синод, свои епархиальные и приходские органы, свои духовные академии и богословские курсы 105 ; издаёт несколько журналов. Она в последнее время находится в официальной переписке с Константинопольским и Иерусалимским Патриархами, благосклонен к ней и новый Патриарх Александрийский, и представитель Антиохийского Патриарха присутствовал на её Соборе. Благосклонно относятся к ней как католики, так и англикане. Она, наконец, пытается подчинить себе русские церкви и вне пределов России: во Франции, Германии, Дании и Греции, а в Америке эти её стремления увенчались некоторым успехом: 27 ноября 1925 г. Апелляционное Отделение Высшего Суда в Нью-Йорке признало, что представитель «Живой Церкви» Иван Кедровский является законным владельцем кафедрального православного русского собора и всего церковного имущества, вследствие чего митрополит Платон должен был всё это уступить Кедровскому, а теперь Кедровский хлопочет о передаче ему храмов и церковного имущества всех двухсот русских приходов в Соединенных Штатах. Пытается захватить в руки власть «Живая Церковь » и на Дальнем Востоке, в Японии, в Китае, Корее. Итак, «Живая Церковь » – это, во всяком случае, величина, с которой нужно считаться, и чтобы определить наше надлежащее отношение к ней, я сначала вкратце изложу её внешнюю историю, затем её учение и устройство, и наконец, попытаюсь дать ей каноническую и моральную оценку, как её учению и устройству, так и её образу действия. Глава I. История «Живой церкви»

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Церковь - тело Христово - тема декабрьского номера журнала " Вода живая " ноября 2011 Первым шагом к изменению жизни является вдумчивый разговор обо всем, что связано с понятием Тела Христова: мистической реальности Церкви, земной общине, которая в идеале должна совпасть с Небесной, Евхаристии как видимом знаке соединения Христа и христиан. Церковь - тело Христово - такова тема декабрьского номера журнала " Вода живая " . Первым шагом к изменению жизни является вдумчивый разговор обо всем, что связано с понятием Тела Христова: мистической реальности Церкви, земной общине, которая в идеале должна совпасть с Небесной, Евхаристии как видимом знаке соединения Христа и христиан. Об этом рассуждают авторы и гости журнала. Законы социальной и политической борьбы можно рассматривать как вид конкуренции, соревнования, способствующих развитию общества в целом. Но применимы ли они к Церкви? Есть ли среди православных христиан отдельные группировки разномыслящих и, если есть, имеют ли они право на существование? " Церковь как симфонический оркестр " - так назвал полемические заметки на эти темы диакон Алексий Волчков. Участникам внутрицерковных дискуссий часто не хватает смиренного осознания того, что святость, единство и соборность Церкви - то, что сообщается ей Богом, а не творится ею в ходе внутренней жизни, считает автор. Разговор о " симфонии " в заметках " Шанс до последнего " продолжает Анастасия Коскелло. Она напоминает слова пророка Исаии о том, что в глазах Господа " вся наша праведность - как запачканная одежда " (Ис. 64,6). Парадокс в том, что, призывая христиан " иметь любовь между собою " , Христос не требует от них этой любви и не ставит неучастие во внутриобщинных конфликтах условием спасения, оставляя каждому до конца дней свой спасительный шанс. Тему номера продолжает материал Ирины Левиной " Потенциальная община " . Это рассказ о центре социального обслуживания населения Приморского района, где заботятся и о досуге подопечных, и об их духовном просвещении. С пожилыми и инвалидами нашел общий язык клирик храма святого Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков. Если воспринимать мир (особенно те места, где есть одинокие, уязвленные, страждущие) как Тело Христово, нуждающееся во внимании, заботе, врачевании, то священник приносит весть о Божией любви. Подобные учреждения ломают стереотипы о серых стенах, очередях и неприветливом персонале.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=235...

Сортировать по Исключить новости Церковь по наследству — тема апрельского номера журнала «Вода живая», официального издания Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Журнал предлагает разговор о духовной генеалогии, исторической памяти, сословности и даже о юридическом праве наследования. Церковь по наследству — тема апрельского номера журнала «Вода живая» , официального издания Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Христиане, несмотря на то, что часто не помнят предков даже до четвертого колена и плохо знают историю, все же могут соединиться с прошлым — через обращение к святым и к Священной истории. Получив этот опыт, они могут преодолеть беспамятство. Наследственность бессмысленна вне религиозного контекста. Журнал предлагает разговор о духовной генеалогии, исторической памяти, сословности, даже о юридическом праве наследования, поскольку все это глубоко взаимосвязано. «Наследство греха и прощения» — так называются полемические заметки Тимура Щукина, посвященные нравственной связи между поколениями. Есть ли у нас право судить прошлое? Существует несколько ответов: можно закрыть глаза на преступления отцов, можно, видя их несовершенство, быть уверенным, что в целом народ ошибаться не может. Но есть и и третья возможность, которую открывает перед нами вера в распятого Христа… Верующие молятся о прощении грехов предков, политологи строят теории о проецировании исторических поступков на современность. А генеалоги составляют родословные, ищут закономерности развития рода. Что говорит о наследственности наука? Об этом рассуждает доцент кафедры генетики и селекции СПбГУ, кандидат биологических наук Олег Тиходеев. Интервью с ученым под названием «Заглянуть в ДНК» подготовил Дмитрий Тарасов. Слова Господа и Его пророков отвергают возможность оправдать грех дурной генетикой. Об этом в заметках «Наследственность отменяется» пишет ответственный редактор «Воды живой» протоиерей Александр Сорокин. На примерах библейских текстов он размышляет о том, почему наказание за грех действует на меньшее число поколений, чем награда за добродетель.

http://pravmir.ru/cerkov-po-nasledstvu-t...

Развод - по-христиански? - тема февральского номера журнала " Вода живая " января 2012 Если мы доверяем Богу, то должны любить свои " половинки " со всеми их недостатками,  не занимаясь поисками чего-то особенного, перебирая партнеров, как овощи на прилавке. Развод - по-христиански? - тема февральского номера журнала " Вода живая " . Нерушимый брак становится редкостью, а развод - обыденностью. Но развод, по слову святителя Иоанна Златоуста, " дело противное как природе, так и Божественному Закону " . Нельзя рассекать одну плоть и " делить то, что Бог соединил и не велел разделять " . Господь сочетает браки на Небесах. Доверие Ему учит любить бесконечно своих " половинок " со всеми их недостатками, не меняя семейную жизнь на поиски кого-то особенного, перебирая партнеров, как овощи на прилавке. О том, что не удалось сохранить и приумножить, ведут разговор с читателем авторы журнала. Почему из семьи уходит любовь? Как определить виновника развода? Может ли священник спасти брак от распада? Стоит ли прощать супружескую измену? Почему Церковь дает благословение на второй брак? Как помочь человеку, пережившему развод? Непростые вопросы, связанные с расторжением брака, задала председателю Синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископу Смоленскому и Вяземскому Пантелеимону (Шатову) Анастасия Коскелло. Беседа с ним называется " Неумение любить " . В рубрике " Острый угол " на этот раз помещен необычный материал. Отбросив уже подготовленные статистику, комментарии специалистов, цитаты из трудов православных богословов, редакция решила просто прислушаться к словам супругов, которые вплотную подошли к черте развода. Может быть, в этих рассказах мы узнаем самих себя? " Невидимая катастрофа " - так озаглавлен материал, в котором помещены монологи молодых людей, чья семейная жизнь терпит крах. Их голоса услышал и постарался дать им по-христиански мудрые советы ответственный редактор журнала протоиерей Александр Сорокин. Развод происходит между двумя взрослыми, но невольными участниками разрушительного процесса становятся дети. Так ли часто думают о них родители? Могут ли быть счастливы дети, ради которых сохраняется брак? В материале " Последствия обратимы? " , подготовленном Ириной Левиной, редакция предлагает услышать голос людей, переживших в детстве развод или разлад родителей.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=242...

ЖМП 5 май 2013 / 24 марта 2017 г. 14:35 Алексей Реутский На Западной Украине жизнь православных людей складывается непросто. Когда 20 лет назад сторонники «Киевского патриархата» в Луцке силой захватывали храмы, калечили и порой до смерти избивали священников, злословили на церковную иерархию, призывали народ к ликвидации «московской церкви», а Волынская епархия потеряла почти всё имущество, на эту кафедру был назначен молодой епископ Нифонт. Православные верующие сплотились вокруг правящего архиерея, который своими проповедями и молитвой поддерживал их дух, организовывал крестные ходы, благословлял основывать новые общины, строить и реставрировать храмы, возрождать монастыри. Сегодня митрополит Нифонт авторитетный и влиятельный архиерей Украинской Православной Церкви. Что значит исповедовать Христа, как научиться радоваться, несмотря на невзгоды и несчастья, о проблемах и успехах своей епархии, он рассказал ЖМП. Живая вера — Ваше Высокопреосвященство, вы служите Церкви уже 35 лет. На ваших глазах сменились исторические эпохи, постоянные изменения претерпевает жизнь людей и сегодня, но очевидно, что, как и тысячу лет назад, главные духовные проблемы человека остаются прежними. Что для современного человека означает быть со Христом, что значит исполнять евангельские заповеди? — Да, более чем за 35 лет много изменилось. Но Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (ср.: Евр. 13, 8). И Христова Церковь остается той же: Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Меняются исторические эпохи, и человеческая жизнь на земле подлежит изменениям. Враг рода человеческого имеет многовековой опыт, не ест и не спит, а всё время изощряется и выискивает разные способы, как погубить душу человека. В минувшие времена были одни испытания веры, сегодня совсем другие. Раньше верующие люди свято хранили правила и традиции Церкви, терпеливо перенося посланные испытания, в радости прославляли Господа. У людей всегда была живая надежда на благодатную помощь Божию. И главное, в простоте сердец они любили друг друга по заповеди Иисуса Христа. Тогда сохранялось единство духа и веры. Даже среди атеистической пропаганды и богоборческих пятилеток Церковь Христова жила, верующие люди не забывали Своего Господа и созданную Им Церковь. Епископы и пресвитеры тогда как могли, так и совершали свое служение Церкви. Люди церковные тайно хранили православную веру и передавали ее из поколения в поколение.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_ni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010