Адрес монастыря: 211400 Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, д. 89. Тел.: (+375-214) 6-14-29, 4-56-72 (бух.), 4-14-29. Спасо-Преображенский храм, построенный во времена св. Евфросинии, сохранился в своем первозданном виде «Тройная фреска» — видно как со временем записывали древние изображения более новыми На одной из расчищенных фресок, изображающих житие св. Антония Великого, реставраторы обнаружили кентавра. В житии действительно упоминается встреча святого со странным существом, «частью человеком, частью конем» Один из каменных крестов X в., найденных в окрестностях Полоцка Софийский собор Полоцка, современник соборов Киева и Новгорода. От древней кладки сохранился фундамент и алтарные апсиды. Сейчас этот памятник архитектуры XI в. используется как концертный зал Икона св. прп. Евфросинии Полоцкой. В руках святая держит знаменитый крест, ставший символом Полоцка Перенесение мощей св. преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк через Красный мост. Фото 1910 года Реконструированный Евфросиниевский крест хранится в алтаре Спасо-Преображенской церкви под сигнализацией. Только клирики храма имеют к нему доступ. После ранней литургии священник перекладывает крест в специальный ковчег и выносит в центр храма для поклонения. Помогает священнику послушница Зинаида, бессменный сторож церкви в течение нескольких десятилетий Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 апреля, 2024 19 апреля, 2024 14 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024 30 марта, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 апреля, 2024 19 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/polockij-matriarxat/

Евфросинии, в миру Евдокии, вел. кн. Московской, глас 8 По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши/и в княжестем чертозе подвижнически поживши,/послежде и чертог, и чад твоих/Бога ради оставила еси, преподобная Евфpосиние,/и вшедши во обитель, тобою созданную,/во иночестем образе многи подвиги показала еси,/и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увечала еси./И ныне, предстоящи Христу Богу,//моли спастися душам нашим. Перевод: После земного вдовства ты сделала себя невестой Небесному Жениху и в княжеских палатах жила подвижнически, а после и палаты, и детей твоих оставила ради Бога, преподобная Евфросиния, и, поселившись в созданной тобой обители, в монашеском образе ты явила многие подвиги и святую твою жизнь по благодати Божией увенчала блаженной кончиной. И сейчас, предстоя Христу Богу, моли о спасении наших душ. Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 4 Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/учившему во святилищи Божию слову,/последовала еси, Евфросиние./Славу временную и земнаго обручника оставльши/и вся мирская презревши/краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/и многия к Нему наставляющи,/во благоухании мира, в Небесный Чертог востекла еси,/идеже моли, Егоже возлюбила еси,//о чтущих благочестно память твою. Перевод: В двенадцатилетнем возрасте, подражая двенадцатилетнему Христу, учившему в Храме слову Божию ( Лк.2:41-49 ), ты последовала за Ним, Евфросиния. Временную славу и земного жениха оставив и все мирское презрев, ты обручила себя Тому, кто прекраснее всех – Христу. Подняв крест, шествуя путем ангельской жизни и многих к Нему наставляя, в благоухании мира ты поднялась в Царствие Небесное, где моли, Кого возлюбила ты, о почитающих благочестиво память твою. Евфросинии Суздальской, глас 4 Святая твоя память/Суждальскую страну веселит,/верныя же вся созывает во всечестный храм твой,/идеже ныне совершается всеславная память твоя,/Евфросиние преподобная,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Когда прп. Евфросиния воздвигала для своей обители каменную церковь во имя Спасителя, то не хватало для нее кирпичей. Преподобная стала на молитву, и утром нашли печь полную обожженными и уже остывшими весьма крепкими кирпичами. И так окончили постройку церкви. Спасская церковь прп. Евфросинии стояла до наших дней; была она небольшая, с большим столбом посредине и с одним куполом, а на хорах были кельи самой переподобной и ее сестры Евдокии. Во время работ не раз надсмотрщик Иоанн до рассвета слышал голос, говоривший ему: «Иоанн, встань, иди и смотри за постройкой храма во имя Вседержителя!» Иоанн думал, что Евфросиния посылает будить его, но она сказала ему: «Не я посылаю будить тебя, но ты слушай голос, призывающий тебя к работе, и повинуйся ему, ибо это дело Божие!» Греческий император Мануил прислал ей для монастыря икону Корсунской Божией Матери — одну из трех написанных св. евангелистом Лукой. Впоследствии святая икона эта была перенесена в Торопецкий собор (Псковской обл.) и находилась там до нашего времени. Было у прп. Евфросинии сильное желание окончить жизнь свою в Святой Земле. Достигши преклонных лет, она поручила монастырь сестре своей Евдокии, а племянниц своих — дочерей брата своего Вячеслава — Киринию и Ольгу велела постричь и нарекла им имена Агафия и Евфимия, потому что Господь даровал ей благодать прозревать, кто способен к духовной жизни. Сама же взяла с собой брата своего Давида и двоюродную сестру — монахиню Евпраксию и, простившись со сродниками своими и сестрами обители своей и со всеми, кого знала, отбыла в Святую Землю. Прибыв в Константинополь, она поклонилась всем святыням его, а император и Патриарх приняли ее с почетом. В Иерусалиме она прежде всего поклонилась Гробу Господню и поставила перед ним золотое кадило, потом посетила Патриарха и поклонилась прочим святыням. Поселилась она в монастыре при церкви Пресвятой Богородицы, называемом Русским. Посетив Гроб Господень, она молилась о том, чтобы ей здесь окончить свою жизнь, и, вернувшись в монастырь, заболела. Тогда она послала брата своего Давида и Евпраксию на Иордан, где не успела быть, за святой водой и окропила себя ею. И явился ей ангел и возвестил ей о близкой кончине ее и уготованном ей от Бога покое. Сильно обрадовалась она, узнав, что место для погребения ее уже назначено в монастыре преподобного Феодосия, в церковном притворе, — в монастыре этом погребали жен, и там были гробницы матерей прп. Саввы и свв. бессребреников Космы и Дамиана. Через два дня по причащении Святых Тайн прп. Евфросиния предала душу свою Богу 23 мая 1173 г. А брат ее и монахиня Евпраксия принесли на родину весть о ее кончине, а также Святой Крест со многими святынями, которым благословил ее Иерусалимский Патриарх. Крест этот повелела преподобная вечно хранить в своей обители под страхом страшной клятвы. В 1187 г. святые мощи ее были перенесены в Киевский Печерский монастырь, а в 1910 г. — в Спасский Полоцкий.

http://sedmitza.ru/lib/text/437246/

Обычная монашеская жизнь не удовлетворяла ее души, жаждавшей суровых подвигов. Она испросила позволение жить в пристроенной к киевскому Софийскому собору келье. Тут в полном уединении предавалась она сосредоточенной молитве, трудилась над переписыванием книг, и ту плату, какую выручала за эту тогда дорого оплачиваемую работу, раздавала нищим. Велика была пред Богом и на этой трудовой милостыни. Однажды ей было некоторое видение, и она решилась основать свой монастырь. От епископа она получила для этого место за городом с находившеюся на нем Спасскою церковью. Скоро к ней стали собираться сестры. Между ними была ее младшая родная сестра, княжна Градислава, в иночестве Евдокия, ее двоюродная сестра Звенислава тоже отреклась от мира и много помогла устройству монастыря, принесши с собой все имущество, назначенное ей в приданое. Она наречена в монашестве Евпраксией. Созидая обитель, св. Евфросиния около 1160 г. вместо деревянного храма, бывшего до основания монастыря, воздвигла каменный, уцелевший до нашего времени. Доныне хранит он признаки древности: живопись на стенах в древневизантийском вкусе, а на хорах две крестообразные келии, где молились преп. Евфросиния и сестра ее. Сохраняется там и драгоценный напрестольный крест — дар основательницы, с частицей животворящего древа. Связанная родством с греческими императорами, преподобная выпросила у них великую святыню — одну из икон Богоматери, писанную евангелистом Лукой, дотоле стоявшую в Ефесе. Впоследствии, при выходе замуж полоцкой княжны за благоверного князя Александра Невского, икона эта была принесена невестой в Торопец, где и пребывает поныне под именем Торопецкой или Корсунской. Заботясь о спасении сестер своей обители, она часто беседовала с ними, возбуждая их к подвижничеству и духовной бодрости. «Я собрала вас для Бога, — говорила она, — как птица собирает птенцов. Возрастайте же в добродетели от силы в силу, чтобы я могла радоваться плодам трудов моих. Я стараюсь сеять в вас слово Божие, — но душевная ваша нива не остается ли в том же виде?.. А жатва близка, и лопата отбросит плевелы от пшеницы… Творите же из себя спелую пшеницу Христову: трудами поста, чистотой, любовью, молитвами измелитесь в жерновах смирения, да будете Богу, как хлеб сладкий…»

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Благодаря русским паломникам, эти традиции и обряды были известны на Руси с самых ранних времен (54). Евфросинии о них мог подробно рас­сказать ее слуга Михаил, который некоторое время должен был жить в Кон­стантинополе (в ожидании прибытия иконы из Эфеса) и мог лично наблю­дать эти церемонии или слышать о них. Совпадение дней празднования цареградской и полоцкой икон позволяет предполагать и соответствие их ико­нографического типа. Многие списки Жития Евфросинии прямо указывают, что привезенная из Византии икона была «Одигитрией» (55). Обращают на себя внимание и другие совпадения. В Житии Евфроси­нии говорится, что преподобная, как только икона Богоматери оказалась в Полоцке, внесла ее в церковь Богородицы «и постави ю» и горячо молилась перед нею. Следовательно, образ был одновременно и поклонным и прецес­сионным, то есть в нем можно видеть двустороннюю икону, какой и была константинопольская «Одигитрия». На другой ее стороне, правда, по свидетельству более поздних источников, было помещено «Распятие» (56). Получить впечатление о том, как выгля­дело устройство для установки иконы в храме и во время ее перемещений, можно по лицевой миниатюре Псалтири Гамильтона (около 1300 г.), изо­бражающей момент молитвенного поклонения образу «Богоматери Одигит­рии» (57). Миниатюра передает хорошо знакомую нам по русской иконографии конструкцию вилкообразной рукояти, вставленную в специально сделанную для нее подставку. Упоминаемое Житием еженедельное перемещение иконы «Богоматери Одигитрии» по вторникам по церквам Полоцка свидетельствует об определенной, продуманной программе этих процессий. Учитывая, что обычай этот был установлен сразу, не дожидаясь чудотворений от образа, можно предположить, что икона участвовала в процессиях, объединявших главный Софийский собор, все значительные церкви города и княжеские монастыр­ские храмы, хранившие останки основателей и представителей рода полоц­ких князей, в едином богослужебном последовании. В этом случае, и воздвизальный крест с нетленными христианскими реликвиями и патрональными изображениями и икону «Богоматери Одигитрии» можно рассматривать и как важнейшие чудотворные святыни монастырей, и как необходимые ли­тургические принадлежности для поминальных евхаристических служб и литий.

http://pravicon.com/info-606

Практика покрытия золотом, золоченым серебром, многоцветными камнями, эмалями и жемчугом деревянных престолов, алтарных преград, богослужебных крестов, ставротек, икон, переплетов богослужебных книг, рак (саркофагов), ковчегов-мощевиков и других священных предметов широко распространилась в ранневизант. период и получила продолжение в Восточной и Западной Церквах на протяжении столетий. О. в разный период в различных художественных центрах изготавливали в таких техниках, как ковка, выколотка, чеканка, басма, скань, зернь, гравировка, оброн, эмаль (перегородчатая, выемчатая или расписная), литье, чернь и др. Покрытие иконы драгоценным О. уже в домонг. время становится признаком благочестия и почитания образа. Древнейшие О. отковывали из слитков драгоценного металла в тонкие пластины. Согласно замыслу, эти детали украшали в разных техниках орнаментом, надписями или священными изображениями, тщательно подгоняли и соединяли, как, напр., на О. 1-й пол. XII в. большой храмовой иконы «Апостолы Петр и Павел» (сер. XI в.) из новгородского собора Св. Софии (НГОМЗ), состоящем из множества состыкованных тонких серебряных пластин с чеканными изображениями ростовых фигур святых, орнаментами и надписями. Этот О., украшенный чернью и золочением, по мнению И. А. Стерлиговой, демонстрирует мастерство визант. чеканщиков в Новгороде и служит образцом усвоения рус. серебряниками визант. художественного языка. Следует визант. традициям О. 6-конечного напрестольного креста 1161 г., созданного по заказу прп. Евфросинии Полоцкой для собора полоцкого Спасского мон-ря (см. ст. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Он также сделан из неск. золотых и золоченых серебряных пластин с изображениями, надписями, орнаментом, украшен камнями и жемчугом. Гладкие пластины изготовлены в технике перегородчатой и выемчатой многоцветной эмали и резьбы и закреплены гвоздиками на деревянной основе креста, выполненной из кипариса. На О. во вкладной надписи имеются сообщения о годе создания, стоимости материалов и работ, заклятие против отчуждения, молитвенное слово заказчицы, а также имя рус. мастера - Богша Лазарь. О. изготавливали также из меди. При раскопках в Новгороде археологического комплекса кон. XII в.- усадьбы иконописца Олисея Гречина - были найдены О. из 2 тонких медных пластин на икону с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, а также фрагменты О. с орнаментом для больших храмовых икон, инструменты и оборудование ювелира: чеканы, пуансоны, ножницы по металлу и др.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Но и в других родах княжеских того времени появлялись личности, удивлявшие современников благочестием и святостью жизни. К числу их принадлежит преподобная княжна Евфросиния, в миру Предислава, внучка владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича. Отец ее, Святослав-Георгий, был младший из семи сыновей князя Всеслава. Родители воспитывали Предиславу в страхе Божьем, и она оказывала такую любовь к книжному учению, что изумляла тем родителей. Красота ее стала привлекать князей, но сердце чистой девы было занято любовью к Небесному Жениху, и она тайно удалилась в девичий монастырь, где игуменствовала тетка ее, вдова князя Романа Всеславича, и по неотступной просьбе пострижена под именем Евфросинии. Впоследствии она испросила себе позволение жить в пристроенной к Софийскому собору кельи и голубце. Здесь она пребывала в молитве, занималась списыванием книг, и плату, какую получала за то, раздавала нищим. Потом, по особенному видению, решилась она основать свой монастырь на загородном месте, отданном ей местным епископом с ветхою Спасскою церковью. Там к благочестивой Евфросинии скоро собрались сестры. В числе их была младшая родная сестра ее Градислава, нареченная в иночестве Евдокией; потом двоюродная сестра ее Звенислава принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные ею на приданое, и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Ревнуя о благолепии дома Божия, блаженная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, построила (около 1160 года) каменный храм Спасителя в своем монастыре, сохранившийся до нашего времени, 119 и приготовила для нового храма драгоценный напрестольный крест. 120 Горя любовью к Спасителю и Богоматери, она воспользовалась родственной связью с домом императоров Комнинов, чтобы выпросить одну из трех икон, писанных по преданию евангелистом Лукой, которая тогда находилась в Ефесе. 121 По усердной ее просьбе император Мануил и Патриарх Лука Хризоверг прислали ей Ефесскую икону, и Евфросиния, украсив ее драгоценной ризой, поставила в своей Спасской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Вскоре святая заболела. Скончалась 23 мая 1173 года в иерусалимском русском монастыре Пресвятой Богородицы. Предчувствуя кончину, она пожелала быть похороненной в лавре св. Саввы . Однако это было невозможно для женщины, поэтому ее тело было погребено в монастыре прп. Феодосия Великого под Иерусалимом . Год кончины преподобной в Житии не указан. В западнорусских публикациях первой половины XVII в. (виленское (1640) и киевское (1643) издания «Полуустава») в качестве даты смерти указывается 1173 год, эта же дата принята большинством агиографов. Правдоподобность данной версии подтверждается тем обстоятельством, что в 1173 году скончался венгерский король Стефан и имп. Мануил I двинулся с войсками в Венгрию с целью посадить на трон своего ставленника Белу III, император остановился в Софии, ожидая прибытия венгерских послов. Во время этого похода император, по-видимому, повстречался с Евфросинией и ее спутниками, направлявшимися в Константинополь. Впрочем, также вероятной представляется гипотеза, относящая кончину прп. Евфросинии к 1167 году, когда имп. Мануил I Комнин предпринял масштабный поход на Венгрию. Император некоторое время стоял лагерем на берегу Дуная, куда прибыли послы русских князей и митрополита. Молитвословия Тропарь, глас 4 Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/учившему во святилищи Божию слову,/последовала еси, Евфросиние./Славу временную и земнаго обручника оставльши/и вся мирская презревши,/краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/и многия к Нему наставляющи,/во благоухании мира в Небесный Чертог востекла еси,/идеже моли, Егоже возлюбила еси,/о чтущих благочестно память твою. Ин тропарь, глас 4 Богатство свое нищим расточивши/и славу княжескую ни во что же вменивши,/обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси/и, уневестившися Жениху Христу,/Тому, якоже вено, чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние./Емуже ныне в веселии предстоя,/поминай нас, чтущих память твою.

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

Невозможно в кратком очерке просмотреть и все молитвы святителя Туровского, но если остановиться хотя бы на некоторых начальных строках их – уже делается очевидным, каким большим внутренним чувством объята была душа святого, когда в тишине своей келии уже в преклонном возрасте он составлял свои молитвы на каждый день недели. Эти обращения к Господу, Божией Матери и святым каждый раз содержат новую и живую мысль христианина. Примечательно размышление Святителя при наступлении пятницы: Крест – души возстание, и живот вечный, – пишет он, – Свет – Сын Божий. Крест – слава Ангелом. Крест – супостатом победитель и избавитель человеком 861 . Так же выразительны его обращения к Матери Божией, святым Ангелам и всем святым. В субботу душа Святителя прежде всего выражает благодарность и хвалу Богу: Хвалю Тя, Господи Боже мой, пою и величаю Тя, Господи, и славлю Твою благостыню 862 . Кончаются дневные молитвы Святителя кратким субботним обращением к Творцу: Сподоби мя, Господи, сия заря и само то солнце видети и без греха сохранену ми быти Твоим заступлением, Владыко, и даждь похвалити непобедимую силу Твою 863 . Комментарии здесь излишни – настолько молитвенные воздыхания святителя Кирилла Туровского говорят сами за себя. Мы можем только еще раз выразить изумление перед силою слова русского, умевшего в начальные периоды формирования русского богословия дойти до такого совершенства в изображении тончайших внутренних движений человеческой души. Почти в те же годы, что жил святитель Кирилл в городе Турове, в другом, сравнительно близко расположенном Полоцке формировались жизнь и подвиги замечательной русской инокини – преподобной Евфросинии Полоцкой. Вся жизнь ее – подвиг и горение, любовь ко Христу с юных лет, любовь к святой книге, переписка книг, созидание монастырей и храмов – и, наконец, в условиях тяжелого передвижения по дорогам XII века – путешествие в святые места и кончина в Иерусалиме в 1173 году. Жизнь и подвиги ее воспеты в составленной ей Службе, и, кажется, больше всего выражает суть ее жития тропарь. Подражающи два надесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилища Божию слову, – поется в нем, – последовала еси, Евфросиние. Славу временную и земнаго обручника оставльши, и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси, крест вземши… во благоухании мира в Небесный чертог востекла еси… 864 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Крест преподобной Евфросинии Полоцкой Святыни Белой Руси По мнению многих экспертов, крест Евфросинии Полоцкой, как и пресловутая Янтарная комната, входит в десятку самых ценных пропавших произведений искусства, за которыми охотятся известнейшие коллекционеры. История этого креста драматична, полна загадок и неясностей. И до сих пор неизвестно его местонахождение. Но знаменитая реликвия для православных не просто художественная редкость – она бесценна, ибо является одной из самых известных святынь Белоруссии. История креста Евфросинии Полоцкой началась в теперь уже далеком XII веке. Согласно преданию, однажды к молодой полоцкой монахине Евфросинии (в миру княжне Предславе, внучке полоцкого князя Всеслава Чародея) в келью явился ангел и сказал, что она должна поселиться в Сельце, что на берегу Полоты, неподалеку от Полоцка, и основать там женский монастырь. Евфросиния так и поступила и, при поддержке епископа Илии и влиятельных родственников, учредила в Сельце обитель. В 1161 году усердием Евфросинии здесь была возведена каменная Спасо-Преображенская (Спасо-Евфросиниевская) церковь. Строили ее всего 30 недель, что очень быстро для того времени. Сооружался храм под руководством зодчего Иоанна. Церковь получилась на славу и простояла века, продолжая радовать и нас, уже в XXI веке, изысканностью своих архитектурных форм и древних росписей. Ее пропорции и форма оказали сильное влияние на храмовое зодчество других городов Киевской Руси – Смоленска, Новгорода, Рязани, Пскова. Характерной чертой такой архитектуры стали стремящиеся ввысь пропорции здания. Особенно ярко эта особенность проявилась в облике Пятницкой церкви в Чернигове. При монастыре действовала мастерская, где делали оклады для образов и другие предметы церковного обихода. Одним из самых искусных мастеров в Полоцке был Лазарь Богша – золотых дел мастер (или ювелир, если прибегнуть к современному языку). Богша – сокращенная форма имени Богуслав, которое тогда было широко распространено в землях Юго-Западной Руси; имя Лазарь он получил при крещении.

http://pravoslavie.ru/56194.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010