Ист.: Архив ОП. Ф. 20. 1925. 6. Л. 8. Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, кн. Полоцкой, с описанием изображ. креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Говорский К. А. Жизнь прп. Евфросинии, кн. Полоцкой, с ист. описанием основанного ею девичьего Спасо-Преображенского мон-ря и с прил. изображ. Св. Креста, устроенного ею для монашеской церкви//Вестн. юго-зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 4. Май. Отд. 2. С. 24-42; Июнь. С. 88-100; Сапунов А. П. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего мон-ря в Полоцке//Полоцкие ЕВ. 1885. 8-10; Петров Н. И., Городецкий М. И. Белоруссия и Литва/Изд.: П. Н. Батюшков. Спб., 1890. С. 24, 26, 28-30, 39-40; Дубровский М., свящ. Житие прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с кр. описанием основанного ею в Полоцке жен. мон-ря. Витебск, 18943; Довгялло Д. И. Крест прп. Евфросинии, кн. Полоцкой//Полоцкие ЕВ. 1895. 11-12; Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в.//Сов. Арх. 1957. 3. С. 224-244; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Др. Руси. М., 1975. С. 68-73, 95, 99; Мигулин И. С. Правда о кресте//Вестн. Могилёва: Газ. 1991. 38; Багадзяж М. Лазар Богша: Праз смугу Сб. Минск, 1993; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - Хранитель всея Вселенныя//Вестн. Белорус. Экзархата. Минск, 1996. 15; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотв. иконы//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 201-205; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П., Дышиневич В. Н. Крест - Красота Церкви: История создания и воссоздания Креста прп. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Животворный символ Отчизны: история Креста св. Евфросинии Полоцкой. Минск, 1998; Мон-рь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007; Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенская церковь Евфросиниева мон-ря и ее фрески. М., 2007. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде

http://pravenc.ru/text/187870.html

В. Носовский и А. Т. Фоменко) устойчиво используются те или иные иконографические изображения святого Георгия, поражающего змия. Создается иллюзия, что иного восприятия многогранной истории Великого княжества Московского как через его постоянную борьбу со «злыми силами», как через повседневное радение и защиту Православия великими князьями просто не может быть. И все это якобы должно ассоциироваться с образом святого великомученика в классическом иконном отображении. Куда более по-человечески воспринимается то, что хотя и несет в своих названиях имя святого Георгия Победоносца, однако по своему предназначению не претендует на политические, военные, всегосударственные масштабы: софийское книжное издательство, целебный источник болгарском же городе Поморье – место паломничества православных, уникальная древняя церковь в Эфиопии, вырубленная в скале необычным методом «сверху вниз», храм в Георгиевске – чуть ли не родовая усыпальница предков великого писателя современности А. И. Солженицына 385 и др. Для белорусов же национальной святыней и непререкаемым художественно-духовным авторитетом был и остается всемирно известный Крест преподобной Евфросинии Полоцкой, оригинал которого хранил каплю крови святого великомученика Димитрия Солунского, частицы мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона, первомученика и архидиакона Стефана, а в нижней части креста находились изображения небесных покровителей Евфросинии и ее родителей – святого великомученика Георгия Победоносца и святой Софии. Возврат от эпохи «научного» атеизма к устоям, почти две тысячи лет определяемым христианским вероучением, проходит трудно и порой вычурно. И если можно было быстро вернуть Санкт-Петербургу его исконное имя, но главное восприятие через это имя не столько неоднозначного императора, сколько именно защитника города от момента его рождения – апостола Петра, то возврат имени святого Георгия Победоносца в названиях четырех улиц, утерянного за 30–70-е годы XX в., мало реален 386 . Еще более проблематично когда-нибудь увидеть на карте Минска утерянную в том же XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14-го января писал мне из Москвы Тайный Советник С. А. Маслов 738 : «Посылаю Вашему Преосвященству печатно мою благодарность за подаренные мне книжки о княжне Евфросинии 739 . Сколько Богу угодно, буду стараться, чтобы желание Полочан и Витебской епархии о возвращении к ним их законного наследства 740 исполнилось. Помолитесь обо мне грешном Вашему Преосвященству преданном слуге С. Маслове». При этом письме приложен был 10 газеты «Современные Известия» от 11-го января. В нем я прочитал следующие строки: «Заметка ниже прилагаемая, доставленная Москвитянином 12 года, как назвал себя автор, касается одного из тех случаев, которые повторяются не годами, а столетиями. Дадим сперва слово почтенному корреспонденту; он вот что пишет: «О перенесфнии части Святых мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киева в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Витебск, 1871 г.» «Под этим заглавием издано подробное описание торжества жителей Витебской епархии и в особенности Полочан при перенесении частицы мощей. Событие это весьма замечательно, в наше время, по многим отношениям. Княжна Евфросиния Полоцкая, устроивши в 1146 г., близ Полоцка, Спасо-Евфросиниевский монастырь, уже в преклонных летах, отправилась на поклонение Гробу Господню в Иерусалим и там скончалась в 1173 г. 23 сентября, оставив в наследство родной стране: пример своей святой жизни, крест с мощами, до сих пор сохраняющийся в бывшей ее обители, и свои нетленные мощи, которые вынесены были русскими иноками из Палестины и привезены в 1187 г. в Киев. Они до сих пор сохраняются там в дальних пещерах, как наследство, законно принадлежащее Полоцкому Княжению. Православные Полочане, подавленные католиками и униатами, стали просить себе этого наследства от, Киевлян, и уже с 1839 г. Полоцкие иерархи и граждане ходатайствовали о перенесении мощей св. Евфросинии в Полоцкую Спасскую ее обитель; но хранители этого наследства, драгоценного для Полоцкой страны, до сих пор не соглашались на такую, просьбу. В Москве и Сергиевой Лавре хранится живое предание, что высокочтимый в иерархах блаженной памяти Московский Митрополит Филарет душевно желал и заявлял это желание где и кому следует, чтобы мощи св. Евфросинии были возвращены на родину. Наконец, по особенному личному ходатайству настоящего Полоцкого Епископа Саввы, бывшего викарием Московским, Высокопреосвященный Киевский Митрополит 741 в 1870 г. уведомил его об отделения частицы мощей св. Евфросинии, для Полоцкой обители, именно, среднего перста правой руки. Как драгоценно это наследство для Полочан, можно видеть из подробного описания перенесения этой частицы из Витебска в Полоцк. Какая же будет радость для Полочан и всего Полоцко-Витебского края, когда передастся им из Киева и все наследство св. Евфросинии для ее СпасоЕвфросиниевского монастыря? В Киеве много нетленных мощей и своих подвижников, а мощи Полоцкой Княжны, по праву, принадлежать Полочанам. Пожелаем, чтобы это исполнилось по христиански в мире и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Икона сия, действительно, и пребывает наместною в Киево-Печерской Лавре доныне 212 . В 1046 г. получена из Греции Черниговским Кн. Всеволодом Ярославичем, потом по наследству доставшаяся Владимиру Мономаху , икона пресв. Богородицы Одигитрии, известная ныне под именем Смоленской Божией Матери. Икона сия, по древнему преданию, считается первонаписанною св. Евангелистом Лукою, и доселе хранится в Смоленском соборном храме Успения пресв. Богородицы 213 . В начале XII века, Владимиру Мономаху принесены из Константинополя Ефесским Митрополитом Неофитом животворящий крест от самого животворящего древа, на немже единородный Сын, Слово Божие, ради нашего спасения распяся плотию, как свидетельствует надпись, сделанная на верхней доске киота сего креста. Он (под именем Мономахова креста) хранится ныне в ризнице Московского Благовещенского собора 214 . Около половины XII века принесена из Царьграда в Россию гостем Пирогощею еще икона Божие Матери, писанная, по преданию, Евангелистом Лукой. Первоначально икона сия поставлена была в Вышгороде в Девичьем монастыре, потом (1155 г.) перенесена Андреем Боголюбским в великолепную Церковь Богоматери во Владимире, и с тех пор известна у нас под именем Владимирской; ныне она находится в Москве 215 . Во второй половине XII века, препод. Евфросиния, Княжна Полоцкая, через нарочного посла, испросила у Греческого Императора Мануила и Патриарха Луки Хрисоверга икону Ефесской Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукою 216 , и поставила в Спасской церкви. Где ныне эта икона? Из различных ответов вероятнейший тот, который находится в письменном акте Торопецкого собора: там говорится, что когда в 1239 году благ. Князь Александр Невский сочетался браком в Торопце с дочерью Полоцкого князя Брячислава, тогда княжна сия взяла с собою из Полоцка на брак Ефесскую икону Богоматери и поставила в Торопецкой соборной церкви: здесь находится она и ныне под именем Корсунской 217 . В 1161 году, преподобная Евфросиния принесла в дар Полоцкой Спасской обители св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лит.: Сербинович К. С. Ист. сведения о жизни прп. Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар полоцкой Спасской обители. СПб., 1841; Ключевский. Древнерусские жития. С. 262; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 176-179; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 130-134; Голубинский. История РЦ. Т. 1/2. С. 597-601; он же. Канонизация святых. С. 223-233; Поселянин Е. Прп. Евфросиния, кнж. Полоцкая. СПб., 1910, 1996; Титов Ф. И., прот. Прп. Евфросиния, княжна Полоцкая: Ист. справка к предстоящему перенесению мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк. К., 1910; Антоний (Мельников), архиеп. Прп. Евфросиния Полоцкая//БТ. М., 1972. Сб. 9. С. 5-14; Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой//СККДР. Вып. 1. С. 147-148; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 315-316; Орлов В. А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992; Серёгина Н. С. Песнопения рус. святым. СПб., 1994. С. 122-133, 340-349; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - хранитель всея вселенная: История создания и воссоздания креста прп. Евфросинии, игум. полоцкой. Минск, 1996; Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.)/Пер. с нем. СПб., 1996. С. 239-240; Шалина И. А. Богоматерь Эфесская - Полоцкая - Корсунская - Торопецкая: Ист. имена и архетип чудотворной иконы//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 200-236; Мельников А. А. Прп. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 41, 127; Мон-рь у ц. Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь с древности до наших дней. Минск, 2000; Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культ., торговых, политических связей IX-XII вв. М., 2001 (по указ.); Клосс Б. М. Евфросиния Полоцкая (1104-1173): Преподобная, основательница 2 монастырей//Ист. лексикон: История в лицах и событиях V-XIII в. М., 2006. Кн. 1. С. 479-484; Евфросиния Полоцкая. Минск, 2007; Монастырь у церкви Спаса: Полоцкий Спасо-Евфросиниевский мон-рь от древности до наших дней. Минск, 2007. С. 3-34, 56, 75, 76.

http://pravenc.ru/text/187879.html

стороне - закладка ц. Преображения Господня в Полоцке. На торце раки в изголовье был изображен крест 1161 г. в сиянии, напротив - древний вид Полоцка. Икона Е. на крышке раки была написана на кипарисе в реалистической манере иконописцем Ф. Е. Егоровым в С.-Петербурге: преподобная в схиме, с куколем на голове и крестом в руках представлена фронтально, глаза закрыты, чеканный оклад оставлял открытым только личное (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 38-39; 1992. Вкл.; Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 70-72). В Евфросиниевом мон-ре хранится поясной живописный фрагмент нач. XX в. (вырезан по контуру фигуры), иконографически близкий к изображению Е. на раке. С него в 2006 г. был сделан список для восстановленной раки (брестский худож. И. Романчук). В кон. XIX в. в Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря стоял ковчег с частицей мощей Е. (со средним перстом десницы), икона на его крышке аналогична изводу на раке Е. (Мон-рь у ц. Спаса. 2007. С. 43). В 1921-1922 гг. рака Е. была изъята из мон-ря и пропала. Работы по ее воссозданию проводились брестским худож.-ювелиром Кузьмичом и были закончены в 2007 г. До этого мощи святой находились в Преображенском храме Евфросиниева мон-ря в деревянной раке посл. четв. XX в. с декоративной резьбой. Крышка раки с внутренней стороны украшена шитым покровом совр. работы мон. Феофании (Вепровой) из С.-Петербурга с образом Е. в зеленой рясе, коричневой мантии, синем парамане и голубом куколе, с крестом в правой руке и со свитком в левой (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 49). Хотя Е. особенно почитается в Белоруссии, на территории России также существовали храмы, приделы, часовни, освященные во имя этой святой. Их появление в кон. XIX в. связано, вероятно, с тем, что день ее памяти близок к дате коронации имп. мч. Николая II, состоявшейся 14 мая 1896 г. Так, часовня во имя Е. и свт. Николая Чудотворца в С.-Петербурге строилась «в память о короновании Государя» ( Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 318-319. 450).

http://pravenc.ru/text/187879.html

В 1909 году в преддверии великого Торжества перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк сестры обители с усердием готовили Спасский храм к принятию великой святыни. Стены церкви были вымыты, живопись иконостаса покрыта лаком, исправлена и заново покрашена масляной краской настенная штукатурка. В 1910 году храм снаружи побелили известью. 23 мая (5 июня н. ст.) 1910 года святые мощи преподобной Евфросинии были торжественно внесены в родную обитель и положены в Спасо-Преображенском храме в серебряную раку. В 1915 году, с началом Первой мировой войны, настало скорбное время в жизни Спасо-Евфросиниевской обители. В связи с эвакуацией сестер в Ростов Великий (1915– 1920) Спасский монастырь находился в запустении, его храмы частично подверглись разрушению. В 1920 году было проведено исследование Спасо-Евфросиниевского монастыря с целью описания и сохранения Спасской церкви. В акте Полоцкой уездной комиссии отмечалось следующее: «Древняя каменная церковь монастыря находится под угрозой разрушения. Купол в церкви в нескольких местах пробит осколками снарядов, вследствие чего дождь протекает вовнутрь церкви и стенная живопись в некоторых местах купола уже повреждена. В случае оставления церкви без ремонта на зиму, стенная живопись может совсем разрушиться. Кроме того, стекла в большинстве окон повысыпались, ветер продувает помещение, стены сыреют, что неблагоприятно сказывается на живописи храма. Наконец самые дорогие и интересные в историко-археологическом отношении предметы, как-то: известный Крест преподобной Евфросинии, старинные иконы в 1915 году эвакуированы из Полоцка и перевезены в город Ростов Великий. В связи с этим Полоцкая уездная комиссия постановила принять меры к ремонту церкви, а именно: осмотра церкви архитектором, составления сметы и ходатайства об отпуске потребных для ремонта средств». Вероятнее всего, намеченные планы по ремонту Спасо-Преображенского храма были осуществлены, однако документы, подтверждающие этот факт, отсутствуют. О состоянии древней церкви в этот период имеются сведения в церковно-ризничной описи монастыря, составленной 20 августа 1922 года. В ней сказано о наличии в храме пятиярусного иконостаса с колоннами, двух отопительных печей (в начале 1990-х гг. они были разобраны), а также прилагается целый перечень различной утвари и икон этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В истории Спасо-Ефросиньевского монастыря были всякие времена – и хорошие, и плохие. В 1579 году монастырь стал резиденцией короля Стефана Батория, который спустя некоторое время отдал его иезуитам. Иезуиты начали перестраивать здания комплекса. В 1656 году русские войска захватили Полоцк, и царь Алексей Михайлович приказал вернуть монастырь православным. Правда, ненадолго. В 1667 году комплекс снова принадлежал иезуитам. Эта бесконечная смена хозяев прекратилась только в 1832 году, когда монастырь окончательно передали православным верующим. С 1841 года он стал женским, а еще через три года при нем открыли 3-х классное женское училище и приют. В 1899 году монастырь ждала очередная реконструкция: здесь был построен величественный Свято-Крестовоздвиженский собор в невизантийском стиле. В годы первой мировой войны монастырь эвакуировался в Ростов-Ярославский. При переезде обратно были утеряны ценные архивы и библиотека. В 20-е годы XX века началась политика советского атеизма. В 1928 году монастырь закрыли. В годы Великой Отечественной войны здесь был лагерь для советских военнопленных. В этот период многие здания комплекса были разрушены. После освобождения Беларуси от немецких захватчиков монастырь стал действующим. В 1945 году здесь проживали 50 монахинь. Монахини жили в двухэтажном доме, имели 3 га земли. Весь распорядок жизни был регламентирован игуменьей. Монахини выращивали овощи и фрукты, шили одеяла для горожан, занимались рукодельем. Монастырь содержал себя сам. Доход ему приносила продажа церковных предметов (крестиков, свечей, образов), а также выполнение церковных обрядов. В средине XX века это была единственная действующая церковь в городе, поэтому средств от верующих было достаточно много. За свои деньги монахини отремонтировали Спасо-Ефросиньевскую церковь. В 1960 году монастырь опять закрыли, и только в 1990 году он смог продолжить свою деятельность. В 1997 году монастырю передали восстановленный Крест преподобной Ефросинии Полоцкой. Его сделал брестский мастер Николай Кузьмич. Крест освятили в Свято-Симеоновском соборе. Сейчас он находится в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского женского монастыря. Оригинал до сих пор считается утерянным.

http://sobory.ru/article/?object=00287

Затем название Креста «древом жизни» рано встречается в церковной письменности, особенно в проповедях и преимущественно на праздник Воздвижения Креста. Так, Андрей Критский называет Крест «древом бессмертия», «животворящим древом». В проповеди Иосифа, архиепископа Фессалоникийского, на тот же праздник Крест называется «корнем жизни» и пр., в многочисленных песнях богослужебных канонов и т.п. Так же называется Крест и в Латинской церкви в многочисленных гимнах, начиная со второй половины IVcmoлemuя 28 . Название Креста «древом жизни» на самом древе Креста встречается в древнейших памятниках и Русской Церкви. Таков Крест Преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, 1161 года. На перекрестье его вложена часть древа Креста Христова, покрытая шестиконечным крестиком, а около него сделана надпись «†дрво животное». Весьма примечательно, что на углах перекрестья изображены четыре евангелиста в таком порядке: сверху вниз – аг. Иоанн, аг. Матфей, аг. Лука, аг. Марк, чем ясно выражается определенная мысль, что Церковь Христова и Апостольская в основании своем имеет Крест – «древо жизни». Этой идее вполне отвечают и многие лицевые изображения, а именно, кроме Спасителя, Богоматери и евангелистов здесь изображены: Архангелы Михаил и Гавриил, апп. Петр и Павел, свв. София и Евфросиния, свв. Иоанн Златоуст , Василий Великий , первомученик Стефан, великомученики Георгий, Димитрий с крестами в правой руке и Пантелеймон, т.е. представители всей новозаветной Церкви Христа, как члены Его тела, как ветви одного животворящего древа Креста 29 . IV Само собой разумеется, если понятие «древа жизни» было перенесено, и так конкретно, на самое древо Креста Христова, то, конечно, и самый Крест должен был принять с внешней своей стороны такой или иной вид дерева. В этом отношении делу послужило искусство. При этом самому искусству должны были благоприятствовать обстоятельства своего времени, как при постепенном раскрытии самого учения о Крестном древе, так, соответственно тому, и при развитии церковного искусства. В церковном искусстве одновременно существовали изображения как «древа жизни», так и Креста в виде древа – с ветвями, цветами и плодами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

С ней туда отправилась ещё одна инокиня. Произошло это событие около 1125 года. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, желавшие посвятить свою жизнь Богу. Так образовалась иноческая обитель. В Спасском монастыре приняли постриг четыре родственницы прп. Ефросинии: родная сестра княжна Градислава, двоюродная - княжна Звенислава, племянницы - княжны Кирианна и Ольга. Преподобная Ефросиния, заботясь о благоустройстве обители, пожелала возвести на месте ветхого деревянного Спасского храма каменный. Построить каменную церковь согласился знаменитый зодчий Иоанн. Спасский храм был построен всего лишь за 30 недель. Когда постройка церкви была уже почти закончена, строители обнаружили, что на завершение её не хватает кирпича (плинфы). Настоятельница тогда с горячей молитвой обратилась к Богу, после чего утром в печи были найдены недостающие плинфы. В тот же день было завершено строительство Спасской церкви, часть стен которой сохранилась до наших дней. Стены храма расписали лучшие мастера того времени. В 1161 году в Спасский храм был перенесён на " вечное хранение " т. н. Крест-ковчег, изготовленный по заказу самой игумении, полоцким мастером-ювелиром Лазарем Богшей в древневизантийской технике перегородчатой эмали. Уникальное произведение старобелорусского эмальерного и декоративно-прикладного искусства - шестиконечный (высота около 52 см) крест имел кипарисовое основание, которое было обито 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными изысканным орнаментом, драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмальевыми иконками. Крест является ковчегом дляя хранения христианских реликвий: частиц дерева Креста Господня с кровью Иисуса, частиц мощей святого Пантелеймона и великомученика Димитрия Солунского. На кресте размещались надписи, содержащие имя его автора, а так же предостережение тем, кто попытается вынести крест из монастыря. Но, несмотря на заклятие, уже на рубеже XII-XIII вв. крест был вывезен князьями-смолянами в Смоленск, а в 1514 году после взятия города великим князем Василием III крест попадает в Москву.

http://sobory.ru/article/?object=00287

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010