г. Себежа. Монастырь основан около 1600 г. Мстиславским воеводой Иосифом Корсаком. С 1844 г. считается внештатным, а в 1896 г. преобразован из мужского в женский. В нем два храма с тремя приделами. Соборный храм в честь Покрова Богоматери воздвигнут в 1796 г. При этой общежительной обители имеется смешанная церковноприходская школа и иконописная мастерская. Управляет игуменья. Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцком уезде. Спасо-Евфросиниевский первоклассный (с 1842 г.) необщительный монастырь, расположенный на правом берегу р. Полоты и в 2 в. от уездн. гор. Полоцка, основан около 1125 г. известной полоцкой княжной прп. Евфросинией, в миру Предиславой. Судьба этой знаменитой по древности и историческому значению для края обители тесно связана с судьбой Белорусского края и в особенности с судьбой города Полоцка. Этот город, подпав в конце XIV в. под власть поляков, долгое время находился под гнетом иноверного правительства и насильно навязанной унии. Обитель в 1579 году была отдана иезуитам, а в 1654 г. возвращена православным. Затем в 16 37 г. она снова достается иезуитам, и снова они изгоняются из Полоцка; в 1820 г. обитель переходит в казну, а в 1832 г. отдается в православное духовное ведомство. Она восстановлена была в 1840 г. по повелению императора Николая I архиепископом Полоцким Василием Лужинским . В монастыре два каменных храма: Спасо-Преображенский, построенный основательницей обители не позже 1160 г., и трехпрестольный в честь Воздвижения Креста Господня. В 1870 г. в обитель были принесены часть мощей прп. Евфросинии Полоцкой, скончавшейся в Греции 23 мая 1173 г. и покоящиеся в Феодосиевской пещере Киево-Печерской лавры. Вещественными памятниками преподобной остаются в основанном ею монастыре ее келья в Спасовом храме и ее драгоценный шестиконечный крест 1161 года, длиной в 11,75 вершка, с заключающимися в нем частицами мощей святых. Крест этот обложен золотым и серебряными листами с мозаичной орнаментикой и 20 небольшими образами, из которых один – Григория Богослова – утрачен. На боковых сторонах его вырезана на славянском языке следующая надпись: «въ л. и. Х покладать фросинь чьстьныи крстъ, въ манастыри въ цркви. стго спса. чьстьно дрво бсцньно сть. акованье его. злото. и сребро. и камнье. и жьнчюгъ. къ р гривнъ. а др… м гривнъ. да низносетьс из манастыр. никогдаже ко ни продати. ни аще се кто прслоушать. изнесть и манастыр да не боуди моу помощникъ. чьстьныи крстъ ни въ сь вкъ ни въ боуд. щин. и да боудеть проклтъ стою животворщею троицею. и стыми тци. ти. семию съборъ стыхъ отцъ. и боуди моу часть съ июдою. иже прда хса. кто же дрьзнетъ сътвори с… властелинъ. или кнзь. или пискоупъ или игоумнь. или инъ которыи любо члвкъ а боуди мой клтваси. фросинь же раба Хва. сътжавъши крстъ сии приметь вчню жизнь съ вс… и с.»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

После взятия Полоцка Стефаном Баторием (1580 г.), который отвоевал город у Ивана Грозного, Спасо-Преображенский монастырь был передан надолго иезуитам. Все это время Крест хранился в Полоцком Софийском соборе, и то, что он сохранился, было настоящим чудом. В 1840 г. православный монастырь был восстановлен, и Полоцкий Крест вернулся в свою обитель. Монастырь причислили к разряду первоклассных, а в стенах его разместили женское духовное училище. В 1847 г. здесь возводится Евфросиниевская трапезная церковь, а в 1897 г., по проекту архитектора В.Ф. Коршикова, строится монументальный пятиглавый Крестовоздвиженский собор в псевдовизантийском стиле. В XIX в. Полоцкий Крест вывозится для поклонения в Москву и Петербург. По воспоминаниям очевидцев, верующие стояли в очередях в Московский Успенский собор с пяти часов утра до десяти вечера, а по ночам его возили по «домам чиноначалий, вельмож, графов и богатых купцов» для водосвятия. Крест скоро вернулся в Полоцк, где он находился до начала 1920х гг. После восстановления в 1833 г. Полоцкой епархии жители впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в основанный ею монастырь. Все многочисленные прошения на протяжении XIX в. получали категорические отказы. Лишь в 1910 г. эта просьба была удовлетворена и мощи святой были торжественно перенесены в Полоцк. Для святых мощей, на пожертвования всего белорусского края, была сооружена кипарисовая рака, облицованная серебром и украшенная золочеными чеканными барельефами и орнаментами. После закрытия монастыря (1921 г.) трагические испытания выпали на долю монастырских святынь. С революционными реквизициями Полоцкий Крест сначала был перевезен в Минск, а в 1929 г. в Могилёв. Здесь он находился в особом сейфе обкома партии. С началом войны Крест бесследно исчезает и дальнейшая судьба его неизвестна. Нелегкие испытания выпали на долю и святых мощей полоцкой игуменьи, когда они были перевезены в Витебск для демонстрации в историческом музее и музее атеизма, где пребывали до начала войны. В 1941 г. национальная святыня эвакуации не подлежала, и она была перенесена верующими в Витебскую Покровскую церковь, где пребывала до 1943 г. После освобождения Полоцка мощи преподобной Евфросинии были перевезены из Витебска в родную обитель, где они покоятся и в настоящее время.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Евфросиниевская трапезная церковь В 1833 г. жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросиньи в обитель, основанныю ею. И только в 1910 году мощи святой вернулись в родную обитель. Но не долго пробыла в своей обители преподобная. В 1928 г. монастырь закрыт и разорен. Мощи прп. Евфросинии и драгоценный крест были изъяты. Богослужения в Спасо-Евфросниевском храме возобновились в 1943 г. во время оккупации. С разрешения немецких властей верующим удалось вернуть в Полоцк святые мощи прп. Евфросинии, находившиеся в Витебском музее. Но драгоценный крест бесследно исчез. В 1960 г. монастырь был вновь закрыт. Часть сестер была переведена в Жировицкий монастырь, а часть осталась в городе. Полоцкие монахини не оставляли мощей прп. Евфросинии и своего храма. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. И всего за несколько лет обитель, трудами священноначалия, сестер и множества почитателей Преподобной, преобразилась. Звонница В 1997 году в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Спасский монастырь был торжественно привезен воздвизальный Крест, воссозданный по образцу древнего Евфросиниевского Креста, утерянного в годы Великой Отечественной войны. А год спустя Преосвященным Феодосием, епископом Полоцким и Глубокским, была обретена еще одна монастырская святыня - вериги преподобной Евфросинии. Помещенные в гроб, в котором нетленные мощи святой перевозили из Киева в Полоцк, вериги находятся ныне в Кресто-Воздвиженском соборе. В архитектурный комплекс монастыря входят Спасо-Преображенский храм (1152-61 гг.), Свято-Крестовоздвиженский собор (1893-97 гг.), ворота-звонница (1882 г.) с жилым монастырским корпусом, жилые, производственные и подсобные помещения. В центре монастырского комплекса находится Спасо-Преображенский храм - «жемчужина» полоцкой школы зодчества. Построена она в середине XII в. выдающимся полоцким зодчим Иоанном. Спасо-Преображенский собор - уникальный. В нем почти полностью остались первозданные росписи XII в. - от пола до самого купола. Разумеется, они в разной степени сохранности, есть потери, но в целом предстаёт единый живописный ансамбль внутреннего убранства храма.

http://sobory.ru/article/?object=00287

Ефросинии Полоцкой. 1997 г. Мастер Н.П. Кузьмич. (Спасо-Преображенского ц. Евфросиниева мон-ря, Полоцк) Воссозданый крест прп. Ефросинии Полоцкой. 1997 г. Мастер Н.П. Кузьмич. (Спасо-Преображенского ц. Евфросиниева мон-ря, Полоцк) Облик утраченного креста зафиксирован на рисунке худож. Н. М. Менцова, сделанном в сент. 1841 г., в период пребывания Е. к. в Казанском соборе С.-Петербурга, судить о его цвете можно по хромолитографии с акварели М. Брукса (опубл. в кн.: Петров, Городецкий. 1890. С. 24. Вклейка). Известно, что в кон. XIX в. членом Совета Полоцкого церковного братства свящ. Михаилом Дубровским была сделана опись Е. к. Согласно описи, из 20 эмалевых иконок, находившихся в кресте, отсутствовала тогда одна, 5 других были повреждены. Как свидетельствует акт передачи Е. к. от 21 нояб. 1929 г., составленный Ластовским, изображения 3 святых были выломаны, а 13 был нанесен значительный ущерб. Из драгоценных камней уцелели 2 - аметист и гранат, на месте других остались пустые гнезда, в нек-рых находились кусочки разноцветного стекла. На верхней поперечине не хватало 2 пластин золота и дерева. Главным источником для изучения и последующего восстановления Е. к. стали негативы 1896 г., обнаруженные Л. В. Алексеевым в архиве историка лит-ры и палеографа И. А. Шляпкина (ныне архив Ин-та истории материальной культуры РАН). Е. к. представлял собой напрестольный 6-конечный крест длиной 113/6 вершка (51 см), верхнее перекрестье - 3 вершка (13,3 см), нижнее - 45/8 вершка (20,6 см). На кипарисовую основу были набиты пластины: золотые - на лицевую и оборотную стороны (по 11 на каждую), серебряные позолоченные - на боковые. Каждую из пластин (кроме боковых) украшали изображения святых и пальметты, выполненные в технике перегородчатой эмали, в той же технике были сделаны надписи на верхнем средокрестье. В средокрестьях помещалось 2 небольших креста (4-конечный вверху и 6-конечный в центре), декорированные треугольными и ромбовидными отверстиями. В лицевую сторону были вмонтированы драгоценные камни (для 8 больших сделаны сквозные отверстия в пластинах), по контуру крест оправлен жемчугом.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Радуйся, увеселила бо еси Полотск чудным Божия Матере образом. Радуйся, великое сокровище Российстей земли тако стяжавшая; Радуйся, многия девы во обитель Божия Матере приведшая. Радуйся, присныя ти на путь спасения привлекшая; Радуйся, мудрая управительнице во спасение. Радуйся, две обители, яко свещи возжегшая; Радуйся, теми просветившая страну Полотскую. Радуйся, насадительнице древа иноческаго жития; Радуйся, смирением утаевавшая высоту твоих подвигов. Радуйся, строительнице Российския земли; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Кондак 11 Песньми восхваляюще тя, терпению твоему дивимся, преподобная; всякия бо труды и скорби понесши, последи во Святую Землю странствие прияла еси, идеже, по желанию твоему, и скончатися приведе ти Господь; тамо бо к Нему в старости маститей преселилася еси, подвиг добрый совершивши, с песнию: Аллилуиа. Икос 11 Светозарная луча земли Российския! Аще плотию преставилася еси от нас, преподобная, обаче духом с нами присно пребываеши. Во храме, тобою созданном, молящеся и кресту, от тебе устроену, покланяющеся, молим тя, приими от нас сицевыя хвалы: Радуйся, древния России сияние; Радуйся, оныя днесь великия похвало. Радуйся, славная Земли Святыя от севера пришельнице; Радуйся, гробу Христову поклонитися сподобльшаяся. Радуйся, лампаду ту от земли Российския возжегшая; Радуйся, у гроба Христова ко Христу отшедшая. Радуйся, у онаго крест земнаго жития твоего оставльшая; Радуйся, святыми тайнами при скончании напутствованная. Радуйся, на небеси от святых угодник радостно сретенная; Радуйся, венцем славы от Небеснаго Жениха увенчанная. Радуйся, мудрая дево, вшедшая в чертог Жениха Небеснаго со славою; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Кондак 12 Благодати причастнице, усердно молим тя, Евфросиние всехвальная, пролий теплую твою молитву ко Всевышнему за всю землю нашу православную, да мудростию и чистотою жития народнаго, яко дщерь избранная, будет во языцех земля наша, и чада ея да внидут в горняя селения, поюще Богови: Аллилуиа. Икос 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Вход в молельню прп. Евфросинии Полоцкой на хорах Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева мон-ря. Литография по рис. Н. П. Трутнева. 60-е гг. XIX в. (ГИМ) Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского мон-ря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под рук. зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя (сохр. до наст. времени). Житие Е. сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Е. обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест. Позднее Е. задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресв. Богородицы. Когда храм был окончен, его украсили росписью, иконами. При нем был основан муж. мон-рь. Е. решила поместить здесь находившуюся в Эфесе Эфесскую икону Божией Матери , по преданию написанную евангелистом Лукой . Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу «дары многоценные» с просьбой «отпустить» Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до К-поля, где она была передана полоцким послам. Е. поставила икону в ц. Пресв. Богородицы, украсив ее «златом и каменьем многоценным». Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Е. крест (см. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ), в к-рый были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского , частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась. (С иконы, как предполагают, в кон. XIII - нач. XIV в., была сделана копия, к-рая хранится в ГРМ (см.: Шалина. 1996). В 1997 белорус. мастер Н. П. Кузьмич воссоздал крест Е., реликвия находится в Спасском монастыре.) По-видимому, успешным контактам Е. с к-польским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с визант. аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в К-поль (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 293).

http://pravenc.ru/text/187879.html

На оборотной стороне - 4 прямоугольные выемки для мощей. Е. к. украшали следующие эмали (по состоянию на 1841): на лицевой стороне на верхней оконечности креста и поперечинах представлен 5-фигурный Деисус, в нижней части ствола помещены образы небесных покровителей семьи прп. Евфросинии, что говорит о поминальном характере вклада,- самой заказчицы (прп. Евфросиния Александрийская), ее отца (вмч. Георгий Победоносец) и матери (мц. София); на оборотной стороне, вверху, изображены свт. Иоанн Златоуст, на верхней поперечине - святители Василий Великий и Григорий Богослов (пластина утрачена, заменена другой с чеканными изображениями), на нижней поперечине - апостолы Петр и Павел (сохр. фрагменты), в нижней части ствола - вмч. Димитрий, архидиак. первомч. Стефан и вмч. Пантелеимон. Поздние чеканные вставки с оборотной стороны, в т. ч. в средокрестьях (верхняя с образом Богоматери, нижняя с орнаментом в виде равноконечных крестов), возможно, были выполнены в период реставрации Е. к. в XVI в. Лазарь Богша, в совершенстве владевший приемами визант. техники перегородчатой эмали, «нарисовал» тончайшими перегородками образы святых и орнаментальные композиции и создал один из наиболее выразительных в христ. искусстве образов Иисуса Христа. Тонко очерченный строгий лик Спасителя визант. типа отличается подробной, точной разработкой, мастерски исполнена даже раздваивающаяся прядь волос на лбу. Практическая работа по воссозданию креста попечением Белорусской Православной Церкви МП, Правительства Республики Беларусь, при содействии частных лиц началась в янв. 1996 г. Ей предшествовал 3-летний подготовительный период, в течение к-рого брестскому художнику-ювелиру Н. П. Кузьмичу удалось приблизиться к технологии времен Лазаря Богши и раскрыть тайну создания визант. перегородчатой эмали. 24 авг. 1997 г. в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте митр. Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Белоруссии Филаретом (Вахромеевым) было совершено освящение креста. В 1997 г., в канун праздника Воздвижения Креста Господня, воссозданный крест был торжественно привезен в Спасскую обитель, где хранится в наст. время. 23 июня 2001 г. крест, доставленный на несколько дней из Полоцка в Брест, в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был вложен в ставротеку, созданную Кузьмичом по его авторской разработке. Крест выносится для поклонения по воскресным дням во время совершения Божественной литургии, а также в отдельные дни по просьбе многочисленных почитателей. Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня за всенощным бдением совершается чин Воздвижения Е. к.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ, КРЕСТ создан в 1161 г. как ковчег для христ. святынь по благословению прп. Евфросинии Полоцкой золотых дел мастером Лазарем Богшей ; вложен в Спасо-Преображенский собор полоцкого Евфросиниева монастыря . Создание креста связано с такими деяниями прп. Евфросинии, как сооружение 2 каменных храмов: во имя Спасителя и Богородицы. Для 1-го предназначался воздвизальный, напрестольный крест-реликварий. Для 2-го, как следует из Жития святой, она пожелала получить из Византии чудотворный образ Богородицы из Эфеса (см. ст. Эфесская икона Божией Матери ). В XII в. связи полоцких князей и дома Комнинов носили родственный характер, что, вероятно, обусловило возможность прямой просьбы к имп. Мануилу I (1143-1180) и патриарху Луке Хрисовергу (1157-1170) «отпустить» Эфесскую икону. Очевидно, именно при передаче Эфесской иконы в К-поле полоцким послам и были получены святыни для Е. к. В крест были вложены: с лицевой стороны, в верхнем перекрестье,- капля Крови Спасителя, в нижнем перекрестье - частица Древа Креста Господня, с оборотной стороны, в верхнем перекрестье, - частицы камней от Гроба Пресв. Богородицы, в нижнем перекрестье,- частицы камней от Гроба Господня, в стволе креста (сверху вниз) - капля крови вмч. Димитрия Солунского, мощи архидиак. первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона. Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Лицевая сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН) Крест прп. Евфросинии Полоцкой. 1161 г. Мастер Лазарь Богша. Оборотная сторона. Фотография И. В. Чистякова. 1896 г. (архив Ин-та истории материальной культуры РАН)

http://pravenc.ru/text/187870.html

Митрополит взяв участь у V художнього пленеру «Святасць зямлi Беларускай» 19 жовтня 2020 р. 12:39 16 октября 2020 года в городе Молодечно Минской области состоялось торжественное закрытие V Международного художественного пленэра «Святасць зямлi Беларускай». В церемонии принял участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . В этом году творческий духовно-просветительский форум был посвящен 550-летию явления Жировичской иконы Божией Матери и 500-летию основания Жировичского монастыря. Традиционно инициатором мероприятия является приход храма преподобной Евфросинии Полоцкой в городском поселке Ивенец Воложинского района Минской области, настоятель которого протоиерей Виктор Перегудов по благословению епископа Молодечненского и Столбцовского Павла является духовником пленэра. Кураторы — председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик и заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Белорусской академии искусств Игорь Гордиенок. В рамках пленэра художники посетили ГУ «Ивенецкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития» и пообщались с ребятами. Организаторы проекта — Молодечненская епархия , ОО «Белорусский союз художников», Минская областная организация ОО «Белорусский союз женщин», ГУ «Дворец культуры города Молодечно», УО «Музыкальный колледж имени М.К. Огинского», Благотворительный фонд имени преподобной Евфросинии Полоцкой, Братство в честь Виленских мучеников в городе Минске. В день закрытия Международного художественного пленэра митрополит Вениамин посетил Молодечненский музыкальный колледж. Патриаршего экзарха встречали епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, директор музыкального колледжа заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Григорий Сороко, клирики Молодечнеской епархии. Григорий Сороко преподнес в дар Патриаршему экзарху деревянный крест, изготовленный учащимся декоративно-прикладного отделения, а также провел экскурсию по колледжу. Затем митрополит Вениамин и епископ Павел в актовом зале музыкального колледжа побеседовали с клириками Молодечненской епархии. Вниманию священнослужителей была представлена книга митрополита Вениамина «Я готов… Жизнь и подвиг священномученика протоиерея Иоанна Восторгова». Книга посвящена жизнеописанию расстрелянного большевиками протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1867-1918).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5707486...

Упоминание и краткое описание Е. к. впервые встречаются в Никоновской, или Патриаршей, летописи (XVI в.) под 7071 (1563) г. в связи с походом царя Иоанна IV Грозного на Литву. Летописец упоминает, что на то время «крест Полотцкий» находился в «царской казне» и был взят в поход вместе с такими общерус. святынями, как Донская и Колочская иконы Божией Матери «и иные многие чюдотворные образы и кресты». Далее он с формулой «нецыи же поведают» сообщает историю привезения креста в Москву: «...в прежние некогда… меж себя Смолняне и Полочане воевахуся, и тот крест честный Смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же… благочестивый государь князь великий Василий Иванович всеа Руси вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот крест обновити велели украсити, и… взя с собою» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 347). Упомянутое в летописи перемещение креста из Полоцка в Смоленск, очевидно, произошло в период военных действий между этими княжествами в нач. XII - сер. XIII в. В Смоленске крест мог находиться в Успенском соборе или в одном из мон-рей ( Алексеев, Макарова, Кузьмич. 1996. С. 33). Там в 1495 г. была сделана копия Е. к., для того, чтобы не опускать крест со святынями в воду при водосвятии, в надписи на копии креста упомянуто имя окольничего смоленского Александра Васильевича. В 1514 г. вел. кн. Василий Иоаннович захватил Смоленск и крест был вывезен в Москву в царскую казну. Поход Иоанна Грозного в 1563 г. вернул Полоцку его святыню: 15 февр. город был отбит у поляков, и 18 февр. царь «повеле… итти во град Полотеск с пречюдным образом пречистые Богородицы Донским и с ыными образы чюдотворными и с честными кресты. Сам же царь… идяше за чюдотворными образы и с честными кресты» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 359). Но уже в 1579 г. Полоцк был захвачен войском кор. Стефана Батория, а в 1582 г. Спасский мон-рь был передан в руки католич. ордена иезуитов. Е. к. был заблаговременно перенесен верующими в Софийский собор, который в кон. XVI в. (после Брестской унии 1596) уже принадлежал униатам (базилианам) и оставался в их ведении до 1841 г.

http://pravenc.ru/text/187870.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010