Песнописца и честнаго богоглагольника,/церкве наказателя и учителя/и врагов сопротивоборца, Иоанна воспоим:/оружие бо взем, Крест Господень,/всю отрази ересей прелесть/и яко теплый предстатель к Богу//всем подает прегрешений прощение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Монастырь преподобного Феодосия Великого Тропарь преподобному Феодосию, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,//Феодосие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Насажден во дворех Господа твоего,/преподобными твоими добродетельми красно процвел еси/и умножил еси чада твоя в пустыни,/слез твоих тучами напаяемая,/стадоначальниче Божий божественных дворов.//Темже зовем: радуйся, отче Феодосие. Колокольня примыкающая к храму Рождества Христова Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Феодосие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Тропарь преподобной Евфросинии Полоцкой, глас 4 Подражающе дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/учившему во святилищи Божию слову, последовала еси, Евфросиние,/славу временную и земнаго обручника оставльши/и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси./ Крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи/и многия к нему наставляющи во благоухании мира,/в небесный чертог востекла еси,/идеже моли, Егоже возлюбила еси,//о чтущих благочестно память твою. Кондак, глас 8 Избранней Богом от самаго рождения/и призванней на служение Ему,/в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/и преподобно пожившей,/и ныне с небесными силами Господа восхваляющей,/о нас же, грешных, пред Господем ходатайствующей,/с радостию и любовию воззовем:/радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Евфросиние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас//Христа Бога нашего. В Иудейских горах, восточнее Вифлеема, была пещера, где остановились на ночь волхвы с востока (Мф 2, 1) после поклонения Божественному Младенцу. В V веке в ней уединился преподобный Феодосий и основал вокруг нее монастырь. Здесь покоятся его святые мощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

256 См., например, устав молебна в соборах XVIbeka: «…и староста возмет животворящий крест в руку правую, а дьякон кадило, а иной диякон крест выносной возмя, который стоит за престолом…» (Там же.С. 297). Известные с конца (?) XVIIbeka другие названия напрестольных крестов – «благословенные» или «благословящие» – в новгородских письменных источниках той поры и в надписях на самих крестах встречаются редко. 257 См.: Алексеев Л. И. Крест Евфросинии Полоцкой 1161 года в средневековье и в позднейшие времена//РА, 1993, 2. С. 70–75, с библиогр. 258 Точное воспроизведение надписей см.: Макарова Т. И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М., 1975. С. 119–121. 259 В базилике Святого Димитрия, воздвигнутой в Фессалониках на месте мученического подвига святого, никогда не было его костных останков. В качестве мощей чтилась частица одеяний Димитрия, пропитанная его кровью, сохраненная его сподвижником св. Луппом. Эта реликвия в маленьком флаконе находилась в крипте под алтарем базилики. С Х века частицы крови вдрагоценных реликвариях попадают в разные страны, возможно, в качестве даров византийского императора. Несравнимо более широкое распространение получает миро святого Димитрия, источаемое в базилике, согласно преданиям, сложившимся уже в средневизантийский период, от его тела, находящегося под спудом. См. библиогр., указанную в нашей работе: Стерлигова И. А. Византийский мощевик Димитрия Солунского из Московского Кремля// Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания. М., 1997. С. 260–264. 260 См.: Смирнова Э. С. Храмовая икона Дмитриевского собора. Святость солунской базилики во владимирском храме//Там же. С. 220–225. 261 О связях полоцких князей XII века и преподобной Евфросинии с византийскими императорами, отразившихся и в житии святой, см.: Шалина И. А. Богоматерь Эфесская-Полоцкая-Корсунская-Торопецкая: исторические имена и архетип чудотворной иконы//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996. С. 202–204. 262 Воспроизведение и описание см.: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XI–XVbeka/Ред.-сост. И. А. Стерлигова. М., 1996. С. 129–141.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Православие казалось навсегда изгнанным из земли Полоцкой, «дети умирали без крещения, а мужья с женами жили без благословения». Но даже в те годы, когда «Православие и русская народность Белоруссии казались погибшими навсегда», память о святой жизни преподобной Евфросинии «православной по вере и русской по происхождению», давала жителям земли Полоцкой силу «сохранить свою православную веру и русскую народность». Господь не допустил уничтожения Православия на Древней Русской земле. Русские войска пошли в Польшу, и после трех разделов ее территории в конце XVIII века все православные области, кроме Галиции, присоединились к России. В 1833 г. восстанавливается Православная Полоцкая епархия. Храм Спаса, построенный преподобной Евфросинией, был возвращен православным. Тогда жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросинии в обитель, основанную ею. Великой радостью для всех православных стало возвращение в храм Спаса креста с мощами, принесенного в дар преподобной Евфросинией. С 1579 по 1841 год крест хранился в Полоцком Софийском собора. То, что крест сохранился, было настоящим чудом, так как иезуиты старались истребить все памятники, напоминающие о древностях православных в западной Руси. 77 лет жители Полоцка не оставляли попыток возвратить мощи преподобной. Шесть раз в течении XIX века они обращались в Синод, но их усердие ни к чему ни привело. Лишь в 1871 г. в Полоцк была перенесена частица мощей. Мысль о перенесении всех мощей не встречала сочувствия Синода и Киевской митрополии. Потребовались многие годы молитв почитателей преподобной, доклады на Всероссийском миссионерском съезде, в Святейшем Синоде, резолюция государя Николая II. 700 лет помнили и с любовью почитали верующие люди Белой России свою святую, несмотря на все религиозные и исторические превратности Белорусского края, несмотря на сопротивление духовных властей и молчание Синода в течение всего XIX века. И вот на третий день Пасхи 22 апреля 1910 г., после Божественной Литургии, мощи святой были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку, вынесены из Киевских пещер и установлены в Великой Лаврской церкви на возвышении. В Киев прибыло более 20 тысяч богомольцев.

http://pravicon.com/info-2284

Об этом пишет белорусский историк-геральдист А. К. Титов, акцентируя внимание на том, что на возникновение «Погони» повлияли ряд факторов, среди которых и греко-византийские христианские традиции обозначать оборону Отечества посредством образа святого Георгия как заступника рыцарства. А доходчивость этого образа для простых воинов, оторванных от повседневных забот, заключалась в том, что одновременно этот святой в народной традиции изначально воспринимался и как опекун земледелия, скота и т. д. Иконографическое сходство образа великомученика Георгия Победоносца прослеживается с «конниками», изображенными на артефактах XI–XVII вв., найденных в Беларуси (Крест Евфросинии Полоцкой, печать со знаком Рюриковичей из находки в Калинковичском районе, серебренник времен Ярослава Мудрого, печать полоцкого князя Глеба (Наримонта), монетоподобная подвеска из-под Дрисвят, знаменитые белорусские изразцы, столовая посуда с княжескими и шляхетскими гербами и др.) 373 . Воссозданный крест преподобной Евфросинии Полоцкой Хронологическая глубина подобных находок говорит о некой изначальной данности обращения населения белорусских земель к образу небесного заступника: те же гербовые печати впервые появляются лишь около 1000 года. Вполне естественным образом данная символика в течение столетий перешла на городскую геральдику, которая изначально заимствовала идею государственных символов об обороне Отечества 374 . Характерно, что только в особых случаях государственный герб «Погоня» разрешалось воспроизводить как дополнение в гербе некоторых привилигированных городов Великого Княжества Литовского в его исторически складывавшихся территориальных масштабах (Брянск-Подляшский, Речица – XVI в.). Со временем это ограничение ослабло, и «Погоня», как можно предположить, не только стала шире использоваться в геральдике (Дриса, Лепель, Могилев – XVII–XVIII вв.), но в ряде случаев вновь как бы «возвратилась» в иконографические очертания святого Георгия, убивающего змия (Красный, Сейны, Стародуб, Угорье – в XVII–XVIII вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva Mitropolitul de Minsk Veniamin a luat parte la închiderea celui de-al V-lea festival al artelor plastice la aer liber „Sfinteina plaiului Belarus” 19 octombrie 2020 12:39 16 октября 2020 года в городе Молодечно Минской области состоялось торжественное закрытие V Международного художественного пленэра «Святасць зямлi Беларускай». В церемонии принял участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . В этом году творческий духовно-просветительский форум был посвящен 550-летию явления Жировичской иконы Божией Матери и 500-летию основания Жировичского монастыря. Традиционно инициатором мероприятия является приход храма преподобной Евфросинии Полоцкой в городском поселке Ивенец Воложинского района Минской области, настоятель которого протоиерей Виктор Перегудов по благословению епископа Молодечненского и Столбцовского Павла является духовником пленэра. Кураторы — председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик и заведующий кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Белорусской академии искусств Игорь Гордиенок. В рамках пленэра художники посетили ГУ «Ивенецкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития» и пообщались с ребятами. Организаторы проекта — Молодечненская епархия , ОО «Белорусский союз художников», Минская областная организация ОО «Белорусский союз женщин», ГУ «Дворец культуры города Молодечно», УО «Музыкальный колледж имени М.К. Огинского», Благотворительный фонд имени преподобной Евфросинии Полоцкой, Братство в честь Виленских мучеников в городе Минске. В день закрытия Международного художественного пленэра митрополит Вениамин посетил Молодечненский музыкальный колледж. Патриаршего экзарха встречали епископ Молодечненский и Столбцовский Павел, директор музыкального колледжа заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Григорий Сороко, клирики Молодечнеской епархии. Григорий Сороко преподнес в дар Патриаршему экзарху деревянный крест, изготовленный учащимся декоративно-прикладного отделения, а также провел экскурсию по колледжу.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5707669...

У. Ластовским, которая и доставила Е. к. в Минск, где он нек-рое время находился в музее. Оттуда в 1929 г. в связи с намерением перенести столицу Белоруссии из Минска в Могилёв (не осуществлено) Е. к. был передан в Могилёвский краеведческий музей. В 1933 г. в здание музея въехали Могилёвский обком и горком партии. По словам директора музея И. С. Мигулина, в старом помещении музея до начала войны оставался сейф с экспонатами, среди к-рых находился Е. к. Могилёв был занят нем. войсками 26 июля 1941 г. (оккупация продолжалась до 28 июня 1944), и сейф с ценностями эвакуировать не успели. Согласно этой версии, сейф был вскрыт и опустошен немцами, местонахождение его содержимого в наст. время неизвестно ( Мигулин. Правда о кресте). Однако могилёвские старожилы сообщают о том, что в июле 1941 г. в здание вошла группа людей в форме НКВД, к-рые открыли сейф ключом, сложили ценности в подготовленные заранее мешки и отбыли в неизвестном направлении (Животворный символ Отчизны. 1998. С. 195). Согласно версии, предложенной Н. В. Петровским на основании части сохранившихся архивных документов, сейф был эвакуирован в Смоленск, который также вскоре был занят фашистами. В 1943 г. Е. к. вместе с др. ценностями был вывезен в Германию, дальнейшая его судьба неизвестна ( Петровский Н. В. Кто же похитил Крест Евфросинии?// Он же. По следам утраченных шедевров. М., 2007. С. 68-76). Е. к. являлся не только шедевром искусства Др. Руси, но и памятником письменности. Надпись, выгравированная на боковых пластинах, сообщает время создания, имя вкладчика и место вложения креста (    6669 (1161.- Авт.)                      ); в свидетельство высокой ценности названа главная святыня Е. к.- частица Древа Креста Господня, далее приведены цена работ и материалы; затем следует запрет завещательницы выносить крест из мон-ря; завершает надпись похвальное слово его заказчице. На оборотной стороне Е. к. внизу помещалась молитвенная надпись с указанием имени мастера:                               Воссозданый крест прп.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Остановившись на православных традициях национальной культуры и государственных начинаниях по поддержке церковного наследия, А.Г. Лукашенко, в частности, сказал: «Со времен Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского сквозь тысячелетнюю историю дошли до нас уникальные памятники   культового   зодчества   и   письменности,   заложившие фундамент белорусской культуры. Для нас сегодня важно заново открывать нашу историю и приобщать к ней молодежь, чтобы она гордилась своей Родиной и ее достойным местом в мировом сообществе. Но летопись Отечества будет неполной, если в ней не будут представлены величайшие достижения и памятники Православия. Поэтому белорусское государство берет на себя заботу о сохранении значимых для нашей земли святынь. По просьбе Церкви мы помогли воссоздать Крест Святой Евфросинии Полоцкой и раку преподобной, подготовили факсимильное издание Слуцкого Евангелия. Государство выделяет средства на возрождение Свято-Успенского монастырского комплекса в Жировичах, строительство Духовно-образовательного центра в Минске, помогает восстанавливать многие православные храмы». «Между светской и духовной властью у нас сложились по-настоящему партнерские отношения», — отметил Президент, с удовлетворением указав на факт подписания в 2003 году соглашения между государством и Белорусской Православной Церковью, в рамках которого реализуется целый ряд совместных начинаний. «Мы   верим, что потенциал Православия, возможности расширения его влияния в обществе еще далеко не исчерпаны. Едиными усилиями нам удалось преодолеть последствия периода безверия и нигилизма, — подчеркнул А.Г. Лукашенко. — Теперь очень важно продолжить взаимодействие государства и Церкви по укреплению моральных устоев общества, сохранению культурного наследия и развитию социального служения. Благо, все наши совместные шаги неизменно встречают понимание и поддержку простых граждан. Уверен, что нынешний визит придаст новый динамичный импульс государственно-церковному сотрудничеству». «Белорусы, познавшие цену войн и бедствий, никогда не изменят единству славянских народов, основанному на православных традициях и культуре», — заключил глава государства.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

В июле 1990 года в Полоцк из Жировичского монастыря прибыли первые четырнадцать сестер. Помню, когда мы приехали, в сестринских корпусах еще жили миряне. Один полностью был заселен, а в другом уже были свободные комнаты, которые мы и заняли. Постепенно жильцам предоставляли квартиры в городе, и таким образом через некоторое время территория монастыря была полностью освобождена. Перед сестрами стояла непростая задача — возродить древнюю Спасскую обитель, которую сегодня именуют колыбелью Православия на Белой Руси. На территории монастыря начались ремонтно-реставрационные работы, и вскоре были восстановлены Свято-­Евфросиниевский храм, Крестовоздвиженский собор и реконструирована колокольня. — И стали воссоздаваться утраченные полоцкие святыни. Как, например, крест преподобной Евфросинии. — В сентябре 1992 года в Полоцке проходили торжества, посвященные 1000-летию Полоцкой епархии и Православной Церкви в Беларуси. В ходе юбилейных торжеств было решено воссоздать Евфросиниевский крест, который был изготовлен по благословению преподобной Евфросинии в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Это был шестиконечный напрестольный крест-ковчег, в котором находились великие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и гробницы Пресвятой Богородицы, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика Пантелеимона и капля крови великомученика Димитрия Солунского. Выполненный в древней византийской технике перегородчатой эмали, крест имел кипарисовое основание, обитое 22 золотыми и 20 серебряными с позолотой пластинами, украшенными драгоценными камнями и жемчугом, а также 20 эмалевыми иконками. Идея воссоздать крест принадлежала митрополиту Филарету (Вахромееву; в 1989-2013 гг. Патриаршему экзарху всея Беларуси). Он дал задание своим сотрудникам разыскать материалы о кресте. К этой работе были подключены московские ученые — известные историки-­археологи Татьяна Ивановна Макарова и Леонид Васильевич Алексеев. Позже, по благословению владыки Филарета, уже к практической работе подключился брестский художник-эмальер Николай Петрович Кузьмич. Татьяна Ивановна и Леонид Васильевич познакомили его со всеми известными публикациями о кресте преподобной Евфросинии, они вместе ездили в архив Российской академии наук, где были обнаружены фотонегативы на стекле, сделанные в XIX веке фотографом Н. Чистяковым. Для дальнейшей работы с этих негативов были сделаны фотографии, причем увеличенные до такого размера, чтобы иметь возможность рассмотреть фрагменты креста.

http://patriarchia.ru/db/text/6088038.ht...

Крест, принесенный преподобною Евфросиниею в дар полоцкой Спасской обители, имеет вид шестиконечный. Длина его – одиннадцать вершков и три осьмых части вершка; высшая поперечная доска (титло) в три вершка, низшая – в четыре и пять осьмых долей. Содержащаяся в нем святыня обозначена следующими надписями: С правой стороны: 1) кровь Христова, т.е. капли драгоценной крови Спасителя, оставшиеся на частице древа крестного, которое, как всем известно, обагрено было ею во многих местах. Сию святыню покрывает маленький четвероконечный крест и осеняют четыре круга, из коих на первом изображены слова Ic, на втором – Хс, на третьем – Hi, на четвертом – Ка, но последние истерлись; 2) древо животное, т.е. часть древа Животворящего Креста Господня. Она покрыта снаружи также небольшим шестиконечным крестом. С левой стороны: 1) от гроба Пресвятые Богородицы, т.е. часть камня от Ее гроба, на коей изображен был лик Богоматери с Предвечным Младенцем; 2) гроб Господень, т.е. также часть от камня гроба Спасителя; 3) мощи святого Стефана; 4) кровь святого Димитрия; 5) мощи святого Пантелеймона. Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых находится множество весьма искусно сделанных украшений, из мелкой мусии, и девятнадцать маленьких образов: Спасителя, Божией Матери, святого Иоанна Крестителя, святого архангела Гавриила, благовествующего Пресвятой Деве Марии; святых евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна; святых апостолов Петра и Павла; трех учителей вселенских: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святой Евфросинии Александрийской, святой Софии, святого мученика Димитрия и святого мученика Пантелеймона. Все эти изображения сделаны с величайшим искусством из мелких разноцветных камней. В боковой надписи, начертанной вокруг всего креста на серебряных вызолоченных дощечках, изображена воля преподобной Евфросинии, чтобы сей крест, положенный ею в церковь монастыря святого Спаса, оставался в ней навсегда и никем не был от оной отчуждаем под опасением подвергнуться строгой клятве. Веря, что стяжанием сей святыни для своего отечества она удостоится милости Божией, преподобная ужасалась мысли, чтобы кто-либо дерзнул лишить сего сокровища ее обитель и тем как бы ее самое лишить заслуги пред Богом. Четыре столетия сей крест хранился в Спасской обители, т.е. до завоевания Полоцка Стефаном Баторием, королем польским. После того и церковь , и здания сей обители, со всеми принадлежавшими к ней имениями, достались в собственность иезуитскому ордену; монахини же выведены были в самый город, где для них, уже принявших унию, устроено в начале XVII века жительство подле Софийского собора. Дальнейшее хранение драгоценного креста в новом монастыре оказывалось небезопасным, и потому он перенесен был в ризницу Софийского собора, кафедрального тамошних архиепископов, в которой находится и доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К., декорированные драгоценными камнями, стали первой известной формой для вместилища святыни, положив начало традиции создания ставротек. В древнейшем сохранившемся К. имп. Юстина II (Ватиканский крест, VI в., базилика св. Петра в Ватикане) есть вместилище для фрагмента Животворящего Креста, с лицевой стороны - драгоценные камни и надписи, на обороте - медальоны: Христос и Агнец Божий, бюст имп. Юстина с женой Софией. Подражания К. имп. Юстина II создавались и в период развитого средневековья, особенно в Зап. Европе; позднее образцовой формой стал двойной К., напр. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест (1161). Крест выносной «корсунский». XVII в. (ГММК) Крест выносной «корсунский». XVII в. (ГММК) В рус. церковной практике были унаследованы и развивались типы богослужебных К., принятые в Византии. К. были медными или чаще из дерева, в металлическом (серебряном, позднее с золочением) окладе, украшенном драгоценными камнями, жемчугом и др. вставками. Наиболее крупными размерами отличались процессионные, запрестольные или выносные К. Запрестольные выносные К. в виде 4-конечного К. греч. типа в числе обязательных почитаемых святынь оставались в тех храмах или монастырях, для к-рых они создавались (напр., выносной серебряный К. XI в. из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне). Монументальные К. с изображением Распятия стали частью церковного убранства, вероятно, еще в период раннего средневековья на Западе (К. архиеп. Герона (70-е гг. X в.) в кафедральном соборе Кёльна) и позже в Др. Руси. Нек-рые из них почитаются как чудотворные (Дмитровский К. из Успенского собора Дмитрова, кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; К. прп. Трифона Вятского, ок. 1592, КХМ). Древнейшие процессионные К. сохранились в Вел. Новгороде и близки по виду к К. из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне той же эпохи: 4-конечные (ветви почти равной длины), с медальонами в перекрестье и на концах, с длинными рукоятями (длина К. до 1,5 м; 2 выносных К. XI-XII вв. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде - медный и деревянный в серебряном басменном окладе (с добавлениями XIX в.); деревянный К. XI в. в окладе XIV в. с поздними чинками из ц. арх. Михаила на Михалицкой ул.- оба в НГОМЗ). Подобный тип процессионных К. относится к древнейшим и восходит к К. имп. Константина как протографу.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010