После упразднения унии уникальный крест в 1839 году был возвращен Православной Церкви. Два года спустя по инициативе епископа Василия (Лужинского), перешедшего из унии в Православие, состоялось принесение креста в Москву и Петербург. Столицы встречали святыню с ликованием. В соборной церкви Зимнего дворца реликвию осмотрел император Николай I. Государь подумал было оставить святыню в Петербурге, но затем все же отказался от этого, и крест вернулся в Спасо-Евфросиниевский монастырь, для которого и был изготовлен. Новые испытания начались после Октябрьской революции. В 1921 году крест Евфросинии Полоцкой изъяли большевики. В 1928 году минские ученые, понимая ценность реликвии, выехали из Минска в Полоцк и попытались ее отыскать. Это удалось, и крест перевезли вначале в Минск, а затем – в 1929 году – в Могилев, который планировали сделать новой столицей Белоруссии. Там реликвия как музейный экспонат сначала была выставлена в Могилевском историческом музее, но народ, подходивший в музее к кресту, осенял себя возле святыни крестным знамением, и опасный экспонат похоронили в одном из сейфов горкома партии. В 1941 году на нашу родину напала фашистская Германия, Могилев заняли немцы, и крест бесследно пропал. После войны его искали, но безуспешно. Появилось множество различных версий его исчезновения и дальнейшей судьбы. В 1990 году была предпринята попытка по линии ООН отыскать его следы в США, где он мог находиться в одной из частных коллекций, но она окончилась неудачей. Вносит путаницу в поиск подлинного креста Евфросинии Полоцкой и существование его копий. Такой копией является крест Параскевы Полоцкой, который находится в настоящее время в Ярославо-Ростовском музее-заповеднике. В свое время еще одну копию сделали иезуиты, когда пытались похитить подлинный крест Евфросинии Полоцкой из Софийского собора. Доктор исторических наук, сотрудник Эрмитажа Б. Сапунов утверждал, что крест Евфросинии был закуплен в коллекцию Морганов на аукционе в Западной Европе после окончания Второй мировой войны.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Преподобная решила поместить здесь находившуюся в Эфесе икону Божией Матери , по преданию написанную евангелистом Лукой. Между 1157 и 1169 гг. преподобная послала имп. Мануилу I Комнину и патриарху Луке Хрисовергу " дары многоценные " с просьбой " отпустить " Эфесскую икону в Полоцк. Патриарх и император откликнулись на ее просьбу: посланные ими 700 вооруженных всадников сопровождали икону до Константинополя, где она была передана полоцким послам. Преподобная поставила икону в церкви Пресв. Богородицы, украсив ее " златом и каменьем многоценным " . Каждый вторник святыню выносили из храма и обходили с ней все городские церкви. Вероятнее всего, Эфесская икона оказалась в Полоцке ок. 1160 г., поскольку в 1161 г. местный мастер Лазарь Богша выполнил для Евфросинии крест , в который были вложены реликвии, очевидно привезенные к тому времени из Византии (частица Древа Креста Господня, частицы камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, кровь вмч. Димитрия Солунского, частицы мощей первомч. Стефана и вмч. Пантелеимона и др.). Эфесская икона Божией Матери, так же как и крест, не сохранилась . По-видимому, успешным контактам Евфросинии с константинопольским двором и патриархом способствовали предшествующие связи полоцких князей с византийской аристократией, установившиеся после того, как в 1030 г., в княжение Мстислава Великого, полоцкие князья были высланы из своих владений в Константинополь . Незадолго до смерти преподобная Евфросиния с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в паломничество на Святую Землю. Близ Константинополя они встретили императора, шедшего «на Угры». Правитель с великою честью отправил паломников в столицу. Преподобная Евфросиния молилась в константинопольском храме Св. Софии и других церквах. Получив благословение патриарха, преподобная отправилась в Иерусалим , находившийся тогда под властью латинян. В Иерусалиме св. Евфросиния остановилась в русском монастыре Пресвятой Богородицы. Полоцкая игумения поклонилась Гробу Господню и пожертвовала для него " злата много " , золотую кадильницу и " многоразличные фимианы " .

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, стали по очереди возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда. Когда же возложили третий крест, то умерший воскрес, – и таким образом узнали крест Спасителя. Когда люди узнали о чуде, то все захотели увидеть святой Крест. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и поставили (воздвигли) крест. Народ, видя крест Господень, молился со словами: “Господи, помилуй!” В память этого события Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих и празднуется 27-го сентября. В этот день святой крест торжественно выносится на середину храма для поклонения. В время царствования Константина было восстановлено название города Иерусалима вместо Элия Капитолина, данного ему при императоре Адриане (117–138 г.). Царица Елена построила несколько храмов в Святой Земле: на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Тропарь Кресту: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивные даруяй, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство. Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая 5 июня (23 мая по церк.кал.) Святая Евфросиния (в миру Предислава) была дочерью Полоцкого князя Георгия Всеволодовича. Воспитанная в благочестии, она с детства полюбила книги. Достигнув зрелого возраста, она отвергнула призрачные блага мира сего и, тайно удалившись в одну женскую обитель, подвизалась инокиней, занимаясь переписыванием святых книг. Через несколько лет она основала около Полоцка женскую обитель, названную Спасо-Евфросиниевой. Устроив ее, святая Евфросиния отправилась для поклонения Гробу Господню в Иерусалим. Здесь она и скончалась в 1173-ом году. Мощи ее были перенесены в Киев и теперь нетленно почивают в Феодосиевой пещере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В конце первого часа пополудни шествие приблизилось к женскому монастырю. На встречу ему вышел крестный ход из монастыря. Местный священник Ф. Одинцов, предшествуемый воспитанницами женского духовного училища с их наставницами и сопутствуемый настоятельницей обители, игуменьей Евфросинией, с сестрами обители и народом, присутствовавшим при божественной литургии, с пением величания Преподобной, в полном облачении поднес архипастырю животворящий крест, который за семьсот лет перед сим устроен преподобной Евфросинией для обители; между тем игуменья с тремя старшими сестрами приняла на рамена свои священную раку и несла оную до самой церкви, – внутрь монастыря. При колокольном звоне во всех церквах градских и монастырской, тот и другой крестный ход, сопровождаемый многочисленным народом, вошел в обитель, основанную преподобной Евфросинией, обошел со святыней вокруг созданной ею каменной церкви Преображения Господня и, внесши святыню в саму церковь , поставил священную раку на особо устроенном и благоукрашенном столике. Здесь начатое в софийском соборе молебное пение окончено, при чем произнесена ектения: «о еже сохранитися обители сей и всякому граду и стране от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобные брани», и возглашено многолетие Государю императору и всем царствующему дому, святейшему синоду, высокопреосвященнейшему Арсению, митрополиту киевскому и галицкому, преосвященнейшему Савве, военачальникам, градоначальникам и всем православным христианам. Монастырь в это время буквально был залит народом. По окончании общего молебного пения, отслуженного архипастырем с градским и сельским духовенством, участвовавшим в крестном ходе, начались частные молебны у св. мощей, животворящего креста и иконы преподобной Евфросинии, находящейся в монастыре со времени возобновления его в 1835 году и благоговейно чтимой православным народом, – и продолжались до всенощного бдения, т.е. до шести часов пополудни. На всенощном архипастырь совершал литию, к утешению многочисленного народа, не могшего помесститься в храме, под открытым небом пред западными церкви, а по полиелее, на который выходил с настоятелем богоявленского монастыря архимандр. Григорием, с протоиер. Иваницким, местным священником и священником Ксенофонтом Одинцовым, –помазывал опять сам, как в софийском соборе, всех от мала до велика, кто искал приложиться к священным останкам и помазаться от руки святителя. По окончании богослужения поучительно было смотреть, как тот же народ на перерыв спешил к архипастырю – принять святительское благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Евфросиниевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1128 и 1156. Архитектор:Иоанн Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.504099, 28.7808 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И.М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами. Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Архив Пн В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре 27 сентября 2009 г. 13:25 27 сентября 2009 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря . Его Святейшеству сослужили Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет , председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , архиереи Белорусской и Украинской Православной Церквей, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , многочисленное духовенство. На богослужении присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Полоцкого городского исполнительного комитета В.С. Точило, председатель Полоцкого городского совета депутатов О.В. Жданович. По окончании Литургии к Святейшему Патриарху обратился митрополит Филарет, который приветствовал Предстоятеля в сердце православной Белой Руси — Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. Настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) преподнесла в дар Его Святейшеству четки и образ преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, с частицей мощей. Затем ко всем собравшимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Говоря о духовном смысле сегодняшнего церковного торжества, Предстоятель особо подчеркнул, что через Крест явилась в мир спасающая сила Божия, и пожелал всем и каждому, кто приходит поклониться Святому Кресту, задаваться вопросом о мире в своей душе, ибо только в мирное и беззлобное сердце входит благодать, ниспосылаемая от Бога.

http://patriarchia.ru/db/text/743985.htm...

В 1161 г. усердием игуменьи Ефросинии в монастыре возводится великолепный каменный собор во имя Спасителя. Имя зодчего нам сохранила история, его строителем стал полоцкий мастер Иоанн , по преданию, наставляемый Духом Святым, самостоятельно пришедший к игуменье. Спасо-Преображенский собор в Спасо-Ефросиньевом монастыре Возведенный храм стал выдающимся произведением полоцкого зодчества. Весь объем храма членился на три разновеликие части: высокое центральное помещение, с востока апсида, с запада притвор. С западной стороны шло нарастание объема и килевидных кокошников, которые впервые были использованы в местной архитектуре. Храм был возведен размером 8 х 12 м на шести опорных столбах и значительно вытянут вверх, композиция которого будет в дальнейшем распространяться в других городах Руси. На центральную часть храма выходили хоры, по сторонам которых были устроены кельи. В одной из них пребывала преподобная Ефросиния. Храм был украшен росписями XII в., которые сохранились до нашего времени. Фрески размещаются рядами на столбах и стенах храма. Скупая цветовая палитра на темно-синем фоне еще больше подчеркивает одухотворенность образов святых, являя пример самостоятельной высокохудожественной школы живописи. Сегодня фрески находятся в процессе реставрации. В новый храм жертвуется игуменией чудотворный напрестольный крест, изготовленный ее стараниями. Полоцкий Крест, выдающееся произведение прикладного искусства Древней Руси, был настолько явлением уникальным, что о нем следует сказать особо. Основа Креста была деревянной, а сверху покрыта сплошь золотыми пластинами. Святой Крест длиной 51 см был освящен драгоценными частицами мощей многих угодников Божиих и частицей Животворящего Креста Господня. За частицами мощей преподобная Евфросиния посылала в Византию специальное посольство – связи у полоцких князей с византийским двором были хорошо налажены. Драгоценные частицы придали Кресту особую благодатную силу, а сам он был осыпан драгоценными каменьями, украшен перегородчатыми эмалями и весь сиял позолотой. Слава о Кресте быстро распространилась по всем русским княжествам. На боковых сторонах Креста было выгравировано страшное заклятие о не отчуждении, во имя сохранения его в этих землях. Также здесь сообщалось, для какой церкви он сделан, сколько стоил и чьим иждивением произведен. Местный мастер-ювелир, изготавливавший крест, Лазарь Богша, оставил потомкам и свое имя. Крест скоро стал являть чудеса многих исцелений, чудотворений и имел огромное духовное значение для всей Белой Руси.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

П. М. Машерова В.В. Богатырева; ректор Полоцкого государственного университета О.А. Романов. Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора г. Минска (регент — В.И. Соболевский) и хор Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Литургия транслировалась в прямом эфире белорусского телеканала БТ-3, телеканалов «Союз» и «Спас» , на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и на сайте Белорусского экзархата. Часть верующих молилась за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном на территории монастыря. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Иоанн Гаврильчик, клирик Спасо-Евфросиниевского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Слуцкого и Солигорского Евсевия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный архиерей преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление у мощей преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Минский и Заславский Вениамин. А.А. Румак огласил поздравление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 1030-летия основания Полоцкой епархии.  Настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) также приветствовала Предстоятеля Русской Церкви и преподнесла в дар Его Святейшеству икону преподобной Евфросинии Полоцкой, написанную сестрами обители.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель передал икону Пузовских мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной с частицами мощей. В связи с 15-летием настоятельских трудов Святейший Патриарх Кирилл вручил игумении Евдокии (Левшук) Патриарший наперсный крест. Сестрам Спасо-Евфросиниевского монастыря Святейший Владыка передал свою книгу «Слово к монашествующим».  Затем состоялось вручение церковных наград.

http://patriarchia.ru/db/text/5933902.ht...

Слухи о ней распространились по местам ближним и дальним. К ней стали стекаться девицы как знатного рода, так и простолюдинки. Все они просили научить их, просветить и спасти их душу. Преподобная встречала их с радостью. Они принимали иноческий чин, и в непродолжительном времени здесь образовался женский монастырь, Игуменьей которого и сделалась преподобная Евфросиния. Трудно было преподобной устраивать без средств общежитие для многих инокинь. Но Господь не оставил ее Своею помощью. Обитель стала быстро расти и прославляться. Когда число сестер в обители умножилось, преподобная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, создала в своем монастыре новую каменную церковь во имя Спасителя, устроив в ней по обе стороны хоров две тесные кельи, где она предавалась уединенной молитве. Этот храм, сохранившийся еще и доселе, называется «СпасЮрьевич». Своим наименованием он показывает, что в построении его участвовал своими пожертвованиями и отец преподобной – князь Георгий или Юрий. Для нового храма преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, с дорогими украшениями. Этот крест уцелел до нашего времени. Она пожелала также, чтобы в ее обители была икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Одигитрией», и именно та икона, которая была, по преданию, написана в числе других 3-х икон, евангелистом Лукою. Свое желание она выразила греческому императору Михаилу Комнину (царствовал с 1143 по 1180 г.) – своему родственнику. Император и патриарх Лука Хрисоверг исполнили желание преподобной. Из трех, бывших в Византии икон, они прислали ей эфесскую икону. Получив св. Икону Богоматери, преподобная украсила ее драгоценной ризой и поставила в своей Спасской церкви. Позднее в 1239 году, дочь полоцкого князя Брячислава, по выходе в замужество за благоверного князя Александра Невского, принесла эту икону в Троицкий соборный храм, в г. Торопец. В своих трудах и заботах о благоукрашении Спасской обители преподобная всегда полагалась на помощь Божию. И эта помощь подавалась ей. Так, во время построения храма один надсмотрщик за работами Иоанн слышал чей-то голос, звавший его к тому, чтобы он смотрел за работами. Однажды преподобная была огорчена тем, что в обители не доставало кирпича на окончание постройки. И вдруг внезапно кирпич отыскивается в одной печи – и этого кирпича было достаточно для завершения постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак, глас 8 Яко во вселенней трие велицыи святителие,/бысте вы благочестием и добродетелию наставницы Ростову/и, благоверием приимше паству, стадо Христово упасосте/и вечный покой наследовасте./Молим вас, святии чудотворцы,/подати добродетелем исправление,/и болезнем нашим исцеление, и соблазном избавление,/и душам спасение, да зовем вам:/радуйтеся, граду нашему Ростову похвала и утверждение. Величание Величаем вас,/вси святии земли Ростовския и Ярославския,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 4 Подражающи дванадесятолетна дванадесятолетну Христу,/учившему во святилищи, Божию слову/последовала еси, Евфросиние,/славу временную и земнаго обручника оставльши,/и вся мирская презревши,/краснейшему паче всех Христу себе уневестила еси,/крест вземши, путем ангельскаго жития шествующи,/и многия к Нему наставляющи,/во благоухании мира в Небесный чертог востекла еси,/идеже моли, Егоже возлюбила еси,/о чтущих благочестно память твою. Ин тропарь, глас тойже Богатство свое нищим расточивши,/и славу княжескую нивочтоже вменивше,/обручника временнаго, красная дево, возгнушалася еси/и, уневестившися Жениху Христу,/Тому, якоже чистоту душевную и телесную принесла еси, Евфросиние,/Емуже ныне в веселии предстоя,/поминай нас, чтущих память твою. Кондак, глас 8 Избранней Богом от самаго рождения,/и призванней на служение Ему,/в чине ангельстем Господеви послужившей свято,/и преподобно пожившей,/и ныне с небесными силами Господа восхваляющей,/о нас же грешных пред Господем ходатайствующей,/с радостию и любовию воззовем:/радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Ин кондак, глас тойже Чистое свое девство и честное/милостынею, яко светильник елеем, украсившую,/с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вшедшую,/Евфросинию славную ублажим,/и, припадше к честным ея мощем, насладимся ея благоухания/и умильне к ней возопиим:/яко имея дерзновение ко Христу Богу,/моли избавитися зловония страстей и спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010