Интересна и версия, согласно которой крест Евфросинии и вовсе не покидал Полоцка и находится там, надежно спрятанный в неизвестном месте, а большевиками изъята и бесследно исчезла во время войны лишь одна из его копий. Нам же остается только надеяться, что рано или поздно эта тайна будет раскрыта, и подлинный крест Евфросинии Полоцкой отыщется. В 1992 году во время празднования 1000-летия Полоцко-Глубокской епархии было принято решение воссоздать реликвию, и брестским ювелиром Николаем Кузьминым в 1997 году по благословлению Иерусалимского патриарха Диодора II и Патриаршего Экзарха всея Белоруссии митрополита Филарета был изготовлен точно такой же крест. Воссозданный крест был освящен в Симеоновском соборе Бреста, а потом торжественно доставлен на прежнее место – в Спасо-Евфросиниевский монастырь. С того времени каждый год 5 июня, в день памяти преподобной Евфросинии, в Полоцк съезжается множество людей. В монастыре в присутствии митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, и местного епископа выносится крест Евфросинии Полоцкой, совершается молебен. Крест Евфросинии Полоцкой, повторенный в нескольких копиях, является одной из главных православных святынь Белой Руси. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии М 5 июня 2019, 14:17 Преподобная Ефросинья,моли Господа Бога о нас грешных и недостойных! тамара 2 ноября 2015, 00:42 Святая Ефросиния,моли Бога о нас ,грешных,спаси и сохрани наш православный народ. р 5 июня 2014, 15:34 Преподобная Евфросиния Полоцкая, помолись Господу Богу о выздоровлении р.б. Алексея.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Татьяна 5 июня 2014, 11:18 Спасибо за статью. Спаси Господи Вас! !Поскорее бы люди поняли, что кроме Господа никто им в этой жизни не поможет. Ангелина 2 мая 2014, 17:47 Крест не был найден он был вывезен в Москву и не возвращался Игорь 6 июня 2013, 01:10 Крест преподобной Ефросинии Полоцкой во время войны был вывезен в Москву. И оттуда не возвращался. marija 26 сентября 2012, 19:33 Крест явится тогда, когда Богу это будет УГОДНО.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил престольные торжества Крестовоздвиженского собора Спасо-Евфросиниевского монастыря г. Полоцка 28 сентября 2023 г. 11:12 27 сентября 2023 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Спасо-Евфросиниевском монастыре г. Полоцка состоялись престольные торжества. Позднюю литургию в Крестовоздвиженском соборе возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . Его Высокопреосвященству сослужили: почетный настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» г. Новополоцка архиепископ Феодосий (Бильченко) , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , ответственный секретарь Управления делами Белорусской Православной Церкви протоиерей Андрей Волков и клирики Спасо-Евфросиниевского монастыря. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Иоанн Гаврильчик. По завершении Литургии состоялся крестный ход вокруг Крестовоздвиженского собора, после которого было совершено славление празднику. Митрополит Вениамин поздравил всех с праздником и обратился со словом назидания, в котором отметил, что обретение Креста, по слову преподобного Андрея, было осуществлено могуществом и мудростью Божией и вместе с тем глубокой верой и решительностью царицы Елены, которая нашла место и совершила раскопки, чтобы обрести эту святыню. «Крест, который дарован нам как орудие, как защита, подает свою благодатную силу, но из этой истории, которую мы сегодня вспоминаем, важно, чтобы мы сокровище искали с решимостью в нашей повседневной жизни, чтобы за ежедневной суетой мы не забывали о силе Креста и с благоговением изображали его на себе, — напутствовал Патриарший экзарх. — Во время обретения Креста Господня совершались многочисленные чудеса, и эти чудеса происходят до нынешнего дня по вере нашей. И в сегодняшний день, когда современные люди очень отягощены различными скорбями, переживаниям, размышлениями, заботами и самим ритмом жизни, очень важно, чтобы мы иногда находили возможность не спеша и вдумчиво изображать на себе крестное знамение с молитвой Иисусовой или иной молитвой, осознавая, какую силу таит в себе крестное знамение. И сегодняшний день да будет нам об этом напоминанием и вдохновением: какое оружие мы имеем, какое богатство обрела наша Церковь! И относиться к нему нужно очень вдумчиво, бережно, с любовью и с благодарностью Богу». Затем Патриарший экзарх поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. По окончании богослужения состоялась праздничная трапеза. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6063414.ht...

Архив Пн Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь 26 сентября 2009 г. 19:10 Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан около 1128 года. Его возникновение связано с именем белорусской подвижницы — святой преподобной Евфросинии. Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В середине XII века преподобной Евфросинией на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. По заказу преподобной в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест. Крест-ковчег содержал в себе множество православных святынь: частицу Древа Креста Господня, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. С 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, монастырь был передан иезуитам. В 1656 году, когда войска царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, он был возвращен православным. В 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Трудами епископа Могилевского и Витебского Гавриила в 1832 году Спасская церковь вновь передана православным. В 1840 году управление Полоцкой епархией принял Преосвященный епископ Василий (Лужинский). Одной из главных своих задач он видел восстановление древних Полоцких святынь, и в первую очередь Спасо-Преображенского монастыря. Владыке удалось собрать большое количество пожертвований, составивших сумму в 30 тыс. рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией.

http://patriarchia.ru/db/text/751568.htm...

Радуйся, неизреченныя радости в мире горнем днесь причастнице. Радуйся, праведнаго жития образе; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Кондак 5 Бога точию боящися, не устрашилася еси, Евфросиние, тяготы жития иноческаго, кров же оставльши отчий, во обитель притекла еси и облещи тя во ангельский образ умильне игумению молила еси, да не обязавшися куплями житейскими, выну пети сподобишися Христови: Аллилуиа. Икос 5 Врача Небеснаго молила еси, всехвальная, да скорбь, родителема твоима отшествием учиненная, на радость преложится; оставила бо еси я, преподобная, да Христови послужиши за рождших тя молишися. Темже тя хвалим достойно: Радуйся, избраннице Божия; Радуйся, тайне, из отчаго дома отшедшая. Радуйся, во обитель всельшаяся княгини Романовы; Радуйся, возложшая руку на рало делания духовнаго. Радуйся, брачный венец отложившая; Радуйся, главу покрывшая кукулем незлобия. Радуйся, одеждам брачным одежду нищеты предпочетшая; Радуйся, со приятием вервицы, аки мечем, вооруженная словом Божиим. Радуйся, крест Христов, аки знамя веры, приимшая; Радуйся, яко не посрами тя Господь во уповании. Радуйся, родителя бо, пришедшая тя видети, от писания тобою утешившася, в радости возвратистася; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Кондак 6 Проповедника Павла, иже рече: всяк подвизаяся от всех да воздержится, послушающи, в посте и воздержании неослабно пожила еси, преподобная, во обители; суесловия бо бегала еси и песньми псаломскими назидающися молилася еси, и в добрем изволении утверждающися, выну пела еси: Аллилуиа. Икос 6 Возсия благодать в подвизех жития твоего, Евфросиние всечестная; по некоем бо времени во град Полотск преселилася еси, и при храме святыя Софии в клетце мале подвизающися, книги божественныя преписовала еси и тако град ти присный полезным учением напаяла еси, слышащи от всех таковая: Радуйся, Полотское радование; Радуйся, девам сияние. Радуйся, звездо благочестия; Радуйся, смирения исполненная. Радуйся, послушанием утвержденная; Радуйся, с молчанием скорби терпевшая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Свято-Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В.Ф. Коршикова. Заметный след в истории обители оставила игумения Евгения (Говорович). Благодаря ее деятельности число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX в. достигло 117 человек. В 1910 году святые мощи преподобной были перенесены из Киева в Полоцк. Спасо-Евфросиниевская обитель в Беларуси была крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. Во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи преподобной Евфросинии были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года Спасо-Евфросиниевский монастырь постигла участь других христианских святынь. Однако, невзирая на все гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии в Витебскую Свято-Покровскую церковь, а затем — в Спасский монастырь. Жизнь в обители продолжалась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. Настоятельницами монастыря были: игумения Евфросиния (Максимчук), монахиня Наталия (Скиндер), монахиня Анфиса (Шевердяева). В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии.

http://patriarchia.ru/db/text/751568.htm...

Крещения. Ежели это письмо будет доставлено вам своевременно, то позвольте мне надеяться, что вы, Ваше Преосвященство, призовете помощь Вышнюю на новое чадо Православной церкви и помолитесь о здоровье жены моей с тем же любвеобильным расположением, каковым сопровождалась Ваша молитва о ней год назад, во время тяжкой болезни, от которой она исцелилась, конечно, не ради человеческого искусства, а ради особенной благодати Божией, испрошенной у Господа всеми любившими ее. Воспоминание о том, как Вы, Преосвященнейший Владыка, относились к моему горю, никогда не изгладится из памяти моей, и я поставляю себе священным долгом теперь, по случаю годовщины болезни жены, еще раз выразить Вам чувства моей глубокой признательности. Мое новое назначение командующим 16 дивизией возвращает меня в пределы Витебской губернии и даст мне возможность свидания с теми, которые сохранили ко мне и за пределами службы свое доброе расположение. В настоящую минуту болезнь жены удерживает меня еще в Москве, но после 17-го Февраля я полагаю иметь возможность отправиться к месту служения, и позволяю себе надеяться, что, при первом посещении Вами Динабурга, мы с Вами увидимся». С архимандритом Полоцкого Богоявленского монастыря Григорием, 442 отправившимся в Москву за получением мира, 22 числа послал я в Петербург А.Н. Муравьеву образ преп. Евфросинии, причем писал ему: «В вашей молитвенной храмине, между множеством древних и святолепных икон, я не приметил изображения преп. Евфросинии, княжны Полоцкой. Для восполнения сего недостатка, пользуясь благоприят- —19— 1868 г. ным случаем, препровождаю к вам при сем икону 1308 г. преп. Евфросинии – список с довольно древнего образа, находящегося в Полоцкой обители, где преподобная совершала свои молитвенные подвиги и где на память по себе оставила драгоценный Крест. Вместе с тем посылаю службу и краткое Житие преп. Евфросинии. С истинным утешением и душевным умилением прочитал я в «Православном Обозрении» ваши «Впечатления кончины и погребения митрополита Московского Филарета».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Варлаама Новгородского ( Стерлигова. 2008. Кат. 15. С. 274-275). Согласно описи Троице-Сергиева мон-ря 1641 г., кресты, использовавшиеся в качестве Н. к., находились в ризнице. На 1-м месте в описи упоминаются воздвизальные кресты в золотых окладах с мощами и прежде остальных - крест с надписью о том, что его прислал «цареградской патриарх анилоии» (РГБ. Ф. 173. II. 225. Л. 83 об.). Этот золотой Н. к. сохранился, он является произведением русского серебряника, мастера Андрея Малова (1-я пол. XVII в., СПГИАХМЗ; 34 ´ 16,5 см). На обороте сделана надпись о присылке «честнаго креста», к-рая относится к более древнему золотому наперсному кресту-мощевику с частицей Древа Животворящего Креста, Вселенских святых и Литовских мучеников, к-рый был прислан К-польским патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому в 1355 г. ( Николаева Т. В. Прикладное искусство//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 161; Троице-Сергиева лавра и рус. государи: Кат. выст. М., 2002. Кат. 7, 8. С. 61-63, 204-205). Распространенным материалом для изготовления Н. к. была медь с золочением. Именно в такой оклад был помещен новгородский крест 1596/97 г. (НГОМЗ, Стерлигова. 2008. Кат. 10) - вклад еп. Варлаама Крутицкого, вероятно, в новгородский Антониев мон-рь. В редкой для XVI в. технике перегородчатой эмали был выполнен новгородский Н. к. для Александрова Свирского мон-ря (1576, ГРМ); помимо Распятия, изображения Небесных сил и предстоящих в подножии креста на лицевой стороне в круглом медальоне помещен образ основателя обители и главного ее молитвенника, прп. Александра Свирского. Самый ранний древнерус. Н. к.- это крест-мощевик, созданный по заказу прп. Евфросинии Полоцкой мастером Лазарем Богшей (1161 г., воссоздан; см. ст.: Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ). Он 6-конечный, богато украшенный. Декор Н. к. во всех элементах символичен. В местах пересечения верхней и средней перекладин с вертикальной балкой у креста были квадратные вставки, на поверхности к-рых смонтированы небольшие кресты, покрытые «рябинками»-эмалями, имитирующими камни (4-конечный - содержавший, согласно надписи, «кровь Христову», и 6-конечный - с частицей «древа Животворного»).

http://pravenc.ru/text/2564676.html

120 Крест преподобной Евфросинии шестиконечный. Длина его 11 вершка; верхняя поперечина, или титло, на 3 вершка, нижняя 4 вершка. Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых множество украшений, искусно сделанных из мелкой муссии (мозаика), и 19 маленьких образов (один утрачен). Внутри креста вложены: часть животворящего Древа, камня от гроба Господня и Богородицы и несколько частиц святых мощей. Из боковой надписи, начертанной вокруг всего креста, видно, что крест приложен в Спасскую церковь от преподобной Евфросинии в 6669 (1161) году и стоимость креста, кроме заключенной в нем святыни, составляла 140 гривен, т. е. около 1400 нынешних серебряных рублей. 121 В 1239 году, когда святой великий князь Александр Невский сочетался браком в Торопце с дочерью Полоцкого князя Брячислава, эта княжна принесла с собою из Полоцка на брак Ефесскую икону Богородицы и поставила ее в Торопецком соборном храме. Здесь находится она и теперь под именем Торопецкой, или Корсунской. 122 Кульчинский в книге своей (Specim. Eccl. Ruth.) приводит известие, что русские монахи перенесли мощи преподобной Евфросинии из Феодосиевой обители в Аккону, ныне Сен Жан-д " Арк, уходя от нашествия египетского султана Саладина, который вскоре после того (в 1187 году) покорил Иерусалим. Оттуда, вероятно, они же привезли мощи с собою в Киев. 123 Тяжелые вериги преподобного Никиты находятся при его гробнице. Каменная шапка до 1735 года оставалась в обители, и ее вместе с веригами носили на себе богомольцы, обходя вокруг столпа блаженного Столпника. 124 Один из этих колодезей – близ бывшего Борисоглебского монастыря, другой – близ потока Слудного. Оба недалеко от Никитского монастыря. 125 Крест, поставленный святым князем Михаилом Черниговским, находится в часовне, в расстоянии около версты от монастыря, по дороге к Переяславлю. 126 Мощи преподобного Никиты, хотя были обретены нетленными при митрополите Фотии и прославились множеством чудес, почивают под спудом в Никитском монастыре, в соборной церкви святого великомученика Никиты. В 1564 году там устроен придел во имя преподобного Никиты Столпника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Вот ужо лопата на гумне, она отделит плевелы от пшеницы. Страшусь, сестры мои, как бы среди вас не нашлись плевелы, которые будут преданы огню неугасимому. Старайтесь же, молю вас, сохранить себя невредимыми от греховных плевел, чтобы вы могли избежать огня геенского. Приготовьте себя чистую пшеницу Христову, измельчитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовью, молитвой, и тогда вы приготовите из себя хлеб приятный Богу». Мать-игуменья так молилась Господу о вверенных ей сестрах обители: «Сотвори их овцами двора Твоего и будь им Пастух и Дворник, дабы ни едина из них не была украдена волком — губителем диаволом; будь им, Господи, оружие и забрало, да не сойдет на них зло, да не приблизится рана к телам; но погуби нас с нашими беззакониями, ибо на Тебя полагаем упования наши — на Бога для знающих Тебя; Тебе возносим хвалу до последнего нашего вздоха». В 1161 г. усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор — одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. Строитель — мастер Иоанн, сам пришел к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в постройке собора. В житии Евфросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно являлись по молитве игуменьи. Просыпавшиеся утром строители видели печь, полную обожженной, готовой к укладке плинфы, услышав при этом слова святой девы, молящейся Спасителю: «Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее». В этот храм преподобная пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Господа. Внутри Храма, по сторонам хоров, были устроены две небольшие кельи, в одной из которых жила преподобная Евфросиния. Здесь хорошо были слышны слова Богослужения и пение сестер, а сквозь небольшое окно в стене открывались ее взору поля и древний Полоцк с его храмами. Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы, украсила ее иконами и передала инокам. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином (1143—1180), она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке (1156—1169) с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь — икону Божией Матери Ефесскую, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой Полоцкой игуменьи. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и наконец прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава — Александра, выходя замуж за великого князя святого Александра Невского (1263; память 23 ноября (6 декабря)), взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, где состоялось венчание княгини.

http://pravicon.com/info-2284

По запричастном стихе архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний зачитал послание Синода Белорусской Православной Церкви в связи с 850-летием преставления преподобной Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. По окончании Божественной литургии в Спасо-Евфросиниевский монастырь под колокольный звон прибыл крестный ход из Софийского собора г. Полоцка. Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , епископ Друцкий Евсевий , представители областной, городской и районной власти, а также жители и гости города Полоцка проследовали к Соборной площади, где к ним присоединились Патриарший экзарх, архипастыри, духовенство, представители власти, почетные гости, сестры обители и паломники. Крестный ход завершился у Спасо-Преображенского храма. К присутствовавшим обратился уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, огласивший приветственное слово председателя Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой. Далее Александр Румак обратился к участникам торжеств от имени Правительства Республики Беларусь. «Подвиг преподобной Евфросинии Полоцкой на ниве духовности и образования получил заслуженное признание современников, и в наши дни она остается примером образованности, трудолюбия и просветительства. Культурный расцвет белорусской земли в XII веке, становление Полоцка как духовного центра во многом связаны с просветительской деятельностью святой подвижницы. Неслучайно уникальные святыни, относящиеся к ее жизни, составляют неотъемлемую часть духовного и исторического наследия Беларуси», — сказал, в частности, уполномоченный по делам религий и национальностей. «Настоящими сокровищами нашей культуры стали возведенный при жизни преподобной Евфросинии Спасский храм с сохранившейся фресковой росписью, превосходный по красоте и исполнению Крест, созданный по ее заказу мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Это удивительное по точности и красоте исполнения произведение древнего ювелирного искусства. Сохранение историко-культурного наследия в числе важнейших задач государства, благородное начинание Церкви по его возрождению были поддержаны Главой государства. Восстановлены особо почитаемые святыни — Крест святой Евфросинии, ее рака, а также уникальные фрески, и сегодня мы можем вновь и вновь с трепетным восхищением обращаться к этим прекрасным и духовным символам», — добавил А. Румак.

http://patriarchia.ru/db/text/6033974.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010