Патриаршее приветствие по случаю освящения воссозданной раки преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой 7 червня 2007 р. 10:39 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету , Патриаршему Экзарху всея Беларуси, послание в связи с торжествами по случаю освящения воссозданной раки покровительницы Белой Руси преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит, всечестные отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в древнейшем в западнорусских землях Полоцком монастыре по случаю знаменательного события — освящения раки покровительницы Белой Руси преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Отрадно, что ныне настали времена повсеместного воссоздания и возрождения порушенных в прошлом святынь, как на территории России, так и в сопредельных государствах, среди которых особое место занимает Белоруссия. Все мы призваны неленостно трудиться во славу Христа Воскресшего, с радостью используя новые открывающиеся возможности церковного свидетельства, благовествуя день от дне спасение Бога нашего, дабы приводить к единству наши братские народы. Мне памятен визит в этот монастырь в 1998 году, когда мы воздвигали Евфросиниевский крест, воссозданный по образу и подобию древнего. Ныне же изготовлена и возжена «молитвенная лампада», к которой будут прибегать все алчущие и жаждущие правды, осеняемые молитвенным покровом преподобной матери нашей Евфросинии, игумении Полоцкой. Не имея возможности присутствовать вместе с вами на этом торжественном и историческом событии, знаменательном не только для паствы Белорусской Православной Церкви , но и для всех верующих православных христиан, я в полной мере разделяю радость и молитвенное единство, которое убедительно свидетельствует о том, что, несмотря на всю рознь мира сего, общение и соработничество наших братских народов не ослабнет вовек. На этом пути следования за Христом, по которому все мы идем, да дарует нам Господь милость и помощь во всех наших благих делах и начинаниях, делая нас достойными нашей великой общей истории. С верой в это в сей праздничный день обращаю к вам, дорогие мои, слова святого апостола Павла: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Призываю на всех вас и ваши дальнейшие труды Божие благословение! +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205195...

Послание Синода Белорусского экзархата к 1015-летию Православия в Белоруссии и к воссозданию раки преподобной Евфросинии Полоцкой 4 червня 2007 р. 15:52 Святейший Синод Белорусского экзархата Московского Патриархата направил всем чадам Белорусской Православной Церкви послание к 1015-летию Православной Церкви в Беларуси и к воссозданию раки преподобной Евфросинии Полоцкой . Послание Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата к 1015-летию Православной Церкви в Беларуси и к воссозданию раки преподобной Евфросинии Полоцкой 5 июня 2007 года, Полоцк Возлюбленные о Господе братья и сестры, досточтимые пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви! Пятнадцать лет прошло с той поры, как все мы отмечали 1000-летие Полоцкой епархии и Православной Церкви на Беларуси. То было время бурных перемен в жизни народов великой державы, каждый из которых избирал самостоятельный путь жизни. В тот период особое значение для Матери-Церкви и для жителей нашего Белорусского Отечества обрела заповедь апостола Павла: «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 15-17). В дни празднования 1000-летнего бытия святого Православия на Белой Руси мы познали волю Божию в том, чтобы совершать свой новый путь духовного, державного и национального устроения, шествуя по стезям верности своему христианскому призванию. Истоки этого призвания испокон века обретаются в древней Полоцкой земле, овеянной дыханием святынь Царьграда, Иерусалима и Киева. Именно поэтому духовным символом народа Белой Руси веками пребывает Крест преподобной матери нашей Евфросинии, игумении Полоцкой. В 1161 году от Рождества Христова он был сооружен по благословению святой княжны-игумении как образ примирения всех пред лицем Божиим и как заповедь грядущим поколениям о верности этому незыблемому основанию, на котором можно успешно созидать национальный дом на нашей белорусской земле.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205175...

По житию св. Евфросинии видно, что отец её и дядя Давид также возвратились на родину. – Нельзя не признать участия бл. Евфросинии в прекрасном поступке племянника её князя Василька, возвращённого в Полоцк (1132 года) любовью Полочан. Князь Всеволод, сын великого князя Мстислава, на пути в Псков, шёл мимо Полоцка. Василько легко мог отмстить теперь Всеволоду за бедствия, которые претерпели князья Полоцкие по распоряжению отца его Мстислава. Но Василько выехал на встречу Всеволоду, принял его в доме с любовью, проводил с почестью и князья дали клятву не помнить о том, что было прежде 388 . Во всяком случае этот поступок племянника был приятнейшим утешением для пр. Евфросинии. Преподобная княжна, ревнуя о благолепии дома Божия, решилась, вместо ветхого деревянного храма, построить каменный храм Спасителю в своей обители. Храм, построенный при её молитвах, доселе цел. Он носит имя «Спас Юрьевича» 389 и своим именем показывает, что в построении его участвовал пожертвованиями и отец преподобный князь Юрий. Построение его происходило около 1160 г. Для нового храма своего преподобная приготовила драгоценный напрестольный крест, сохранившийся до нашего времени. Надпись на нём говорит: «честьное древо безценно есть; а кованье его, злато и сребро и каменье жемчуг, в 100 гривень, а др... 40 гривень». По этой надписи оклад креста стоит 140 гривен серебра и так как гривна равнялась фунту сер. или 10 руб. нашим, то ценность оклада восходила до 1400 руб. сер., что в то время составляло сумму весьма значительную. В храме преп. Евфросинии, по сторонам хоров, целы ещё две тесные кельи, – в одной из них жила преподобная. Отсюда слушала она богослужение храма; а сквозь небольшое окно, пробитое в стене, открывались её взору обширные поля и вид города с его храмами. Горя любовью к Спасителю и Богоматери, преподобная воспользовалась родственною связью с домом императоров Комнинов, чтобы выпросить одну из трёх икон, писанных, по преданию, Еванг. Лукой, – ту, которая тогда находилась в Ефесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крест Евфросинии Полоцкой: суть вещей 2 мин., 19.11.2018 Напрестольный шестиконечный крест-реликварий, который святая Евфросиния заказала для построенного ею Спасо-Преображенского храма в Полоцке. Дата изготовления: 1161 год. Размеры: высота — 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Материалы: кипарис, серебряные и золотые пластинки, жемчуг, эмалевые образы, драгоценные камни. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Мастер: Лазарь Богша. Подпись мастера на обратной стороне креста: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». Лицевая и оборотная стороны Нажмите чтобы перевернуть Поделиться результатом: Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты. Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)  СЫГРАТЬ ! Статус: утерян во время Великой Отечественной войны. Местонахождение копии: Крест хранится в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре в алтаре Спасо-Преображенского храма, Белоруссия. Напрестольный крест — небольшой крест, который хранится на престоле в алтаре храма. Священник выносит его в конце богослужений и дает приложиться (поцеловать) верующим. Этот же крест опускают в воду во время ее освящения. 3D-мoдeль креста  Saint Euphrosyne " s Cross by merlush on Sketchfab выполнена Дмитрием Тамковичем Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173) — дочь витебского князя Святослава Всеславича, просветительница Полоцкого княжества. В 12 лет отказалась от династического брака и ушла в монастырь. Вела аскетическую жизнь, носила вериги. Переводила и переписывала книги. Основывала монастыри, занималась просветительством. Умерла в Иерусалиме, совершая туда паломничество. История Крест хранился в Спасо-Преображенском храме до XIII века, пока Полоцк не захватил смоленский князь, который увез святыню с собой. В 1514 году царь Василий III захватил Смоленск и перевез крест в Москву. Его сын, Иван Грозный вернул святыню на место, в Спасо-Преображенский храм. Впоследствии крест еще несколько раз перевозили и возвращали, пока в 1928 году окончательно не увезли из Полоцка в Минск, а затем в музей Могилева.

http://foma.ru/krest-evfrosinii-polotsko...

Отправляясь в Сельцо, подвижница взяла только святые книги – «все свое имение». Почти сразу же после основания обители при ней открылась школа для девочек, в которой, в частности, обучалась младшая сестра Евфросинии Городислава, принявшая в обители постриг с именем Евдокия. Затем в монастырь пришла двоюродная сестра Евфросинии княжна Звенислава Борисовна, принявшая здесь иночество с именем Евпраксия (княжны приняли монашество вопреки воле родителей). Евфросиния, Евдокия и Евпраксия были в числе первых насельниц Спасского монастыря. Позднее к ним присоединились племянницы Евфросинии Кироанна (в иночестве Агафия) и Ольга (в иночестве Евфимия), в монастырь также поступали многие жительницы Полоцка и окрестностей. Насельницы жили " яко едина душа " и выражали " едину мысль в молитвах к Богу " . Преподобная Евфросиния учила монахинь терпению и воздержанию, душевной чистоте и смирению. В Житии приведены два фрагмента поучений полоцкой игумении. Их основной темой является преображение внутреннего человека ради приближения к Богу: " Нивы ваша во едину меру стоят, не растуще, ни поступающе горе, а год приспевает во свершение... Потьщитеся, чада моя... сотворитеся пьшенице и смелетеси в жерновах смирением, и молитвами, и постом, да хлеб чист принесетеся на трапезу Христову " . Княжеские пожалования и вклады горожан укрепили материальное положение Спасского монастыря, что позволило игумении приступить к его обустройству. Под руководством зодчего Иоанна в обители был возведен каменный храм Спасителя, сохранившийся до настоящего времени. Житие преподобной Евфросинии сообщает о происшедшем при строительстве чуде. Для завершения здания не хватало плинфы (широкого плоского кирпича), опечаленная Евфросиния обратилась с молитвой к Богу, и на следующее утро в печи оказалось нужное количество плинфы. В тот же день храм был закончен, на нем был водружен крест. Позднее прп. Евфросиния задумала создать еще одну каменную церковь - во имя Пресвятой Богородицы. При этом храме был основан мужской Богородицкий монастырь.

http://drevo-info.ru/articles/13673113.h...

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В. Ф. Коршикова. Соборный храм был достроен к 1897 году. В те годы в обители подвизалась игумения Евгения (Говорович), благодаря деятельности которой число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX века достигло 117 человек. Спасо-Евфросиниевская обитель стала крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. В 1910 году святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, но во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года, невзирая на гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В годы Второй мировой войны, в период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии из местного антирелигиозного музея в Витебскую Покровскую церковь, где они находились до 1943 года, а затем - в Спасский монастырь. Обитель снова открылась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Однако, начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии. Снова увеличивается значение обители как древней твердыни Православия в Белоруссии. Здесь бывали Всероссийские патриархи во дни празднования Крестовоздвижения - Алексий II 26-27 сентября 1998 года и Кирилл 27 сентября 2009.

http://azbyka.ru/palomnik/Полоцкий_Спасо...

В специальных гнездах креста хранились святыни из Византии – частица Креста Господня с каплями Его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня и частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, капли крови святого Димитрия. Святыни для креста, откликнувшись на просьбу Евфросинии, прислали византийский император Мануил Комнин и патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. И то, какие святыни были отправлены в Полоцк, чтобы быть вставленными в крест, – свидетельство важности этой реликвии для обители Евфросинии, Полоцкого княжества и всей Руси. Изготовленный Лазарем Богшей крест воспринимался и в те времена как не только местная русская, но и общеправославная святыня. В Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре крест хранился больше 60 лет, но в 1222 году во время очередной русской усобицы смоленский князь Мстислав Давыдович разорил Полоцк и увез реликвию к себе. В Смоленске крест был без малого почти три века. В 1495 году, желая лучше сохранить святыню и чтобы не опускать ее больше в воду при водосвятии, с креста сделали первую копию. В начале XVI века вновь столкнулись давние соперники: Русь и Литва. Василий III занял Смоленск, тогда центр Смоленского воеводства Великого княжества Литовского и Русского, и, завладев святыней в 1514 году, повелел привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву. В Никоновской летописи читаем: «Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен». Василий III оценил доставшуюся ему святыню по достоинству, и она попала не в митрополичью казну, а в царскую. В Москве крест Евфросинии Полоцкой выносили из казны только в самых торжественных случаях. Василий III был государем всея Руси, но впервые на царствование венчался его внук Иван IV Грозный, и Великое княжество Московское стало Царством Русским.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Евфросиниевский крест — это не только шедевр древнерусского искусства, но, как ни странно, и памятник письменности XII века. По боковым сторонам креста преподобной Евфросинией было написано заклятие от воровства: «пусть не выносят его из монастыря никогда, и не продают, и не отдают. Если не послушается кто и вынесет из монастыря, пусть не поможет ему святой крест ни в жизни этой, ни в будущей, пусть проклят будет он Святой Животворящей Троицей и святыми отцами… и пусть постигнет его доля Иуды, который продал Христа. Кто осмелится учинить такое… властитель или князь или епископ или игуменья, или другой какой человек, да будет на нем это проклятие». Заклятие действительно способствовало сохранению святыни. Во многом благодаря ему крест преподобной Евфросинии в числе очень немногих подписных изделий XII столетия дошел до нашего времени. До прихода безбожной власти князья и цари хотя и вывозили временами крест из Полоцка, но старались сохранить его в целостности, поновляли украшения. В 1992 году, во время празднования 1000-летия Полоцкой епархии, после многих попыток найти крест (даже ООН искала его в США) было принято решение о воссоздании уникального креста по рисункам и фотографиям. В 1997 году восстановленный крест, изготовленный мастером Н. П. Кузьмичем, был торжественно принесен в Спасо-Евфросиниевскую обитель. Сейчас он находится в алтаре Спасо-Преображенской церкви и выносится для поклонения по воскресным дням после ранней литургии. Но не все ученые потеряли надежду отыскать оригинальный Евфросиниевский крест. Согласно одной из легенд, он никогда не покидал города над Западной Двиной: дело в том, что в свое время было изготовлено несколько копий креста, чтобы обезопасить святыню от многочисленных врагов и не погружать мощевик в воду при водосвятных молебнах. Говорят, что именно одна из этих копий и исчезла во время войны. Поэтому ученые надеются, что оригинал и по сей день находится не в заморских частных коллекциях и не в российских фондохранилищах, а надежно замурован в нише Софийского собора и со временем еще вернется к полочанам.

http://pravmir.ru/polockij-matriarxat/

В мире Предслава, внука владетельного князя Полоцкого Всеслава Брячиславича. Родители воспитали Предславу в страхе Божием, и она оказывала такую любовь к книжному учению, что изумляла тем родителей. Красота ее стала привлекать князей, но сердце чистой девы было занято любовью к Небесному Жениху и она тайно удалилась в девичий монастырь, где игуменствовала тетка ее, вдова князя Романа Всеславича, и по неотступной просьбе пострижена под именем Евфросинии. В последствии она испросила себе повзоление жить в пристроенной к Софийскому собору келлии и голубце. Здесь она пребывала в молитве, занималась списыванием книг и плату, какую получала за то, раздавала нищим. Потом, по особенному видению, решилась она основать свой монастырь на загородном месте, отданном ей местным князем, с ветхою Спасскою церковью. Там к благочестивой Евфросинии скоро собрались сестры. В числе их была младшая родная сестра ее Градислава, нареченная в иночестве Евдокиею; потом двоюродная сестра ее, Звенислава принесла к преподобной все дорогие вещи, приготовленные ей в приданое и навсегда отреклась от мира с именем Евпраксии. Ревнуя о благолепии дома Божия, блаженная Евфросиния, вместо ветхого деревянного храма, построила (около 1160 года) каменный храм Спасителя в своем монастыре, сохранившийся до нашего времени и приготовила для нового храма драгоценный напрестольный крест. Крест преп. Евфросинии шестиконечный. Длина его 11 3/8 вершка; верхняя поперечина или титло в 3 вершка, нижняя 4 5/8 вершка. Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых множество украшений, искусно сделанных из медкой муссии (мозаики) и 19 маленьких образов (один утрачен). Внутри креста вложены: часть животворящего древа, камни от гроба Господня и Богородицына и несколько частиц св. мощей. Из боковой надписи, начертанной вокруг всего креста, видно, что крест приложен в Спасскую церковь от преп. Нвфросинии в 6669 (1161) году и стоимость креста, кроме заключенной в нем святыни, составляет 140 гривен, т.е. около 1400 нынешних серебряных рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

П. М. Машерова В.В. Богатырева; ректор Полоцкого государственного университета О.А. Романов. Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора г. Минска (регент — В.И. Соболевский) и хор Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Литургия транслировалась в прямом эфире белорусского телеканала БТ-3, телеканалов  «Союз»  и  «Спас» , на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и на  сайте  Белорусского экзархата. Часть верующих молилась за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном на территории монастыря. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Иоанн Гаврильчик, клирик Спасо-Евфросиниевского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви  напутствовал  епископа Слуцкого и Солигорского Евсевия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный архиерей преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление у мощей преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Минский и Заславский Вениамин. А.А. Румак огласил  поздравление  Президента Республики Беларусь  А.Г. Лукашенко  по случаю 1030-летия основания Полоцкой епархии.  Настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) также приветствовала Предстоятеля Русской Церкви и преподнесла в дар Его Святейшеству икону преподобной Евфросинии Полоцкой, написанную сестрами обители.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с  Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель передал икону Пузовских мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной с частицами мощей. В связи с 15-летием настоятельских трудов Святейший Патриарх Кирилл вручил игумении Евдокии (Левшук) Патриарший наперсный крест. Сестрам Спасо-Евфросиниевского монастыря Святейший Владыка передал свою книгу «Слово к монашествующим».  Затем состоялось вручение церковных наград.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010