Настоящее же осмысление этой проблемы началось в полемике между славянофилами и западниками, чьи философские концепции затрагивали важные вопросы периода раскола и не утратили своей актуальности в XIX в., по вопросам определения истинной веры, истинного православия и вселенской католической церкви . П.А. Чаадаев считал католическую церковь наследницей апостольской церкви и единственной носительницей соборного католического начала. Восторг перед вкладом католичества в прогрессивное развитие Европы, в формирование единства ее народов помешал философу увидеть действительную религиозную картину западного общества. Там, где Чаадаев видел несомненный прогресс, славянофилы усматривали акты вандализма со стороны католической церкви , действия которой можно квалифицировать как противоправные, направленные на дискредитацию собственной религиозной системы. Ф.И. Тютчев указывал на разрушительные последствия вмешательства Рима во внутренние дела стран Европы, которое вызвало Реформацию в Германии и подготовило почву для просветительских идей во Франции(6 Тютчев Ф.И. Россия и Запад. – М., 2011, с. 56.). В XIX столетии в католических странах получила развитие " лаицистская модель " , предусматривающая " отделение государства от религиозных организаций " с последующим их вытеснением в частную " приватную сферу " . Либеральные ценности, которые западники считали наиболее продуктивными для русского общества, послужили основой для создания в северных странах Европы второй модели европейского развития – модели " либерального протестантизма " , в которой христианская религия " обеспечивала нравственный консенсус " общества. Со временем обе эти модели оказались несостоятельными в религиозном плане и постепенно способствовали развитию кризиса в церкви (7 Бенедикт XVI (Ратциегер И). Указ, соч., с. 84, 85.) и формированию рационального мировоззрения, где религии уделялось все меньше места, требования к верующему человеку по соблюдению религиозных обрядов, необходимых для спасения (если вера в эту вечную жизнь у индивида сохранилась), постепенно сократились до минимума(8 Митрополит Антоний (Храповицкий). Сила Православия. – М., 2012, с. 104.). Истинную веру в понимании учения вселенской церкви сохранила только восточная церковь , которая является " синонимом России " , хранительницей христианских ценностей. Отсюда не случаен интерес вождей Реформации к восточной церкви как идеалу христианства и условию восстановления религиозного мира, гаранта будущего(1 Тютчев Ф.И. Указ, соч., с. 56, 61.).

http://religare.ru/2_95234.html

Поэтому мы приветствуем те здоровые христианские силы, которые существуют на Западе. И, в то же время, не можем не замечать существующих там тенденций к отказу от своей христианской идентичности, к отказу от Христа, что, безусловно, разрушительно для общества, создававшегося на идеалах Евангелия. — На Ваш взгляд, всегда ли Церковь будет поддерживать те силы, которые противостоят Западу? Неизбежно ли церковь будет антизападной силой? Сохранится ли известное напряжение между церковью и либеральными прозападными силами в России? — Даже в Вашем вопросе volens-nolens присутствует желание видеть Церковь одним из цветов на политической палитре. Надеюсь, что нам удастся избежать встраивания Церкви в борьбу за власть, будь то на прозападных или антизападных позициях. Например, в некоторых европейских странах ситуация с регулированием абортов более «консервативная», чем в России. Значит ли это, что в вопросе абортов, дискуссия по которому, как известно, у нас с государством продвигается очень непросто, мы являемся прозападной силой? Конечно, нет. Церковь будет поддерживать те силы, которые отстаивают правду Божию и противостоят греху, где бы они ни находились: на Западе, на Востоке, на Юге или на Севере. Не стоит черпать карикатурное представление о Западе на основе десятка газет, оторванных от народной жизни. Люди, живущие по Евангелию, есть везде. И с ними надо общаться и дружить. Враг Церкви — диавол, а не российские либералы, и отношения с ними будут зависеть от их способности принимать и учитывать связь большинства наших соотечественников с православной культурой, отечественной историей и традиционной нравственностью. Думаю, что такое понимание у многих либералов, бесспорно, есть. Однако есть и те, которые, будучи, в том числе, церковными людьми, посвящают свою жизнь люстрации от «советского наследия» до «седьмого колена». Если полемически довести эту позицию до абсурда, то, вероятно, нам надо постоянно приносить акты церковно-политического покаяния то за то, что князь Владимир не обеспечил надлежащего соблюдения прав благонамеренных язычников при принятии христианства, то за попирающий церковную традицию синодальный период, то за общецерковный грех существования по гражданским законам советского времени.

http://old.sinfo-mp.ru/07012016.html

Проявление актов враждебности, вандализма и осквернения мест поклонения христиан Враждебность по отношению к христианским зданиям и собственности других религий в европейских странах проявляется в многочисленных случаях вандализма и осквернения собственности, оскорбительных заявлений и лозунгов, но включает и разрушение или осквернение христианских символов, разрушение мест отправления культов и осквернение кладбищ или могил, которые также имеют историческое и культурное значение. В 2010 году 84% всех актов вандализма во Франции были совершены по отношению к христианским молитвенным местам. Однако, национальные власти часто не обращают должного внимания на такие действия. Заботясь о защите прав православных христиан, Представительство Русской Православной Церкви при Совете Европы считает необходимым дополнить информацию доклада в разделе «Акты вандализма и осквернения» (стр. 34) о нападении на протестантские и римо-католические церкви в восточной Украине случаями разрушения православных церквей и монастырей в восточной Украине во время боевых действий, а также случаями нападения на православных священников и верующих региона, унижения их достоинства (источники: митрополит Онуфрий , глава Украинской Православной Церкви , письмо Президенту Украины Петру Порошенко «О нападении на священников Украинской Православной Церкви и на здания церквей », 26 июня 2014 года; заявление  Синодального информационного отдела Московского Патриархата, 5 августа 2014 года; письмо Патриарха Московского и всея Руси Кирилла главам международных организаций 18 августа 2014 года; обращение Синода Украинской Православной Церкви к Президенту Петру Порошенко из-за критической ситуации в украинском обществе, 23 декабря 2014 года). Преступления связанные с проявлением ненависти к религиозным группам должны быть подвергнуты публичному осуждению, и государственные власти должны гарантировать, что лица, совершившие такие преступления, будут выявлены и преданы на суд закона. Нарушение свободы христиан при выборе образования

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3958441...

Наиболее нас интересующая группа материалов главнейшие открыта в 1901 году крестьянами при обработке земли в селении Ишгау (кома Ishgau) в семи километрах от г. Тема в нижнем Египте. Пока местные власти успели принять меры к охране находки, папирусы разошлись между жителями соседних деревень и тайно распроданы европейцам. Впоследствии часть этих папирусов оказалась на месте, именно в музее в Каире, а другая в Гейдельберге, Страсбурге, Берлине и главнейше в Британском музее. Раскопками г. Квинбеля, произведенными на месте, добыто несколько фрагментов папирусов и, кроме того, несколько ostraca, на которых оказалась надпись слова φρ, откуда это собрание папирусов и получило свое наименование 6 . Между прочим здесь важны приказы (ντγια) по отдельным комам, в особенности же целый ряд актов, касающихся организации военной службы во флоте. В некоторых случаях акты отмечают время и цель морского похода: в Сицилию или в Азию. Драгоценны также данные для организации управления Египта при калифах и для истории налогов и земельного обложения. Громадный материал, также имеющий отношение к Византии, находится в издании Grenfell and Hunt, которого появилось 4 тома 7 . Здесь материал распределен по своему содержанию по отделам и представляет следующие группы: богословские фрагменты, литературные (до классической эпохи), официальные акты римской и византийской эпох, как царские указы, эдикты, судебные акты, договоры, податные акты, жалобы и прошения, земельные описи и т. п. Как можно заключать по разным указаниям, подобный же материал находится в различных европейских библиотеках и пока еще не приведен в известность. Так, при участии покойного византиниста Карла Крумбахера, поступило собрание папирусов в Мюнхен 8 ). München 1911., в котором также находятся тексты, относящиеся к истории Византии. Самый старший документ помечен временем Юстина II, именно 9 марта 574 г. В этом собрании находится много судебных актов и между прочим здесь отмечено участие военного элемента в жизни гражданского общества § III.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Еще одним синонимом личности у Н. О. Лосского является понятие «человеческое я». Как все субстанциальные деятели, «человеческое я» бессмертно, самотождественно и неизменно. «Я» имеет сознание и способность мыслить и сознавать свои состояния как акты, оно персоналистично, оно есть «мое индивидуальное я, а не какое-то сверхличное трансцендентальное я» 10 . Представления о Боге как Личности Бог, как Творец всего существующего, в представлениях обоих мыслителей является Личностью . При этом Николай Онуфриевич характеризует Бога, как существующее «выше мира» «сверхмировое начало» 11 , существо, трансцендентное и несоизмеримое с миром 12 , «металогическое» 13 , сверхличное, сверхдуховное, сверхразумное, сверхсистемное, сверхорганическое, сверхбытийственное, сверхмировое 14 , и говорит о том, что, применяя по отношению к Богу личностную терминологию, включающую такие слова, как «личность», «любовь», «разум», «бытие», важно понимать, что все эти понятия в Боге существуют совершенно «не в такой форме, как человеческая личность, любовь, разум» 15 . Абсолютное для философа – не личность, не дух, не воля, не разум, не бытие, не многое, не простое 16 . В этих представлениях Н. О. Лоского о Боге, как сверхсубстанциальном Абсолюте, можно уловить отголоски неоплатонизма, на основах которого зиждется европейская философия и связанные с ней истоки русского персонализма. В понимании Лосского-отца «сверхсубстанциональный» Бог , как Абсолютное Сверхмировое Начало, в отношении к миру является «субстанцией», участвующей «в процессе мировой жизни» и совершающей «акты во времени» 17 . Эту попытку уравнять Творца и творение можно охарактеризовать, как интуитивный поиск связей между Богом и миром, в котором философ, к сожалению, выходит за границы православной догматики. В то же время он считает недопустимым уклонение в пантеизм через «чрезмерное сближение мира и Абсолютного в философии всеединства» 18 . Николай Онуфриевич редко говорит о троичности Бога, однако упоминает ее в теории консубстанциальности, легшей в основу его иерархического персонализма. При этом, в представлениях о Боге, как источнике Добра, Любви, Красоты и Совершенства для каждой человеческой личности, он следует православным богословским традициям. «Каждый человек, как личность, – пишет он, – если не сознательно, то в подсознании своем, интимно связан с Богом, как абсолютным Добром, и со своим собственным абсолютно совершенным будущим, которое осуществится в Царстве Божием. Только в этом будущем личность достигает совершенной полноты жизни и творчески осуществляет свое индивидуальное бесконечно ценное своеобразие» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Правильный ответ: Агиография — литература о святых. Этот жанр рождается во время христианизации Римской империи. В него входят жития, патерики, акты о мученичестве. В агиографии есть парадокс: в IV веке — это содержание в форме письма, античной биографии или романа, только в X веке агиография становится формой, куда можно поместить любое содержание. 7. Они смогли установить династию, передать власть своим внукам, сместить всю политическую борьбу внутрь семьи, некоторые из их представителей правят 30 лет — по сравнению с предыдущими императорами, которым удавалось продержаться на престоле 2–3 года. Кто они: Палеологи Ласкариды Комнины Правильный ответ: Это была династия Комнинов, правившая в Византии в XI веке. Первому правителю из династии Комнинов, Алексею I, удалось вывести империю из кризиса и упрочить власть своей династии. В период правления Комнинов Византия выступает на международной арене как великая европейская держава. Правильный ответ: Это была династия Комнинов, правившая в Византии в XI веке. Первому правителю из династии Комнинов, Алексею I, удалось вывести империю из кризиса и упрочить власть своей династии. В период правления Комнинов Византия выступает на международной арене как великая европейская держава. Правильный ответ: Это была династия Комнинов, правившая в Византии в XI веке. Первому правителю из династии Комнинов, Алексею I, удалось вывести империю из кризиса и упрочить власть своей династии. В период правления Комнинов Византия выступает на международной арене как великая европейская держава. Викторина В таком сложном материале непросто разобраться, понимаем. Столько дат, новых имен, событий, которые при поверхностном изучении истории просто ускользают от внимания. А так хочется узнать, кто перенес столицу империи из Рима в Византию, понять системы управления и парадокс византийской культуры. Мы собрали четкий и ясный материал об истории Римской империи до 1453 года в нашем новом курсе. Окажись вы в Равенне или Стамбуле, на любой мозаике точно найдете знакомые лица и события. Император Юстиниан, Константин Великий, царица Феодора, Вселенские Соборы, иконоборчество и борьба с арианством — это для вас не пустой звук, а значимые имена и события.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/rimskaya-i...

    В сентябре 1826 года кончились переговоры между русскими и турецкими уполномоченными в Аккермане. Порта уступила всем требованиям России; между обеими империями восстановлялись вполне дружественные отношения; тайный советник Рибопьер, участвовавший вместе с графом Воронцовым в аккерманских переговорах, отправился теперь послом в Константинополь; но здесь задача его была труднее; здесь он вместе с представителями других европейских держав должен был настаивать, чтобы Порта дала Греции устройство, согласно петербургскому протоколу 23 марта. Австрия не могла уклониться от общего дела, но, как охотно соглашался на это князь Меттерних, видно из депеш его Оттенфельсу от 30 декабря (н. с.): " Говоря с рейс-эфенди, вы не осуждайте, не оправдывайте, даже не входите в рассуждение насчет средств, предлагаемых дворами Лондонским и Петербургским; вы только поддерживайте как существующий факт планы, на которых остановились дворы " .   Не уклоняясь от общего действия для решения Греческого вопроса, Меттерних продолжал, однако, настаивать, чтобы это решение было актом воли султана, а не следствием посредничества европейских государств. С русской стороны доказывали ему всю непрактичность подобного требования. " Если бы,- писал граф Нессельроде Татищеву,- можно было дать такой характер окончанию печальной борьбы, то, конечно, мы нестали бы этому противиться; думаем, что Англия и другие дворы не стали бы возражать против такой развязки, если бы только акт Порты был точно так же гарантирован, как гарантированы акты, относящиеся к Молдавии, Валахии, Сербии, ибо без этой гарантии греки будут смотреть на уступки Порты как на обман " .   Наступает 1827 год, в который Греческий вопрос так или иначе должен был решиться. В Петербурге видели ясно, что он может решиться только энергическими средствами. " Мы не скрываем,- писал гр. Нессельроде Татищеву,- что средства ведения дела, в которых мы условились уже с союзниками, кажутся нам недостаточными. Мы на них согласились, потому что нам нужно исчерпать все пути примирения; но мы не верим в их действительность, ибо наш собственный опыт заставляет нас предвидеть случай, когда эти средства окажутся недействительными, и мы предлагаем Великобритании условиться насчет дальнейших средств. Решено, в случае отказа со стороны турок, пригрозить им признанием независимости Греции. Можно ли иметь уверенность, что эта угроза склонит Порту к уступчивости;

http://isihazm.ru/1/?id=920

Задача Суда заключается в оценке оправданности и соразмерности мер, принятых на национальном уровне» (§ 44). В этом решении Суд признал, что является неправомерным вынуждение к действиям и привлечение к ответственности исключительно из-за религиозных убеждений верующих, конкретно – «превращение безобидной просьбы из простой формальности в грозное оружие против свободы религии» (§ 41). Что касается проявления (демонстрации) своей религиозно-культурной идентичности, то в решении по делу «Коккинакис (Kokkinakis) против Греции» от 25.05.1993 и еще в ряде дел Европейский суд по правам человека неуклонно отстаивал свою позицию, состоящую в том, что «хотя религиозная свобода является в первую очередь вопросом совести, она также подразумевает, среди прочего, свободу “манифестации своей религии”. Свидетельствование словами и делами неразрывно связано с существованием религиозных убеждений» (§ 31). Формулировка «свидетельствование делами» в данном случае совершенно очевидно охватывает ношение нательного христианского крестика. Европейский суд по правам человека многократно указывал, что «применение административных или уголовных санкций за исповедание религиозных убеждений или осуществление права на свободу религии представляет собой вмешательство в права, гарантированные пунктом 1 статьи 9 Конвенции» (§ 61 постановления по делу «Нолан и К. против Российской Федерации» («Nolan and K. v. Russia») от 12.02.2009; см. также: § 39 Постановления Европейского Суда по делу «Сериф против Греции» («Serif v. Greece»); § 38 Постановления Европейского Суда от 24.02.1998 по делу «Лариссис и другие против Греции» («Larissis and Others v. Greece»); § 36 Постановления Европейского Суда от 25.05.1993 по делу «Коккинакис против Греции» («Kokkinakis v. Greece»). В решении по делу «Ван ден Данжен против Нидерландов» («Van den Dungen v Netherlands») от 22.02.1995 ЕСПЧ заявил, что статья 9 Конвенции «в первую очередь защищает сферу личных убеждений и религиозных верований, то есть то, что именуется внутренним миром. Кроме того, статья 9 защищает действия, тесно связанные с этим, такие, как акты поклонения и выражения сопричастности, которые являются аспектами практики религии или убеждений в общепризнанной форме» (§ 1 раздела «Право»).

http://pravmir.ru/sovmestnoe-zaklyucheni...

Недавно жюри VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» признало лучшим произведением визуального искусства 2010 акцию с непечатным названием, состоявшая в том, что члены " арт-группы война " изобразили на литейном мосту в Санкт-Петербурге огромный непристойный символ. Возможно, жюри считало, что это очень круто, очень по-европейски, очень продвинуто, очень либерально. Что же, в определенном смысле жюри право — это также по-европейски, как британские погромы. Если молодежь, резвяся и играя, сожжет машины членов жюри — или тех, кто находясь в зале, приветствовал их решение непристойным скандированием — их можно будет поздравить с тем, что они двигали-двигали, и наконец продвинули в нашу страну европейские ценности. Потому что массовые бесчинства, как об этом совершенно справедливо пишут сами британцы, начинаются с того, что мелкие акты хамства и непристойности, презрения к приличиям и правилам, все больше считаются чем-то приемлемым и едва ли не похвальным. Общество — ради сохранения цивилизованного порядка — должно пресекать, или, по меньшей мере, сдерживать действия тех, кто требует себе " свободы " издеваться над нравственностью, приличиями и, тем более, святынями. Общество нуждается в четких — и ясно провозглашаемых — моральных ориентирах, в том, чтобы различие между добром и злом четко проводилось, первое поощрялось, а второе сдерживалось. Общество нуждается в нравственном — и да, религиозном — воспитании. Мы не должны дать кучке либеральных фанатиков помешать школе выполнять ее предназначение — готовить полноценных граждан для общества, людей, наделенных четкими моральными принципами и чувством ответственности. Нам скажут, что нравственное воспитание не обязательно должно быть религиозным; что же, займитесь этим, подготовьте учебники этики для неверующих, и пусть люди выбирают. Обратитесь к Аристотелю, Платону, стоикам, Конфуцию — к мыслителям, утверждавшим нравственный закон в нехристианском мире; но если вас не хватает на это, хотя бы не мешайте Церкви. Иначе вам — как и всем нам — очень скоро придется иметь дело со " слоем молодых людей, у которых нет ни образования, ни профессии, ни ценностей, ни устремлений... ни дисциплины, которая делала бы их способными найти работу, ни совести, чтобы отличать добро от зла " . Впрочем, все эти проблемы уже здесь; хотя до массовых бесчинств пока еще не дошло. И мы должны прилежно учиться на британских ошибках — чтобы этого избежать.

http://pravoslavie.ru/48109.html

Самый очевидный выход из обозначенных здесь трудностей в периодизации европейской истории лежит на поверхности, и заключается он в выделении эпохи от святого Константина до Карла Великого, которая в церковной истории традиционно обозначается как эпоха Вселенских соборов, в самостоятельный период – уже не античный, но и еще не средневековый. При его выделении вопрос о начале эпохи решается самым очевидным образом в пользу времени правления Константина Великого. При этом из значимых событий его эпохи (издание Миланского эдикта, созыв собора в Никее, основание Нового Рима – Константинополя) предпочтение следует отдать все-таки 313 году, когда с изданием эдикта о свободе исповедания для христиан началось формирование симфонии священства и царства, составившей самую важную черту государственного строя Римской империи. В сравнении с этим событием акты 395 и 476 года и даже захват Рима варварами в 410 году меркнут и уходят в тень. Завершается же эпоха образованием, в действительности впервые, сепаратной империи на Западе в 800 году. При этом два с половиной следующих столетия, вплоть до великого раскола 1054 года, были эпохой предсредневековья, а средневековье в собственном смысле слова началось уже после разрыва Западом церковного общения с Востоком, когда в Западной Европе в параллель с католичеством сложился классический феодализм и начались крестовые походы. Но почему подобная периодизация, обоснованность которой представляется вполне веской, если не сказать очевидной, в историографии фактически неизвестна? Объяснение этому феномену заключается главным образом в том, что при принятии ее невозможно обойти то обстоятельство, что в период христианской Римской империи, в эпоху Вселенских соборов, когда собственно и рождалась Европа, ее эпицентр находился не на западе, а на востоке эйкумены, и это был уже не ветхий, но Новый Рим, выстроенный святым Константином в молниеносно короткий по историческим меркам срок на европейском берегу Босфора, на месте древнего Византия. Долгое средневековье, включающее в себя столь разительно отличающиеся друг от друга эпохи по обе стороны от хронологического перевала между I и II тысячелетиями от Р.Х., изобретено было и охотно подхвачено западной исторической наукой, а затем, ввиду ее монополии, стало едва ли не общепринятым, чтобы уклониться от признания гегемонии Константинополя в европейской цивилизации на протяжении целой эпохи ее истории. Есть насущная необходимость в коррекции оси исторических координат.

http://pravoslavie.ru/44694.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010