Мониторинг СМИ Если бы Pussy Riot спели в… Представители религиозных конфессий рассказывают, что ожидало бы девушек после «панк-молебна» в мечети или синагоге 07.08.2012 11:58 В мечети Альбир Крганов, первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ), муфтий Москвы и Центрального региона России: «Во-первых, я не думаю, упаси Аллах, что это могло бы случиться в мечети, доме Всевышнего. Есть высказывание пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), растолковывающее то, чего нельзя делать в мечети — например, разговаривать на неблагопристойные темы, говорить: «это место для молитвы мое, а не ваше», и т.д. Если бы, упаси Всевышний, что-либо подобное выходке этих женщин произошло в мечети, то, конечно, этих людей просто бы поймали и передали правоохранительным органам. Мы живем в светском государстве и не можем применять шариатское законодательство — в любом случае решение выносит светский суд. Но существует и кара Всевышнего». В исламе нет понятия, аналогичного христианскому понятию «храм» или «церковь» (как здание, имеющее сакральное значение). Мечеть — от арабского «масджид», «место поклонения» обозначает лишь место, где верующий может поклониться Всевышнему во время намаза, и требует лишь ритуально чистого пространства. Однако мечеть как здание четко поделено на мужскую и женскую половину. У женщин, посещающих мечеть, одежда должна закрывать все тело за исключением лица, кистей рук и ступней ног, не приветствуется вызывающе яркая и облегающая одежда. Поведение в мечети вне молитвы строго не регламентировано, но существуют действия, которые шариат относит к категории «макрух тахрими» — запрещенных. Например, нельзя «в настроении танцевать под музыку», вести в мечети мирские разговоры, сидеть в мечети в некультурной позе, совершать мирские дела. Богохульство же расценивается как харам — действие, прямо запрещенное Кораном. В тех исламских странах, где законодательство основано на шариате, наказание за богохульство довольно серьезное. Например, в мае 2012 года парламент Кувейта принял законопроект об уголовном наказании за публичную хулу на пророка Мухаммеда и ислам. Если в этом уличат мусульманина, его казнят, богохульнику-иноверцу грозит за это тюремное заключение. В декабре 2011 года суд Саудовской Аравии признал гражданина Австралии виновным в богохульстве и приговорил его к 500 ударам плетью и году лишения свободы. В Иране особо тяжкое богохульство карается повешением.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Н.Г. Головнина Слишком прямолинейное понимание основополагающего в средневековой письменности принципа строго следовать устоявшимся литературным правилам, оставляет открытым вопрос, что же в этом случае позволяло появляться авторам, чьи произведения отличает яркая индивидуальная стилистика. Одним из шагов при решении этой проблемы может стать анализ жанровых трансформаций в аскетической письменности на примере творчества прп. Исаака Сирина . Основная задача не только проследить, как следовал он читательским ожиданиям, т. е. привычным для своего времени эстетическим нормам, но и, что важнее, как и почему он их нарушал. Описание жанровой системы предполагает, во-первых, определение соотношения и взаимодействия актуальных для изучаемого периода жанров, во-вторых, выявление причин, которые позволили каждой из литературных форм занять свое место и определили ее функцию и значение. Синхронный же срез служит предпосылкой для выделения как константных, так и претерпевающих трансформацию элементов жанровой структуры в диахронической перспективе. В случае аскетической литературы проблемы и синхронии, и диахронии осложняются тем, что нельзя оставить без внимания соотношение между жанровыми системами греческой и сирийской традиций. Вначале следует решить, какие произведения и на каких основаниях мы будем относить к аскетической письменности. Обычно при изучении истории монашества привлекают три типа текстов. Во-первых, монашеские правила, во-вторых, агиографические тексты и, в-третьих, сочинения, содержащие увещание к духовной жизни, ее обоснование и руководство ею. Без сомнения, все они важны для воссоздания тех обстоятельств, в которых протекала монашеская жизнь, происходило становление и закрепление ее форм, но вряд ли их можно рассматривать как типологически цельный литературный комплекс. Дело не только в различии жанров, представленных в этих трех группах, принципиальной является разница в доминирующей функции, характерной для каждой из них. Максимально прагматичными являются монашеские правила, их основная задача регламентировать жизнь внутри монастыря и нормы поведения за его стенами, в том числе отношения с иноверными и еретиками. По типу текста их относят к законоустанавливающим документам. Писались они для предотвращения и разрешения конкретных конфликтных и спорных ситуаций, их задача не убедить, а предписать, запретить и назначить наказание за провинность. Именно в этом кроется их принципиальная содержательная ограниченность: ими можно поверять только внешнее поведение насельников, но они не могут помочь монаху ни определить, ни оценить его внутреннее состояние, ни разрешить его внутренние конфликты.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иеромонах Мелхиседек Устав Святой Горы Иеромонах Мелхиседек Устав Святой Горы За более чем тысячелетнюю историю монашества на Святой Горе сменилось семь уставов, регламентирующих внутренний распорядок жизни, управление Афонскими монастырями и связи с внешним миром. Первый Типикон был выработан в 970 году при прп. Афанасии Афонском и закрепил равноправие разных форм монашеского жития, как киновийной, так и отшельнической. Все приходящие на Святую Гору с желанием постричься в монашество должны искать себе руководителя, «дабы отнюдь не помещаться вне духовного приюта». Постриг разрешалось совершать не ранее чем через год, «доколе не навыкнут в монашеском житии, соблюдая монашеский канон, и доколе не докажут непоколебимой твердости своего намерения». Строжайше запрещалось принимать «юношей безбородых и евнухов, приходящих на гору для пострижения». Никому из братии не разрешалось самовольно «сходить с Горы, вступать в сочадство или побратимство с мирянами», а также вести с ними торговлю. Только ради какой-либо неизбежной нужды дозволялось обменять вино, которое делали иноки, на необходимые товары. Статьи первого Афонского Устава говорят о том, что из среды влиятельных игуменов избирался Прот, ведавший главным образом духовными делами, и эконом, обязанный ежегодно в праздник Успения Богородицы «давать Собранию отчет в порученной ему экономии». Изменения, вносимые в последующие уставы, касались главным образом административных и экономических аспектов. Основные правила монашеской жизни оставались неизменными в течение веков. Второй Типикон 1046 года утвердил ежегодные сборы насельников Святой Горы в Карее на соборный праздник Успения Пресвятой Богородицы. В третьем Уставе 1384 года были определены границы монастырей, территория, подчиненная Проту, установлен порядок надзора Константинопольского Патриарха за жизнью Афона. XV век - сложный период в истории афонского монашества. С ослаблением, а позже и падением Византии многие монастыри лишились поддержки извне и средств к существованию. Поэтому по Уставу 1406 года монахи получили право на владение имуществом и даже ценностями, что вступало в противоречие с самой сутью иноческого жития как отречения от всего земного. Когда в 1574 году на Афоне вновь стало вводиться общежительное начало, монахи, привыкшие к самочинию, покинули обители. В Великой Лавре осталось пять насельников, а многие монастыри совсем обезлюдели. И все же в 1783 году в шестом Уставе Святой Горы были закреплены общежительные принципы монашеской жизни, как более благодатные и спасительные для иноков. В то же время на Афоне утвердилось коллегиальное управление, место Прота занял Священный Кинот, избираемый из представителей двадцати главных монастырей. В 1810 году был принят последний VII Типикон, положения которого действительны и сегодня.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1430

Новости Первая научная конференция памяти о. Георгия Чистякова посвящена исследованиям Нового Завета 28.06.2010 10:58 Москва, 28 июня, Благовест-инфо. Первая научная конференция памяти священника Георгия Чистякова (1953-2007) состоялась 25 июня в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), в третью годовщину его кончины (22 июня). Организаторы конференции – сотрудники Центра изучения религий РГГУ выбрали для научного обсуждения тему, которой о. Георгий Чистяков посвятил многие свои работы: «Новозаветные исследования: проблемы и перспективы». В РГГУ хорошо знали о. Георгия как талантливого историка, филолога, богослова, публициста, яркого преподавателя – в 1990-х гг. он читал студентам курсы по Новому Завету, по культурологии. Об этом упомянул, открывая конференцию, проректор РГГУ по научной работе Дмитрий Бак. «О. Георгий – человек универсальных интересов. Но Новый Завет – это самое дорогое для него. Поэтому мы хотели связать его память с самой важной для него научной проблематикой. Тем более, что, как это ни парадоксально, у нас (в России – ред.) пока не было полновесной конференции по Новому Завету, новозаветная наука не структурирована, специалисты, которые работают в этой области, имеют мало возможностей для научной дискуссии. Мы надеемся, что новозаветные конференции памяти о. Георгия станут регулярными», -- сказал «Благовест-инфо» организатор форума, руководитель Центра изучения религий РГГУ, однокурсник и друг о. Георгия Николай Шабуров. Как отметил в беседе с агентством сотрудник этого же центра и сын о. Георгия Петр Чистяков, конференция показала, что потребность в данной научной дискуссии действительно велика: желающих высказаться по теме каждого доклада было столько, что приходилось ограничивать их, соблюдая регламент. Он отметил также, что интерес к конференции проявили ученые из светских вузов и духовных школ, представители разных конфессий. В первой, сугубо научной части конференции выступили с докладами ученые из РГГУ, МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Московской духовной академии, Библейско-богословского института св. апостола Андрея, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Католического института св. Фомы Аквинского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Одним из важнейших явлений характеризующих современную церковную жизнь служит довольно обычное в настоящее время посещение архиереем своей епархии. Каждый день обремененные текущими делами своих обширных епархий, православные архиереи находят возможным по временам лично посещать свои епархии, обозревать монастыри и церкви, утешать и вдохновлять светлыми христианскими чувствованиями живущих при них, а в последнее время ещё и побуждать их к ревностному содействию правительству в великом деле распространения школьного образования. Большей частью многолюдные встречи преосвященного, его благословение, беседа, и нередко служение даже в сельском храме составляют событие, торжественное, радостное, но тихое – поистине христианский праздник. Читая описание современных нам посещений архиереями своих паств, и припоминая резкие наставления относительно этих посещений Духовного Регламента, получаешь глубоко отрадное впечатление неизмеримого превосходства современной церковной жизни перед минувшими веками. Тогда путешествие архиерея по епархии наводило страх, в особенности на священнослужителей, и имело задачей раскрытие какого-либо злоупотребления, или вообще какого-либо печального явления, требующего строгого суда и жесткой кары виновным. В настоящее время такое только отрицательное применение надзирающей власти, в виду усложнившихся отношений церковной жизни, стало или недостаточным или даже излишним. Излишним, потому, что организация и самого по себе несложного епархиального управления, настолько хорошо поставлена, что de jure по крайней мере, редко требует какой-либо экстраординарной или чрезвычайной ревизии. Недостаточным, потому, что настроение века и требования его нуждаются прямо в положительном пастырском воздействии епископа на свою паству. В настроении переживаемого теперь времени нельзя не отметить некоторого религиозного возбуждения, пробуждения интереса к вопросам веры. Этот интерес пробуждён в настоящее время во всех классах нашего общества, с верхних, до самых низших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Отдел XII. Церковно-приходские документы 411. Чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати. Государь Император, по всеподданнейшему докладу г. Обер-Прокурора в 22-й день февраля сего 1836 года, Высочайше утвердить соизволил одобренное предварительно Святейшими Синодом предложение, чтобы церкви соборные, приходские и кладбищенские имели свои по однообразной форме вырезанные печати, для приложения к документам, от церкви выдаваемым, и для печатания конвертов, отправляемых с бумагами по делам церковным, с тем, чтобы для таковых печатей избрано было изображение церкви в древнем русском виде с надписью кругом, в которой означалось бы славянскими буквами, в какой епархии каком селе и какого наименования та церковь , для коей печать дается. Вместе с тем Его Величество соизволяет, чтобы и в монастырях введены были в употребление одинаковые печати с гербом Государственным с тем только отличием от печатей гражданского ведомства, чтобы надпись кругом, объясняющая наименование монастыря, была вырезана шрифтом церковным. Декабря 4 дня 1836 года. 412. О ведении и хранении метрических и обыскных книг. Пб указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод имел рассуждение, что по духовному регламенту и посланным из Святейшего Синода во все епархии в 1779 г. указам, непременно должны быть при приходских церквах для записки рождающихся, вступающих в браки и умирающих метрические книги, которые велено раздавать к каждой церкви в начале года из духовных правлений за скрепою присутствующего, а по прошествии года неупустительно представлять в первых месяцах чрез духовные же правления, за рукоприкладством всех священно и церковнослужителей, в Консистории, где и содержать их, разделяя по городам с уездами каждый год в особом переплете; а таковые же заручные и при церквах в ризницах оставляя хранить, чтобы во всегдашнее время, когда о чем востребуются справки, без всякого сомнения на оных основание полагать было можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По-разному можно определять и оценивать смысл петровского переворота. Одно останется бесспорным: это был властный акт секуляризации, акт государственного обмирщения. Потому и был он воспринят и пережит именно как переворот. С петровских времен начинается великий русский раскол, – раскол тем более опасный и острый, что замолчанный и прикрытый. Раскол и разрыв не столько между правительством и народом, сколько между властью и Церковью. Государство снимает с себя долг внутреннего оцерковления, утверждает свою суверенную самодостаточность. И, в то же время, требует от Церкви освящения и свидетельства о себе как о власти христианской. В этом была великая и роковая двусмысленность. Объявляя православную веру господствующим исповеданием и признавая ее одним из устоев существующего строя, государство тем самым притязает объять собою и Церковь , включить и ее в состав государственного правопорядка. Облекая каноны силою и санкциями государственного закона, мирская власть стремится как бы заслонить собою божественный и сверхгосударственный источник церковных полномочий. В этом весь пафос по Пуффендорфу писанного Духовного Регламента 324 . В этом весь смысл учреждения Духовной Коллегии 325 , которую, как говорил м(итрополит) Филарет, «у протестанта перенял Петр, но которую Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод»... Только в николаевское время этот замысел низвести поместную Церковь на степень «синодального департамента» получает прямое и откровенное выражение, – в лапидарных формулах Основных Законов, в Своде 1832 года 326 . «Император яко христианский государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния». В сем смысле Император в акте о наследии престола (1797, апр. 5) именуется Главою Церкви. В управлении церковном Самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного (ст. 42 и 43). Эти формулы выкованы и отчеканены, по-видимому, самим Сперанским. И в них четко и верно передано государственное самочувствие и самоопределение: в них договорена до конца мысль Петра, считавшего себя «крайним судьею» Духовной Коллегии и открыто возводившего ее полномочия к своей самодержавной власти, – «когда под державным Монархом и от Монарха уставлена»...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

поиск:   разделы   рассылка Выступление митрополита Калужского и Боровского на круглом столе " Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России " 20 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол " Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России " . На круглом столе выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Ниже публикуется текст его выступления. Несомненно, одной из самых ярких черт предстоятельства Святейшего Патриарха Алексия стало возрождение духовной жизни в нашем Отечестве. Этому способствовали и внешние причины (в частности изменение отношения государственной власти к религии) однако очевидно, что реализовать предоставившиеся возможности было делом совсем не простым. Более того, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Алексий во многом способствовал положительным изменениям подобного рода. В частности можно вспомнить известное письмо направленое тогда еще митрополитом Таллиннским и Эстонским Алексием, Управляющим делами Московской Патриархии главе государства – М.С. Горбачеву, в котором он поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в " почетную " ссылку на Ленинградскую кафедру. А всего лишь через 4 года Поместный собор 1990 года, избравший его на Престол Первосвятителей Московских проходил уже без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства. Его Святейшество любил повторять тезис о том, что " Церковь отделена от государства но не от общества " . И он последовательно на протяжении всех восемнадцати лет своего патриаршего служения стремился воплощать в жизнь эту сентенцию. Он поддерживал баланс в отношениях Церкви и Государства, и высшие лица, управляющие нашей страной, с уважением относились к этой его позиции во взаимоотношениях.

http://religare.ru/2_62585.html

Портал Богослов.Ru публикует доклад настоятеля Петропавловского подворья монастыря Введенская Оптина пустыньархимандрита Мелхиседека (Артюхина) на конференции «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Эта встреча прошла8-9 октября 2014 года в рамках празднования 700-летия преподобного и стала первым представительным форумом наместников, игуменов и игумений за прошедшие четверть века. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, досточтимые матушки, дорогие братья и сестры! «Богослужение есть цвет церковной жизни и вместе с тем корень и семя ее» (1) Предание Православной Церкви в различных своих формах определяет монашество как ангельский чин, что предполагает максимально возможное уподобление жизни инока жительству ангельскому, которое в свою очередь заключает в себе два основных свойства: непрестанное славословие Творца и исполнение воли Божьей. Из этого следует, что богослужение и послушание – есть главные цели монашеского Подчеркивая исключительное значение молитвы в монастырской жизни, прп. Нил Синаит называет монаха «жертвенником Господа, на котором и с которого возносятся Всевышнему Богу чистые Именно в богослужении, а не в каком-либо другом деле, раскрывается монашеское служение миру, который только и «стоит С самых первых времен существования христианского монашества молитва и богослужение становятся тем стержнем или основанием, относительно которого строятся остальные области жизни иноков. Из Жития прп. Феодора Освященного (IV в.) мы знаем, что в верхней Фиваиде, где монастыри отличались высоко духовной и строгой жизнью, иноки в течение дня находились в особом уединении, а к вечеру собирались вместе, «совершали молитвы, и вели вза­имную беседу о душеспасительных Устав прп. Пахомия Великого, переданный ему ангелом, регламентировал совершение днем, вечером и ночью 12-ти молитвословий, на которые братия «собирались все вместе в Получалось, что весь день у Тавеннисиотов происходило чередование труда и общей молитвы, подчас становившейся у египетских иноков непрестанным

http://pravoslavie.ru/74658.html

Поэтому первое, с чего мы начали нашу работу в 2016 году, это систематизировали уже имеющийся опыт, после чего приступили к разработке общецерковного стандарта и иных документов, регламентирующих богословское образование насельников монастырей. Это позволило вскоре организовать работу по открытию Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих в епархиях. В этой части деятельность нашей Комиссии регламентирована Положением о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви, утвержденным Священным Синодом в 2015 году и дополненным в 2017 году. Согласно этому документу «Межведомственная комиссия призвана проводить процедуру экспертной оценки и церковной аккредитации курсов, созданных при монастырях и духовных учебных заведениях, осуществлять контроль за реализацией программ в соответствии с утвержденным стандартом и проводить мониторинг их исполнения». — Сколько в настоящий момент открыто Курсов и каков их статус согласно «Положению о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви»? — За прошедшее время открыто уже 55 Курсов. Обучение на этих площадках проходят монашествующие из семи ставропигиальных монастырей и монастырей 92 епархий нашей Церкви. Статус у Курсов разный, поскольку согласно действующему нормативу первым этапом является выдача соответствующему духовному учебному заведению или монастырю Представления нашей Комиссии, а спустя определенное время действующие Курсы получают аккредитацию. Представление, как начальный документ, является свидетельством того, что предлагаемая к открытию курсов учебная площадка на базе монастыря или духовного учебного заведения соответствует всем требованиям в отношении обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями, должным педагогическим составом, бытовыми условиями. После получения соответствующего заявления в адрес Комиссии от епархии, наши представители выезжают на места и проводят там необходимую проверку.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5988603...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010