III. Личность Феофана Прокоповича ( Феофан Прокопович и его время. И. Чистовича Спб. 1868 г.) «Петра Великого дел славных проповедник», «Витийством Златоуст, муз чистых собеседник», «Историк, богослов, мудрец российских стран» – эта характеристика Феофана, составленная одним из немногих его восторженных почитателей – современников, известным сатириком, князем Кантемиром, далеко не исчерпывает всего значения в русской истории самого даровитого из всех птенцов гнезда Петрова. С именем Феофана более или менее тесно связаны все важнейшие вопросы русской истории первой половины прошлого столетия, – не только церковной, но и политической. Г. Пекарский совершенно справедливо заметил, что в своей сфере Феофан имел такое же значение, какое имел Петр Великий в жизни государственной 115 . От него, составителя духовного регламента, ведет свое начало современная организация нашего церковного управления и весь современный строй нашей церковной жизни. В истории нашей школы, духовной и светской, в истории нашего богословия, которое он поставил на новую дорогу, в истории нашего проповедничества, для которого он дал лучшие образцы и правила, наконец в истории первых годов Синодального управления – везде Феофан является новатором, преобразователем, отмечает собою новую эру. Наконец в политических переворотах, последовавших в России за смертью Петра, Феофану также пришлось играть такую видную роль, какая ни до него, ни после него никому из наших иерархов не выпадала на долю. Понятен после этого тот интерес, какой возбуждает к себе эта личность, понятно желание проследить постепенное развитие ее, умственное и нравственное, узнать, каким путем сложились в ней те убеждения, осуществлению которых посвящена была вся его жизнь. Между тем до сих пор наша литература представляла слишком мало данных для обстоятельного знакомства со знаменитым новгородским архиепископом. Небольшая биографическая, или, точнее, библиографическая статья о нем в словаре духовных писателей митр. Евгения, прекрасная магистерская диссертация г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

XVIII. Св. Синод в царствование Александра II Царствование Императора Александра II, ознаменовавшееся столь многими и крупными преобразованиями в политической, общественной и народной жизни, не коснулось ведомства Святейшего Синода. Между тем, произведенные графом Протасовым, по его инициативе, с Высочайшего соизволения, перемены в среде духовного ведомства провели решительную грань, отделившую Синод от его прошедшего. В то время, как граф Протасов восторгался своими нововведениями по духовному ведомству, видел в них залог и обеспечение правильного и успешного течения дел-современные ценители реформ графа Протасова думали о них иначе, словом не одобряли. Известный церковный ревнитель А. Н. Муравьев, в свое время много говоривший и писавший о переменах графа Протасова по духовному ведомству, так отзывался о духи и направлении его реформ: «Учреждение министерства духовных дел, соединенного с просвещением народным, было первым нарушением Регламента Петра Великого, ибо оно подчинило Синод светскому влиянию министра, хотя весьма благонамеренного и благочестивого, каков был князь Голицын, но сих двух добродетелей недостаточно для управления делами церковными: необходима опытность духовная и соблюдение тех основных правил, соборных и отеческих, на коих держится церковь православная, ибо она не может быть управляема мимо епископов и без соборного совещания. По возникшим от того неустройствам духовным, первенствующий член митрополит Серафим принужден был, при всем своем смирении, просить Государя Императора отпустить его на покой, если не восстановится прежний порядок управления церковного. Порядок был восстановлен, но кратковременное министерство оставило по себе неблагоприятный пример для будущего. Еще прежде министерства, в начале сего столетия, при образовании училищ, учреждена была духовная комиссия при Святейшем Синоде, которая состояла из членов духовных и светских; но первенствующий член Синода имел всю распорядительную часть и один, своим лицом, сносился со всеми ведомствами по сему предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

XXXIV. Школа В 1721 г. Феофан завел при своем доме школу, в которую он принимал сирот и бедных детей всякаго звания. Это была лучшая школа того времени как по внутреннему устройству, так и по достоинству доставляемого ею образования. Назначением места для её помещения Феофан, по-видимому, старался осуществить правило Духовного Регламента об училищных домах. Там сказано: «место академии не в городе, но в стороне, на веселом месте угодное, где несть народнаго шума, ниже частых окказий, которыя обычно мешают учения и находят на очи, что похищает мысли молодых человек и прилежать учениям не допускает». Место Карповской школы совершенно удовлетворяло этим требованиям – представляло все удобства для занятий и в тоже время не развлекало взоров сторонними предметами. В школе преподаваемы были: закон Божий, славянское чтение, русский, латинский и греческий языки, грамматика, риторика, логика, римские древности, арифметика, геометрия, география, история и рисование. Учителями в школе были датчанин Адам Селий с 1722 по 1725 г.; профессор академии наук Теофил Сигфрид Байер и иностранец Георгий Фридрих Федорович. 525 Старшие воспитанники школы, дошедши до высших классов, обучали младших учеников школы и получали за это хотя небольшое жалованье. Феофан написал для своей школы инструкцию, отзывающуюся нисколько иезуитским духом. Она прочитывалась вслух всем воспитанникам 1-го числа каждого месяца. 526 Для развлечения учеников Феофан завел в школе вокальную и инструментальную музыку. Последней обучались желающие у наемного мастера и потом сами обучали своих младших товарищей. Это нововведение не нравилось некоторым ригористам того времени. Как в духовной школе учить музыке? – «Хорошо ли – писал Родышевский – не противно ли церкви святой и учению ея написано в ХХ-м пункте о семинарш, где дети будут священства и монашества ради учитися, дабы в праздные дни была при столе их музыка, или гласы мусикийских ииструментов? И сие, рече, не трудно; ибо перваго только нанять мастера, а от него наученные охотные семинаристы должны будут и иных научати на свое место туне. И сия регулы – рече – воспомянутыя служат ко увеселению учащихся». Сему быти Златоуст святый жестоко запрещает; возбраняют и соборы апостольсие и вселенские». 527

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

А.В. Шадрина Глава 1. Юридический статус и правовое положение духовенства на Дону 1. Духовное сословие Российской империи и изменение его юридического статуса во второй половине XIX в. Понятие «духовенство» появилось на Руси еще при княгине Ольге 83 . Под «духовенством» понимались священнослужители (священники, диаконы) и церковнослужители (лица, служившие в церкви, но не имевшие священного сана – дьячки, пономари). Духовенство делилось на белое (состоявшее в браке) и черное (монашествующее). Вплоть до XVIII в. оно не было обременено особыми обязанностями по отношению к государству и подчинялось административно только духовному правлению. Известный дореволюционный историк церкви П. Знаменский писал: «Древняя Русь не успела выработать ни сословных стеснений в выборе известного (священнического и церковнослужительского – А.Ш.) рода жизни и занятий, ни особенно стеснительных требований для поступления в клир относительно специальной подготовки к церковному служению; незазорная нравственность и книжность, понимаемая в самом скромном смысле уменья читать и отчасти петь, – вот все, чего требовали наши старинные святители от своих ставленников» 84 . Понятие «духовное сословие» появилось в эпоху Петра I одновременно с вхождением русского духовенства в государственную систему 85 . Его формирование было подчинено проводимой Петром I реорганизации общества на основе сословий (состояний). Следствием этой тенденции и стало появление духовного сословия, оформившегося из приходского духовенства и его детей. Согласно «Духовному регламенту» 1721 г. Церковь получила статус «коллегии», а духовенство стало осознаваться как сословие, состоящее на государственной службе 86 . Признаком объединения и закрепления духовенства в сословие стала отмена выборности и наследования приходских должностей 87 . Окончательную черту подвел принятый в 1841 г. и утвержденный на государственном уровне Устав духовных консисторий, согласно которому рукоположение священников и замещение должностей в приходских церквах отныне относилось исключительно к компетенции епархиального архиерея 88 , что окончательно упраздняло принцип выборности духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.С. Смыкалин Глава II. Источники канонического (церковного) права 1. Общая характеристика источников канонического (церковного) права. 2.  Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство. 3. Источники канонического (церковного) права государственного происхождения. Источники русского канонического права от середины XV cmoлemuя до учреждения Патриаршества. Источники русского канонического (церковного) права эпохи Патриаршества. 4. Источники канонического (церковного) права синодальной эпохи. Взаимоотношения Церкви и государства. «Духовный Регламент». Церковное законодательство начала ХХ в. 5. Источники канонического (церковного) права новейшей эпохи. Первый период (1917–1918 гг.). Второй период (1918–1945 гг.). Третий период (1945–1990 гг.). Четвертый период (1990-е гг. – по настоящее время). 1. Общая характеристика источников канонического права Вопрос об источниках права имеет серьезное теоретическое и практическое значение, так как от особенностей источников зависят правовая система в целом и многие ее элементы в частности (например, общеобязательность, нормативность и степень юридической силы правовых актов, методы и способы правового регулирования общественных отношений, включая корпоративные). Идеальный источник права – правосознание, т. е. все духовное, в том числе идеи философские и нравственные, экономические и политические, обыденные и научные, религиозные и профессиональные, юридические и иные, а также теории, оценки, установки, взгляды и соответствующие каждому из данных компонентов способы выражения (научные труды, учебная литература, результаты социологических опросов и т. д.). Исторические источники права – конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества на определенном этапе его становления (к примеру, уровень развития производства, правосознания, правовой культуры). Фактические источники права – реально существующие в настоящее время обстоятельства материальной и духовной жизни, действующие формально-юридические и другие факторы, служащие основанием для совершенствования законодательства и правового регулирования общественных отношений в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Александро-Невский монастырь под управлением епархиальных архиереев (1742–1797 годы) Глава первая. Преосвященные архимандриты Александро-Невского Монастыря Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны. Учреждение С.-Петербургской епархии. Преосвященный Никодим (Сребницкий), епископ С.-Петербургский и Шлиссельбургский. Архиепископ Феодосий (Янковский). Архиепископ Сильвестр (Кулябка), Архиепископ Вениамин (Пуцек-Григорович). Архиепископ Гавриил (Кременецкий). Архиепископ Гавриил (Петров) Восшествие на престол Императрицы Елисаветы Петровны последовавшее 25-го ноября 1741 года 2924 , внесло заметное оживление в церковную жизнь России. Это оживление отразилось и в положении Александро-Невского Монастыря. Возобновилось строение, улучшилось материальное положение, достигла расцвета Александро-Невская Семинария. Изменилось и внешнее положение Монастыря: Монастырь стал под главенство архиереев новоучрежденной С.-Петербургской епархии. С. Петербургская епархия учреждена в 1742-м году. В этом году Императрица и высшие правительственные установления, в их числе и Святейший Синод, – выезжали в Москву на коронацию, бывшую 25-го апреля 2925 , и после коронации довольно долго оставались в Москве. Только 30-го ноября 1742-го года Государыня повелела, чтобы высшие правительственные учреждения вернулись из Москвы в Петербургу причем Государыней назначен был и срок – 20-го декабря 2926 . 1-го сентября 1742-го года состоялся следующий высочайший указ: «Хотя в Регламент Духовном, в третьей части, в восьмом артикуле, положено Святейшему Синоду все дела, которые к суду патриаршу надлежали, управлять, между которыми делами обретаются монастыри и церкви, в разных местах Государства нашего обретающиеся, собственно патриаршей власти принадлежащие, которые ныне называются синодального ведомства; но понеже усмотрили Мы, что оные синодального ведомства монастыри и церкви без собственного архиереея в церковных делах довольного надзирания не имеют, – того для повелеваем. чтоб оные синодальной области церкви и монастыри управляемы были от собственного архиерея, к чему определяем ныне Иосифа (Волчанского), епископа Белорусского, которому писаться архиепископом Московским и Владимирским, и быть особливой Московской епархии. Тако ж поволеваем быть собственному ж в Санкт-Петербурге архиереею и к тому определяем, Никодима, епископа Черниговского, и писаться ему С.-Петербургским и Шлютельбургским, и притом быть архимандритом в Невском Монастыре и жить в оном, и быть особливой епархии Санкт-Петербургской» 2927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Апостольский путь к совершенству Приближение к совершенству не дает человеку успокоиться на достигнутом. 12 июля, 2015 Приближение к совершенству не дает человеку успокоиться на достигнутом. Среди тысяч христиан есть начинающие духовный путь. Есть и преуспевшие на пути, заметно «продвинувшиеся». А есть ли совершенные? Такие, какими были апостолы? Можно ли достичь совершенства и как это сделать? Об этом в день памяти святых апостолов Петра и Павла на примере своего небесного покровителя размышляет диакон Павел Сержантов. Не все стремятся к совершенству. Есть на свете люди, которые совсем не забивают себе голову такими громадными проблемами. Они просто живут, как живется. Плывут по течению, по временам подгребая в ту сторону, куда выгодно. Всякие мысли о совершенстве они оставляют для мечтателей, пустословов. Или другой вариант: некоторые люди искренне считают себя уже совершенными; так к чему же им стремиться? Порой они даже об этом вслух объявляют; кто похитрее, делает это завуалированно. Всем прочим гражданам, по мнению «уже совершенных» людей, остается лишь завидовать их достижениям, во всём прислушиваться к ним, надеясь хотя бы немного приблизиться к «самосовершенной элите». Христовы апостолы всем сердцем желали совершенства. При этом они не были отрешенными от жизни романтиками, заоблачными мечтателями. Они видели совершенство конкретно в Боге, во Христе. И не приписывали совершенства себе. Как же апостолы шли к совершенству? Для простоты ограничимся опытом одного апостола Павла.  С малых лет он усердно шел к совершенству по фарисейскому пути. От юности Павел сделался безупречным блюстителем принятого от отцов закона. По всем фарисейским религиозным регламентациям он мог считать себя непорочным праведником (см. Фил 3:6). Всё изменила встреча с Христом! Ощущение собственной праведности и совершенства исчезло. То, что Павел считал духовной «прибылью» (κρδη), оказалось перед лицом Христова совершенства… духовным «убытком» (ζημαν, Фил 3:7). В синодальном переводе эта мысль несколько смягчена, заглянем в русский Апостол: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил 3:7).

http://pravmir.ru/apostolskiy-put-k-sove...

Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви 2000 г. 9 червня 2008 р. 22:10 Архиерейский юбилейный Собор Русской Православной Церкви, заседал 13–16 августа 2000 г. в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя, в работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря. После совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Собор открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Затем Архиерейский юбилейный Собор утвердил программу и регламент заседаний. Президиум Собора в соответствии с «Уставом об управлении Русской Православной Церкви» составил Священный Синод. Собор избрал секретариат из 4 архиереев во главе с секретарем Собора — Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием , Редакционную комиссию из 11 иерархов под председательством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла , Председателя ОВЦС МП, а также Мандатную комиссию из 3 архиереев под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела . В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе второго тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными и 25 викарными архиереями, 545 монастырей, 19 417 приходов. В докладе Первосвятителя были подробно освещены и проанализированы высшее и епархиальное церковное управление, проблемы приходской жизни, монастыри и монашество, состояние системы духовного образования, церковный бюджет и хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви, церковная печать, церковное служение молодежи, социальное служение Церкви, миссионерство, а также вопросы взаимоотношений Церкви с армией и правоохранительными учреждениями. Свой доклад Святейший Патриарх завершил представлением задач, стоявших перед Архиерейским юбилейным Собором: оценка деятельности РПЦ на рубеже тысячелетий, канонизация Собора святых мучеников и исповедников и иных угодников Божиих, принятие новой редакции «Устава Русской Православной Церкви», рассмотрение проекта «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и проекта документа об основных принципах отношений Русской Церкви с инославными Церквами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207628...

(Библиографический очерк) «Петра Великого дел славных проповедник, «Витейством Златоуст, муз чистых собеседник, «Историк, богослов, мудрец российских стран» – эта характеристика Феофана, составленная одним из немногих его восторженных почитателей-современников, известным сатириком, князем Кантемиром, далеко не исчерпывает всего значения в русской истории самого даровитого из всех птенцов гнезда Петрова. С именем Феофана более или менее тесно связаны все важнейшие вопросы русской истории первой половины прошлого столетия, – не только церковной, но и политической. Г. Пекарский совершенно справедливо заметил, что в своей сфере Феофан имел такое же значение, какое имел Петр Великий в жизни государственной 1 . От него, составителя духовного регламента, ведет свое начало современная организация нашего церковного управления и весь со­временный строй нашей церковной жизни. В истории нашей школы, духовной и светской, в истории нашего богословия, которое он поставил на новую до­рогу, в истории нашего проповедничества, для кото­рого он дал лучшие образцы и правила, наконец в истории первых годов синодального управления – везде Феофан является новатором, преобразователем, отмечает собою новую эру. Наконец в политических переворотах, последовавших в России за смертью Петра, Феофану также пришлось играть такую видную роль, какая ни до него, ни после него никому из наших иерархов не выпадала на долю. Понятен после этого тот интерес, который возбуждает к себе эта личность, понятно желание проследить ее постепенное умственное и нравствен­ное развитие, узнать, каким путем сложились в ней те убеждения, осуществлению которых посвящена была вся его жизнь. Между тем до сих пор наша литера­тура передставляла слишком мало данных для обстоятельного знакомства с знаменитым новгородским архиепископом. Небольшая биографическая, или, точнее, библиографическая статья о нем в словаре духовных писателей митр. Евгения, прекрасная магистер­ская диссертация г. Самарина « Стефан Яворский и Феофан Прокопович , как проповедники» (к сожалению уже не существующая в продаже), которая впрочем касается лишь одной стороны деятельности Феофана – его проповедничества, пять-шесть, впрочем весьма тяжеловесных, страниц о Феофане в книге г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В. А. Федоров Глава 6. Конфессиональная политика российских императоров в XVIII в. 1. Церковные реформы Петра I. «Духовный регламент» 1721 г., учреждение Святейшего Правительствующего Синода Церковные реформы Петра 1 преследовали цель подчинения Церкви светской власти. Это выражалось в коренном изменении системы управления Церковью с целью инкорпорировать ее в государственную структуру, лишении экономической самостоятельности Церкви, существенном ограничении сферы действий и компетенции церковного суда, даже во вторжении государства в ее каноническую сферу. «Фундаментом реформы, – как справедливо отметил историк В.С. Шульгин, – должна была стать ликвидация экономической самостоятельности Церкви с тем, чтобы поставить ее в материальную зависимость от светской власти» 198 . До Петра I духовенство было свободно от основных государственных налогов и воинских обязанностей. Уже с азовских походов 1695–1696 гг. Петра духовенство было привлечено к строительству флота. Для пополнения государственной казны из монастырских хранилищ стали изыматься ценности. Петр, пытаясь привлечь все население на службу государству, значительно увеличил сборы с духовенства: оно не только платило налоги со всех недвижимых имений (земель, бань, мельниц и пр.), но стало платить специальные «драгунские деньги» (на содержание конных драгунских полков); был введен налог на содержание армейского духовенства. Духовенство стало привлекаться к различным строительным работам, несению караульной службы, на него было возложено обеспечение квартирования воинских частей. Воссоздание 24 января 1701 г. Монастырского приказа, которому были переданы в управление архиерейские и монастырские вотчины, особенно подорвало хозяйственное благополучие церкви. С Петра I духовное сословие стало использоваться государством для пополнения армии чиновничества. В практику вошли «разборы» духовенства, в результате которых «безместных попов», годных к воинской службе, сдавали в солдаты. Выпускники духовных училищ и семинарий из-за недостатка для них мест священников и церковнослужителей поставляли значительный контингент чиновников для гражданской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010