духовного регламента



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... " Духовного регламента " была составленная Псковским архиепископом Феофаном (Прокоповичем) по заданию Петра I «Книга сия, Духовнаго коллегиума описание и рассуждение содержащая... » ( 1718-1720 ) . Она была отредактирована и дополнена царем. В феврале 1720 г. текст был заслушан и одобрен Сенатом и архиереями, находившимися в Санкт-Петербурге, а затем подписан Петром I. В том же году в Москве, Казани и Вологде были собраны подписи других архиереев, архимандритов и игуменов. Всего под документом подписались 87 духовных лиц, большинство из которых с текстом детально не знакомились и своего отношения к нему не выразили. Позже других подпись поставил местоблюститель Патриаршего престола Рязанский митр. Стефан (Яворский) , который ссылался на неясность отдельных положений " Духовного регламента " . Петр I обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой, чтобы он, посовещавшись с другими патриархами, подтвердил признание Синода. При этом текст " Духовного регламента " не был выслан в Константинополь. В 1723 г. Иеремия III прислал утвердительную грамоту, в которой извещал о признании Синода своим «во Христе братом». Аналогичные грамоты были ... далее ...
О духовной цензуре в России - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ему отобранных у него книг. Вскоре затем Синоду пришлось предпринять особые меры, по случаю привезенной из-за границы на русский диалект переведенной с немецкого и изданной в Галле в 1735 г. книги под заглавием: «Об истинном христианстве» Арндта. Прямо предположив отобрать эту книгу у православных, Св. Синод для окончательного по сему предмету решения потребовал от канцелярии предварительных выписок из указов, которые рассмотрев Св. Синод рассудил, что по Высочайшему блаженной памяти Государя Императора Петра Великого Самодержца Всероссийского повелению сочиненные богословские письма как Духовного регламента в третьей части изображено: должны быть рассматриваемы в Святейшем Синоде. И в прошлом 1727 г. состоявшимся указом Блаженной и Вечнодостойной памяти Государя Императора Петра II, чтобы в книгах как закону, так церкви противности быть не могло, вверено Святейшему Синоду смотреть прилежно. И сего 1743 г. 7 марта Высочайшим Ее Императорского Величества указом повелено: все печатные в России книги, принадлежащие до Церкви и церковного учения, печатать с апробации Св. Синода. А понеже книга, нарицаемая «Об истинном христианстве» автора Арндта в прошлом 1735 г. в немецком ... далее ...
Руководство к русской церковной истории, Период 5 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... простого русского народа верность религиозным преданиям и нравам отцов и дедов сохранялась крепче и чище. Его религиозная жизнь и по своим достоинствам, и по недостаткам, мало изменилась против прежней допетровской жизни. Сообразно с новыми, более просвещенными религиозными понятиями, меры духовной и светской власти к возвышению народной религиозности и нравов более всего направлялись к смягчению старой обрядовой исключительности народного благочестия и истреблению народных суеверий. Реформа Петра выступила с самым резким обличением религиозного невежества народа, который, по выражению Духовного регламента, не в состоянии был «рассудить между десным и шуим». Обличениями подобного рода наполнены и тогдашние законодательные памятники, и церковная проповедь, и литература. Петр писал в своих указах, что народ не знает ни веры, ни любви, а о надежде и не слыхивал, а всю надежду полагает на пение церковное, пост, поклоны, строение церквей, свечи и ладан, и неоднократно поручал Св. Синоду сочинить краткие книжки и поучения с изложением сущности веры и с точным при этом различением существенного в православии от несущественного, веры от обрядов, неизменного от изменяемого, дабы все ... далее ...
Очерки поповщины — Мельников-Печерский П.И.Искать в Источникеazbyka.ru
... подложные грамоты будто бы от Варлаама Ванатовича к ясскому митрополиту и молдавскому господарю и привесил к ним подложные, им вырезанные еще в Киеве, печати. Представившись обоим в Яссах, он показывал тому и другому тоже подложный, составленный будто бы жителями Чигирина приговор о желании иметь Епифания у себя епископом. В подложной грамоте, писанной от имени Варлаама, Епифаний выражал то недовольство киевлян, которое затаенно действительно существовало в них со времени отчисления Киева и Малороссии из ведения константинопольского патриарха. Учреждение святейшего синода и издание «Духовного регламента», в котором находится немало антиканонического, еще более усилило недовольство местного духовенства. Прежде киевские митрополиты были «экзархами патриаршего фрону» и малым чем рознились от автокефальных первостоятелей церквей. Теперь они были поставлены наряду с прочими архиереями и даже из митрополитов низведены на степень архиепископскую. Упразднив сан патриарха, Петр I уничтожал постепенно и митрополичьи кафедры, так что к апрелю 1724 года, по смерти Тихона казанского, во всей России не было ни одного митрополита. Оставался в живых Сильвестр смоленский, и его перевели ... далее ...
История Русской Церкви - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... простого русского народа верность религиозным преданиям и нравам отцов и дедов сохранялась крепче и чище. Его религиозная жизнь и по своим достоинствам, и по недостаткам, мало изменилась против прежней допетровской жизни. Сообразно с новыми, более просвещенными религиозными понятиями, меры духовной и светской власти к возвышению народной религиозности и нравов более всего направлялись к смягчению старой обрядовой исключительности народного благочестия и истреблению народных суеверий. Реформа Петра выступила с самым резким обличением религиозного невежества народа, который, по выражению Духовного регламента, не в состоянии был «рассудить между десным и шуим». Обличениями подобного рода наполнены и тогдашние законодательные памятники, и церковная проповедь, и литература. Петр писал в своих указах, что народ не знает ни веры, ни любви, а о надежде и не слыхивал, а всю надежду полагает на пение церковное, пост, поклоны, строение церквей, свечи и ладан, и неоднократно поручал Св. Синоду сочинить краткие книжки и поучения с изложением сущности веры и с точным при этом различением существенного в православии от несущественного, веры от обрядов, неизменного от изменяемого, дабы все ... далее ...
Духовенство древней Вселенской Церкви, Отдел 1 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... это, когда ему после изображения пресвитера пришлось описывать епископа как должностное лицо апостольского века. «Его» епископ оказался лишь «вторым изданием» пресвитера, изданием исправленным, но не дополненным, если не считать права хиротонии, предоставляемого автором епископу, чего, однако же, г. Заозерский, утвердившись на своей точки зрения, мог бы смело и не делать, разделив пополам это право между епископами и «своими» пресвитерами, на основании греческого текста: 14 ст. 4 гл. 1 Поел. к Тимофею. Ввиду вышеуказанного неожиданного казуса, автор заблагорассудил прикрыться ширмочкой из Духовного Регламента Феофана и привел оттюда такие словеса: «дело убо епископа великое, но честь никаковая (?) почитай в Писании знатная определена» ( Заозерский, стр. 109 ) . 86 Сочинение обозначим ниже. 87 Ниже вопрос будет выяснен обстоятельно и убедительно. 88 См. об этих учителях выше, главу первую. 89 Сочинение его «О ересях». Ересь 75, гл. 4 ( в русск. перев. творений его, ч. 5 ) . 90 Некоторых лиц, мало что знающих, кроме догматики митр. Макария, соблазняет то обстоятельство, что в сейчас упомянутой церкви Филиппийской было, по словам апостола, несколько епископов; они ... далее ...
КИЕВСКАЯ ЕПАРХИЯИскать в Источникеpravenc.ru
... К. е., в 1733 г. ставшее самостоятельной епархией. В 1785 г. было создано викариатство К. е. для приходов и монастырей в Речи Посполитой (на Правобережной Украине, в Литве и в Белоруссии) . Межигорский мон-рь. 1843 г. Худож. Ф. Г. Солнцев Межигорский мон-рь. 1843 г. Худож. Ф. Г. Солнцев Вхождение Киевской митрополии в состав Московского Патриархата положило начало ее постепенной унификации с др. правосл. епархиями на территории Российской империи. На развитие К. е. в XVIII в. решающим образом повлияли события, определившие судьбу Русской Церкви в целом: отмена Патриаршества, принятие «Духовного регламента» (25 янв. 1721) , учреждение Святейшего Синода (14 февр. 1721) . Со времени Петра I российские власти принимали меры для упразднения древних прав и привилегий Киевской кафедры. Процесс унификации К. е. официально был завершен к 80-м гг. XVIII в. К этому времени была проведена реформа, в ходе которой границы К. е. были приведены в соответствие с границами одноименного наместничества, изданный 10 апр. 1786 г. указ о секуляризации церковных земель в Малороссии повлиял на все сферы жизни К. е. В целом период 1686-1786 гг. ознаменовался, с одной стороны, активной ... далее ...
Три века непростого пути (к престольному ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... Святителей вселенских Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова угадывается XVIII век. Она была возведена при императрице Анне Иоанновне и является редким памятником архитектуры петровского барокко. Строительство храма по проекту Дж. Трезини началось в 1740 году и велось в течение 20 лет. В сентябре 2010 года состоялось торжественное празднование 250-летия первого освящения Трехсвятительской церкви. Андреевский храм был построен еще раньше — в 1731 году. Чин освящения совершал архиепископ Новгородский и Великолукский Феофан Прокопович — сподвижник Петра I, автор Духовного регламента. Утварь и облачения были пожертвованы императрицей Анной Иоанновной, а иконостас принесли из домовой церкви опального князя Александра Меншикова. Две иконы из меншиковского собрания сохранились в Андреевском соборе и до наших дней: святителя Николая Чудотворца и благоверного князя Александра Невского. В 1761 году в храм попала молния, и он сгорел до основания. Нынешнее здание Андреевского собора было заложено в 1764 году, а 21 марта 1780 года храм был освящен. После освящения храм продолжали расширять и украшать, поэтому в облике храма органично сочетаются черты ... далее ...
Что рассказывают исповедные росписи / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... I покаянная дисциплина, покаянный обычай и все, что с ними связано, несомненно, видоизменяются и деградируют. Консисторский архив наполняется административными делами о нарушениях, воровстве, пьянстве и всяческих непотребствах как мирян, так и духовенства и это, несомненно, признаки все той же болезни, о который сказано было выше. Патриархальность отношений исчезала: теперь между духовенством и народом – государственная власть «Петровское законодательство не остановилось перед тайной исповеди, – пишет профессор С. Смирнов в своем труде «Древнерусский духовник». Известно определение Духовного регламента, по которому священник, узнавший на исповеди об умысле на честь и здоровье государя, о намерении произвести бунт и измену или о произведенном уже в народе соблазне сообщением ложного слуха о небывалом чуде, обязан немедленно донести на виновного. Справедливо отмечается, что духовный отец превращался этим требованием в полицейского агента; патриархальность отношений между ним и (духовными) детьми исчезала; между духовенством и народом становится государственная власть, которая берет на себя исключительное руководство народной мыслью. Но данное определение лишь одно из ... далее ...
Горькая беседа о Синодальном и нашем времени, ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... формуляр присяги был скорее оставлен, чем отменен, только в 1901-м году) . Синод действовал всегда именно как имперское присутственное место, “своею от Царского Величества данною властию, ” – “по указу Его Императорского Величества... » [7]. А обер-прокуроры исполняли обязанности «ока государева» при Святейшем Синоде. Но рядом с Петром появляется ещё одна влиятельная фигура, это архиепископ Псковский Феофан (Прокопович) . Человек, учившийся в иезуитской коллегии в Риме и с позором изгнанный из неё. Феофан ненавидел католицизм и имел симпатии к протестантству. Именно он стал автором «Духовного регламента», сборника правил для руководства Церкви, одобренных лично Петром I и членами Сената. «Петр в России хотел церковное управление организовать так, как было оно организовано в протестантских странах. Такое переустройство не только отвечало его властному самочувствию, и не только требовалось логикой его общей идеи власти или “воли монаршей”. Оно соответствовало и его личному религиозному самочувствию или самомнению. В своем мировоззрении Петр был вполне человеком Реформированного мира, хотя в быту и сохранял неожиданно много привычек или прихотей Московской старины» [8], ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: духовного регламента
Справочник - ПОИСКОВ.РФ