В связи с падением царизма изменилась самая конституция нашего Высшего Церковного Управления, существовавшая последние двести лет в уродливых формах синодального канцеляризма, незаконно измышлённых злой волей царя Петра и его усердствующими не по разуму приспешниками из инославного окружения, естественно, слишком мало заботившимися о сохранении наших канонических устоев. (Чего, например, доброго могла ожидать Русская Церковь от творца «Духовного Регламента» архиепископа Феофана Прокоповича , три раза в своей жизни по конъюнктурным соображениям менявшего конфессию, или тем более от самого кощунника Петра, без меры увлечённого «потешными» оргиями «Всешутейшего собора» либо ассамблеями и «парикмахерскими реформами»). Поэтому, как только представилась к тому историческая возможность, Великий Всероссийский Поместный Собор – гг. восстановил, согласно 34-му Апостольскому правилу, канонический, то есть законный строй Русской Церкви – Патриаршество. Тогда же предусмотрительно был разработан и ряд известных вспомогательных условий, необходимых для закономерного и бесперебойного обеспечения передачи высшей власти от одного её носителя – к другому. Но атмосфера крайнего недоброжелательства, в которой оказалась Церковь сразу же после октябрьского переворота, заставила соборный разум (Собор был прерван в ноябре 1918 г.) подумать и о возможных в будущем непредвиденных, тяжёлых осложнениях в церковной жизни и обеспечении закономерной передачи высшей церковной власти при наличии подобных обстоятельств. Таким образом, на одном из заседаний Собора было вынесено чрезвычайное постановление, рассчитанное на такой именно случай и вполне обеспечивающее непрерывность действия в Церкви патриаршей власти во всем её объёме при любых внешних условиях жизни. Постановлением этим предоставлялось персонально Святейшему Патриарху Тихону, в виде исключения из общих правил, в целях обеспечения единственного выхода из могущего создаться положения, – по собственному усмотрению и с учётом всех обстоятельств времени, – назначить себе преемника, к коему и переходят в таком случае все права и прерогативы Патриарха Всероссийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Введение На северо-востоке Руси конец XIV – XV и XVI века были временем расцвета монастырского строительства. Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия Радонежского основано до 40 монастырей, из них вышли основатели еще около 50-ти монастырей, так что духовное потомство великого радонежского подвижника распространилось по всей Северо-Восточной Руси. Имена основателей монастырей и подвижников уже в конце XVI – начале XVII веков встречаем в русском месяцеслове. Внутренняя жизнь каждого монастыря регламентировалась определенными правилами, в основе которых лежал церковный устав, соединявший в себе два больших отдела: литургический и дисциплинарный. Он дает решения по вопросам церковной службы, монашеской жизни и общехристианского поведения. По классификации Ф. Лилиенфельд необходимо различать следующие типиконы: 1) богослужебный, 2) дисциплинарный, 3) монастырский – типикон в собственном смысле 1 . Третий вид типикона также содержит указания богослужебного или дисциплинарного характера, но лишь для монахов данного монастыря и только 2 . Монастырский устав давался основателем, первым игуменом монастыря. В настоящее время известны всего несколько монастырских уставов XV-XVI веков 3 . Согласно сложившемуся обычаю основатели монастырей передавали свой «закон» в духовном завещании, но чаще устно. Устно был передан устав монастырской жизни и преподобным Кириллом Белозерским. В духовной же грамоте он дает благословение всем, кого оставляет в этом мире, назначает преемником своим священноинока Иннокентия, а также излагает просьбу к белозерскому князю Андрею Дмитриевичу: 1) сохранить в неприкосновенности все пожалования монастырю, 2) надзирать за тем, чтобы его устав в монастыре не нарушался «...а техъ бы еси, господине, зчюнул крепко, кто по моему житьицю не ходитъ, а игумена не иметь слушати. И ты, господине, техъ вели изъ монастыря выслати» 4 . Впоследствии, в 1462 году, Пахомий Серб, при составлении Жития преподобного Кирилла, изложил устав в пересказе его учеников 5 . В этом уставе можно выделить три основных темы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Русак Скачать epub pdf Церковная письменность Усиление духовного образования сопровождалось усилением духовной письменности. В Великороссии воссиял святитель Димитрий Ростовский . Его проповеди , послания к иереям, духовные песни, “Зерцало православного исповедания веры”, Четьи Минеи, Летопись келейная (свод библейской истории параллельно с гражданской), Хронограф о начале славянского народа, “Руно орошенное”, Краткий мартиролог, Летописание царей и патриархов, Каталог российских митрополитов пришлись весьма по душе русскому православному народу. Главными представителями двух направлений в русском богословии в начале XVIII века были владыки Стефан Яворский и Феофан Прокопович . Митроп. Стефан был представителем старого латинско-схоластического типа богословов киевской школы. Феофан был богословом новатором и в богословии, и в проповедничестве, горячим врагом схоластики, риторства и латинства, почитателем преимущественно протестантских богословов. Писал владыка Феофан очень много и большей частью по поручению Петра I. Кроме Регламента он написал: 1) ряд трактатов о начале патриаршества, 2) увещания к раскольникам, 3) о браках с иноверцами, 4) о достоинстве поливательного крещения, 5) первое учение отрокам (Букварь), 6) о блаженствах против ханжей, 7) родословную запись князей и царей, 8) трактат об Амазонках, 9) повесть о свв. Кирилле и Мефодие, 10) предисловие к морскому Регламенту, 11) “Правда воли монаршей” о новом порядке наследования престола. После смерти имп. Петра I он описал его кончину. Им написана апология книги Песнь песней, “Показание великого антихриста”, которого он видел в папе Римском. Проповеди его имели практический, жизненный характер, касались современных событий и животрепещущих вопросов. Оба упомянутых иерарха имели ревностных приверженцев и подражателей, так что около них образовалось две своего рода школы. При Петре I направление Феофана было господствующим. О расхождении между русскими богословами было известно за границей. Католики рассчитывали на владыку Стефана, протестанты – на архиеп. Феофана. В 1716 году, во время пребывания Петра I в Париже, католические богословы возбудили вопрос о соединении Церквей. По поручению царя ответы писали владыка Стефан и Феофан. В Сорбонну был отправлен ответ Феофана и католики неудачу инициативы приписывали именно ему. Аналогичный результат был и с попыткой к воссоединению с Англиканской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выступление митрополита Калужского и Боровского на круглом столе «Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России» 20 лютого 2009 р. 17:15 20 февраля в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Наследие общественного служения Святейшего Патриарха Алексия II и будущее России». На круглом столе выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . Ниже публикуется текст его выступления. Несомненно, одной из самых ярких черт предстоятельства Святейшего Патриарха Алексия стало возрождение духовной жизни в нашем Отечестве. Этому способствовали и внешние причины (в частности изменение отношения государственной власти к религии) однако очевидно, что реализовать предоставившиеся возможности было делом совсем не простым. Более того, можно с уверенностью сказать, что Патриарх Алексий во многом способствовал положительным изменениям подобного рода. В частности можно вспомнить известное письмо направленое тогда еще митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием, Управляющим делами Московской Патриархии главе государства — М.С. Горбачеву, в котором он поставил вопрос о пересмотре государственного законодательства, регламентирующего статус религиозных объединений. Позиция автора письма заключалась в том, что Церковь должна быть реально отделена от государства. Ответом на письмо было указание властей отстранить митрополита Алексия от должности управляющего делами, что и было сделано. Будущий Патриарх в 1986 г. был отправлен из Москвы в «почетную» ссылку на Ленинградскую кафедру. А всего лишь через 4 года Поместный собор 1990 года, избравший его на Престол Первосвятителей Московских проходил уже без какого-либо контроля и вмешательства со стороны государства. Его Святейшество любил повторять тезис о том, что «Церковь отделена от государства но не от общества». И он последовательно на протяжении всех восемнадцати лет своего патриаршего служения стремился воплощать в жизнь эту сентенцию. Он поддерживал баланс в отношениях Церкви и Государства, и высшие лица, управляющие нашей страной, с уважением относились к этой его позиции во взаимоотношениях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208908...

Глава IV. Меры Петра Великого относительно образования духовенства Вопрос об образовании духовенства в Духовном регламенте поставлен в самой тесной связи с преобразованием социальной жизни в среде белого духовенства. Путем разрешения этого вопроса правительство преобразовательной эпохи стремилось, как мы уже замечали, дать прочную внутреннюю организацию духовенству, поставить его в нравственном отношении в уровень с его высоким назначением. Дух и характер, какой стремилось усвоить правительство Петровского времени делу образования духовенства или, лучше сказать, начала, на которых оно мечтало укрепить систему образования духовного сословия, были прямым отражением и развитием установленной правительством системы народного образования вообще. Происхождение же этой последней системы стоит в связи с сословными реформами Петра. Известны результаты социальных, преобразований Петра. Сословными реформами Петра на каждый общественный класс возложена была известная государственная служба. Школа присоединяется сюда для помощи более исправного несения службы. Вот почему она отличается исключительно практическим направлением; вот почему и меры Петра по народному образованию стоят в самом близком отношении к преобразованиям его административным, военным и экономическим. В этом отношении программа нового образования совершенно заменяла собою приноровленное к потребностям церковного характера древнерусской жизни изучение Писания. Школа должна была теперь ответить на те практические, профессиональные задачи, какие поставило новое законодательство каждому классу общества. Общая цель народного образования высказана была Петром в манифесте о вызове иностранцев в Россию... «Дабы наши подданные, писал преобразователь в означенном манифесте, тем более и удобнее могли научиться поныне им неизвестным познаниям и тем искустнее становиться во всех торговых делах... дабы войска наши нетокмо состояли из хорошо обученных людей, но и жили в добром порядке и дисциплине... и вообще дабы подданные наши тем искустнее были во всяком искустве, указали мы сей манифест» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Глава V. Заботы Петра Великого относительно образования монашествующего духовенства Во второй части прибавления к Духовному регламенту излагаются постановления касательно другого класса духовного сословия – духовенства монашествующего. В большинстве случаев законодательство преобразователя относительно монашествующего духовенства стремилось развивать те же самые принципы, на основании которых оно заботилось перестроить и социальную жизнь белого духовенства. Как там, так и здесь принципы эти мало заключали в основе своей нового – такого, что так или иначе не было бы высказано предшествовавшим законодательством XVII века. Новое законодательство относительно монашества во многих случаях, цепляясь за мысли старого, пыталось только развить эти мысли с большей последовательностью и резкостью. И действительно, едва ли в какой-либо другой области Петровского законодательства проведены с такой неумолимо последовательной логикой основные его взгляды, как это мы видим в законодательстве Петра относительно монашества. Здесь, в законах Петра относительно монашества все проникнуто одним духом: несмотря на крупную энергию и поспешность, с какою Петр под влиянием первых же впечатлений выдавал распоряжение за распоряжением, в этих распоряжениях нет взаимного противоречия до мельчайших подробностей. Требования времени, громадная перестройка всей России, сопровождавшаяся непомерным напряжением всех сил народа, чисто хозяйственный взгляд правительства на подданных, требовавший непременного участия всех в государственном деле, строго наблюдавший, чтобы никто не уклонялся от государственной службы, никто «в избылых не был», стали теперь в прямое противоречие с идеей монастырского отречения от мира, заставляли правительство навсегда отрешиться от идеализации монастырский жизни, столь нередко свойственной допетровскому законодательству. Эта идеализация монашества сменяется в законах Петра положительным, сухопрактическим взглядом на монастырь и монашество. Дух времени, искавший видеть в каждом явлении общественной жизни одно лишь полезное, обращался с предъявлением таких же требований общественной пользы и к монашеству, оставляй в стороне первичные истинно-христианские цели этого института.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Дети в храме да молчат… Денис Собур Заведующий научно-исследовательской лабораторией, преподаватель, кандидат физико-математических наук, выпускник МФТИ, автор ряда патентов в области ультрафиолетовых технологий. Подпишитесь на наш Телеграм Что можно сделать, чтобы матери с детьми и прихожане не мешали друг другу и никто при этом не пострадал. Христос благословляет детей Православный фейсбук обрадовался новой теме для обсуждения… Мимоходом вырвавшееся у молодой мамы замечание, что она кормила грудью в храме, вызвало лавину комментариев. И хотя статья была не о том, все бурно стали обсуждать: православно это или нет – кормить грудью в храме. В общем-то, и обсуждения здесь особо не нужно – уже многие годы мамы спокойно кормят грудью и проблемы в этом нет. Кроме того, современная одежда вполне позволяет организовать процесс так, чтобы никому ничего не было видно. В статье, с которой все началось, мама вообще была в слинге. И есть подозрение, что существенная часть протестующих не особо в курсе, что такое слинг, который специально предназначен для того, чтобы кормление грудью не смущало ничей взор. Поэтому в этой бессмысленной дискуссии я вижу лишь желание изобрести обновленную версию Ветхого Завета, в котором будет четко регламентировано, при каких условиях грудью можно кормить, а при каких нет. Желательно собрать синодальную комиссию и издать циркуляр о порядке участия верных в лактации. А если серьезно, то и статья, и комментарий в фейсбуке о. Петра Мещеринова были совершенно о другом. С одной стороны мама, которая хоть как-то пытается наладить свою духовную жизнь (так, как ее учит Русская Православная Церковь). А с другой стороны прихожане и духовенство, которым ее наличие в храме очевидным образом мешает заниматься своей духовной жизнью. И это действительно серьезная проблема – какой мы видим духовную жизнь матери маленьких детей? Какую цель мы ставим, раз уж Церковь призывает верных к многочадию? Самое простое пойти по пути обесценивания. К сожалению, этим грешат обе стороны.

http://blog.predanie.ru/article/deti-v-h...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События ВОСПИТЫВАЕМ БУДУЩЕЕ НАШЕЙ ЦЕРКВИ Источник Михаил Тишков, директор православной гимназии «Радонеж» Отчасти, можно сказать, что «Радонеж» вырос из банного братства. Ещё при советской власти мы, чада разных духовников, регулярно ходили в баню. Это хороший русский православный обычай. А после бани все вместе шли в какой-то ресторан или кафе и там продолжали наше общение за столом. Ну, чем не повод потом продолжить совместную деятельность? В баню просто так люди друг с другом не ходят. Очевидно, это отражает какую-то их общность, духовную близость. Кто-то вышел «из кухни», а мы вышли «из бани», в этом наше отличие от иной московской интеллигенции. В первое время существования братства одним из интеллектуальных центров его был главный редактор радио «Радонеж» Рогожин Алексей Владимирович. Почему назвали наше братство «Радонеж», каждому более или менее понятно. Очевидно, это связано с фигурой Сергия Радонежского, духовного просветителя, собирателя земли русской. Так вот, у Алексея Владимировича есть дача, куда он ездил со своей семьёй из года в год. Она находится по Ярославской дороге на платформе, которая называлась «53 км». А теперь представьте: открыли радио «Радонеж», Алексей Владимирович стал главным редактором «Радонежа». Однажды, они с семейством приезжают к себе на дачу, выходят из электрички и видят, что вместо прежнего названия «53км» крупными буквами написано - «РАДОНЕЖ». То-то они удивились! Какая-то есть во всём этом провиденциальность. Ведь у них находится дача фактически в тех местах, где проходило духовное становление будущего святого. И отсюда, похоронив родителей, преподобный Сергий пошёл на гору, где образовал монастырь. Так что связи глубинные, и даже не проследишь, откуда, из какого подсознания вдруг это выплыло. Кто-то очень хорошо это предложил в своё время. Название на редкость удачное.  Наша гимназия образовалась в 1990 году. Тогда еще и не было каких-либо государственных нормативных документов, которые регламентировали бы возникновение негосударственных образовательных учреждений. И получилось всё это как бы случайно. Сначала она возникла, как классы православной направленности в общеобразовательной школе. Потом нашли незанятое помещение детского сада в районе Ясенево, было получено согласие на уровне местной власти. А дальше всё произошло просто явочным порядком. 

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/108...

епископ Феодорит (Тихонов) Скачать epub pdf Личность святителя Филарета (Дроздова) , 240 лет со дня рождения которого исполняется сегодня, привлекательна тем, что он был многосторонне талантлив. Помимо того, что он был глубоким богословом и академическим ученым, он был к тому же замечательным администратором. Надо сказать, что в жизни очень редко можно встретить глубоких ученых, которые были бы одновременно хорошими администраторами. Обычно ученые тяготятся управленческой деятельностью. Но не таков был святитель Филарет. Ему было дело до всего, что касалось его епархии и вообще церковных дел. Изучая его административную деятельность, невольно задаешься вопросом: как он все это успевал делать… Тем не менее успевал, и успевал отменно. Основными источниками, из которых мы черпаем сведения о его ежедневных административных трудах, являются сборник его резолюций и письма к разным адресатам. Для составления этого доклада весьма полезной оказалась дореволюционная монография Дмитрия Григорьевича Наумова «Филарет, митрополит Московский, как канонист» 1 . Решение тех или иных вопросов епархиальной жизни святитель Филарет старался строить на канонах Православной Церкви. Как это ни странно, но в этом плане святитель уникален для своей эпохи. Когда он начинал свое архиерейское служение, вразумительного сборника «Книги правил» еще не было. Была «Кормчая» на славянском языке, где, как известно, церковные каноны были вперемешку с древними императорскими законами по церковным делам. А потому мы встречаем в «Кормчей», например, такой закон: оскорбление отца или матери карается смертью . То есть руководствоваться «Кормчей» в повседневной церковной жизни было не так просто. Другие архиереи в своих ежедневных епархиальных заботах предпочитали пользоваться предписаниями «Духовного регламента», всевозможными инструкциями и решениями Святейшего Синода. «Кормчую», конечно, все почитали, но мало кто в нее углублялся. Но не таков был святитель Филарет, который везде искал первопричину и основание. Еще до своего архиерейства, в должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии и члена Комиссии духовных училищ (соответствует нынешнему Учебному комитету) святитель Филарет вводит преподавание канонического права в духовные школы и пишет для этого предмета первую программу и краткий конспект лекций. Интересно, что каноническое право в этой программе называлось Theologia Rectrix – Богословие правительственное, то есть каноническое право для митрополита Филарета несомненно входило в круг богословских наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > 1547 год в судьбах России: события и документы Доклад на конференции «1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства» 04.02.2022 1497 Время на чтение 22 минут   Доклад был подготовлен для конференции « 1160 лет Российской государственности и 475 лет Русского Самодержавного Царства » 30 Января 2022 года, однако из-за большого числа выступающих, вышедших из регламентированных хронологических рамок, он не был прочитан. Кандидат исторических наук Павел Геннадиевич Петин предоставил «Русской народной Линии» текст своего доклада для публикации.     С 2011 года, к сожалению, с большими перерывами, вызванными различными жизненными обстоятельствами, совместно с Василием Вадимовичем Бойко-Великим и по его инициативе мы ведем большую работу по составлению « Хронографа Эпохи Царя и Великого Князя Иоанна I Васильевича Грозного», которая связана с целым рядом исследований по установлению письменных источников тех или иных событий, уточнению их датировки. Предлагаю вашему вниманию небольшой доклад, посвященный только 1547 году, который наглядно иллюстрирует источниковедческую проблематику нашей исследовательской работы.   Начало Царства Русского   В 7055 г. (1547) 16 января (все даты даны по старому стилю) ровно 475 лет назад, произошло Венчание на Царство Великого Князя Иоанна Васильевича по благословению его отца Великого Князя Василия Иоанновича в Успенском соборе Московского Кремля . « Венчян бысть на Царство Руское Благоверныи Великий Князь Иван Васильевич всея Русии преосвященным Макарием Митрополитом всея Русии» – свидетельствует «Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича» . Венчание на Царство, совершение таинства Миропомазания Митрополитом Макарием это ключевой момент русской истории – восприятие Российским государством духовного и светского наследства Римской Православной империи (Ромейского Царства) и практическое воплощение концепции « Москва – Третий Рим». Русский Царь – наследник Ромейских Императоров, защитников Вселенского Православия.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010