Прокопович, Бужинский и Кохановский стояли во главе партии людей нового образования и при Петре В. пользовались огромным значением; но после его смерти их положение совершенно изменилось. С ними, как и со всеми людьми нового образования, случилось тоже самое, что в XVII в. случилось с киевскими-учеными, когда они явились в Москву и встретились здесь с московскими грамотниками. Как киевские ученые, воспитанные на латинских книгах и в школах, устроенных по образцу латинских школ, заподозрены были в латинстве и объявлены латынниками, так и люди нового образования, приверженцы реформы, постоянно обращавшиеся в кругу немцев протестантов, учившиеся у них и читавшие их книги, заподозрены были в протестантстве и считались протестантствующими. В приверженцах старого образования и старого порядка дел особенное недовольство и сильные протесты возбуждали, как замечено выше, реформы в церковной области, казавшиеся противными духу православия. Уничтожение патриаршества представлялось посягновением на достоинство и права церкви. Строгие предписания Регламента-свидетельствовать мощи, чудеса, акафисты и жития святых, запрещение строить церкви и часовни без разрешения, ходить по домам с иконами, строгие меры против монахов считались стеснением духовной жизни и оскорбительным вмешательством в дела церковные. Стремясь исправить религиозную жизнь народа, Духовный Регламент в своих предписаниях, Прокопович и другие проповедники в своих проповедях совершенно справедливо нападали на разные суеверия и суеверные обряды и вообще на чисто внешнее обрядовое благочестие, которое у необразованных людей заменяло собою истинное христианское благочестие; но при этих нападениях они часто вдавались в крайности, рисовали резкие и часто грубые картины с разными сатирическими выходками. Это подавало повод думать, что они относятся враждебно и вообще ко всей русской жизни, что, подобно немцам протестантам, они вообще отвергают внешнюю обрядовую сторону религии. А свободная жизнь людей нового образования, усвоивших новые взгляды и обычаи, по видимому, подтверждала эти подозрения. Под влиянием иностранцев, они начали оставлять благочестивые правила и обычаи старины, перестали соблюдать посты, ходить в церковь , вели разгульную жизнь, просиживая ночи в ассамблеях. Недовольство новыми порядками и новыми людьми, поддерживавшими эти порядки, громко раздавалось в кругу монашества, которое во время реформы лишилось многих прежних преимуществ, и особенно усилилось в следствие указа 1724г., которым монастыри отдавались под богадельни и училища, обращались в воспитательные дома «для зазорных младенцев», или в инвалидные дома для призрения старых и увечных солдат. Но до высшей степени раздражение должно было дойти в среде раскольников, против которых были приняты весьма строгие меры и которые, в следствие этого, время реформы начали считать временем антихриста, а самого Петра В. главным его орудием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

прот. Владимир Недосекин Вступление В исторической жизни Русской Православной Церкви среди многочисленного сонма православных пастырей и архипастырей, которых Дух Святый поставил пасти Церковь Божию ( Деян. 20:28 ), выступают лица, деятельность которых оставляет заметный след в истории Церкви. Эти выдающиеся иерархи являлись образцом добродетельной жизни русского народа и кормчими церковного корабля. Среди имен этих светильников земли русской, мы с особенной ясностью видим все величие личности, характера, жизни и трудов Святителя Димитрия, Митрополита Ростовского. Он был первым в России иерархом по происхождению, воспитанию и продолжительному служению на Украине. Просвещая своею жизнью, трудами, вдохновенным словом своих современников, он оказывал на них такое сильное влияние, что слава о нем еще при жизни распространилась по всей России. Оставленные им письменные труды до сих пор являются благодатным источником для жаждущих духовного просвещения. Эти творения явились для Русской Православной Церкви и всего русского народа спасительным и нравственно-назидательным чтением, а автору стяжали право считаться самым влиятельным воспитателем нашего национального благочестия. Святитель Димитрий жил в конце XVII и начале XVIII веков. В эпоху исключительную, когда совершались великие события в гражданкой и религиозной жизни. Это была пора борьбы Украины с Польшей, Православной Церкви с расколом, время великих преобразований императора Петра I. Западные влияния быстро входили в русскую жизнь и вызывали сознание нужды в саморазвитии и исправлении ненормальностей общественной жизни русского народа. Отсюда целый ряд важных явлений в церковной жизни. С расширением пределов русского государства значительно расширилось поле для деятельности православной миссии. Во главе церковного управления, вместо единоличной власти патриарха с временными соборами при нем, стал Святейший правительствующий Синод – постоянное коллегиальное учреждение. Явились и новые вспомогательные ему учреждения – центральные и областные, которые, как и учреждения светского ведомства, управлялись по регламенту. Объем епархиальных прав, особенно судебных и имущественных, сильно ограничился.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Прот. Георгий Коваленко: Все разговоры об отстранении митрополита Владимира от дел — не более чем слухи Почему на Синоде УПЦ было изменено временное управление Киевской епархией? Почему не Блаженнейший Митрополит Владимир возглавлял заседание Священного Синода? Что будет, если Блаженнейший отменит решения Священного Синода, или не признает их? — на эти и другие вопросы отвечает пресс-секретарь Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко. 29 января, 2012 Почему на Синоде УПЦ было изменено временное управление Киевской епархией? Почему не Блаженнейший Митрополит Владимир возглавлял заседание Священного Синода? Что будет, если Блаженнейший отменит решения Священного Синода, или не признает их? — на эти и другие вопросы отвечает пресс-секретарь Украинской Православной Церкви протоиерей Георгий Коваленко. На заседании Священного Синода 26 января 2012 года Украинской Церкви временное управление Киевской епархией было поручено Преосвященному Павлу, митрополиту Вышгородскому и Чернобыльскому, наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Заседание священного Синода прошло без участия митрополита Владимира, находящегося в больнице. Эти события вызвали множество вопросов. Издание УНИАН-религия обратилось за комментарием к пресс-секретарю Украинской Православной Церкви протоиерею Георгию Коваленко. > > > Журналы Священного Синода Украинской Православной Церкви от 26 января 2012 Как Вы оцениваете результаты и решения, принятые на последнем заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви? Протоиерей Георгий Коваленко:  Заседание Священного Синода УПЦ 26 января 2012 года прошло в соответствии с Уставом УПЦ и регламентом. Принятые решения законны и каноничны. Законны – ибо приняты в соответствии с Уставом. Каноничны – ибо приняты единогласно всеми членами Священного Синода, которые поставили свои подписи под журналами Синода. Священный Синод определился с временно управляющим Киевской епархией на время болезни Блаженнейшего Митрополита Владимира. Им стал наместник Киево-Печерской Лавры старший по сану викарий Киевской Митрополии митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. Синод взял на себя ответственность за строительство в Киеве Кафедрального собора в честь Воскресения Христова и Духовно-просветительского центра УПЦ. Отныне все вопросы финансирования и строительства подчинены одному человеку – известному храмостроителю митрополиту Черкасскому и Каневскому Софронию. Священный Синод рассмотрел и другие вопросы жизни нашей Церкви.

http://pravmir.ru/prot-georgij-kovalenko...

прот. Иоанн Чижевский Отделение первое. Управление Российскою Православною Церковью Глава I. О Святейшем Правительствующем Синоде 1 . Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть христианская православная, Кафолическая Восточного Исповедания (свод. зак. т. 1 Осн. Госуд. Зак. ст. 40), созданная на основании Апостол и Пророк, сущу краеуголъну Самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). 2 . Император, престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме православной и потому Он, яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния (т. I ст. 41 и 42). 3 . В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, ею учрежденного (там же ст. 43). 4 . Святейший Правительствующий Синод, как духовное Соборное Правительство имеет власть всякие духовные дела во Всероссийской Церкви управлять, и все верноподданные русского государства, всякого чина, духовные и мирские, обязаны признавать его за важное и сильное правительство, и у него крайние дела духовных управы, решения и вершения просить, и судом его определенным довольствоваться, и указов его слушать во всем под великим за противление и ослушание наказанием. Действуя на основании духовного регламента. Святейший Правительствующий Синод пользуется правом дополнять этот регламент новыми правилами, каковых востребуют разные разных дел случаи, но делать оное должен с Высочайшего соизволения (II. С. З. 25 янв. 1721 г. 3718). 5 . В церковных делах Святейший Правительствующий Синод имеет право совершать и устанавливать то же, что и четыре апостольских Святейших патриарших престола (II. С. З 23 сент. 1723 г. 4310). В духовных делах (русского государства) Св. Синод имеет равную власть, как (в гражданских) Правительствующий Сенат, посему уважение (респект) и послушания надлежит отдавать ему равное и за преступление наказание (II. С. З. 12 апр. 1722 г. 3963, п. 24). А потому Св. Синод имеет равную честь и силу в духовном правительстве, как Правительствующий Сенат в светском (II. С. П и Р. по вед. прав. исп. 31 мая 1721 г. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Валентин Асмус Предисловие к «Эвергетин» Скачать epub pdf I. Константинопольский монастырь Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) Этот монастырь имел определенное значение в истории византийскаго монашества, но знаем мы о нем очень мало, почти исключительно то, что мы находим в его Уставе, напечатанном русским литургистом профессором Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским (11 марта 1856 – 10 августа 1929) в составе монументальнаго тома, озаглавленнаго «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православнаго Востока. Т. I. Τυπιχα. Ч. I. Памятники патриарших уставов и ктиторское монастырские Типиконы. Киев, 1895». В этом томе больше 1000 страниц, и интересующий нас Евергетидский Устав занимает ровно 4оо страниц убористаго текста (стр. 256–656; см. также стр. XXXIII-LIII). В июне 1049 г. житель Константинополя по имени Павел, человек образованный и состоятельный, оставил мир и поселился в убогом загородном доме. В сентябре к нему присоединился сподвижник по имени Тимофей, затем к ним примкнуло еще несколько учеников. В этот момент монастырь представлял собой несколько хижин. Обитель поставила себя под покровительство Богородицы Благодетельницы (Евергетиды). 11 апреля 1054 г. Павел скончался. Наследовавший ему Тимофей благодаря обильной милостыне смог построить настоящий монастырь. Там была достаточно большая церковь , годовщина освящения которой праздновалась 29 декабря, и 3 малыя церкви: одна, посвященная Преображению Господню, другая, посвященная святым апостолам, в которой совершалась служба Великой Пятницы и начало Литургии 29 декабря, и третья – кладбищенская, где совершалось ежегодное поминовение основателя обители и других усопших. Игумен Тимофей снабдил церковь и монастырь необходимой недвижимостью и приобрел имения для содержания обители. Именно он – автор Устава, напечатаннаго Дмитриевским Устав говорит в первую очередь о духовной жизни и регламентирует то, что относится к Литургии, богослужению в целом причащению, исповеди, постам и т.д. Духовно преуспевающим Устав развешает причащаться трижды в неделю, прочим – единожды. Причащению должна предшествовать исповедь; игумен, единственный духовник обители, должен находиться дважды в день, во время Утрени и после Вечерни, в определенном месте, чтобы принимать исповедь и давать духовные советы. Трапеза и посты детально регламентированы. В то же время Тимофей стремится умерить строгость пищевого режима значительными его послаблениями в дни Господских и Богородичных праздников. Главный праздник обители – Успениë в этот день происходила обильная раздача продовольствия нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. XXI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) († 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского ( 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Феофан Прокопович Феофан Прокопович (1677–1736) – архиепископ, политический и церковный деятель, богослов, религиозный поэт. Учился в Киево-Могилянской академии, в иезуитских школах Львова, Кракова и в римском католическом коллегиуме Св. Афанасия. Делом всей жизни Прокоповича стало участие в петровских церковных реформах, замены традиционного для России соборного управления Церковью на синодальное, установившего полный контроль государства над Церковью. В 1822 году вышло составленное им и одобренное Петром I «Прибавление к Духовному регламенту», по которому запрещалось пострижение в монастыри мужчин, не достигш их 30 лет, а для пострига женщин определялся возраст от 50 до 60 лет. Полный запрет вводился для пострижения военных и чиновников, целый ряд ограничений касался крепостных, должников и др. Исключения допускались лишь с разрешения Святейшего синода. В сочинении «Правда воли монаршей» сформулировал принцип Божественного происхождения царской власти. Автор нескольких переложений псалмов и трактата «Краткое толкование псалма Давидова сточетыредесятого». Помимо русского, писал на польском и латинском языках. Всяк себе в помощь Вышняго предавый живет под кровом Божией державы. Той везде радость обретаяй многу, веселым гласом возопиет к Богу: «Ты мой заступник, Ты мой и щит твердый, в Тебе надежда, Ты Бог милосердый!» О, блажен еси, в бозе уповая, Он бо от Тебе отвратит вся злая, Измет от сети ловец злонадежных и предочистит от словес мятежных. От своих рамен (плечей) и своих крыл щитом тебе покрыет пред всяким наветом. Истинна его, аки страж оружный, тебе отвсюду оградит в час нужный. Не страшен тебе нощный вран и стрелы, ими же сеет злый случай в день белый; Ни бледый примрак, в тме людей страшащий, ниже бес черный, в полудни ходящий. И будет егда от обоей страны тысяща и тмы упадет на брани, Но к тебе в той час и время то злое не приближится бедство ни малое. А над врагами узриши твоими достойную казнь, сам сый невредимый.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» Молитвенное правило – 1) ежедневные молитвы , которые совершают христиане, минимально — утренние и вечерние (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове ); 2) регламентированное чтение этих молитв. Правило бывает общим – универсальным для всех — или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно. Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс.21:2, 30:6 ). Наиболее распространённые молитвенные правила: 1) Молитвенное правило, которое печатается в « Православном молитвослове ». 2) Молитвенное правило по Часослову. См. проект: Домашний Часослов . 3) Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского . В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила совместно, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Можно читать совместно несколько выбранных молитв утром/днём/вечером. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь »), и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет её. Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие. Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

http://azbyka.ru/molitvennoe-pravilo

Римский С. В. Глава I. Русская Православная Церковь накануне реформ 1. Церковно-государственные отношения При кажущейся ясности и изученности взаимоотношений Православной Церкви и государства остается возможность взглянуть на них под несколько иным углом зрения. Общие положения давно выяснены и не требуют доказательств: Церковь тесно слилась с государством, последнее господствовало над Церковью , сделало ее орудием политики, а та широко пользовалась услугами государства вплоть до обращения в свое лоно иноверцев 24 . Признавая это, я хотел бы несколько по-иному подойти к осмыслению данной проблемы, детализировать ее. И главным здесь видится вопрос: как, каким образом, посредством чего реализовывались данные отношения и какой практический эффект достигался сторонами. Для того, чтобы не выйти за рамки темы исследования, подробному рассмотрению целесообразно подвергнуть аспекты, имеющие непосредственное отношение к церковной реформе Александра II. Итак, изложим некоторые общие наблюдения. В канун 1860-х годов Русская Православная Церковь официально занимала особое место среди религиозных организаций России. Православие считалось государственной религией. «Первенствующая и господствующая в Российской империи вера есть христианская православная кафолического восточного исповедания», – гласил закон 25 . Могут возразить, что и другие конфессии имели такие же льготы, как и Русская Православная Церковь , а потому приведенный тезис – преувеличение 26 . Действительно, законодательство определяло одинаковые для всех исповеданий права и льготы, порядок перехода мирян в духовное сословие 27 . Тем не менее, общий взгляд на действовавшее к середине XIX в. право оставляет нам возможность придерживаться высказанного мнения. Вот некоторые наблюдения. В современной историографии уделялось недостаточно внимания правовым аспектам вопроса. Между тем даже беглое знакомство с историей развития церковно-государственных отношений показывает, что создание и совершенствование их правовой основы занимало важное место в творчестве законодателя. Причина ясна: при поголовно верующем населении религия оставалась одним из самых влиятельных факторов жизни народа и государства. Постепенно в России сформировалась специальная отрасль юриспруденции – церковное право. Оно регулировало не только собственно церковно-государственные отношения, но в значительной мере – и внутрицерковные. Его источниками считались Священное Писание , правила апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, сочинения отцов Церкви, Духовный регламент, изданные после него царские указы, определения Святейшего Синода и действующие гражданские законы 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание 1. Общие курсы    В 1805 г. появился первый обобщающий труд по истории Русской Церкви митрополита Московского Платона (Левшина) «Краткая российская церковная история» (2 т.). Материал расположен в хронологическом порядке (изложение доведено до 1700 г.), без обобщения и систематизации. Этот первый опыт создания курса русской церковной истории был высоко оценен последующими учеными за талантливость изложения и меткость замечаний. До 60-х гг. XIX в. учебником по русской церковной истории оставался вышедший в 1817 г. труд архимандрита Иннокентия (Смирнова), впоследствии епископа Пензенского, «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.» (2 ч.). Для него характерны стремление автора к разделению повествования на строгие и формальные рубрики, иногда в ущерб содержанию, и отсутствие критики источников.    Значительным вкладом в развитие отечественной науки явилась «История Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) (Рига; Москва, 1847—1848. 4 т.; 6-е изд. М., 1895. 5 т.), представляющая собой систематическое изложение истории, пять томов которой соответствуют пяти периодам: 1) до нашествия монголов, 2) до разделения митрополии, 3) до учреждения патриаршества, 4) патриарший, 5) синодального управления до 1825 г. Автор особо подчеркивает значимость разделения Киевской митрополии и прослеживает историю как Западнорусской, так и Московской митрополий, обращая внимание главным образом на изменения в системе управления. Для архиепископа Филарета характерна резко критическая оценка состояния образованности русского средневекового общества. В изложении событий синодального периода автор был ограничен цензурой: одно только упоминание о протестантских симпатиях составителя «Духовного регламента» (СПб., 1721) архиепископа Феофана (Прокоповича) вызвало неудовольствие Святейшего Синода.    Одновременно с появлением «Истории Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) начали выходить первые тома монументального труда архимандрита Макария (Булгакова), впоследствии митрополита Московского и Коломенского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010