сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Владыка и творческая интеллигенция Облик Владыки Мое знакомство с Владыкой Питиримом началось в 1976 году. Скончался один достойный человек, родственник отца Павла Флоренского. Отпевали его в храме Воскресения словущего. Знакомые попросили меня помочь нести гроб. Отпевал усопшего сам Владыка. Перед началом Владыка подошел к усопшему, поправил венчик, свечку в руках, цветы, коснулся одежд... какие-то еще движения его были, такие несложные, даже и не очень бросающиеся в глаза, но тягостность минуты была преодолена. Вообще это наше счастье, что у нас есть этот православный обряд прощания, он снимает самую жгучую горечь, он напоминает, что день смерти – это и день рождения в жизнь вечную. Но умом и душою ты принимаешь это, если священник служит так, как вел службы Владыка Питирим. Голос его был негромкий, немного глуховатый, но необычайно молитвенный. Облик его уже навсегда вошел в мое сознание – величественный и одухотворенный. Именно с тех пор храм Владыки стал моим храмом... Владыка всегда сам читал покаянный канон и великопостную молитву Ефрема Сирина , и сколько я ни слушал, постоянно было ощущение, что он читает только для себя и меня, а в храме-то полным-полно народу. Это все невосполнимо и незабываемо. А первая личная встреча у нас случилась тремя годами позднее. «Комсомольская правда» опубликовала мой очерк «Святое поле». Это был один из первых шагов к тому, что предстоящее в 1980 году 600-летие Куликовской битвы стало важным событием в возрождении русской духовной жизни. Иллюстрацией к очерку была картина С. Харламова «Поле Куликово. Перед битвой». Не знаю, кто показал эту статью Владыке, может, и сама она ему попалась на глаза и запомнилась, но в результате я оказался в числе тех, кого Владыка пригласил к себе в храм, точнее, в служебное помещение. Я многих потом спрашивал, и все подтвердили, что это была первая из подобных встреч иерарха церкви с творческой интеллигенцией. Мы пришли с Валентином Распутиным, Сергеем Харламовым и Борисом Карповым, автором первого документального фильма о Православной Церкви «Под благодатным покровом». А всего было человек 15–17. И чувствовалась вначале какая-то зажатость, конечно, от того, что опыта таких встреч у большинства из нас не было. Но вот появился Владыка Питирим, очень радостный, поздоровался с каждым. Кто-то просил благословения, кто-то еще не умел делать этого. Появился чай. Владыка только что вернулся из Европы, и запомнилось, как он с таким мягким юмором рассказывал, как наблюдал богослужебное представление у католиков: «Вот вошла девушка, изображавшая Еву, потом юноша, представлявший Адама. Потом грянула музыка, вполз Змей-обольститель»... и какие-то еще смешные детали, подмеченные им мастерски. Вскоре разговор стал общим, напряжение первой встречи с иерархом улетучилось... А ведь это, по сути, было самое начало сотрудничества Церкви и православной общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

У святителя Николая в Бари Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Благочестие русского человека питает особую любовь к святителю Николаю, Мирликийскому чудотворцу († ок. 345; пам. 6 дек.). Верующий человек стремится побывать в итальянском городе Бари, чтобы поклониться святым мощам угодника Божия, которые почивают там с 1087 года. В последнее время в Бари проходят фестивали русского искусства, которые приурочиваются к летнему или зимнему дню памяти Святителя. 15–23 мая 2010 года в Бари проходил четвёртый фестиваль “Летний сад искусств”, в котором принял участие хор Регентской школы при Московской Духовной академии. В брошюре-программе фестиваля, выпущенной к его началу, говорится: “Хор Регентской школы — это самостоятельный творческий коллектив, который под управлением доцента Елены Николаевны Байковой приобрел профессиональное звучание” (Фестиваль российского искусства. Бари, 2010. С. 19). В рамках подготовки к поездке и к выступлению в марте был записан молебен святителю Николаю с акафистом нараспев. Выступлению хора 19 мая предшествовала спевка, и на звуки песнопений пришла группа итальянцев с переводчиком, который сообщил о желании известного итальянского певца Альбано Каризи спеть с коллективом школы “Аве Мария” Гуно в сопровождении органа. Концерт начался в 20.30 в базилике святителя Николая, которая была заполнена слушателями, присутствовало телевидение, мэр города Бари, гости, соотечественники. Концерт прошёл “на одном дыхании”, хористы старательно выполняли требования дирижера, были очень собранны и восприимчивы к жестам и штрихам музыкального материала концертной программы. Хор показал хороший уровень и ансамбль, благодаря достойной подготовке, полученной в Регентской школе. Своды древней базилики огласились православными песнопениями. Были исполнены пасхальные песнопения, песнопения, посвящённые святителю Николаю, а также преподобному Сергию и др. Особо следует назвать концерт Д. С. Бортнянского “Да воскреснет Бог” и Великое славословие Велиумова. Из произведений, созданных в Регентской школе, можно отметить “У Троицы окрылённые” и гимн Регентской школы (слова и музыка А. Звездина, выпускника Регентской школы). После завершения программы концерта Альбано Каризи исполнил “Аве Мария” Гуно в сопровождении органа и хора школы. Все произведения звучали без конферанса, поражала тишина в базилике, зато в конце концерта раздались бурные аплодисменты с радостными благодарственными словами на итальянском языке. Было сказано много тёплых слов в адрес хора Регентской школы, мэр города Бари пожал руку каждой хористке и сказал “спасибо” по-итальянски. После выступления много фотографировали.

http://pravmir.ru/u-svyatitelya-nikolaya...

Е.Д. Дога: " Музыка настолько тесно переплелась с культурой, что сама стала культурой " Источник: Радонеж О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ " Я не могу рассматривать музыкальное воспитание в отрыве от воспитания вообще, – сказал он. – Сегодня мы много говорим о необходимости изучения истории нашей страны, изучения нашей культуры, чтобы наиболее полно раскрыть тот духовно-нравственный потенциал, которые заложен в нас предками. Но ведь музыка – это и есть наша культура. Она часть целого, органично связанная с другими неразрывными друг от друга частями: языком народа, его родной литературой, зодчеством, живописью... То есть музыка настолько тесно переплелась с культурой, что сама стала культурой. И даже слово во всей своей полноте на самом деле является музыкой, потому что, правильно произнесенное, оно обладает эмоциональной насыщенностью, ритмом, интонацией, тембром и массой других атрибутов, которые свойственны музыке. Одна беда – у нас так мало педагогов, которые способны привить любовь к музыке. В свое время я очень любил уроки виолончели у итальянца Пабло Джованни Баччини (ставшего впоследствии Павлом Ивановичем Бачининым), и совершенно не нравились уроки фортепиано, где преподаватель постоянно твердил: " Не так сидишь " , " Не так руки держишь " И что же? В результате, я прекрасно играл на виолончели и плохо на фортепиано. Недостаточно учить нотной грамоте и бить по рукам указкой за то, что кто-то не так поставил кисть! Нужно все свои профессиональные, интеллектуальные усилия направить на то, чтобы привить детям любовь. Не только к музыке. Ко всему! И музыка в данном случае может стать тем инструментом, с помощью которого ребенок научиться любить. Это понял Баччини. Но важно еще правильно подавать музыку. Не пугать ею! Ведь всем нам не раз приходилось слышать: " Симфоническая музыка – это так сложно. Это серьезной жанр, чтобы его понять, нужно сначала подготовиться!.. " Им и невдомек, что такая характеристика лишь отпугивает людей. А нужно научить любоваться музыкой! В каждом человеке без исключения заложено понимание прекрасного, необходимо лишь пробудить это чувство. Вот, порхает бабочка, и взрослый вместо того, чтобы показать ребенку всю красоту ее полета, наверняка скажет: " А ну-ка давай ее поймаем! " Когда такой ребенок подрастет, при виде бабочки в нем заговорит не чувство прекрасного, а – простите – охотничий инстинкт " .

http://pravoslavie.ru/36352.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Музыка среди нас... Заметки композитора 23.01.2012 911 Время на чтение 10 минут Вспомним нашу человеческую МУЗЫКАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ: по грехопадению Адама и Евы и изгнанию их из Эдема, Господь по своему неизреченному милосердию даровал - открыл - им чудесную способность: потребность оплакивания своих прегрешений (покаянный плач) и, в тоже время, сохранять благодарность Творцу, произнося СЛАВОСЛОВИЯ ЕМУ И ВОИНСТВУ ЕГО (гимны). Плач и гимн - вот истоки того, что позже стало именоваться «музыкой». Прошло время, и по произволению своему и греховности своей человек стал забывать это изначальное предназначение Музыки, привнося её божественную способность воздействия на человеческую душу в земную жизнь: труд, семья, рождение, похороны и т.д. Так возник Фольклор, самобытное искусство человеческое, что и сегодня сохраняет свою живительную силу и способность быть всепомощником человеку. Перешагнём через века и вот мы в дне сегодняшнем, среди моря разливанного самых различных и порой взаимоисключающих музыкальных жанров, стилей, понятий, вкусов, предпочтений и т.п. Но во всём этом бесконечном разнообразия всегда можно точно и почти безошибочно определиться - какие истоки питают эту музыку - духовно-нравственные, созидательные или это музыка от лукавого, бесовская музыка, что уже потому и не может именоваться Музыкой, ибо все связующие с Творцом, созидательные нити порваны в ней окончательно... И, дабы сохранить свою душу от повреждения, от нарочитого сатанинского вредительства, должно соблюдать величайшую осторожность и бдительность в выборе СВОЕГО жанра, своего предпочтения, своей Музыки... Моя музыка К великому сожалению чаще всего не мы выбираем, но нас выбирают: неуспехи нашего светского воспитания и маловерие тому причина, также как и наша «всеядность» и неустойчивость перед искушениями, коими переполнен современный мир. Только серьёзное и достойное полноценное музыкальное воспитание и стойкая вера может даровать нам возможность самим оценивать и принимать (или не принимать) самые различные музыкальные течения, направления, стили, избегая подделок под музыку, отделяя прекрасное от дурного, находя для себя то истинное и великое, что греет сердце, возвышает ум, душу, очищает и приближает к Богу. Это и есть МОЯ МУЗЫКА, которую я могу, должен найти, встретить и сделать своим спутником-помощником на всю оставшуюся земную жизнь. Так хочется и так должно быть, но этого нет, а если и есть, то лишь для незначительного посвящённого и просвещённого меньшинства: большинству же уготовлена другая участь. Вот об этом и хотелось бы здесь поведать, предостеречь да помочь советом...

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/24/...

Скачать epub pdf Введение «Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка» Джу Шин (Shu Ching, 6 столетие до Р. Хр.) БИБЛИЯ ПОВЕСТВУЕТ, что когда иудейский царь Саул буйствовал, то придворные вызывали во дворец отрока Давида, чтобы он играл на гуслях для царя. Нежные и мелодичные звуки успокаивали Саула, и он опять становился нормальным человеком. Так еще в самой седой древности люди знали, что нежные мелодии благотворно влияют на настроение человека. Современная музыка вроде рок-н-ролла, особенно в стиле «тяжелого металла», производит на слушателей противоположное действие: спокойных людей она приводит в состояние буйности, ажиотажа и злобы. Рок-н-ролл появился лет сорок тому назад. За этот период это направление в музыке развивалось все больше в сторону страстности. David Gergen так характеризует эту эволюцию: «Разницу между вчерашней рок-музыкой и сегодняшней можно уподобить скачку от моделей в купальных костюмах, помещаемых в журнале «Иллюстрированный спорт» к фотографиям обнаженных женщин в порнографическом журнале» (USA Today, окт. 11,1985). В наши дни увлечение рок-музыкой превратилось в своего рода всемирное движение, насчитывающее сотни миллионов последователей. Для многих молодых людей рок-музыка и ее более буйный вариант «тяжелый металл» стали стилем жизни, где поощряется распутство, употребление наркотиков, буйство и нигилизм. В этой брошюре мы скажем несколько слов об общем значении музыки в духовной жизни человека; приведем мнения психологов, докторов и общественных деятелей относительно влияния современной рок-музыки на молодежь, в частности на сексуальное и буйное поведение; выявим антихристианские, оккультные и даже сатанинские элементы в некоторых формах рок-музыки. В заключение рассмотрим рок-музыку с христианской точки зрения и обсудим вопрос, как родители могут помочь своим подросткам осознать вредные последствия влияния такой музыки. Сила музыки Музыка одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

поиск:   разделы   рассылка Светлана Галанинская Музыка свободы во Христе Игумен Сергий Рыбко о духовности классического рока Все, чем мы увлекаемся в юности, как правило, оказывает на нас очень сильное влияние. А музыку в 18 лет любят слушать практически все. В том числе и христиане. Мало кто задумывается, что известные ныне православные священники в молодости тоже испытывали сильное влияние мелодий и исполнителей самых разных направлений. Портал " Religare " попытался выяснить, совместимы ли музыкальные увлечения с христианством и меняется ли восприятие любимой музыки после облачения в иерейский сан. – Отец Сергий, рок-музыка, которую Вы слушали в юности, повлияла на Вас как на священника? – Конечно. Я слушал классический западный рок, который в советские времена не приветствовался, поскольку выступал против коммунистического общества, против тоталитаризма, бездушия, безбожия, инфантилизма. Но ведь любое отрицание предполагает поиск чего-то положительного, каких-то морально-нравственных критериев. Так я в конце концов и пришел к Православию. – Какие любимые группы заставили Вас об этом задуматься? Объясните, пожалуйста, на конкретных примерах. – Например, группа Pink Floyd. Я долго находился под обаянием красоты этой музыки, ее электрической палитры. Почти любая симфоническая классика показывает нам только этот мир – с его страстями, историческими катаклизмами, а Pink Floyd ясно давали понять, что существует другой мир. Не искусственный мир наркотических грез, а именно настоящий, но другой. Я искал его. И тот же самый порыв потом заставил меня читать Евангелие и религиозных философов. Музыка Pink Floyd помогала это понять. Еще я очень любил и люблю группу Slade. Это классический хард-рок, но очень лиричный. Их мелодии задевают глубины души и рождают достаточно тонкие чувства... Но главное не в этом. – А в чем? – В том, что рок-музыка сделала меня свободным. Выбирая в то время между Богом и свободой, я бы, вероятно, выбрал свободу – но решающую роль сыграло то обстоятельство, что вне Бога подлинной свободы нет. Где Бог, там и свобода. Свобода и жизнь в Боге для меня одно и то же. В 18 лет я это понял, вот и пришел к религии. А в 19 уже служил в храме, мне хотелось быть как можно ближе к тому, что я все время искал.

http://religare.ru/2_98185.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Музыка, литература, художественное творчество и духовная жизнь   Музыка, литература, художественное творчество и духовная жизнь     Только теперь, когда можно оглянуться назад, мне стало понятно, что мирские знания не уничтожают заблуждений, а лишь увеличивают их. Ясность и разумение приходят только в благодатном постижении Бога. Воображение - это дурная привычка ума рыться на свалке помышлений. Ум, оскверненный воображением, подобен пучине, заглатывающей жизнь человека. Всякое мирское творчество - это попытка познать мир и человека нечистым воображением греховного ума, заводящего душу в тупики отчаяния. Несомненно, увлечением художественной литературой и классической музыкой приходится переболеть нравственно. Это направление человеческой деятельности развивает подростковый ум, но, развив, начинает его убивать, замыкая все его устремления на слепом лжеверии в абсолютную ценность провозглашенных ею идей.   С другой стороны, не прикоснувшись хотя бы слегка к лучшим человеческим достижениям в литературе и музыке, человек не обязательно останется простецом, храня уникальное состояние простого детского разума. Редки такие простецы, особенно во времена всеобщего бездуховного образования. Большей частью неразвитый ум заменяет свою неразвитость хитростью и изворотливостью. Всякая испорченная псевдознанием душа, поставившая эталоном собственные литературные или музыкальные критерии, становится нетерпимой к тем, кто имеет иное представление об этих предметах. Ограждение помогает вырасти молодому деревцу, но убивает взрослое дерево, впиваясь в его тело своими железными объятиями. Раздумья, рожденные вымыслами, не имеют конца.   Желания, спровоцированные художественным творчеством, не имеют предела. Все они укрепляют эгоизм, пожирающий человеческое существо, не замечающее спасительной простоты истины - Христа. Такая эгоистическая цивилизация без Христа становится цивилизацией негодяев, так как эгоистическое существование целиком замешано на гордости.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=11&iid=2...

Митрополит Волоколамский Иларион: Сила Европы должна заключаться в нравственном стержне европейского общества 17 сентября 2019 г. 10:06 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента итальянской католической газеты «Аввенире». — Владыка, помимо богословия и философии Вы также обучались игре на фортепиано и на скрипке. Какую роль в Вашем духовном мире играет музыка? — Я учился музыке с трех лет вплоть до двадцатилетнего возраста. Тогда я принял монашество и решил, что музыкальная страница моей жизни перевернута, и двадцать лет вообще не занимался музыкой. Но на сороковом году жизни я снова начал писать музыку и написал несколько музыкальных произведений, в том числе «Страсти по Матфею» — сочинение, вдохновленное музыкой Иоганна Себастьяна Баха, а также и православным богослужением. За двенадцать лет, прошедших с тех пор, это музыкальное произведение исполнялось более 120 раз в разных странах, в том числе Италии. После этого я написал еще несколько крупных произведений. Но с тех пор как я был назначен председателем Отдела внешних церковных связей, я не имею ни времени, ни возможности заниматься музыкой. Для меня она является не только искусством, но это и особым способом миссионерского служения. Музыка — это язык, который можно понимать без переводчика. При ее помощи можно передать то, что невозможно передать словами. Для меня возможность самовыражения в музыке — это возможность проповеди через нее. Всю свою сознательную жизнь я занимаюсь тем, что проповедую Христа. Я это делаю через проповедь в храме, через книги, которые пишу, через телевизионную передачу, которую веду еженедельно на российском телевидении, а также и через музыку. — Поэтому для Вас музыка также является инструментом диалога? — Да, это инструмент диалога с теми людьми, у которых открытое сердце. — Вы упомянули, что ведете еженедельную телевизионную программу. Как Вы считаете, средства массовой информации, в частности, социальные сети, могут быть средством проповеди?

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Может ли духовность быть представлена средствами кинематографа? 12 сентября состоялась открытая лекция ординарного профессор Фрибурского университета Швейцарии Мишеля Вьеня (Michel Viegnes) «Духовный мир средствами кинематографа». Профессор Вьень специализируется на изучении литературы XIX–XX веков, несколько лет он заведовал отделением филологии Фрибурского университета, сейчас занимает должность ординарного профессора. Лекция состоялась в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете . Может ли духовность быть представлена средствами кинематографа – этот вопрос, заявленный в названии лекции, профессор Вьень изучает на примере трех фильмов: «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Франциск, менестрель Божий» Р. Росселлини, «Под солнцем сатаны» М. Пьяла. Выступление было проиллюстрировано фрагментами из этих фильмов, уточняющими и разъясняющими сказанное. Мишель Вьень: Как можно передать духовный мир, какими средствами? Иконография, литература и музыка – в какой-то мере могут дать нам представление о духовности, о том, что творится в душе человека. Но является ли кинематограф приемлемым способом отображения духовности, может ли кино передать духовное измерение истории, событий, могут ли способствовать этому актеры? Я хочу начать с цитирования книги «Кино и духовность», которая была опубликована в 1985 году. В ней мой коллега из университета Фрибурга, отмечает, что в отличие от прочих видов искусств, которые зародились как сакральные – литература, музыка, и живопись вышли из религиозных таинств – кино зародилось совершенно иным образом. Это современное искусство, у него нет истоков в сакральном, зато есть современные технические средства, которые помогают реализовывать цели кинематографа. Соответственно, кино как современное искусство сталкивается с трудностью выражения духовности, но при этом есть какие-то особые возможности, которые дает только кино. В отличии от других видов искусства кино может показать невыразимое. Пожалуй, здесь ближе всего к кинематографу стоит театр. Театр представляет нам то, что называют полифонией информации, то есть передает нам большое количество сообщений по разным каналам восприятия. Так, у нас есть визуальный канал – это внешний вид актеров, костюмы и так далее. Все, что мы видим на сцене театра, очень важно, все – символ: любая одежда, любое сочетание цветов. Есть звуковой канал – голоса актеров, музыка, смех, стенания. Есть и множество других каналов восприятия, как минимум десять, и все они воздействуют на зрителя. Что же кинематограф как отличное от театра искусство может предложить в дополнение? Рассмотрим на примере трех фильмов.

http://pravmir.ru/professor-mishel-ven-d...

Л.Карфикова «О надписании псалмов» Следующим из ранних сочинений 328 Григория считается трактат О надписании Псалмов (Ες τς πιγραφς τν Ψαλμν). Речь идет не о каком-либо полном комментарии Псалтири, скорее здесь представлены общие размышления о структуре и смысле ветхозаветной Книги Псалмов. Для начала Григорий дает обзор отдельных частей Псалтири ( Пс. 1–41; 42–72; 73–89; 90–106; 107–150 [нумерация согласно еврейскому тексту]) 329 , затем разбирает надписания отдельных Псалмов, либо в их «историческом» смысле (напр. соотношение Псалма с определенным эпизодом жизни царя Давида 330 ), либо – преимущественно – в аллегорическом значении (к излюбленным образам Григория принадлежит восьмиструнный инструмент, числом своих струн символизирующий начало будущего века 331 ). Некоторые исследователи считают это сочинение незавершенным 332 . Малая теология музыки Прежде чем взяться за толкование, Григорий размышляет над тем, почему царь Давид преподносит свою «философию» (φιλοσοφαν 333 ) в музыкальной форме Псалмов. Поскольку музыка, сравнительно с изобразительным искусством, больше связана с эмоциональным восприятием, нежели с материей, у отцов Церкви она не всегда удостаивалась высокой оценки. Вспомним хотя бы стыдливое признание Августина, что он наслаждается пением Псалмов, – а не только духовным содержанием слов 334 ! Сказанное не выражает какую-либо субъективную позицию этого весьма своеобразного мыслителя, бывшего манихея (и, между прочим, автора систематического, в пифагорейском духе, трактата О музыке 335 ). Для других отцов Церкви музыка также имела какой-то подозрительный привкус если не откровенно языческих культов 336 , то, по крайней мере, изнеженности и беспутства 337 . Ветхозаветное употребление музыки – так же, как принесение кровавых жертв, – отцы считали чем-то уже превзойденным духовным законом Евангелия, и старались истолковывать упоминания о нем аллегорически 338 (отсюда и особая трактовка Григорием «восьмиструнного инструмента», и другие примеры, с которыми мы еще встретимся).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010