Закрыть itemscope itemtype="" > Самый народный из всех русских композиторов К 180-летию великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (6 (19) марта 1844 - 8 (21) июня 1908) 19.03.2024 264 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников «Несмотря на всю разность наших музыкальных индивидуальностей, мы идём по одной дороге, и я, со своей стороны, горжусь иметь такого спутника» П.И. Чайковский о Н.А. Римском-Корсакове В марте текущего года вся российская и мировая музыкальная культура отмечает 180-летие со дня рождения одного из мировых гениев музыки, русского музыкального гиганта, славного композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова – уникальное явление в истории русской и мировой музыкальной культуры. В своих произведениях он объединил все виды музыкального жанра, смог создать образы сложнейшего для России исторического периода, предсказать грядущие перемены и сатирически вскрыть тяжелейшие язвы русского общества. « Это композитор, который осуществил связь времен в русской музыке. Его творческий стиль перекинул мост от заветного глинкинского периода к Русскому Двадцатому веку, к поколению Стравинского, Прокофьева» (С.М. Слонимский). Музыкальное наследие Римского-Корсакова многогранно и колоссально: 15 опер; 3 кантаты: («Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге», «Из Гомера»); программная симфоническая музыка: («Антар» - в др. редакции вторая симфония, «Испанское каприччио» , «Шехеразада» , «Светлый праздник»); 3 симфонии, симфониетта, концерт для ф-но с оркестром, Фантазия для скрипки с оркестром, Увертюра на темы трех русских песен, Сербская фантазия, 79 романсов, вокальные ансамбли, хоры, духовная музыка; камерно-инструментальные сочинения; два сборника обработок русских народных песен а также литературные и научные труды. Это – потрясающее наследие Римского-Корсакова и в русской, и в мировой культуре! В раннем детстве Николай хотел был мореплавателем. Поэтому отец и отдал его на обучение в Морской кадетский корпус.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/sa...

Закрыть В Санкт-Петербурге возрождается традиция Великопостных концертов 12.04.2024 27 Фото: mitropolia.spb.ru В четверг, 11 апреля, в Доме журналиста состоялась пресс-конференция, посвященная возрождению традиций Великопостных концертов в Санкт-Петербурге. Встречу вела руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Консерватории Екатерина Смирнова рассказала, что Великопостные концерты – исконно русское явление, на Западе такой традиции нет. Первые концерты прошли в XVIII веке в Санкт-Петербурге, а регулярно они стали проходить с середины XIX века в бывшем зале Дворянского собрания. Вклад в формирование традиции внес директор Императорской придворной певческой капеллы Алексей Львов. Сначала на концертах звучала возвышающая душу музыка западно-европейских композиторов, а с накоплением репертуара русских композиторов программы в включали их произведения. В 1917 году традиция была прервана. В 2010 году концерты были возрождены на исторической площадке – сцене Большого зала Филармонии «Обществом возрождения художественной Руси 1915» и проходили вплоть до 2016 года, затем традиция была прервана и теперь вновь возобновляется. 14 и 15 апреля состоятся концерты Дивны Любоевич и хора «Мелоди» из Сербии. Их выступление будет сопровождаться словами, раскрывающими смысл важных дней в жизни каждого христианина. 26 апреля на сцену выйдут мужской хор «Древнерусский распев» (Москва) и ансамбль древнерусской духовной музыки «Знамение» Санкт-Петербургской консерватории. Прозвучат старинные песнопения. 28 апреля выступит мужской хор «Оптина пустынь» (Санкт-Петербург) с новой программой «Сокровища русской хоровой музыки классического периода». Выступления исполнителей будут сопровождаться историческими и смысловыми комментариями. Руководитель «Общества возрождения художественной Руси 1915» Наталья Орлова отметила, что идея возродить концерты возникла у нее после прочтения книги об истории «Общества возрождения художественной Руси», основанного в 1915 году и объединяющего деятелей культуры, интеллигенцию, аристократию и крупнейших промышленников, которые ратовали за изучение, сохранение и развитие традиционной русской культуры. Собрание учредителей возглавлял император Николай II. Началом деятельности Общества стало строительство в новорусском стиле Феодоровского Государева собора в Царском Селе, в котором нашла свое воплощение идея царя – воссоздание образа Святой Руси.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/12/...

Закрыть О " православной песне " , " православных фестивалях " , " православных певцах и композиторах " Беседа писательницы Людмилы Ильюниной с певицей Евгенией Смольяниновой 13.06.2006 599 Время на чтение 8 минут Мне уже приходилось писать о таком явлении как " православная песня " . К сожалению, откликов на эту, на мой взгляд очень болезненную проблему, не последовало. Потому не скрою, что мне отрадно было наконец встретить единомышленника, да еще профессионально адекватного. Когда все вокруг восхищаются " православным пением " , с пафосом говорят о новом миссионерствовании, очень трудно возвысить свой голос против " общего мнения " . Но вот что сказала заслуженная артистка России Евгения Смольянинова, которая одна из первых (а, пожалуй, и первая) вынесла на сцену духовную песню, о судьбе этой песни в наши дни: - Если глубоко говорить об этом, я чувствую свою ответственность за то, что происходит, потому что с меня все началось. Потому я должна высказаться. Не желая никого обидеть, я все-таки хочу сказать: все это - чистая конъюнктура. А конъюнктура всегда опаздывает, всегда плетется в хвосте, потому что не чувствует духа времени, живого дыхания, она появляется тогда, когда с какого-то явления уже можно получать дивиденды. Я считаю, что все это уже поздно петь, причем это опоздание уже очень существенно. То, что называется сейчас духовной песней, - это очень специфическая музыка для очень узкого, специфического круга людей. Эту нишу заполняют в основном неудавшиеся поэты, неудавшиеся музыканты, неудавшиеся певцы. Прошу прощения за грубость, таким образом создается некий отстойник. И он, к сожалению, себя громко декларирует как православное движение, как некое новое веяние и еще пытается диктовать какие-то свои правила творческим людям. А их нет и быть не может, в том виде, в каком это предлагается. Есть Церковь Православная, только она может себя называть православной. - Уже десять лет назад возник спор: можно ли себя аттестовать как " православный писатель или поэт " , " православный художник " , тогда еще шутили, почему же не " православный водопроводчик " ? Теперь появилась " православная песня " и " православные певцы и композиторы " ? Адекватно ли эти термины?

http://ruskline.ru/analitika/2006/06/13/...

заслуженный артист России Алексей Пузаков ЖМП 6 июнь 2011 /  16 июня 2011 г. Алексей Пузаков: В основе духовной музыки - слово Современная интерпретация богослужебных песнопений в храме и на концерте — неисчерпаемая тема для споров в церковной среде. Год назад было принято решение возродить знаменитый Московский Синодальный хор, который должен был стать своего рода эталоном в области литургического пения. О традиции и творчестве, а также о том, каковы тенденции развития духовной музыки сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал регент хора заслуженный артист России Алексей Пузаков.   — Алексей Александрович, какие задачи стоят перед вновь созданным Синодальным хором в первую очередь? — Наше главное предназначение — продолжать традиции русского богослужебного пения. И это не только исполнение классического репертуара. Сейчас прошло уже более 20 лет с того момента, как разрешили исполнять духовные песнопения свободно. Настало время постепенно собирать воедино всё то, что было сделано регентами, певчими и композиторами за этот период. Ведь многие композиторы не только хорошо знают православную музыку, но и сами стали членами Церкви, накопили достаточно мастерства и опыта, в том числе духовного. Поэтому мы обязательно включаем в репертуар нашего хора лучшие сочинения современников, поем их за богослужением. После революции Синодальное училище и Синодальный хор были упразднены. Сначала несколько десятилетий духовная музыка была полностью под запретом, затем ее потихоньку стали включать в свой репертуар светские хоры, но литургический текст в них заменялся стихами советских поэтов. Последние годы Церковь старается возродить то, что, казалось бы, было полностью потеряно. В советское время занимались этим в основном светские музыканты. Конечно, певцы, которые не живут литургической жизнью, не знают особенностей церковной службы или знают ее только теоретически, подходят к богослужебной музыке как к любой другой светской, но на тех порах и такие решения были прорывом. Кстати, интерес к русской духовной музыке очень обогатил в те годы академическую культуру. Такие композиторы, как Альфред Шнитке, Георгий Свиридов, Арво Пярт и другие, создали десятки замечательных произведений, тематически и по своему музыкальному языку тесно связанных с русской духовной культурой. Такие сочинения хоть и не предназначены для исполнения в храме, но являются духовными по своей сути.

http://e-vestnik.ru/culture/muzykalnyy_k...

Звоны «Преображения» - преображение души Заметки о XIII фестивале хоровой и колокольной музыки «Преображение» и III Международном конкурсе звонарей в Ярославле. Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем; отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию. Святитель Феофан Затворник «Казачья школа» звона в исполнении станичника Александра …Отзвучали хоры и колокола «Преображения», но хочется вновь вернуться к тем недавним августовским дням на древней ярославской земле, от которых тянется нить к  духовному возрождению России. Мы все потихоньку начинаем понимать, что дереву, лишенному корней, не выжить. И колокольные звоны – один из могучих корней нашей культуры и духовности. Это столь же важный и своеобразный вид национального наследия, как певческое искусство, иконопись, зодчество. На протяжении столетий создавалось и развивалось на Руси искусство звона – свободное от каких-либо догм и запретов, по воле и музыкальному чутью безвестных музыкантов-звонарей, выражавших душу народа. Музыка колоколов – и в творениях великих русских композиторов. Попробуйте убрать из них хоть один удар звонной меди – и исчезнет само одухотворение! Так и наш сегодняшний день немыслим без музыки колоколов… НАШ ЗВОНАРЬ АЛЕКСАНДР Звонарь Александр (Подольское благочиние Московской епархии) Позволю себе некоторое личное отступление. Последние два года, в мои редкие свободные часы, я обучался азам колокольного звона у Александра Гороховского, звонаря нашего прихода храма Успения Божией Матери в подмосковном Щапово (Подольское благочиние). Считаю, что мне крупно повезло: Александр - профессиональный музыкант, известный в свое время московский джазист, выступал с известными коллективами и сольными номерами. Одиннадцать лет назад он по воле Божией встретился с нашим настоятелем, отцом Георгием (Еварестовым), который сам имеет музыкальное образование и обладает замечательным голосом. И тот попросил Александра помочь ему с первым праздничным звоном по случаю поднятия колоколов на нашу звонницу в день Святой Троицы, заметив ненароком: «Вот увидите – и потом будете с нами!». Так и произошло. Александр остался звонарем, проходя самостоятельно и дотошно путь изучения звонного дела и совершенствования своего мастерства.

http://pravoslavie.ru/349.html

И.П. Ювачев IV. В Архипелаге Смирна. – Православные храмы. – Апокрифические книги. – Торговля на пароходе. – Хиос. – Патмос. – Беседа за Библией . – Синее море. – Оживление на палубе. – Купец-благотворитель. Вечером по дороге в Смирну нас захватил дождь. Палубные пассажиры плотнее закутались в свои кафтаны и шубенки. С дождем еще грязнее стало на пароходе. Только трюмные паломники, избрав себе «благую часть», читали и пели один акафист за другим. Около 11 часов ночи вошли на рейд Смирны и стали на якорь. Недалеко от нас торчат три мачты греческого судна, разбитого русским пароходом. На набережной города множество огней, отражающихся в воде длинными светлыми полосами. Несмотря на поздний час, в этом главном городе Малой Азии слышен людской шум и музыка. Наш пароход остался ночевать на рейде. На другой день, рано утром, прибыл к нам на палубу грек-проводник и собрал среди паломников второго класса небольшую группу желающих обозревать город. Взял он с нас за свою услугу и за лодку по франку с человека. Мы посетили три главных церкви Смирны: св. Фотинии, Георгиевскую и Иоанна Богослова. В последней показали нам рукописное евангелие на пергаменте, с раскрашенными рисунками и с позолотою. Когда греческий священник сказал паломникам, что это евангелие писано рукою самого евангелиста Иоанна, доверчивый народ стал благоговейно прикладываться к книге и еще усерднее покупал свечи и жертвовал деньги. Я нашел неудобным на первых порах разрушать иллюзию нашего простодушного паломника и не разоблачил явной неправды грека. У ворот ограды храма продавались мелкие греческие брошюрки духовного содержания. Я купил по пятачку за штуку несколько этих неряшливо изданных книжечек на плохой серой бумаге. Это были по преимуществу апокрифические сказания, в роде любимого русским народом «Сна Богородицы». Выписываю заглавия некоторых из них: « Слово святого и праведнаго Авраама», «Откровение Пресвятой Богородицы, которая спускалась в ад и видела, как мучатся грешники», «Послание Господа нашего Иисуса Христа» и др. Во введении «Послания» сказано: «Послание это найдено во святом граде Иерусалиме, в Гефсиманской веси, на гробе Пресвятой Богородицы и приснодевы Марии». Затем рассказывается, как упал камень с неба, и в этом камне было заключено послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История подготовки магистерской диссертации епископа Сергия (Голубцова) «Живописное и иконописное направления в церковной живописи и их онтологическая оценка» Источник Аннотация Публикуются и анализируются документы, посвященные полемике епископа Сергия (Голубцова) и Л. А. Успенского по проблеме существования в православной Церкви двух иконописных направлений – «традиционно византийского» и «живописно-реалистического». отправной точкой полемики послужили тезисы еп. Сергия для Родосского совещания 1961 года, в которых оправдывается наличие в православии обоих путей иконописи и допустимость внесения в живопись церковного национального элемента и особенностей русского стиля. Позиция Л. Успенского , который считал «живописно-реалистическое» направление «итальянским стилем» и бледным подражанием римо-католическому религиозному искусству, подвигла еп. Сергия приступить к написанию диссертации по этой проблематике. Архиепископ Сергий (Голубцов) родился в 1906 году в семье профессора церковной археологии московской духовной академии А.П. Голубцова . владыка был иконописцем и реставратором. Тема его кандидатского сочинения также посвящена церковному искусству: «способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева». Во время подготовки магистерской диссертации владыка Сергий (Голубцов) был епископом новгородским и старорусским, с 1959 по 1967 год. В 1961 г. на острове Родос состоялось Первое Всеправославное Совещание 1 . Заранее была выдвинута для разработки и обсуждения тема: «Изучение путей к упрочению и развитию богослужебной жизни Православной Церкви и традиционного византийского и вообще православного искусства в различных его выражениях (церковная музыка, иконография, архитектура, священная утварь и облачение и т. д.)». Не удивительно, что председатель отдела внешних церковных сношений московской патриархии епископ Никодим (Ротов) обратился именно к владыке Сергию с просьбой представить проект документа от делегации русской православной церкви, однако личная скромность и унаследованная от отца научная тщательность заставили Владыку Сергия первоначально отказаться от предлагаемого поручения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Как я уже говорил в своем докладе на круглом столе «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях» (Санкт-Петербург, август 2017 года), мы пришли сюда, привлеченные личностью отца Петра (Афанасьева). Мое знакомство с ним произошло на Московском подворье Валаамского монастыря. Я закончил лесотехнический институт, успел потрудиться инженером лесного хозяйства. Затем мой хороший друг, незадолго до моего призыва в армию, пригласил меня поработать на этом подворье, недавно возвращенном Церкви. Всех нас подкупало то, что батюшку интересовал сам человек. Он подходил и искренне спрашивал: «Что у тебя? Как ты?» Помогал разобраться в сложных вопросах, осознать важные проблемы. Никого не обделял вниманием. Когда я служил в Кантемировской танковой дивизии, отец Петр (в то время – иерей Александр) приехал на электричке в Наро-Фоминск. Комбат дал свой «УАЗик», чтобы мы батюшку встретили. Мы его встретили и вместе направились в часть. Помню, в тот момент в голову пришла мысль: как удивительно, что человек в возрасте (55 лет, нам казалось, много) сел в электричку, затем пересел на «УАЗик», чтобы увидеться с солдатами, побеседовать с ними. В то время я еще не знал, что наш гость до принятия священного сана много лет был художественным и музыкальным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России и его авторитет в мире искусства чрезвычайно высок. Позже, когда узнал, это стало для меня наглядным примером того, что человек глубокой веры может оставить мирскую славу ради служения Христу. Пропущу промежуточные этапы и скажу: уже придя в монастырь – сюда, на Никольскую улицу, где сплошь и рядом кафе, рестораны, магазины для туристов, ГУМ, музыка и масса всяких соблазнов, мы видели, как наш отец-наместник живет. В обители и по сей день в силу объективных обстоятельств нет игуменского дома или, скажем, покоев для настоятеля. Батюшка обитал в скромной келье. Людей он выслушивал, помогал им решать какие-то духовные вопросы, исповедовал их в проходной комнате, перед которой всегда стояла толпа народа. Это какое же смирение надо было иметь!

http://pravoslavie.ru/118162.html

Концерты, проходившие в Спасо-Преображенском соборе по окончании службы, я воспринимал, как агапэ- продолжение литургии, как трапезу любви, выраженную в звуках. Трудно было отдать предпочтение какому-то одному хору. Но, все же несравненная Дивна Любоевич и грузинский ансамбль «Басиани» принимались публикой с особым восторгом. У каждого хора была своя логика построения концертной программы в последовательности песнопений. Когда во время концерта под названием «Вещие птицы Святой Руси» ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» закончил на высокой торжественной ноте петь духовный стих «Слава, слава в Вышних Богу», казалось, что это было эффектным завершением выступления. Но певчие продолжили петь. Это были «Заповеди блаженств». Мне показалось, что руководитель что-то не додумал и смазал удачную концовку. И вдруг что-то произошло с голосами певцов. Они зазвучали нежным звоном. Казалось, что это не голоса людей, а нежная музыка небес, въяве показавшая красоту пения горних сфер. Выступавший перед «Сирином» мужской хор «Древнерусский распев» исполнил распевы ХУ1 и ХУ11 веков. Этот хор дал представление о сдержанной, мужественной манере исполнения знаменного распева, демественного многоголосия и строчного пения. А праздничный хор Свято-Елизаветинского монастыря под управлением монахини Иулиании Денисовой создал атмосферу истинного праздника. Перед ним выступил четырнадцатилетний киприот Николас Карагиоргис. Этот греческий юноша исполнил византийские распевы. Я люблю церковное пение греков, но в этот раз сделал неожиданное наблюдение. По-гречески «нэ» означает «да». И если мы поем «Да воскреснет Бог!», «Да исправится молитва моя» начиная с «да», то те же молитвы греки начинают с «нэ». Для русского уха эта отрицательная частица в начале нескольких песнопений звучит не очень утверждающе. Не как молитва Богу, а, скорее, как плач по утраченному Константинополю. И вот, после нескольких «нэ» раздалось радостное пение наших минских друзей... Вот уж, воистину, праздничный хор! Подлинное торжество Православия! Матушка Иулиания была такая радостная и легкая. Мне даже показалось, что после очередного взмаха рук она взлетит под купол храма...

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/31/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Ильинский. Фотография. Кон. XIX в. Александр Александрович (12.01.1859, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга - 23.02.1920, Москва), композитор, педагог, музыкальный теоретик. Род. в семье врача. В 7 лет стал учиться игре на фортепиано и сочинять. В 1877 г. окончил 1-ю С.-Петербургскую военную гимназию, в которой выступал на муз. вечерах как пианист и композитор. В 1881-1884 гг. учился в Королевской Прусской академии (с 1882 стала называться Королевской академией) искусств в Берлине на отделении высших классов муз. композиции, изучал контрапункт, фугу, свободное сочинение и инструментовку у проф. В. Баргиля, а также брал уроки фортепианной игры у Т. Куллака и Н. Бетхера. По окончании курса вернулся в Россию. В 1885 г. сдал экстерном экзамен по композиции в С.-Петербургской консерватории, получил диплом на звание свободного художника. С 1885 г. жил в Москве, до 1905 г. преподавал в музыкально-драматическом училище Московского филармонического об-ва: в 1885-1897 гг. читал курс по теории музыки, с 1896 г.- ординарный профессор, с 1897 г. вел высшие классы теории музыки и композиции, в 1885-1899 гг. преподавал также фортепиано, затем открыл собственные классы фортепианной игры. С 1905 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории, с 1916 г.- профессор 1-й степени. Среди его учеников - братья Василий и Виктор Калинниковы (см. ст. Калинников В. С.), А. В. Никольский , К. Н. Шведов , А. В. Александров , Н. С. Голованов , П. Г. Чесноков . Среди светских сочинений И.- симфония, 3 сюиты для оркестра, музыка к трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Филоктет» (трагедия «Филоктет» была исполнена в Москве в 1886 и 1894 на греч. языке воспитанниками лицея цесаревича Николая), увертюра к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», опера «Бахчисарайский фонтан» (1904). Первые духовные сочинения И. были созданы специально для Синодального хора : «Молитву пролию ко Господу» и «Хвалите Господа с небес» (в программе концертов называлось «Всякое дыхание да хвалит Господа») в 1897 г., «Отче наш» (8-голосное) в 1898 г.

http://pravenc.ru/text/389457.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010