Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛЬТИСОН Гольтисон Михаил Александрович [до перехода в Православие Михель Хацкельвич] (16.10.1870 - 15.02.1914, С.-Петербург), духовный композитор, певец (тенор), хоровой дирижер и муз. писатель. Род. в семье военного фельдшера. С 9-летнего возраста в течение 16 лет пел в с.-петербургской синагоге. В 1894 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию в класс пения проф. С. И. Габеля. В 90-х гг. увлекся правосл. церковным пением. Вместе с другом, воспитанником Придворной певческой капеллы и буд. регентом народного хора при Троицкой ц. в С.-Петербурге И. А. Смолиным, начал знакомиться с певч. лит-рой, затем перешел к серьезному изучению правосл. богослужебного пения под наблюдением Ю. К. Арнольда . Г. принимал участие в службах консерваторского церковного хора в качестве регента-репетитора, в эти же годы стал регентом хора в Александровской общине сестер милосердия Красного Креста. По окончании консерватории в 1901 г. по классу пения (посещал также занятия класса теории композиции проф. Н. Ф. Соловьёва) Г. пел 2 года в одном из частных оперных театров С.-Петербурга, но главным в карьере певца стало участие в вокальных квартетах, смешанном (1901-1910) и мужском (1902-1914), причем последним он сам руководил. Г. часто совершал гастрольные поездки по городам России, участвовал в различных концертах в столице, приглашался на записи компанией «Граммофон». Из церковных песнопений Г. опубликовал с июля 1901 (дата выхода 1-го песнопения «Верую») по нояб. 1913 г. (дата выхода последнего песнопения «Да исправится молитва моя» 2) Литургию свт. Иоанна Златоуста (заупокойную) и 53 духовно-муз. сочинения. Являясь сотрудником ж. «Музыка и пение», Г. занимался подготовкой и изданием наследия композиторов кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. и найденных им, в частности в сев. мон-рях, новых материалов. Под ред. Г. опубликованы произведения А. Л. Веделя , С. А. Дегтярёва , Дж. Сарти , прот. Петра Турчанинова , архим. Феофана (Александрова) , свящ. Василия Старорусского , А. П. Есаулова , П. J. Кочановского и нек-рых др.

http://pravenc.ru/text/165329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Михаил Михайлович (11.09.1849, Москва - 20.10.1927, Рим), рус. муз. критик, переводчик, композитор. Окончил С.-Петербургский технологический ин-т, во время учебы пел в хорах Бесплатной муз. школы и РМО, затем всецело посвятил себя музыке. Около года учился в Москве у А. И. Дюбюка (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция), в 1870-1875 гг.- в Италии у Дж. Сгамбати (фортепиано и сочинение). Вернувшись в Россию, с 1875 г. выступал в качестве муз. критика в с.-петербургских периодических изданиях «Всемирная иллюстрация», «Музыкальный листок», «Музыкальный мир», «Пчела», «Новь», «Нувеллист», «Воскресный листок музыки и объявлений». В 1880-1917 гг. заведовал муз. отделом газ. «Новое время», где еженедельно публиковал фельетоны и обзоры под названием «Музыкальные наброски». В 1918 г. эмигрировал в Италию. В начале карьеры муз. критика И. приветствовал творчество композиторов «Могучей кучки», однако в 80-х гг. примкнул к группе консервативных муз. критиков, став одиозной фигурой с.-петербургского муз. мира. В статьях, нередко отличавшихся необъективностью и поверхностностью суждений, И. выступал против новых, самобытных явлений рус. музыки, в связи с чем был «постоянной мишенью для атак» В. В. Стасова , к-рый отстаивал творчество «кучкистов» «от нападок Иванова и его коллег» ( Ступель. С. 130-131). Вместе с тем статьи И., к-рые публиковались на протяжении почти 40 лет, содержат большой фактический материал о муз. жизни России того времени. И. нередко выступал со статьями, посвященными духовным концертам, напр., «Юбилейный концерт А. А. Архангельского и его хора» (Новое время. 1903. 9648). Концерт Синодального хора в С.-Петербурге дал И. повод критически высказаться о новых программах Синодального уч-ща, к-рые «становятся слишком энциклопедичными, вдаются в подробности, бесполезные для дела» (Московское Синодальное училище//Там же. 1911. 21 марта. 21580; переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 893-899). В статьях «Московский съезд хоровых деятелей» (Там же. 1910. 26 июля. 12345), «Новый вопрос для Православной Церкви» (Там же. 9 нояб. 12451) и «Музыка в православных храмах» (Там же. 1912. 12338) выразил сочувствие идеям учителя пения и регента В. В. Уварова-Надина, выступавшего за введение инструментов в правосл. богослужение; И. видел в этом возможность «хотя бы только с чисто внешней стороны сблизить все христианские церкви».

http://pravenc.ru/text/200485.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. А. Лисицын. Фотография. Ок. 1900 г. Михаил Александрович (13.12.1872, г. Духовщина Смоленской губ.- 3.06.1918, Петроград?), прот., рус. духовный писатель, муз. критик, церковный композитор. Род. в семье диакона. Рано проявил муз. способности. Окончил городское училище в Духовщине, затем ДУ в Смоленске, в это время пел в архиерейском хоре, в 4-м классе училища стал регентом ученического хора, в период обучения в Смоленской ДС был регентом семинарского хора. В 1888-1889 гг. занимался теорией музыки с помощником инспектора С. Я. Воробьёвым, ранее учившимся в Бесплатной муз. школе под рук. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова и иногда дирижировавшим семинарским хором. Поступил в КДА (1893), где также руководил хором, одновременно занимался в муз. школе С. М. Блуменфельда, пел в хоре этого учебного заведения. В 1897 г. защитил канд. дис. «Церковный Устав в Русской Церкви с принятия христианства по XVI век включительно: Критико-библиографический очерк», написанную под рук. проф. А. А. Дмитриевского (см.: Извлеч. из ж. Совета КДА за 1896/1897 г. С. 211-216; Сове. 1968. С. 68). В Киеве преподавал теорию музыки на курсах Киевского религиозно-просветительского об-ва и на курсах для учителей и учительниц одноклассных школ (1897-1898). С кон. 90-х гг. XIX в. Л. жил в С.-Петербурге, преподавал богословие в Военно-медицинской академии, в 1898-1902 гг. являлся священником приюта (гимназии и реального уч-ща) принца Петра Георгиевича Ольденбургского, с 1904 г. был настоятелем (с 1908 протоиерей) ц. Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском корпусе и законоучителем в нем. В 1902 г. познакомился с С. В. Панченко , советы к-рого оказали влияние на становление Л. как композитора; в этом же году опубликовано 1-е муз. сочинение Л.- Херувимская демественная. В 1895-1915 гг. работал постоянным обозревателем ж. «Музыка и пение». Неоднократно был членом комиссий, организованных Синодом для составления программ по преподаванию пения в духовных и церковных школах. В нач. 1900-х гг. принимал участие в религиозно-философских собраниях наряду с Д. С. Мережковским , В. В. Розановым и др. В 1903 г. окончил курс наук в С.-Петербургском археологическом ин-те. В 1910-1911 гг. Императорская АН поручила Дмитриевскому и Л. подготовить критическое издание Студийско-Алексиевского Устава XII в. 330 Синодальной б-ки (ныне в ГИМ) по рукописи с разночтениями из др. списков, к-рое, однако, не было осуществлено (см.: Карабинов. 1916. С. 331; Пентковский. Устав. С. 37).

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Мониторинг СМИ Епископ-странник Владыка Иларион (Алфеев) вернулся к музыке через 20 лет 02.03.2007 13:02 27 марта в Большом зале консерватории хор Третьяковской галереи и Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева исполнят новую музыкальную композицию для солистов, хора и оркестра " Страсти по Матфею " . Автор этого произведения, епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), вернулся к творчеству после долгого перерыва, и " Страсти " - его первое со времени ухода из консерватории музыкальное произведение, написанное специально для концертного исполнения. Епископ Иларион (Алфеев) родился 24 июля 1966 г. в Москве. Окончил музыкальную школу им. Гнесиных. В 1984 г. поступил на композиторский факультет Московской консерватории. В январе 1987 г. оставил консерваторию и поступил послушником в Свято-Духов монастырь (Вильнюс). 19 июня 1987 г. пострижен в монашество, 19 августа 1987 г. рукоположен во иеромонаха, а в 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского собора Каунаса. В 1989 г. окончил семинарию, а в 1991 г. - Московскую духовную академию. Доктор философии (1995 г., Оксфорд, диссертация, посвященная преп. Симеону Новому Богослову). Доктор богословия (1999 г., Свято-Сергиевский богословский институт). 14 января 2002 г. рукоположен в сан епископа. 17 июля 2002 г. назначен главой представительства РПЦ при европейских международных организациях (в Брюсселе). 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением управления Будапештской и Венгерской епархией. Награжден медалью Литвы " За мужество и самопожертвование " (1992 г.). Автор более чем 500 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также нескольких музыкальных произведений. Музыка и попса - Владыко, двадцать лет - очень большой срок. Почему Вы оставили музыкальное творчество и почему решили к нему все-таки вернуться? - Поскольку вся первая половина моей жизни была связана с музыкой, то, когда я поступил в монастырь, для меня отречение от мира означало, прежде всего, отречение от музыки. После принятия монашества (о чем я никогда не жалел) я был уверен, что музыкальная страница моей жизни раз и навсегда перевернута.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Музыкальный фестиваль «Православная Русь» проводится по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве c 28 мая по 5 июня 2006 года. Музыкальный фестиваль «Православная Русь» проводится по инициативе Русской Православной Церкви и совместно с Министерством культуры Российской Федерации в Москве c 28 мая по 5 июня 2006 года в рамках одноименной выставки-форума. Фестиваль задуман как синтетическое публицистически-художественное действо, цель которого объединить (не смешивая друг с другом) столь несхожие жанры, как духовный стих, знаменный распев, классические мелодии, религиозную балладу и рок-проповедь. Традиции отечественной культуры при этом обогащаются новым содержанием, приобретают качественно иную историческую глубину, духовную перспективу… Организация в Москве такого представительного музыкального фестиваля актуальна и востребована временем. Центром фестиваля может стать современная религиозно-ориентированная музыка. Фестиваль станет фестивалем музыкальных премьер значительных современных произведений, что послужит углублению тенденций возрождения духовности и нравственности в современной России. Будет исполнен ряд духовных произведений близких нам по времени композиторов: Георгия Свиридова, Арво Пярта, Владимира Мартынова, Антона Вискова, Александра Недуева, Владимира Довганя, Александра Бринкена, Василия Ларина, Митрополита Серафима Чичагова, Архиепископа Ионафана Елецких, Епископа Илариона Алфеева, протоиерея Николая Ведерникова. Подобного музыкального фестиваля в современной России еще не проходило.. 28 мая (воскресенье) ОТКРЫТИЕ Большой зал консерватории. 1отделение. Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи Дирижер Алексей Пузаков. Павел Чесноков «С нами Бог» Архиепископ Ионафан (Елецких) «Чертог Твой» Протоиерей Николай Ведерников «Концерт для хора» Антон Висков «Песнопения Великой вечерни» Солист Даниил Штода 2 отделение. Хор Мариинского театра п/у Андрея Петренко. Александр Кастальский «Братское поминовение»

http://pravmir.ru/muzykalnyj-festival-v-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Православная матрица. О разделениях в Церкви Православная матрица. О разделениях в Церкви     Как мы должны исповедовать Православие? Должны ли мы обличать еретиков и раскольников? Нужно ли бороться за Церковь? Как это правильно делать? - Эти нелегкие вопросы, ставшие сегодня особенно остро перед каждым христианином, афонские монахи задали старцу. Ответ, как всегда, оказался совершенно неожиданным. Музыка композитора Андрея Дмитриева. Стихи иером. Симона (Безкровного) Комментарии Всего комментариев: 13 2020/01/08, 13:34:51 Вот истинно: Люди мучаются. У них было так много лет атеизма и коммунизма, и, как только они начали радоваться православию, их отрезали. Это смешно, что Вселенский патриарх обвиняется в расколе, в то время когда из России запрещают общение. Раскол был сделан Русской Церковью, а не Вселенским Патриархатом. Все Церкви имеют общение с Вселенским Патриархатом. Но Русская Церковь имеет общение не со всеми Церквями. Мы желаем, чтобы Бог просветил иерархов России, чтобы они увидели правду, и преодолели раскол между миллионами россиян и украинцев, которых они изолировали. Они не виноваты. Многие не могут лишить себя возможности причаститься на Святой Горе. Для них это очень важно. Эти журналистские круги, как они говорят, работают на православие. И все же они поддерживают и расширяют раскол. Они противопоставляют между собой верующих и озлобляют их. Я хотел бы, чтобы они поняли свою ошибку и ущерб, который они наносят. «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». Страдают, как обычно простые люди. Кому выгоден раскол, кому выгодно " запереть " верующих и духовно, и физически? Что это за " журналисты " , что бесконечно клевещут, анонимно в богах и на православных сайтах под десятками ников, настраивая людей друг против друга? Где их офисы?! Почему они прячут свои лица?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3073

О службах церковных Умилительна служба предпраздненства Введения «Священносицы Девы» Да, светло становится на душе от этих священосящих дум. Господь еще милостлив к нам, грешным. (21/XII 28) 2. Какое изысканное изящество и глубина мысли в Введенских стихирах! И как хорошо уходить в них (подбор сравнений, сопоставлений и образов поэтических). Такой просветляющий смысл, столько мыслей, такое переживание праздника, плодотворное для души, способное дать ей все новые и большие ощущения, чистые, неподдельные – подлинные церковные восприятия праздника. Какое счастье – переживать вместе с церковью (всею) подлинные церковные переживания. (21/XII 30) 3. Праздник Введения – предначатие рождественской радости. «Пойте Господевы вся земля, и веселием воспойте люди». Весело и чудесно петь ирмосы Р.Х. (21/XI 30) 4. Вот так бы построить жизнь свою – как пресв. Богородица во храме. И это был бы лад, духовная музыка гармонии божественной на струнах сердца в творчестве молитвы или осияния ся. Да, так внутренно хорошо бы наладить жизнь. (21/XI 31) 5. Храните слово, всаждаемое с кротостью примите ( Иак. 1:21 ), и оно да свеляется в вас богатно. Надо вырабатывать именно это вхождение внутрь себя. Да, внутрь Божественного храма… Дивно прислушиваться к давно знакомым и словно новым звукам, обновляющихсяв душе. (21/XI 30) 6. Храм Божий должен быть для нас школою благочестия, здесь мы должны воспитывать свой дух и исполняться премудрости Божией и благодати. (21/XI 24) 7. Какое для души наслаждение побыть в храме Божием и во внимании к богослужению и с самим собой. Да, какая-то простота входит в душу, именно; чувствуешь в полноте и простоте, что «настоящее найдено» и ничего больше не нужно (30 г.). Драгоценно оставаться долго в храме. Лучше день сидеть во дворах твоих, паче ты….. (29/XI 31) 8) «Хорошо вести б литургию» – да, это есть первее всего вхождение в себя, и потом вхождение в жизнь церкви. (20/VII 29) 9) «Аз же по множеству милости твоея вниду в дом твой» ( Пс. 5:8 ) Лучшее, что есть – это светлость благоговейного состояния. В чувстве благоговейного страха есть неизреченное веселье. (13/XII 32)

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

О юбилейных мероприятиях хора духовенства шла речь в пресс-центре " Интерфакса " февраля 2016 В пресс-центре " Интерфакса " 18 февраля состоялась пресс-конференция " Юбилейный год Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии " - в этом году коллективу исполняется 45 лет. В пресс-конференции принимали участие главный специалист городского комитета по культуре Татьяна Орлова, ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров , художественный руководитель и главный дирижер хора Юрий Герасимов, режиссер, сценарист, актер и постановщик благотворительных вечеров хора Игорь Копылов.  Иерей Илия Макаров рассказал о событиях юбилейного года, в первую очередь - о концерте в Белом зале Политехнического университета, который состоится на следующий день, 19 февраля. В программу войдут духовные песнопения, народные песни и музыка XX века. " В Белом зале мы выступаем не первый раз. Это очень удобная площадка, очень демократичная, позволяющая вносить в выступление интерактивные элементы " , - сказал отец Илия. Следующее выступление хора будет уже после Пасхи, 16 мая: на сцене Мариинского театра (Мариинский-2) состоится музыкально-поэтическое действо " Небесные Серафимы " с участием духовных хоров Петербурга, хора и оркестра Мариинского театра, известных артистов. " Наш спектакль-концерт будет посвящен небесным покровителям Санкт-Петербурга, носящим имя Серафим: священномученику митрополиту Серафиму Петроградскому (Чичагову), преподобному Серафиму Вырицкому и даже преподобному Серафиму Саровскому - хотя служение преподобного проходило в местах, весьма далеких от Санкт-Петербурга. Его имя неразрывно связано с нашим городом, и мы попробуем эту связь показать. Кроме того, выяснилось, что с Санкт-Петербургом связан недавно прославленный на Архиерейском Соборе святитель архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), и об этом тоже пойдет речь на концерте " . 1 июня на сцене Александринского театра, по традиции, состоится музыкальный благотворительный вечер в помощь детям с онкозаболеваниями. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Об авторе Три книги архимандрита Лазаря, выходящие в издательстве Московского подворья Псково-Печерского монастыря, написаны для наших современников – православных христиан конца 20 века. Автор хорошо знает и их духовные проблемы, и их грехи и падения, но знает и великую силу покаяния. Он рассказывает о духовных западнях, наиболее часто встречающихся на пути современного человека, таких, как оккультизм, индуизм, йога, кунфу, рок-музыка. Его книги «Грех и покаяние последних времен» и «О тайных недугах души» помогают понять истинную духовную сущность этих явлений и найти пути ко спасению. Третья книжка «О монашестве» рассказывает о непростом монашеском пути в современном мире. Архимандрит Лазарь живет в Грузии, в монастыре Бетани. Он получил светское образование. В 80-х годах избрал монашеский путь. Его книги – это доверительный разговор любящего и взыскательного духовника, основывающего свое слово на учении отцов и уставах Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II НАЗНАЧЕНИЕ КНИЖКИ Каждый шаг на пути духовной жизни христианина есть не что иное, как покаянное движение сердца, зрящего свои грехи. С покаяния открывается для уверовавшего дверь в церковный мир, только через покаяние откроются ему райские врата. Коротко сказать, начало покаяния и есть начало спасения. В наши дни очень многие люди, познавшие мрачные глубины неверия, безбожия, вкусившие пагубные плоды смраднейших грехов, но милостью Божией вызволенные из этого ада, призванные к свету, к пробуждению, к жизни, – через раскаяние, таинство крещения, через исповедание своих страшных грехов, оставление их, через полученное в таинстве покаяния прощение, через получение благодатных сил в таинстве причащения, – рождаются к новой жизни, жизни совершенно иной, совершенно непохожей на ту, которой они до сих пор жили. Но эта новая жизнь требует разрушения многих прежних понятий, ценностей, привязанностей, знаний, вкусов; часто почти полного забвения всего этого огромного греховного хаоса, оставшегося там, позади, перечеркнутого началом спасительного покаяния. Этот процесс отказа от старого, перерождения, воскрешения души – довольно сложен, неодинаков у всех, таинствен. Каждого человека Бог одному Ему ведомыми путями, непостижимыми судьбами Своими изводит из этого греховного Содома, из плена Египетского и ведет через пустыню очищения в землю обетованную. (Глубоко и основательно рассматривает этот момент, начало духовной жизни, святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению».)

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

П. Б. Юргенсон Примерно с весны 1920 года в нашу семью проникла сила колоссального воздействия. Не мое перо нужно, чтобы изложить все это так, как это было, и сделать это понятным для других... На Пасху или вскоре после Наташу и Верочку смутные рассказы о чем- то необычном привели в крохотную розовую церковку Николы в Клённиках на Маросейке, у Ильинских ворот. Потом в обиходном разговоре у всех, кто был с ней связан, она и маленький церковный домик в глубине тесного дворика звались просто Маросейкой. Говорили о прозорливом и любвеобильном старике отце Алексии, настоятеле, всегда окруженном толпой народа – от профессора до старой нищенки, о красоте и красноречии его сына – отца Сергия, о необычайном юноше-диаконе, о всенощных, которые иной раз продолжались до утра, переходя в раннюю обедню. Сестры побывали там раз, другой, были увлечены и глубоко впечатлены. На Наташеньку – замкнутую, но до нервности впечатлительную и очень вдумчивую – впечатление было произведено исключительно глубокое и сильное. В короткий срок после нескольких задушевных бесед с Батюшкой отцом Алексием в ней произошел коренной перелом как в поведении, так и в самом характере. Она создала как бы монастырь внутри себя. Она стала необычайно кротка, тиха, молчалива. Музыка, архитектура стали ее даже тяготить. Вся она была поглощена духовной работой над собой. Вероятно, стоило это ей недешево, но видно было, что она приобретает внутренний мир. Спустя время и папа с мамой, никогда не отличавшиеся казенным благочестием, стали ходить на Маросейку. Изредка появлялся у нас и отец Сергий. К православию и на Маросейку меня привело искусство и литература. Раньше с церковью у меня ассоциировалась унылая серая скука, безвкусица, ханжество. Я воспринимал все это как некую повинность, неизбежную традицию; привив себе позитивизм, я почувствовал себя как школьник, которому больше не надо готовить уроков и за это «ничего не будет». Попав на Маросейку, я научился ценить и наслаждаться древней русской и византийской поэзией и музыкой, скрытой от поверхностного взора в текстах богослужения, в уставном, древних распевов, пении.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010