Духовность – главная потребность человека Беседа с музыкантом Владимиром Симичем (Сербия) Владимир Симич, руководитель группы «Белый холст» В последнее время появляется все больше музыкальных групп, исполняющих традиционную – народную и духовнуюмузыку. Одну из них основал Владимир Симич . Владимир не только музыкант, руководитель группы «Белый холст» . Он и делает музыкальные инструменты сам в своей мастерской. О традиции и национальной идентичности, о потребности духовного самоопределения, о любви к музыке шел разговор музыканта с корреспондентом журнала «Православие» Сербской Православной Церкви . – Группа «Белый холст» стала известна благодаря игре ее участников на редких музыкальных инструментах. Как появилась идея играть на кавале – старинном сербском инструменте? – Мы считаем годом основания нашей группы 1997 год. Тогда я познакомился с иеромонахом Лазарем (Стойковичем) – в то время он был еще мирянином, – который и научил меня делать кавал и играть на нем. Мы стали собираться, чтобы играть и петь просто так, для души. Что это было рождением нашей музыкальной группы, мы поняли уже гораздо позже. В первый состав входили отец Лазарь, Елена Йованович, Наташа Симич – моя жена, Василий Секулич и я. Мы все пели в Византийском церковном хоре святого Иоанна Дамаскина. Наш интерес к византийской духовной музыке дал толчок и занятиям народной музыкой. Потом состав группы поменялся, пришла Анастасия Остоич – еще одна солистка, кто-то покидал группу. Наше первое выступление состоялось в 1998 году, когда диакон Ненад Илич, организатор празднования 800-летия монастыря Хиландар, пригласил нас сыграть на нем. Тогда у группы еще не было названия, и мы приняли то, которое предложил отец диакон, – «Исконные» (так назывался журнал, который он тогда издавал). А через полгода появилось название «Белый холст». Конечно, новое имя благословил основатель группы отец Лазарь, «окрестив» нас им. – Расскажите что-нибудь об инструментах, которые вы используете. – Мой самый любимый инструмент – кавал. Кавал – духовой инструмент, с древней историей, может быть даже один из древнейших. Это длинная деревянная трубка без мундштука. Звук кавала удивительный. Его звучание сразу же создает атмосферу церковную, настраивает на молитву, даже когда на нем играют мирскую, нецерковную музыку. Техника игры на кавале особая, во многом близка той, которую использовала и византийская духовная музыка.

http://pravoslavie.ru/4768.html

Е.В. Герцман Содержание К читателю Пролог Беседа I. Ангельская прелюдия Видение Захарии Небесные гимны на земле Пророчество с музыкой Беседа II. Задолго до евангелистов У древних стен Песнь Моисея и Мариам Воспоминания о псалмопевце Освящение двух храмов Беседа III. Четыре евангельских эпизода Въезд в Иерусалим Хоровод Погребальная песня Беседа IV. Агапы Письмо Плиния Младшего У терапевтов Триада апостола Павла Духовное жертвоприношение Беседа V. Песнопения над пустыней Святой Антоний и другие Смирение страстей Жизнь с псалмодией Рождение певчего Беседа VI. Гонения Оргия ненависти Духовная опора Чудо преображения Под сводами катакомб Беседа VII. За пределами храма В труде В частной жизни После Миланского эдикта В спорах с еретиками Уцелевшие реликвии Гимн Святой Троице Беседа VIII. Противостояние «Не будьте идолопоклонниками...» От нравов к музыке Долой предметы нечестивых обрядов! Труба судьбы Для примирения прошлого и настоящего Беседа IX. Во время божественной литургии Диалог с Богом Между молитвами Музыка и слово Звуковые потоки Хор «Аллилуия» «Ломаные мелосы» Эпилог Публикации приводящихся в книге христианских и языческих источников Новые издания по дисциплине «История музыки» и смежным дисциплинам     В учебнике рассмотрены исторические свидетельства, раскрывающие особенности музыкальной жизни христиан первых пяти столетий. Осуществлена попытка восстановить отдельные фрагменты общей картины развития музыки, являвшейся одной из многочисленных граней жизни раннехристианских общин. Учебник написан в увлекательной и доступной для понимания форме. Учебник предназначен студентам высших учебных заведений, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся. К читателю Название предлагаемой книги не следует понимать буквально, как рассказ о христианской музыке только I века, когда были созданы канонические евангелия и послания Нового Завета. Нас будут интересовать исторические свидетельства, которые способны пролить свет на особенности музыкальной жизни христиан первых пяти столетий. Понять музыкальную жизнь той эпохи по одному первому столетию для нас, находящихся от нее на столь громадном историческом удалении, просто невозможно, так как от первого столетия не сохранилось почти никаких конкретных свидетельств, кроме нескольких эпизодических заметок, к тому же не поддающихся однозначному толкованию. От II века их уцелело несколько больше, но не настолько, чтобы на их основе пытаться нарисовать определенную картину. Самые существенные свидетельства дошли до нас из III – V веков. Только собрав весь комплекс данных, разбросанных по памятникам, создававшимся в течение пяти столетий, можно выявить некоторые характерные черты христианской музыки начального периода ее развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЕВГЕНИЙ КОНОПЛЕВ Поющий философ Среди тех, кто хоть немного интересуется музыкой, трудно найти человека, ничего не слышавшего об ансамбле «Сирин». Скоро коллектив отпразднует тридцатилетие, и все эти годы «Сирин» занимается одним главным делом — изучением и популяризацией традиции древнерусского духовного пения. Андрей КОТОВ — основатель и руководитель ансамбля «Сирин» — рассказал «Правмиру», чем живет он сам и его коллектив. Разговор при этом получился намного больше темы «музыка и церковь». — Когда, как и почему появился на свет «Сирин»? — Ансамбль я собрал в 89-м году. Днем его рождения мы считаем 3-е октября - тогда состоялась первая репетиция. До этого я десять лет проработал в знаменитом ансамбле Дмитрия Покровского, он был моим учителем. Я еще до армии занимался в его первой студии, а после армии совсем молодым человеком пришел к нему работать. Занимался народным театром, сказками, эпосами. Покровский всегда хотел, чтобы каждый человек в его коллективе был специалистом в своей области. Вот он в какой-то момент и сказал мне: «Хочется, чтобы кто-то занялся духовными стихами и узнал о старообрядцах». А это еще закрытая тема была — на дворе начало 80-х. Я сказал «Да, мне это интересно» и стал ездить к старообрядцам, в экспедиции, собирать духовные стихи. За 10 лет этой работы накопилось такое количество материала, что Покровский сам мне сказал: если хочешь полноценно все это реализовать, надо делать свой ансамбль. Так и появился первый состав «Сирина» — восемь человек. — Вы часто выступаете в храме Святителя Николая. Кто-то может подумать, что вы, условно говоря, «церковный хор». — Просто здесь наша репетиционная база, поэтому и концерты регулярно здесь проходят. Мы живем тут аж с 93-го года. Тогда отца Михаила Жукова назначили в этот храм настоятелем, а девочки из «Сирина» пели в храме Большого Вознесения у Никитских ворот, где он был священником. Вот он их с собой и позвал на новое место. Обычно в службах в храме участвует 3-4 человека из ансамбля, на большие праздники собирается до десятка сиринцев, на Рождество и Пасху и ученики из студии поют. Многие мои ребята регентуют и в других храмах.

http://pravmir.ru/creative/poyushhiy-fil...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Бог и в былинках велик» К выходу новой книги стихотворений «Свет невечерний» 28.06.2013 527 Время на чтение 5 минут Недавно в издательстве «Зерна» вышла новая книга стихотворений Игоря Евсина «Свет невечерний». Незаходящим, немеркнущим светом верующего сердца проникнуты поэтические строчки этого сборника. И если вы давно не бродили по светлой осенней роще, по звенящим июльским полям, не вдыхали лесного воздуха в ельнике или бору, не ощущали веющей благодати загорелой пшеницы, то стихи Игоря Евсина - для вас. Рязанский поэт Игорь Евсин воспевает Богом созданный мир и относится к русской природе, как к дарованной нам Божьей милости. Сегодня на РНЛ мы публикуем небольшое предисловие к книге «Свет невечерний», которое написал известный духовный писатель монах Лазарь, (в миру Виктор Афанасьев, член Союза писателей России). Поэт Игорь Евсин принадлежит к поколению, которое следует за Николаем Рубцовым. У него, уроженца дивной рязанской Мещеры, есть литературно-поэтическая связь и с Есениным, но его путь сложился по-иному. Он сначала стихийно и робко, а потом осознанно и упорно воцерковлял свой поэтический талант. У Игоря Евсина нет стремления к декларативности, к повествовательным описаниям - он лирик и всегда идёт к своей мысли от частности, от какой-нибудь былинки, говора лесного ручья или даже просто от осенней непогоды... Самая высокая духовная поэзия всегда вдохновлялась природой Святитель Илларион (Троицкий), духовный писатель, рассуждал в своем дневнике: «Бывают и в народе чуткие к красоте природы души, но у них к красоте природы отношение не эстетическое, а религиозное: их восхищает красота именно Божьего мира, Божьего создания. Им не нужно красот потрясающих: для них Бог и в былинках на земле велик». В XIX веке в общем гимне красоте русской природы сливались стихи Тютчева, Майкова, Фета, Полонского и одухотворенные пейзажи, созданные Шишкиным, Васильевым, Саврасовым, Левитаном. Вместе с ними пела о русской земле музыка Чайковского, Аренского, Лядова, Глазунова. Своим источником русское искусство имело православную Церковь с ее иконописью, архитектурой, хоровым пением. Потому и воспитывало в русской душе не пустой патриотизм (какой часто мы видим ныне), а церковный. Настоящий глубокий патриотизм чад Небесного Иерусалима, эскиз которого видится в полях и лесах Руси с ее деревнями и древними городами, с ее многочисленными храмами и трогающим душу колокольным звоном.

http://ruskline.ru/analitika/2013/06/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Вильнюсе состоялось открытие XIII Международного фестиваля Русской духовной музыки 06.05.2011 449 Время на чтение 6 минут 5 мая в столице Литвы Вильнюсе в Пречистенском кафедральном соборе состоялось открытие XIII Международного фестиваля Русской духовной музыки. Фестиваль продлится до 8-го мая. За более чем 10-летнюю историю, проводимый в Вильнюсе Международный фестиваль Русской духовной музыки, стал самым значимым музыкальным форумом в Восточной Европе. Фестиваль бессменно организуется Вильнюсским русским музыкальным обществом " Русская классика " , который в этом году проходит при поддержке Министерства культуры Литвы, Посольства России в Литовской Республике, а также посольств Республик Беларуси и Украины. Партнерами фестиваля являются: Висагинская художественная галерея " Аукштайтийские озера " и Каунасский русский культурный центр " Учение - свет " . Ежегодно, в исполнении высокопрофессиональных хоровых коллективов из разных стран, звучит русская духовная музыка. Вход на все концерты в православных храмах - свободный. На открытии фестиваля Пречистенский кафедральный собор был переполнен. Программу фестиваля открыл Мужской ансамбль Вильнюсского Свято-Духова монастыря " Скитос " , руководителем которого является диакон Виктор Миниотас (г. Вильнюс, Литва). Их прогламмой выступления были: " Христос воскресе " (тропарь Пасхи) - древнее русское многоголосие, " Ангел вопияше " (задостойник Пасхи) - знаменный распев, " Христос воскресе " - грузинское многоголосие, " Плотию уснув " (светилен Пасхи) - русское строчное многоголосие, " Светие Тихий " - древнерусское многоголосие, " Достойно есть " - византийское одноголосие с иссоном. Вторыми выступал Церковный хор Виленского Благочиния, регентом которого является Вадим Машин (г. Вильнюс, Литва). Этот хор был создан в этом году, по благословению Архиепископа виленского и литовского Иннокентия. Руководитель Вадим Машин, регент Пречистенского кафедрального собора г. Вильнюс. Программу их выступления составили: Кант XVII вв. " Вси тя хоры " , " Стихира на литии " Д.Аллемаов, " Отче наш " диакон Виктор Миниотас, " Тело Христово " диакон Виктор Миниотас, " Совет превечный " П.Чесноков, " Ныне силы " Г.Львовский, " Тело Христово " П.Бембенек, а также премьера " Христос воскресе " диакон Виктор Миниотас, солистка Ирина Машина.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 1050-летию памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги Выступление Ольги Гавриловой в Общественной палате Российской Федерации 12.02.2019 1573 Время на чтение 6 минут «Величаем тя, святая равноапостольная великая княгине Ольго, яко зарю утреннюю в земли нашей возсиявшую и свет веры Православныя народу своему предвозвестившую» Стартовал новый 2019 год. Этот год необычный, юбилейный – 1050-летие памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги, бабушки Крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира. Первая святая женщина на Руси и правительница, ее называют просветительницей, первоучительницей, праматерью народа русского, богомудрой, Церкви нашей украшение, величие наше и похвало, виновницей нашего просвещения. Она – основание христианской нравственности, духовности, культуры и святости на Руси. Без княгини Ольги Русь не стала бы Великим государством и Святой Русью. Родилась и выросла Ольга в селе Выбуты Псковской области на берегу реки Великой, была дочерью крупного воеводы, который владел переправой через реку Великую. Однажды ей пришлось перевозить на другой берег реки юного князя Игоря. Была еще язычницей, но по закону совести жила, «…целомудрие яко зеницу ока блюла еси…», твердо отказала князю в мимолетной связи. Отказать князю – это смелость и уверенность в правде. Поэтому он не смог забыть её. Вскоре Ольга стала его верной женой и великой княгиней Киевской Руси. После гибели мужа красивая, молодая и умная великая княгиня Ольга не пошла замуж. Всей своей жизнью княгиня продолжала служить мужу, управляя русским государством вместо него целых 20 лет, ввела административные реформы и налоги. Преодолела путь в Константинополь (теперь Стамбул, Турция). Потрясенная красотой храма Святой Софии Премудрости Божией, Богослужением и учением Христа, опаленная благодатью, великая княгиня Ольга крестилась с именем святой равноапостольной царицы Римской империи (Византии) Елены. Ольга прошла с вестью о Воскресении Христовом всю Русь – Малую, Великую, Белую, от Киева до Витебска дошла, дала народу своему главное – смысл жизни и путь к святости, в Царствие Небесное, подготовила Русь к крещению, совершила апостольский подвиг, о себе и личной выгоде не думала. Идеологией народа и государства стала святость, стремление к ней. За это Русь и получила звание Святой Руси. Из жестоких язычников воспитывались сильные духом и благородные люди, горячие патриоты. В селе Выбуты великая княгиня Ольга построила первый на Руси храм – св. Пророка Илии. По ее указанию в Пскове был построен храм во имя Святой Троицы: здесь ей был знак – три пресветлых луча ярко блеснули с неба на это место. Везде она воздвигала храмы и кресты, от них происходили многие чудеса для уверения неверных. Благодаря ей впоследствии ярко расцвели русская культура, литература, архитектура, живопись, музыка. Это – заслуга православных монастырей на Руси, в которых концентрировались все интеллектуальные силы государства.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Культуры без религиозно-нравственного фундамента не существует " 31.07.2007 529 Время на чтение 6 минут - Какие православные книги вы читаете сейчас? - С большим удовольствием читаю и перечитываю труды митрополита Антония Сурожского, замечательная книга. Еще - четырехтомник " Слово в поэзии Святогорца Греческого " , работы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Но вот в последние несколько месяцев, кроме Евангелия, ничего, наверно, и не читаю. - А где покупаете религиозную литературу? - В основном, у себя в храме, специально куда-то не хожу. - Каких книг, на ваш взгляд, не хватает на современном рынке православной литературы? - У каждого человека свои духовные потребности, вкусы свои и интересы. Это вопрос индивидуальный. Я свою библиотеку формирую сам. - А из светской литературы что сейчас читаете? - Прозы я читаю, честно говоря, довольно мало. Если такое случается, то беру в руки что-то уже не раз прочитанное и проверенное временем. Время от времени, допустим, у меня есть тяга почитать Сергея Довлатова. А вот стихи я читаю постоянно, тяга к поэзии присутствует. В основном это Серебряный век и Пушкин . За новинками не слежу. - А дети что читают? - Младшую приходится порой читать заставлять. Сейчас вот она " Войну и мир " осилила. И старшая-то у меня театровед, она, наверно, книг прочитала гораздо больше, чем я. Она лучше разбирается и в литературе, и в кинематографе, и в театре. То есть я скорее к ней за советом приду. - Нужны ли православные книги популярно-просветительского характера, рассчитанные, так скажем, на широкий круг читателей, помогающие приобщить молодежь к Церкви, книги доступные, написанные современным языком? - Тот, кто хочет прийти в храм, сам туда приходит. И Церковь принимает его. Церковь не нуждается в каком-то особом пиаре. Кто ищет, тот обрящет, вот и все. Мне кажется, специально популяризировать как-то христианство - это не так важно. Гораздо важнее каждому свою душу спасать, это другое дело. - Как соотносятся в вашей жизни рок-музыка и религия?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Настоящее народное кино» В общероссийский кинопрокат выходит художественный фильм «Русский крест» 08.04.2023 1264 Время на чтение 3 минуты Фото: pravoslavie.ru 16 апреля 2023 года в общероссийский кинопрокат выходит художественный фильм «Русский крест», сообщает Православие.ru. «Русский крест» – полнометражный художественный фильм по одноимённой поэме русского поэта Николая Мельникова (1966–2006), киновысказывание режиссёра Эдуарда Боякова (основателя фестивалей «Золотая Маска», «Традиция», создателя театров «Практика», «Политеатр», художественого руководителя МХАТ им. Горького (2018–2021), художественного руководителя Нового театра). Фильм «Русский крест» – история о покаянии и духовном возрождении простого человека, Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм. В главных ролях: Михаил Пореченков («Ликвидация», «Белая гвардия», «Поддубный»); Полина Чернышова («Тихий Дон», «Легенда о Коловрате», «Красный призрак»); Юрий Кузнецов («Холодное лето 1953-го», «Улицы разбитых фонарей», «Остров»). Генеральный продюсер – Игорь Кудряшкин. Продюсер – Вадим Горяинов («Стиляги», «Географ глобус пропил», «Поддубный»). Оператор – Максим Осадчий («9 рота», «Сталинград», «Дуэлянт», «Легенда о Коловрате»). В фильме звучит музыка Тихона Хренникова-младшего и группы LAVRA (Варвара Котова, Сергей Калачев, Василий Поспелов). Фильм произведён кинокомпаниями «Глагол» и «Киноспутник» при поддержке «Фонда Русской Цивилизации «Светославъ». Кинопрокат организует компания «Атмосфера кино». Официальный партнёр – корпорация «Синергия». Информационные партнёры картины – «Дорожное радио», ВГТРК, ИД «Комсомольская правда», журнал «Фома», радио «Вера». Благословение на создание фильма его авторы получили у схиархимандрита Илия (Ноздрина), чьим духовным чадом был поэт Николай Мельников. Продюсеры и прокатчик приняли совместное решение о необычном для кинорынка старте проката – 16 апреля 2023 года, в день Светлого Христова Воскресения (московская премьера – в кинотеатре «Октябрь»).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/08/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наш дом – это клирос 09.03.2020 1018 Время на чтение 14 минут Источник: Прихожанин Есть что-то поистине прекрасное и столь же необыкновенно таинственное в пении церковного хора, что-то, что настраивает душу на разговор с Богом. «Прихожанин» обратился к художественному руководителю и главному регенту Праздничного хора Данилова монастыря Георгию Сафонову с просьбой рассказать о том, как сложился этот необыкновенный коллектив, который хорошо знают ценители искусства хорового пения далеко за пределами обители и который с радостью слушают не только прихожане монастыря, но и светская публика самых известных в стране концертных залов. Георгий Леонидович, если бы Вас попросили дать краткое описание Праздничного хора Данилова монастыря, то что бы Вы сказали? Какие отличительные особенности упомянули бы? Прежде всего, следует отметить, что Праздничный хор Данилова монастыря – это особенный коллектив, имеющий богатую историю. Известно, что он возник тогда же, когда возник Данилов монастырь – самая древняя обитель на московских холмах, – в 1282 году. Изначально это был церковный хор, но к концу XIX века он преобразовался в хор концертный. А после своего возрождения в 1989 году стал и концертным, и богослужебным. Наш хор сохраняет богослужебные хоровые традиции как Данилова монастыря, так и Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Мы духовно связаны с этой обителью и тщательно сохраняем ее наследие. Также мы тесно связаны духовными узами с Киево-Печерской, Почаевской и Александровско-Невской лаврами и некоторыми другими монастырями России. Следует назвать еще одну особенность нашего хора – он состоит из светских музыкантов. И это тоже давняя традиция нашей обители – приглашать для украшения праздничных богослужений людей, имеющих музыкальное образование и красивые голоса. Музыканты на время пополняли братский хор, и пение получалось невероятно красивым – его высоко ценили в Москве . На сегодняшний момент в Праздничном хоре Данилова монастыря певчие имеют музыкальное образование, которое они получили в различных вузах России. Это люди крещеные, у которых есть желание петь на клиросе и которые своими голосами могут украсить концертные выступления хора. Ведь, начиная с 1989 года, наш хор, помимо основной богослужебной деятельности, путешествует по городам России и мира в качестве концертного хора, представляя просветительские программы, рассказывающие об истории государства Российского, Русской Церкви, певческом русском искусстве, показывая публике различные стили мировой классической хоровой музыки. В нашем репертуаре есть самая разнообразная музыка: духовная и светская, русская и западная. Трудно перечислить всё, что мы поем. Проще сказать, чего мы не поем… Мы не поем эстрадную популярную музыку.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/09/nash_d...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти архимандрита Матфея (Мормыля) 04.10.2019 1070 Время на чтение 21 минут Архимандрит Матфей (Мормыль) Вчера мы совершили 40 дней со дня кончины главного регента Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля) , нашего дорогого отца Матфея, имя которого ассоциируется неразрывно с именем Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Домом Живоначальной Троицы и обителью преподобного Сергия. Много бесед прошло в эфир за эти 40 дней со дня его кончины, я благодарен нашим авторам, которые почтили память отца Матфея своими воспоминаниями, теплыми словами, сказанными о нем. И мы надеемся, что пока существует наша радиостанция, мы будем говорить об отце Матфее, и, самое главное, у нас в передачах будет присутствовать музыка, которую он создал: песнопения духовные в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры под его управлением. Это главное, что будет объединять нас с той традицией, которую отец Матфей создавал на протяжении почти полувека. Я приветствую своих собеседников: искусствоведа Николая Григорьевича Денисова, протодиакона храма Христа Спасителя отца Николая Филатова и регента хора Подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве Владимира Александровича Горбика. Сегодня мы еще раз будем вспоминать отца Матфея. Но вспоминать будем, учитывая создавшуюся ситуацию с церковным пением вообще. Я хотел бы задать нашим гостям вопрос, который волнует многих: дальнейшее развитие и современное состояние церковного пения в России, которое, как правильно отмечали многие наши авторы, определяет состояние богослужения. И сейчас ситуация непростая: мы знаем, как часто меняется сознание людей. А пение, как отмечал еще Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), это «служение ангельское», которое настраивает людей на молитву. Если пение не будет отвечать своей главной задаче, то оно, наверное, вообще не будет иметь права на существование, потому что ведь не к концертной деятельности призван хор церковный?!

http://ruskline.ru/opp/2019/oktyabr/4/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010