Виктор Афанасьев Кошки и соловьи Иеромонах Платон (Покровский), помощник старца Макария в деле оптинского книгоиздания, был человек образованный. Учился он в Тамбовской духовной семинарии в одно время с будущим Оптинским старцем Амвросием, с которым тогда был дружен. Но в монастырь пришел позже о. Амвросия. В миру звали его Павел Степанович. Еще не будучи постриженным, он жил в Иоанно-Предтеченском Скиту и был одним из келейников старца Макария. К монастырской жизни привыкал он с трудом, и иногда у него появлялся помысел об уходе назад, в мир... Но все же любовь к жизни духовной, молитвенной преобладала в нем – и Господь Бог , видевший его сердце, удерживал его в ограде. Он был музыкант, играл на скрипке, хорошо пел. А в Оптиной стал регентовать на клиросе. Вот несколько эпизодов из его воспоминаний о Старце. „Одно время, когда я шел к Старцу, скрипичная музыка особенно одолевала меня. Всю дорогу воображением я наигрывал разные увертюры, вариации и т.п. Когда же вошел в келлию к Батюшке, он, как старец прозорливый, встретил меня такими словами: „Что ты все играешь? Какие там польки, вальсы, мазурки? А по-нашему вот как...“ И так как Старец в миру сам был скрипач, то начал тут же руками представлять игру на скрипке, копируя меня и вместе приговаривая: „Барыня, барыня...“ Старец действовал руками с проворством и искусством артиста и принял такую позу отчаянного скрипичного игрока, что я, удивленный этим явлением, рассмеялся и совершенно растерялся. „Вот как по-нашему! – прибавил Батюшка, живо выпрямившись и приняв обычное свое, но веселое положение, – а то что там по-французски... завывает, завывает“. Рассмешив меня этим до крайности и вполне утешив, Батюшка меня отпустил... Вот уже более десяти лет живу я в Скиту, и прежние скрипичные грезы уже не беспокоят меня... Пришел я однажды к Батюшке испросить у него благословение пропеть в церкви вместо причастного стиха вновь расположенный по нотам догматик 6-го гласа: „Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево...“ Батюшка в это время сидел в своей келлии один за письмами.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная основа русского театра Доклад на Рождественских чтениях 17.03.2009 1067 Время на чтение 12 минут Искусство театра происходит из потребности человека моделировать мир в пространстве и времени. Никакое другое искусство не обладает этим свойством. Драматический театр, будучи искусством синтетическим, вобрал в себя и изобразительное искусство, и музыку, и танец (пластику), и, главное, - слово. Слово, произнесенное вслух, то есть слово, как таковое, в первичном своем образовании. Потому как слово, зашифрованное в буквах, то есть слово написанное, - вторично по отношению к слову, произнесенному вслух. Театр пользуется словом в первичном своем значении и до кинематографа являлся единственным из искусств, обладающим этим качеством. Но и сейчас театр отличается от кино, потому как только в театре слово рождается теперь и сейчас. " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог " , - начинается Евангелие от Иоанна. Думается, неслучайно слово " Теос " переводится с греческого как Бог. Театр - это место, где рассказывают (или должны рассказывать) о Боге. В слове заложено действие, театр - это искусство действия. Действия во времени и пространстве, и пространстве духовном в том числе. Слово, заключающее в себе духовную основу, действует в мире, наполняя его духовностью. Слово, произносимое со сценических подмостков, также духовно. Недуховного театра не бывает. Пляски и заклинания языческих шаманов потому и имели такое сильное воздействие на людей, что они были порождаемы духами. Какие это духи, мы, как православные христиане, знаем. И, тем не менее, следует подчеркнуть: театр заключает в себе духовное содержание. Другое дело, какого он духа и может ли театральное действо иметь в себе и нести в зрительный зал христианскую православную духовность? Совершенно справедливо обличали современный им театр свт.Иоанн Златоуст и Тертуллиан. Но, как мы знаем, опыта христианского театра в то время еще не было. Театр был откровенно языческим, с культом похоти и разжигания низменных страстей. Не стоит задаваться вопросом, какого духа был такой театр. Он из одного источника, что и заклинания шаманов. Иоанн Златоуст пишет: " Театр - это храмина сатаны, школа безнравственности, зла, заразы, вавилонская печь. Не все ли здесь соединено для того, чтобы губить душу? И безстыдные женщины, и нецеломудренные песни, и страстная музыка " . Несомненно, такой театр ничего не имеет общего с христианской нравственностью.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/17/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовный антивирус - защита от информационной атаки 09.11.2011 947 Время на чтение 13 минут Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. 1-е послание Апостола Иоанна, Гл.4, ст.1 To a dark place this line of thought will carry us. Great care we must take. Магистр Йода, Звёздные войны, 3-й эпизод За 20 лет информационная индустрия сделала огромный рывок вперёд. Особенно заметен этот рывок в России - всего лет 20 назад компьютер был экзотикой, игрушкой. А сегодня без него невозможно представить ни один офис, да и в каждом доме он практически имеется. Российская хайтек-индустрия, к сожалению, за этот период, скорее отстала от мирового уровня. Если 20 лет назад у нас было производство БК-шек и Спектрумов, заводское, из отечественных компонентов, то сегодня, как выразился персонаж - издевательская пародия на «русского Ваньку в космосе» - в фильме «Армагеддон»: «Американские приборы - русские приборы - всё сделано в Тайване». Более оптимистичная ситуация - в области, не требующей существенных капвложений - производстве ПО. В России переведено на русский язык оффисное ПО с открытым кодом, разработаны ERP системы мирового уровня, переводчики, антивирусы. Президент справедливо указал на необходимость разработки собственной операционной системы... Апогей информационной революции - повсеместное проникновение сетевых технологий. Любую музыку, любой фильм можно найти в интернете, и жизни не хватит, чтобы всё переслушать/пересмотреть. 20 лет назад об этом можно было только мечтать. Но тратя время на потребление информационного продукта (фильма, музыки), мы всё больше ловим впечатления, адреналин, и всё меньше задумываемся о его природе и об истоках. Например, о том, что музыка - это воплощённая в звуках математика. Или о том, что личное осмысление художником Добра и Зла непосредственно выражается во всех продуктах его творчества... Параллельно развитию легальной информационной индустрии произошло развитие индустрии теневой, преступной. Это на опыте познали многие пользователи, столкнувшиеся с компьютерными вирусами и спамом. Вредоносное ПО оставляет неприятные следы - выводит систему из строя, блокирует компьютер, демонстрирует непотребства, вымогает деньги, крадёт личную информацию, и т.д.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/10/...

Закрыть В Санкт-Петербурге состоялся концерт Дивны Любоевич 15.04.2024 43 Время на чтение 3 минуты Фото: mitropolia.spb.ru Сербская исполнительница духовной музыки Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» выступили 14 апреля в Большом зале Филармонии в рамках Великопостных концертов, организованных «Обществом возрождения художественной Руси 1915», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. К слушателям обратилась заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова. Она напомнила, что традиция Великопостных концертов зародилась в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках, они проходили в Императорской придворной певческой капелле, а также в зале Дворянского собрания, в котором сегодня располагается Большой зал Филармонии. Современные Великопостные концерты возрождены в 2010 году после забвения в советское время. На сцене БЗФ выступили более 50 выдающихся коллективов, слушатели смогли познакомиться с лучшими образцами духовной музыки. Перед началом от лица исполнителей прозвучали слова соболезнования в связи с недавней трагедией в Красногорске. В послании было отмечено, что «музыка, будучи единственной универсальной силой, с помощью которой мы понимаем друг друга, сможет выразить поддержку братскому русскому народу». Выступление было условно разделено на три части, каждая предварялась текстовым вступлением, написанным издателем интернет-журнала «Авант-Арт» Сузаной Спасич. Они помогали слушателю проникнуться смыслами звучавших песнопений В первой части было воссоздано последование Божественной литургии преждеосвященных Даров в музыкальном воплощении, сложившемся во Введенском монастыре Белграда. Прозвучали песнопения Стевана Мокраняца, Николая Кедрова-отца, Ивана Дворецкого, Ильи Овчинникова на сербские и русские монастырские распевы в авторской обработке Дивны Любоевич. Они чередовались с ектениями, музыку к которым написала Дивна на распев Введенского монастыря. Ансамбль «Мелоди» исполнил также редкий распев причастного стиха «Вкусите и видите» сербского церковного композитора XV века Кира Стефана Сербина.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/15/...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Гавриил. Делай, что можешь! О Воскрешении Лазаря. Афонский старец Гавриил. Делай, что можешь! О Воскрешении Лазаря. Перевод с греческого иером. Серафима, музыка Андрея Дмитриева. Старец Гавриил Афонский рассуждает как наши усилия соединяются с помощью Божией. Старец раскрывает духовные законы, по которым происходит взаимодействие Бога и человека. Чаще всего у человека возникает вопрос: почему Господь не отвечает на мои усилия? Хотелось бы получать Его помощь сразу. В ответ на это старец раскрывает условия духовной помощи и обращается к эгзегезе Святого Евангелия от Иоанна. Старец оказался замечательным толкователем. К сожалению, старец Гавриил Афонский не рассказал об еще одном важном духовном законе, о котором не пишут в книгах, и который как бы венчает наши усилия. Чтобы пришла благодать, Бог должен увидеть, что человек все отдал. А отдать все непросто, ведь речь идет именно о привязанностях, причем даже о самых наималейших.   Так что в духовной жизни все очень справедливо, но нужно знать законы, по которым духовные события происходят. Тогда все станет ясно. Наконец, не надо отчаиваться или упрекать Бога, анализируй духовные законы и исправляй свои ошибки. Комментарии Всего комментариев: 10 2017/08/24, 04:30:51 ОН пишется в сердце человеческом,вполне приуготовящемся от всего " своего " отречься ради Христа Сладчайшего Иисуса Господа Бога и Спаса нашего+Воистину ВОСКРЕСШЕГО+Аминь!(:.. +Андрей 2017/08/23, 18:24:47 ФИЛЬМ " МАТИЛЬДА " ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО ЗЛОДЕЯНИЯ…Архимандрит Рафаил (Карелин) История повторяется. Через тени прошлого можно глубже понять настоящее и увидеть его корни, а через настоящее – зыбкие очертания будущего, как бы поддернутые туманом. Есть имена, числа, лица и события, которые приобрели символическое значение и стали тайнописью метафизической истории мира. Трагедия в Екатеринбурге, совершившаяся столетие назад, зазвучала как похоронный звон колоколов и реквием о России. Это злодеяние стало началом и продолжением катастрофы гибнущего государства, подобно Титанику, погружающемуся на дно океана. Оно воплотилось в стонах и криках жертв, замученных в лагерях смерти и камерах пыток, в выстрелах на Бутовском полигоне, где в общих могилах живые, закопанные вместе с мертвыми, умирали мучительной смертью. Оно воплотилось в грохоте куполов, сброшенных с обезглавленных храмов, в пламени сжигаемых церквей и монастырей, в невиданном в истории человечества геноциде, который уничтожил десятки миллионов людей, так что на карте мира страна превратилась в кровавое пятно.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2634

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 22 К оглавлению В конце своего правления Саул полностью расстался с Самуилом. Между ними прекратились те отношения дружбы, которые были в начале. Самуил полностью порвал с царем и ушел к себе в Раму, где жил до самой смерти, не встречаясь с Саулом. «Крестный отец» еврейской монархии своими руками развенчал помазанника. После этого разрыва Саул стал страдать припадками, тяжелейшими заболеваниями, болезненно воспринимал людей и все окружение. Иногда его страхи доходили до безумия и только музыка успокаивала больного. Недавно мне задали вопрос: «Как это, злой дух от Бога был послан?» Это библейское выражение, которое соответствует тому выражению духовности, которое было у Саула. Может ли Бог послать злого духа? Этим показывается, что сам злой дух не имеет никакой силы без попущения Божьего. Надо помнить, что диавол не имеет силы над человеком, если он своими грехами не отдаляет себя от Бога, не делает себя противником Бога; если же такое случается, злой дух приходит и вселяется в человека, как это и было с Саулом. Бывает, что и на доброго человека злой дух нападает, например на Иова. У Саула была поражена именно душа. И эта больная душа вызывает в конце жизни Самуила. Саул мечется, не знает что предпринять, идет к волшебнице и там вызывает дух Самуила. В это время в доме Саула появляется Давид, человек, которому суждено будет сменить его на троне и совершить переворот во всей истории Израиля. Перед нами образ Давида. Ему принадлежит особое место, хотя он не был чистым пророком. Когда мы вспоминаем Давида, мы говорим: «царь, псалмопевец и пророк Давид». На первом месте стоит «царь», на втором — «псалмопевец» и только на третьем — «пророк». Давид — прежде всего основатель Иерусалима, как духовного центра Израиля. Это великий религиозный мыслитель, который свои чаяния, искания Бога выразил в псалмах как поэт-псалмопевец. Его имя связано с зарождением мессианизма и составляет самую суть Священной истории.

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_29980.html 27 мая 2006 Лоскутки Из дневниковых записей протоиерея Всеволода Чаплина. Часть 4 Нередко светские люди спрашивают, почему Православная Церковь не приспособляется к современности – не упрощает богослужение, не ставит скамейки в храмах, не " облегчает " свое духовное послание. Словом, не становится удобной для духовно расслабленного (то есть, по Евангелию, парализованного) человека. Некоторые до сих пор считают, что именно так можно привлечь людей в храмы. Западный опыт ясно показывает обратное. Либеральные протестантские деноминации, а отчасти и Католическая Церковь, стремительно теряют паству и духовенство именно потому, что они стали слишком облегченными, слишком комфортными, слишком приспособленными к капризам публики. Некоторые воспринимают их просто как место, где можно расслабиться, послушать приятную музыку, попить чая с друзьями. А значит, и потребовать, чтобы чашки были поновее, музыка поинтереснее, а богословское учение – побесконфликтнее. Чтобы никто не пробудил ненароком совесть. Но в итоге в таких церквах становится пусто – в самом деле, отдыхать и расслабляться лучше на пляже или в кафе. Но вот удивительная вещь: в некоторых местах на Западе, где пытаются вернуться к долгой и молитвенной службе, где практикуются древние песнопения, где есть общинная жизнь – людей много. Пример – аббатство Сильванес на юге Франции, куда стекается множество народа на длинные торжественные мессы, совершаемые при общем пении в древнем стиле. Все-таки в храм люди по-настоящему идут не тогда, когда им хочется приятно развлечься. В Церковь приходят, чтобы разрешить острые жизненные проблемы, а не забыть о них. Приходят, желая изменить греховную жизнь. Христианства не может быть без подвига, без пробуждения совести, без отсечения своей воли ради воли Божией. Люди понимают это. И идут туда, где им говорят нелицеприятную правду, где предлагают горькое, но действенное лекарство.

http://religare.ru/2_29980_1_21.html

XXXIV. Школа В 1721 г. Феофан завел при своем доме школу, в которую он принимал сирот и бедных детей всякаго звания. Это была лучшая школа того времени как по внутреннему устройству, так и по достоинству доставляемого ею образования. Назначением места для её помещения Феофан, по-видимому, старался осуществить правило Духовного Регламента об училищных домах. Там сказано: «место академии не в городе, но в стороне, на веселом месте угодное, где несть народнаго шума, ниже частых окказий, которыя обычно мешают учения и находят на очи, что похищает мысли молодых человек и прилежать учениям не допускает». Место Карповской школы совершенно удовлетворяло этим требованиям – представляло все удобства для занятий и в тоже время не развлекало взоров сторонними предметами. В школе преподаваемы были: закон Божий, славянское чтение, русский, латинский и греческий языки, грамматика, риторика, логика, римские древности, арифметика, геометрия, география, история и рисование. Учителями в школе были датчанин Адам Селий с 1722 по 1725 г.; профессор академии наук Теофил Сигфрид Байер и иностранец Георгий Фридрих Федорович. 525 Старшие воспитанники школы, дошедши до высших классов, обучали младших учеников школы и получали за это хотя небольшое жалованье. Феофан написал для своей школы инструкцию, отзывающуюся нисколько иезуитским духом. Она прочитывалась вслух всем воспитанникам 1-го числа каждого месяца. 526 Для развлечения учеников Феофан завел в школе вокальную и инструментальную музыку. Последней обучались желающие у наемного мастера и потом сами обучали своих младших товарищей. Это нововведение не нравилось некоторым ригористам того времени. Как в духовной школе учить музыке? – «Хорошо ли – писал Родышевский – не противно ли церкви святой и учению ея написано в ХХ-м пункте о семинарш, где дети будут священства и монашества ради учитися, дабы в праздные дни была при столе их музыка, или гласы мусикийских ииструментов? И сие, рече, не трудно; ибо перваго только нанять мастера, а от него наученные охотные семинаристы должны будут и иных научати на свое место туне. И сия регулы – рече – воспомянутыя служат ко увеселению учащихся». Сему быти Златоуст святый жестоко запрещает; возбраняют и соборы апостольсие и вселенские». 527

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

     Большая посмертная книга композитора Георгия Свиридова «Музыка как судьба» вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 2002 г. Она сразу стала фактически настольной у многих, ждавших ее. В ней, составленной из «Разных записей» (девятнадцати тетрадей), дневниково охватывающей десятилетия, виден непростой внутренний путь художника, словно разгребавшего завалы безбожной русской жизни советского периода, о котором Свиридов с какого-то момента стал говорить, как о времени геноцида русского народа и православия… В своих записках великий композитор выступает как значительный русский мыслитель, острый публицист. Суждения его пронзительны, резки и глубоки, обусловлены сердечной думой, болью за Россию, русскую жизнь, русскую культуру. Читая Г.В. Свиридова, вспоминаешь и «Окаянные дни» И.А. Бунина, и «Мысли о России» Ф.А. Степуна, и «Опавшие листья» В.В. Розанова. Изданные близкими и исследователями уже по кончине композитора записки эти, по меткому замечанию одного из московских ученых, являют собой «свод глубоких и страстных размышлений о духовной жизни эпохи, и по тону они даже вызывают в памяти пламенное, бескомпромиссное слово протопопа Аввакума». Книга сразу стала библиографической редкостью, вызвала воистину шквал эмоций, что называется, с «обеих сторон», явившись внятным индикатором непреодоленного векового раскола в русском обществе, резко обострившегося в 1917 году. Валентин Распутин, развивая самоопределительную реплику Свиридова «воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться», высказал важную мысль: «Именно для того чтобы проложить дорогу Гаврилину, озвучить Есенина и Блока, заново прочитать Пушкина, подхватить умолкнувшие песнопения и молитвы, для того чтобы не закрался “пустырь” в души, и был “отставлен” Свиридов из XIX в ХХ век». И — о книге дневников русского гения: «Свиридов как мыслитель, наблюдатель, человек огромной культуры, не только русской, но и мировой, “расшифровал” для нас так много в искусстве, жизни, в известных личностях, событиях прошедших и текущих, даже в Родине нашей, которую, оказалось, мы знаем мало; так точно сказал он о красоте и таланте, о чистом и святом в художнике и вокруг него и так решительно отделил талант от соблазна, чистый порыв от модного искушения, что великой этой книге великого автора полагалось бы сделаться настольной для всякого, кто еще не предался окончательно чужим богам в понимании прекрасного в искусстве»

http://pravoslavie.ru/104588.html

     При чтении Божественного Писания душа человека очищается от извращений и пороков, и очень важно питать ум словами и мыслями, почерпнутыми из Священного Писания. Поэтому-то древние иноческие уставы и предписывали, особенно начинающим, учить Псалтирь наизусть и иметь псалмы всегда на устах своих. Среди ветхозаветных книг Священного Писания особое место занимает книга Псалтирь, заключающая в себе собрание богодухновенных песен. Такое название, по свидетельству святителя Василия Великого, она получила от часто упоминаемого в ней музыкального инструмента, к которому пророк Давид приспособил пение своих псалмов. Мы можем только смиренно размышлять о том, где берет начало божественное псалмопение. Несомненно одно: всякое новое откровение свойств и совершенств Божиих, всякое новое познание красоты и гармонии в новозданной природе, возвещающих славу Творца, в раю служили для человека обильным источником молитв и духовных песен. Но недолго он наслаждался райским блаженством, вскоре он потерял его через преступление заповеди Божией. Грехопадение и последовавшее за ним наказание Божие вместе с первообетованием о семени жены вызвали в его душе глубокие чувства раскаяния и радостной надежды на будущее избавление. Эти чувства нашли соответственное себе выражение в словах молитв и песен. Первые люди хорошо осознали, что они потеряли через свое грехопадение, и стали призывать имя Божие с покаянием и плачем, моля о помиловании (Быт. 4, 1, 4, 26). Однако не все человечество пожелало путем покаяния возвращаться в рай. Каин и его потомки начали искать средства, которые позволили бы обрести райское блаженство без Бога. Одним из таких средств явились изобретенные сыном Ламеха Иувалом музыкальные инструменты (Быт. 4, 21). Музыка оказалась чудесным подспорьем в попытке вернуть утраченное райское состояние, заменить его наслаждением, полученным от игры на музыкальных инструментах. Музыкальная культура стала быстро развиваться и настолько укоренилась в сознании древних людей, что пение и славословие Богу тоже начало сопровождаться инструментальной музыкой. Вот почему царственный псалмопевец Давид призывал петь Богу на тимпанах и гуслях, хвалить Его со звуком трубным, на псалтири, струнах, органе и на кимвалах доброгласных (Пс. 149, 3; 150, 3–5). И Бог позволял это, снисходя к немощи человека, до тех пор, пока святые апостолы, наученные Господом Иисусом Христом и просвещенные благодатью Духа Святого, полностью не исключили музыкальные инструменты из богослужения и соответственно из псалмопения.

http://pravoslavie.ru/102925.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010