прот. Александр Мень Музыка Музыка и Библия. Эта тема включает два основных аспекта: 1) пение, Музыка и музыкальные инструменты библейских времен; 2) образы и сюжеты Священного Писания в музыкальном творчестве народов мира. 1. Пение, Музыка и музыкальные инструменты в Ветхом Завете упоминаются неоднократно. Изобретение музыкальных инструментов ( Быт.4:21 ) относит к древнейшей поре человеческой культуры. Указания на струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты содержатся в книгах Ветхого Завета и Псалтири. Как выглядели эти инструменты, хорошо известно по памятникам Востока. О глубокой связи Музыки с религиозной жизнью свидетельствует тот факт, что важнейшие этапы священной истории сопровождались гимнотворчеством (см., например, Исх.15 ). Об этом же говорят разнообразные песенные жанры, такие как песни», восхождения» и вообще все виды псалмов (см. статью Правда, Ветхий Завет знал и светскую Музыку (см., например, 1Цар.18:6 ), но центральное место в ветхозаветной общине играла Музыка духовная, в частности, храмовая. Нередко Музыка сопровождала вдохновенные речи пророков (см. 2Цар.3:10–15 ). Певцами и музыкантами в Храме были левиты, возглавляемые особыми руководителями хоров и оркестров. Пение носило речитативный характер (см. статью Отсутствие в древности нот не позволяет восстановить храмовую ветхозаветную Музыку , но отголоски ее сохранились в древнем синагогальном пении, донесенном традицией до более поздних времен. В период музыкальное искусство в ветхозаветной Церкви не исчезло. Распевное чтение Библии и молитв в синагогах стало одним из источников певческой культуры христианской Церкви (см. статью Н.Н., О значении надписания псалмов Lamnazzlach, ЧОЛДП, 1889, Грубер Р.И., Музыкальная культура Палестины, в его книге: История музыкальной культуры, М.-Л.,1941, т.1, ч.1; Захарова О., Чайковский читает Библию, «Наше наследие», 1990, [Каменецкий А.] Музыка у древних евреев, ЕЭ, т.11; Металлов В.М., Музыка и музыкальные инструменты у древних евреев, ЧОЛДП, 1912, Ямпольский И.М., Древнееврейская музыка, МЭ, т.2; там же указана иностранная библиография; прочую иностранную библиографию см. в BTS, 1974, MB, 1985, статьи о Музыке и музыкальных инструментах Ветхого Завета имеются во всех библейских

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Е.Д. Дога: " Музыка настолько тесно переплелась с культурой, что сама стала культурой " Источник: Радонеж О МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ " Я не могу рассматривать музыкальное воспитание в отрыве от воспитания вообще, – сказал он. – Сегодня мы много говорим о необходимости изучения истории нашей страны, изучения нашей культуры, чтобы наиболее полно раскрыть тот духовно-нравственный потенциал, которые заложен в нас предками. Но ведь музыка – это и есть наша культура. Она часть целого, органично связанная с другими неразрывными друг от друга частями: языком народа, его родной литературой, зодчеством, живописью... То есть музыка настолько тесно переплелась с культурой, что сама стала культурой. И даже слово во всей своей полноте на самом деле является музыкой, потому что, правильно произнесенное, оно обладает эмоциональной насыщенностью, ритмом, интонацией, тембром и массой других атрибутов, которые свойственны музыке. Одна беда – у нас так мало педагогов, которые способны привить любовь к музыке. В свое время я очень любил уроки виолончели у итальянца Пабло Джованни Баччини (ставшего впоследствии Павлом Ивановичем Бачининым), и совершенно не нравились уроки фортепиано, где преподаватель постоянно твердил: " Не так сидишь " , " Не так руки держишь " И что же? В результате, я прекрасно играл на виолончели и плохо на фортепиано. Недостаточно учить нотной грамоте и бить по рукам указкой за то, что кто-то не так поставил кисть! Нужно все свои профессиональные, интеллектуальные усилия направить на то, чтобы привить детям любовь. Не только к музыке. Ко всему! И музыка в данном случае может стать тем инструментом, с помощью которого ребенок научиться любить. Это понял Баччини. Но важно еще правильно подавать музыку. Не пугать ею! Ведь всем нам не раз приходилось слышать: " Симфоническая музыка – это так сложно. Это серьезной жанр, чтобы его понять, нужно сначала подготовиться!.. " Им и невдомек, что такая характеристика лишь отпугивает людей. А нужно научить любоваться музыкой! В каждом человеке без исключения заложено понимание прекрасного, необходимо лишь пробудить это чувство. Вот, порхает бабочка, и взрослый вместо того, чтобы показать ребенку всю красоту ее полета, наверняка скажет: " А ну-ка давай ее поймаем! " Когда такой ребенок подрастет, при виде бабочки в нем заговорит не чувство прекрасного, а – простите – охотничий инстинкт " .

http://pravoslavie.ru/36352.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Музыка среди нас... Заметки композитора 23.01.2012 909 Время на чтение 10 минут Вспомним нашу человеческую МУЗЫКАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ: по грехопадению Адама и Евы и изгнанию их из Эдема, Господь по своему неизреченному милосердию даровал - открыл - им чудесную способность: потребность оплакивания своих прегрешений (покаянный плач) и, в тоже время, сохранять благодарность Творцу, произнося СЛАВОСЛОВИЯ ЕМУ И ВОИНСТВУ ЕГО (гимны). Плач и гимн - вот истоки того, что позже стало именоваться «музыкой». Прошло время, и по произволению своему и греховности своей человек стал забывать это изначальное предназначение Музыки, привнося её божественную способность воздействия на человеческую душу в земную жизнь: труд, семья, рождение, похороны и т.д. Так возник Фольклор, самобытное искусство человеческое, что и сегодня сохраняет свою живительную силу и способность быть всепомощником человеку. Перешагнём через века и вот мы в дне сегодняшнем, среди моря разливанного самых различных и порой взаимоисключающих музыкальных жанров, стилей, понятий, вкусов, предпочтений и т.п. Но во всём этом бесконечном разнообразия всегда можно точно и почти безошибочно определиться - какие истоки питают эту музыку - духовно-нравственные, созидательные или это музыка от лукавого, бесовская музыка, что уже потому и не может именоваться Музыкой, ибо все связующие с Творцом, созидательные нити порваны в ней окончательно... И, дабы сохранить свою душу от повреждения, от нарочитого сатанинского вредительства, должно соблюдать величайшую осторожность и бдительность в выборе СВОЕГО жанра, своего предпочтения, своей Музыки... Моя музыка К великому сожалению чаще всего не мы выбираем, но нас выбирают: неуспехи нашего светского воспитания и маловерие тому причина, также как и наша «всеядность» и неустойчивость перед искушениями, коими переполнен современный мир. Только серьёзное и достойное полноценное музыкальное воспитание и стойкая вера может даровать нам возможность самим оценивать и принимать (или не принимать) самые различные музыкальные течения, направления, стили, избегая подделок под музыку, отделяя прекрасное от дурного, находя для себя то истинное и великое, что греет сердце, возвышает ум, душу, очищает и приближает к Богу. Это и есть МОЯ МУЗЫКА, которую я могу, должен найти, встретить и сделать своим спутником-помощником на всю оставшуюся земную жизнь. Так хочется и так должно быть, но этого нет, а если и есть, то лишь для незначительного посвящённого и просвещённого меньшинства: большинству же уготовлена другая участь. Вот об этом и хотелось бы здесь поведать, предостеречь да помочь советом...

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/24/...

Скачать epub pdf Введение «Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка» Джу Шин (Shu Ching, 6 столетие до Р. Хр.) БИБЛИЯ ПОВЕСТВУЕТ, что когда иудейский царь Саул буйствовал, то придворные вызывали во дворец отрока Давида, чтобы он играл на гуслях для царя. Нежные и мелодичные звуки успокаивали Саула, и он опять становился нормальным человеком. Так еще в самой седой древности люди знали, что нежные мелодии благотворно влияют на настроение человека. Современная музыка вроде рок-н-ролла, особенно в стиле «тяжелого металла», производит на слушателей противоположное действие: спокойных людей она приводит в состояние буйности, ажиотажа и злобы. Рок-н-ролл появился лет сорок тому назад. За этот период это направление в музыке развивалось все больше в сторону страстности. David Gergen так характеризует эту эволюцию: «Разницу между вчерашней рок-музыкой и сегодняшней можно уподобить скачку от моделей в купальных костюмах, помещаемых в журнале «Иллюстрированный спорт» к фотографиям обнаженных женщин в порнографическом журнале» (USA Today, окт. 11,1985). В наши дни увлечение рок-музыкой превратилось в своего рода всемирное движение, насчитывающее сотни миллионов последователей. Для многих молодых людей рок-музыка и ее более буйный вариант «тяжелый металл» стали стилем жизни, где поощряется распутство, употребление наркотиков, буйство и нигилизм. В этой брошюре мы скажем несколько слов об общем значении музыки в духовной жизни человека; приведем мнения психологов, докторов и общественных деятелей относительно влияния современной рок-музыки на молодежь, в частности на сексуальное и буйное поведение; выявим антихристианские, оккультные и даже сатанинские элементы в некоторых формах рок-музыки. В заключение рассмотрим рок-музыку с христианской точки зрения и обсудим вопрос, как родители могут помочь своим подросткам осознать вредные последствия влияния такой музыки. Сила музыки Музыка одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией звуков, динамикой, разнообразием звуков, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере декабря 2015 Музыка слова Людей, опередивших свое время, считают гениями. У безусловного гения Георгия Свиридова, 100-летний юбилей которого мы отмечаем 16 декабря, со временем были особые отношения. Он никогда не вступал с ним в гонку. Осознавая всю его неумолимость, он пропускал время вперед, но ни на йоту не уступал его жестокому духу. Он вслушивался в прошлое, вдумывался в настоящее, вглядывался в вечность и создавал такие произведения, которые времени не по зубам. Гениев либо носят на руках, либо не понимают и не признают. Свиридов пережил и то, и другое. Он, с его приверженностью русской живой традиции, призывами к русским осознать себя как народ, с его обличениями искусства, потерявшего духовную самостоятельность, был необходим своему веку, но «выбивался из общего контекста». Свиридов был не просто великим творцом, но и национально мыслящим художником, христианином, сочетавшим в себе дары композитора, писателя и философа.   Георгий Васильевич Свиридов (1915–1998) родился в городе Фатеже под Курском. С 1929 по 1932 г. учился в Курской музыкальной школе, в 1932–1936 гг. — в Центральном музыкальном техникуме Ленинграда, в 1936–1941 гг. — в Л енинградской консерватории. Среди его учителей — В. В. Уф имцеваВолкова и И. А . Браудо, композиторы М. А . Юдин, П. Б. Рязанов и Д. Д . Шостакович. В 1937 г. был принят в С оюз композиторов СССР . С 1968 по 1973 г. — первый секретарь правления Союза композиторов РС ФСР . Был депутатом Верховного Совета VII–IX созывов. Типичные жанры: вокальносимфоническая поэма (например, «Памяти С. А . Есенина», 1956), маленькая кантата, хоровая поэма, вокальная поэма. Инструментальная музыка представлена лишь несколькими сочинениями; наибольшей популярностью пользуются «Музыка для камерного оркестра», «Маленький триптих», Музыка к кинофильму «Метель» и оркестровая сюита «Время, вперед!», ставшая уникальным символом советской эпохи. Возродил жанр русского романса и интерес к пению а капелла. Сочетал в своей музыке внешнюю простоту с внутренним богатством, песенностью, классической ясностью и объективностью, а так же определил для себя и сделал ключевой в своем творчестве «русскую национальную идею как религиозную идею».

http://aquaviva.ru/journal/muzyka-slova

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере мая 2016 Сорок мелодий для древнего текста Недавно вышел тройной альбом «Иже херувимы», в котором представлены все Херувимские песни в гармонизации или авторства игумена Силуана (Туманова). Известный церковный композитор рассказывает о том, как готовился этот альбом, делится воспоминаниями и размышлениями о природе звучащей в храме музыки.  Не картошку перебирать — Отец Силуан , сначала теоретический вопрос: что делает музыку церковной? — Исполнение в церкви, конечно. Но далеко не вся музыка, которую поют в храмах, церковна. Как разрешить это парадокс? В первую очередь любая музыка в православном храме, на клиросе — всегда текст, причем часто написанный людьми святыми, чей духовный опыт несоизмерим с нашим. К этому опыту стоит прислушаться, чтобы что-то исправить внутри себя. Хор поет от имени всех нас, и богослужебная музыка не должна передавать чувства и настроения композитора: это отвлекает от молитвы, понимания текста. Далеко не всегда за руладами и симпатичными мелодиями можно что-то расслышать, а тем более понять. У меня тоже далеко не всегда получается соответствовать этим высоким требованиям, но я к этому стремлюсь.   — А как вы стали писать церковную музыку? Наверняка у вас спрашивали, зачем нужна новая музыка, если есть столько уже написанной, часто прекрасной… — Почему появилась эта музыка? Сложно сказать, ведь творческие процессы не поддаются сухому анализу. За собой стремление сочинять что-то я заметил еще в школе, когда учился в музыкальной студии. Это было время воцерковления, я тогда слушал музыку, как свойственно неофиту, только церковную. Получались небольшие музыкальные реплики на услышанное, «настроения» с текстами на латыни и церковнославянском. Не возникало вопроса, надо или не надо это делать. Просто ноты, созвучия появлялись и просились на бумагу. А так, в теории, понятно, что вроде всё давно уже написано и спето. И книг много, и статей, но при этом в каждом поколении рождаются писатели и их творчество востребовано. Думаю, новое неизбежно появляется там, где есть необходимость выразить вечные истины современным, близким для ныне живущих людей языком.

http://aquaviva.ru/journal/sorok-melodiy...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Прекрасное далёко… 55 лет со дня смерти К.Г. Паустовского 20.07.2023 757 Время на чтение 11 минут Часть 1 Часть 2 Паустовский – настоящий мастер в жанре литературного портрета. «Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров – те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества» (49), – объяснял писатель. Его интересуют место искусства в обществе, судьба таланта, гения посреди обыденной жизни. С необыкновенным лирическим проникновением воссоздаёт Паустовский духовный облик своих незаурядных героев – замечательных художников слова: «Наш современник (Пушкин)», «Поручик Лермонтов», «Тарас Шевченко», «Чехов», «Поток жизни (заметки о прозе Куприна)», «Александр Блок», «Алексей Толстой», «Иван Бунин», «Булгаков и театр» (с Михаилом Булгаковым Паустовский учился в гимназии), «Михаил Михайлович Пришвин», «Виктор Гюго», «Ги де Мопассан», «Оскар Уайльд», «Эдгар По»; выдающихся живописцев: «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Грузинский художник» (о Нико Пиросманишвили); прославленных композиторов и музыкантов: «Старый повар» (о музыке Моцарта), «Корзина с еловыми шишками» (об Эдварде Григе), «Музыка Верди» – и многих других выдающихся людей. Здесь проявляются не только горячие симпатии писателя к его гениально одарённым героям – истинным творцам сокровищ мировой культуры, но и собственные эстетические предпочтения и художественные установки автора. Бесспорно, сам он обладает выдающимся даром тончайшего словесного рисунка, чтобы передать впечатление от полотен великих художников. Паустовский наделён также развитым «писательским слухом», подобным слуху музыкальному, чтобы описать волшебную музыку любимых композиторов. Писатель отдаёт себе отчёт в том, что «н евозможно, конечно, передать музыку словами, как бы ни был богат наш язык». Однако эстетические ситуации, как например, в рассказе «Корзина с еловыми шишками» свидетельствуют о стирании граней между творящей силой искусства, гармонией музыки и вдохновлённого ею слова: « Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Да! Это был её лес, её родина! Её горы, песни рожков, шум её моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в её окно любимый бросил на рассвете горсть песку. музыка заполнила всё пространство между землёй и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась лёгкая рябь. Сквозь неё светили звезды. Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья».

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/20/...

Митрополит Волоколамский Иларион: Сила Европы должна заключаться в нравственном стержне европейского общества 17 сентября 2019 г. 10:06 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы корреспондента итальянской католической газеты «Аввенире». — Владыка, помимо богословия и философии Вы также обучались игре на фортепиано и на скрипке. Какую роль в Вашем духовном мире играет музыка? — Я учился музыке с трех лет вплоть до двадцатилетнего возраста. Тогда я принял монашество и решил, что музыкальная страница моей жизни перевернута, и двадцать лет вообще не занимался музыкой. Но на сороковом году жизни я снова начал писать музыку и написал несколько музыкальных произведений, в том числе «Страсти по Матфею» — сочинение, вдохновленное музыкой Иоганна Себастьяна Баха, а также и православным богослужением. За двенадцать лет, прошедших с тех пор, это музыкальное произведение исполнялось более 120 раз в разных странах, в том числе Италии. После этого я написал еще несколько крупных произведений. Но с тех пор как я был назначен председателем Отдела внешних церковных связей, я не имею ни времени, ни возможности заниматься музыкой. Для меня она является не только искусством, но это и особым способом миссионерского служения. Музыка — это язык, который можно понимать без переводчика. При ее помощи можно передать то, что невозможно передать словами. Для меня возможность самовыражения в музыке — это возможность проповеди через нее. Всю свою сознательную жизнь я занимаюсь тем, что проповедую Христа. Я это делаю через проповедь в храме, через книги, которые пишу, через телевизионную передачу, которую веду еженедельно на российском телевидении, а также и через музыку. — Поэтому для Вас музыка также является инструментом диалога? — Да, это инструмент диалога с теми людьми, у которых открытое сердце. — Вы упомянули, что ведете еженедельную телевизионную программу. Как Вы считаете, средства массовой информации, в частности, социальные сети, могут быть средством проповеди?

http://patriarchia.ru/db/text/5500484.ht...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере ноября 2014 Композитор печального образа 90 лет назад в Праге умер регент и композитор Александр Архангельский (11.10.1846–16.11.1924). Его фигура при жизни вызывала немало дискуссий: одни считали его музыку слишком светской и сентиментальной, другие, наоборот, видели в ней образец церковного искусства. Неоднозначным было отношение и к его нововведениям в певческую практику (именно Архангельский осуществил замену детских голосов на женские), и к стилю управления хором. Но на клиросе песнопения композитора «прижились» очень хорошо — они вошли в постоянный репертуар многих хоров и продолжают активно исполняться по сей день. В чем секрет популярности музыканта, который, несмотря на неоднозначное отношение современников, сумел стать одним из самых исполняемых церковных композиторов? На первый взгляд, просто: музыка Архангельского мелодична, удобна для исполнения и написана с хорошим знанием хоровой фактуры; в его богатом наследии можно выбрать песнопения как для небольших любительских коллективов, так и для крупных высокопрофессиональных хоров. Но только в этом ли дело? В одно время с Архангельским в том же Петербурге работали не менее известные Н.И. Компанейский, М.А. Лисицын, С.В. Панченко. Их музыка обладает теми же качествами, однако клиросная практика «пропустила» гораздо меньший пласт их сочинений. Кроме того, Архангельского до сих пор активно критикуют: если современники, пеняя на сентиментальность, называли его «маэст­ро соль минор», то сегодняшним любителям строгого древнерусского стиля он может показаться и вовсе неподходящим для храма… Чтобы разобраться в том, почему музыка Архангельского оказалась так привлекательна для певчих и насколько она «церковная» или «светская», необходимо окунуться в духовно-музыкальный контекст его времени. Общая судьба Жизнь Архангельского очень похожа на жизнь многих его современников — регентов, певцов и композиторов рубежа веков: детство в деревне, в семье священника, знакомство с церковным обиходом с раннего возраста, талант, трудолюбие, отсутствие средств к существованию, помощь со стороны людей, обративших внимание на его способности, успех в уездном городе, желание получить высшее образование, переезд в столицу, творческая реализация… Потом потрясения революционного времени, попытки приспособиться к новому строю и эмиграция.

http://aquaviva.ru/journal/kompozitor-pe...

Сортировать по Исключить новости Может ли духовность быть представлена средствами кинематографа? 12 сентября состоялась открытая лекция ординарного профессор Фрибурского университета Швейцарии Мишеля Вьеня (Michel Viegnes) «Духовный мир средствами кинематографа». Профессор Вьень специализируется на изучении литературы XIX–XX веков, несколько лет он заведовал отделением филологии Фрибурского университета, сейчас занимает должность ординарного профессора. Лекция состоялась в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете . Может ли духовность быть представлена средствами кинематографа – этот вопрос, заявленный в названии лекции, профессор Вьень изучает на примере трех фильмов: «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Франциск, менестрель Божий» Р. Росселлини, «Под солнцем сатаны» М. Пьяла. Выступление было проиллюстрировано фрагментами из этих фильмов, уточняющими и разъясняющими сказанное. Мишель Вьень: Как можно передать духовный мир, какими средствами? Иконография, литература и музыка – в какой-то мере могут дать нам представление о духовности, о том, что творится в душе человека. Но является ли кинематограф приемлемым способом отображения духовности, может ли кино передать духовное измерение истории, событий, могут ли способствовать этому актеры? Я хочу начать с цитирования книги «Кино и духовность», которая была опубликована в 1985 году. В ней мой коллега из университета Фрибурга, отмечает, что в отличие от прочих видов искусств, которые зародились как сакральные – литература, музыка, и живопись вышли из религиозных таинств – кино зародилось совершенно иным образом. Это современное искусство, у него нет истоков в сакральном, зато есть современные технические средства, которые помогают реализовывать цели кинематографа. Соответственно, кино как современное искусство сталкивается с трудностью выражения духовности, но при этом есть какие-то особые возможности, которые дает только кино. В отличии от других видов искусства кино может показать невыразимое. Пожалуй, здесь ближе всего к кинематографу стоит театр. Театр представляет нам то, что называют полифонией информации, то есть передает нам большое количество сообщений по разным каналам восприятия. Так, у нас есть визуальный канал – это внешний вид актеров, костюмы и так далее. Все, что мы видим на сцене театра, очень важно, все – символ: любая одежда, любое сочетание цветов. Есть звуковой канал – голоса актеров, музыка, смех, стенания. Есть и множество других каналов восприятия, как минимум десять, и все они воздействуют на зрителя. Что же кинематограф как отличное от театра искусство может предложить в дополнение? Рассмотрим на примере трех фильмов.

http://pravmir.ru/professor-mishel-ven-d...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010