Отношение же к музыке становится у Блока прямо религиозным: «Вначале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растёт в упругих ритмах. Рост задерживается, чтобы потом «хлынуть». Таков закон всякой органической жизни на земле— и жизни человека и человечества. Волевые напоры. Рост мира есть культура. Культура есть музыкальный ритм» (7,360). Вначале была музыка... Аллюзия напрашивается намеренная. Далее как бы подразумевается: и музыка была у Бога, и музыка была Бог (ср.: Ин. 1, 1 ). Так он пишет в Дневнике. И дважды отмечает: «Ничего, кроме музыки, не спасёт» (7,328). Вот новое отвержение евангельской Истины. Ради музыки он готов на многие жертвы: «...требуется действительно похоронить отечество, честь, нравственность, право, патриотизм и прочих покойников, чтобы музыка согласилась помириться с миром » (7,329). Музыка для него— миротворящее начало. Ещё в 1909 году он записал: «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего. Её нематерьяльные, бесконечно малые атомы— суть вертящиеся вокруг центра точки. Оттого каждый оркестровый момент есть изображение звёздных систем— во всём её мгновенном многообразии и текучем. Музыкальный атом есть самый совершенный— и единственно реально существующий, ибо— творческий. Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира— мысль (текучая) мира («Сон— мечта, в мечте— мысли, мысли родятся из знанья»). Слушать музыку можно только закрывая глаза и лицо (превратившись в ухо и нос), т.е. устроив ночное безмолвие и мрак— условия «предмирные». В эти условия ночного небытия начинает втекать и принимать свои формы— становиться космосом— дотоле бесформенный и небывший хаос. Поэзия исчерпаема (хотя ещё долго способна развиваться, не сделано и сотой доли), так как её атомы несовершенны— менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке. Музыка предшествует всему, что обусловливает» (9,150). Он тянется к космизму, он, ему представляется, находит универсальное средство творчества. И: видна им самим обозначенная для себя (для поэзии) цель— «утонуть в музыке».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Это очень сильно отвлекало. И в какой-то момент я понял, что надо просто брать и делать, даже если нет времени и ограничены возможности, иначе никогда не реализую эту задумку. – На какой стиль вы опираетесь в своем творчестве? Какую музыку слушаете для вдохновения? – Меня вдохновляют русские композиторы: Рахманинов (я окончил музыкальную школу, носящую его имя), Прокофьев, Шостакович, Скрябин, Стравинский… – Сочиняя свои собственные произведения, вы в первую очередь опираетесь на классику? – Скорее, на атмосферу классики. Она выступает основным вектором направления. Конечно же, большое влияние на меня оказывает и духовная музыка. А также кельтские мотивы. Наверное, мой стиль можно назвать неоклассикой, хотя это довольно странный термин. – Как вы думаете, может ли светская музыка служить миссионерским целям? Если да, то как и какая? – Очень даже может. Но все зависит от обстоятельств, от человека: для монаха светская музыка – это шаг назад, а для какого-нибудь заядлого металлиста более легкая, спокойная композиция может стать шагом вперед. Все очень относительно. Какая музыка может служить миссионерским целям? Музыка искренняя, через которую человек пытается донести до слушателей какие-то свои душевные переживания. Но тут важно понимать, что все очень сильно зависит от самого музыканта: от того, в каком состоянии он находится, как работает над собой, какое у него мировоззрение, что он хочет сказать языком музыки. Музыка – это отражение ее исполнителя. Поэтому задача каждого музыканта – следить за своим духовным состоянием, потому что оно передается слушателю. – Были ли примеры того, когда ваша музыка становилась для человека неким духовным толчком? – Такие случаи были. Некоторые ребята, которые сейчас поют вместе со мной, в какой-то момент просто где-то услышали меня (на улице, в метро, в электричке) – и пришли в хор. А недавно, например, произошла такая история. Мне ее пересказал наш батюшка. Я играл на улице неподалеку от нашего храма. Люди, проходившие мимо, останавливались. Большинство, послушав, проходило дальше, а некоторые заходили в храм. Среди последних были две девушки, которые, вот так неожиданно для себя оказавшись в храме, впервые в жизни исповедовались. Хотя я играл не классику и не неоклассику, а ту самую авторскую обработку эстрадной музыки. Это не было что-то высокое. Но для них эта музыка стала тем самым шагом вперед. Конечно, я не знаю, как сложится дальнейшая судьба этих людей. Я просто делаю свое дело.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Характерно, что западнически настроенные русские музыкальные деятели ставят инструментальную музыку выше, чем вокальную. «Пение, – пишет западник Боткин, – есть чувственное выражение музыки; духовное ее выражение есть музыка инструментальная, потому что в ней музыка становится самостоятельным искусством» 63 . Творчество Чайковского и творчество композиторов «Могучей кучки» является отражением западнических и славянофильских тенденций в музыке 64 . Если вершина творчества Чайковского, по его собственному признанию – инструментальная музыка, то у «кучкистов» – музыка вокальная. Чайковский в письме к Н.Ф. Мекк пишет: «Мне очень нравится, что вы ставите так высоко инструментальную музыку. Ваше замечание, что слова часто только портят музыку, низводят ее с ее недоступной высоты, верно совершенно. Я это всегда чувствовал, и от этого-то, может быть, мне больше удавались инструментальные сочинения, чем вокальные» 65 . Для сравнения интересен отрывок из письма Мусоргского к Стасову: «Работая над говором человеческим, я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною (оправданною) мелодией» 66 . Интересно это слово «оправданною», вставленное им в скобки, оно раскрывает еще один смысл: оправданной может быть только та мелодия, которая выражает речь. «Кучкисты» даже и в симфонической музыке использовали творческий принцип: от идеи (сюжета-слова) – к музыке. 67 Итальянская музыка не удовлетворяла русских композиторов – они ломали установившуюся в композиции «итальянскую» традицию, но эта новая методология с трудом пробивала себе дорогу. «Рутинный взгляд их (большинства любителей музыки 68 ), – пишет Даргомыжский, – ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен низводить музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. Они этого понять не умеют». 69 Музыка народная, которая являлась для русских композиторов неиссякаемым источником творческого вдохновения, также построена на том же творческом принципе, – в ней слово является главным элементом, а музыка второстепенным. Лев Николаевич Толстой дал очень точную характеристику народной русской музыки, – он подметил: «русский мужик поет с убеждением, что главное в песне слова, а музыка только так, для ладу».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/mis...

— Итак, по-вашему, пение — это просто аспект человеческого существования. Но музыка как феномен, на Ваш взгляд, была дана человеку свыше? Или же наоборот, человек изучал вибрации в окружающем мире и нащупал гармонию, размышляя о которой, устремился ввысь? — У Владимира Мартынова есть замечательная книжка на эту тему, называется «Богослужебное пение». Мне нравится его концепция, что духовное пение и музыка произошли из разных источников. Духовное пение — образ пения ангельского. Помните, когда в третий день Творения ангелы воспели хвалу Богу... А музыку согласно Библии придумали уже люди — как образ небесного, существующего в человеке, как попытку создать рай на земле. Музыка от духовного пения отличается полярно. Идеал духовного пения — исихазм, то есть тишина. Тишина, в которой находится вся полнота молитвы, тишина, выходящая за грань нашего бытия. А музыка должна бесконечно изменяться, чтобы жить. Как изменяется мир вокруг нас. Она все время требует новых форм, текстов, новых мелодий. Она не может все время повторяться. А церковный певческий канон должен повторяться изо дня в день. — Но ведь тот же Мартынов сказал новое слово в этой сфере, и что-то в ней изменилось, вопреки его же утверждению о неизменности духовной музыки. — Да, происходит это обновление. Но ведь эти две полярности не существуют в чистом виде — они все время проникают друг в друга. И это, повторюсь, способ объяснения, предложенный Мартыновым. А в суфийской философии, например, мне импонирует мысль, что музыка — это лестница к Богу. И если Бога нет, тогда и музыка бессмысленна. Они так и про музыку, и про искусство в целом говорят. А кто-то из отцов Церкви говорил, что искусство, и музыка в частности — вся эта красота — это всего лишь одно из имен Божиих. И это, кстати, отражено в самой природе древнерусской певческой культуры. Как у икон никогда не было автора, так не было автора и у песнопений. Человек «разводил молитву на пение» - он мыслил текстом молитвы, а не сочинял, как мы сейчас понимаем процесс сочинения музыки. Все это происходило по жестким канонам, так же, как по канонам писались иконы. В уставах древних даже не писали «хор» или «клирос», там написано «лик» - «лик первый», «лик второй». А это же просто аналог двух ликов ангельских, славящих Бога у Его Престола.

http://pravmir.ru/creative/poyushhiy-fil...

Библия - это не только история израильского народа, но и история всего человечества, и вот Моисей удалился на вершину Синая, Аарон сделал из золота тельца, и народ под звуки музыки пляшет около нового бога - золотого слитка. Самым древним видом мирского искусства является драма. Античная драма включала в себя все виды искусства. Но надо отметить, что это соединение было не целостным, а скорее связью разнородных элементов. С течением времени искусство распалось на обособленные виды и жанры. Светская музыка - это трансформация страстей в ритмы и мелодии. Страстность музыки может достигать утонченных и облагороженных форм, как, например, музыка Баха, которую неправильно называют духовной. В музыке могут отражаться космические ритмы; музыка может быть прозрачной, как струи реки, или задумчивой, как грезы, воплощенные в звуки. Но музыка принадлежит области человеческих эмоций - она не может быть сверхкосмической. Область духа нельзя выразить языком музыки: это область безмолвия, но не как отсутствия и пустоты, а как полноты жизни; не как статика, а как динамика вечных энергий, которые невозможно выразить в высоте и частоте звуковых волн. Внимать голосу духа - значит уметь слушать безмолвие, где нет ни звуков, ни ритмов, ни мелодий, а всенаполняющая тишина. Музыка - наиболее непосредственный и интимный вид искусства, поэтому она глубоко захватывает душу человека; здесь - опасность: музыка властно включает душу в область страстных мечтаний. Церковное пение как музыка человеческого голоса, трансформирующая молитвенные чувства в мелодии - условно и символично. Каноны этой музыки создали тот фильтр, который очищает ее от налета страстей. Для того, чтобы понимать ее, требуется предварительная подготовка.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2174...

Слова M. Голодного, А. Н. Афиногенова, Т. С. Сикорской и народные Петя и волк Симфоническая сказка. Для симфонического оркестра Слова Прокофьева. 3 детские песни 1936-1939 Для голоса и фортепиано Слова А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в переводе С. В. Михалкова 4 марша 1935-1937 Для духового оркестра Музыка к фильму «Пиковая дама» Музыка к спектаклю «Борис Годунов» Пушкина ор. 70 bis Музыка к драматическому спектаклю Постановка 1957, Центральный детский театр, Москва Музыка к спектаклю «Евгений Онегин» Музыка к драматическому спектаклю По роману в стихах А.С. Пушкина. Камерный театр, Москва Русская увертюра 2 варианта — для четверного и тройного состава оркестра 3 романса Для голоса и фортепиано Слова А. С. Пушкина К 20-летию Октября 1936-1937 Текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина Ромео и Джульетта Для фортепиано 10 пьес для фортепиано, концертная транскрипция из музыки к балету Песни наших дней Вокально-симфоническая сюита Слова А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные Музыка к спектаклю «Гамлет» Шекспира 1937-1938 Музыка к драматическому спектаклю Ленинградский драматический театр Для фортепиано Концертная транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет» Александр Невский 1938-1939 Кантата. Для солистов, хора и оркестра Слова Прокофьева и В. А. Луговского 7 песен Для голоса и фортепиано Слова А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные Соната 1 для скрипки и фортепиано 1938-1946 Государственная премия СССР, 1947 Семен Котко Либретто В. П. Катаева и Прокофьева. Поставлена 1940, Оперный театр им. К. С. Станиславского, Москва Семен Котко ор. 81 bis Сюита. Для симфонического оркестра (из оперы) Соната 6 1939-1940 Для фортепиано Соната 7 1939-1942 Для фортепиано Государственная премия СССР, 1943 Соната 8 1939- 1944 Для фортепиано Государственная премия СССР, 1946 Здравица Кантата. Для солистов, хора и оркестра Текст из русского, украинского, белорусского, кумыкского, курдского, марийского и мордовского фольклора

http://pravmir.ru/prokofev-sergej-sergee...

Важно, воспринимаем ли мы нашу православную культуру как соответствующую святоотеческим представлениям о молитве или как соответствующую нашим эстетическим критериям. Пока мы часто жертвуем святоотеческим представлением в угоду сложившейся эстетической практике. И музыка, родившаяся вне святоотеческой традиции, должна быть сегодня нами переосмыслена. Как вы относитесь к инославной духовной музыке? - Она очень разная. В наш век секуляризма и даже релятивизма любое движение в сторону заповедей Христа надо поощрять. Поэтому христианская музыка самых разных направлений лично мною только приветствуется. Но сегодня многие католические композиторы сочиняют подчеркнуто примитивную музыку, чтобы она была легко исполняема прихожанами. А я все-таки считаю, что христианская музыка должна хотя бы немножечко человека приподнимать - не просто дать человеку возможность выразить себя такого, какой он есть, а дать ему понять, что он нуждается в преображении. Это процесс длиною в жизнь, но это необходимый процесс. А те современные католические произведения, которые я слышал, не дают человеку подняться, но дают почувствовать, на каком уровне он находится сейчас. Поэтому я бы не торопился с далеко идущими выводами. Применительно к Православию могу сказать, что нам нужна музыка, возвышающая и оставляющая человека в пределах Церкви, чтобы его фантазия не разыгрывалась во время богослужения. А, например, музыка барокко дает много поводов для фантазий, для сопереживания звукам, которые идут вразрез с текстом. И это большая проблема для музыкантов. Для вас важно, чтобы появлялись аудиозаписи вашей музыки? - Лет десять назад это для меня было важным в плане какой-то самореализации. Сейчас приоритеты несколько поменялись. И для меня важно предложить эти музыкальные формы как можно большему количеству людей, чтобы они уже сами выбрали, годится это для них или нет, вдохновляет ли их моя музыка на молитву или нет. В конечном счете, именно это и есть главный критерий. Моя музыка - это пропаганда того музыкального стиля, который лично я считаю глубоко церковным и уместным в храме.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Дети на концерте Московского камерного хора: — Какую музыку ты больше любишь? – Ну, рок. – А идешь в консерваторию… – Да, родители заставляют… — А я сам занимаюсь в хоре, поэтому чувствую: хорошо очень поют… — Я очень рада, что пришла - никогда такого не слышала… Священник Алексий Уминский: - Здравствуйте, Владимир Николаевич, спасибо за то, что Вы пришли к нам в студию. Вы всю жизнь занимаетесь старинной русской музыкой. А кто Вам привил любовь к ней? В.Н.Минин: - Мне на этот вопрос ответить очень трудно. Скорее всего, осознание того, что эта музыка была каким-то дядей запрещена. Все мое нутро восставало против этого запрета, ведь невозможно росчерком пера запретить достояние нации. Пожалуй, так я могу ответить… Священник Алексий Уминский: - То есть для Вас это был некий способ борьбы за истину и утверждение высоких идеалов? В.Н.Минин: - Безусловно, для меня это был поиск истины и высоких идеалов. Священник Алексий Уминский: - Но, к сожалению, сегодня публика, в основном, не стремится на концерты классической музыки. Давайте посмотрим сюжет. Сюжет: «Опрос на улице» Юноша: - Мне нравится танцевальная музыка – транс, драм энд бейс, когда можно поколбаситься! Пожилой человек: - Я вообще никакую музыку не слушаю, у меня голова болит от музыки. Ответы прохожих на вопрос о любимой музыке: — Heavy metal – тяжелый металл! — Музыка – это полная бессмыслица и разврат… — Танцевальная музыка – брейк-бит и нью метал… — Музыка? Шансон! — Рок! — Никакую музыку не слушаю. — Панк-рок! — Церковную, духовную, на самом деле, не очень хочется слушать. — Если находишься в церкви, то приятно послушать и духовную музыку и она способствует настроению, – в общем-то, это прикольно! — Попсу, наверное, я люблю слушать больше! — Ненавижу попсу, потому что эта музыка – для дебилов. Люблю рэп и хип-хоп, все что связано с этой культурой. Я – православный, я верю в Бога и всегда ношу крест. Главное – это гармония, гармония в душе. Священник Алексий Уминский: — Владимир Николаевич, в первом сюжете мы слышали, как маленькие дети восхищались духовной музыкой и о том, как их концерт привели родители. А во втором – мы познакомились с мнениями подростков, которые предпочитают совсем другую музыку. У Вас не создалось впечатления после просмотра сюжета, что Вы – «последний из могикан», а духовная и серьезная музыка становится достоянием рафинированных интеллигентов?

http://sedmitza.ru/text/398386.html

Хоровая группа института появилась всего четыре года назад. О том, какое место занимает музыка в жизни будущих чиновников и управленцев, рассказала руководитель Николаевна - Ирина Николаевна, в этом году хор принимал участие в Сретенском хоровом фестивале, готовится к участию в Пасхальном фестивале. Для вас главное – это участие? - Главное - само существование нашего хора. Сейчас у нас 15 человек. Но даже такую численность стабильно поддерживать на протяжении четырех лет непросто. У студентов есть свои проблемы: учеба, Многие банально заканчивают обучение и не могут уже петь в нашем коллективе. Кроме того, у нас плотный репетиционный график – четыре репетиции в неделю и, конечно, выступления. Мы стараемся, чтобы их было не меньше четырех в месяц. Такой плотный график выдерживаем потому, что любим наше дело. Когда ребята ходят на репетиции даже в период каникул – это уже, своего рода, «Марш - Вы исполняете духовную музыку - это очень сложное направление в хоровом реагируют студенты на произведения Рахманинова, Свиридова? - Духовная музыка очень требовательна, если можно так выразиться. Ее нельзя исполнять просто по бумаге, не вкладывая свои эмоции, свое мироощущение. Каждый распев - это искренний монолог певца, своего рода Вечность по Духовная музыка не отрывает человека от своих традиций. Например, в Католической Церкви есть «Аве Мария», а в Православной - «Песнь Пресвятой Богородице». И каждый человек исполняет эти произведения по-своему, потому что духовная музыка – это, прежде всего, молитвенное пение, а молитва у каждого своя. - Россия – страна многоконфессиональная и многонациональная. Как воспринимается подобная музыка представителями других - Каждый приходит в хор со своим мировоззрением, причем уже сложившимся. Мы не пытаемся его менять или исправлять. У нас в хоре участвуют ребята разных национальностей и вероисповеданий. Я им объясняю, что в нашей стране есть древние традиции духовной музыки: Чесноков, Рахманинов, Свиридов… Это наша гордость, наша история, которую надо знать. И студенты это понимают. Тем более, что традиция русского хорового пения напрямую связана с Церковью. Именно церковное пение подтолкнуло развитие светской музыки в нашей стране. Сначала церковные распевы пришли к нам из Византии, вместе с так называемыми «Византийскими нотами». Потом хоровое пение начало постепенно приобретать национальный характер. Развитие классической музыки шло вместе с развитием церковного многоголосья. Например, знаменитый «Путевой распев» появился в летописи примерно 1700 году, а уже в 1725 году появилась полифоническая музыка.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Аудитория и сила музыки «Если верить статистике в ВКонтакте, то основная наша аудитория - девушки до 24 и после 50 лет, - шутят музыканты. - Хотя, кажется, нас слушают все: музыка достаточно универсальная. Мы прекрасно вписываемся в детские праздники, концерты в музыкальном колледже, в формат международных фестивалей, да и в ресторанах и клубах нас тоже хорошо принимают». «Без разницы для кого играть. Всех можно раскачать при должном умении», - уверен Сергей. В отдельную группу ребята выделяют лишь школьников среднего возраста. «Они какие-то замороженные. С ними всем тяжело, - подмечает Илья и вспоминает. - Нас невероятно тепло принимали на фестивале Тайбола. Туда приезжают люди, открытые миру, творчеству, чему-то новому». Далее беседа перешла к материям высоким - силе музыки. Иван: На мой взгляд, она в образности, душевности, общении с людьми. Сергей: Сила в потрясающих эмоциях, которые человек получает на сцене. И когда зритель чувствует это состояние музыканта, то возникает отклик в душе. Илья: Музыка дает эмоциональную встряску, которая сподвигает на свершения. Она заряжает людей, и они идут и делают что-то великое. Музыка работает с духовными материями. Хрися: И их можно потрогать, почувствовать. Илья: Музыка и духовность связаны. Это две разные ступеньки одной лестницы, причем, я думаю, что они не очень далеки друг от друга. Приходя в храм, ты отстраняешься от всего земного. Музыка работает в том же направлении. Она приподнимает над бытовыми проблемами. Взять даже рок-музыкантов Архангельска 1990-х годов: больше половины пришли к вере, а многие стали священниками. Музыкант соприкасается с духовным миром. Музыка города и Архангельск Последнее время группа много путешествует, выступая на различных площадках, общается с разной публикой. «В Москве очень высокий уровень музыкантов, и зрители, соответственно, к этому привыкли. Но при этом москвичи принимали нас очень тепло, - вспоминает о поездках Илья. - В Санкт-Петербурге публика пресыщена андеграундом, потому несколько холодней. В Калининграде, не знаю, дело было в слушателях или в том, что мы выступали перед многотысячной аудиторией фестиваля, она очень хорошо реагировала, и это незабываемые впечатления».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010