прот. Александр Прокопчук Первая Глава Как и другие евангелисты, евангелист Иоанн начинает описание общественного служения Иисуса Христа с проповеди Иоанна Крестителя. Однако, в отличие от первых трёх Евангелий, в четвёртом ничего не сообщается о призыве Предтечи к покаянию и о его на ставлениях тем, кто приходил к нему креститься. О назначении свидетельства Иоанна Крестителя в прологе Вернёмся к прологу. Назначение служения Крестителя там сформулировано следующим образом: «Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали чрез него. Не был он Свет, но пришел, чтобы свидетельствовать о Свете» (1:7 – 8). Таким образом, божественное задание, данное Иоанну, состояло в свидетельстве о Свете (на что указывается дважды). Если бы пролог вдруг закончился на этой фразе, то его содержание показалось бы нам отвлечёнными догматическими истинами. Но далее сообщается, что «Слово стало плотью», и те, кто поверил Ему, увидели Его славу и были усыновлены Богом. После этого вступление вновь возвращается к свидетельству Иоанна. Однако в словах Крестителя мы не находим новых дополнительных сведений о Свете, Иоанн лишь сравнивает себя с ним: «Иоанн свидетельствует о нем и провозглашает: это был Тот, о Ком я сказал: Идущий за мною впереди меня стал, потому что прежде меня был» (1:15). То есть, несмотря на то что проповедь Крестителя предшествовала по времени общественному служению Иисуса Христа, Слово, будучи вечным, существовало до Иоанна (ср. 8:58). Поэтому Иисус опережает Иоанна. Это превосходство становится более наглядным благодаря тому, что мы уже узнали из пролога о Свете. Таким образом, свидетельство Предтечи в прологе подытоживает предшествующие высказывания евангелиста и одно временно подтверждает их. Свидетельства Иоанна Крестителя перед иудеями По завершении пролога евангелист рассказывает об обстоятельствах, которые привели Иоанна Крестителя к первым свидетельствам, «Когда послали к нему иудеи из Иерусалима священников и левитов спросить его: ты кто?» (1:19). Евангелист не уточняет, кто же были те иудеи в Иерусалиме, которые направили делегацию к Иоанну. Священники могли быть связаны с синедрионом, так как первосвященники и священники входили в состав синедриона. Однако дальнейшее указание, что «посланные были из фарисеев» (1:24), делает их скорее представителями религиозной элиты 27 . Трудность здесь заключается в многозначности слова «иудеи» в четвёртом Евангелии. Для нас «иудеи из Иерусалима» – это в первую очередь его жители. Но в Евангелии от Иоанна слово «иудеи» имеет три значения: это население одной из областей Палестины (7:1; 11:7 – 8); религиозная общность (8:31; 11:45; 12:11, 17); но главное – это представители неверующего мира, противники Иисуса Христа, которые стремятся Его уничтожить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

протоиерей Владимир Рожков Глава VII. Дело «имябожников» Исторический очерк Еще не утихла история с епископом Гермогеном, когда внимание русской общественности было привлечено вопросом, весьма далеким по существу от интересов светского общества. Среди русских монахов на Афоне, продолжавших традиции «исихазма», возникло учение, утверждавшее, что Бог присутствует в Своем Имени Иисус, подобно тому, как, по учению Григория Паламы , Он присутствует в Своих энергиях, имеющих нетварную, божественную природу. Приверженцы этого учения получили название «имябожников» или «имяславцев». Учение это было развито в книгах духовных вождей движения – схимонаха Илариона «На горах Кавказа» и иеромонаха Антония Булатовича «Апология веры в Имя Божие и Его Имя Иисус...». Афон принадлежал раньше туркам, которые только что вывели оттуда свой гарнизон, чтобы передать Афон Константинопольскому Патриарху. Монахи на Афоне были русские и греки. Учение «имябожников» разделяла часть русских монахов, с которыми остальные вели споры, первоначально не нарушавшие нормального хода монастырской жизни. Однако в 1912 г. с появлением на Афоне нескольких монахов с Волыни, направленных туда архиепископом Антонием, распря стала принимать шумный характер, особенно после того, как архиепископ Антоний поместил в журнале «Русский инок» несколько чрезвычайно резких статей, в которых обвинял «имябожников» даже в духовном хлыстовстве. Не ограничиваясь печатной политикой, архиепископ Антоний настоял в Синоде, чтобы для увещевания имябожников на Афон был послан архиепископ Никон в сопровождении магистра богословия Троицкого. По прибытии на Афон архиепископ Никон действовал настолько грубо и насильственно, что довел дело до открытого столкновения, в котором 25 человек было ранено. Был вызван воинский отряд, который силой погрузил на суда сначала 621, а затем дополнительно еще 212 имябожников для доставки в Одессу, откуда они были распределены по разным монастырям 342 . По возвращении архиепископа Никона с Афона стали открываться неблаговидные подробности о его экспедиции. Желая несколько смягчить тяжелое впечатление от проникающих в печать сведений, духовное ведомство стало уверять, что архиепископ Никон действовал по поручению Константинопольского Патриарха, в ведение которого был передан турками Афон. Однако еще в середине июля от Патриарха пришло в Россию уведомление, что подобных поручений он архиепископу Никону не давал и все его обращение к Русскому Синоду сводилось лишь к просьбе командировать на Афон русского епископа для увещания «имябожников» из русских монахов, языком которых Патриарх не владел 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Краткое предисловие к синаксарям, то есть к собраниям пояснений Ксанфопула на триодь Собрания Никифора Каллиста Ксанфопула, посвященные известным праздникам Триоди и изъясняющие каждый из них: как и когда появился, по какой причине был установлен святыми и богоносными отцами и ныне празднуется, – с некоторыми дополнительными сведениями, начиная от Недели мытаря и фарисея и кончая Неделей всех святых. (Здесь – Великой Субботой (только Постная Триодь)). Перед седьмой песнью канона на утрени следует читать вначале по обычаю месячный синаксарь, а затем настоящий. Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее Стихи на трипеснцы: Создатель неба и земли! Как Трисвятую песнь от Ангелов, Трипеснец от людей прими. На мытаря и фарисея: По-фарисейски кто живет, тот удаляется от Церкви; Христос же вами обретается, смиренные, внутри. В настоящий день с Богом начинаем Триодь, которую многие из наших святых и богоносных отцов-поэтов, движимые Святым Духом, прекрасно и подобающим образом составили, наполнив песнями. Первым придумал трипеснец – полагаю, что во образ Святой и Живоначальной Троицы, – великий стихотворец Косьма 1  для Великой седмицы святых Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сочинив песни с кратким названием каждого дня в акростихе. После него и иные отцы, особенно Феодор и Иосиф Студиты 2 , следуя его примеру, составили богослужебные последования для других недель Великого поста, – вначале для своей Студийской обители; прежде всего они написали трипеснцы, а затем, руководствуясь указаниями отцов, составили и выверили и другие богослужебные книги. Поскольку неделю завершает главный из дней, воскресенье, являясь и первым, и восьмым, последним, днем, то первую песнь они приурочили ко второму дню, то есть понедельнику. Соответственно к третьему дню, то есть вторнику, – вторую песнь; к четвертому, среде, – третью; к пятому, четвергу, – четвертую; к шестому, пятнице, – пятую; к субботе же – шестую и седьмую; восьмая же и девятая песнь поются каждый день. Ибо таким образом устроил божественный Косьма, написав для Великой Субботы четверопеснец, хотя впоследствии по повелению царя Льва Мудрого 3  он был расширен до полного канона монахом Марком, епископом Отрантским.

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

С 1824 года супериор Почаевского монастыря Иоанн Скивский, впоследствии архимандрит, был воспитанником Виленского университета, известного тогда своим направлением, в отношении к Польше. Скивскому, как прежде бывшему секретарем в Русской провинции, и после того получившему в свое управление Почаевскую обитель, сведомы были все капиталы оной, все наличные суммы и все источники к умножению этих сумм. Но уже с 1826 года что-то скрытное и подозрительное таилось в его управлении монастырем. С этого именно года прекратилась всякая запись прихода и расхода церковных сумм. Были ли приходо-расходные книги в последние шесть лет, – неизвестно. Провинциалом, которого было обязанностью ежегодно обозревать монастырь, во всех его частях, и проверять приходо-расходные книги и наличность монастырских сумм, почти во все время супериорства Скивского, был некто Билинкевич. Хотя он имел постоянное жительство в Почаевском монастыре, но делал ли когда в эти годы сказанную поверку, также неизвестно; а за три месяца до восстания поляков он – провинциал Билинкевич скончался. Таким образом, все следы о монастырских капиталах пред правительством закрыты; и, когда военно-судная комиссия доискивалась сведения о них, Скивский ссылался на умершего, и отвечал, что он ни о чем не ведал. Впоследствии найдена на чердаке братского корпуса, спрятанная в мусоре, секретная книга о какой-то сумме запасной. Из книг видно, что этой суммы было в приходе 1,473,453 злотых, а за расходом оставалось в наличии 785,051 злотый, и сверх того суммы, отданной разным лицам на процент 529,817 злотых: но кто и когда спрятал эту книгу на чердак, и куда девалась сумма, ни Скивский, ни казначей Постанкевич, ни никто из монастырской братии не сознался. Все отказывались неведением. Нет сомнения, что эти деньги потому и назывались суммой запасной и приватной, что она запасалась не для монастырской надобности, а для сторонних – польских мятежников. Конечно, все это делалось втайне в стенах монастырских, дабы не было известно властям: поэтому самая книга названа секретной. Но вот и открытые действия клятвопреступников:

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

С XIII в. источники позволяют проследить формирование агиографического предания о К. как об основателе Нантской епископской кафедры. В ординале (чиновнике) Илии, кантора кафедрального собора в Нанте (1263), сообщается, что К. был направлен в Галлию папой Римским (имя не названо) для проповеди христианства. Святой привез с собой один из гвоздей из креста ап. Петра. По свидетельству Илии, память К. торжественно отмечалась в кафедральном соборе, хотя посвященного ему оффиция не было (совершалась общая служба епископу-исповеднику) ( La Borderie. 1884. P. 3-4). Особый оффиций в день памяти К. содержится в Нантском бревиарии 1-й пол. XV в. ( Leroquais V. Les Bréviaires manuscrits des bibliothèques publiques de France. P., 1934. Vol. 2. P. 278-281; см. также: Duine. 1906. P. 79). В чтениях оффиция приведены дополнительные сведения о К., к-рый был якобы учеником апостолов (sanctorum apostolorum consorcia consecutus), основал христ. общину в Намнетах и построил базилику во имя Пресв. Девы Марии и св. апостолов Петра и Павла; в церкви он поместил гвоздь из креста апостола и др. привезенные реликвии (BHL, N 1824; изд.: Cahour. 1883. P. 58-62; Richard. 1885. P. 31-34). Эти чтения (по-видимому, в них представлена лишь начальная часть предания о К.) сохранились также в др. богослужебных книгах XV в.: в лекционарии-легендарии еп-ства Трегье (Paris. lat. 1148) и в бревиарии аббатства св. Альбина (Angers. Bibl. municip. 108). В чтениях оффиция св. Феликсу (8 янв.) из Нантского бревиария упоминается помощник К., диак. Деодат (Адеодат), а также говорится о том, что ни К., ни его преемники из-за притеснений язычников не могли построить церковь внутри городских стен; только после обращения в христианство имп. Константина I в Намнетах был сооружен храм во имя св. апостолов Петра и Павла ( Cahour. 1883. P. 63; La Borderie. 1884. P. 4-7). Пьер Ле Бо в «Истории Бретани» (редакция 1505 г.) также утверждал, что К. был учеником апостолов и отправился для проповеди христианства в Арморику (Бретань). Он основал епископскую кафедру в вымышленном г. Лексовия и назначил на нее Дреннала ( Le Baud P. Histoire de Bretagne, avec les chroniques des maisons de Vitré et de Laval. P., 1638. P. 108).

http://pravenc.ru/text/1841245.html

Саламатовское. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не ранее 1905. Адрес: Курганская обл.Варгашинский р-он село Саламатовское. Координаты: 55.138659, 66.017189 Проезд:По трассе Р254 " Иртыш " второй съезд в рабочий посёлок Варгаши. По нему через деревню Варгаши уйти в сторону Дубровного и Строево. Мимо Строево по прямой км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Начало д. Саломатной (Саламатной), расположенной на берегу озера того же имени, положило зимовье с таким же названием. Появилось оно, вероятно, по указу властей и располагалось на пути к Ново-Ишимской оборонительной линии. По одним сведениям датой его основания считается 1758 г., по другим – 1765 г. Основателем населенного пункта был крестьянин Григорий Афанасьевич Казанцев. Откуда он с семьей переселился на это место, неизвестно. Первоначально д. Саломатная принадлежала Курганской слободе, а после образования в 1782 г. Курганского уезда вошла в состав Сычевской волости. В 1840-е гг. к старожилам деревни приселились переселенцы из центральных губерний России, обосновавшиеся отдельным поселком, в результате чего число ее жителей значительно увеличилось. После открытия в 1869 г. Саломатовской волости в ее центре стало необходимо присутствие священника. Метрические книги при Саломатовской церкви были заведены с 1878 г. и в том же году к предполагаемому приходу была отчислена от Лопатинского д. Хутора. К 1924 г. приход состоял из с. Саломатовского и деревень: Банниковой, Беляниной, Копай (1-й Копай и 2-й Копай) и части жителей деревень 1-я Дундина и Булдак. Вероятно, в таком составе Саломатовский приход и существовал до его официального закрытия Челябинским облисполкомом в 1936 г. Для постройки в с. Саломатовском первой церкви прихожане сторговали в 1872 г. в с. Чашинском Курганского округа старую деревянную церковь с оградой и воротами, которая осталась свободной после устройства новой каменной. На новом месте храм предполагалось устроить согласно старому плану и фасаду, выданным в 1857 г.: установить стены на кирпичном фундаменте, обшить их старым тесом, с запада при входе устроить новое крыльцо с двумя колоннами и перилами. Кроме того, прихожане признали необходимым несколько изменить старый план: прорубить на южной стене дверь, а в северной стене сделать два дополнительных окна с железными решетками.

http://sobory.ru/article/?object=30225

свящ. А. Гумеров, свящ. М. Михайлов, А.С. Небольсин Послание к галатам Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , en. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. М.: Изд – во Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I – VIII веков. Новый Завет. Т. 8. Послания апостола Павла к галатам, ефесянам, филиппийцам/Ред. К. К. Гаврилкин, С. С. Козин, Т. К. Одэн. Тверь: Герменевтика, 2005. Ефрем Сирин , прп. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995. Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 10. Кн. 2. Толкование на Второе послание к коринфянам. Толкование на Послание к галатам. Репринт. М.: Радонеж. 2004. Феодорит Кирский , блж. Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла/Он же. Творения. М.: Паломник, 2003. Феофан Затворник , свт. Толкования на Послание апостола Павла к галатам. Реприпт. М., 1893. М.: Правило веры, 1996, Феофилакт Болгарский , блж. Толкования на Послания святого апостола Павла, сокращенно избранные из толкований святого Иоанна Златоуста и некоторых других отцов. Кн. 1 – 2. М.: Афон, 2000. Исследования, комментарии Агафангел (Соловьев) , архим. Объяснение Послания св. ап. Павла к галатам. СПб., 1854. Баркли У. Толкование Посланий к галатам, ефесянам, колоссянам, филиппийцам и фессалоникийцам. USA. Всемирный союз баптистов, 1986. Галахов И., проп. Послание св. ап. Павла к галатам. Казань, 1897 Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. ап. Павла к галатам. СПб., 1902. Коноплев. Н. Краткий обзор послания ап. Павла к галатам//БВ. 1956. 5. Некрасов А. «Ходатай единого несть. Бог же един есть» (филологическое объяснение Гал. 3:20 )//ПС. 1869. Т. II. План Гал. I. Защита апостолом Павлом своего апостольского достоинства (1.6 – 2:21)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

свящ. Владислав Мишин Предисловие Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой наиболее полное жизнеописание старца схиархимандрита Илариона, вобравшее в себя опыт предшествующих исследователей. В основу жизнеописания старца положены воспоминания его духовных чад – иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Сергия (Голубцова), протоиерея Владимира Жаворонкова, схимонахини Феоктисты (Говоровой), а также людей, которым посчастливилось знать батюшку во время его земной жизни. При составлении жизнеописания старца привлекались архивные материалы, часть которых была передана нам сёстрами Московского Иоанно-Предтеченского монастыря. Однако многое из жизни схиархимандрита Илариона осталось сокрытым. В первую очередь это касается афонского периода жизни отца Илариона, его отношения к Высоко-Дечанской Лавре в Сербии, а также периода пребывания в России с 1905(?) по 1914 год. В архивах Московской Патриархии и Московской епархии послужной список схиархимандрита Илариона не сохранился. Сохранился только послужной список его родного брата и преемника протоиерея Петра Удодова, жизнеописание которого включено в книгу. В дополнение к сказанному заметим, что в настоящее время в архиве Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне работает группа специалистов из Москвы. Поэтому не исключено, что через несколько лет о старце схиархимандрите Иларионе появятся новые, дополнительные сведения. Детские и юношеские годы. На Святой Горе Афонской Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном» ( Мф. 5:19 ). Эти слова Господа в полной мере можно отнести к схиархимандриту Илариону (Удодову), одному из смиренных избранников Божиих, о котором протоиерей Константин Сперанский 1 говорил: «У него молитва в устах, а работа в руках». Схиархимандрит Иларион, во святом крещёнии Иоаким, родился 20 сентября 1862 года в селе Буйловке Воронежской губернии в простой крестьянской семье. Его отца звали Хрисанфом (преставился 16 июня 1906 года), мать – Агриппиной (преставилась 11 декабря 1908 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священник Д. В. Рождественский , профессор Императорской Московской Духовной Академии. Учебное руководство по Священному Писанию . Часть первая: Предварительные сведения о книгах Священного Писания . Изъяснение избранных отделов из Ветхого Завета и из первых трёх Евангелий. – Издание Училищного Совета при Святейшем Синоде. Петроград, 1915. Названная книга, одобренная Святейшим Синодом в качестве учебного руководства для церковно-учительских школ и для дополнительного двухгодичного курса при второклассных школах, как составленная весьма целесообразно применительно к программе этого курса, – является плодом большого добросовестного труда профессора Московской Духовной Академии о. Д. В. Рождественского , счастливо сумевшего преодолеть серьёзные трудности, неизбежно возникающие при составлении подобного рода руководств. Здесь обязательно требуется совмещение в составителе такого рода знаний и навыков, которые в своём сочетании в одном лице встречаются не часто. Наряду с широкою и глубокою осведомлённостью в литературе и методологии предмета, потребны уменье и способность в немногих словах сказать многое, возвышенные мысли с глубоким и возвышенным содержанием изложить прозрачно-ясным, сжатым и простым языком, полным, однако, достоинства и выразительности. Трудности составления «учебного руководства» в данном случае усиливались ещё тем обстоятельством, что «возможно основательное изучение Священного Писания путём чтения и изъяснения его» «на дополнительных при второклассных школах курсах, предназначенных приготовлять кандидатов на должности в церковном клире и помощников законоучителям начальных школ» 1 – должно осуществляться и достигаться в течение всего двух лет, причём для сего могли быть назначены лишь по два урока в неделю в обоих отделениях. «В первый год должны быть прочитаны избранные места из книг Ветхого Завета, в которых содержатся пророчества и прообразования о Спасителе, Пречистой Его Матери и о Новозаветной Церкви, а затем первые три Евангелия, где повествуется об исполнении этих пророчеств и прообразований… На второй год полагается чтение святого Евангелия от Иоанна сполна и из посланий свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/n...

Скачать epub pdf 2. «Явился Иоанн, крестя в пустыне» Парадокс всех четырех Евангелий заключается в том, что «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия» начинается не с проповеди Иисуса Христа, а с проповеди другого лица. И формула, с которой Иисус начал Свою миссию, – Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ), – принадлежит не Иисусу. Ее автор – Иоанн Креститель ( Мф. 3:2 ), или Предтеча, с каким прозванием он вошел в историю Церкви. Иоанн – один из немногих героев Нового Завета, о котором мы имеем свидетельство от внешних ( 1Тим. 3:7 ), служащее дополнительным подтверждением его историчности. Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет о нем: Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу, вполне подчинившуюся ему, не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода. История Иоанна Предтечи достаточно подробно изложена в Евангелиях. О его рождении от священника Захарии и жены его Елисаветы повествует Лука ( Лк. 1:5–25 ). О его заточении в темницу и казни по приказу Ирода рассказывают три евангелиста-синоптика ( Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 3:19–20; 9:9 ). Их сведения в целом соответствуют приведенным словам Иосифа Флавия и дают некоторые дополнительные подробности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010