архим. Иов (Гумеров) Послания апостола Павла Ранние послания Первое и второе послания ап. Павла к фессалоникийцам Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Новый Завет IX. Послания апостола Павла к колоссянам, фессалоникийцам, Тимофею, Титу и Филимону. Тверь, 2006. Иустин (Попович) , архим. Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. М., 2000. Страхов В., свящ. Второе послание апостола Павла к фессалоникийцам. Сергиев Посад, 1911. Титов Ф., свящ. Первое послание апостола Павла к фессалоникийцам. Киев, 1893. План 1 Фес Апостольская проповедь в Фессалониках (1. 1 – 2. 13) Успех проповеди в Фессалониках (1. 1 – 10) Характер проповеди (2. 1 – 13) Гонения на христиан и состояние Фессалоникийской Церкви (2.14 – 3.13) Призыв к чистоте, святости и братолюбию (4. 1–12) О судьбах умерших и сроках Второго Пришествия (4.13 – 5. 5) Призыв к бодрствованию (5. 6–10) О духовной жизни (5. 11–28) План 2 Фес Увещание к терпеливому перенесению скорбей (1.3–12) Признаки Второго Пришествия (2. 1–12) Хранение апостольского предания (2. 15 – 3. 5) Заключительные наставления. О необходимости жить собственным трудом (3. 6–16) Домашнее задание Время написания 1 и 2 Фес (еп. Кассиан). отрывки из 1 Фес, свидетельствующие о языческом прошлом адресатов послания. Найдите в Деян. 17. 1–9 обвинение, предъявленное апостолам, укажите параллель в Евангельской истории. Найдите отрывки из 1 и 2 Фес, свидетельствующие о том, что фессалоникийские христиане претерпевают гонения. Кто инициатор этих гонений? Найдите в 1 Фес указание на то, что ап. Павел надеялся дожить до Второго Пришествия Христова. Какие настроения возникли в среде фессалоникийцев в связи с ожиданием скорого Пришествия Христова? Каковы были сомнения относительно участи умерших до Второго Пришествия?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

В.И. Грищук Статья посвящена проблеме, которая неоднократно обсуждалась в научной среде – авторству Константинопольской Литургии Преждеосвященных Даров. Несмотря на то, что настоящей теме посвящено немало исследований, вопрос атрибуции остается актуальным и не до конца изученным. В статье приведены сведения об авторстве Литургии по свидетельству древних евхологиев, мнения византийских комментаторов, а также обозначена проблема предмета изучения – что подразумевает исследователь, говоря об авторстве Литургии, не имеющей в своем составе Анафоры. На сегодняшний день вопрос авторства Преждеосвященной Литургии остается открытым, однако упоминание имени святителя Григория Великого , папы Римского, на отпусте Преждеосвященной Литургии в современной традиции вполне оправдано. Содержание Евхологии Византийские комментаторы Свидетельства о свт. Григории Великом Некоторые выводы Источники и литература     Вопрос атрибуции Литургии Преждеосвященных Даров достаточно подробно изучен в российской и зарубежной литургической науке. Среди наиболее авторитетных работ на эту тему можно назвать монографию проф. Д. Мораитиса «Литургия Преждеосвященных» [Μωρατης, 1955], статью профессора Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенского «Литургия Преждеосвященных Даров (Историколитургический очерк)» [Успенский, 1976, 146184] и фундаментальное исследование протопресвитера С. Алексопулоса «Литургия Преждеосвященных Даров в Византийском обряде: сравнительный анализ ее происхождения, развития и структурных единиц» [Alexopoulos, 2009]. Однако вопрос авторства Преждеосвященной Литургии на сегодняшний день остается темой научных дискуссий. Изучение проблемы «авторства», или «атрибуции», полной Литургии сводится к вопросу об авторстве Анафоры. Для Преждеосвященной службы проблемы происхождения Анафоры не существует. В таком случае вопрос авторства Литургии Преждеосвященных Даров требует дополнительных комментариев, с учетом того, что внешняя форма богослужения изменяется во времени. Изучая вопрос атрибуции Преждеосвященной Литургии, необходимо конкретизировать предмет исследования:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В целом жизнь Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.) делится на два периода: до архиерейской хиротонии в 1526 году и после нее. Эти два периода существенно отличаются друг от друга. Первый можно разделить еще на три хронологических отрезка, но практически они не отражаются в источниках и возможна только их реконструкция благодаря косвенным данным 1 . Второй период можно разделить на две части: новгородскую и московскую. Источники по ним весьма разнообразны. Однако есть одна интересная особенность. О новгородском периоде Святителя мы очень хорошо осведомлены прежде всего благодаря так наз. Владычнему летописному своду 1539 года 2 , в котором целенаправленно и последовательно освещена деятельность архиепископа Макария. Известия свода заканчиваются 1537 годом; последний раз имя святителя Макария упоминается в нем под 1537 годом, когда говорится о его молитвенном предстательстве во время мятежа князя Андрея Старицкого 3 . После первосвятительской интронизации в 1542 году главным источником сведений о его жизни является Никоновская летопись, когда имя Митрополита Макария опять становится частым на страницах летописи. Таким образом выявляется пятилетняя лакуна в конце его архипастырского служения в Великом Новгороде, о которой известно менее, чем о предшествовавших и последующих годах. Если о последних днях его Митрополичьего периода, то есть о конце жизни, мы знаем довольно подробно благодаря особой Повести, то о конце новгородского периода, наоборот, совсем мало. Поэтому представляется целесообразным максимально собрать сведения о годах, предшествующих его митрополичьей интронизации, используя прежде всего другие летописи с привлечением различных дополнительных источников. В летописи ранее, отдельно от рассказа о мятеже князя Андрея Старицкого, говорится о составлении по благословению святителя Макария Жития преподобного Михаила Клопского 4 . В службе этому Святому выявлен акростих, свидетельствующий о ее составлении по благословению архиепископа Макария 5 . Все это позволяет говорить о проведении местной, епархиальной канонизации преподобного Михаила в Великом Новгороде.

http://pravmir.ru/godyi-arhiereystva-svy...

Вагино, урочище. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Место села, ставшего в последние годы заброшенным и труднодоступным, находится в 14 км к западу от села Сырьяны за деревней Пашково недалеко от реки Вятки. Первая деревянная Троицкая церковь была построена в 1879 году, но она осталась приписной к Благовещенскому храму села Шестакова, обширный приход которого включал и деревню Вагинскую, территориально расположенную в заречной части. Сведений о том, как выглядел этот храм, не сохранилось. Место под постройку отводил архитектор М. В. Дружинин. Вероятнее всего, он и явился автором деревянного храма либо осуществил «привязку» одного из образцовых проектов, которые широко использовались в те годы для строительства в сельской местности. Самостоятельный приход образовался здесь только в 1888 году. На то время в нем насчитывалось 160 дворов, где проживали более 1500 человек. 1 сентября 1887 года в селе открылась начальная земская школа. Двухэтажный деревянный дом для размещения школы был безвозмездно передан церковным причтом. Позднее для школы построили отдельное здание, рассчитанное для обучения 20 мальчиков и 10 девочек. К началу XX века возникла потребность в возведении нового каменного храма. Работы велись на средства прихожан, денег не хватало, поэтому строительство затянулось. Возможность активизировать его появилась после назначения настоятелем будущего храма священника М. С. Елабужского, которому удалось не только организовать дополнительные сборы с прихожан, но и привлечь к пожертвованиям состоятельных жителей Слободского и Вятки. Церковь освятили в канун 1912 года. Кроме главного Троицкого престола, там имелся придел во имя Нерукотворного образа Спасителя. Первый год после освящения новой каменной церкви прихожан было более 2200 человек, а приход состоял из 41 селения. По данным на 1916 год, в селе было 3 двора церковнослужителей, где проживали 14 человек, 29 крестьянских дворов с населением более 160 человек, имелись земская одноклассная школа волостное правление, фельдшерский пункт. Ликвидация села прошла в 1970-е годы в рамках программы по укрупнению колхозов.

http://sobory.ru/article/?object=15186

Владимирская церковь с. Пиксур. 1930-е гг. ЖМП 9 сентябрь 2019 /  7 февраля 2020 г. 12:00 Мое оружие — Евангелие и религия, ими я и воюю КАК СОБРАТЬ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАНОНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АРХИВНЫХ ДЕЛ О СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЕ НИКОЛАЕ ЗАВАРИНЕ Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 года (журнал 31) священник Николай Заварин включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Решение это немного выбивается из ряда ему подобных, и вот почему. Ранее, 28 декабря 2018 года, синодальным решением (см. журнал 124) вопрос о канонизации отца Николая Заварина выносился на рассмотрение Архиерейского Собора. Почему же Синод вернулся к нему, не дожидаясь созыва Собора? Поступившая от профильной синодальной комиссии дополнительная информация оказалась настолько полной и всеобъемлющей, что сняла все вопросы по предлагавшейся к общецерковному почитанию кандидатуре. А возглавляющий этот орган епископ Троицкий Панкратий на посвященной канонизации святых секции Рождественских чтений — 2019 даже поставил в пример работу по формированию необходимого корпуса документов, заметив, что в свете нынешних требований ее можно рассматривать едва ли не как образцовую. Опытом по подготовке бумаг для канонизации новомученика делится игумения Владимирского монастыря в селе Пиксур ( Яранская епархия Вятской митрополии ) Варвара (Скворцова), руководившая этой деятельностью. PDF-bepcuя В самом начале исследований сведения ограничивались краткой информацией из Книги Памяти жертв политических репрессий по Кировской области, а именно: «Заварин Николай Кельсиевич, 1878 г. р., уроженец с. Кичменский городок Городецкого района Северной области, проживал в д. Колосницыны Варженского с/с Даровского района, русский, священник церкви в с. Пиксур Варженского с/с того же района. 19 августа 1937 г. особой тройкой при УНКВД Кировской области по ст. 58 п. 10 УК РСФСР подвергнут высшей мере наказания. Расстрелян 19.08.1937 г. в г. Кирове. Реабилитирован 17.11.1956 г.» 1 Первоначально стояла задача узнать об отце Николае и других священнослужителях, вместе с ним пострадавших, как можно больше: как шло их становление как православных священников, с какими трудностями они сталкивались, как они их преодолевали, как вели себя во время следствия. На основе материалов следственных дел была выделена как приоритетная тема жизненного пути именно священника Николая Заварина, так как он наиболее мужественно держал себя во время допросов.

http://e-vestnik.ru/db/nikolay_zavarin_1...

Воронеж. Церковь Рождества Христова на Придаче. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова на Придаче Слобода Придача вошла в состав Воронежа не так давно, лет семьдесят назад. Ее имя сохранилось в памяти, к тому же оно упоминается в названиях рынка и товарной станции. Происхождение наименования слободы объясняется принадлежностью этой земли жителям города Воронежа. Первоначальный смысл был таков: придача - от «придать», то есть «добавить». Служилые казаки получили за рекой прибавочную, дополнительную землю к своим прежним владениям. Е.А. Болховитинов повествовал о ранней истории слободы следующее. Поселение на левом берегу реки Воронеж существовало с начала XVII века. В документах 1616 года есть упоминание о том, что размещенные на ногайском (левом) берегу реки для защиты крепости от татарских набегов казаки сбежали. Их место заняли «разных чинов» люди, поверстанные в однодворцы. За службу они получили земельные наделы. По сведениям за 1798 год, там насчитывалось 2168 человек, в ведомости значились приказные служители, посадские люди, мещане, однодворцы и экономические (государственные) крестьяне. Во второй половине XVIII века на Придаче появились корпуса суконной мануфактуры, принадлежавшей известной далеко за пределами Воронежа семье промышленников Тулиновых. Каменные строения в приречной части целое столетие исправно производили грубое сукно для армейских мундиров и шинелей, то есть, как бы мы сейчас сказали, работали на государственный заказ. К моменту крестьянской реформы на Придаче насчитывалось 336 дворов, где проживали 2380 человек. В 1857 году на фабрике (ее хозяином к этому времени стал наследник Тулиновых, Филипп Николаевич Вигель) произошло волнение работных людей. Из 650 казенных мастеровых 350 составляли женщины. Недовольные тяжелыми условиями труда, они отказались выходить к прядильным станам. Случилось не что иное, как забастовка, первая в Воронеже, и Придаче впору гордиться социальным приоритетом. Среди зачинщиц стачки документы выделяют работниц Екатерину Земцову и Анну Постухину. Работу фабрика уже не возобновила: в 1862 году мастеровых освободили от крепостной зависимости, и они не согласились остаться у Вигеля даже в качестве наемных рабочих.

http://sobory.ru/article/?object=19033

Вячеслав Умнягин, священник. Священомученик Иларион (Троицкиий) глазами соузников (к 85-летию со дня кончины и 15-летию с момента прославления святого) Мемуары бывших заключенных – уникальные документы минувшей эпохи, зачастую отягощены недоговоренностью, которая связана со страхом нанести вред. «Чрезвычайно трудное положение всякого честного свидетеля советской жизни, – писал по этому поводу Иван Солоневич, – заключается в том, что о всяких Успенских, Гольманах, Стародубцевых можно говорить не стесняясь... а когда доходишь до хорошего русского человека, получается заминка. А вдруг я его выдам? А вдруг по следам моего рассказа ОГПУ этого человека отыщет? Приходится молчать» 141 . Несмотря на указанную опасность, в воспоминаниях соловчан встречаются биографические сведения, которые позволяют проследить судьбы и составить словесные портреты выдающихся людей своего времени. В их числе ныне прославленный для общецерковного почитания архиепископ Иларион (Троицкий) . Жизненный путь и духовный подвиг этого церковного иерарха описаны во многих академических и популярных изданиях, богословские труды переизданы и нашли своих достойных исследователей 142 , имя его звучит во время праздничных богослужений во всех храмах Русской Церкви 143 . Но, возможно, образ святого получит дополнительный объем и станет более близким для понимания при обращении к воспоминаниям тех, кто общался с ним в условиях соловецкой неволи. О святителе Иларионе, хотя бы кратко, упоминают практически все, кто находился в Соловецком лагере особого назначения в первые годы его существования. Среди них: священники Павел Чехранов и Михаил Польский , архимандрит Феодосий (Алмазов) и митрополит Мануил (Лемешевский) , дворяне Ο. В. Волков и Б. Н. Ширяев, крестьянин М. 3. Никонов-Смородин и скаут Б. Л. Солоневич, финский и ингушский офицеры А. Клингер и C. А. Мальсагов, генерал-майор И. М. Зайцев, индус С. Курейши и меньшевик Б. М. Сапир. Последний, будучи «политиком», которые на Соловках были изолированы от основной массы заключенных, возможно, не общался с представителями русского духовенства. Но даже он, кого нельзя заподозрить в особых симпатиях к служителям Церкви, упоминая владыку Илариона, выделял его «видное положение» 144 , подтверждая слова Бориса Ширяева о том, что среди иерархов в отношении святителя бытовало «признание высокого, если не первенствующего авторитета. Среди верующих мирян эта авторитетность его достигла еще большей высоты», а силе, «исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) Источник Содержание Донесение из Разрядного приказа Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова Перечень утвари, присланной в Юрьев архиепископом Псковским и Изборским Макарием Перечень предметов, дополнительно необходимых для собора     В мае 1656 г. царь Алексей Михайлович объявил войну Швеции. Задержанные в Москве шведские послы 25 октября 1657 г. отправили своему королю Карлу Густаву обширную записку, содержавшую сведения о причинах войны, которые им удалось собрать. В записке говорилось и о том, что царя призывал к войне глава Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси Никон. По словам послов, он побуждал молодого царя освободить православных, живущих под властью протестантского правителя, и ставил ему в пример царя Ивана IV Грозного 1 . Таким образом, одной из целей войны являлось восстановление традиционных позиций православия на землях, оказавшихся к середине XVII в. в составе Шведского государства. Во время военной кампании русским войскам удалось добиться определённых успехов. 12 октября 1656 г., после 10-недельной осады, отрядам под командованием князя А.Н. Трубецкого сдался Дерпт (Тарту), крупный административный центр в северо-восточной части шведской Ливонии 2 . В этом городе, Юрьеве Ливонском, основанном предположительно в 1030 г. князем Ярославом Мудрым, и под властью захвативших его ливонских рыцарей продолжали в особом «конце» жить русские православные люди. В городе действовали 2 православные церкви – для новгородцев и для псковичей 3 . После начала Ливонской войны и занятия Дерпта русскими войсками город стал центром управления русскими владениями в Ливонии, в нем была учреждена православная епископская кафедра, в юрисдикции которой состояли ливонские земли, вошедшие в состав Русского государства 4 . После окончания Ливонской войны, когда Дерпт был утрачен, православный епископ покинул город, а православные жители подверглись гонениям. В частности был закрыт православный храм свт. Николая Чудотворца 5 . Как явствует из публикуемых документов, вскоре после капитуляции города в нём появился православный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Документы говорят об усилиях, предпринимавшихся для того, чтобы в храме было необходимое число клириков, и чтобы он был снабжён иконами, книгами и утварью. Почему соответствующие документы сохранились в архиве военного ведомства России – Разрядного приказа, – ясно из их содержания. Поскольку Псковский архиепископ не снабдил своевременно храм всем необходимым, этим пришлось заниматься воеводам Юрьева-Дерпта, направлявшим свои запросы в Разрядный приказ, которому они подчинялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Константинополю не удалось поставить под свой контроль Чехословацкую Церковь Комментарий к избранию Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислава (Гонта) 13.02.2014 2269 Время на чтение 8 минут На фоне бурных событий на Украине , перипетий, связанных с подготовкой и проведением Сочинской Олимпиады, как-то незаметно прошла информация о важном событии в православном мире - 9 февраля в Александро-Невском соборе словацкого городка Прешов состоялась интронизация нового Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии митрополита Ростислава (Гонта) . Этим событием, будем надеяться, закончится длившаяся несколько последних лет острейшая борьба между Константинополем и Москвой за влияние в этой части православного мира. Внимательным наблюдателям бросилось в глаза, что интронизация Предстоятеля Чехословацкой Церкви прошла очень скромно. Достаточно внушительная делегация прибыла только от Русской Православной Церкви во главе с председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым). Кроме наших на торжествах присутствовали также высокопоставленные (на уровне архиерея) представители Антиохийского Патриархата, Польской Православной Церкви и Православной Церкви Америки. Видимо в качестве неформального гостя присутствовал представитель Элладской Православной Церкви архимандрит Тимофей. И всё! Ни одна другая Православная Церковь на торжества по интронизации Предстоятеля братской Церкви своих представителей не прислала, - ни греки, ни сербы, ни болгары, ни румыны, ни грузины. Это ярче всего отражает ту острейшую борьбу, которая велась в последние годы за право возглавить Чехословацкую Церковь. На Русской народной линии мы старались подробно освещать события в Чехословацкой Церкви и вокруг неё, перипетии борьбы, которая проходила после отставки с поста Предстоятеля в апреле 2013 года митрополита Христофора (Пулеца). Старались освещать подробно, насколько позволяла степень нашей осведомленности в подоплеке событий. Не все нам было понятно по ходу дела. Теперь, когда, наконец, эта эпопея завершилась, мы получили дополнительные сведения от осведомленных источников из Чехии и Словакии. И многое стало на свои места.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/13/ko...

Закрыть Большой загон для пронумерованных баранов «От первого вздоха до гробовой доски», - о чём умолчал в интервью вице-премьер Акимов 17.09.2019 4142 Время на чтение 11 минут Подавляющее большинство граждан России, в том числе, читателей Русской народной линии, к величайшему сожалению, пребывает в состоянии абсолютной беспечности по отношению к проблемам, касающимся, по сути, жизни и смерти. Как можно не видеть, куда ведут народ строители «нового светлого будущего всего человечества»? Нельзя молчать о явно действующей «тайне беззакония»! Еще в начале 90-х годов преподобный Паисий Святогорец говорил : «Меня беспокоит царящая безмятежность. Что-то готовится. Мы еще не поняли как следует ни того, в какие годы живем, ни того, что умрем. Нам нужно много и с болью молиться, чтобы Бог вмешался в происходящее... В наши дни интересоваться и беспокоиться за состояние, в котором находится наш народ, - это исповедание, ибо государство воюет против Божественного закона. Законы, которые оно принимает, направлены против Бога. Сейчас идет духовная война, и я должен быть на передовой!..» Сегодня скорые последствия «рывка» в «цифровую цивилизацию» становятся всё более явными и угрожающими существованию государства и каждого отдельного гражданина. Представители цифрового лобби - ростовщики и IT-бuзhecмehы необыкновенно усиливают натиск на права и свободы человека и суверенитет государства. 12 сентября 2019 года новостные ленты опубликовали важные сообщения. РИА Новости: « Комитет ГД поддержал проект о создании единого ресурса сведений о россиянах» и ТАСС: « Комитет Думы рекомендовал палате принять проект о едином ресурсе с данными о населении РФ». По сути, создаётся единая распределённая база данных на всех граждан России «от мала до велика». В приведённых сообщениях говорится, что оператором новой системы будет Федеральная налоговая служба. В базу войдут сведения о гражданах, содержащиеся практически во всех государственных и муниципальных информационных ресурсах органов власти и органов управления государственными внебюджетными фондами. Ресурс будет содержать базовые (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН - пожизненные и посмертные номера граждан, а также иные данные) и дополнительные (семейное положение, родственные связи, состояние здоровья и иные) сведения о «физическом лице».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/17/bo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010