Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ IV († После 31.08.784), патриарх К-польский (20 февр. (по др. данным - 23 февр.), 780 - 31 авг. 784). Род. в г. Саламин на о-ве Кипр ( Ignatius Diaconus. 1998. P. 76). До избрания патриархом К-польским был чтецом ( Theoph. Chron. P. 453) или диаконом ( Niceph. Const. Chronogr. P. 119). Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (ок. 814), предшественник П., иконоборец Никита I , скончался 6 февр., а П. взошел на престол во 2-е воскресенье Великого поста, т. е. 20 февр. Нек-рые поздние перечни патриархов называют др. дату - 23 февр. ( Fischer. 1884. P. 290). Феофан утверждал, что П. не признавал иконоборчество и противился избранию, но в итоге смирился и подписал иконоборческое исповедание (RegPatr, N 348). Более вероятно, однако, что в действительности П. был умеренным иконоборцем и принадлежал к ближайшему окружению имп. Льва IV (775-780) ( Lilie. 1999. S. 51-52). Патриаршество П. продолжалось 4 года и 6 месяцев (у свт. Никифора I , патриарха К-польского, ошибочно указано 5 лет и 6 месяцев: Niceph. Const. Chronogr. P. 119). О деятельности П. на К-польском престоле сведений почти нет. Согласно Житию прп. Иоанна , еп. Готского (BHG, N 891), П. получил от святого синодик Иерусалимской церкви в защиту иконопочитания ( Auzé py. 2006. P. 81). История отречения и покаяния П. изложена в сакре, обращенной от имени имп. Константина VI и его матери Ирины к отцам Вселенского VII (II Никейского) Собора 787 г. Согласно этому документу, П. заболел и, чувствуя приближение смерти, удалился в мон-рь; на вопрос о причинах своего решения ответил, что не желает подвергнуться анафеме кафолической Церкви, не признаёт каноничность иконоборческого Иерийского собора 754 г. и раскаивается в общении с еретиками. Согласно сакре, такой ответ был дан и императорам, и «некоторым из славшейших архонтов» ( Mansi. T. 12. P. 1003-1006). У Феофана Исповедника приведены дополнительные детали (П. покинул престол 31 авг.

http://pravenc.ru/text/2578515.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сиро-яковитская церковь ап. Марка в Иерусалиме [Греч. Μαρα; лат. Maria] (I в.), св. равноап. (пам. греч. 30 июня и 28 нояб.- в Соборе Киринских святых), мать ап. Марка . В кн. Деяния св. апостолов о М. говорится, что она проживала в Иерусалиме и предоставила свой дом для собраний христиан. Когда Ангел Господень освободил ап. Петра из темницы, тот «пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян 12. 12). О М. сказано, что она была матерью упомянутого в НЗ спутника ап. Павла в его 1-м миссионерском путешествии Иоанна Марка, племянника ап. Варнавы (Деян 12. 25; 13. 5; Флм 1. 24; Кол 4. 10; 2 Тим 4. 11 - Fitzmyer. 1998), отождествляемого в церковном Предании с евангелистом Марком (см., напр.: Euseb. Hist. eccl. III 39. 13 - Левинская. 2008. С. 173-174). Однако нек-рые поздние церковные авторы рассматривали это отождествление как предположение (см., напр.: Theoph. Bulg. Exp. ad Act. 12. 12). М. была состоятельной благодетельницей первохрист. апостольской общины, владелицей богатого дома как одного из мест, где собирались иерусалимские христиане (ср.: Деян 2. 46). Она могла принимать большое число людей, и у нее была как минимум одна служанка, Рода (Деян 12. 13). По всей видимости, она была вдовой, т. к. нигде не упоминается имя ее мужа и отца Марка. Также высказывается предположение, что ее дом мог быть передан ей в наследство или составлял ее приданое, в противном случае владельцем дома должен был выступать ее сын ( Бокэм. 2015. С. 412). Дополнительные сведения о М. содержатся в более позднем источнике - «Похвальном слове ап. Варнаве», написанном мон. Александром Кипрским (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.). В нем повествуется, как ап. Варнава уверовал во Христа при виде чудес, совершённых Им в Иерусалиме, и обратил в христианство М. Она отправилась в Иерусалимский храм, где проповедовал Спаситель, упала перед Ним на колени и умоляла Его удостоить ее дом благословения.

http://pravenc.ru/text/2562078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание LIBER PONTIFICALIS [Лат.- Книга понтификов, Папская книга], сборник жизнеописаний Римских пап. Основная часть L. P. включает биографии понтификов, живших в I-VI вв.; она регулярно дополнялась до кон. IX в. В XII-XV вв. создавались новые редакции и продолжения L. P., к-рые обычно рассматриваются как особые произведения. Ранняя папская историография Древнейшие перечни Римских епископов, известные по упоминаниям в источниках, были составлены в 80-х гг. II в. С целью продемонстрировать непрерывность апостольского преемства в Риме сщмч. Ириней Лионский перечислил Римских епископов от апостолов Петра и Павла до Елевферия (171/7-185/93) ( Iren. Adv. haer. III 3. 2-3). Примерно тогда же список епископов Рима составил Егесипп ( Euseb. Hist. eccl. IV 22. 2-3; ср.: Tertull. De praescript. haer. 32). Аннотированный перечень предстоятелей Римской Церкви был использован в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (завершена ок. 325), где указаны даты и продолжительность каждого понтификата. Офиц. список понтификов, составленный в Риме, сохранился в редакции сер. IV в. Этот список, Каталог Либерия, содержится в Хронографии 354 г. (Календаре Филокала). В нем перечислены епископы Рима от ап. Петра до Либерия (352-366); указаны длительность каждого понтификата, консульские датировки, имена правящих императоров, иногда также краткие дополнительные сведения (изд.: LP. T. 1. P. 1-9; MGH. AA. T. 9. Vol. 1. P. 73-76; см.: LP. T. 1. P. I-XII; Caspar. 1926; Salzman. 1990. P. 47-49). Вероятно, к V в. относятся перечни Римских епископов, в к-рых обозначена только продолжительность каждого понтификата (LP. T. 1. P. XII-XXV, 13-41). На основании таких списков была создана серия фресковых папских портретов в рим. базилике св. Павла (Сан-Паоло-фуори-ле-Мура), к-рую обычно датируют V-haч. VI в. (бóльшая часть портретов погибла в пожаре 1823 г.; см.: Duchesne. 1877. P. 34-36; LP. T. 1. P. XXV-XXX; Ladner G. B. I ritratti dei papi nell " antichità e nel medioevo. Vat., 1941. P. 39-51). Первоначальная версия

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Павел. Фреска придела апостолов Петра и Павла собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Основным источником биографических сведений о П. является кн. Деяния святых апостолов (Далее везде кн. Деяний.) Она включает подробное описание той части биографии П., к-рая начинается его обращением и заканчивается прибытием в Рим. Др. важным источником являются Послания П. В них он лишь эпизодически касается деталей своей биографии, основное внимание уделяя богословским и нравственным вопросам. Тем не менее в ряде случаев эти источники являются взаимодополняющими. Также имеется ряд дополнительных источников, на основании которых можно с долей вероятности восстановить события последних лет жизни П. Книга Деяния святых апостолов Книга Деяния святых апостолов представляет собой 2-ю часть дилогии, 1-й частью к-рой является Евангелие от Луки (см. в ст. Лука , ап. и евангелист). Обе книги обращены к одному и тому же адресату (ср.: Лк 1. 1-4; Деян 1. 1-3). Относительно времени написания кн. Деяний высказывались самые разные т. зр. В эпоху расцвета рационалистической критики НЗ (2-я пол. XIX - нач. XX в.) нек-рые ученые датировали книгу II в. (в частности, представители т. н. тюбингенской школы в XIX в.; в ХХ в.- лишь очень немногие, напр.: Burkitt. 1911. P. 105-110; O " Neill. 1961. P. 21, 26). Затем датировка была сдвинута к кон. I в., тем не менее мн. ученые доказывали, что книга написана после разрушения Иерусалима в 70 г. (напр.: Fitzmyer. 1998. P. 54-55; Bornkamm. 1995. P. XX; Левинская. 1999. C. 32). Такая датировка по-прежнему преобладает среди ученых (см.: Keener. 2012-2015. Vol. 1. P. 383-400 (обзор мнений), 400-401 (автор статьи поддерживает мнение о том, что кн. Деяний была написана после 70 г.); о дискуссии по данному вопросу см. в ст. Деяния святых апостолов ). В то же время все большее признание получает мнение о том, что книга была написана в 60-х гг. I в. (см., напр.: Kistemaker. 1990. P. 22-24; Köstenberger , Scott Kellum, Quarles. 2009. P. 331, 333-334; Williams. 1990. P. 13; Schnabel. 2012. P. 27-28).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых). Рассказ о гибели В. и И. и их посмертных чудотворениях содержится в «Сказании о проявлении, и о обретении, и о чудесех преподобных отец наших Васссиана и Ионы, иже на примории Студенаго моря, великаго окияна, в затоце, во Унских нарицаемых рогах, Пертоминских чудотворцев». По наблюдениям О. А. Белобровой и А. Н. Симонова, «Сказание» известно в 3 редакциях: краткой, созданной до 1644 г. (РНБ. Погод. 810, 60-70-е гг. XVII в. ), пространной, значительно обработанной, содержащей вступление, заключение и 5 (в нек-рых списках 7) дополнительных чудес, а также рассказ о посещении мон-ря Петром I Алексеевичем и об освидетельствовании мощей В. и И., известный в неск. вариантах и появившийся в 1-й четв. XVIII в. (один из списков этой редакции помещен в «Памятной книге Пертоминского мон-ря» - БАН. Арханг. Д. 596, 1822 г.). Особая (точнее, проложная) редакция «Сказания» читается в Соловецком Патерике (РНБ. Соф. 452, кон. XVII в.), одним из ее источников был Соловецкий летописец. Представляя собой уникальный документ, содержащий сведения о повседневной жизни севернорус. мон-рей, «Сказание», однако, не сообщает ничего о жизни самих Пертоминских чудотворцев. Известно, что они были монахами Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и учениками свт. Филиппа (Колычева) . Выполняя монастырское послушание, В. и И., а также 5 «бельцов» перевозили известь из устья р. Двины. Их карбас попал в сильный шторм и утонул. Тела святых вынесло волнами на берег в Унской губе (залив в Белом м.). «Сказание» относит кончину преподобных к 1566 г., Соловецкий летописец - к 1561 г. Жители с. Луда, выехавшие на морской промысел, увидели множество ворон там, где лежали тела иноков. Неведомая сила отгоняла птиц от мощей святых, рыбаки обрели их неповрежденными и решили перенести в церковь с. Луда. Из-за сильного тумана рыбаки сбились с пути и пристали к берегу там, откуда отплыли. Ночью им явились во сне В. и И. и повелели положить их «на пустом сем месте, под великою сосною, вышше, противно тогожде места, на немже первее обретосте» («Сказание» пространной редакции. РНБ. Сол. 182/182. Л. 185, XVIII-XIX вв.).

http://pravenc.ru/text/149891.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРУСАЛИМ [греч. Ιερουσαλμ] († 276-282), прмц. (пам. греч. 4 сент.), покровительница г. Верия ( Веррия ) в Сев. Греции. Прмц. Иерусалим с сыновьями Секендом, Секендиком и Кегором. Икона. XIV в. (Визинтийский музей, Афины) Прмц. Иерусалим с сыновьями Секендом, Секендиком и Кегором. Икона. XIV в. (Визинтийский музей, Афины) Источники Сохранились краткое синаксарное Житие И. в составе службы, созданное, по-видимому, жителем Веррии, и написанное на его основе в XVII в. разговорным языком т. н. народное Житие. Оно содержит дополнительные подробности и описание 3 чудес И. Все жития сохранились в поздних списках XVII-XVIII вв. Гомилия в честь И., составленная в нач. XV в. анонимным Веррийским митрополитом и сохранившаяся в единственной рукописи (Ath. Gregor. 39), имеет назидательный характер и не содержит биографических сведений об И. Синаксарное Житие называет правителя Фессалоники дукой, что соответствует средневизант. периоду (впервые фессалоникийский дука упом. в кон. Х в.). В службе говорится о возвращении честной главы И. «с Запада» в Веррию. Перенесение главы «на Запад», по мнению митр. Пантелеимона (Калпакидиса), могло произойти или во время войн болгарского царя Самуила с византийцами, или в период крестовых походов. Исследователь отдает предпочтение 1-й версии (Веррия была отвоевана Василием II Болгаробойцем в 1001) и в связи с этим датирует службу и синаксарное Житие нач. XI в. ( Παντελεμων (Καλπακδης). 1997. Σ. 28). Митр. Пантелеимон также указывает на тот факт, что с Х в. название г. Эдесса (употребляемое автором Жития) вытесняется топонимом Водена. Житие И. род. в Александрии в богатой христ. семье. Родители выдали ее замуж, через 8 лет супруг скончался, оставив И. с 3 детьми: Секендом, Секендиком и Кегором, к-рых она воспитала в благочестии. Имена 2 старших сыновей, по всей видимости, являются искажением рим. имен Секунд и Секундин. Воспылав божественной ревностью, И.

http://pravenc.ru/text/293778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН [франц. Julien] (IV в.?), мч. (пам. зап. 26, 28 или 30 авг.), пострадал в сел. Бриват (ныне г. Бриуд, Франция). Мученичество (Passio) И. известно в неск. редакциях. Древнейшая (BHL, N 4540; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 1. P. 879-881) составлена, вероятно, в посл. четв. V или в нач. VI в. и предназначалась для чтения в день памяти И. К этой редакции восходят более поздние версии Мученичества, в к-рых почти не содержится дополнительных сведений об И. (см.: Leclercq. 1927. Col. 400-401). Так, в одной из версий (предположительно VI в.- BHL, N 4542; изд.: PL. 71. Col. 1103-1106) история И. изложена в общих чертах и со значительными сокращениями. Повествование о кончине И., основанное на его Мученичестве, включено в соч. «Страдание и чудеса святого мученика Юлиана» ( Greg. Turon. De passione et virtutibus sancti Iuliani martyris. 1), к-рое составляет 2-ю ч. «Книги о чудесах» Григория Турского . Об И. и его почитании в Галлии упоминают Сидоний Аполлинарий , Венанций Фортунат и др. авторы V-VI вв. Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде Согласно Мученичеству (редакция BHL, N 4540), христианин И. жил в г. Вьенна и состоял на военной службе под началом трибуна Ферреола , также христианина. Узнав о том, что презид Криспин намерен преследовать христиан, Ферреол посоветовал И. покинуть город и искать убежище. И. пришел в обл. Арверния (ныне Овернь) и поселился у престарелой вдовы неподалеку от языческого святилища. Когда воины обнаружили, где скрывается И. и стали допрашивать вдову, мученик вышел к ним и велел им исполнить приказ императоров. И. встал на колени и произнес молитву. Воины отрубили ему голову и забрали ее с собой для устрашения христиан, живших во Вьенне. Рядом с местом расправы над И. язычники поклонялись идолам. Два старика унесли тело мученика и похоронили его в сел.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 Г. Собор зап. епископов, состоявшийся в Риме и осудивший моноэнергизм и монофелитство . Источники Акты Л. С. представлены рядом греч. и лат. манускриптов. Старейшая греч. рукопись (Vat. gr. 1455), содержащая полный текст актов и ставшая основной для критического издания Р. Ридингера, датируется 1299 г. Помимо актов она включает 11 послесоборных посланий папы св. Мартина I (CPG, N 9405-9415; Mansi. T. 10. Col. 789-849), а также дифелитский флорилегий (Florilegium dyotheleticum), впервые опубликованный Ридингером (ACO II. Vol. 1. P. 425-436). К ней восходят 5 рукописей XV-XVII вв. Старейшая латинская рукопись (Bodl. Laud. lat. 199), содержащая полный текст актов, датируется 820-840 гг. Дополнительные сведения о Л. С. имеются в биографических источниках, касающихся его главных участников: в «Житии папы Мартина» из «Liber pontificalis» (LP. T. 1. P. 336-340), в записях собеседований прп. Максима Исповедника времени его ссылки - «Изложение прения» и «Диспут в Визии» (CPG, N 7735, 7736; рус. пер.: Максим Исповедник, прп. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. С. 159-198) и др. О Л. С. сообщают позднейшие хроники: «Хронография» прп. Феофана Исповедника, «Хроника» Михаила Сирийца, копт. «Хроника» еп. Иоанна Никиуского и др. Критический обзор источников VII-XII вв., относящихся к Л. С., приведен в монографии П. Конте ( Conte. 1989. P. 168-403; см. также: Winkelmann. 2001. S. 45-184). Приоритет греческого текста соборных актов и вопрос об «историчности» Л. С. Примечательной чертой Л. С. является его двуязычие: акты сохранились в 2 древних версиях (греч. и лат.), и папа св. Мартин подписал обе как подлинные. В самих актах двуязычие объясняется тем, что появившиеся на 2-м деянии греч. монахи просили перевести акты на греч. язык «до последней черты во всей точности» (ACO II. Vol. 1. P. 54-55). Однако в богословском отношении Л. С. «был полностью под греческим руководством» ( Caspar. 1932. S. 120). Греч. происхождения была основная соборная документация, как и аргументы для опровержения монофелитства. Лат. текст изобилует терминами, заимствованными из греч. языка; правила 10-11 напрямую зависят от «Диспута с Пирром» прп. Максима Исповедника ( Maximus Conf. Disp. Pyr.); 27 цитат из обширного флорилегия, зачитанного на 5-м деянии, дословно повторяют «Духовный и догматический томос» прп. Максима ( Idem. Opusc. 15), его терминология звучит в речах папы св. Мартина ( Caspar. 1933. S. 558-559; Pierres. 1940. P. 12-27, 30-51; Murphy, Sherwood. 1974. P. 178).

http://pravenc.ru/text/2463157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН [Греч. Μαρκιανς] († между 471-474), прп. (пам. 10 янв.), пресв. и эконом храма Св. Софии в К-поле. Источники Житие М., написанное неким Сергием, полагавшимся на рассказы очевидцев, сохранилось в неск. версиях. Впрочем, не все исследователи поддерживают раннюю датировку этого памятника (напр., к кон. VIII в. его создание относит Дж. Уэртли - Wortley. 2011. S. 728). Оно было издано в краткой редакции А. И. Пападопуло-Керамевсом по рукописи Hieros. Sab. 242, X в., и в пространной - М. Гедеоном по рукописи Ath. Cuml. 37, XI в. (содержит дополнительные сюжеты: о серебряных дел мастере, обманывавшем М., о дарах готов Аспара и Ардавурия, о посещении М. домов терпимости, о строительстве ц. св. Иоанна Предтечи в квартале Даниила). Критическое издание осуществлено Уэртли ( Wortley. 2011. S. 735-771). В Х в. Житие М. было переработано Симеоном Метафрастом (BHG, N 1034). Редакция Жития (BHG, N 1034b), вошедшая в Императорский Минологий 1034-1041 гг., опубликована Ф. Алькеном. В Житии М. содержатся интересные описания архитектурных сооружений и приводятся важные детали жизни К-поля V в. Сведения о М. также содержатся в «Церковной истории» Феодора Чтеца и в Житии прп. Авксентия Вифинского. Житие Родители святого были знатного происхождения и состояли в родстве с имп. семьей. В правление имп. Маркиана (450-457) и его супруги св. Пульхерии они переселились из Рима в К-поль. М. получил прекрасное образование. В Житиях подчеркивается, что М. был воспитан родителями в правосл. вере и в христ. добродетелях, но не сообщается, что в юности он принадлежал к секте новациан ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 13//PG. 86. Col. 172), к-рая отличалась аскетическим образом жизни. Этот факт дал повод исследователям задаться вопросом, не являлся ли М. последним новацианским епископом К-поля ( Wortley. 2011. S. 733). Однако уже в молодые годы М. обратился в православие, во многом благодаря прп. Авксентию Вифинскому (PG. 114. Col. 1380). М. полюбил посещение храмов Божиих и церковных служб, К-польский патриарх (видимо, свт. Анатолий (449-458)) заметил благочестивого и скромного молодого человека и сделал его клириком. Немного позднее свт. Геннадий I (458-471) счел М. достойным пресвитерского сана, а потом поставил и экономом Великой ц. (т. е. Св. Софии); в его обязанности входило заведование церковным имуществом, в т. ч. недвижимым. Полученное после смерти родителей богатое наследство М. потратил на сооружение и благоукрашение церквей, а также на милостыню нищим. М. вел строгую аскетическую жизнь, носил простую одежду и не имел даже второго хитона на смену.

http://pravenc.ru/text/2562338.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ СИНКЕЛЛ [Греч. Μιχαλ Σγκελλος] (760 или 761 - 4.01.846), прп., исп. (пам. 18 дек.), богослов; прозвище Святоградец (Αγιοπολτης). Источники Сохранилось пространное анонимное Житие М. С. (BHG, N 1296), составленное вскоре после смерти святого и сообщающее основную информацию о нем. Дополнительные сведения содержатся в исторических и агиографических источниках, из которых наибольшее значение имеет похвальное Слово Феодору Начертанному (BHG, N 1746), написанное Симеоном Метафрастом, в котором сохранились фрагменты подлинных документов IX в. с упоминанием М. С. Биография М. С. род. в Иерусалиме в знатной богатой семье. Он был персидского (Περσογενς - вероятно, подразумевается арабское или сиро-персидское) происхождения. У родителей М. С. долгое время рождались только девочки, пока его мать не дала обет посвятить мальчика в храм Воскресения (Гроба Господня). Когда ему было 3 года, родители во исполнение обета привели его в храм, где патриарх Феодор I посвятил его в чтецы. Затем М. С. проходил начальное обучение у частного учителя, а после этого по повелению патриарха изучал грамматику, риторику и философию, а также начатки поэтического искусства и астрономии. Этими науками М. С. овладел необыкновенно быстро, после чего посвятил себя постам и молитвам. После смерти отца мать и сестры постриглись в монахини. М. С. отдал часть имущества в их монастырь, остальное же распродал и, раздав деньги бедным, удалился в Саввы Освященного лавру (близ Иерусалима). Ему было тогда 25 лет. В лавре М. С. провел 18 лет в строжайшем посте. Через 12 лет Иерусалимский патриарх Фома I по просьбе игумена рукоположил его во пресвитера. Еще через 2 года игумен по прошению М. С. предоставил ему отшельническую келью. Настоятель препоручил его заботам буд. исповедников братьев Феодора и Феофана (впосл. известных как Начертанные), к-рым М. С. дал также и светское образование. Когда святому исполнилось 50 лет, патриарх Фома назначил его своим синкеллом (келейником), определив ему местом жительства мон-рь Спудеев в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/2563766.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010