Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛ СИНАЙСКИЙ Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. [Греч. Νελος Σινατης; Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской». Н. С. приписываются корпус сочинений прп. Нила Анкирского , а также нек-рые сочинения Евагрия Понтийского и др. авторов. Согласно агиографической традиции и по мнению нек-рых ученых, Н. С.- одно лицо с прп. Нилом Анкирским. Жизнь Единственными сведениями о жизни Н. С. являются «Сказание об избиении монахов на горе Синайской» и краткое Житие, вошедшее в состав К-польского Синаксаря (X в.), составленное на основе «Сказания...» и содержащее ряд дополнительных сведений о происхождении Н. С., достоверность к-рых подтвердить невозможно. В К-польском Синаксаре имя Н. С. упоминается трижды: под 10 нояб.- простое упоминание в одной из рукописей (SynCP. Col. 209), под 12 нояб.- краткое Житие (Ibid. Col. 217) и под 14 янв.- память 40 преподобномучеников Синайских (Ibid. Col. 390; см. Синайские и Раифские преподобномученики ). Краткое синаксарное Житие в основных чертах воспроизводится в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 54//PG. 146. Col. 1256), а в составе Пролога получило распространение в славянской традиции. Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Согласно краткому синаксарному Житию, Н. С. был епархом К-поля при имп. св. Феодосии I Великом (379-395), имел жену, сына и дочь. Уговорив супругу принять монашество вместе с дочерью в одном из егип. мон-рей, он направился на некую гору с сыном Феодулом (упоминание о Синае имеется только в статье под 14 янв.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

Монах Герман Монах Герман (?–1682) – поэт, композитор. Одна из наиболее значительных фигур среди поэтов-монахов второй половины XVII века. В юности келейник патриарха Никона , остался при нем и после 1658 года, когда Никон, покинув Патриарший престол, поселился в келье Воскресенского монастыря на Истре, где Герман был уставщиком (регентом хора), строителем (настоятелем), а с 1681 года, после ссылки и смерти опального Никона, – архимандритом. Все эти годы, вместе с Никоном и после Никона, принимал активное участие в строительстве Нового Иерусалима как зримого архитектурного воплощения грандиозных никоновских церковных реформ, касавшихся не только «исправления» богослужебных книг и троеперстия. Регент патриаршего хора Герман, будучи в одном лице и поэтом и композитором, создавал новые формы русских гимнов, молитв. В рукописных сборниках того времени сохранилось его переложение 140 псалма, покаянное песнопение («Память предложити смерти...»), гимны Рождеству Христову («Христос рождается...»), Воскресению Христову («Ангельскую днесь ти радости...», «Веселия день...», «Радуйся зело, дщи Сиона...»), Преображению Господню («Да восприимут ныне горы радость...»), Пресвятой Богородице («Богородице Дево и пречистое чрево...», «Радости ходатаице...»), Николаю Чудотворцу («Небо радуется согласно...», «Вси земнороднии...»), Феодору Стратилату и другие. Его преемник архимандрит Никанор напишет в эпитафии архимандриту Герману: ...Изрядная сочини псалмопения, Разумностию та и расположения Сложно писание над гробом положи, Известно о бытии отчи сотвори. Как и многие из виршевиков, он был мастером акростиха. Известный современный исследователь А.М.Панченко пишет по этому поводу: «Герман и поэты его круга отвели акростиху роль передатчика информации об авторе гимна. Наряду с рифмованными фразами Герман сообщает о себе различные сведения прозой – о монастырской карьере («типикарь», «уставщик», «Убоги чернец», «иеромонах», «строитель»), о принадлежности к братии новоиерусалимской обители («Воскресенский»), наконец, о состоянии здоровья («майя месяца болезнен»). Это разнообразие сведений стало возможным благодаря техническому совершенству акростиха, который содержал до трех фраз, стихотворных и прозаических. Для примера укажу на гимн в честь Богородицы «Радуйся, Благодатная, ангел царю дарованная». В рукописи текст, снабженный нотами, написан в 7 столбцов, так что повторяющийся акростих-рефрен читается слева направо вниз под прямым углом, снизу вверх налево так же под прямым углом, зигзагом и т.д. Внизу по трем строкам слева направо – дополнительное акростишное двустишие: «Господь с тобою//Герман пою».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Мещёрском (кирпичная). Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:приблизительно 2016 - 2018. Адрес: Россия, г.Москва, поселок Мещёрский, Воскресенская улица, 1А (пересечение улиц Воскресенская с Мещерским проспектом) Координаты: 55.675587, 37.408783 Проезд:От пл. Сколково Киевского направления автобус 883 до остановки Мещерский пруд. Можно этим автобусом ехать от ст. м. " Славянский бульвар " , но ехать долго Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о землях, на которых расположен храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в Мещерском, относятся к 13 в. Часть территорий ранее входила в состав обширных владений Александра Невского, а затем перешли к его сыну - Даниилу Московскому, основателю Московского княжества. В 16 в. в здешних лесах и пустошах, богатых разным зверьем, любил охотиться Иван Грозный, а позднее царь Алексей Михайлович Романов. Самые ранние сведения о «пустоши Ваулино» датируются 1628 годом, в то время она принадлежала церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что близ Гостиного двора в Китай-городе. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы «Златоверхая». Каменный храм Введения на Великом посаде за Торгом был заложен в 1514 году. Ктитором храма был великий князь Василий Иоаннович, а возводил его итальянский мастер Алевиз Фрязин, построивший Архангельский собор в Кремле. Храм располагался в нынешнем Рыбном переулке между Ростовским архиерейским подворьем и Гостиным двором, поглотившим церковь в конце XVIII века. «Златоверхой» церковь называли за золоченый купол, что было в XVI веке большой редкостью. В день праздника 21 ноября государи обязательно бывали здесь «у обедни». Во время выездов царя к вечерне во Введенскую церковь был положен трезвон во все колокола на Ивановской колокольне в Кремле, после вечерни сам патриарх служил молебен и всенощное бдение. Издавна храм владел двумя пустошами в Сетунском стану – Ваулинской и Хоботовской, где имелись покосы и дровяной лес. Такие земли обычно были «вкладными», т.е. завещались как вклад на вечное поминовение. Загородные земли, принадлежавшие московским церквям, отдавались в оброчное содержание, и храм имел дополнительный доход. В 1766 году Ваулино и Хоботово, пустоши Сетунского стана, владение церкви Пресвятой Богородицы «Златоверхая», были отданы в вечное владение из оброку генерал-аншефу Никите Федоровичу Соковнину. В «Экономических примечаниях к Планам Генерального межевания Московского уезда» (изданы в 1766 г.) отмечалось, что церковная земля, которую межевал 12 октября 1766 г. Дельвиг, имела под разным строением 2376 с., сенной покос 41 д. 685 с., лес дровяной 190 д. 2088 с., дороги 1125 с., полуручей и болото 4 д. 300 с., всего 205 д. 1042 с. Владел Соковнин этой землей недолго, поскольку скончался в 1770 г.

http://sobory.ru/article/?object=45449

Не отъидет память его, и имя его поживет в роды родов. ( Сир.89:12 ). Рассказы о именитом иерархе московском Филарете и краткие изречения его, полные смысла и силы, помещал я, чтитель его священной памяти, в разных повременных изданиях; но далеко не все сказал о нем, что знаю и желал бы сказать, чтобы и для других сделать известным или памятным то, что для меня незабвенно; да и все касающееся до его великой личности, как бы, само по себе, иное ни казалось неважным, не лишено общественного интереса или назидания. В настоящей статье намерен я изложить не одни только дополнительные о нем сведения, но и повторить из напечатанного мной в прежние годы, то (сравнительно немногое), что найду наиболее подходящего к характеру моей статьи, в которой передам о святителе Филарете в возможной полноте свои личные воспоминания. В день (19 августа) торжественного крестного хода, ежегодно совершаемого в Донской Ставропигиальный монастырь из Кремля, – когда митрополит Филарет ехал на служение в тот монастырь или возвращался из монастыря на Троицкое свое подворье, мимо Иоанно-Воинской, у Калужских ворот, церкви, при которой священствовал мой родитель, – я старался в продолжении многих лет, начиная с 1840 года, непременно видеть его благословляющего народ, стекавшийся на все улицы, по которым ожидался проезд митрополита и поклониться ему. Высокопреосвященный Филарет привлекал к себе необыкновенно приятной наружностью, которая отражала богоугодную чистоту и истинную высоту его жизни, не говоря о великости его духовного сана и подвигов. Кто его однажды видел, желал увидеть в другой раз; кто его видел уже много раз, когда имел счастье еще его видеть, ощущал такое живейшее удовольствие, как бы в первый раз его видел. Видя его, нельзя было не прославить Бога, дивного в избранных рабах своих; а потому и когда он служил, храмы наполнялись народом. В какое-то воскресенье, утром, отправился я, тогда еще малолетний, на Троицкое подворье в домовую архиерейскую церковь . Войдя в нее после херувимской песни, не мог я за множеством народа пробраться на средину, дабы видеть тайнодействующего митрополита; не догадался повыждать, когда он будет благословлять предстоящих (а он всех благословлял с отеческой любовью), но тотчас же после отпуста вышел из церкви и прошел я.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Неизвестный церковно-исторический проект иеромонаха Германа (Вейнберга), будущего епископа Алма-Атинского Источник Аннотация: Статья посвящена научному наследию епископа Германа (Вейнберга), который подготовил справочник, содержащий сведения более чем о ста службах русским святым, составленным в XVIII – начале XX в. До настоящего времени о научной деятельности епископа Германа, погибшего в лагере в 1942 г., ничего не было известно. Некоторое время назад в Российской Национальной библиотеке были обнаружены рукопись его диссертации «Службы русским святым, появившиеся за синодальный период русской церковной жизни» и дополнительные материалы к этому труду. В настоящее время эти материалы готовятся к публикации. Ценность исследования епископа Германа заключается в том, что при подготовке истории служб он обратился к архивам Синода и цензурного ведомства. Согласно российским законам, утверждение богослужебного текста к печати сопровождалось большой бюрократической перепиской. Эта переписка является ценнейшим источником для воссоздания истории составления и редактирования церковных служб. В результате исследования были установлены имена авторов и редакторов огромного числа церковных служб. Работу епископа Германа следует рассматривать в общем контексте возрождения интереса к русским святым, которые мы наблюдаем в царствование Николая II. Поскольку о существовании этого исследования ничего не было известно, в XX в. были предприняты по крайней мере три попытки составить подобный справочник. В Хельсинки материалы для подобной работы собирал Борис Сове , в Париже Феодосий Спасский издал в 1951 г. историю служб русским святым, а в 1964–1965 гг. протоиерей Ростислав Лозинский представил в Московскую духовную академию диссертацию на эту тему. Однако ни один из этих авторов не обращался к архивным материалам, и исследование епископа Германа остается непревзойденным и актуальным. В настоящее время готовится издание материалов епископа Германа, дополненных сведениями о той редакторской правке, которой службы русским святым были подвергнуты в послереволюционную эпоху. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Новое. Церковь Троицы Живоначальной. Храм Святой Троицы Карта и ближайшие объекты Новое, село владельческое пр речке Бобровке. В 30 верстах от Ярославля; дворов 36, душ муж. пола 160, жен. пола 180. Каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и Благовещения сооружена в 1770 г. А. А. Титов «Ярославский уезд. Историко-археологическое, этнографическое и статистическое описание с картой Ярославского уезда». Издание И. А. Вахрамеева. Москва, «Русская» типо-литография, Бол. Дмитровка, д. Шаблыкина. 1883 г. Один из наиболее оригинальных храмов Некрасовского района и лучших по сохранности. Композиция церкви вполне традиционна для своего времени, однако интересны её завершения: привычное пятиглавие водружено не непосредственно на своды четверика, а на дополнительный невысокий аттик (аттический этаж), издалека более похожий на сквозную аркаду. Трапезная с северным Благовещенским приделом соединяет основной трёхсветный четверик с классицистической колокольней. В 1930 г. церковь была закрыта, но уже в 1945 г. возвращена верующим и более не закрывалась. В интерьере неплохо сохранились фрески и эффектный барочный иконостас с круглой скульптурой, а вокруг церкви уцелела кирпичная ограда с въездными воротами. Историческая справка В документах государственного архива Ярославской области имеются следующие сведения о церкви в селе Новое Ярославского уезда. В документах за 1767 год упоминается, что в селе была деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда построен был этот храм, установить не представляется возможным. Новая каменная церковь с колокольнею и оградой была построена в 1776 (1777) году на средства прихожан. В своем первоначальном виде без пристроек и переделок она сохранилась до первой четверти двадцатого века. Престолов в ней два: в холодной во имя Святой Живоначальной Троицы, в теплой во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Количество служащих при церкви в разное время изменялось. Так, например, в 1844 году при церкви в штате состояли: священник, дьякон, дьячок и псаломщик в 1878 году священник и псаломщик в 1909 году священник и дьякон-псаломщик Жалованья и постоянного оклада священнослужители не получали существуя частично на приношения от прихожан и от занятия сельским хозяйством.

http://sobory.ru/article/?object=08754

Осташков. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения , Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1760 и 1763. Год утраты:приблизительно 1930 (разобрана) Ссылки:   Адрес: Россия, Тверская область, Осташковский район, г. Осташков, Парк Свободы Координаты: 57.155648, 33.100553 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1760 году было дано разрешение построить каменную Преображенскую церковь на тогдашней окраине города. С момента строительства церкви и колокольни при ней было начато формирование нового центра Осташкова, окончательно сложившегося несколько позже. Во время польско-литовской интервенции на этом месте хоронили погибших защитников города. Поэтому Преображенская церковь, посвященная одному из главных христианских праздников, название которого ассоциировалось в понимании людей тех лет с победой добра над злом, с торжеством жизни над смертью, рассматривалась горожанами и как памятник мужественным воинам-соотечественникам. Впоследствии церковь несколько раз перестраивали, она получила дополнительные приделы и уже к концу прошлого века утратила многие черты своего первоначального облика. С этой же церковью связано имя одного из первых исследователей края — Владимира Петровича Успенского, чьи труды по истории Ржевского уезда, по истории города Осташкова и его окрестностей не утратили своего значения до сих пор. Священнический сан давал ему возможность свободного доступа к церковным и монастырским документам. Многие сведения, почерпнутые в этих архивах, дошли до нас лишь в его опубликованных трудах. Само здание Преображенской церкви разобрали перед войной. Уцелела только колокольня, построенная почти на двадцать пять лет позже двумя осташковскими каменщиками — Иваном и Петром Парфеновыми-Фомкиными (по другим сведениям, Парфеновыми-Дешкиными).

http://sobory.ru/article/?object=59422

Оськино. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Храм деревянный, трёхпрестольный, пятикупольный в единой связи с колокольней. Выкрашен в бело-голубые тона и богато декорирован деревянной же орнаментацией. Архитектурной особенностью является завершение и восьмерика центрального объёма и колокольни венцом кокошников. Внутри храм ещё более богато и со вкусом декорирован. Иконостасы являют собой прекрасный образец классического русского многоярусного иконостаса периода конца Империи. Строительство храма в с. Оськино началось в 1909 году по желанию местных жителей. Строили храм 3 года. 13 июня 1912 года храм был торжественно освящен архиепископом Пензенским Владимиром. Многие, посещая оськинский храм впервые, спрашивают, не слишком ли он велик для такого села как Оськино. Храм способен вместить до 2000 человек, что много даже для городского храма. В наше время стараются строить храмы вместимостью до 500 человек. Спустя два десятилетия после освящения храм в с. Оськино был закрыт, как и многие другие вокруг. Но именно Никольскому храму Господь судил остаться неоскверненным, быть скоро открытым вновь, стать местом хранения святынь разрушенных храмов и домом молитвы для православных христиан в самые тяжелые годы. Благодаря сохранившимся архивным данным, мы имеем возможность узнать о судьбе последнего перед закрытием настоятелей храма с. Оськино о. Иоанна Янкина, который в 1937 г. был арестован как активный священнослужитель, регулярно совершавший богослужения и проповедовавший в храме. Авторитет, которым он пользовался среди местного населения, доставлял значительные идеологические неудобства местному колхозу и сельскому Совету. У НКВД не было никаких реальных оснований для ареста священника, поэтому причиной его ареста стало подозрение в контрреволюционной агитации и в антиколхозной деятельности. В вину священнику были поставлены следующие действия: организация массовых шествий по селу в Пасхальные дни 1932 г., что будто бы сорвало три дня весеннего сева, организация жарким летом 1932 г. молебна о дожде, который был расценен НКВД как организация срыва колхозных работ. По этим надуманным обвинениям отец Иоанн был арестован 18 сентября 1932 г. и 2 октября того же года «тройкой» при УНКВД по Куйбышевской области приговорен к 8 годам лишения свободы. Спустя несколько месяцев священнику было добавлено еще 2 дополнительных года лишения свободы, то есть уже 10 лет. Как сложилась судьба истинно верующего человека о. Иоанна Янкина, можно только предполагать, так как дальнейших сведений о нем нет.

http://sobory.ru/article/?object=18486

отменить и дело о них производством прекратить за недоказанностью обвинения» . В годы «Перестройки», в ходе новой волны реабилитаций жертв политических репрессий, 29 марта 1989 года прокурор Московской области Б.П. Наместников утвердил заключение от 27 марта того же года, согласно коего М.И. Страхов подпадает под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов». Что стало с семьей священника М.И. Страхова после его казни, мне неизвестно . Сам он утверждал во время допросов, что давно не имеет никакого общения даже с собственными сыновьями . Не удивительно, что пропала связь с более дальними родственниками. В те годы тотального страха прерывались самые близкие и дорогие отношения между людьми. Вряд ли мы, избавленные от такого ужаса, можем даже отдалённо представить себе, что пришлось пережить и перечувствовать нашим предкам. В 2022 году, уже собирая материалы для этого очерка, на интернет-форуме «Народный архив Московской губернии. Коломенский уезд. Филиал народного архива Российской Империи. Обмен генеалогической информацией, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет» я обнаружил запись за 13 апреля 2017 года некоего Петра Алексеевича Страхова: «Всем привет из Одессы! Ищу родственников Страхова Михаила Ивановича, расстрелянного в 1937 году, священника церкви с. Бобренево, возможно это мой прадедушка» . К сожалению, попытки связаться с потенциальным кузеном через социальные сети не увенчались успехом, и я не знаю, к какой линии он себя причисляет, и какие у него основания считать себя правнуком отца Михаила. В огромной братской могиле на бывшем Бутовском полигоне среди более 20 тысяч трупов казнённых зарыто тело коломенского священника Михаила Иоанновича Страхова. Он не проявил абсолютного бесстрашия и несгибаемой воли; пытался сохранить свою жизнь признанием несуществующей вины; под истязаниями, возможно, дал, и по крайней мере, подписал показания против других людей. Утешительно, что нет никаких данных о том, чтобы эти сведения стали основанием для репрессий. Большинство из названных лиц уже были арестованы и обречены, а имен тех, кто упомянут вне этого круга, в списках жертв не обнаружено. О чем думал и молился отец Михаил в последние дни и минуты? Можно предположить, что нравственные переживания и печаль по семье были для него мучительнее перенесённых пыток, издевательств, ожидания казни и самого расстрела. Хочется верить, что он не впал в смертный грех уныния, успел принести покаяние во грехах и получить отпущение от кого-нибудь из прочих приговоренных священников и предстал перед Богом вместе с другими мучениками - и прославленными в лике святых, и не сподобившимися канонизации, но объединенными пропитанной кровью Русской Голгофой.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

поиск:   разделы   рассылка Religare Церковное досье на Путина, Миронова и др. Политика в цифрах Портал " Православие и мир " под занавес президентской кампании опубликовал " церковное досье " на пятерых кандидатов. Представил их отношения к Церкви и православию в виде одной сводной таблицы, в которой приводит высказывания (цитаты) самих кандидатов, почерпнутые из открытых источников. Систематизация известных сведений иногда приводит к некоторым дополнительным выводам. Что дает нам наглядное, в форме " дайджеста " , сравнение взглядов пятерых кандидатов на президентский пост? Мы видим, что Жириновский воспринимает православие как одну из культурных " подпорок " нации, и на прямой вопрос о вероисповедании отвечает: " Я крещеный и венчанный " . То есть говорит о традиции, но не о вере. Скорее об обрядоверии. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов с ленинской прямотой признается, что он человек своей эпохи и православным быть не может – " ценности вероучений воспринимаю больше как философ " . Сергей Миронов отвечает на главный вопрос предельно точно: " я верю в Бога " , " я православный христианин, и Русская Православная Церковь – это моя родная Церковь " . Он готов признаться в своих убеждениях, не опасаясь оттока части электората. К слову, ведущим мировым политикам " исповедание веры " еще никогда не мешало. И Джордж Буш, и Лех Качиньский, и совершенно не похожий на них Уго Чавес – люди, совершившие немало ошибок, – не потеряли электорат именно благодаря своей прямоте в религиозных вопросах. Убеждения Михаила Прохорова давно и хорошо известны – резкий антиклерикализм, неприятие строительства храмов. Он в очередной раз говорит о том, что верит в " общечеловеческие ценности " . Кем, кроме Бога, такие ценности могут быть сформулированы, неясно, а в симпатиях к марксизму-ленинизму этот кандидат вроде бы не замечен, хотя феномена " латентных убеждений " еще никто не отменял. Владимир Путин предпочитает не говорить о вероисповедании прямо: " Я бы предпочел не распространяться на эту тему " . Но подчёркивает: " Крестили меня в полтора месяца " , то есть ещё при советской власти. Будучи православным по убеждениям, Путин не хочет говорить об этом на политической площадке, боясь сужения электоральной базы и предпочитая " раздать всем сестрам по серьгам " . Политическая целесообразность для него в этот момент важнее исповедания веры ( " я верю в людей " ). Он рационалист.

http://religare.ru/2_92907.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010