Улицы широкие и грязные, с одного конца воткнута палка дли пешеходов, с другого тоже: перейдёшь улицу и воткнёшь палку в грязь для другого прохожего. Маленькие одноэтажные деревянные домики, бесконечные заборы, из-под которых выбиваются кусты крапивы, яблоневые сады, заросшие лопухом, чёрной смородиной, крыжовником и бузиной. Посредине города «базар» – большая площадь, разукрашенная клочками сена, навозом и стаями сизых голубей. Какова жизнь в таком городе? «Обывательская» жизнь! Скучная, серая, нудная. И в громадном большинстве случаев, если и есть что-либо живое, – так это связывается с именем «доктора». «Любительские спектакли», «библиотека», «литературный вечер» – во всём этом почти всегда участвует прежде всего «доктор». И «доктора» в уездном городе любят и уважают. Не только за то, что он «лечит», но и за то, что он почти единственный проводник «культуры» в уездном захолустье. Это не фраза, что с понятием «доктора» в уезде связывается некоторое идеальное представление, и всякий интеллигентный человек, попавший в уездный город, прежде всего спрашивает: «Каков у вас доктор?» Спрашивают так потому, что от того, каков «доктор», в значительной степени зависит ответ на другой вопрос: какова уездная жизнь. Для людей, век свой проживших в Царицыне, всё это должно казаться диким. Выражаясь мягко – фантазией публициста. А то так и просто – вздором и ложью. Но уверяю вас – всё это именно так. Мне не раз приходилось говорить, что Царицын – город совершенно особенный. Если хотите, «стильный» город. Потому что всё в нём одно другого стоит и как нельзя лучше одно другое дополняет. Городской голова, Дума, монастырь, музыкальная школа, духовенство, театр, учителя, биржевые деятели и, наконец, просто публика – всё, как на подбор. Таковы же и врачи. «Царицынский врач» – это тип совершенно особый. И было бы глубочайшим и несправедливейшим недоразумением обобщать этот «тип» и светлый образ русского врача-интеллигента подменять сомнительной фигурой «царицынского доктора-специалиста».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Определили: Принять к сведению. III. Предложение о. ректора академии архимандрита Лаврентия: «Честь имею предложить совету академии избрать экстраординарного профессора академии, доктора церковной истории, Николая Каптерева в звание ординарного профессора и ходатайствовать об утверждении его в означенном звании». Справка: 1) По § 45 устава духовных академий «ординарные профессора академии должны иметь степень доктора богословских наук». 2) Экстраординарный профессор Николай Каптерев утвержден в степени доктора церковной истории указом Святейшего Синода от 16 Декабря 1891 года. 3) По § 105 того же устава ординарных профессоров в академии полагается 8; в настоящее время всех ординарных профессоров пять и один исправляющий должность ординарного профессора. 4) На основании действующих законоположений по инспекторской части гражданского ведомства о служебных переменах по должностям V и VI классов, для внесения их в общий Высочайший приказ, подлежащие начальства входят с представлениями в Инспекторский отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии; при этом представления, к коим прилагаются ведомости со сведениями о лице, назначаемом на должность, и проекты приказов вносятся непосредственно теми начальствами, от которых, по силе действующих законов, зависит такое назначение. 5) По § 81 лит. в. п. 4 устава духовных академий «избрание кандидатов на должности профессоров» значится в числе дел совета академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. —437— Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора академии, доктора церковной истории, Николая Каптерева в звании ординарного профессора. 2) Приложить требуемые законом сведения о профессоре Николае Каптереве для представления их в Инспекторский Отдел Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. IV. Ведомость о. ректора академии о пропущенных наставниками академии лекциях в Ноябре месяце текущего года, из которой видно, что а) доцент и лектор английского языка А. Введенский опустил 8 лекций, доцент В. Мышцын – 5 лекций, ординарный профессор В. Ключевский , экстраординарный профессор А. Смирнов и и. д. доцента П. Соколов – по 4 лекции, доцент и лектор французского языка А. Голубцов – 3 лекции, экстраординарные профессора И. Корсунский , А. Шостьин и и. д. доцента П. Тихомиров – по 2 лекции – по болезни; б) орд. профессор П. Цветков – 2 лекции – по домашним обстоятельствам и в) экстраорд. профессор В. Кипарисов – 3 лекции и лектор немецкого языка В. Лучинин – 4 лекции – по случаю исполнения обязанностей присяжных заседателей в окружном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С приветствием обратился к участникам торжеств глава католической Архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци. Говоря о беззаветном служении доктора Гааза страждущим, он отметил особое народное почитание его в России: «Кого попало святым молва не назовет, тем более - иноверца». Архиепископ напомнил, что могила «святого доктора» на Немецком кладбище в Москве стала местом паломничества людей разных исповеданий; есть свидетельства о том, что и в годы советской власти это захоронение не было забыто, поток паломников не иссякал. Паоло Пецци отметил также, в Католической Церкви готовится беатификация Фридриха Йозефа Гааза. Сбором материалов для этого акта в России занимается священник немецкой католической общины в Москве о. Вильфрид Веллинг, который также присутствовал на церемонии в Малом Казенном переулке. С восторженными словами о христианском подвиге доктора Гааза на торжестве выступил посол Германии в РФ доктор Вальтер Шмидт. Он полагает, что «святой доктор» «строил мосты между социальными группами, народами, религиями», что остается очень актуальным и пор сей день. На церемонии выступили также: советник Министерства культуры РФ Лев Дзугаев, представитель Комитета общественных связей Москвы Марина Суслова, зачитавшая приветствие заместителя мэра Людмилы Швецовой, а также участники пресс-конференции. С особым вниманием участники церемонии выслушали выступление Анны Григорьевны Захаровой, которая почти девять десятков лет прожила в доме напротив памятника Гаазу. В советское время мало кто знал, кого изображает бюст; имя скульптора тоже было забыто. В 60-е гг. Анна Григорьевна добилась установки рядом с монументом мраморной плиты, на которой были высечены имена Ф.П. Гааза и знаменитого скульптора Андреева (автора памятника Гоголю на нынешнем Суворовском бульваре). «Все это я сделала от большой любви к доктору Гаазу», -- призналась коренная москвичка. Когда «взрослый» праздник закончился, наступило время для детского торжества. Ребятам из детских домов писатель Александр Нежный рассказал о судьбе того человека, которого помнят и почитают в разных странах почти двести лет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

30 октября. 91. 1871 года октября 13 дня утром в три часа прислали к нам на заимку с известием, что зять наш Иван Григорьевич очень болен. Сию минуту поехала туда жена моя Наталия Андреевна. Я послал с ней просворки часть от великого Старца и портрет его, от которого я получил исцеление, и вслед за тем послал воды с зубка великого Старца. И когда приехала к ним жена, то ей тут же было объявлено, что все медицинские пособия были и нет никакой надежды к жизни Ивана Григорьевича, понос и рвоту никакими средствами остановить не могли; уже руки и ноги были холодные; всю ночь были два доктора. Тогда дали больному просвирки, воды и облили портрет водой великого Старца, также дали и с зубка воды больному испить. И в ту же минуту Господь по молитвам великого и благословенного Старца Феодора Козмича сделалась с больным перемена, и только один раз после того его вырвало, а также и понос остановился, по милости Божией и Пречистой Его Богоматери, молитвами великого раба Божия, Старца Феодора Козмича, болезнь остановилась, и теперь уже начинает ходить. О, чудо чудес! Тогда как доктора с вечера, т. е. 12 числа объявили, что Чистяков ночью должен помереть, а поутру молва прошла, что Чистяков уже помер. И доктора почти не верили, что он мог быть жив. Сами всем это говорили. Доктора были Ожеш-ко и Акерман. Сила Божия и благодать, данная Угодникам Божиим, в немощах наших совершается. 30 октября записано. 92. При жизни великого Старца Феодора Козмича я, грешный, удостоился он него слышать вот какие слова: «Вот, любезный, и одна рубашка на человеке, но покажется иногда разными видами». Тогда я, окаянный, не понял, к чему он это говорит, а переспросить никогда не смел. Теперь я, грешный, немного уразумел эту тайну. У человека невозможно, а у Бога все возможно. Следовательно, великие человеки и угодники Божии сами могут изменяться и показываться разными видами, а про рубашку только он, великий раб Божий, притчу сказал. И так мне, грешному, были явления два раза в Петербурге, и никто другой был, как великий раб Божий, Старец Феодор Коз-мич в другом виде. Явления были: первое – в 1858 году, 2-е – 1860 году. Первое близ Спаса на Сенной чрез Канаву, напротив ворот тогда была комиссия долгов, 2-е напротив Гостиного Двора по Садовой, почти напротив ворот Пажеского Корпуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23.52 Защита магистерских и докторских диссертаций МДА 3372. ГЛУХОВ И. Магистерский диспут в Московской Духовной Академии. – 1985, 8, 22. 3373. АЛИПИЙ, иером. Епископ Нью-Йоркский Петр – доктор канонического права. – 1985, 8, 22. 3374. ВАВРЫШЕВИЧ Н. (Польская Православная Церковь ). Выпускник МДА протоиерей Ростислав Козловский – доктор богословия. – 1986, 1, 50. 3375. НИКОН, иером. Магистерский диспут. – 1989, 6, 22. ЛДА (СПбДА и С) 3376. ФЕДОРОВ В., свящ. Вручение в ЛДА докторского креста митрополиту Таллиннскому и Эстонскому Алексию. – 1984, 10, 10. 3377. APXIENUCKON Йон Викстрем – доктор богословия “гонорис кауза” Ленинградской Духовной Академии. – 1986, 1, 55. 3378. РЕЧЬ Архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Йона Викстрема при вручении ему диплома доктора богословия “гонорис кауза” в Ленинградской Духовной Академии 14 июня 1985 года. – 1986, 1, 56. 3379. ВОРОНОВ Л. , проф. прот. Слово Божие в жизни Церкви. (Доклад на богословском симпозиуме в ЛДА 10 октября 1986 года после присуждения ему ученой степени доктора богословия 2 октября 1986 года и вручения докторского диплома 9 октября 1986 года). – 1987, 3, 70; 4, 61. 3380. И.Б. Вручение в ЛДА диплома доктора богословия “гонорис кауза” Блаженнейшему Дорофею, Митрополиту Пражскому и всей Чехословакии. – 1985, 3, 19. 3381. СВЯТЕЙШИЙ Патриарх Пимен – доктор богословия Ленинградской Духовной Академии. – 1988, 5, 27. 3382. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена при вручении ему диплома доктора богословия. – 1988, 5, 26. 23.53 Приветственные слова и речи в учебных заведениях МДА 3383. ПОСЛАНИЕ Патриарха Московского и всея Руси Пимена МДА и С в день академического праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 1983 года. – 1984, 1, 29. 3384. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена в день выпуска Московских Духовных Академии и Семинарии 14 июня 1984 года. – 1984, 8, 20. 3385. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена на годичном акте Московских Духовных Академии и Семинарии 6 июня 1985 года. – 1985, 8, 16. 3386. СТРОГАНОВ В., свящ. Вклад Московской Духовной Академии в герменевтику Нового Завета. (Доклад прочитан на академическом вечере в МДА 14 декабря 1984 года). – 1985, 8, 75.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

заседания проходили с участием мирян, что разрешалось определением Синода от 2 авг. 1905 г. Н. был одним из первых иерархов, осуществивших это предписание. По инициативе Н. весной 1905 г. в Софийском кафедральном соборе по воскресеньям проводились церковные чтения с объяснением Нагорной проповеди. В 1905 г. был учрежден Гродненский церковно-археологический комитет, 1-е собрание его членов состоялось 10 авг. 1905 г. 3 июня 1904 г. Н. представил в Совет КазДА соч. «Экзегетико-критическое исследование Послания св. апостола Павла к Евреям» на соискание степени доктора богословия. Оппонентами были назначены Богословский и П. А. Юнгеров , к-рые представили свои отзывы 17 мая 1905 г., признав автора достойным присуждения степени. Однако для более обстоятельного ознакомления членов Совета с сочинением присуждение было отложено до 1-го осеннего заседания. К этому времени профессор кафедры патристики КазДА Л. И. Писарев представил в Совет отрицательный отзыв. На заседании Совета 31 окт. 1905 г. вопрос решился открытым баллотированием: из 20 присутствующих 11 высказались за присуждение степени, 9 - против, и постановлением Совета Н. был признан заслуживающим степени доктора богословия. Резолюция архиеп. Казанского Димитрия (Самбикина) на журнале Совета гласила: «…вполне заслуживает степени доктора богословия не только за последнее свое сочинение… но и за sua omnia opera…» (Протоколы заседаний Совета КазДА за 1905 г. Каз., 1907. С. 172). 3 дек. 1905 г. степень доктора богословия Н. утверждена Синодом, а 9 дек. он был назначен архиепископом Варшавским и Привисленским. 18 дек. он служил последнюю литургию в Гродно. 22 дек. 1905 г. Н. прибыл в Варшаву и вступил в управление Варшавской епархией, включавшей 8 губерний, но имевшей при этом всего 59 приходов. Личным секретарем Н. и казначеем архиерейского дома (как и в Гродно) был А. Г. Богословский (в монашестве Андроник ; впосл. епископ Мамадышский). Н. состоял попечителем Варшавского правосл. Свято-Троицкого братства. 10-12 янв. 1906 г. в Варшаве проходил 1-й епархиальный съезд духовенства, на к-ром обсуждались вопросы, связанные с приходской жизнью. В 1906 г. Н. совершил богослужения во все воскресные и праздничные дни, освятил 4 церкви: в Варшаве (полковая церковь лейб-гвардии Уланского полка во имя прп. Мартиниана по проекту архит. Л. Н. Бенуа; 4 нояб.), в Сосновицах (ц. во имя свт. Николая Чудотворца; 16 февр.), на ст. Лапы Ломжинской губ. (железнодорожный храм во имя свт. Николая Чудотворца; 3 дек.) и во Влоцлавске (ныне Влоцлавек; ц. во имя свт. Николая Чудотворца; 17 дек.), произнес 12 поучений на 11 воскресных Евангелий, некоторые из них были напечатаны.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

—28— и живо ощущаемый пробел в нашей богословской литературе: такого полного и вместе критически обдуманного пересмотра прежних и – особенно – народившихся за самое последнее время теорий, по вопросу о сущности и происхождении религии, какой даёт автор, у нас нет. Принимая в соображение это последнее обстоятельство, а также и то, что о. Буткевич, в продолжение почти целой четверти века, проявлял достойную всякого удивления и вместе признательности отзывчивость на разнообразные запросы нашей религиозно-философской мысли, мы, с своей стороны, признаём справедливым увенчание его искомой степенью доктора богословия“. Справк а: 1) § 142 устава духовных академий: „Степени доктора богословия, равно как церковной истории и церковного права, удостаиваются магистры богословия без устного испытания, по представлении напечатанной диссертации или сочинения, хотя бы и написанного не с целью получения учёной степени“. 2) Протоиерей Тимофей Буткевич степени магистра богословия удостоен Советом Московской Духовной Академии за представленное и удовлетворительно защищённое им сочинение под заглавием: „Жизнь Господа нашего Иисуса Христа“, Москва, 1883 г. и утверждён в этой степени указом Святейшего Синода от 29 января 1885 года за 370. 3) По § 81 лит. в п. 6 академического устава удостоение степени доктора значится в числе дел Совета Академии, представляемых, через Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определил и: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении профессора богословия в Императорском Харьковском Университете, протоиерея Тимофея Буткевича в искомой им степени доктора богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству один экземпляр, а в Святейший Синод – десять экземпляров диссертации протоиерея Буткевича и копии с отзывов о ней ординарного профессора Академии Сергея Глаголева и экстраординарного профессора Алексея Введенского . VII. Отзывы о сочинении преподавателя Тульской духовной семинарии, кандидата богословия, Василия Яворского под заглавием: „Символические действия пророка Осии (После-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > Предстоятелю Русской Православной Церкви вручили диплом почетного доктора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» 04.03.2010 217 4 марта, после освящения домового храма в честь Смоленской иконы Божией Матери , в актовом зале Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с профессорско-преподавательской корпорацией, молодыми учеными и студентами вуза, сообщает Патриархия.ру. От лица учащих и учащихся ректор МИФИ М.Н.Стриханов сердечно приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви. Ректор МИФИ напомнил основные вехи истории вуза, созданного в разгар Великой Отечественной войны в 1942 году и получившего в 2008 году статус Национального исследовательского ядерного университета. Как сообщил М.Н.Стриханов, в настоящее время университет объединяет все образовательные учреждения Госкорпорации «Росатом», которые расположены в 12 субъектах Российской Федерации — вблизи всех значимых ядерных объектов России. «Мы считаем, что воспитание и образование молодежи, которая живет в этих городах, в том числе закрытых городах, — это важнейшая функция нашего университета, — сказал, обращаясь к Предстоятелю, ректор МИФИ. — Вы, Ваше Святейшество, часто встречаетесь и беседуете с молодежью, призывая следовать тем нравственным ориентирам, которым учит нас Православная Церковь. Поэтому так важен Ваш визит к нам. В зале присутствуют члены Ученого совета, студенты из Москвы , Сарова, Обнинска, других ядерных городов России. Все они приехали для встречи с Вами и хотят задать Вам вопросы». М.Н.Стриханов огласил решение Ученого совета НИЯУ МИФИ о присвоении Святейшему Патриарху Кириллу степени почетного доктора. Его Святейшеству были вручены диплом и мантия почетного доктора Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Следуя традиции, согласно которой почетный доктор после присвоения ученой степени выступает перед аудиторией с лекцией, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поделился с присутствующими своими размышлениями о роли науки и религии в современной России.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/03/4/pre...

185. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его государственная деятельность на пользу родной земли/Из речи в собрании, посвященном торжественному воспоминанию 650-летия дня кончины св. Александра Невского в Обществе ревнителей истории 13 ноябр. 1913 г. и в Александро-Невской Лавре 24 ноябр. 1913 г. доктора церковной истории С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод. тип., 1913. – 27 с., ил. 186. Феодосий (Бывальцев), митрополит//Русский Биографический Словарь. Т. «Яблонский – Фомин». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1913. – С. 325 – 327. 187. Феодосий, архиепископ Новгородский//Русский Биографический Словарь. Т. «Яблонский – Фомин». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1913. – С. 361. 188. Феофил, архиепископ новгородский//Русский Биографический Словарь. Т. «Яблонский – Фомин». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1913. – С. 478 – 479. 189. Феофилакт (Губин), епископ Кавказский и Черноморский//Русский Биографический Словарь. Т. «Яблонский – Фомин». – СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1913. – С. 459 – 457. 190. Новый опыт оживления приходской самодеятельности//Прибавления к Ц Вед. – 1914. – – С. 142 – 158 и отдельно: Новый опыт оживления приходской самодеятельности/Сообщение доктора церковной истории С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод. тип., 1914. – 19 с. 191. Газетное недоразумение о Духовном Регламенте//Прибавления к Ц Вед. – 1914. – – С. 935 – 936. 192. О составе Святейшего Синода//Прибавления к Ц Вед. – 1914. – – С. 1109 – 1113. 193. Святой священномученик Игнатий Богоносец и его творения. – СПб.: Синод. тип., 1914. – 44 с. 194. Приходская благотворительность в С.-Петербурге//Приходское чтение. – 1914 и отдельно: Приходская благотворительность в Петербурге. К вопросу о приходе/Из лекции в Гатчинском Благотворительном Обществе доктора церковной истории С.Г. Рункевича . – СПб.: Синод. тип., 1914. – 19 с. 195. Святой великий князь Владимир Равноапостольный. Речь//Прибавления к Ц Вед. – 1915. – – С. 437 – 443. 196. Святой великий князь Владимир Равноапостольный и сущность исторического его значения/Речь в торжественном собрании Общества ревнителей истории 28 марта 1915 г., посвященного девятисотлетию со дня кончины св. кн. Владимира 15 июля 1015 г. доктора церковной истории С.Г. Рункевича . Изд. 1 – 2. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 30 с.; Изд. 3. – Пг.: Синод. тип., 1915. – 31 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Одна девица, родной брат которой находится на Афоне, проколола нечаянно себе руку и изошла кровью; ослабевши силами, она упала и металась от несносной боли. Старушка мать начала читать акафист св. Пантелеимону, и во время чтения подошла к больной и дала ей приложиться к изображению Святого, моля угодника Христова об исцелении дочери. Вслед за тем помочила проколотую руку регальным маслом и закрыла паутиною: кровь остановилась и больная встала, не чувствуя уже никакой боли, так что тут же принялась за прежний свой труд,. Уведомление об этом к монаху нашей обители было от 19 января 1865 г., в котором старица мать добавляет, что в их стороне много совершается исцелений от св. Великомученика. Болезнь моя понемногу проходит, именно по милости и заступничеству св. великомученика Пантелеимона, что изволите усмотреть из нижеследующего. 20 числа июля 1885 года со мною был нервный удар, от которого отнялась левая рука и левая же нога, коснувшись частью головного мозга. Приглашенные доктора нашли болезнь серьезною и опасною для жизни. Проводивши докторов, я немедля пригласил из ближайшей церкви с образом св. великомученика Пантелеимона и попросил отслужить молебен Целителю. В ту же ночь мне приснилось, что приехали ко мне три доктора, два из них те, которые меня лечили, а третей незнакомый; осмотревши меня, незнакомый доктор посоветовал лечившим меня врачам сделать над моею головою небольшую операцию, которую тотчас же и сделали. Проснувшись, я почувствовал, что в голове у меня очень легко. Потом по утру приехали доктора, меня лечившие, и нашли, что опасность для жизни, слава Богу, миновала и что восстановилась полная надежда на выздоровление. Выздоровление идет сравнительно с временем успешно. Теперь немного хожу, и рука начинает действовать. Подобного моему скорого выздоровления, как объясняют доктора, мало замечается в практике; в чем явно изображается чудодейственное предстательство св. великомученика и целителя Пантелеимона. (Из письма из г.Ярославля, от Ивана Федоровича Лузина. 27 января 1886 г.)

http://pravmir.ru/chudesa-velikomuchenik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010