Андреев В.Н. , заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного института машиностроения, доктор экономических наук, профессор Грунтовский А.В. , художественный руководитель Свято-Духовского Центра при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, режиссёр, писатель Фурсей Г.Н. , вице-президент РАЕН, председатель Санкт-Петербургского отделения РАЕН, вице-президент Международной лиги защиты культуры, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки РФ Казин А.Л. , заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, доктор философских наук, профессор, член Союза кинематографистов России Доливо-Добровольский А.В. , член правления Санкт-Петербургского дворянского собрания, кандидат геолого-минералогических наук, писатель Милоченко Н.П. , президент Санкт-Петербургского общества защиты русской культуры, академик РАЕН Орлов Б.А. , председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, секретарь Правления Союза писателей России, главный редактор газеты «Литературный Петербург» Гончаров И.Ф. , директор Центра национального образования РГПУ им.А.И.Герцена, главный редактор журнала «Русская национальная школа», доктор педагогических наук, профессор, лауреат медали К.Д.Ушинского Ребров А.Б. , член Союза писателей России, главный редактор журнала «Родная Ладога» Лобанов Н.А. , Директор НИИ социально-экономических и педагогических проблем непрерывного образования Ленинг радского государственного университета им.А.С. Пушкина , профессор Дверницкий Б.Г. , главный редактор журнала «Русское самосознание» Кугай А.И. , доктор философских наук, доцент Военно-медицинской академии, полковник Сергуненков Б.Б. , Председатель совета предпринимателей делового сообщества «ДелоРус» Козлова А.Г. , зав. лабораторией православной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук, профессор Прокофьев С.Е. , ответственный секретарь Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров»

http://ruskline.ru/analitika/2008/12/05/...

В этой презентации приняли участие составитель книги Анатолий Степанов; генеральный директор издательства «Царское дело» Сергей Астахов; священник Сергий Чечаничев, а также петербургские авторы книги, которые выступили перед собравшимися. Публицист Владимир Можегов в своем выступлении подчеркнул, что революция является антихристианским проектом, что подтверждают все известные нам крупнейшие революции, такие как Английская, Французская, Российская. Он обратил внимание, что революция многолика - она проявляется в религиозной сфере (Реформация), экономике, промышленности и так далее. Доктор экономических наук, профессор Владислав Левизов посвятил свое выступление противоречиям в социально-экономической жизни, которые могут привести к политическим потрясениям. На его взгляд, главной опасностью является то, что современным обществом руководят «люди с отрицательной духовностью». В этих условиях нам, православным людям, необходимо создавать собственные структуры. Мы должны оказывать сопротивление нынешним губительным явлениям. Доктор геолого-минералогических наук Сергей Симаков обратил внимание на сегодняшний интерес к Европе. Он отметил, что на фоне юбилеев, связанных с трагическими событиями нашей русской истории, незаметно проходит столетний юбилей книги Освальда Шпенглера «Закат Европы». А между тем, сейчас мы наблюдаем как сбываются его пророчества, как происходит стремительное падение Европы. В ходе дискуссии, развернувшейся после выступлений авторов книги, высказались участвовавшей в конкурсе «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы» известные петербургские ученые и общественные деятели. Главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Дверницкий, размышляя о революции, предложил свой оригинальный взгляд на это явление и призвал не забывать, что Россией правит Бог. По его мнению, все революции в России, коих он насчитал четыре, начиная с Крещения, послужили благу России, открывая новую фазу бытия русской жизни. Кандидат социологических наук Александр Бадьянов в своем выступлении подчеркнул, что революция 1917 года была вызвана расколом. В 17 веке были заложены корни противоречий между народом и правящем слоем, которые прорвались в кровавой мясорубке после 1917 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/30/re...

Доктор геолого-минералогических наук Сергей Кириллович Симаков изложил основные идеи своего сочинения « Русская революция 1917 года как начало конца мирового " европоцентризма " ». По его словам, известная работа Освальда Шпенглера «Закат Европы» имеет прямое отношение к революции 1917 года. Закат Европы, которая в то время была мировой системой, начался именно с русской революции. Тогда революция изменила тренд России, которая развернулась от Европы к Азии. В настоящее время наблюдается уже физический закат Европы. Член Экспертного Совета конкурса доктор философских наук, профессор, проректор Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы Юрий Васильевич Косов рассказал, что лично прочёл 30 представленных на конкурс сочинений. Конкурс, по его словам, стал событийным явлением. 2017 год встречали настороженно. Но опасения не подтвердились — общество вздохнуло с облегчением. Общество готово к зрелому осмыслению революции 1917 года. Участники конкурса придерживаются разных подходов. Работы написаны в рамках философского, исторического, экономического, богословского подходов. Революция воспринимается как многогранное, многомерное явление, а не как ранее в черно-белых тонах. В сочинениях поднят ряд проблем, показана несостоятельность элиты, интеллигенции того времени. Профессор Косов рассмотрел генезис интеллигенции. Это чисто русское явление — слой образованных людей — созданное государством в целях развития страны. Но так получилось, что именно эта прослойка разрушила государство — Российскую Империю — которое её породило, по сути своего родителя. Созданная Советским Союзом рабоче-крестьянская интеллигенция разрушила СССР . Для нынешней интеллигенции также характерны антигосударственные настроения. Конкурс поставил вопросы, которые носят циклический характер, заключил Юрий Косов. Главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Георгиевич Дверницкий представил своё сочинение « Сто лет без царя, но с Патриархом и под Покровом Пресвятой Богородицы ». Революция связана с промыслом Божиим и несёт положительные идеи. Революция — всегда трагическое и новое. Февральская и октябрьская революции дали нашей стране новые ценности — свободу и справедливость. Революция неизбежно поедает своих революционеров, остаётся лишь вождь. В душе русского человека живёт консерватор и революционером, что проявляется в стремлении к свободе и справедливости. Эти ценности каждый должен утверждать на своём рабочем месте.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/26/be...

Вечер общества «Память» в Доме культуры им. Чкалова. 20 мая 1983 года. Справа налево: А.Г. Кузьмин, В.Я. Бегун, Г.И. Фрыгин, С.В. Шепров Первоначально «Память» именовалась любительским объединением. До марта 1982 года его главной площадкой был Музей им. Н. Островского («салон Зинаиды Волконской»). Здесь «Память» провела не менее 15 вечеров. Однако на встрече с доктором исторических наук Н.Н. Яковлевым наблюдателям из райкома партии не понравилась его резкая критика агента влияния США, директора Института США и Канады Г. Арбатова. Критика эта была восторженно поддержана слушателями. Заседания в этом музее на некоторое время прекратились. Зато у «Памяти» появилось еще несколько площадок – ДК Метростроя, ДК им. Чкалова и ДК им. Горбунова, а также ряд других культурных учреждений. С осени 1983 года «Память» начинает именоваться Патриотическим историко-литературным объединением. В 1983 году в актив объединения «Память», кроме перечисленных выше, вошли эколог, кандидат геолого-минералогических наук Ф.Я. Шипунов, актриса О.Ф. Гобзева, преподаватель режиссуры массовых представлений Н.А. Детков, заведующая политическо-массовым отделом ДК им. Горбунова В.И. Мотова, преподаватель английского языка Е.С. Бехтерева. В 1983 году Совет «Памяти» добился официальной регистрации объединения в отделе культуры райкома партии при Дворце культуры им. Горбунова (ставшем известным под названием «Горбушка»), принадлежащем заводу им. Хруничева. Официальная регистрация давала возможность проводить вечера «Памяти» в одном из самых известных дворцов культуры, в зале на 1,5 тысячи мест. Но даже такого большого зала порой не хватало, чтобы вместить всех желающих. Вечера, субботники, походы «Памяти» приобретают широкий размах. Интересы патриотического объединения охватывают все сферы жизни русского народа. В середине 70-х писатель Шевцов издал вторую книгу своей трилогии «Набат». Она пользовалась большой популярностью в патриотических кругах, так как рассматривала вопросы борьбы с сионизмом. Иван Михайлович рассказывал мне, как всполошились в ЦК, узнав о том, что Шевцов написал новую «антисемитскую книгу». Издателям «Современника», куда принес свою рукопись автор, предложили рассыпать набор. Однако издатели Ю. Прокушев и В. Сорокин проявили принципиальность и гражданское мужество, и книга дошла до читателя.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/26/...

Кандидат богословия, докторант ОЦАД, сотрудник кафедры физики, методов диагностики и контроля Тюменского государственного нефтегазового университета диакон Димитрий Майоров в данном материале рассуждает о том, как повлияла критика Р. Докинза на физико-теологическое доказательство бытия Божия У. Пейли. В публикуемой работе Василия Иваненкова в качестве рабочей гипотезы предложена альтернативная модель соотнесения научных сведений об истории Земли и Вселенной с учением о сотворении мира. В основе модели лежит представление о времени как «оси» причинно-следственных связей и признание разнокачественности векторов времени первозданного мира и падшего. Возможно ли согласование христианского учения о грехопадении с современной научной картиной мира? В попытке найти ответ на этот вопрос А.Л. Чернявский осуществляет обзор рассматриваемой проблемы, обращаясь за ответами к православному богословию и богословию Пауля Тиллиха. В опубликованной на нашем портале статье И.Бугровой приводилась критика очерка Сергея Вертьянова «Происхождение жизни», которая касалась утверждений в области геологии. Данная публикация доктора геолого-минералогических наук Александра Полярного представляет собой развернутый ответ на упомянутую статью. Ускорение научно-технического прогресса в области биомедицинских технологий сегодня носит глобальный характер и оказывает существенное давление на нравственно-этические нормы, укорененные в различных религиозных мировоззрениях. Второй по численности религией в мире является ислам. Очевидно, что от отношения ислама к достижениям биомедицинских технологий и, в частности, к современным вспомогательным репродуктивным технологиям не в последнюю очередь будет зависеть степень их внедрения в медицинскую практику и распространение в мире. В статье подробно рассматриваются особенности исламского взгляда на современные вспомогательные репродуктивные технологии с приведением обширных цитат из источников канонических исламских законов. " Значение учения преподобного Максима Исповедника о божественных логосах для современной православной естественнонаучной апологетики " . Доклад иерея Олега Мумрикова, преподавателя Московской духовной академии, прочитанный им 16 ноября 2012 года в рамках открытого семинара кафедры богословия Московской духовной академии, приуроченного к 1350-летию со дня кончины преподобного Максима Исповедника. Публикуется с сокращениями.

http://bogoslov.ru/tag/Наука и религия

Владимир Абдулаевич Дадали, доктор химических наук, профессор, преподаватель высшей школы, Санкт-Петербург, Россия; Владислав Игоревич Петрушко , доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, шеф-редактор интернет-портала Седмица.Ru (ЦНЦ " Православная Энциклопедия " ) ; Виктор Николаевич Тростников , кандидат физико-математических наук, философ, член Союза писателей России, Москва; Ольга Николаевна Четверикова, кандидат исторических наук, доцент МГИМО; Максим Михайлович Шевченко, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; Василий Васильевич Семенцов, председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук; Рудольф Васильевич Борисов, доктор технических наук, профессор СПбГМТУ, заслуженный работник высшей школы; Виктор Николаевич Бараков , профессор Вологодского госуниверситета, член Союза писателей России; Игорь Петрович Карпов, доктор филологических наук, профессор Марийского государственного университета; Сергей Николаевич Железко, доктор экономических наук, профессор, Москва; Елена Николаевна Борхунова, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и гистологии МГАВМиБ им. К.И.Скрябина; Анатолий Григорьевич Кирдяшкин , доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник, Институт геологии и минералогии СО РАН, Новосибирск; Алексей Анатольевич Кирдяшкин , доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник, Институт геологии и минералогии СО РАН, Новосибирск; Олег Рашидович Каюмов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры математики и экономики филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре; Николай Владимирович Киншт, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, Владивосток; Василий Алексеевич Есаков, доктор географических наук, главный научный сотрудник Институт истории естествознания и техники РАН, Москва;

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/09/os...

Николай Коняев, секретарь Союза писателей России Алексий Мороз, священник, председатель Собора православной интеллигенции, член Правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Александр Казин, доктор философских наук, профессор Валерий Андреев, доктор экономических наук, профессор Владимир Марухин, член Союза писателей России Андрей Ребров, секретарь правления Союза писателей России, главный редактор журнала «Родная Ладога» Валентина Ефимовская, заместитель главного редактора журнала «Родная Ладога» Александр Алексеев, врач-психолог Антон Панарин, заместитель начальника цеха Дмитрий Бочко, инженер. Михаил Никифоров, координатор культурной ассоциации «Адмиралтейство» Дмитрий Касьянов, психолог Игорь Замятин, кандидат наук Виталий Койсин, кандидат технических наук Владимир Кузнецов, доктор исторических наук Александр Кугай, доктор философских наук Сергей Киселев Владимир Баранов Борис Васильянов Владислав Марков Борис Дверницкий, главный редактор журнала «Русское самопознание» Ольга Полонская Ольга Белянова Наталья Скокова Сергей Симаков, доктор геолого-минералогических наук Александр Беляков, капитан I ранга Дмитрий Лебедев Людмила Хухтиниеми, председатель Общества памяти святых царственных мучеников и Анны Танеевой в Финляндии Аркадий Вертлиб, историк Елена Василевская Олег Таровик Елена Соколова Олег Грищенко Наталья Регинская, кандидат культурологии Татьяна Елисеева, учитель Галина Терешенкова, преподаватель Тамара Рунова, экскурсовод Ирина Кучеренко, руководитель регионального отделения СПб АНО «Семья России» Зинаида Гольцова, педагог Дмитрий Меркулов, председатель политической партии «Самодержавная Россия» Людмила Разумовская, драматург Александр Каплин, доктор исторических наук, профессор Владимир Василик, диакон, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Кропотова Наталья Кузовихина Анна Григорьева, педагог Андрей Иванов, доктор исторических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им.Герцена

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/12/...

И в какой-то момент с этим уже ничего поделать нельзя. Есть сила, которая сильнее силы. А потом в какой-то момент что-то ломается. Конечно, это можно объяснить внешними обстоятельствами: в Церковь хлынуло огромное количество людей, для которых она была не столько мистическим телом, сколько местом, где спасают от страха социальной жизни, от необъясненной реальности. Понятно, что не хватало кадров, и кандидатов в священники не так отсеивали, как полагается; становились священниками и те, кто внутренне не дорос. Но главное в другом. Поменялось ощущение церковной среды как среды братского обитания, а не как среды подозрительности и взаимного контроля. Как кто-то из сегодняшних священников сказал, сейчас вы можете увидеть в церковной лавке этикетки под иконами: Серафим Саровский от боли в спине… Кто отвечает за боль головную, я не знаю, хотя мне очень часто бывает нужно. Наверное, Иоанн Креститель…. А под иконой святой Матроны написано «от всего»… Есть и иконы, под которыми, как ни странно, никогда ничего не написано. Это иконы новомучеников Российских. Хотя, по выражению о. Алексея Уминского , можно было бы написать, что они помогают нам от фарисейства. Парадокс заключается в том, что в 90-е годы была восстановлена наша внутренняя церковная связь с новомучениками. А образованное сословие каким-то образом перестало себя находить в этой церковной среде. Нам-то, пришедшим в 70-80-е, уже ничего не сделается, от нас так просто не отмахнешься и нас почти ничем не смутишь, потому что мы видели униженную Церковь во внутренней славе, и никогда не забудем это ощущение, оно с нами. А следующее поколение, мои студенты, себя ни в этой среде, ни в этом церковном обиходе не опознают. Скажу вещь совсем ужасную. Если им просто дать послушать даже таких людей, как Владыка Антоний , они уже не смогут считать многие смыслы. Да, они почувствуют, что здесь есть пламенная вера, и присутствие Духа, что-то там бурлит, но что бурлит и почему — им непонятно. Я могу сказать о реакции одного молодого редактора на канале «Культура», которому мы показывали первую серию нашего фильма — там, где идет речь об отце Глебе Каледе — тайном священнике, который был одновременно доктором геолого-минералогических наук, с 1972-го года служил литургию у себя дома и написал замечательные работы о Плащанице. Редактор честно сказал: «Я смотрел, ничего не понимал, но было интересно». А парень очень толковый, светлый и чистый. Абсолютно не циник. Он смотрел на верующих 70-х как на инопланетян, которые непонятно для чего все это делают.

http://pravmir.ru/video-aleksandr-arxang...

Именно эту одну-единственную главу и рассматривает о. Александр в своей работе. Есть серьёзное подозрение, что нашу книгу «Православное учение о Сотворении и модернистское богословие» в целом он не читал, поскольку проговаривается: « По-видимому, и другие “главы” и разделы многолетнего “труда” написаны на таком же уровне». Возмущение отца Александра Салтыкова вызывает не содержание нашей критики и даже не его форма, а сам факт того, что мы посмели «осудить» отца Глеба, «который подлинно был и учителем, и миссионером, и просветителем»! Но мы даём оценку не человеку – а его опубликованным словам. И делаем это вполне корректно. Никто ещё не упрекнул нас в критике бессодержательной или безосновательной. Перефразируя классика, заметим: отец Глеб нам друг, но Истина дороже. Решительно отметая все возможные подозрения в нашем якобы непочтительном отношении к отцу Глебу, процитируем несколько строк из нашей монографии. «Отец Глеб памятен многим знавшим его москвичам как вдохновенный и ревностный пастырь и, наряду с этим – как крупный учёный, профессор, доктор геолого-минералогических наук. В этих двух качествах о. Глеб был лично известен и автору этих строк. Вспоминая о покойном, нельзя не отметить обаяние его личности как священнослужителя и проповедника, равно как и его научного таланта. Отец Глеб был усердным делателем на ниве Христовой Церкви и плодот-ворным учёным. Быть может, единственной крупной ошибкой о. Глеба оказалось желание подвести под общий знаменатель богословские христианские истины и естественнонаучное мipoboззpehue – вещи принципиально различной природы». «Мы осознаём, что многие из наших оппонентов являются весьма заслуженными перед Церковью людьми. Иные из них уже закончили свой земной путь и не в состоянии сами ответить на нашу богословскую критику их духовного наследия. При этом некоторые авторы – как например, покойный епископ Василий (Родзянко) – вызывают у нас глубокое человеческое уважение. С другим из критикуемых – с приснопоминаемым протоиереем Глебом Каледой – мы были лично знакомы и считаем долгом засвидетельствовать, что имеем искреннюю симпатию к его светлому облику. Ревностный пастырь и вместе с тем серьёзный учёный, отец Глеб чем-то несомненно близок нам как собрат-священник и коллега-геолог. Мы чистосердечно молимся за них и убеждены в том, что их духовным чадам и всем помнящим этих служителей Божьего алтаря всегда хватит проникновенных слов, которыми по достоинству следует оценить их добродетели.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/18/kraino...

Но привести какие-то доводы в пользу этого возможно, что я и пытаюсь делать. Все началось с того, что я прочитал в «Законе Божием» протоиерея Серафима Слободского описание шести дней творения в согласовании с теми данными науки, которые были известны на момент издания книги (60е гг. XX в.). Это заинтересовало меня как физика. Тогда я начал выписывать отдельные места из «Закона Божия», затем из «Шестоднева» святителя Василия Великого , Бесед святителя Иоанна Златоуста на Книгу Бытия , а также из работ современных авторов-богословов, например отца Глеба Каледы . Он был ученым — доктором геолого-минералогических наук — и православным верующим, тайно принявшим священнический сан в годы советской власти. В своей работе он показал, что наука не может быть использована для защиты атеистической (безбожной) картины мира. Я много беседовал на эти темы с отцом Михаилом из денверского храма всех святых, с другими богословски образованными людьми. Постепенно я начал понимать, как можно использовать научные знания для защиты православных истин о мире и его Творце . — Судя по всему, Вы в научной полемике со своими коллегами-физиками по университету? — С некоторыми да, хотя никого ни в чем не убеждаю специально. Иногда в лаборатории мы беседуем, я какой-то факт привожу, например про Кембрийский взрыв, говорящий вопреки теории эволюции Дарвина в пользу того, что в Кембрийском периоде, на заре происхождения животной жизни, внезапно появилось невиданное богатство новых биологических форм. Мне начинают доказывать, что теория Дарвина не может быть неверной. А я парирую: «Дарвин писал, что между различными видами должны существовать переходные виды, а новые данные показывают, что предсказанных Дарвином останков переходных видов от докембрийских животных к кембрийским нет». После таких разговоров некоторые тоже заинтересовываются, говорят, что сами почитают, разберутся. — То есть Ваша цель — кого-то привести к Богу? — У меня такой цели не было, ведь человек приходит к Богу по своей воле. Просто я делился тем, что узнал, — тем, что раньше тщательно скрывалось.

http://azbyka.ru/way/vera-uchenogo-i-nau...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010