Дорогой Батюшка усадил меня и спросил, что же я ему скажу. Я отвечала: «Бесценный Батюшка, я боюсь вас огорчить тем, что имею вам сказать...» Он как-то радостно и благодарно посмотрел на меня и сказал: «Говори, чем ты можешь меня огорчить? – Решительно ничем». Тогда я передала ему просьбу митрополита Антония: если Господу угодно будет взять вас от нас, чтобы вы исполнили его и наше желание и остались у нас в Иоанновском монастыре, а для этого владыка просит вас написать прошение на Высочайшее Имя. Батюшка выслушал меня с веселой улыбкой, подошел к столу, взял большой весь исписанный лист и, показывая его мне, радостно произнес: «Вот посмотри, я уже исполнил его и ваше желание: я написал об этом Его Высокопреосвященству и прошу его похлопо­тать обо мне; Государь меня любит, и я вполне уверен, что исполнит это мое желание» 524 . На мой вопрос – как вы себя чувствуете, – Батюшка выпрямился и сказал весело: «Я бодр, покоен духом, силы у меня есть, теперь я себя чувствую прекрасно. Вчера я сам был вино­ват, что мне сделалось худо, – захотел полечить себя сам, вместо доктора, да и повредил себе; но теперь, слава Богу, прошло, и я чувствую себя хорошо. Однако, чтобы успокоить всех вас, я согласился на просьбу моего доктора Казанского и позволил ему привести ко мне специалиста, доктора Сухова». «Слава Богу, что вы это сделали, – заметила я, – только уже и дайте ему хорошенько осмотреть вас, тогда вы быстро поправитесь». Отец Иоанн сказал на это: «Да, ты права! А только профессоров-то на что?» Тут доложили, что приехали доктора. Батюшка благословил меня и произнес: «От всей души благодарю тебя, что ты посетила меня». Я поклонилась ему в ноги и просила его поберечь себя и никуда не ездить. «Охотно исполню твою просьбу и не только не буду выезжать, но и прини­мать к себе никого не буду...» – обещал мне Батюшка. Пока были доктора, я познакомилась с супругой дорогого отца Иоанна, очень симпатичной старушкой, Елизаветой Константинов­ной, и его племянницей. Они очень ласково и сердечно отнеслись ко мне и выразили свое огорчение, что Батюшка никого не слушает: сам себя лечит, не хочет ни лежать, ни сидеть, а пишет и читает, стоя на коленях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

IV) «Книга о расколе и по поводу раскола» (Москва, 1890 г., 8°, 202 стр.) содержит собрание церковных бесед автора, которые он произносил ежегодно, начиная с первого года открытия Московского противораскольнического Братства св. Петра Митрополита, в течение шестнадцати лет, в каждый годовой праздник Братства. Для утверждения православных в преданности святой Церкви и для вразумления отпадших от нее беседы автора о расколе имеют важное значение. Какое значение для чад православной церкви имеют все печатные труды автора, ясное свидетельство о том комиссия видит в широком распространении этих трудов между читателями. Многие сочинения Преосвященного Виссариона уже давно вышли вторыми изданиями, а некоторые и третьими. С сочинениями богословского содержания это бывает весьма нечасто. —113— Комиссия позволяет себе высказать убеждение, что Совет Академии только исполнит свой долг, если постановит ходатайствовать о возведении Преосвященного Виссариона в ученую степень доктора богословия». Справка : 1) Отзывы об ученых трудах Высокопреосвященного Саввы и Преосвященного Виссариона представлены означенными комиссиями согласно определению Совета Академии от 15 марта сего года, утвержденному Его Высокопреосвященством 10 апреля. 2) По § 134 устава Духовных Академий «лица, приобретшие известность отличными по своим достоинствам учеными трудами, возводятся в степень доктора без испытания». 3) По § 81 лит. в. п. 6 того же устава удостоение степени доктора значится в числе дел Совета Академии, представляемых чрез Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода. Определили : 1) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о возведении Высокопреосвященного Саввы, Архиепископа Тверского, в степень доктора церковной истории, а Преосвященного Виссариона, Епископа Костромского, в степень доктора богословия. 2) Представить в Святейший Синод копии с отзывов об ученых трудах Высокопреосвященного Саввы и Преосвященного Виссариона. VIII. Прошение доцента Академии А.П. Шостьина .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—216— женному ординарному профессору Академии по кафедре русской гражданской истории Василию Ключевскому ; вторым же рецензентом оной Преосвященным Ректором Академии назначен член Совета – экстраординарный профессор по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур Иерофей Татарский. 2) На запрос Совета рецензенты сочинения пресвитера Николая Извекова высказали, что, ознакомившись с означенным сочинением, они, не касаясь его научного достоинства, находят, что по силе вышеизложенного указа Святейшего Синода, труд о. Извекова не может подлежать рассмотрению Совета Академии в качестве диссертации на ученую степень доктора церковной истории. Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к сведению и руководству. 2) В виду изложенного в справке, дело о соискании пресвитером Московского придворного Благовещенского Собора Николаем Извековым степени доктора церковной истории считать прекращенным, о чем и уведомить пресвитера Извекова через Канцелярию. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1899 г. мая 19. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 17 мая за 2726: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 6 апреля сего года 160, по ходатайству Совета Московской Духовной Академии об удостоении экстраординарного профессора оной, магистра богословия, Александра Беляева степени доктора богословия. Приказали: Признавая экстраординарного профессора Московской Духовной Академии, магистра богословия, Александра Беляева , удостоенного Советом Московской Духовной Академии степени доктора богословия, заслуживающим означенной степени за отличные по своим достоинствам ученые труды его, Святейший Синод, на основании § 143 Устава духовных академий, определяет: удостоить экстраординарного профессора Беляева степени доктора богословия; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Изготовить для экстраординарного профес-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Памятник работы скульптора Н. Андреева установили во дворе Полицейской больницы в Малом Казенном переулке, где больные были окружены лаской и заботой доктора. Торжество открытия памятника началось панихидой у могилы доктора Гааза на Введенском кладбище в Лефортове. Затем в два часа дня возле больницы перед закрытым пеленой памятником служил владыка Анастасий. Пели два хора — арестантский и детский (ввиду особой любви доктора Гааза не только к заключенным, но и к детям). При пении «Вечной памяти» пелена была снята, и взорам присутствующих предстал бронзовый бюст «святого доктора», как называли Ф.П. Гааза современники. На постаменте из черного гранита был высечен девиз доктора “Спешите делать добро”, которому он был верен всю свою жизнь. Среди венков, принесенных москвичами на открытие памятника, выделялся крест из белых цветов — от Елизаветы Федоровны, Великие подвижники, доктор Ф.П. Гааз и великая княгиня Елизавета Федоровна — два иностранца, разделенные во времени, благотворившие в разных условиях, удивительно похожи в характере доброделания. Глава 10. Поклонение русским святыням Любовь к детям и поклонение святым тесно переплетались в жизни великой княгини. Оставляя в стороне историю посещения царской семьей знаменитого монастыря Саровской пустыни в июле 1903 года в связи с решением о канонизации преподобного Серафима, так как об этом великом событии и в прошлом, и сегодня немало написано, обратим внимание на ряд других весьма значимых явлений в жизни Русской Православной Церкви, которые вызвали горячий отклик в душе Елизаветы Федоровны. Через несколько месяцев после поездки царской семьи в Саров произошло долгожданное событие. В царской семье родился мальчик, наследник, цесаревич. Во всех храмах Москвы по случаю рождении царевича Алексея были совершены торжественные богослужения. 1 августа 1904 года в Большом Успенском соборе был отслужен торжественный молебен, на котором также присутствовали великий князь Сергей Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна, их воспитанники — племянники великий князь Дмитрий Павлович и великая княжна Мария Павловна.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Патриарху Кириллу присвоена степень почетного доктора Белградского университета 14 ноября, 2014. Новостная служба На память о своем посещении Белградского университета Патриарх передал в дар университету икону Спасителя и собрание своих трудов. 14 ноября. ПРАВМИР. Святейшему Патриарху Кириллу, совершающему мирный визит в Сербскую Православную Церковь, присвоена степень почетного доктора Белградского университета. Церемония вручения Святейшему Патриарху Кириллу диплома доктора honoris causa прошла в конференц-зале университета, который Его Святейшесво и и Святейший Патриарх Сербский Ириней посетили 14 ноября. Об этом сообщает  пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . К Святейшему Владыке с приветственным словом обратился ректор Белградского университета, сообщивший о решении Ученого совета о вручении диплома доктора Белградского университета honoris causa Предстоятелю Русской Православной Церкви. Затем был пропет гимн Gaudeamus. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил за оказанную честь и обратился к собравшимся с докторской речью. В своем выступлении Святейший Патриарх рассмотрел многовековую историю отношений русского и сербского народов, подчеркнув: «Наши страны издавна связывают прочные узы братской любви, единая православная вера и общие духовно-нравственные ценности». «Уверен, что в нынешней непростой международной обстановке особенно важно развивать и укреплять связи между нашими народами, — подчеркнул Святейший Патриарх. — Прочная основа этих связей — не только в общности нашей истории и культуры, но и в присущем нашим народам общем взгляде на многие проблемы и вызовы современности, в общем мировоззрении, сформированном православной верой». По свидетельству Предстоятеля Русской Православной Церкви, одной из таких проблем является активная дехристианизация европейского общества, отказ в своей жизни и деятельности от основополагающих христианских ценностей. «Сегодня, когда процесс секуляризации, отрицания абсолютной Истины, устранения самого понятия греха из общественного сознания достигает невиданного прежде размаха, мы с глубочайшим сожалением вынуждены констатировать свершившийся факт: многие европейские государства фактически отказались от своей христианской идентичности. Этот отказ проявляется, в том числе, в поддержке и закреплении на законодательном уровне таких норм общественной жизни, которые вступают в прямое противоречие с Евангельскими заповедями», — напомнил Предстоятель Русской Церкви.

http://pravmir.ru/patriarhu-kirillu-pris...

В 1991 году принял монашеский постриг с именем Иоанн, после чего был посвящён во иеромонаха. Уже в день священнической хиротонии был возведён в сан архимандрита и получил назначение на должность настоятеля Спасо-Преображенского монастыря. 14 декабря 1991 года был хиротонисан во епископа. В достоинство архиепископа возведён в 1993 году, а в 1995 году принял пострижение в великую схиму. Предстоятелем «Православной Церкви Португалии» избран в 1997 году. Имеет степени доктора богословия Православной Богословской Академии имени святителя Мартина Турского (Лиссабон, Португалия), доктора богословия Православного Богословского Института имени святого Льва Великого (Париж, Франция), доктора богословия (honoris causa) Варшавской Православной Духовной Семинарии (Варшава, Польша), доктора философии Глобального Религиозного Образования (Массачусетс, США). Является ректором Православной Богословской Академии имени святителя МартинаТурского (Лиссабон, Португалия). Владеет португальским, испанским, итальянским, французским и английским языками. 632 The Holy Metropolitan Synod.//Orthodox Catholic Church of Portugal [Электронный ресурс]. 2008. Режим доступа: Дата доступа: 18.10.2008. 633 Архиерейское посвящение принял от архиепископов Евлогия Миланского и Грегорио Туринского по благословению митрополита Португальского Гавркила. В 1990 году вошёл в состав «Священного миланского синода». В 1996 году ушёл на покой. 635 Первоначально принадлежал к Римо-Католической Церкви. После перехода в Православие был рукоположен во пресвитера митрополитом Сурожским Антонием (Блумом) и в качестве клирика Западно-Европейского Экзархата РПЦ МП направлен на приходское служение в Италию. В начале 1980-х годов перешёл в юрисдикцию «Православной церкви Португалии», входившей в юрисдикцию «флоринитского» синода церкви ИПХ Греции. Постановлением архиепископа Афинского и всея Эллады Авксентия (Пастраса) 616/84 от 4/17 марта 1984 года архимандрит Евлогий (Хесслер) был рукоположен во спископа Миланского и Аквилейского и возглавил приходы «Православной церкви Португалии» на территории Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследуя цельную и обширнейшую область церковной жизни, имеющую первостепенное значение, книга проф. Кипарисова, при всей своей ученой отвлеченности, не лишена и важного жизненного интереса, – особенно в настоящее время, когда вопросы чисто церковного характера начинают привлекать внимание широкой публики. В последнем отношении наиболее ценными и оказываются исследования, подобные книге проф. Кипарисова; преследуя интересы исключительно научные и стоя вне всякой злобы дня, они всего скорее могут содействовать образованию правильных понятий в уме читателей и проложить путь к надлежащему решению вопросов практического свойства. Признаю сочинение проф. Кипарисова вполне удовлетворительным для увенчания его автора степенью доктора богословия». Справка: 1) По § 142 устава духовных академий «степени доктора богословия, равно как церковной истории и церковного права, удостаиваются магистры богословия без —326— устного испытания, по представлении напечатанной диссертации или сочинения, хотя бы и написанного не с целью получения ученой степени». 2) Экстраординарный профессор Василий Кипарисов получил степень магистра богословия в Московской духовной академии в 1883 году. 3) По § 81 лит. в п. 6 того же устава удостоение степени доктора богословия значится в числе дел Совета академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора академии по кафедре гомилетики и истории проповедничества Василия Кипарисова в степени доктора богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации профессора Кипарисова и копии с отзывов о ней ординарного профессора академии Николая Заозерского и доцента Анатолия Спасского. VIII. Отзывы о сочинении преподавателя Саратовской духовной семинарии Александра Прозоровского под заглавием: «Сильвестр Медведев. Его жизнь и литературная деятельность. Опыт церковно-исторического исследования». Москва, 1896 г., представленном на соискание степени магистра богословия: а) Заслуженного ординарного профессора по кафедре русской гражданской истории Василия Ключевского: «Рассматриваемая книга г. Прозоровского – только первая часть предпринятого автором обширного «церковно-исторического исследования», содержащая в себе биографию Сильвестра Медведева. Во второй части автор обещает «подробное обозрение и разбор» сочинений С. Медведева. Биография С. Медведева разделяется автором на шесть глав, из коих первая содержит в себе обзор литературы предмета с изложением плана всего труда, вторая описывает жизнь Медведева до принятия монашества в 1674 г. (так по плану, а по ходу рассказа до отъезда из Москвы в Путивльскую пустынь в 1672 г.), третья – жизнь его в южных монастырях до 1678 г. (так по заглавию, а по ходу рассказа до переезда в Москву в начале 1677 года), четвертая – жизнь и деятельность Мед-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благодаря действию конкордата, подписанного 28 июля 1993 г. между Ватиканом и Республикой Польша (ратифицирован Польским сеймом 8 января 1998 г.) с. 57], практически все богословские (теологические) факультеты и вузы в Польше имеют государственное признание, «а некоторые из них, например, Краковскую теологическую академию, Люблинский католический университет и еще ряд теологических факультетов, спонсирует государство» Действующее ранее Соглашение между представителями Республики Польша и Польским епископатом Католической Церкви от 14 апреля 1950 г. также среди всего прочего касалось деятельности Люблинского католического университета (KUL), которому гарантировалось продолжение деятельности и в реалиях польского социализма с. 142–145]. История присуждения степени доктора богословия (теологии) уходит в средние века, когда в XIII веке Парижский университет впервые присвоил степень «доктора богословия». Конечно же, в национальной системе аттестации научных кадров Республики Польша степени доктора теологических наук (т. е. кандидат теологии в отечественной классификации ВАК) и хабилитированного доктора теологических наук (doktor habilitowany nauk teologicznych) входят в реестр государственных ученых степеней. Качество представленных к защите работ и материалов и порядок их защиты регулируется Центральной комиссией по присуждению ученых степеней и званий (Centralna Komisja do Spraw Stopni i Tytuów) при Министерстве науки и высшего образования. Данная Комиссия действует с 1951 г. и, по сути, выполняет те же функции, что и отечественная ВАК. Теологическое образование в Польше конфессионально. Для религиозных меньшинств, действующих в стране, существует Христианская богословская академия в Варшаве (Chrzecijaska Akademia Teologiczna w Warszawie (ChAT). В ее составе два факультета – теологический и социальных наук. При этом обучение на факультетах подразделяется на конфессиональные секции: православную, евангелическую и старокатолическую. Соответственно, православная секция удовлетворяет нужды по подготовке кадров духовенства Польской Автокефальной Православной Церкви. Евангелическая – нужды группы польских протестантских деноминаций. Это: Евангелическо-Аугсбургская церковь в Польше, Евангелическая реформатская церковь в Польше, Евангелическо-методистская церковь в Республике Польша, Пятидесятническая церковь в Польше, Церковь адвентистов седьмого дня и Баптистская христианская церковь. Старокатолическая – Польская католическая церковь в Польше, Старокатолическая церковь мариавитов в Польше и Католическая Мариавитская церковь в Польше

http://bogoslov.ru/article/6177608

Теперь многие неверы кричат: – Не нужно нам неба, мы и на земле устроим счастье. – А болезни? – На это есть доктора. Однако хорошие доктора говорят, что медицина отстаёт, а болезни прогрессируют с удивительной силой. Появляются всё новые и новые болезни, и доктора решительно не знают, как их лечить. Например, недавно появилась новая болезнь: в костях образуется песок, кость становится хрупкой, в ней делается отверстие, и песок высыпается. Отчего это происходит – неизвестно, только больной испытывает адские муки, а медицина бессильна облегчить его страдания. Если приглашают доктора, то не может же он сказать больному: «Я не понимаю вашей болезни». Или: «Вы должны умереть». Нет, он начинает лечить, как ему Бог поможет! Нет, непрочно земное счастье, и благо человеку, который за ним не гонится, но возлагает всё упование своё на Христа Спасителя. Он не будет посрамлён. Сегодня как раз был у меня человек, которого сильно обмануло счастье: это Евгений Николаевич Погожев 188 , пишущий под псевдонимом «Поселянин». Евгений Николаевич происходит из старинного дворянского рода, получил хорошее образование, но сначала был неверующим. Привёл его к Господу такой случай. Однажды он с тётей собрался в Крым, а та перед этим путешествием захотела побывать у батюшки о. Амвросия. – Нет уж, тётушка, вы заезжайте, а я вас в Калуге подожду, – решительно заявил он. – Да почему же? Поедем вместе, мне веселее будет, а к Старцу ты можешь и не ходить. Евгений Николаевич согласился. Приехали. Тётка предлагает ему, не сходит ли он хоть разок к о. Амвросию, но племянник решительно объявляет: – Нет уж, не просите, к о. Амвросию я ни за что не пойду. Он замучает меня текстами. Так и не пошёл. Тётка же была и рассказала о нём о. Амвросию. – А нужно бы ему ко мне зайти, – сказал Батюшка, – передайте ему, что грешный Амвросий просит его зайти к нему на шесть, на десять минут. Он пошёл и вышел от о. Амвросия другим человеком. С тех пор начал посещать Оптину и просился в монастырь, но Батюшка возразил: – Нет, сначала окончите университет, а там я скажу вам, что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Слово митрополита Варсонофия при вручения диплома почетного доктора СПбПУ декабря 2018 Слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия на церемонии вручения диплома почетного доктора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого 30 декабря 2018 г. __________________     Уважаемые Андрей Иванович, члены ученого совета, преподаватели и студенты! Дорогие отцы, братья и сестры! В преддверии Нового года и Рождества Христова сердечно поздравляю вас с этими праздниками, желая вам благословения и милости от Господа нашего Иисуса Христа.   Прежде всего хотел бы сердечно поблагодарить ученый совет Политехнического университета во главе с Вами, Андрей Иванович, за присуждение мне высокой степени почетного доктора ведущего в стране высшего учебного заведения данного профиля. Смиренно принимая оказанную мне честь, разделяю ее с духовенством северной столицы, верующими, всеми, кто усердно трудится на ниве духовного просвещения. Считаю важным поделиться с вами мыслями, которые беспокоят меня как архиерея Русской Православной Церкви - это взаимоотношение веры и науки, духовно-нравственные ценности, работа Церкви с молодежью. Всматриваясь в даль столетий, минувших событий и свершений, мы пытливым умом не можем не прийти к мысли о глубине Божиего промысла в отношении каждой личности и всего человечества. На пути цивилизационного развития оно пыталось постичь глубины бытия, осознать свое место в окружающей действительности. Священное Писание говорит, что человек был сотворен Богом, став венцом мира видимого и мира невидимого - высшим существом, отличающимся от всего живого, в первую очередь бессмертием, сокрытым понятиях " образ и подобие Божие " . Это качество дало людям разум, с помощью которого они до сих пор могут постигать законы природы, познавая через их удивительное совершенство и своего Творца. Мы знаем, что первые люди не смогли сохранить свое божественное достоинство, когда, воспользовавшись свободой выбора, допустили возможность автономного существования - без Бога. Это было их ошибкой. Но Бог уважает свободу человека как часть божественного достоинства, к которому он изначально призван. И люди стали жить без непосредственного общения со своим Творцом, вкусив этот горький плод. Русский религиозный философ Сергей Трубецкой сказал так: " Мы существуем, потому что Бог мыслит нас существующими " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/slovo-na-t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010