Принятие объективно оптимального решения предполагает внимание ко всем условиям будущего существования памятников и стремление ко взаимопониманию церковной и светской сторон. Особой темой во всех случаях является отношение к археологическому вмешательству в погребения. С церковной точки зрения такие случаи естественны при вскрытии мощей. При случайном обнаружении погребений во время архитектурно-археологических и ремонтно-реставрационных работ, как и при исследовании захоронений в научных целях, следует сделать всё возможное для недопущения неблагоговейного отношения к останкам. Останки после исследования должны быть аккуратно захоронены, а если речь идёт о христианском погребении, то это должно сопровождаться совершением заупокойных молитв (панихиды или литии), в случае вскрытия мощей – молебного пения святому. Следует сказать также, что археологическая наука постоянно пользуется некоторыми видами находок не только как самоцелью, но как датирующим материалом. Это керамические изделия, монеты, печати и т.п. Пользуется она и достижениями в областях физики, химии, биологии, с применением методов дендрохронологии, анализа строительных растворов и т.п., что существенно расширяет горизонты в интерпретации археологического материала. В связи с этим следовало бы вспомнить о грандиозном исследовании последнего столетия – об изучении Плащаницы Господней, хранящейся в Турине. Сумма всех научных методов (вплоть до анализа пыльцы растений на ткани) приводит к поразительным результатам свидетельства о её подлинности. Но остаётся место для скептиков, и среди их аргументов наиболее весомым некоторым представляется “сбой” при использовании радиоуглеродного метода датировки (по процессу распада атомов углерода С14). Однако и здесь есть возможность оптимистично аргументировать это явление, что сделано в работе профессора протоиерея Глеба Каледы (доктора геолого-минералогических наук) “Плащаница Господа нашего Иисуса Христа”, в ней есть и необходимая библиография Многие проблемы практической археологии пересекаются с реставрационной наукой.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Учитывая рост числа Православных гимназий в нашем Отечестве и неуклонное увеличение их влияния на подрастающее поколение, необходимо скорейшее решение вопроса о соотношении эволюционизма и богословия. В противном случае самодеятельные " учителя " будут в своих лекция дезинформировать молодежь и компрометировать задачу Православного обучения и воспитания. Если Вам, Ваше Высокопреосвященство, покажутся мои вопросы и обеспокоенность достойными внимания, я готов изложить свои взгляды на соотношение креоционизма, эволюционизма и преподавания естествознания в Православных гимназиях более подробно там и тогда, где и когда Вы найдете нужным. Зав. Лаб. млекопитающих Палеонтологического института РАН д.б.н., проф. Александр Карэнович Агаджанян 12.02.2004   5. Письмо доктора геолого-минералогических наук,старшего научного сотрудника Ботанического института им. В. Л. Комарова А.В. Гоманькова Его Высокопреосвященству митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, председателю Богословской комиссии при Священном Синоде Русской Православной Церкви Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! В последние годы в среде Русской Православной Церкви распространилось учение креационизма, отрицающее существование эволюции вприроде. Последователи этого учения считают, что признание эволюции всей Вселенной в целом, а также, в частности, планеты Земля и ее растительного и животного мира несовместимо с православным вероучением и объявляют эволюционизм ересью. В качестве аргументов в пользу своей позиции они приводят или цитаты из творений Святых Отцов. вырванные из контекста и свидетельствующие о крайне примитивном и тенденциозном подходе к святоотеческому наследию, или (так называемый «научный» креационизм) - столь же тенденциозную интерпретацию некоторых естественнонаучных данных, которая в свете современного естествознания выглядит как вопиющая безграмотность. В настоящее время православные креационисты активно выступают на различных конференциях (на ежегодных Рождественских чтениях, на семинаре «Наука и вера» в ПСТБИ, на специальных конференциях, организованных Отделом религиозного образования и катехизации в 1999 г.

http://bogoslov.ru/article/2519832

В машине мы оживленно разговаривали. Он оказался православным и приложился, следуя моему примеру, к мощам преподобного Сергия. Потом профессор Богданов в самых теплых тонах благодарил меня. Профессор Никита Алексеевич Богданов приезжал ко мне в Ярославль, был очень мил. И подарил мне толстущую книгу, изданную (имя неразборчиво. – Прим. ред .) и посвященную первой жизни на Земле. А в моем положении происходят изменения: Патриарх и Священный Синод уволил меня на покой, и я доживаю последние дни (до 14/I) в своем дворце. Потом определится точнее, где я буду жить. Надеюсь, что на склоне лет Бог пошлет мне новые творческие силы и тот материал, над которым я смогу еще работать (геология, богословие, акварель). Не советую Вам ослаблять своих усилий над докторской диссертацией: промедление здесь «чревато» нежелательными последствиями. К текущей работе Вы всегда можете вернуться, имея уже докторскую высоту. Бог да благословит Вас, да укрепит и да поможет Вам! Митрополит Иоанн Начало 1985 г. Дорогая Мария Николаевна! От всей души поздравляю Вас с Днем геолога! Восхищаюсь Вашими работами, хотя еще недостаточно осведомлен о них. Получили ли Вы, и если да, то когда, степень доктора геолого-минералогических наук? Дай Бог, чтобы это было так! Что касается меня, то я живу теперь в роскошной трехкомнатной квартире. (На самом деле, это была обычная советская «трешка», предоставленная митрополиту Иоанну Ярославским горисполкомом. – Прим. ред. ). Скоро (28/IV) будет 2 года, как я здесь живу. Митрополит Иоанн (Вендланд) Кое-что написал: 1) Перевод: Матфей Бедный «Общение любви», 2) Перевод Поль Д. Гаррет «Св. Иннокентий, апостол Америки», 3) Мемуары «Эли» (о своей старшей сестре Елизавете Николаевне), 4) Труд «Библия и эволюция». Стараюсь служить каждое воскресенье, раннюю. Для этого накануне заказывается такси и в 5:30 утра ждет меня у подъезда. А в общем мало подвижен. Очень хотелось бы увидеть Вас! Может быть, Вы найдете возможность приехать ко мне? От площади Подбельского на автобусе 13 до улицы Доронина.

http://pravoslavie.ru/153824.html

И, конечно же, поддерживают, вдохновляют примеры известных учёных-геологов, тесно связавших свою жизнь с Православием. Это – доктор геолого-минералогических наук, профессор, протоиерей, основатель пастырского служения в тюрьмах, первый ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Глеб Александрович Каледа ; кандидат геолого-минералогических наук, священник, настоятель храма на полигоне Бутово Кирилл Каледа ; доктор геолого-минералогических наук, профессор, зав. кафедрой СпбГУ, лауреат президентской премии для молодых учёных 2009 г. (между прочим, отец шестерых детей) дьякон Сергей Кривовичев . Знаю, что ещё в 1995 г. готовился к служению в церкви кандидат геолого-минералогических наук М.Б.Преображенский. О. Сергей Кривовичев объяснил выбор служения так: «Всё в жизни – сквозь работу, родину и семью – делается ради Истины. Которая есть Христос». 2. Да, моя вера на научную деятельность воздействует. Косвенно. Работа – это существенная часть жизни и нужно было, чтобы она органично вписалась в новую (православную) систему координат. У современных богословов есть чёткие критерии отношения христианина к работе, в том числе и к научной. Главный из них – посвящение, отдание своих трудов Богу. Я приняла в свою жизнь те поучения, которые сразу же «легли на душу». О. Александр Ельчанинов: «Человек не должен работать «во имя свое», надеясь на свои силы, свой шарм, красноречие, доброту, он должен надеяться на благодать Божию». О. Михаил Зайцев: «Я должен перед Христом стоять, перед Христом жить, перед Христом думать, перед Христом работать». О. Андрей Кураев: «Ты хочешь служить Христу? Стань добротным профессионалом, добейся успеха ради Христа, а не ради номенклатурных благ»… С приходом в Православие я к работе стала относиться как к послушанию, данному мне (как талант) Господом, за которое с меня спросится в своё время по полной программе. С помощью о. Глеба Каледы более возвышенно и ответственно определилась общая цель литологических (тектоно-седиментологических) исследований – познание законов мира, созданного Богом.

http://pravmir.ru/parallelnye-miry-peres...

Крэйтона назначить конференцию круглого стола из представителей различных школ мысли, но исключительно членов английской церкви. Эта конференция собралась 10-го и началась 11 октября 1900 г. Она составилась из следующих лиц, изъявивших согласие на приглашение епископа: доктора богословия пребендария Барлоу, священника в Излингтоне (Islington, London); свящ. Бивана, проф. богословия в лондонском Грэшам-колледже; доктора богословия свящ. Бигга, автора книги «The Christian Platonists»; мистера Бэркбека, автора «Russia and the English Church»; свящ. Димока, автора сочинений «The Doctrine of the Eucharistic Presence»; «Eucharistic Worship in the Church of England», «Missarum Sacrificia» и др.; каноника Вестминстера Чарльза Гора, доктора богословия, автора известной книги «Lux mundi», – одного из достойных изучения произведений новейшего англиканского богословия; виконта Хэлифакса; доктора богословия, кембриджского проф. Мауля; каноника Св. Павла Ньюболда; начальника лондонского Кингс-колледжа, доктора богословия Робертсона; известного учёного Робинзона (I. Armitage), доктора богословия, бывшего кембриджского (Norrisian, – предшественник Мауля) профессора; доктора богословия, оксфордского (Lade Margaret) профессора и каноника церкви Христа Сандэя; доктора прав секретаря манчестерской епархии Смита; графа Стэмфорда и доктора богословия, свящ. церкви Сэнт-Майклс в Корнгилле, пребендария Уэйса. Заседания конференции были частного харак- —302— тера, но отчет о ней опубликован под названием: «The Djctrine of Holy Commmunion and its Expression in Ritual. Report of Conference held at Fulham Palace in October 1900». Edited by Henry Wace, D. D. Chairman of a Conference. Longmans, 1900. Цена – 2 шил. 6 пенсов без скидки (net). Эта книжка хотя и представляет собой не более как сборник частных мнений, изложенных на 96 стр., необходима для всех, желающих следить за умственными течениями английской церкви по вопросам, касающимся догматики и ритуала евхаристии. Вот факты. Принимая их во внимания при нижеследующем изложении, мы остерегаемся, однако, придавать им чрезмерное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1882 году генерал А.А. Киреев попросил управляющего Российским посольством в Константинополе дипломата А.И. Нелидова посодействовать в решении вопроса доктора Овербека, используя собственное влияние . В декабре 1882 года Александр Иванович Нелидов в письме к действительному тайному советнику А.Е. Влангали писал, что дело о признании православной литургии западного обряда доктора Овербека сдвинулось. Константинопольский Патриарх Иоаким сообщил Нелидову, что дело Овербека было заслушано . Убеждая Патриарха Константинопольского Иоакима, Нелидов утверждал, что создание православной общины в Англии имело бы огромное значение для Восточной Церкви и для всех христиан. Он видел несомненную пользу данного мероприятия и для России: «Я вдвойне желал бы принятия плана доктора Овербека, который, таким образом, получил бы и выгодное для нас политическое значение. Для нас особенно важно, чтобы будущие одиноверцы наши в Англии сочувственно относились ко всем православным, а соответственно и к самым сильным из них – русским» . Константинопольский и Восточные Патриархи не спешили с признанием литургии доктора Овербека, невзирая на требования России, передаваемые через А.И. Нелидова . В лице Константинопольского Патриарха Иоакима проект доктора Овербека, несмотря на серьезное обсуждение, не нашел поддержки. Не вызвал положительного отклика данный проект и в Англии. Против западно-православной литургии выступал Архиепископ Кентерберийский, потому что он в первую очередь в этом проекте увидел попытку расколоть Церковь в Англии. После отставки Константинопольского Патриарха Иоакима III в 1884 году, патриарший престол занял Иоаким IV, который также не поддержал проект Иосифа Овербека. Весной в 1885 году настоятель русской посольской церкви в Лондоне протоиерей Евгений Смирнов в одном из писем к К.П. Победоносцеву писал, что дело доктора Овербека находится в безнадежном состоянии. По словам протоиерея Смирнова, он обращался к архимандриту лондонской греческой церкви, отцу Иерониму Мириантеусу, спрашивая о положении дела доктора Овербека в Константинополе. Архимандрит Иероним дословно перевел три официальных письма от Константинопольского Патриарха, из которых следовало, что отзывы синодальной комиссии о деле Овербека утеряны из патриаршего архива .

http://bogoslov.ru/article/2669440

Статья доктора богословия, доктора теологии, кандидата юридических наук священника Павла Бочкова посвящена процедуре докторской хабилитации по теологии в Республике Польша, соответствующей степени доктора наук в Российской Федерации. Описываются процедура подачи соискателем материалов, начало хабилитационного процесса, рецензирование и порядок оценки результатов, присвоение научной степени. В статье хабилитированного доктора богословия (Dr. hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук (PhD) иерея Павла Бочкова освещается новейшая история взаимоотношений Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей, затрагиваются вопросы истории диалога и поиска канонического единства, предварившие подписание Акта о каноническом общении, а также подводятся некоторые итоги, связанные с пребыванием РПЦЗ в составе Русской Православной Церкви за 15-летний период в качестве самоуправляемой части. В статье доктора богословия, кандидата юридических наук, профессора кафедры теологии и христианской коммуникации Межрегиональной академии управления персоналом священника Павла Бочкова рассматривается история происхождения такого специфического знака отличия для докторов богословия в сане пресвитера или епископа, как наперсный докторский крест. Возникнув в начале XIX века как довольно редкий знакотличия и богослужебно-иерархическая награда, единообразная по стилю исполнения, наперсный крест доктора богословия стал не только символом высшей ученой степени в Русской Православной Церкви, но и приобрел различные виды в зависимости от места защиты диссертации и изготовления. В статье кандидата богословия, кандидата юридических наук, клирика Норильской епархии священника Павла Бочкова исследуется жизненный путь и религиозные поиски малоизвестного для российского исследователя американского миссионера, первого епископа Манхэттенского в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей Иакова (Тумбса). В составе РПЦЗ он попытался заняться активной проповедью православия, но в конечном счёте вновь уклонился в раскол и основал неканоническую «Православную Американскую Церковь», к которой в настоящее время возводит иерархическое преемство ряд различных неканонических групп в США.

http://bogoslov.ru/person/1158752

Отец Михаил повторяет неправославное заблуждение епископа Василия (Родзянко) о том, будто Бог есть Творец не нашего, а какого-то другого другой вселенной, «Рая». Православная Церковь утверждает, что Бог является Творцом всего – как видимого, так и невидимого. Нам же взамен предлагается новое учение о том, будто Бог не является Творцом ничего видимого и невидимого, что в нашем вообще не применимо понятие к Богу, как к Творцу . Полностью ниспровергается первый член Никео-Цареградского Символа веры . Согласно о. Михаилу Захарову, в нашем Бог вовсе не есть Творец, но лишь Промыслитель, поскольку «кончается творение и начинается Промысл Божий» «по ту сторону рождения нашей вселенной». При этом считается, что рождение нашей вселенной , как «доказала наука», произошло в результате «Большого взрыва» приблизительно 15 миллиардов лет назад. Постскриптум. Обращение к Председателю Синодальной библейско-богословской комиссии митрополиту Илариону 12 февраля 2015 г. Председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Председателю Синодальной библейско-богословской комиссии, Высокопреосвященнейшему ИЛАРИОНУ, митрополиту Волоколамскому Ваше Высокопреосвященство! Как Вам известно, 29 января 2015 года был опубликован список тем, одобренных Президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви к рассмотрению Комиссиями Межсоборного присутствия. В этом перечне первой названа тема «Вера и наука», рассмотрение которой назначено возглавляемой Вами Комиссией по вопросам богословия. Уважаемый Владыко! Разработкой этой темы я занимаюсь более двадцати лет. Я с отличием окончил Московский геолого-разведочный институт (МГРИ), имею учёную степень кандидата геолого-минералогических наук, в течение ряда лет возглавлял секцию «Православное осмысление творения и современная наука» на Рождественских Чтениях. Узкой темой моего богословского интереса, как священника, является святоотеческое отношение к библейскому Шестодневу. При сегодняшнем состоянии богословия и науки невозможно раскрыть картину их взаимоотношения, не затрагивая вопроса о теории эволюции.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

После демобилизации осенью 1945 г . Глеб поступает во МГРИ (Московский геолого-разведочный интитут), который заканчивает с красным дипломом в 1951 г . и поступает в аспирантуру. В 1945 г . он знакомится с наместником Троице-Сергиевой Лавры , архимандритом Гурием (Егоровым), который передает его для духовного руководства своему ученику, иеромонаху Иоанну, в миру Константину Николаевичу Вендланду, кандидату геолого-минералогических наук. Отец Гурий сказал: — Вы оба геологи, вот и разбирайтесь между собой. Через год отец Гурий был хиротонисан во епископа Ташкентского, и, когда у Глеба встает вопрос, куда ехать на практику, он был решен однозначно – в Среднюю Азию, чтобы иметь возможность общаться с еп. Гурием и о. Иоанном, который также переехал в Ташкент. Это определило регион профессиональных интересов и работ на многие годы, хотя с детства Глеб зачитывался описаниями путешествий полярных исследователей и мечтал работать на Севере. По окончании института Глеб, которому уже было около 30-ти лет, задумывается: правильно ли он избрал свой путь, следует ли жениться, а может быть следовало бы целиком посвятить свою жизнь Богу и принять монашество. Он пишет о своих сомнениях отцу Иоанну. В своем ответе архимандрит Иоанн отвергает возможность для Глеба принятия монашества, но допускает возможность в некотором далеком будущем пойти на церковное служение, и благословляет его на брак с Лидией Амбарцумовой, дочери его первого духовника сщмч. Владимира, с которой он был давно знаком и с которой у него сложились отношения брата и сестры. Завершая свое письмо о. Иоанн пишет: — Не бойся охватившего тебя увлечения наукой! Это благородное увлечение. И неверующие, занимаясь наукой, часто испытывают восторг перед красотою раскрывающихся перед ними горизонтов и радость от полученных результатов. Ты же можешь эти чувства (восторга и радости) возводить к Богу, Создателю. На этом пути верующий не забудет Бога. Ты боишься – не есть ли твое увлечение наукой – греховная страсть. Это увлечение может быть греховной страстью только, если ты поддашься самомнению, склонишься к чужим похвалам, сам себя будешь ставить высоко в своем мнении, одним словом, возгордишься. С учеными, особенно не очень большими, так случается часто. Но где же это не может случиться? Самомнение подстерегает нас на каждом шагу, даже если мы нечего не делаем. Поэтому нельзя тебе сказать «я не буду заниматься наукой, потому что боюсь возгордиться» — это будет неправильно. Дай Бог тебе иметь крупный успех в науке, как следует потрудиться в ней, дай Бог тебе постоянно получать радость и утешение от этого труда.

http://pravmir.ru/dorogoyu-volxvov-profe...

протоиерей Глеб Каледа (02.12.1921–01.11.1994) Апологетика Дневники Нравственное богословие Проповеди протоиерей Глеб Каледа Священнослужитель, религиозный деятель и церковный писатель. Доктор геолого-минералогических наук, профессор. Первый ректор Катехизаторских курсов, впоследствии преобразованных в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Первый московский священник, служивший в тюрьмах. Биография Родился и вырос в православной семье, после окончания школы (в 1941 г.) был призван в армию и прошел всю войну гвардии рядовым, после демобилизации (в 1945 г.) поступил в Московский геолого-разведочный институт, затем в аспирантуру (1951 г.). В это же время он вступает в брак с Лидией Владимировной Амбарцумовой, дочерью его первого духовника, ныне прославленного в лике священномучеников священника Владимира Амбарцумова. Последовали рождение и воспитание детей, защита кандидатской диссертации, научная и педагогическая работа. В 1972 г. он был тайно рукоположен в диакона и иерея, и с этого момента обширная научная деятельность (защита докторской диссертации, присвоение звания профессора, руководство сектором и отделом) проходит одновременно с тайным священническим служением в домовой церкви. После выхода в 1990 г. на открытое священническое служение и вплоть до 1994 г. — клирик и настоятель в московских храмах, основатель и первый ректор православных катехизаторских курсов (которыми была заложена основа сегодняшнего ПСТГУ), зав. сектором просвещения и катехизации Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, первый настоятель храма Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме (будучи в это же время священником храма Преподобного Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре); в 1994 г. возведен в сан прото­иерея. За этим простым перечнем фактов стоит жизнь человека, с самого детства преданного Церкви (в детской игре во дворе он на стороне белых, потому что красные не верили в Бога). В подростковые годы по благословению своего духовного отца он, не привлекая к себе лишнего внимания, разыскивал и посещал в Подмосковье семьи “лишенцев”, то есть оставленных без про­довольственных карточек священнослужителей и мирян, подвергшихся гонениям за религиозные убеждения, — для оказания им помощи (воспоминания игумении Иулиании (Каледы) и священника Кирилла Каледы).

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010