Песнь 3я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов) . На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «Неплодствовавший мой ум…». По 3й песни – малая ектения; ин кондак мч. Никифора, глас 1й; седален мч. Никифора, глас тот же. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Зрящи Тя, Христе…». Песнь 4я – Октоиха 1й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 4 (без ирмоса, песнь 4я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4я). Песнь 5я – Октоиха 1й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 4 (без ирмоса, песнь 5я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5я). Песнь 6я – Октоиха 1й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 6я и 8я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4й: «Якоже пророка Иону…». По 6й песни – малая ектения; кондак и икос мч. Никифора, глас 3й. Песнь 7я – Октоиха 1й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (мч. Никифора) на 6 (без ирмосов, песнь 7я и 9я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7я). Песнь 8я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим…». На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «В купине Моисею Девы чудо…». На 9й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2го трипеснца, глас 2й: «Преестественно плотию заченшую…». По 9й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Вознесена яко виде…». «Благо есть…» (единожды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1й час.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Филарет Никитич управлял делами, сие явствует почерк его руки в Шведском 8 столпу, 1632-го ген. 11-го 9 . 7139-го генв. 26-го умре мать государя, великая старица Марфа. 7142-го ок. 1-го умер патриарх Филарет. 1634-го апр. 25 сильный в Москве пожар. 7153-го июл. 12-го в 3-м часу ночи царь Михаил Феодорович скончался, в самый день рождения своего, жил 50 лет. 7153-го сент. 28-го коронация царя Алексея Михайловича. 7155 февр. 14-го назначил было жениться на Евфимии 10 дочери Рафа Родионовича Всеволожского, но сей брак не состоялся. 7156-го генвар. 16-го брак с Марией Ильиничной Милославской, которая 7177-го мар. 3-го в субботу за полчаса до отдачи скончалась после родов. – 1652-го фев. Никон и Хованский посылаются по мощи Филипа. – 1671-го ген. 22-го брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая скончалась 1694 ген. 25. – 7184-го ген. 30-го (а по иным ген. 29) в 4-м часу ночи скончался царь Алексей Михайлович, царствовал 30 лет, 6 месяц., 18 дней. NB. О жизни его vide excerpta 11 в доношении из Конторы в Коллегию 1737-го июля 6-го 12 . Царь Феодор Алексеевич родился 30-го мая 1661-го года. Вступил на престол 7184-м ген. 30-го. Короновался июн. 18-го. Сочетался браком с Агафьей Семеновной Грушецкой 7189-го июл. 18-го. Скончался 27-го апреля 7190-го года. Царствовал 6 лет, 2 месяца, 27 дней. Петр первый родился 30-го мая 1672-го. Избран на престол 27-го апреля 7190-го. – Мая 15-го Стрелецкий бунт. – Мая 23-го вступление на престол обоих царей Иоанна и Петра. – Мая 29-го, соуправительницей учинилася сестра его царевна София. – Июня 25-го коронация обоих государей. – Июля 5-го бунт раскольничий. – 1689-го ген. 28-го Петр женился на дочери окольничего Лопухина Евдокии Феодоровны. – Сентября царевна от правления отрешена. – 1690-го февр.19-го родился царевич Алексей. – Царица Евдокия Феодоровна скончалась в 13 Москве 27-го авгу. 1731-го году. – Князь – игуменья Раевска, архиерейша Бутурлина 14 . – 1712 фев. 19 брак царя Петра I с Екатериной Алексеевной чрез венчание торжественно в С.-Пбурге совершился (Vide Меншикова письма к князю Долгорукову 15 . – 1724 мая 7 коронация Екатерины I. – Скончалась 6 мая 1727 в 9 часу по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Слово «полиелей» греческое и значит «много милости» и ещё можно перевести его словом: «много елея». Первое значение полиелей мог получить от пения в это время следующих слов Псалмопевца: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господи, аллилуйя. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалим, аллилуйя. Исповедайтесь Господеви, яко благ, яко в век милость Его, аллилуйя. Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его, аллилуия. ( Пс.134 ) В этих стихах повторяются слова: яко в век милость Его. Второе значение полиелей мог получить от того, что в некоторых храмах (в монастырях) во время чтения шестопсалмия и кафизм большие свечи погашаются, и в храме разливается полумрак, а перед полиелеем они снова возжигаются. Во время пения хвалитного псалма растворяются Царские двери, и совершается каждение по всему храму. В воскресные дни после хвалитного псалма поются радостные песни в честь воскресения Господня; затем читается св. Евангелие, и верующие благоговейно преклоняются пред ним и целуют на нём изображение воскресшего Господа. В дни праздников пред чтением Евангелия поётся величание, и тогда верующие прикладываются к праздничной иконе и помазуются благословенным елеем. Вскоре по прочтении Евангелия, начинается пение канона. Канон – слово греческое и значит «правило». Каноном во Всенощном бдении называется собрание песней, составленное по известному правилу. Канон разделяется на девять частей (песней): первый стих каждой песни поётся и называется «ирмос» (значит «связь», ирмосами как бы связывается целый состав канона), остальные большей частью читаются и называются «тропарями» (стих, изображающий черты празднуемого события). В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин , Косьма Маюнский, Андрей Критский (Великий Покаянный Канон) и другие. При этом они руководствовались песнопениями и молитвами священных лиц преимущественно ветхозаветной и отчасти новозаветной истории, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3 ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Иовы (для 6 ирмоса), трёх отроков (для 7 и 8 ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9 ирмоса). Пред 9 ирмосом поётся песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа». Содержание этих ирмосов напоминает верующим разные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближает мысль их к событию рождества Христова. В конце Всенощной поётся радостная песнь ангелов: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк.2:14 ) и затем в Великом славословии прославляется Пресвятая Троица и в особенности Совершитель нашего спасения Господь Иисус Христос . Богослужение часов

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

«Царевическая Иванова царица инока Леонида» (смотри Шведский столп 1609 г., 2 2 ). Царица Ирина Феодоровна постриглась и наречена Александрой 7106 года января 15-го дня; а в 6-е лето по представлении царя Феодора Иоанновича скончалась. Годунов 3 царь избран в Новодевичьем монастыре, 1598 г. февр. 21-го во вторник на Сырной неделе; а февр. 26-го шествовал из монастыря в Кремль, где и наречен, и провозглашен царем. 1605-го апр. 13-го смертоносным зельем упоил себе. Сын его июня 10-го удавлен от Отрепьева. Гришка Отрепьев во иноцех Герман 4 1605 г. июля 21-го в неделю сел на Московском государстве. 1606 мая 9-го сочетался браком; того же мая 17-го убит. 1606 мая 19-го избран во цари на Лобном 5 месте Василий Иванович Шуйский. Июнь 1-го в неделю святых коронация его. 1606-го июня 3-го мощи Димитрия царевича привезены в Москву. 1608-го янв. 14-го женился на княжне Марье Петровне Буниносовой (sic). 1610-го июля 18-го сведен с престола и пострижен. В сен. месяце взят из Чудова монастыря с братьями его князем Дмитрием и князем Иваном, и с женой князь Дмитриевой княгиней Екатериной и повезен в Осипов монастырь, а оттуда в Литву. 1635 июн. 10-го привезено из Польши тело его и на другой день 6 погребен в Архангельском соборе. Царица Елена умре 7133-го. 1610-го сен. 21-го, гетман Жолкевский впущен в Москву с польским войском. 1611-го мар. 19-го разорение и мятеж. Фев. 17-го, патриарх Гермоген удушен. Мая 26-го Смоленск взят. Июля 16-го Новгород взят. 1612-го окт. 26-го установлено праздновать об освобождении Москвы. Wladislavus Polonus et carol. Philip. Svecus vocati, sed non adepti. 1613-го февр. 21-го избрание на царство Михаила Феодоровича, был тогда 18 лет. Июля 11-го коронован. 1621-го в сен. на 25-м году возраста посылал в Данию посольство для сватовства на племяннице королевской. Хотел жениться на Хлоповой Марье Ивановне 7 , дочери Ивана Ивановича. Она жила в Верхних хоромах и нарекли ее царицей, и имя ей дали Настасья, за болезнью от рвоты (был собор) и сослана она с Верху в Нижний 7124 сент. 14-го. 7133-го окт. свадьба с княжн. Марьей Владимировной Долгоруковой, которая скончалась генваря 6-го. 1626 фев. 5-го свадьба с Евдеей (sic, Евдокией) Лукьяновой Стрешневой, которая скончалась августа 18-го 1645-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

у Голубинского, стр. 14, 20 и 21). Для характеристики восточного правосознания имеет также немаловажное значение любопытная новелла Мануила Комнина, которою, очевидно, обобщался и санкционировался на будущее время весь круг церковных праздников. Здесь определяется, в какие дни не должно быть судебных заседаний (за исключением тех случаев, когда сам император предписал бы и в эти дни судебные заседания), при чём различаются такие праздничные дни, в которые судьи, после совершения богослужения, могут отправлять суд. К большим праздникам отнесены: в сентябре – дни Рождества Богородицы, Воздвижения и Иоанна Богослова, в октябре – 6, 9 и 10, дни апостолов Фомы, Иакова Алфеева и Луки Евангелиста, в ноябре – 13-го память Златоуста, 14-го апостола Филиппа, 16-го евангелиста Матфея, 21-го Введение и 30-го апостола Андрея, в декабре – 9-го Зачатие Божией Матери и начиная с 20-го по 6-е января, в январе – 18-го память отцов Афанасия и Кирилла и 25-го Григория Богослова , в феврале – 2-го Сретение и 3-го память Симеона Богоприимца, в марте – 25-го Благовещение и затем пасхальные дни от воскрешения Лазаря до 8-го дня по Пасхе, в апреле – 25-го евангелиста Марка и 30-го апостола Иакова Зеведеева, в мае – 8-го Иоанна Богослова, 10-го Симона Зилота, 21-го равноапостольных Константина и Елены, 26-го апостола Иуды Алфеева, в июне – 11-го апостола Варфоломея, 19-го апостолов Иуды, по прозванию Фаддеи, Левия и Иакова, 24-го Рождество Предтечи, 29-го верховных апостолов Петра и Павла и 30-го память 12-ти апостолов, в июле – 25-го успение св. Анны матери Богородицы, в августе – 6-го Преображение, 9-го апостола Матфея, 15-го Успение Божией Матери, 20-го память апостола Фаддея, 24-го апостола Варфоломея, 29-го усекновение главы Предтечи. К этому же классу праздников причисляются преполовения Четыредесятницы и Пятидесятницы, Вознесение и все воскресные дни. К меньшим праздникам отнесены: в сентябре – 6-го чудо архистратига Михаила в Хонах, в октябре – 28-го память Иакова, брата Божия, и 26-го мученика Дмитрия мироточивого, в ноябре – 1-го бессребреников Козьмы и Дамиана, 8-го собор бесплотных сил и 28-го препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Парфения Ламсакийского; 8-го, св.м. Феодора стратилата; 9-го, св.м. Никифора; 12-го, преп. Марии, подвизавшейся под именем Марина; 13-го, пр. Мартиниана; 17-го, св. великомуч. Феодора Тирона; 20-го, св.м. Садофа, еп. Персидского; 22-го, св.м. Маврикия. В Марте: 4-го, свв.мм. Павла и Иулиании; 11 -го, св. Пиония, пресвитера Смирнского. В Апреле: 5-го, свв.м. Агафапода диакона и Феодула чтеца; 9-го, св. преп.м. Вадима архимандрита; 10-го, свв.мм. Терентия и Африкана и иже с ними; 11-го, священ.муч. Антипы, еп. Пергама Асийского; 12-го, преп. Афанасии; 15-го, св.м. Саввы Готфского; 13-го, свв.мм. Агапии, Ирины и Хионии; 28-го, преп. Феодора Сикеота; 26-го, св. Василия Амасийского; 28-го, свв.мм. Максима, Дады и Квинтилиана. В Мае: 4-го, св.м. Пелагеи девицы; 7-го, св.м. Акакия; 27-го, свв.мм. Феодоры и Дидима. В Июне: 1-го, св.м. Иустина; 10-го, свв.мм. Александра и Антонины; 13– го, св.м. Акилины; 15-го, св.м. Дулы; 18-го, свв.мм. Леонтия, Ипатия и Феодула; 26-го, св.м. Февронии девицы; 27-го, св. Сампсона странноприимца. В Июле: 2-го, сказание о положении ризы Богоматери во Влахерне; 16-го, св.м. Афиногена; 21-го, св. Симеона юродивого и Иоанна спостника его. В Августе: 11-го, св.м. Евпла диакона. 178 Несущественное различие с Метафрастом можно указать и во многих других житиях, отнесенных нами к заимствованиям у Метафраста, но эти различия объясняются влиянием на работу Святителя Макарьевских Четиих-Миней, о чем мы подробно будем говорить далее. 179 Сюда относятся: житие св. Фоки, еп. Синопийского (Сурий, V, 365), составленное по каталогу Петра и положенное в наших Четиих-Минеях 22-го сентября, без указания источника; житие свв. Космы и Дамиана, написанное, как свидетельствует Сурий (V, 403), по древним кодексам и использованное Святителем для житий тех же святых 17-го октября (§§ 3–8) и 1-го ноября (§§ 1, 2, 9–11-й); сказание Тимофея, архиеп. Александрийского о чудесах св. Мины (Сурий, VI, 253), помещенное Святителем 11 -го ноября, после жития великомученика; жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Макария Александрийского »; отчеркивает и конец, отмечая на поле: «Сей и се Макариево, а не Марково» (III, 17). 20 мая – св.м. Аскалона, Святитель: «Сей Аскалон смешан с страданием св.м. Савина, иже марта 16, а особливо в чуде на реце» (ibid., ч. III, 362 об.). 21 мая – Пролог в синаксаре о св. царе Константине пишет, что он утопил Максентия с Вульвиева моста. Святитель «Пояс Мильфиус, с Мильвиева моста. Sic Никифор, к. 7, с. 29 и Бароний 312, п. 49. Барониус польск. оп. 4 и alii (ibid., ч. Ill, л. 666 об.) 327 Из Патерика заимствованы: В Октябре: 5-го – жития прор. Дамиана пресвитера, Иеремии и Матфея прозорливых; 14-го – преп. Николы святоши, князя Черниговского; 24-го – преп. Арефы Печерского; 27-го – преп. Нестора летописца; 31-го – преп. Спиридона и Никодима печерских. В Ноябре: 19-го – преп. Варлаама печерского. В Декабре: 2-го – преп. Афанасия затворника; 11-го – преп. Никона сухого; 29-го – преп. Марка и Феофила плачливого. В Январе: 8-го – преп. Григория печерского, в Прологе: «Печерский патерик, л. 173-й»; 28-го – преп. Ефрема евнуха Переяславского, там же, л. 136; 29-го – преп. Лаврентия затворника, л. 158; 31 -го – преп. Никиты затворника, «в Патерику печерском сему святому память мая 14-го». В Феврале: 10-го – преп. Прохора печерского, л. 189-й; 14-го – преп. Исаакия затворника, л. 148-й; 24-го – преп. Еразма инока, л. 239-й; 27-го – преп. Тита, л. 243-й. В Марте: 23-го – преп. Никона печерского, л. 125-й; 24-го – воспоминание чуда, бывшего в Киево-Печерской обители; 28-го – преп. Евстратия печерского, л. 223-й. В Апреле: 8-го – преп. Нифонта Новгородского, л. 247-й; 27-го – преп. Стефана епископа Владимирского. В Мае: 3-го – преп. Феодосия печерского , л. 41, в самом житии Святитель пишет: «Преп. Нестор летописец Печерский довольным писанием во Отечнику Печерском из’яви, из него же мало кратчае»; 10-го – преп. Симона епископа Владимирского; 15-го – св. Исаии епископа Ростовского, л. 138. В Июне: 1-го – преп. Агапита Печерского, л. 167. В Июле: 10-го – преп. Антония Печерского; 18-го – преп. Иоанна многострадального, во втором месяцеслове: «Патерик печерский», л. 185-й; 24-го – преп. Поликарпа, л. 265; 26-го – преп. Моисея угрина, л. 107. В Августе: 7-го – преп. Пимена многострадального; 11-го – преп. Феодора и Василия; 14-го – сказание о освящении Печерской церкви, лл. 95, 103 и сл. и перенесение мощей преп. Феодосия печерского , л. 86; 17-го – преп. Алипия иконописца, л. 160 и 27-го – преп. Кукши и Пимена печерских, л. 229. 328 В месяцеслове – Сурий, т. V, 54, там «vita», написанная Филоном, Святитель ею не пользовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чтец: «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная Приснодево...», «Упование мое...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине...», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». Полунощница вседневная с «поклоны ея» и молитвой прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). На утрене по возгласе «Благословен Бог наш...» – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...», псалмы 19-й и 20-й и прочее по чину. Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае 7-й). Троичны гласа (как Великим постом). Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 7-й. По 2-м стихословии – седальны Триоди, глас 7-й. Псалом 50-й. Библейские песни «Господеви поем...». Песнь 1-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 1-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 1-я). Песнь 3-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи на 4 (без ирмоса, песнь 3-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 3-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 8-й: «Небеснаго круга...». По 3-й песни – малая ектения; седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-15/

Большую часть песнопений К. М. составляют каноны. Они имеют следующие характерные черты. Во-первых, его каноны содержат фразовый акростих. Если Иоанн Дамаскин, как правило, включал в акростих свое имя (напр., Ιωννου μοναχο - Иоанна монаха), то К. М. крайне редко обращался к этой практике. Акростихи мн. канонов К. М. написаны ямбическим триметром, в каноне на Преображение он использует дактилический гекзаметр. Гимнограф обязательно включал в акростих ирмосы; в канонах, для к-рых он использовал ирмосы Иоанна Дамаскина, акростихи отсутствуют. При сопоставлении акростихов канонов К. М. (см.: Δετορκης. 1979. Σ. 119-121) можно выделить своеобразный стиль автора. Во-вторых, большинство канонов К. М. не имеют 2-й песни. В Ирмологии Софрония (Евстратиадиса) содержатся лишь 3 ирмоса 2-й песни авторства К. М.: на Рождество и 2 на Богоявление ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολγιον. P., 1932. Σ. 6, 36). Не исключено, что эти ирмосы были составлены не К. М., а др. поэтом, напр. Андреем Критским ( Δετορκης. 1979. Σ. 127). В-третьих, большинство канонов К. М. написано на уникальные авторские ирмосы. Всего насчитывается 173 ирмоса авторства К. М. (Ibid. Σ. 173-178; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ερμολγιον. P., 1932). Для нек-рых канонов он составил по 2 ирмоса к отдельным песням. Впрочем, для ряда канонов он заимствовал ирмосы у др. гимнографов, в частности у Иоанна Дамаскина. В-четвертых, К. М. писал каноны с малым числом тропарей в песнях и без богородичнов. Как правило, в песнях 2-3 тропаря, а в каноне на Пятидесятницу вовсе по 1-2. Количество тропарей, судя по всему, зависит от длины акростиха. Эти особенности, вероятно, объясняются тем, что канон как жанр к тому времени еще окончательно не сформировался, так что песнотворцы экспериментировали с его формой. В-пятых, К. М. нередко использует одинаковое окончание ирмоса и тропарей по аналогии с общим рефреном древнего кондака . Каноны К. М. высоко оценивали византийские авторы. Феодор Продром (XII в.; см.: Theodori Prodromi Commentarios in carmina sacra melodorum Cosmae Hierosolymitani et Ioannis Damasceni/Ed. H. M. Stevenson. R., 1888) и Григорий Пардос († 1156) составили комментарии к его канонам на главные церковные праздники. Толкованием канонов К. М. занимался также прп. Никодим Святогорец (см.: Νικδημος Αγιορετης. Εορτοδρμιον, τοι ρμηνεα ες τος σματικος καννας τν δεσποτικν κα θεομητορικν ορτν. Βενετα, 1836) и многие др. (в т. ч. рус. исследователь Е. И. Ловягин (Богослужебные каноны на греч., слав. и рус. языках. СПб., 18753)).

http://pravenc.ru/text/Косма ...

Шестеричный святой. Почему он именуется шестеричным? Структура: первый канон Октоиха со ирмосом без мученична на 4. Второй канон Октоиха: без ирмоса на 4. Канон Минеи: без ирмоса на 6. В сумме все равно 14, но несколько меняются акценты. Два мученична отменяются, они как бы уступают два места в пользу Минеи. Здесь святому будет посвящено не 3 тропаря, а 5, а вместе с Богородичном получится, что канон Минеи читается на…. (?). И, наконец, как быть, если два малых святых? Тогда первый канон Октоиха со ирмосом на 6. Первый канон Минеи: (раз два малых святых, значит, в Минее два канона) без ирмоса на 4. Второй канон Минеи: без ирмоса на 4. Опять в сумме 14. Второй канон Октоиха отменяется. То есть на будничной утрени всегда три канона — либо два Октоиха и один Минеи, либо наоборот: один Октоиха и два Минеи. Получается, что вместо второго канона октоиха читается первый канон Минеи. Напомню, что мы изучаем вседневное богослужение, точнее его чинопоследование, и остановились на рассмотрении канонов утрени. В прошлый раз я вкратце рассказал о происхождении канонов, их структуре, о том, что послужило основой для написания канона, а также об общих закономерностях построения канона. Кроме того, мы начали говорить о соединении канонов на вседневной утрени. Напомню, что на вседневной утрени читаются три канона: либо два канона Октоиха и один Минеи (в том случае, если отправляется служба одному святому — наважно какому, малому или шестеричному), либо один канон Октоиха и два Минеи (если отправляется служба двум малым святым). Мы говорили о том, в каком соотношении, в какой пропорции соединяются тропари этих трех канонов. Общим правилом тут можно считать то, что общее количество ирмосов и тропарей на будничной службе в каждой песни канона равно 14 — конечно же, при строгом соблюдении Богослужебного устава. Для полноты картины нужно сделать такое замечание. В случае шестеричного святого в первом каноне Октоиха оставляются оба мученична. Однако внимательный слушатель может заметить, что в первом четверговом каноне Октоиха никаких мученичнов нет, потому что это апостольский канон, в котором неуместно параллельно говорить о мучениках. Так что нужно внести некоторое уточнение, и Типикон его содержит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010