246 «Человек произойдя разумным и свободным пишет Дамаскин получил возможность при содействии собственной своей воли непрестанно соединяться с Богом» (De fide orth I IV C 13 M P.t 94 coll 1137 А/Русск пер. C 219.) 250 Канон на Богоявление 2-й тропарь 6-й песни канон воскресный 8-го гласа 2-й тропарь той же песни. В воскресных канонах счет тропарей везде ведется начиная с ирмоса включительно. Обращаясь к воскресным стихирам и канонам мы пользовались синодальным изданием Октоиха (М. 1906). Для справок же с подлинным текстом у нас был Οκτωηχος το Ιωαννου το Δαμασκηνο ν Βενετα 1852. 251 Канон крестовоскресный 1-го гласа 2-й тропарь 6-й песни Ср. De imagin ог II M.Pt 94 coll 1285 A/Русск. пер. C 44. 253 De fide orth 1 III C 1 M P.t 94 coll 981 A/Русск. пер. C. 119. По словам Дамаскина Бог «осудил (человека) на тление смерти для того чтобы зло не было бессмертным» (Там же 1 IV С 9 coll 1120С/Русск. пер. C 209). Таким образом это осуждение было делом человеколюбия Божия (Св. Григорий Богослов . Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя//Творения Ч. III С 201). 258 Канон воскресный 6-го гласа 3-й тропарь 6-й песни Дамаскин разделяет мнение Григория Нисского о том что брак изобретен был после грехопадения дабы не уничтожился чрез смерть человеческий род «Бог мог умножить род людей говорит св. отец, и другим способом если бы они сохранили заповедь» (De fide orth I IV C 24 M P.t 94 coll 1208 AB/Русск. пер. C 260–261. Cp. Григорий Нисский об устроении человека//Творения Гл. 17. Ч. 1 С 145–148). 264 Канон на Рождество Христово 4-й тропарь 7-й песни канон на рождество Богородицы 2-й тропарь 1-й песни. 266 1 я стихира (воскресная конечно) на хвалитех 8-го гласа ср Канон крестовоскресный 3-го гласа 1-й тропарь 1-й песни 267 Канон на Рождество Христово 2-й тропарь 5-й песни и 1-й тропарь 6-й песне канон крестовоскресный 6-го гласа 3-й тропарь 9-й песни. 270 Канон на Рождество Христово 2-й и 3-й тропари 6-й песни канон на Пятидесятницу 2-й тропарь 9-й песни ср Канон Богородичный 3-го гласа 2-й тропарь 4-й песни, канон Богородичный 1-го гласа 3-й тропарь 7-й песни 1 я стихира на Господи воззвах 4-го гласа ср Канон Богородичный 5-го гласа 1-й тропарь 3-й песни такой же канон 7-го гласа 3-й тропарь 1-й песни и др.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

723 «Человек, произойдя разумным и свободным, – пишет Дамаскин, – получил возможность при содействии собственной своей воли непрестанно соединяться с Богом». De fide orth. 1. IV, с. 13. M. Р. t. 94, col. 1137 А. Русск. перев. стр. 219. 727 Канон на Богоявление. 2-й тропарь 6-й песни; канон воскресный 8–го гласа: 2-й троп. той же песни. В воскресных канонах счет тропарей везде ведется, начиная с ирмоса включительно. Обращаясь к воскресным стихирам и канонам, мы пользовались синодальным изд. Октоиха М. 1906. Для справок же с подлинным текстом у нас был ‘Оκτοχος το ωννου το Δαμασκηνο, ν Βεντια 1852. 728 Канон крестовоскресный 1–го гласа: 2-й троп. 6-й песни; ср. De imagin. or. II. М. Р. t. 94. col. 1285 А. Русск. перев. стр. 44. 730 De fide orth. 1. III, с. 1. M. Ρ. t. 94, col. 981 А. Русск. перев. стр. 119. По словам Дамаскина, Бог «осудил (человека) на тление смерти для того, чтобы зло не было бессмертным». Ibid. I. IV, с. 9, col. 1120С. Русск. перев. стр. 209. Таким образом это осуждение было делом человеколюбия Божия. Ср. Григория Богосл. слово на Богоявление или на Рождество Спасителя, твор. ч. III, стр. 201. 735 Канон воскресн. 6–го гл.: 3-й троп. 6-й песни. Дамаскин разделяет мнение Григория Нисского о том, что брак изобретен был после грехопадения, дабы не уничтожился чрез смерть человеческий род. «Бог мог умножить род людей, – говорит св. Отец, – и другим способом, если бы они сохранили заповедь». De fide orth. I, IV, с. 24. М. Р. t. 94, col. 1208 AB. Русск. перев. стр. 260–261. Ср. Григория Нисск. об устроении человека, гл. 17 твор. ч. I, стр. 145–148. 743 1–я стихира (воскресная, конечно) на хвалитех 8–го гласа; ср. канон крестовоскр. 3–го гласа: 1-й троп. 1-й песни 744 Канон на Рожд. Хр.: 2-й троп. 5-й песни и 1-й троп. 6 песни; канон крестовоскр. 6–го гласа: 3-й троп. 9-й песни. 747 Канон на Р. X.: 2-й и 3-й троп. 6-й песни; канон на Пятидесят.: 2-й троп. 9-й песни; ср. канон Богородич. 3–го гласа: 2-й троп. 4-й песни; канон Богородич. 1–го гласа: 3-й троп. 7-й песни; 1–я стихира на, Господи, воззвах 4–го гласа; ср. канон Богородич. 5–го гласа: 1-й троп. 3-й песни; такой же канон 7–го гласа: 3-й троп. 1-й песни и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

96 «Человек, произойдя разумным и свободным», пишет Дамаскин, «получил возможность при содействии собственной своей воли непрестанно соединяться с Богом». De fide orth. I, IV, c.13. M.P. t. 94, col. 1108 B. Русск. перев. стр. 116. 100 Канон на Богоявление: 2-й тропарь 6-й песни: канон воскресный 8-го гласа: 2-й троп. Той же песни. В воскресных канонах счет тропарей везде ведется, начиная с ирмоса включительно. Обращаясь к воскресным стихирам и канонам, мы пользовалсь синодальным изд. Октоиха М. 1906. Для справок же с подлинным текстом у нас был χτ ηχος το Ιωννου το Δαμασχηνο, ν Βεντια 1852. 101 Канон крестовоскресный 1-го гласа: 2-й троп. 6-й песни; ср. De imagin. or. II M.P. t. 94, col. 1285 A. Русск. перев. стр.44. 103 De fide orth. I, III, c. 1. M. P. t. 94, col. 981 A. Русск. перев. стр. 119. По словам Дамаскина, Бог «осудил (человека) на тление смерти для того, чтобы зло не было бессмертным». Ibid.I, IV, c.9, col. 1120 C. Русск. перев. стр. 209. Таким образом это осуждение было делом человеколюбия Божия. Ср. Григория Богосл. слово на Богоявление или на Рождество Спасителя, твор. ч. III, стр. 201. 108 Канон воскресн. 8-го гл.: 3-й троп. 6-й песни. Дамаскин разделяет мнение Григория Нисского о том, что брак изобретен был после грехопадения, дабы не уничтожился чрез смерть человеческий род. «Бог мог умножить род людей», говорит св. Отец, «и другим способом, если бы они сохранили заповедь». De fide orth. I, IV, c. 24. M. P. t. 94, col. 1208 AB. Русск. перев. стр. 260–261. Ср. Григория Нисск. Об устроении человека, гл. 17 твор. ч. I, стр. 145–148. 116 1-я стихира (воскресная, конечно) на хвалитех 8-го гласа; ср. канон крестовоскр. 3-го гласа: 1-й троп. 1-й песни. 117 Канон на Рожд. Хр.: 2-й троп. 5-й песни и 1-й троп. 6 песни; канон крестовоскр. 6-го гласа: 3-й троп. 9-й песни. 120 Канон на Р.Х.: 2-й и3-й троп. 6-й песни; канон на Пятидесят.: 2-й троп. 9-й песни; ср. канон Богородич. 3-го гласа: 2-й троп. 4-й песни; канон Богородич. 1-го гласа: 3-й троп. 7-й песни; 1-я стихира на, Господи, воззвах 4-го гласа; ср. канон Богородич. 5-го гласа: 1-й троп. 3-й песни; такой же канон 7-го гласа: 3-й троп. 1-й песни и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Us...

Или напр. в 3-м ирмосе было написано: людем, пешим, проходящим; переправлено: людемо, пешимо, проходящимо; то же можно видеть и далее. Л. 48 и выше, л. 49 об. и далее старые ноты стёртые почти сходны с нотами в Ирмологии 747. На л. 82 написано: (@иисусе@). 525. (по преж. кат. 747) Ирмологий с другими статьями, на нотах, скороп., в 8-ю д., 107 л., XVII в. На 1-м, вне счёта, листе: (@микити@). С л. 1–155 содержит ирмосы на все восемь гласов. Хотя ирмосы большею частью те же самые, что и в печатном Ирмологии, но расположены в другом порядке. Для примера покажем отношение к печатному ирмосов 1-го гласа. Л. 1. (@Книга глаголема ирмолои творение, прпбна о ца нше о . дамаскина. Гла. а@). (@П с . а@). Ирмосов 15 В печ. 1-й. 13. 3 (на Рожд. Хр.) 4. 8 (Успению). 9 (Осмоглас.) 6 (Пасхи). 7 (Фомы). 12. 18. 14. 5 (Креста). 15. 14-го в печ. нет, в 932–12-й; 15-го в печ. нет, в 932–14-й. Л. 4. (@П с . в@). Ирмоса 4. В печ. 5. 7. 2. 1. Л. 5. (@П с . г@). Ирмосов 14. В печ. 1. 9 (Осмоглас.) 3 (на Рожд. Христ.). 4. 8 (Успения Богородицы). 13. 6 (Пасхи). 7 (Фомы). 15; 10-го в печ. нет. Нач. (@Отверди мои омо во страхо твои и крпи м спасе силою твоею@); 14. 12. 5; 14-го в печ. нет, в 932–9-й. Л. 8. (@П с . д@). Ирмосов 14. В печ. 1. 9 (Осмогласн.). 3 (на Рожд. Христово). 4. 8 (Успению Богородицы). 17. 6 (Пасхи). 14. 19. 7 (Фомы). 10. 5 (Честного креста); 13-го в печ. нет, в 932–9-й; 14-го в печ. нет. Л. 11. (@П с . е@). Ирмосов 12. В печ. 1. 8 (Осмоглас.). 3 (Рожд. Христова). 4. 7 (Успения Богород.). 12. 6 (Пасхи). 9. 14. 15. 16. 5 (Честного креста). Л. 13 об. (@П с . Ирмосов 11. В печ. 1. 9 (Осмогласн.). 3 (на Рожд. Христово). 1. 8 (Успения Богородицы). 7 (Фомы). 6 (Пасхи). 13. 12. 15. 5 (Креста). Л. 16. (@П с . з@). Ирмосов 14. В печ. 1. 9 (Осмогл.). 3 (Рожд. Хр.). 4. 12. 6 (Пасхи). 11. 8 (Успения). 14. 7 (Фомы). 13. 10. 5 (Креста). 14-го в печ. нет, в 748–10-й. Л. 19 об. (@П с . и@). Ирмосов 17. В печ. 1. 14. 3 (на Рожд. Хр.). 4. 8 (Успения). 9 (Осмоглас.). 6 (Пасхи). 4. 10. 13. 18. 7 (Фомы). 15. 20. 22. 5 (Креста). 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Для праздничных дней (указанных выше) все песни Св. Писания имеют, вместе с «Слава» и «И ныне», только 12 стихов (т.е., в них нет, как в указанные седмичные дни, тех стихов, которые особо стихословятся пред песнями канонов), и в эти праздничные дни каждый стих песни Св. Писания поётся только с тропарем канона. – В седмичные дни Четыредесятницы поются каноны Минеи и трипеснцы Постной Триоди (см. 554 стр. печатного оригинала), со стихословием песней Св. Писания: «Господеви поем, на глас канона минеи дне святого». Канон Минеи «в седмичные дни, кроме субботы и недели», поётся на 6, «со ирмосом» (именно, кроме ирмоса, 4 тропаря и 1 богородичен); если же есть в Минее «на ряду два святые», то «каноны глаголем обоим святым на 6» следующим образом: в каждой песне канонов Минеи сначала из канона первого святого «поем ирмос единожды», и затем «глаголем (из того же канона) два (первые) тропаря за един» (т.е., сряду один за другим), потом (из того же канона) берётся тот тропарь, который находится пред богородичным, «богородичен же (канона 1-го святого) оставляется; таже второго святого подобне, два тропаря за един» (т.е., сряду один за другим), потом (из 2-го же канона) берётся тот тропарь, который находится «пред богородичным, и богородичен (из 2-го канона), таже трипеснец», «а в коих песнях нет трипеснца, поется токмо минея» (Уст., понед. 1-я седм.), и в этих песнях «глаголются тропари святого на 4» («Служ. 1-я седм.»); но в среду и пяток 4-й седмицы вместо канона Минеи, положен канон креста («канон Минеи святого глаголем на повечерии»). Трипеснцы положены во все седмичные дни в 8-й и 9-й песнях и, кроме того, в понедельник – в 1-й, во вторн. – во 2-й, в среду – в 3-й, в четв. – в 4-й и в пяток – в 5-й песне. Те песни канона, которые имеются в трипеснце, за исключением 2-й песни во вторник (о которой см. ниже), поются на 14, а те песни, которых нет в трипеснце (напр, 1-я во вторн. 1-й седм.), поются на 4. а) В первом случае (когда на 14) песни Св. Писания «глаголют скоро, кийждо лик свой стих», до стиха имеющего надписание: «на 14» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Трипеснцы состоят: в понедельник из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу из 5-й, 8-й и 9-й песней. Те песни, в состав которых входят трипеснцы, правятся на 14: сначала канон Минеи с ирмосом на 6, затем трипеснцы на 8. Кроме того, последний трипеснец имеет еще один тропарь, не входящий в число 14 и поемый с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Песни, в которых нет трипеснцев, правятся на 4 без ирмоса. Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й – по окончании тропарей, служа катавасией. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца. Все песни стихословятся с библейскими песнями, как они изложены для этого в Ирмологии. На основании приведенных общих указаний Типикона об отправлении канона на великопостной утрени, в понедельник песнь 1-я канона поется или читается по Ирмологию от стиха «Господеви поем» до «Огустéша». Пропев стих «Огустеша», поют ирмос канона из Минеи. Потом певцы стих – «Речé враг». Чтец – тропарь канона. Певцы – «Послал еси». Чтец – тропарь. Певцы – «Кто подобен Тебе». Чтец – тропарь. Певцы – «Простерл еси». Чтец – тропарь. Певцы – «Утéшил еси». Чтец – Богородичен канона. Певцы «Тогда потщáшася». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца (в понедельник 1-й седмицы – 2 тропаря за один). Певцы – «Нападет на ня». Чтец – тропарь. Певцы – «Дондеже пройдут». Чтец – тропарь. Певцы – «Введ, насади я». Чтец – Богородичен трипеснца. Певцы – «Господь, царствуяй веки и на век». Чтец – 1-й тропарь второго трипеснца. Певцы – «И наведé на ня». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Слава». Чтец – Троичен. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш». Чтец – тропарь. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш». Чтец – тропарь. Затем поют на катавасию ирмос 2-го трипеснца Триоди. См. В понедельник 1-й седмицы оба трипеснца Триоди имеют по одному лишнему тропарю против других канонов (1-й трипеснец всегда имеет 4 тропаря, 2-й – 5 тропарей), посему в сей понедельник после стиха библейской песни «Тогда потщашася» должно прочитать два первых стиха за один. И в конце после «Слава, и ныне» – два тропаря (а не один, как обычно) с припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я). Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я). Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону...». По 6-й песни – малая ектения; мученичен Октоиха, глас 7-й: «Радуйтеся, праведнии, да веселятся небесная...» (см. в Октоихе, в седальнах по 2-м стихословии) . Примечание. Типикон умалчивает о кондаке прп. Кассиана, глас 4-й: «Преподобен быв...», текст которого совпадает с седальном святого по 3-й песни канона. В Минее синодального периода (см.: Минея-Февраль. Киев, 1893. Л. 207 об.) этот кондак также отсутствует. Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (прп. Кассиана) на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я). Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим...». На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо...». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую...». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Вознесена яко виде...». «Благо есть...» (единожды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея...». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос...». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-13/

По 3-й песни – малая ектения; седален вмч. Феодора, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Иже от Безначальнаго Отца...». Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 4 (без ирмоса, песнь 4-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я). Песнь 5-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 4 (без ирмоса, песнь 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 5-я). Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 4-й: «Якоже пророка Иону…». По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й. Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи (вмч. Феодора) на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я). Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим…». На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «В купине Моисею Девы чудо…». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 2-й: «Преестественно плотию заченшую…». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с припевами обычными). «Слава» – вмч. Феодора, глас 2-й: «Божественных даров...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая…». «Благо есть…» (единожды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-02/

Итак, если в четверток отправляется служба шестеричному святому, то каноны соединяются следующим образом: первый канон — канон апостольский из Октоиха — поется со ирмосом и с Богородичном на 5, а второй канон — свт. Николаю — без ирмоса, но с Богородичном — на 3; канон Минеи — канон святому дне — без ирмоса на 6 (в сумме все равно получается 14). Что это значит? Первый канон — апостольский имеет следующую структуру: ирмос, 4 тропаря апостолам и Богородичен. Второй канон — свт. Николаю: ирмос, тропари святителю и Богородичен. Так вот, если бы y нас был один малый святой, мы бы пели все, кроме ирмоса. Тогда был бы первый канон Октоиха со ирмосом на 6, второй канон Октоиха без ирмоса на 4 и канон Минеи без ирмоса на 4. Если шестеричный святой, то Минея на 6, значит, на Октоих остается не 10 мест, а только 8, что-то поневоле приходится сокращать. Первый канон Октоиха идет со ирмосом и с Богородичном на 5, значит остальные тропари должны быть прочитаны на 3. Здесь есть два пути: либо один из тропарей (скажем, последний) опускать, либо, что бывает чаще, первые два объединяют и прочитывают «заедино» — под один запев, или под один стих библейской песни. Между прочим, зачастую в Октоихе здесь 3 тропаря, а не 4, но y первого есть пометка: «дважды». Значит, при шестеричном святом в четверг мы эту пометку просто игнорируем. Второй канон — свт. Николе — указано читать без ирмоса (поэтому я поставил его в скобки), но с Богородичном на 3. Значит, собственно на святительские тропари остается 2 места. Либо один опускаем, либо читаем два заедино. Здесь конкретных указаний нет, все зависит от местных особенностей. Как правило, один опускается, потому что Октоих все-таки более или менее циклично повторяется — каждые восемь недель мы будем возвращаться к этому же канону. А вот Минею, как правило, не сокращают, потому что Минея повторяется редко — раз в год. Это — то, что касается службы четверга при шестеричном святом. Есть еще одно место, которое требует некоего комментария. Касается оно службы в среду или в пяток в том случае, если будет два малых святых. Как быть? В Типиконе довольно странное указание на этот счет: «В среду на утрени — канон Креста со ирмосом на 6 и Богородицы на 4 и святаго на 4 (то есть самый обычный порядок). Аще ли поется святый на 6, оставляются оба мученична во Октоихе и поется крестный канон со ирмосом на 4 и Богородицы на 4 и святаго на 6 (тоже обычный порядок шестеричного служения)». А вот дальше совершенно непонятная фраза: «Такожде бывает, аще будут и два святых во един день». Не вполне ясно: двум святым читать на 6?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010