Литургия святого Иоанна Златоустог о. Блаженны Триоди, песни 3-я и 6-я, на 8. На входе – «Приидите, поклонимся... во святых дивен Сый». Тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак. Вместо Трисвятого «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Прокимен, глас 3-й – «Господь – просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся». Стих «Господь – Защититель живота моего, от кого устрашуся». Апостол: Евр., зач. 333 от полу, Евангелие: Ин., зач. 39. Хотя ни в Триоди, ни в Типиконе нет указаний на то, чтобы в субботу Лазареву петь задостойник, но в синодальном издании «Триодь нотного пения» (СПб., 1898) дано нотное переложение ирмоса 9-й песни канона «Чистую славно почтим» в качестве задостойника для субботы Лазаревой. Причастен – «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу». О служении в субботу Лазареву с храмовым святым см. том 1, с. 106, 107. Глава 22. Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскреесенье) До начала богослужения вблизи солеи уготовляется верба, которую по Церковному уставу после благословения ее на утрене должен раздавать богомольцам сам настоятель при целовании Евангелия и праздничной иконы. В некоторых храмах богомольцы приходят в храм и со своими вербами. Вся служба на праздник Входа Господня в Иерусалим – на ряду по Триоди. На великой вечерне – стихиры на «Господи, воззвах», на 10. Прокимен «Господь воцарися» со стихами. На благословении хлéбов тропарь праздника «Общее воскресение», дважды, и глас 4-й, ин тропарь: «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне», единожды. На утрене, на «Бог Господь» – тропарь, глас 1-й – «Общее воскресение» (дважды) «Слава, и ныне», глас 4-й – «Спогребшеся Тебе». Величание – «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й – «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу». Стих «Господи, Господь наш, яко чудно Имя Твое по всей земли». Евангелие – Мф., зач. 83. «Воскресение Христово видевше» не поем, но сразу после Евангелия 50-й псалом. В это время иерей, «взем кадило, кадит крестообразно» вербы. По окончании псалма диакон – «Господу помолимся». Певцы – «Господи, помилуй».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Оставайтесь в Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше, – сказал Ты, Христе, ученикам. – Я же пошлю такого, как Я Сам, Утешителя иного, Духа Моего и Отчего, Которым вы утвердитесь». Тропарь 1. Божественного Духа нашедшая сила, раздельшиися древле глас, зле согласившихся, во единомыслии Божества совокупи, разум наставляющи верных к Троице, о нейже утвердихомся. Содержание этого тропаря, как и многих других песнопений праздника, заимствовано из Слова на Пятидесятницу святителя Григория Богослова . Здесь говорится о том, что когда-то Бог разделил языки людей, собравшихся построить башню до небес ( Быт.11:1–9 ). Ныне же сила Святого Духа, сошедшая на апостолов, собрала эти языки в гармоничное созвучие через единство веры во Св. Троицу. «Зле согласившихся» . – Замысел построить башню до небес был несомненно греховным, ибо был вдохновлен гордостью и тщеславием. В нем проявилось то же бесовское искушение, которое изгнало наших праотцев из рая: «будете, как боги». По смыслу следует ставить запятую после «совокупи», а не после слова «разум», как ошибочно стоит в Триоди и Праздничной Минее. Сошедшая сила Божественного Духа совокупила в единомыслие (согласие) о Божестве некогда (в древности) разделенный язык тех, которые сговорились на худое дело, наставляя верных к Троице, Которою мы утвердились. Песнь 3-я 2-го канона. Ирмос. Разверзе утробу, не чадящую детей, хулу же злу приемлему благочадящия, едина молитва пророчицы древле Анны, носящи дух сокрушен, к сильному Богу разумом. Поскольку 3-я песнь канона исполнялась в древности вместе со стихами Песни пророчицы Анны, матери пророка Самуила, то и содержание ирмоса взято из ее истории ( 1Цар.1 и 1Цар.2 ). Напомним, что Анна была одной из двух жен некоего человека по имени Елкана. В течение долгих лет она не могла родить ребенка. Другая жена, Фенана, напротив, была многодетна, гордилась этим и часто унижала Анну. В скорби и сокрушении сердца молясь перед жертвенником Господним в Силоме, Анна дала обет: если Господь помилует ее и даст ей дитя мужского пола, то она посвятит его на служение Господу «на все дни жизни его». Ее молитва была исполнена, и она стала матерью пророка Самуила, которому предстояло стать вождем Израильского народа и помазать для Израиля первого царя – Саула, а затем возвестить Божие благословение и св. царю Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Когда у него смогла побывать старшая из сестер, батюшка долго вспоминал это свидание и опять писал: “Жалею, что я так мало мог поболеть сердцем о каждом члене твоей семьи Все эти 3 часа не дали и немощь моя” 82 . В день великого Праздника Рождества Христова схиархимандрит Игнатий имел возможность приветствовать своих чад особым образом. Письмо сопровождало очертание яйца на отдельной бумажке, а в тексте письма значилось: “Мир вам, и благословение Божие, и приветствие с Малой Пасхой очертанием красного яичка, сделанного в Светлую ночь Великой Пасхи 1935 года, дорогие мои чада!”. В конце письма к этому месту была дана сноска, в ней говорилось о посылаемом изображении: “Дело рук р Б Владимира, лишенного ног (парализованного), для приветствия лишенного рук и ног недостойного отца вашего 83  — шепотом певшего для него всю Светлую Утреню в 15 палате больницы Бутырского изолятора. Делано спичкой” 84 . Это праздничное письмо далее состояло из праздничного ирмоса 2-го канона на Рождество Христово, который батюшка очень любил. “Призри (Г И Х  призри на ны и помилуй ны) на пение рабов (д ч м ), Благодетелю (наш — Г И Х те), врага (диавола и служителей его) смиряя вознесенную гордыню; носяй же, Всевидче, греха превыше непоколеблемо утвержденныя, Блаже, певцы (д м ч ) основанием веры” 85 . Все это было написано для  д. ч. м.  — “духовных чад моих”, — которым батюшка хотел передать радость Праздника. В своих письмах страдающий старец и позднее утешался тем, что часто приводил наизусть выписки из различных служб, псалмов, молитв. Божественная служба была одним из важных слагаемых батюшкиного руководства: в богослужении он находил силу многих своих поучений, наставлений к жизни подлинно духовной, необходимых для созидания внутреннего человека. Часто в своих письмах батюшка ссылался на текст ирмосов, повествующих о пребывании пророка Ионы во чреве китовом, которое так похоже было на его плачевное бытие в лагере. Ссылки были и на различные псалмы, которые батюшка хорошо помнил и которые  могли   иносказательно изложить в письме его печаль и душевную тугу.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

Об отмене монашества тоже и не думают 190 . И «отцы» Софийского собора 815 г. – далеко не то, что «χριστιανοκατγοροι» 754 г,: собор эпигонов согласен оставить иконы, что повыше; он находит, что «ipsa pictura» может служить «pro lectura», имеет, следовательно, просветительное значение. Так и в теории открылась для иконоборцев возможность компромисса с действительностью. Для собора 754 г. такой компромисс в теории был чистою невозможностью: иконы могли научить, по мнению тех «отцов», или несторианству, или монофиситству, а не православию. Далее, Софийский собор, по-видимому, свое отрицание иконопочитания старался втиснуть в рамку (совершенно законной в церковном смысле) борьбы против разных abusus иконопочитания: собор копронимовский, напротив, отрицал и самый usus и, кажется, не считал даже нужным прибегать к такой пальятиве, как аргументация от злоупотреблений. – После того как софийские «отцы» признали за иконами такое значение, обзывать их «идолами» иконоборцы и с своей точки зрения не имели логического права. Но всего важнее тот факт, что сами императоры, гонители иконопочитания, решительно проникаются любовью к церковности. Легкомысленных кощунственных отзывов в тоне Копронима историки не приписывают ни Льву V, ни Феофилу. Лев Армянин гордится своим басом и любить сам предначинать церковное пение 191 . Заговорщики, знавшие хорошо его привычки, выбирают именно тот момент для нападения, когда Лев с увлечением грянет начало ирмоса: «Τ Παντνακτος εξεφαυλισαν ποθ». Историки не оспаривают и религиозности Феофила. Он регулярно каждую неделю отправлялся (πει εκστης εβδομδος εφιππος) во влахернский храм, и в это время ему подавали (или излагали словесно) прошения. Феофил известен как песнотворец 192 православной церкви (ему принадлежит 3-я стихира хвалитна в неделю ваий: «Εξελθετε εθνη, εξελθετε κα λαο»), в свое время отличался как духовный композитор (особенно своим переложением «Благословите» 4-го гласа на мотив «Слыши, отроковице») 193 , и даже очень любил сам регентовать в церкви 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Сосуд избранныи. – Выражение заимствовано из Деяний святых апостолов (9, 15), где этими словами называется апостол Павел. Подобаше – по-гречески диэпрепе. Более точный его перевод: отличился. Пением Ти – поставлено в дательном падеже. Означает: «для песнопений в честь Тебя». Ти – древняя краткая неизменяемая форма слова «твой». Сей – в греческом тексте слова с таким значением нет. На его месте стоит греческое слово он – «от которых». Являемь –по-гречески дикнименос. От дикними – указывать, показывать. В конце стиха автор еще раз обращается к Пресвятой Деве: Богородице всепетая! Сосуд избранный отличился в песнопениях перед Тобою, Дева, полностью ставший вне себя, пришедший в полное исступление, – освященный Богу (по имени), боговдохновенный (по мнению) всех, от которых он поистине указывается (как таковой), Богородица всепетая! Песнь 6-я 1-го канона. Ирмос. Морскии пучинородныи китов внутрь Божии огнь, тридневнаго Ти погребения проображение, емуже Иона пророк явися. Спасен бо, якоже и прежде пущен бысть, неврежден вопияаше: пожру Ти со гласом хваления, Господи. Языковая сложность этого ирмоса явилась причиной того, что он с ранних пор переводился на славянский язык в нескольких различных вариантах, рассматривать каждый из которых здесь было бы слишком долго. Остановимся только на отдельных моментах. Внутрь Божии огнь. – Греческое слово энтосфион, т. е. внутренности (в форме родительного падежа) переводчик понял как два отдельных слова: энтос – внутри, и фион – Божественное, Божье. Он подумал, что фион относится к слову пир (огонь), которое в греческом языке – среднего рода. Откуда же взялся огонь внутри кита? Вероятно, прп. Козма имел в виду переносное значение слова пир – жертвенник, известное по эпической поэзии. На такое понимание наводят некоторые слова Песни пророка Ионы (Иона, 2, 3–10), которая всегда является тематической основой для ирмосов 6-й песни канона. В своей песни-молитве, вознесенной к Богу из чрева кита, Иона дважды горестно восклицает о невозможности видеть Иерусалимский храм, где он мог бы принести жертву Богу за свое избавление. И, вместо положенных по Моисееву закону всесожжений, он обещает принести жертву в словах «хваления и исповедания». (Это его обещание и в нашем ирмосе присутствует.) Таким образом, по мысли прп. Козмы, утроба кита и явилась как бы жертвенником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

21 ноября по старому стилю празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы. Предпразднство с 20 ноября, отдание 25-го. Уникальность отдания Введения в том, что это единственный праздник в Типиконе, отдание которого соединяется со службой святым. Обычно в отдание служба святому откладывается, и только на отдание Введения празднуется память святых. Праздник Введения упоминается достаточно рано, с IV в., и он также основан на Предании, на Протоевангелии Иакова. Богослужебные тексты пересказывают подробности событий этого праздника, однако снова очень ярко выражена христоцентричность почитания Пресвятой Богородицы в православии. Конечно же, это проявляется прежде всего в тропаре и кондаке. Вспомним тропарь Рождества: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш...», – мы празднуем Твое рождество, потому что из Тебя родился Христос, Который, как солнце, осветил весь мир. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание – в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...» В кондаке Богородица называется «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева». Очень интересные слова в каноне Введения сказаны о Пресвятой Богородице: «Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная» (5-й тропарь 3-ей песни канона). Вы помните, что, по Преданию, Пресвятой Богородице было тогда три года. «Трилетствующая телом и многолетствующая духом» – вот какие интересные слова нашли гимнографы для прославления Божией Матери. Со Введением во храм Пресвятой Богородицы связан один момент, он имеет отношение к предпразднству Рождества Христова. Еще раньше, шесть или семь дней назад, начался Рождественский (или Филиппов) пост, а с Введения, как всем известно, начинается пение рождественской катавасии, начальные слова первого ирмоса которой: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите...». Катавасия – это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе. И катавасии Господских праздников являются своеобразным предпразднством, т.е. пение катавасии Господской назначается на период, когда Церковь готовит нас к следующему Господскому празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  21 ноября по старому стилю празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы . Предпразднство с 20 ноября, отдание 25-го. Уникальность отдания Введения в том, что это единственный праздник в Типиконе, отдание которого соединяется со службой святым. Обычно в отдание служба святому откладывается, и только на отдание Введения празднуется память святых. Праздник Введения упоминается достаточно рано, с IV b., и он также основан на Предании, на Протоевангелии Иакова. Богослужебные тексты пересказывают подробности событий этого праздника, однако снова очень ярко выражена христоцентричность почитания Пресвятой Богородицы в православии. Конечно же, это проявляется прежде всего в тропаре и кондаке. Вспомним тропарь Рождества: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш…» — мы празднуем Твое рождество, потому что из Тебя родился Христос, Который, как солнце, осветил весь мир. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание — в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает…» В кондаке Богородица называется «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева». Очень интересные слова в каноне Введения сказаны о Пресвятой Богородице: «Трилетствующая телом и многолетствующая духом, ширшая Небес и Горних сил превышшая, да восхвалится песньми Богоневестная» (5-й тропарь 3-ей песни канона). Вы помните, что, по Преданию, Пресвятой Богородице было тогда три года. «Трилетствующая телом и многолетствующая духом» — вот какие интересные слова нашли гимнографы для прославления Божией Матери. Со Введением во храм Пресвятой Богородицы связан один момент, он имеет отношение к предпразднству Рождества Христова. Еще раньше, шесть или семь дней назад, начался Рождественский (или Филиппов) пост, а с Введения, как всем известно, начинается пение рождественской катавасии, начальные слова первого ирмоса которой: «Христос раждается, славите, Христос с Небес, срящите…» Катавасия  — это цикл ирмосов, которые поются в конце каждой песни канона на праздничной службе. И катавасии Господских праздников являются своеобразным предпразднством, т. е. пение катавасии Господской назначается на период, когда Церковь готовит нас к следующему Господскому празднику.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

На часах тропарь – «Общее воскресение», «Слава» – «Спогребшеся Тебе». По Трисвятом – кондак. На Литургии святого Иоанна Златоустог о – праздничные антифоны. Входное «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог – Господь, и явися нам». Тропарь «Общее воскресение», «Слава» – «Спогребшеся Тебе крещением», «И ныне» – кондак «На престоле на небеси». Трисвятое. Прокимен, глас 4-й – «Благословен Грядый во Имя Господне, Бог – Господь, и явися нам». Стих «Исповéдайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Апостол: Флп., зач. 247. Евангелие: Ин., зач. 41. За «Достойно» – ирмос 9-й песни «Бог – Господь, и явися нам». О служении в Неделю ваий с храмовым святым см. том 1, с. 107. О БОГОСЛУЖЕНИИ СТРАСТНÓЙ СЕДМИЦЫ Глава 1. Великий Понедельник Вечерня накануне Великого Понедельника. В Неделю Ваий вечером после 9-го часа совершается вечерня подобно тому, как и в другие Недели Великого поста. Порядок вечерни в Неделю ваий такой же, как и в предыдущие. Отличие состоит в том, что 1). стихиры на «Господи, воззвах» полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди постной. На «Славу», а равно на «И ныне» поются песнопения из Триоди. 2). Вход после стихир на «Господи, воззвах» положен вместо великого прокимна произносится дневной «Се ныне благословите Господа» со стихом. 3). Для стихир на стиховне назначены особые припевы – «Воспойте Господеви песнь нову» и «Видеша вси концы спасение Бога нашего». 4). На отпусте произносится: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог», причем святые храма и дневные не именуются. Повечерие читается малое с трипеснцем св. Андрея Критского . Ирмосы по 2 и в заключение каждой песни – тот же ирмос, оба лика вместе. Припев к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». После ирмоса 9-й песни «Чужде мáтерем девствво», пропетого на катавасию и заменяющего собой песнопение «Достойно есть», – Трисвятое, кондак «Иаков рыдаше». Затем «Господи, помилуй» (40 раз). «Иже на всякое время» и т.д. по великопостному чину. Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На сколько все это читать? Минея со ирмосом – на 6, ирмос – 1, тропари – на 5. Поскольку Минея расписана на 4, а нужно читать на 5, 1-й тропарь МИнеи, как правило, читается дважды. Далее – 1-й трипеснец Триоди: без ирмоса на 4 (то есть ирмос опускаем и читаем 4 тропаря, включая Богородичен). 2-й трипеснец Триоди: без ирмоса на 4 (опять пропускаем ирмос и читаем 4 тропаря, включая Богородичен). К предпоследнему тропарю запев в Ирмологии будет: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», а к Богородичну будет запев: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Остается еще дополнительный тропарь 2-го трипеснца. Здесь запев всегда один и тот же: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и идет дополнительный тропарь. Почему дополнительный, понятно: канон читается уже не на 14, как обычно, а на 15. Затем – ирмос 2-го трипеснца Триоди. То есть получается, что всякая песнь с трипеснцами имеет покрывающий ирмос, который находится здесь же, в Триоди. Итак, схема такова: начинаем петь библейскую песнь до метки «на 14», потом поем еще один стих, далее – ирмос Минеи единожды, далее чередуем стихи библейской песни с тропарями. Из Минеи нужно взять 5 тропарей, а в ней, как правило, только 4 – следовательно, первый тропарь придется петь дважды. Далее продолжает чередование – уже с тропарями 1-го трипеснца Триоди. Ирмос 1-го трипеснца вообще никогда не поется и в Триоди даже не приводится. Для чего он указывается, я объясню. Далее – последние четыре тропаря 2-го трипеснца. Опять опускаем ирмос, поем с двумя последними запевами («Слава», Троичен 2-го трипеснца, «И ныне» – Богородичен 2-го трипеснца). Далее: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», дополнительный тропарь. Как бы вместо катавасии поем ирмос последнего из читавшихся канонов. То есть правило о покрывающем ирмосе сохраняется и Великим Постом. Завершая разговор о канонах, укажем, что бывает по 3, 6, 8 и 9 песням (это особые гимнографические тексты). По 3-й песни: – покрывающий ирмос (в среду – из Триоди, в остальные будничные дни – из Минеи)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На сколько все это читать? Минея со ирмосом — на 6, ирмос — 1, тропари — на 5. Поскольку Минея расписана на 4, а нужно читать на 5, 1–й тропарь МИнеи, как правило, читается дважды. Далее — 1–й трипеснец Триоди: без ирмоса на 4 (то есть ирмос опускаем и читаем 4 тропаря, включая Богородичен). 2–й трипеснец Триоди: без ирмоса на 4 (опять пропускаем ирмос и читаем 4 тропаря, включая Богородичен). К предпоследнему тропарю запев в Ирмологии будет: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», а к Богородичну будет запев: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Остается еще дополнительный тропарь 2–го трипеснца. Здесь запев всегда один и тот же: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и идет дополнительный тропарь. Почему дополнительный, понятно: канон читается уже не на 14, как обычно, а на 15. Затем — ирмос 2–го трипеснца Триоди. То есть получается, что всякая песнь с трипеснцами имеет покрывающий ирмос, который находится здесь же, в Триоди. Итак, схема такова: начинаем петь библейскую песнь до метки «на 14», потом поем еще один стих, далее — ирмос Минеи единожды, далее чередуем стихи библейской песни с тропарями. Из Минеи нужно взять 5 тропарей, а в ней, как правило, только 4 — следовательно, первый тропарь придется петь дважды. Далее продолжает чередование — уже с тропарями 1–го трипеснца Триоди. Ирмос 1–го трипеснца вообще никогда не поется и в Триоди даже не приводится. Для чего он указывается, я объясню. Далее — последние четыре тропаря 2–го трипеснца. Опять опускаем ирмос, поем с двумя последними запевами («Слава», Троичен 2–го трипеснца, «И ныне» — Богородичен 2–го трипеснца). Далее: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», дополнительный тропарь. Как бы вместо катавасии поем ирмос последнего из читавшихся канонов. То есть правило о покрывающем ирмосе сохраняется и Великим Постом. Завершая разговор о канонах, укажем, что бывает по 3, 6, 8 и 9 песням (это особые гимнографические тексты). По 3–й песни: — покрывающий ирмос (в среду — из Триоди, в остальные будничные дни — из Минеи)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010