Но помимо формальной стороны, бытие Божие можно рассматривать и со стороны материальной. По этой стороне бытие Божие есть жизнь истинная, чистая, полносовершенная, какой только и свойственно в самом точном смысле наименование жизни 118 . Нужно заметить, что уже в Ветхом Завете понятие жизни берется в двух значениях. Прежде всего, оно употребляется здесь в общем смысле существования. Но наряду с этим общим существует и другое, более частное, понимание жизни. От общего оно тем отличается, что в него входит элемент идеальный. Это не вообще существование, какое представляет обычная действительность, а существование благополучное, жизнь благая. Причем самое это благополучие неизбежно мыслится не как естественное благо, а как благословение Божие. «Вот, Я сегодня предложил тебе, – говорил Израилю чрез Моисея Господь, – жизнь и добро, смерть и зло […] жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушаясь гласа Его, и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» ( Втор. 30:15,19–20 ). Слова эти относятся ко временам патриархальным, а между тем уже и в них довольно ясно выражена мысль, что источником истинной жизни может быть только Бог. Но ясная по своему основному направлению со стороны истинного своего содержания в совершенной полноте, эта жизнь открылась человеку не сразу. Человек может постигать истину только в меру своей восприемлемости. В подлинном своем виде истинная жизнь есть жизнь в Боге и сводится к живому духовному, религиозно-нравственному общению с Богом. До падения своего человек стоял на истинном пути к этому общению и в начатках этого общения. Падение его прежде всего сводится к прекращению этого общения, причем он сошел даже с самого пути к этому общению. Весь смысл земной истории человека состоит в приведении отторгнувшегося от Бога человечества вновь к Нему для жизни в Нем. Но так как человек есть существо свободно-разумное, то тогда только и может вступить в это общение, когда свободно сознает его необходимость для себя и признает в нем единственно истинное самоценное благо своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Обобщение частных фактов  явлений было в характере той мудрости (хокмы), представителем которой служил Соломон, и могло, кроме того, иметь особенную цель, состоящую в связи с идей и назначением самого произведения. Таком образом вопрос о сообразности исторического содержания нашей книги с временем Соломона должен разрешаться исключительно или, по крайней мере, преимущественно на почве еврейской истории. Но пока ещё не знаем истории Соломона и его царствования, пока ещё не определился для нас смысл исторического содержания нашей книги, чтобы можно было видеть, на сколько верны извлечённые из неё представления о состоянии исторического содержания её во всей широте с историей Соломона и его времени. Можем, однако ж, руководствуясь сведениями, почерпаемыми из священных книг о внутренней жизни еврейского народа в век Соломона, поверить по ним по крайней мере те общие черты из этой жизни, – те  явления в жизни общества, современной Соломону, которые наглядно выставлены Екклезиастом, как явления, им видимые . Исторические книги ветхого завета не много сообщают нам сведений о внутренней жизни еврейского народа в веке Соломона. Но мы имеем дидактическое произведение самого же Соломона, которое служит зеркалом дел человеческих в еврейском обществе в веке этого государя. Мы разумеем книгу Притчей . Книга эта есть собрание практических замечаний и наставлений, высказанных Соломоном в разное время его жизни и по поводу тех или других религиозных, нравственных, социальных и политических явлений, встречавшихся ему в современном еврейском обществе. Если мы сличим нашей книгу с этой книгою, то увидим, что и в книге Притчей намекается на те же недостатки и недуги  еврейском народе, какие указываются в книге Екклезиаст. Представим несколько примеров такого сличения. Видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там несправедливость(Екклез. 3. 16). В книге Притчей часто встречаются замечания о нарушении справедливости на суде и о ложных свидетелях. Соломон в этих замечаниях хочет указать своим современникам, как противно то и другое Господу и пагубно для виновных. Притч. 17, 15 : оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом . – Притч. 17, 26 : не хорошо обвинять правого и бить вельмож за правду. Притч. 18, 5 : не хорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суд . Притч. 24, 24 : кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена. Притч. 21, 3 : напротив того, соблюдение правды и правосудия больше угодно Господу, нежели жертва . Притч. 19, 18 : не будь лжесвидетелем на ближнего твоего; к чему тебе обманывать устами своими? Притч. 19, 5 : лжесвидетель не останется безнаказанным, и кто говорит ложь, не спасётся . Под. 21, 28. 14, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

Чистота и благоговение в общении с Божественным Откровением (Писанием) раскрывается в отношении к Библии как Господнему руководству к действию. Сказано: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс. 118:105 ). Чистота в строгом отстаивании насущных проблем физического характера, в плоскости социальных интересов человеческой жизни также должна присутствовать в жизни верующего человека. Христианин никогда не должен поддерживать правителей – тиранов, безжалостных эксплуататоров, мошенников, воров и спекулянтов. Проявление чистоты в области социальных отношений есть естественное стремление к справедливости. Сказано: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис. 1:17 ). Библейские этические и нравственные принципы осуждают систему процентов как форму экономического закабаления. Писание призывает нас в экономической жизни придерживаться принципов религиозной и национальной корпоративности и не выстраивать никаких экономических, политических и социальных отношений с чужими (не принадлежащими ни к нашей вере, ни к нашей национальности). Следовательно, те приспешники интересов чужих должны рассматриваться нами, несмотря на их религиозную и национальную принадлежность, как предатели, отступники и чужие. Молитва Господня научает нас соборному восприятию жизни и удаляет нас от эгоистической религиозности, замкнутой только на самой себе. Принципы соборной солидарности союза любви единоверцев подчеркиваются словами множественного числа. Прочитаем всю Молитву Господню, выделяя для себя слова во множественном числе, произносимые как призыв к соборной ответственности одного единоверца за всех остальных: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» ( Мф. 6:9–13 ). Попробуйте заменить слова «наш» на «мой», «нам» на «мне», «наши» на «мои», «мы» на «я», «нас» на «меня» – и это уже не будет молитва христианина православного исповедания, это будет христианство наоборот. Сын Божий учит нас: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Всесожжения за грех не угодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Пс. 39, 7–9 ), ( Евр. 2, 5–7 ). Т.к. жизнь и все поступки Христа выражали собой послушание Отцу, служили осуществлением самоотверженной любви к Нему, то вся жизнь Его и все действия Его представляли собой истинную, совершенную, бесконечную жертву Божественной любви. И вся без остатка жизнь Спасителя была одним целостным актом непрерывного жертвоприношения, так что крестная смерть явилась заключительным и самым высочайшим моментом этой жертвы. Христос дал людям высочайший образец послушания Богу и благодатные силы, необходимые для фактического осуществления в каждой отдельной личности религиозно-нравственного совершенства самоотверженной любви. « Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» ( Евр. 5, 8–9 ). «Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» ( 1Ин. 1, 2 ) «от Божественной силы Его (т.е. Господа нашего Иисуса Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия» ( 2Петр. 1, 3 ). Искупительным подвигом Христа человечество возвращается в свое нормальное состояние, снова получает возможность истинной жизни и способность к ней. Христос является для людей единственной мощной «силой во спасение» ( Рим. 1, 17 . 1Кор. 1, 24 ), «вождем их спасения» ( Евр. 2, 10 ), единственным «путем» к Богу» ( Ин. 15, 6 ). Следовательно каждый отдельный человек может усвоить себе спасение, совершенное Иисусом Христом, единственным способом. А именно: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» ( 1Ин. 5, 11 ), поэтому любой человек может стать только участником этой вечной жизни через личный сознательно-свободный подвиг, приобщиться божественной, истинной Христовой жизни. Собственно жизненно-реальное общение со Христом и есть жизнь вечная. Сущность нормальных отношений человека ко Христу раскрывается в Апостольском учении о Христе, как истинном Родоначальнике и Главе обновленного человечества – Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/p...

е., самая сердцевина, самый корень, зародыш греха (отрицательный момент). Поскольку жизнь и поведение Христа Спасителя выражали собою послушание Отцу, служили осуществлением самоотверженной люби к Нему, постольку вся жизнь Его и все действия Его представляли собою истинную, безусловно совершенную, бесконечную жертву оскорбленной грехом человека Божественной праведной любви. Ведь именно «непослушание» ( πει’θεια) всех без исключения людей – как иудеев, так и язычников, – делало невозможным, по учению Апостола, помилование их Богом 226 . Между тем именно вся жизнь Спасителя была одним целостным актом непрерывного жертвоприношения, так что крестная смерть явилась лишь заключительным и, конечно, самым интенсивным, характерным, высочайшим моментом этой величайшей жертвы 227 . Принесши праведной любви Божией безусловно совершенную жертву за их грех непослушания, Христос в Своей жизни, явившей покорность Отцу даже «до смерти, смерти крестной» дал людям высочайший образец послушания Богу и, кроме того, даровал благодатные силы, необходимые для фактического осуществления в каждой отдельной личности религиозно-нравственного совершенства самоотверженной любви. В силу бесконечно великой и совершенной жертвы Христовой « от Божестванной силы Его (т. е. Господа нашего Иисуса Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия» 228 , причем основною целью жизни христиан служит именно сделаться «причастниками Божеского естества» ( θει’ας κοινωνο φυ’σεως) 229 . Эти блага христианского спасения, по Апостольскому учению, дарованы людям именно в силу осуществления Христом совершеннейшего послушания Богу. « Хотя он и Сын, однако страданиями навык послушанию ( τν πακοη’ν) и совершившись ( τελειωθει’ς), сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» 230 . – « Как непослушанием ( δι τς παρακος) одного человека сделались многие грешными, так и послушанием ( δι τς πακος) одного сделаются праведными многие» 231 . Искупительным подвигом Христа человечество возвращается в свое нормальное состояние, снова получает и возможность истинной жизни, и способность к ней. «Жизнь вечная» не есть какое-либо абстрактное понятие или только субъективное состояние, – она существует и объективно, реально, в конкретной действительности, явившись на земле в Лице Богочеловека Христа и сделавшись доступною человечеству чрез искупительно-мессианский подвиг Христа. « Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» 232 . Иисус Христос «есть истинный Бог и жизнь вечная» 233 . « Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется... Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» 234 . « Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» ( δ ατο) 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

И вот Иаков теперь вынужден уходить в Харран. И мать говорит ему о Лаване: И поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас? (Быт. 27, 44–45). Для чего мне в один день лишиться обоих вас? – Вот посмотрите, какие удивительные слова! Что же имеется в виду? Если Исав убьет Иакова, она теряет Иакова и теряет Исава – он стал убийцей! Сын, который стал братоубийцей, – ну, что это такое? Он духовно мертв, нравственно мертв, морально мертв. И поэтому она опасается не только за Иакова, она и об Исаве думает, она продолжает его любить как мать. Святитель Филарет (Дроздов) пишет: « Для чего мне в один день лишиться обоих вас? Ибо сын убиенный и сын–убийца равно потеряны для сердца матери». Она сознательно поменяла его статус «первенца», все это подстроила, потому что, обладая духовным зрением, она видела качества своего старшего сына, что он совершенно не способен стать религиозным лидером своего племени. И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских (Быт. 27, 46). То есть от этих хананеянок, которых Исав привел в дом, она была жизни не рада! Я думаю, и вы бы жизни были не рады, если в ваших семьях жили бы эти неверующие хананеянские юноши и девушки, которые вступили в брак с вашими детьми, – это просто страшное что-то! И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь? (Быт. 27, 46). То есть она его отсылает к Лавану, и она умоляет его, чтобы он не брал этих хананеянок: пусть возьмет себе достойную жену! И мы знаем, что там, в Месопотамии, он найдет себе двух жен – это будут Лия и Рахиль. Но это будет уже совсем другая история, другая беседа, если будем живы, и Господь позволит. Спаси вас Христос! Рейтинг: 10 Голосов: 666 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/111494.html

«И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое» ( Мф.7:24–28 ). Конечно, эту евангельскую притчу Господь изрек не для того, чтобы преподать нам урок обыкновенной житейской строительной техники. Христос Спаситель имел здесь в виду высшую технику, высшее строительство душевного спасения и потом всякое другое идейное творчество. Оно ни в коем случае не может быть беспочвенным. Его нельзя созидать на текучем, неустойчивом песке меняющихся теорий и человеческих самоизмышлений. Тут нужны твердые, осевшие пласты религиозного сознания и вековых священно-исторических преданий. Без этого фундамента всякое строительство будет непрочным. И, в самом деле, отнимите у человеческой совести веру в целесообразность мировой жизни, лишите ее этой незримой идеальной атмосферы, и вы увидите, что она будет поражена неисцелимым недугом. Для человека тогда наступает как бы нравственное удушье. Душа его умирает. Всякое чувство в ней бывает подорвано и движение воли внутренне обессилено. Не здесь ли тайна того общего уныния и бессилия жить и творить, которое многих толкает на самоубийство. Если древний языческий мудрец бесплодно искал точки опоры, чтобы повернуть землю, то такая точка религией дана и дается. Сделайте точкой опоры устроения земной жизни живое религиозное сознание и вы перестроите жизнь. Вы, прежде всего, повысите ее ценность. Из момента она превратится в вечность. И человек тогда – не случайно вздувшийся пузырь на мировом океане бытия. Он – разумный строитель жизни, понимающий, что на эту идейную стройку нужен не гнилой материал, а крепкие, здоровые начала жизни. С энтузиазмом, с победной верой в силу и вечность света, правды и добра выступит он на борьбу с темными силами и в этой борьбе победит, ибо «сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). Моральное разложение народа, всегда является результатом многих и весьма сложных причин общего характера. Но мораль народа покоится, прежде всего, на религиозной основе. Если научные основы не могут дать законно-обязательного базиса для морали нашей интеллигенции, то народу, массе, особенно нашей русской отсталой массе, они решительно непонятны и, может быть, останутся непонятными в течение столетий или тысячелетий. Даже, если бы основы эти и стали понятными, то едва ли можно надеяться, что они обратятся в авторитетный, руководящий закон. Личность склонна к бунту против всех мерок, стоящих не выше уровня земного интереса. Личность, в сущности, никогда не поступится своими влечениями в пользу мира, который является для нее только отвлеченным понятием, или в пользу потомков, которым она ничем не обязана.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

Иной большей сих заповеди нет. Обе эти заповеди взяты из книг Ветхого Завета (Второзаконие, VI, 4-5 и Левит, XIX, 18), но для многих законников и книжников еврейских они оставались малозаметными и терялись в массе мелких обрядовых предписаний. Господь ставит их в основу религии и религиозной жизни, выдвигая, как и всегда, на первый план чувство, внутреннюю жизнь сердца, а не поведение человека, не его внешние дела, которые вырастают из этого чувства, как стебель из корня. Итак, любовь к Богу и любовь к ближнему — вот двойная основа религии. Иногда много и всегда бесплодно спорят о том, которая из этих заповедей важнее и нужнее для человека? Есть много людей, которые не только поставят любовь к человеку выше любви к Богу, но и определенно заявят, что последняя не нужна: достаточно любить человека. Во французских школах последнего времени упорно старались заменить религию этикой, то есть философским учением о нравственных отношениях только к людям. В действительности спор этот в рамках учения о спасении человека не имеет смысла, как не имел бы смысла спор, что нужнее для жизни: вода или хлеб? В христианской жизни, как учит Господь, необходимо и то и другое; любовь к Богу и любовь к человеку. Одно с другим тесно связано, и одно без другого существовать не может. Любящий Бога любит и человека как образ Божий, и для него любовь к человеку есть лишь одно из проявлений любви к Богу, почему Спаситель и называет эти заповеди подобными. С другой стороны, как говорит апостол Иоанн, кто говорит: " я люблю Бога " , а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. IV, 20). Однако Господь называет заповедь о любви к Богу первой, а в Евангелии от Матфея даже наибольшей (Мф. XXII, 38). Это потому, что любовь к Богу служит фундаментом всей духовной жизни человека, или, точнее, тем теплом и светом, лучами которого должны быть пронизаны и согреты все дела человека, чтобы они были в Боге соделаны, по заповеди Спасителя (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

467 Не ясно ли из этого, что и Христос должен бы называть Иосифа Своим единственным родителем, если бы еще в отроческий период Своей земной жизни не признавал Себя вочеловечившимся Единородным Сыном Божиим? . Но еще очевиднее и решительнее засвидетельствовал Христос о Себе, как о вочеловечившемся Единородном Сыне Божием, в самые важные и знаменательные часы Своей земной жизни, быв предан Иудою в руки врагов Своих, иудейских начальников, и подвергшись суду их. Сполна приведем относящееся сюда место из евангельского повествования. Лжесвидетели, подкупленные врагами Христа, взводили на Него разные обвинения, но Он не отвечал на вопросы, предлагавшиеся Ему неправедными Его судиями. Первосвященник же сказал Ему: закликаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам, отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует; на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 468 К каким бы софистическим измышлениям и истолкованиям ни прибегали враги христианского верования в богочеловеческую природу Христа, одного приведенного евангельского места достаточно, чтобы неправда была в конец разбита и сокрушена. Дело шло о жизни или смерти Христа. Исход суда над Ним находился в зависимости от того, объявит Он Себя, или нет, истинным Богочеловеком? Признать Себя Единородным Сыном Божиим, вочеловечившимся и живущим среди людей, значило для Христа не только обречь Себя на различные тяжкие поругания, бессердечные издевательства над Собою и жгучие страдания, но и самому Себе произнести смертный приговор. Не мог, конечно, желать и искать всего этого Христос. Он страдал и мучился душевно в Гефсиманском саду ввиду даже одного предведения и предчувствия участи, ожидающей Его. 469 Он не мог заранее не знать, что собственно послужит для Его, ослепленных страстями, упорных врагов основанием к тому, чтобы предать Его самой позорной и мучительной смерти. Самый ответ на вопрос, действительно ли Он – Сын Божий, Христос должен был дать под присягою. Но что же это значило? Ему приходилось свидетельствовать о Своем сыновстве Богу не пред людьми только, но и пред Самим Богом, Коего Он так чтил и исполнение воли Которого почитал единственным долгом Своей жизни. 470 Ввиду всего этого требовалось, если позволительно так выразиться по отношению к Спасителю, самое обдуманное и самое ясное свидетельствование о Себе с Его стороны. Значит, именно теперешние Его слова о Своей богочеловеческой природе должны для всех иметь самое решительное и непререкаемое значение. Что же Он ответил на вопрос о своих судей и как поняли смысл Его слов эти последние?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Во-первых, в словах апостола им самим выделены некоторые «советы», которые дает он от своего имени, надеясь, что «и он имеет Духа Божия», и прямые «повеления Господни». Начинает апостол с того, что, отвечая на некие вопросы, утверждает идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому – «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. Такая трактовка является плодом полного непонимания того смысла, который имеет брак в рамках христианства. Этот смысл мы ниже попытаемся воспроизвести. Запрет развода апостол Павел утверждает не в качестве собственных соображений, а в качестве прямого повеления Господня. Далее же, уже «от себя», советует не рассматривать как повод для развода неверие одного из супругов: если он (или она) не против продолжения семейной жизни, то верующий супруг не имеет повода разводиться, более того – может и должен надеяться спасти свою «половину». Другое дело, если неверующая «половина» хочет развестись, – пусть разводится, и этот развод освобождает верующего супруга от обязательств. Далее апостол несколько отвлекается от вопросов семейно-брачной жизни и говорит в более общем плане, что никакое внешнее положение не может само по себе быть препятствием для христианской жизни: обрезан ты или нет, раб ты или свободный, – само по себе это не имеет значения. И то же апостол Павел говорит и о девстве, подчеркивая снова, что не имеет на этот счет повелений от Господа: «Хорошо человеку оставаться так» — то есть так, как он есть: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Впрочем, даже и это правило – не искать другого – не абсолютно: «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит». Те доводы, которые вслед за этим приводит апостол, относятся не к богословию и даже не к общим теоретическим нравственным основам жизни, а целиком к сфере практических удобств и выгод. Основное предостережение желающим жениться: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». А, кроме того, безбрачному легче отдавать всего себя на служение Богу, собственно, только безбрачному это и доступно в полной мере.

http://pravoslavie.ru/192.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010