Прем.14:21 . И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам. 21–31 . Этот отдел содержит в себе описание в высшей степени пагубного влияния идолопоклонства на нравственную жизнь людей. (Подобное же место см. Рим. 1:24 ст. и дал.). Писатель книги Премудрости Соломона вообще признавал тесную и неразрывную связь между религиозным познанием и нравственностью. Как, по его мнению, нравственная чистота делает человека способным к богопознанию, так обратно, религиозное заблуждение приводит к нравственному падению. Религиозное заблуждение язычников писатель кратко формулирует так: «они… несообщимое Имя прилагали к камням и деревам». Ср. Ис. 42:8 «…покоряясь или несчастию (см. 15 ст.), или тиранству» (см. 16 ст.). Прем.14:22 . Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. 22 . Заблуждая в познании о Боге, язычники, «живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром». Под «великой борьбой невежества» многие толкователи разумеют ожесточенные споры, которые происходили у язычников благодаря различным и противоречивым учениям о богах, их происхождении, существе, силе. Но эти споры происходили в среде язычников образованных по тому времени, уже отрешившихся от грубого идолопоклонства, между тем как писатель говорит здесь о простонародной массовой религии, именно о невежественном идолопоклонстве. «Великая борьба» далее в этом же стихе противопоставляется миру и называется «великом злом», которое подробно и описывается в следующих стихах. Отсюда видно, что эта борьба совершается собственно в нравственной жизни и состоит в том, порождаемом политеистическим воззрением, внутреннем беспокойстве и смятении духа, которое происходит от того, что человек не находит нигде внутреннего единства жизни. Этой причины своего внутреннего разлада сами язычники не замечают и потому «великое зло называют миром».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Недопустимо, когда на преподавание Основ православной культуры ориентируются лица, имеющие поверхностное представление о Православии или не понимающие культурологическую составляющую предмета. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации надлежит разработать необходимые методические и информационные материалы, осуществлять консультационную поддержку епархий, получать от них информацию о текущей ситуации и координировать труды по переподготовке педагогов. Неослабевающее внимание должно уделяться развитию приходских и епархиальных воскресных школ. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации надлежит разработать стандарт для церковно-приходских школ, содержащий образовательный минимум необходимых вероучительных знаний и церковных навыков. 35. Одной из важных сфер деятельности епархий и приходов сегодня является проповедь Евангелия среди молодежи и воспитание молодых людей в духе христианских нравственных ценностей. Епархиям и, в рамках их возможностей — приходам, следует разрабатывать ежегодные программы в области работы с юным поколением, включающие в себя разного рода проекты, к организации и осуществлению которых привлекались бы молодые люди. Важно при этом учитывать неоднородность молодежных групп и различную степень воцерковленности молодых людей. Необходимо развивать и постепенно распространять во всех епархиях опыт создания молодежных объединений и советов при приходах города Москвы. Синодальному отделу по делам молодежи надлежит усилить координационную деятельность и методическую поддержку соответствующих епархиальных отделов. 36. Главными задачами Церкви являются богозаповеданная проповедь Евангелия и совершение Таинства Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе. Вместе с тем Церковь не остается в стороне от жизни общества, прежде всего от нужд обездоленных. Когда придет Судия, Он обратится к милосердным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

По слову священномученика Иринея Лионского , «Бог в Своем увещании всегда соблюдал свободу и самовластие в человеке, дабы по справедливости неповинующиеся Ему были наказаны за то, что не повиновались, а послушные и верующие Ему были почтены Жизнь во Христе требует от человека постоянных духовных усилий, направленных на исполнение воли Божией и на борьбу с греховными страстями. По слову Господа Иисуса Христа, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф 11:12 ). В этой борьбе христианин уповает на спасительную благодать Божию, которая подается в ответ на личную и церковную молитву, через участие в таинствах Церкви, через исполнение заповедей и совершение добрых дел. Спасения невозможно достичь без духовного труда, и одна только вера не преображает человека. Апостол говорит: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» ( Иак 2:1920 ). Истинная вера ведет христианина к такому образу жизни, который соответствует изначальному замыслу Бога о человеке. Царствие Небесное превосходит земное существование, а потому, по слову блаженного Иеронима Стридонского , это «великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от Глава 1. Закон и благодать § 1. Заповеди Божии и естественный нравственный закон Воля Божия, следование которой необходимо для вечного спасения, выражена в божественных заповедях, содержащихся в Священном Писании. Религиозно-нравственные заповеди Ветхого Завета — это божественное откровение о нормах жизни человека, соответствующих его должному внутреннему устроению. Заповеди Нового Завета подтверждают ветхозаветные религиозно-нравственные предписания, а также уточняют и углубляют их. В этих заповедях Господь Иисус Христос указывает человеку путь к внутреннему духовному преображению по тому образу, который Он явил в Своем Лице как Богочеловек. Преображение человека совершается в Церкви — силою благодати посланного Христом Святого Духа, Который наставляет христиан «на всякую истину» ( Ин 16:13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Существовало подобного рода отлучение от религиозного и политического общения и в Римском государстве. Известно, что отношения между патроном и клиентом у римлян почитались священными, тот и другой взаимно предохраняли себя во всех обстоятельствах жизни и оказывали друг другу взаимную помощь, никто из них не смел приносить на другого жалобу или давать на суде показания не в его пользу и вообще становиться на сторону его противника. А кто нарушал это право, того по закону признавали у них за изменника – его назначали в жертву подземным богам, исключали как беззаконника из общества, и каждый мог убить его безнаказанно. Если автор, сообщающий это, вслед за сим присовокупляет, что посвящать тела безнаказанно убиваемых преступников в смысле жертвы подземным богам было обычаем римлян, то этот обычай мы находим вторично в позднейшей истории Рима. Divis devovere – посвящение фуриям было не что иное, как торжественное изъятие преступника из человеческого общества. Можно бы представить и ещё несколько исторических доказательств на это, но и приведённых достаточно, чтобы видеть, что отлучение от религиозного общения преступников и нарушителей Божественного закона уже и в языческих религиях почиталось естественным и необходимым правом. И если мы не хотим утверждать, что это учреждение имело одну только нравственную сторону без всякого политического характера и везде существовало в определённой и постоянной форме, то никто, равным образом, не будет отвергать в нём ближайшего сходства с церковным отлучением. Это отлучение ведёт своё начало от самых первых времён человеческого рода. Первообразом его является грозное осуждение с его роковыми последствиями, которые произнёс Сам Творец на наших прародителей по их грехопадении: «И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт.3:23–24 ). Это изгнание из Рая есть первое отлучение человека от непосредственного общения с Богом, сопровождавшееся для человека тяжёлыми последствиями. Близкий доселе к Богу, он стал далёким от Него, чуждым Ему рабом Его. Он лишился прежних своих преимуществ, и проклятие (что равносильно отлучению человека от Бога) отселе тяготеет над всей землёй. Лишившись непосредственного руководства Божия, он чаще и чаще нарушал теперь волю Божию, глубже и глубже падал нравственно, а чем глубже были эти падения, тем грознее раздавался голос Владыки Бога, подвергавшего человека наказанию за всякое преступление против Его закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Эта истина раскрывается в св. Писании с полною определенностью, не допускающею никаких перетолкований. По учению св. Григория Б., воплощение Сына Божия было для того, чтобы «невместимому сделаться вместимым, чтобы Бог вступил в общение с людьми через посредство плоти, как через завесу, потону что рожденной и тленной природе невозможно сносить чистого Его Божества» 1658 . По словам св. Григория Н., «Сын Божий пришел, соделавшись таким, каким люди могли принять Его, – лучи Божества приосенив покровом тела» 1659 . «Свое нестерпимое и необъятное величие Бог соразмеряет со взорами человеческими, Чтобы люди могли видеть Бога. Сын Божий, телом ограничив Свое необъятное величие, явил в Себе, как в зеркале, все величие Божества, чтобы. воспользовавшись Им. как зрительным стеклом, люди узрели и Отца 1660 . По мысли препод. Макария E., «Господь восприял тело от Девы» с тою целью, чтобы получить возможность войти с людьми в непосредственное общение. Тело послужило орудием, «органом» этого общения. «Если бы он пришел непокровенным Божеством», то никто не мог бы «вынести» Его явление 1661 . Таким образом. беспредельный и недоступный Бог, по своей непостижимой благости, принял тело, как бы умалился в неприступной славе, чтобы Ему можно было войти в единение со Своими видимыми тварями, 1662 чтобы они могли сделаться причастниками жизни Божества 1663 , 1664 . Следов., во Христе открыто людям, во всей доступной им полноте, познание жизни Божией, самая основа и действительная сущность религиозно-нравственного блага – высочайшая и совершеннейшая любовь. « Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» 1675 . При этом любовь Христа, во имя которой Он положил душу Свою за друзей ( Ин.15:13 ), не была только нравственною силою, но она имела религиозно-объективное значение, – она была откровением любви Отца, откровением Его существа 1676 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Истинные слова! Так и есть! Четверть века с расстрела веры... небольшое, но важное уточнение: не " расстрела " , а разстрела Русь Святая, храни Веру Православную! 6. Георгию (Юрию) Спасибо, брат, за искренние слова! Территория любви - это территория смысла жизни. И где любовь, там и нравственность. " Да любите друг друга " - вот и вся нравственная мобилизация. А для борьбы с духами злобы нужна другая мобилизация. Здесь надо вот что. Послание к Ефесянам, глава 6, ст. 10–17: " 10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. 13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. 14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15. и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. " Укрепимся же могуществом и силою Господа! Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/11/o_...

Но такую заповедь дал им: слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо» 1400 и т. п. Понимали ли ессеи правильно все эти и им подобные места св. писания, обличающие ту мертвую обрядность, которою ограничивалось богопочтение погрязшего в пороках общества 1401 , или же они извращали истинный смысл учения пророков и, применительно к своему положению, отрицали всякое значение жертвы в деле выражения внутренних, нравственно-религиозных расположений, но во всяком случае во всех таких местах св. писания они могли находить оправдание усвоенной ими религиозной практики, усматривая в них полное подтверждение своего воззрения о незаконности и ничтожности тех жертв, которые приносились в иерусалимском храме недостойными представителями священства 1402 . Все это вместе взятое и долговременная привычка к синогогальному богослужению, и прещения пророков против искаженного жертвенного культа, и усвоенный взгляд на недействительность и ничтожность жертвы, совершаемой незаконно поставленными представителями священства все это имело своим естественным следствием то, что ессеи мало помалу нечувствительно оттолкнулись от храмового иерусалимского культа и не, только сочли возможным обходиться без жертв, но и решительно стали предпочитать, как свидетельствует Иосиф, свои собственные очищения храмовым жертвам 1403 . Таким образом то, что на первых порах представлялось для ревностного к закону иудея совершенно немыслимым, это с течением времени, благодаря особым историческим обстоятельствам и своеобразному развитию национально-религиозной жизни палестинских иудеев, сделалось само собой. Выяснив то, каким образом в ессенизме могло возникнуть ясно засвидетельствованное нашими источниками отвержение храмовых жертв эта наиболее отличительная и, по-видимому, наиболее трудная для объяснения особенность ессейской секты, так как принесение жертв всегда было самою священною для иудея обязанностью, обратимся к другим выдающимся особенностям ессейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончив повествование о событиях внутренней жизни Церкви, Дееписатель опять дает характеристику тогдашнего состояния христианского общества. Для этого состояния характерно множество знамений и чудес, совершавшихся Апостолами " в людях, " то есть, по-видимому, среди неверующего народа, для привлечения его к вере во Христа, а также - единодушие между всеми христианами. Все верующие во Христа даже при посещении храма держались там вместе, одной сплоченной массой. Таким местом был " притвор Соломонов " - крытая галерея при Главном входе в храм, очевидно удобная для христиан, по своей значительной величине. Чувство некоторого страха и высокого почтения к христианам делало то, что все держались от них в некотором почтительном отдалении. " Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их, " то есть народ прославлял их, ценя очевидно их высокие религиозно-нравственные качества. Далее говорится, что число верующих во Христа, как мужчин, так и женщин, все более и более увеличивалось. Особенно поразительны были чудеса исцелений болящих, причем, как прежде даже одно прикосновение к одежде Христовой давало исцеление, так теперь исцеляла даже тень проходящего Петра. Буквально исполнились слова Христовы на Апостолах : " верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит " (Иоан. 14:12). Громадный успех Апостольской деятельности вызвал новое гонение против Апостолов со стороны иудейских властей. Как раньше они воспылали ненавистью против Господа по зависти, так и теперь, по слову Дееписателя " первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти. " Под " архиереем, " или первосвященником здесь надо понимать Каиафу, который тогда был правящим. Религиозно-нравственное разложение в этом высшем иудейском обществе было тогда так велико, что нет ничего удивительного в том, что и сам первосвященник принадлежал к саддукейской ереси, отвергавшей существование души и воскресение мертвых. Иосиф Флавий прямо говорит, что один сын Анана, или Анны, тестя Каиафы, был саддукеем. Может быть, Каиафа не открыто принадлежал к этой секте, а тайно разделял ее воззрения. На этот раз с Апостолами поступили более сурово, замышляя даже умертвить их (ст. 33): " заключили их в народную темницу, " то есть их заключили, как преступников.

http://sedmitza.ru/lib/text/430520/

Они чтут новомесячия и субботы и вместе с тем оскверняют эти дни корыстолюбием, неправдою и притеснением бедных ( Ам.8:4–6 ). В других случаях усердные праздничным торжествам, в тех случаях, когда праздники затрагивают их денежный интерес и затрудняют наживу, тяготятся ими, желают, чтобы они скорее миновали и развязали им руки для торгового плутовства, мелких прибылей и безжалостного закрепощения бедных в рабство (св. Ефрем Сирин ). Более того: места священных собраний обращаются у них в места разврата. На вершинах гор они приносят жертвы, а на холмах совершают каждения под дубом и тополем и теревинфом и вместе с тем предаются разврату: любодействуют дочери их и прелюбодействуют невестки их: а сами отцы и сыновья развратничают с блудницами и с любодейцами приносят жертвы ( Ос.4:13, 14 ); т.е. культ израильский вместо, чтобы служить духовной пользе народа, обратился в школу разврата, тем более омерзительного, что разврат этот освящался религиозно. Дело дошло до того, что Израиль позаимствовал у язычников в числе других мерзостей и институт кедешей или гиеродулов, обрекавших себя на гнусное служение богине Ашере (срв. Вт. 23:17; 3Цар. 14, 24, 15, 12; 22, 46 ). Несомненно в этом смысле пророк Осия говорит о принесении отцами и сыновьями жертв с блудницами (Kedeschoth имеет в Священном Писании специальное значение для обозначения женщин, продававшихся за известную плату, которая шла в доход храма). Возможно, что и слова пророка Амоса Ам. 2:7 : «отец и сын ходят к одной женщине, чтобы бесславить святое имя Мое» 144 , заключают намек на этот же позорный институт, ибо оскорбление святого имени Иеговы через разврат ближайшим образом могло иметь место именно при религиозном бесчинстве. У пророка Осии, кроме Ос.4:14 , более или менее определенно говорится об этой священной проституции в Ос.6:10 : «в доме Израиля (в Вефиле) Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Наконец, представители официального культа, которым вверена тора для научения народа истинной жизни ( Ос.4:5 ), не отвечают своему назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Такое высокое нравственное настроение, которое возбуждается пребыванием в храме, должно проникать и служителей храма, священников, которые должны быть «облеченными в правду» ( Пс.131:9 ). Проникаясь в храме высокорелигиозным настроением, человек находит в храме же и поддержку этому настроению, когда в минуты колебаний и сомнений получает в храме от Бога разрешение различных, волнующих душу запросов и недоумений, например, о кажущейся несправедливости в мире «Я позавидовал безумным, – говорит свящ, поэт, – эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?.. И я думал как бы уразуметь это; но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их... Я всегда с тобою; Ты держишь меня за правую руку, Ты руководишь меня советом Твоим» ( Пс.72:3 , Пс.72:12–14 ; Пс.72:16–17 ; Пс.72:23:24 ). Оказывая в храме поддержку человеку в моменты тревоги и колебаний и умиротворяя его душу, Господь в храме оказывает помощь людям и в других отношениях; «во святом жилище Своем», говорит псалмопевец, Бог является «отцем сирот и судьей вдов ( Пс.67:6 ); вообще, Господь «посылает помощь из святилищ; и с Сиона подкрепляет» людей ( Пс.19:3 ). Глубокие религиозные переживания верующей души находят в храме питание себе, как дерево находит свое питание в почве ( Пс.91:14 ) и могут доходить до такой степени напряженности, что верующий человек может ощущать в храме непосредственную близость Божества и вместе с тем блаженство постороннего мира, ( Пс.83 . Пс.41 , Пс.26 , Пс.35:8–10 ). В таких чертах Давид и другие, более или мене близкие по времени к появлению храма псалмопевцы представляли себе значение храма для религиозно-нравственной жизни евреев. Глава III. Значение построения иерусалимского храма а) для города Иерусалима, б) для династии Давида Созидая в Иерусалиме храм, который должен был объединять вокруг себя народ еврейский и одушевлять и поддерживать на должной высоте религиозно нравственную и общественно-государственную жизнь евреев, строители храма, цари еврейские, естественно, могли иметь при построении храма расчеты и цели и иного характера, и связывать надежды на осуществление этих последних с постройкой храма в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010