Двадцать шестой день. Поучение 4-ое. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника престола Георгия Александровича 13 . (О почитании родителей). I. В этот высокоторжественный день, возлюбленные братие, когда св. церковь молится о здравии и благоденствии нашего Благочестивейшего Государя Императора, истинного Отца великого семейства, называемого государством, и Наследника Его престола, уместно будет побеседовать с вами о почитании родителей. Это потому, что если дети научатся почитать своих родителей, отцовь семейства, то онн будут воздавать истинное почитание и великому Отцу своему, Государю Императору, который для государства – этого великого семейства, то же, что и родной отец для семьи. II. Почитание родителей – это любовь, соединенная с уважением; любовь есть уважение и почитание. Слово «почитай» заключает в себе слово «люби», потому что без любви нет истинного почитания. а) Непочитание родителей, по учению слова Божия, есть признак полной нравственной распущенности, есть величайшее нравственное преступление. В первой главе послания к римлянам св. апостол Павел, рисуя картину языческой развращенности, завершает ее следующим описанием: «люди сделались дерзкими, надменными, тщеславными, изобретательными на зло, непослушными родителям». Хотя детская привязанность врожденна, но все же воспитание может возвысить, увеличить и облагородить ее. Евреи, мудростью которых мы можем воспользоваться, требовали детской привазанности с усиленной настойчивостью. Эта привязанность составляла основу древней прекрасной патриархальной жизни. Книги: «Притчей» и «Екклезиаста» полны похвал детской привязанности и строго угрожают непослушным и непочтительным детям. В еврейской истории прекрасный Иосиф выставляется не только образцом юношеской чистоты, но и сыновней любви. С другой стороны, ненависть к памяти красиваго, но испорченного Авессалома так велика, что до настоящего времени евреи учат своих детей плевать на его могилу, когда они проходят по долине Иосафата, и бросать камнем в место упокоения непокорного сына (2 царь. XVIII, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

     Один из тупиковых вопросов – что почитать детям. Что вообще читать детям? Чтобы правильно, культурно и как положено. Желательно по возрастам. Но, может быть, уместнее такой вопрос: что почитать нам самим, что почитать нам всем вместе? Это особенность семейного чтения и вообще семейного образования: здесь не бывает строгих возрастных рамок. Нельзя сначала почитать трехлетнему младенцу, после этого открыть книжку для пятилетнего, потом устроить блиц-урок чтения для восьмилетнего, а потом чтение для подростков. Раз читаем – то уж все вместе. И читаем, конечно же, не для детей. Читаем для себя, просто учитывая всех своих детей. Когда чтение из любимого дела превращается исключительно в педагогический подвиг во имя ликвидации вопиющей безграмотности современных детей, то такое чтение становится мертвой повинностью… И для детей, и для несчастных родителей. Впрочем, часто литература – это не просто вид досуга. Это настоящее образование. А если мы говорим о чтении на Страстной седмице, то мы хотим еще большего. Мы хотим, чтобы книга, которую мы почитаем вместе с детьми на ночь, была не просто интересной. Не просто «высокого литературного качества». Но еще и чтобы не отвлекала нас от тех событий, которые в эти дни переживает Церковь. Переживаем мы вместе с Церковью. А еще лучше – чтобы эта литература помогала нам прожить это непростое время Страстной седмицы. И такая литература на свете существует. Художественная литература, прекрасная литература, которую можно и уместно читать вместе с детьми в страстные дни. Самый яркий пример тому – драма «Царь Иудейский», автор – К.Р. К.Р. Творчество К.Р. – это горячая, горящая вера в стихах К.Р. – один из великих русских поэтов. Кто-то знает, что под таким скромным псевдонимом скрывался великий князь Константин Константинович Романов, президент Императорской Академии наук (1858–1915). А кто-то и не слышал имени этого поэта, которого хорошо знали образованные люди еще каких-то сто лет назад. Ведь К.Р., как и многие другие блестящие представители русской и мировой литературы, относился к задвинутым или вовсе запрещенным в безбожное лихолетье авторам. И это неспроста. Потому что творчество К.Р. не то чтобы «пронизано религиозными мотивами», это скорее горячая, горящая вера в стихах. И в каких стихах! Сами собой эти стихи превращаются в песни.

http://pravoslavie.ru/102634.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Православные детские лагеря : как выбрать? 6 мин., 20.06.2019 Родители думают о том, куда отправить ребенка на отдых. Для кого-то это будет дача, для кого-то — морские курорты, а кто-то отправит своего ребенка в летний лагерь. Но лагеря бывают разные, в том числе и православные. Как правильно выбрать такой лагерь? Какие тут вообще существуют варианты? Что нужно учитывать?  Об этом рассказывают священник Иоанн Федоринов, более 10 лет занимающийся организацией православных лагерей, и организатор-вожатая Анна Вавилова. Посторонним вход разрешен Есть одно распространенное заблуждение: православные лагеря — только для верующих, воцерковленных детей. На самом деле большинство ныне действующих православно ориентированных лагерей (мы предпочитаем именно такой термин) открыты для всех, у кого «специализация» лагеря не вызывает отторжения. Главное, чтобы новички понимали, куда они едут, и с уважением относились к правилам, руководителям и другим участникам. Задача педагогов лагеря — не воцерковить детей любой ценой, а показать им огромный, глубокий мир православной веры, показать формат человеческих отношений, основанных на христианстве. Какой дальше выбор сделает ребенок, нам знать не дано. Это его свобода и его жизнь. Какие лагеря бывают Православно ориентированных лагерей сейчас в России немало, самых разных — по количеству детей, по специализации, по месту расположения, по цене путевки, наконец. Есть лагеря «общего профиля», где основная масса детей ранее друг с другом незнакомы, они приезжают из разных регионов. Есть лагеря, организованные церковными приходами или православными молодежными организациями, в эти лагеря, как правило, ездят дети, общающиеся между собой и вне лагеря: в своем приходе, в православной гимназии и т. д. Но и такие лагеря не являются «закрытыми клубами» — туда могут взять ребенка и со стороны. Есть «стационарные» лагеря, где бытовые условия на уровне хорошего отеля, а есть палаточные, где дети сами обеспечивают свой быт: готовят на костре, моют посуду, стирают. Для воспитания это очень важно: дети, возможно, впервые получают опыт реальной жизни. Организатор православного лагеря «Дружина» протоиерей Михаил Ялов говорит: «Современные дети не знают, что такое жить в лесу. Но только здесь, когда у ребенка отнимают все электронные гаджеты, у него начинается реальная жизнь, противостоящая привычной виртуальной».

http://foma.ru/pravoslavnyie-detskie-lag...

Епископ Пантелеимон: Жертвуя собой ради других, человек никогда не останется без помощи Божией 22 октября, 2014. Епископ Пантелеимон (Шатов) В наше время любовью называют разные вещи, но мы с вами понимаем, что любовь – это жертва, это всегда отказ от себя, это всегда жертва собственными интересами, желаниями, мечтами, планами, своим временем, всегда терпение другого человека. 20 октября в Москве, в Колонном зале Дома союзов, открылся Всероссийский форум приемных семей. В работе форума приняли участие около тысячи гостей из различных регионов страны. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла на открытии форума перед участниками выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Полный текст выступления председателя Синодального отдела по благотворительности епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона на открытии Всероссийского форума приемных семей: Уважаемая Ольга Юрьевна (О.Ю.Голодец – заместитель председателя Правительства Российской Федерации – прим.ред.), уважаемая Наталья Леонидовна (Н.Л.Городиская – прим.ред.), теперь уже руководитель всего сообщества наших приемных семей, дорогие друзья! Для меня большая честь передать вам поздравление с работой вашего форума, молитвенные пожелания, благословение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Конечно, Патриарх очень переживает за приемные семьи и очень хочет, чтобы вы смогли стать настоящими родителями – не мачехами, а мамами для этих детей, чтобы вы сумели совершить это радостное дело, это радостное служение, но и очень трудный подвиг. Здесь много говорили о медицине, говорили о материальной поддержке, конечно,  это обязательно, необходимо. Слава Богу, что у нас вместе государство, общество, религиозные конфессии в авангарде этого труда. Мы вместе стараемся помочь детям, которые по тем или иным причинам оказались лишены родительской заботы. Но есть еще один аспект, и здесь вам принадлежит главная роль. И для этого не нужны деньги, не всегда нужно крепкое здоровье. Ваша задача – воспитать этих детей, и это воспитание сейчас у нас совершается в очень трудное время. Я сам воспитал четырех дочерей, у меня 19 внуков. Я бываю в школах, где встречаюсь с детьми. И почти в каждом классе я детей спрашиваю: «Как вы думаете, дорогие дети, чего в мире больше – зла или добра?» Как вы думаете, что отвечают мне дети? К сожалению, даже в начальной школе большинство детей считают, что добро и зло в этом мире примерно равнозначны, а некоторые дети (в начальной школе) считают, что зла в мире больше, чем добра.

http://pravmir.ru/episkop-panteleimon-zh...

Ещё в раю людям была благословлена Богом семейная жизнь. Создав мужчину и женщину, «…благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1, 28). В Новом Завете законный брак был благословен присутствием Иисуса Христа на свадьбе в Кане Галилейской. Каждая семья в таинстве венчания получает только зёрнышко благодати, которое может возрасти в могучее красивое древо с прекрасными плодами либо остаться голым безжизненным зерном, а брак окажется безблагодатным. Невольно встаёт вопрос, каким образом укрепить и возрастить Божие благословение, чтобы брак был счастливым, прочным и долголетним. Чтобы ответить на этот весьма важный вопрос, нам необходимо обратиться к тем, кто лучше нас знал волю Божию. Таковыми были святые Отцы, которые смогли приблизиться к Богу гораздо ближе, чем мы, и познать Его волю лучше нас. Всякий брак предваряется выбором будущего супруга или супруги. Главное, на что рекомендуют обращать внимание святые Отцы, – это не внешняя красота, а внутренние душевные качества. Внешняя красота может некоторое время увлекать, а потом теряет свою силу и обнаружившиеся за это время дурные душевные качества искоренят любовь. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Те жёны, которые блистают красотою душевною, – чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают своё благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужах и более воспаляют их любовь». А взаимная любовь – это источник счастья в семейной жизни, так как любовь – связующее начало. Вероятно, этим можно объяснить то, что невест для сыновей у нас на Руси раньше искали родители, так как душевные качества рассмотреть сложнее, чем внешнюю красоту. Для этого требуется немалый житейский опыт. Бог благословил законную семейную жизнь и указал её главную цель: деторождение. Во все времена отсутствие детей в семье было предметом скорби супругов. В древности еврейский народ считал, что отсутствие детей у супругов есть признак того, что у них есть грехи, за которые Господь лишил их благословения, и, как следствие, детей, так как дети считались благословением Божиим. В православном чине венчания почти во всех молитвах испрашивается Божие благословение на брачный союз и на рождение детей. Божие благословение супругами привлекается молитвой в Таинстве венчания и их благочестивой жизнью по силе их веры. Преподобный Макарий Оптинский в одном из писем писал: «Какова может быть участь ваша в супружестве? По мере нравственного устроения Бог или наказует, или награждает».

http://pravoslavie.ru/36700.html

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами. Фотограф: Станислав Марченко      Как рождается душа? — Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит? — У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях. — С какого момента можно считать, что ребенок — это уже отдельный человек, уникальная личность? — Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим. — Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке? — Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают.

http://pravoslavie.ru/86905.html

Квартира, дом, в котором мы живем, – особенное место. Это целая вселенная, в которой растут наши дети. Это школа, в которой все члены семьи получают настоящее образование. «Начнем же с первых и легчайших добродетелей… и этим начальным уроком будем непременно заниматься дома… пусть дом твой будет училищем борьбы и добродетели, чтобы, обучившись хорошо здесь, ты мог с великим искусством обращаться и в обществе», – учил святитель Иоанн Златоуст . О том, какое значение имеет убранство дома для воспитания детей, писала последняя русская императрица: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными мужчинами и женщинами. В доме, где растут дети, все их окружение и все, что происходит, влияет на них, и даже самая маленькая деталь может оказать прекрасное или вредное воздействие… Комнаты, в которых наши дети будут спать , играть, жить, мы должны сделать настолько красивыми, насколько позволяют средства. Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее» . Для образования детей очень важно то, какие отношения связывают их родителей, важны духовные ценности, на которых строится семья. Но огромное значение имеет и внешний облик дома. Как в храме стены учат молящихся – характером и сюжетами росписи, так и в доме стены могут учить детей. Как в школе, в классе стены оформляются учебными материалами и помогают ученикам осваивать программу, так и в доме оформление стен может оказаться учебным пособием. На стену мы вешаем то, что хотим почему-то выделить. Чем-то похвастаться. О чем-то не забывать. Просто украсить голую стену, по совету дизайнера или чтобы спрятать ободранные обои. Но в любом случае то, что висит на стене, в отличие от спрятанного в шкафу, обязательно привлекает внимание. Внимание наших детей, которые видят это что-то выделенное нами изо дня в день. Что показывают стены нашей квартиры нашим детям?

http://pravoslavie.ru/69638.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Есть такая профессия - «детей водить». Это ответственная и сложная работа, которая не знает шаблонов, как и сама жизнь. Слово «педагог» имеет греческое происхождение и буквально означает «детоводитель», то есть ведущий, воспитывающий ребёнка. Православный педагог ведёт детей к вере, в храм, к Богу. Это достойный и благородный труд. И от того, какими способами и в каких условиях «ведут детей», во многом зависит их нравственный выбор и дальнейшая жизнь. ДЕТСКИЙ ХОР В Князь-Владимирском соборе с 2000 года существует детский хор при духовном попечении настоятеля храма протоиерея Владимира Сорокина. Официальным днем рождения коллектива считается 4 ноября - праздник Казанской иконы Божией Матери. Потому что именно в этом соборе с 30-х годов и до недавнего времени хранилась одна из почитаемых святынь Петербурга - чудотворная икона Казанской Божией Матери, старинный список явленного в Казани чудотворного образа. В 2002 году в дружной и творческой атмосфере родилось простое и емкое название хора - «Горчичное зернышко». Образ из евангельской притчи стал символом творческой деятельности коллектива. «Объявили конкурс среди детей и родителей на название хора, конкурс на лучший костюм для коллектива. Дети вместе с родителями придумывали. Присоединились художники, стали «делать» не только хор, но и поделки, сувениры, открытки на праздники. Так началась наша жизнь. Как воскресная школа, в которой вместе с хором родилось целое творческое объединение. После пения ребята идут на занятия по катехизации, занимаются иконописью, рукоделием», - рассказывает регент хора Елена Макарова. Первые выступления хора проходили перед прихожанами Князь-Владимирского собора и храма Новомучеников и Исповедников Российских. Потом были концерты в больницах, детских домах, приютах. В хор приходят дети из разных мест. Есть ребята, пережившие потерю родных и близких, прошедшие трудный период жизни в приюте. Сейчас они живут в приемных семьях, но несколько лет назад встретились с руководителем хора в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Дом милосердия», где Елена Макарова уже восемь лет служит воспитателем. Благодаря этой встрече и обретению приемной семьи, хор стал еще одной стороной их жизни, дорогой к храму.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/52...

Отец Иероним, в миру Василий Апостолидис, родился в 1883 году в Каппадокии, селении, называемом Гельвери. Это было древнее поселение, окруженное кольцом келий и нескольких монастырей, когда-то населенных подвижниками. Со временем из-за страха преследований монастыри опустели, но благочестивые жители селения сохранили подвижнический дух. В каждом доме в Гельвери была особая комната для молитвы, где собирались все члены семьи, чтобы вычитывать службы дня. Посты и праздники свято чтились. Гельвериоты молились с большим умилением и со слезами, поскольку считали, что слезы " угашают огонь геенский " . Вокруг селения находилось около двухсот церквей и часовен. Оно являлось одним из центров духовной жизни Малой Азии.Родители Василия, Анестис и Елизавета, были очень благочестивыми людьми. Анестис был гончаром и часто надолго отлучался из дома, и тогда все заботы, связанные с воспитанием детей, ложились на Елизавету. Детей было шестеро, и все они воспитывались в благочестии и страхе Божием. Каждый день Елизавета ставила детей по очереди читать шестопсалмие, молебный канон, вечерню и повечерие. Из всех детей своей набожностью особенно выделялся Василий. Церковь была для него домом. Много времени проводил он за чтением душеполезных книг. Часто он уходил в часовни и храмы, расположенные в округе Гельвери, и там читал, молился, делал уборку. " Я с раннего детства,- говорил позже старец,- рос в церкви и спал рядом с престолом " . С восьми лет Василий уже стоял за аналоем и подпевал певчим. В десять лет он дал обещание матери стать монахом и посвятить свою жизнь служению Богу.По соседству с Василием жил благочестивый человек, делатель умиленной молитвы Мисаил. Этот подвижник проводил целые дни и ночи в славословии Бога, а юный Василий старался подражать ему. С течением времени юноша увеличил свой молитвенный подвиг и жил почти по-монашески. В Гельвери Василия прозвали папасом (papaV - папа, батюшка), его почитали за благочестие. С шестнадцати лет он стал произносить в церкви проповеди. По просьбе жителей Гельвери Василий был рукоположен во диаконы. Его хотели сделать и священником, но он, зная о том, что некоторые из жителей селения против этого, отказался. Он проповедовал и пел на клиросе, наслаждался беседами с Мисаилом, но злоба недоброжелателей не давала покоя молодому подвижнику. Годы странствий

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1389...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наша Церковь и наши дети Книга «Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире» С. С. Куломзиной — классика православной педагогики. Куломзина имела огромный педагогический опыт, обогащенный общением с коллегами, которым она делиться в этой книге. В «нашей Церкви и наших детях» Куломзина пытается дать взвешенное представление о целях, принципах и методах православного воспитания. Работа Церкви здесь имеет три измерения: «созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с родителями и домом, а также религиозное обучение детей». Куломзина последовательно разбирает такие темы как: цели христианского воспитания, возрастные особенности детей, христианское воспитание в семье, учитель, христианская семья в современных условиях. В конце своей книги Куломзина приводит «Пособие для подготовки школьной программы». С.С.Куломзина. Наша Церковь и наши Дети ВВЕДЕНИЕ  Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос — Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь — это живое Тело Христово, — эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. Христианские символы, праздники и традиции в значительной степени утратили свою жизненность. Они либо уходят из нашей жизни, либо становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинарными или национальными обычаями и слишком часто сводятся к чему–то приятному, но не очень понятному. Во многих странах человек должен обладать немалым мужеством, чтобы исповедать, что он — христианин. И даже там, где не существует враждебного отношения к религии, культура от религии отделена. Трудно обрести какое–либо христианское содержание или христианское понимание жизненных ценностей среди тех впечатлений, которые получает современный ребенок дома, в школе, читая книги, журналы, знакомясь с рекламой. Это относится и к тем семьям, которые регулярно посещают храм. Ребенок растет сегодня в обстановке, весьма напоминающей эпоху Римской Империи

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010