Закрыть itemscope itemtype="" > Инструкция для родителей от святых О советах святых отцов и собственном детстве рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 18.04.2019 804 Время на чтение 5 минут Воспитание начинается с утробы Воспитание ребенка начинается еще в утробе матери. Преподобный Сергий, сосуд Духа Святого, удивлял окружающих и свою мать еще до своего рождения. И в современном мире, когда мама во время беременности часто ходила в храм, причащалась, по ребенку это заметно. Феофан Затворник, святой XIX века, бил тревогу, говоря о том, что в школах дается неправильное воспитание, детей учат безбожию. И предупреждал, что, если так будет продолжаться, в конце концов у нас не останется христианства, не останется христианского духа, только личина, оболочка. Родители, с которыми святитель Феофан переписывался, жаловались, что дети их, вырастая, отходят от веры, от Православия. Конечно, для них это было очень тяжело. А святитель отвечал: если в ребенке посеяно благочестие, не надо бояться, надо предать его в руки Божии, и эти семена в свое время взойдут. У него есть и своеобразная инструкция для родителей, чьи дети перестали воспринимать, говоря современным языком, христианские ценности. Он предлагает сначала выбрать подходящее время и спокойно поговорить с ребенком, выяснить, что его смущает. А выяснив, развеять его сомнения, уничтожить этих идолов. И после этого, с любовью, ни в коем случае не унижая ребенка, внушать истинные христианские ценности. Ему вторит один из святых нашего времени, афонский старец Паисий. Он сравнивает детей с картошкой. Если молодую картошку потереть, кожура сойдет сама, а старую картошку надо чистить. А если она еще полежит, то начнет гнить, и гниль придется вырезать... Вот почему так важно воспитание, полученное в детстве. Причем детей надо не просто учить, им надо показывать пример. Сами родители должны возрождаться от греха, бороться со страстями. Дети копируют поведение родителей на очень тонком уровне. Еще один совет старца - причащать детей как можно чаще. Тело и Кровь Христовы - величайшая святыня, которая питает душу и тело маленького человека. Ребенок - как часы с пружиной

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/18/ins...

Родители Изо всех сил своих чти отца своего, и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе; в таком случае не одолеют тебя лукавые бесы... (прп. Ефрем Сирин , 30, 144–145). Источник. Легко отречется и великого Бога , кто отрекся отца (свт. Григорий Богослов , 15, 363). ...Немалая награда ожидает нас за почтение к родителям; нам заповедано чтить их, как владык... (см.: Сир. 3, 7 ) (свт. Иоанн Златоуст , 44, 74). Был у иудеев один священник, человек скромный и кроткий; имя ему было Илий. Этот Илий делается отцом двух сыновей. Видя, что они предаются нечестию, он не удерживал их и не останавливал, или вернее, он удерживал и останавливал, но делал это не с надлежащим усердием. А поступки этих сыновей состояли в любодеянии и чревоугодии Источник. Он выставлял на вид грех, показывал его ужас, объявлял и угрожающее за него тяжкое и страшное осуждение; однако же так как не все сделал, что следовало, то и сам погиб вместе с ними. Следовало бы и усилить угрозы, и прогнать их с глаз своих, и наказать бичами, и быть гораздо более строгим и суровым (свт. Иоанн Златоуст , 44, 83–84). Источник. Для того Он и вложил такое влечение в природу родителей, чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться о детях. И самим детям Он заповедует многое относительно их родителей, награждая послушных, а неблагодарных наказывая, и таким образом делая их еще более любезными для родителей. Так, когда кто сделает нас властными над кем-либо, то этою честию он налагает на нас сильнейшее обязательство заботиться о нем... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 86). Дабы родители, получив повеление воспитывать детей, не пренебрегали Его повелениями, Он присоединил естественную необходимость. А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не расторглась, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и от самих родителей, таким образом и детей весьма строго подчиняя (родителям), и в родителях возбуждая любовь к детям. И не этим только, но и другим еще... способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостоивая почестей и похвал (свт. Иоанн Златоуст , 44, 86).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Конечно же, быть митрополитом — это прежде всего большая ответственность перед Богом и Священноначалием нашей Церкви, потому что сегодняшние взаимоотношения Церкви, общества и государства требуют максимальной прозрачности в действиях, правильного распределения сил по благословленным Священноначалием направлениям развития —духовного служения, миссионерского служения, социального служения, катехизаторского, образовательного. Возрождение Белгородской митрополии будет способствовать тому, что новые епископы будут уделять больше внимания приходскому служению, создадут условия для реализации решений Архиерейских Соборов, с тем, чтобы Церковь помогала бы преображать нашу жизнь изнутри. — Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Скажите, когда ожидать канонизации старца архимандрита Серафима (Тяпочкина)? Спасибо. (Владислав, Московская обл.) — Надо сказать, что уже на протяжении 15 лет епархиальная комиссия по канонизации святых совместно с общецерковной работают над этим сложным вопросом. Сложность заключается в том, что согласно требованиям, предъявляемым к канонизации, все документы, касающиеся периода заключения приснопамятного архимандрита Серафима (Тяпочкина), протоколы допросов необходимо полностью восстановить и представить в комиссию. Процентов 80 документов мы уже нашли, остаются еще некоторые документы, которые либо утеряны, либо пока еще не обнаружены. Этот процесс продолжается, и мы надеемся, что, когда мы исполним все необходимые требования, которые предъявляются данной комиссией, чаемая нами канонизация будет совершена. — Ваше Высокопреосвященство, могут ли быть крещены дети, если их родители не участвуют в таинствах и не выражают желания посещать богослужение по воскресным дням? Много таких примеров перед глазами. (Андрей, г. Волгоград) — Конечно, детей нужно крестить. Часто бывает, что родители, равнодушные и не участвующие в церковной жизни, в момент возникновения какой-либо трудности, связанной либо со здоровьем ребенка, либо с другими жизненными проблемами приходят к вере, а испытания подвигают их к тому, чтобы стать активными прихожанами нашей Церкви. Если же ребенок не крещен, то за него нельзя помолиться. Родители должны предоставить Господу Богу возможность оберегать их детей. Когда совершается таинство крещения — ребенок становится христианином и тогда по молитвам Церкви происходит благодатное воздействие на ребенка. Важно также, чтобы восприемники — крестный отец и крестная мать — были людьми верующими. Как правило, воцерковленные восприемники играют колоссальную роль в духовном становлении детей. По молитвам верующих восприемников и будут воспитываться такие дети. Даже если родители крещены, но невоцерковлены, восприемники могут наполнить жизнь детей христианским содержанием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2477272...

Церковь выступает против внедрения ювенальной юстиции по зарубежному образцу 4 февраля, 2013. Новостная служба Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. 4 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выступил против внедрения ювенальной юстиции по зарубежному образцу. Об этом говорится в принятом Собором 4 февраля документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции, опубликованном на  сайте Московского Патриархата . Как отмечается в документе, Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран,  в странах, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата. «Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния». Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях «низкого уровня развития ребенка», «ненадлежащего воспитания» или «психологического насилия». Поэтому акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры — изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и, часто, субъективную интерпретацию закона», — заявил Архиерейский Собор. Участники собора также выразили опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для насаждения нерелигиозного мировоззрения и для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, соблюдению постов и других религиозных предписаний.  Церковь категорически заявила о неприемлемости такого подхода.

http://pravmir.ru/cerkov-vystupaet-proti...

Все три, празднуемые ныне, святители происходили из благочестивых семейств, имели прекрасных матерей; и все они от них же получили первоначальное – домашнее образование. В этом отношении их матери служат прекрасным примером в деле воспитания детей для всех матерей. Емилия – мать св. Василия Великого – имела многочисленное семейство, и сама вместе с мужем своим занималась воспитанием детей. Они особенно старались внушить детям горячую любовь к Богу и основательное знание закона христианского. Они постоянно помнили, что воспитывают детей своих не для этой жизни, а для вечности. И хороши были их дети: старшая дочь их Макрина была примерная христианка, а два сына – празднуемый нами Василий Великий и брат его Григорий, впоследствии епископ Нисский, были в своё время светилами церкви Христовой, – и почти всё семейство причислено к лику святых. Нонна – мать св. Григория Богослова на столько была благочестива и влиятельна, что обратила от язычества к христианству своего мужа и содействовала его нравственному усовершенствованию настолько, что он получил сан епископа. Св. Григорий с любовью вспоминал о родителях своих и, особенно, о матери. «Мать моя, писал он, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих Сию золотую цепь. В женском образе нося мужеское сердце, она для того только касалась земли и заботилась о мире, чтобы здешнюю жизнь приготовить к жизни небесной.» И это семейство было образцом христианского благочестия и тоже почти все члены его причислены к лику святых. Анфуса – мать св. Иоанна Златоуста была замужем за богатыми человеком – начальником сирийских войск, овдовела на двадцатом году своей жизни; Иоанн остался от отца младенцем. Несмотря на неоднократные счастливые случаи вступить во второе супружество, Анфуса не пожелала того, а вся отдалась обязанностями христианки и матери, занялась воспитанием сына, мудро управляла имением его, старалась дать ему обширное и прочное образование, особенно же основательно познакомить его со свящ. писанием. От матери он получил первые уроки в христианском благочестии, и ничто впоследствии не могло изгладить их из души его. Вот те семейства, из которых вышли празднуемые ныне святители, и вот каких матерей они имели. Великое значение имеет семейство по отношению к обществу, и великое значение имеют матери в деле воспитания детей. Несомненно, если бы и в настоящее время побольше было семейств, подобных семействами празднуемых святителей, то семейства давали бы обществу более лучших членов и деятелей; несомненно также и то, что если бы и в настоящее время побольше было матерей, подобных матерями празднуемых ныне святителей, то и детей с подобными направлением было бы гораздо большие, и самые дети поступали бы из семейств в школы с большими и лучшими задатками к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Когда-нибудь и я уйду на небо… Для каждого русского человека, даже мало задумывающегося о политике, слово Сербия отзывается в сердце не всегда понятным для него самого теплом, а слово Косово привносит в это тепло чувство неизъяснимой боли, ощущение личной потери. Десятилетия отчуждения наших народов от Православия – духовной и исторической основы единства славянских народов – не смогли нарушить прочных исторически-генетических связей между нашими народами. Сербы с большой и искренней любовью относятся к России. И это не случайно. Многие поколения сербских святых обращали свои взгляды к России как оплоту Православия. Вспомним святителя Савву Сербского, принявшего монашеский постриг в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, святителя Петра Цетиньского, святителя Николая Сербского (Велимировича), преподобного Иустина (Поповича) и других. Мы действительно ощущаем сербов как братьев, именно поэтому, читая письма косовских детей, опубликованные в книге «Письма из анклавов» (М.: Русско-сербское братство святых царя Николая и владыки Николая, 2008), мы воспринимаем их как обращенные лично к нам. Мы не можем равнодушно читать их, хотя в предисловии к книге и сказано, что эти письма – часть конкурса сочинений и рисунков для начальных школ в Косове и Метохии. Но, видимо, дети и сами забыли, что это конкурс, и просто писали о своей родине, своей вере, своем недетском детстве. Дети, имеющие опыт страдания, не любят лгать, особенно когда говорят о том, что важно для них. То, что задумывалось организаторами как сочинения, стало действительно письмами – письмами, обращенными к знакомым и незнакомым, детям и взрослым, близким и далеким – ко всем нам, кто может взять в руки эту книгу и прочесть на ее страницах о жизни, вере, боли и простых радостях косовских детей. Многие из этих писем настолько сильны, что сами начинают воспитывать уже не только нас, но и наших детей, если, конечно, мы сможем донести до них смысл и значение этих выстраданных строк. Удивительно, как в словах этих детей боль переплетается с верой; они не всегда осознают, но живут тем, что впитали через своих родителей и поколения предков, живших на этой святой земле. Вот строки из письма девочки, ученицы 4-го класса, Аны Вукойчич: «В тот год у моей бабушки поселились беженцы из Вучитрна. У них было три дочери. Вспоминаю их тревожные лица, горькие слезы навзрыд. И сама с ними плакала. Они лишились всего: дома, родины… разбили и последнюю стопку тарелок, пока сгружали с трактора. Чудится мне, тот звук все еще слышен. Разбилась тогда их жизнь, которую налаживали годами. Дедушка плакал. Старый человек, а плачет: “Могилы там остались, святыни”. Тогда я его не очень понимала, но знала, что это великая трагедия, и страдала… Мама часто говорит, что с нее довольно: “Мы здесь, в Косове; а может, лучше бы уехали и мы пять лет назад, хоть не терпели бы этот страх”. “Нет, мама, не лучше“, – говорю. Я ее понимаю. Беспокоится о будущем своих детей. Есть ли будущее у детей Косова?» (С. 42–43).

http://pravoslavie.ru/29917.html

Матрешкины каникулы Беседа с руководителем Русского детского центра «Матрешка» Ольгой Владимировной Александрэ С 1 по 15 августа 2009 года по благословлению архиепископа Корсунского Иннокентия недалеко от швейцарского города Монтре Русский детский центр (РДЦ) «Матрешка» при финансовой поддержке фонда «Русский мир» впервые проводит православный детский летний лагерь для русскоговорящих детей. Здесь дети узнают об истории России и Русской Православной Церкви, о народной культуре, русских народных традициях и обрядах, церковно-славянском языке и церковном пении. Об этом уникальном для Швейцарии лагере мы беседуем с директором «Матрешки» и начальником лагеря Ольгой Владимировной Александрэ . – Ольга Владимировна, два года назад вы говорили о своем заветном желании – организовать лагерь отдыха для детей соотечественников. Ваша мечта сбылась. Как родилась идея проведения именно православного международного лагеря? – Швейцария – страна многоязычная, и русскоговорящие дети живут разрозненно, их мало что объединяет. Дети, живущие, например, в Цюрихе (немецкой Швейцарии), могут общаться с русскими детьми из Женевы (французской Швейцарии) на общем для них русском языке. К сожалению, не все из них хорошо знают родной язык, историю России, откуда в свое время уехали их родители или дедушки с бабушками. Но ведь забыть свою Родину, свой язык – величайшее горе, и я счастлива, что в этом году благодаря гранту фонда «Русский мир» мы впервые можем собрать в центре Европы, в Швейцарских горах, детей из разных стран, у которых хотя бы один из родителей – русский. Научить детей говорить и читать по-русски – это одно. А вот научить отдыхать по-русски – это совсем другое! На отдыхе дети расслабляются, и им проще начать говорить на том языке, который звучит вокруг, а в нашем лагере говорят на родном языке, знакомятся с русской жизнью, бытом, поют русские песни. Хотя наш лагерь международный, интернациональное воспитание здесь не главное. Особая ценность и уникальность нашего лагеря – в духовно-нравственном и религиозном воспитании детей, в приобщении их к русской национальной культуре, к православной вере. На территории русского лагеря есть домовая церковь, и любой ребенок сможет обратиться с вопросом к священнику отцу Григорию. Подобный православный детский лагерь, созданный еще эмигрантами первой волны, бежавшими от революции, воспитал несколько поколений русскоговорящих детей во Франции. Надеюсь, что наш лагерь послужит возрождению той воспитательной традиции, которая была в царской России.

http://pravoslavie.ru/31389.html

Это похоже на рождественскую сказку (к статье " Низкая рождаемость - результат кризиса " ) Прочитала статью Анны Дмитриевой " Низкая рождаемость - результат кризиса " . Очень актуальная статья. Хочу рассказать об одном маленьком шаге к решению вопросов, затронутых автором в статье, а именно, о православном детском приюте " Рождественский " , созданном в селе Ново-Казачье Козельского района Калужской области по благословению духовника Оптиной пустыни схиигумена Илия как раз для детей-сирот при живых родителях; детей, чьи родители хронические алкоголики, наркоманы или сидят в тюрьме за преступление. То, как создавался приют, похоже на рождественскую сказку. Мог ли предполагать лет 20 назад москвич, студент физического факультета МГУ им. Ломоносова, а теперь директор приюта Андрей Викторович Завражнов, что через несколько лет вместе со своей женой, тоже, кстати, выпускницей МГУ, он оставит московскую обеспеченную жизнь и переселится в глухую калужскую деревню Нелюбовку, чтобы всецело посвятить свою жизнь служению людям во имя Христа. Могла ли предполагать его жена-альпинистка Наталья, покоряя очередную горную вершину, что через несколько лет она будет покорять другие высоты – духовные. Неисповедимы пути Господни. Решиться на такой крутой поворот в своей жизни супруги смогли лишь с помощью Божией, по благословению известного старца - духовника Оптиной пустыни схиигумена Илия. Он же благословил Андрея сначала на строительство полностью разрушенной церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Подборки, а через несколько лет на организацию детского приюта для детей опустившихся родителей, которые не хотели о них заботиться. А таких детей в Калужской области, как и во всей России, великое множество. Средств, как для строительства церкви, так и для создания приюта у Андрея не было. Была только одна вера и надежда на помощь Божию. С этой помощью и по молитвам батюшки Илия постепенно стали появляться спонсоры – люди, которым небезразлично духовное возрождение России. В первое Рождество третьего тысячелетия (2000 г.) в селе Ново-Казачье в арендованном здании бывшего детского сада открылся приют, и в нем появились первые питомцы. Сейчас в приюте 22 ребенка от года до семи лет. И у каждого из этих детей за плечами такой жизненный опыт, какой не пожелаешь никому. Андрей и Игорь, родные братья 3 и 5 лет, до того как они попали в приют, жили в вагончике сторожа садоводческого товарищества вместе с неким мужчиной, в прошлом уголовником, и с двумя женщинами, одна из которых была их матерью. Взрослые вели образ жизни «бомжей», в вагончике - грязь, вши. Старшего они посылали за подаянием, младшего били, чтобы не плакал. Когда детей забрали в приют, у младшего была травма головы и сломано ребро. Мужчину потом опять посадили, а женщины пропали. В приюте Андрей и Игорь поначалу играли в " давай выпьем " и " дай закурить " , подражая увиденному за свою короткую жизнь.

http://pravoslavie.ru/5742.html

Петербуржцы - победители конкурса " Православная инициатива 2018/2019 " марта 2019 Победителями стали 255 проектов, представленных в четырех конкурсных направлениях: " Образование и воспитание " , " Культура " , " Социальное служение " , " Информационная деятельность " . Грантовый фонд конкурса составил 115 млн рублей. Всего на конкурс поступило 1250 заявок из 77 регионов России, 14 стран ближнего и дальнего зарубежья. Проекты-победители в рамках направлений распределились следующим образом:  " Образование и воспитание " - 74;  " Социальное служение " - 87 (из них - 12 " Приюты для беременных " );  " Культура " - 75;  " Информационная деятельность " - 19. В числе победителей - девять проектов из Санкт-Петербургской епархии , один из Выборгской , три из Гатчинской . Победители от Санкт-Петербургской епархии В номинации " Образование " - " С верой и разумом: инновационные технологии в преподавании " Основ духовно-нравственной культуры народов России " . Заявитель - БФ " Отечество. Культура. Образование " . Проект направлен на внедрение нового для 5-го  класса светских образовательных организаций курса " Основы духовно-нравственной культуры народов России " с использованием инновационных технологий, а именно через создание и применение интерактивного учебно-методического комплекса " Основы духовно-нравственной культуры народов России " , включающего программу, поурочное планирование, учебное пособие с qr-koдaмu, запрограммированными на ссылки с видео-роликами по темам учебного пособия, которые будут проводить воспитанники СПбДА , рабочую тетрадь для обучаемых. В номинации " Социальное служение " выиграли шесть проектов.  " Дом трудолюбия в Вехно " . Заявитель - БФ " Православная детская миссия имени преподобного Серафима Вырицкого " . Проект направлен на социализацию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Предусматривает организацию мастерских и проведение духовных и профориентационных занятий. Опыт показал, что у проживающих в приемных семьях детей-инвалидов, как и у детей из сиротских учреждений, плохо развиты трудовые и хозяйственно-бытовые навыки. По благословению духовника Детской миссии протоиерея Иоанна Миронова родился проект " Дом трудолюбия в Вехно " , проживая в котором, дети могут учиться, трудиться, молиться и приобретать навыки самостоятельной жизни. 

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предлагаем вашему вниманию главу из книги: “На камени веры. Вопросы и ответы” архимандрита Рафаила Карелина, посвященную такой важной теме как православное воспитание детей . Вы найдете для себя поучительные ответы на многие свои вопросы типа – дстаются ли детям в наследство грехи родителей и могут ли они быть причиной болезни детей, в какую школу лучше отдать ребенка: православную или общеобразовательную, стоит ли ребенка учить языкам, как его оградить от дурного влияния в школе, как научить общению, как воспитывать детей так, чтобы они выросли верующими, можно ли уберечь детей от страшных соблазнов современного мира – курения, пьянства, компьютерных игр и т.п.? Рождение и воспитание детей  – Есть такое мнение, что в течение первых 40 дней после рождения ребенка женщина не может брать в руки Евангелие. Объясняют этот запрет особым страстным состоянием, в котором она пребывает. Что же читать и что слушать беременной женщине? Какие книги читать молодой маме? – Церковь никогда не запрещала женщине брать в руки и читать Евангелие. Такой запрет является плодом собственных домыслов, какого-то странного христианского талмудизма, который может дойти до того в своем ложном благоговении, что вообще запретит женщине молиться и произносить имя Божие в определенные периоды. Напротив, во время беременности и после родов необходимо читать Евангелие, когда духовное состояние женщины непосредственно отражается на формирующейся личности ребенка. На вопрос, какие книги следует читать молодой матери, надо ответить: такие, которые возвышали бы ее дух и невидимо просвещали бы душу ребенка. Христианка должна всегда избегать порочных картин и страстных аффектов, но это особенно важно для того времени, когда мать и ребенок представляют собой как бы одно существо. – После того, как женщина забеременела, запрещает ли Церковь физические отношения супругов?

http://azbyka.ru/deti/arhimandrit-rafail...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010