Итак, у Иоанна Дамаскина мы находим развернутую теорию образа, которая складывается как бы из трех разделов. Первый — общая теория образа в её онтологическом и гносеологическом аспектах; второй — теория изображения, в первую очередь визуального, но также, отчасти, и вербального, и третий — теория иконы — антропоморфного изображения, выполняющего сакрально-культовые функции. Икона, таким образом, является частным случаем изображения, и изображение — частным случаем образа. На икону, соответственно, распространяется практически все то, что сказано у Дамаскина об образе (прежде всего о шестом виде, но также, отчасти, и о четвертом и пятом) и об изображении. Ни один из пунктов " этой теории не является изобретением самого Иоанна. Все их по отдельности можно найти у его предшественников, однако ни у одного из них она не представлена в столь полном и систематизированном виде. Апологетические и схоластические задачи заставили крупнейшего византийского систематизатора свести в некую целостную концепцию все то, что до него было разбросано по бесчисленным трактатам, речам и посланиям отцов церкви. В дальнейшем теория образа Дамаскина и собранные им высказывания предшествующих мыслителей об изображениях были активно использованы всеми защитниками изображений. Теория Дамаскина дополнилась многими новыми положениями.   VII Вселенский собор Как известно, VII Вселенский собор, проходивший в Никее в 787 г., практически целиком был посвящен вопросам иконопочитания. В связи с этим общая теория образа здесь практически не затрагивалась. Речь шла о религиозных антропоморфных изображениях, то есть прежде всего об иконах. На Соборе были подтверждены и узаконены основные положения теории иконы, сформулированные Иоанном, а также разработан целый ряд новых идей, основывающихся на церковном Предании и художественной практике. Из уже приведенных положений Собор подтвердил, что невидимого Бога изобразить невозможно и никто из иконопочитателей не пытается делать такие образы , изображается же на иконах лишь воплотившийся Христос ; изображения узаконены христианской традицией (XIII 348А), согласно которой они берут начало от созданного самим Иисусом своего «нерукотворного изображения», посланного им эдесскому правителю Авгарю (XII 693); иконы выполняют коммеморативную функцию, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Если душа, образ Божий, сообщена была первому человеку при его творении Самим Богом, то спрашивается: откуда берут свое начало и как образуются души других людей? Этот вопрос, относящийся к числу наиболее трудных, антропологических вопросов, издавна был предметом исследования философствующих умов и, при своей таинственности, открывает, широкий путь к всевозможным гипотезам и теориям. Главнейших и наиболее распространенных теорий происхождения человеческих душ в христианской древности было три. Из них первая – теория естественного происхождения человеческой души вместе с телом – заключает в себе два способа представления: способ объяснения происхождения человеческой души путем простого физиологического процесса, путем выхода и развития ее из тела (эдукционизм), и способ произведения ее от другой души путем перехода ее от родителей к детям в момент зачатия (традукционизм). Вторая теориятеория предсуществования душ прежде образования тел, в которые они и посылаются впоследствии по известным причинам. Третья – теория креационизма – признает творение человеческих душ Самим Богом в момент, непосредственно предшествующий образованию тела. Не трудно угадать, которая из этих трех теорий, по мнению св. Григория Богослова , ближе к истине и какую он примет сам, как наиболее вероятную. Теория естественного происхождения человеческих душ, как несогласная с понятием о душе – духовной индивидуальной сущности, была отвергнута еще Оригеном и признана теорией «бессмысленной и нечестивой». Поэтому св. Григорий не обращает на нее никакого внимания. Теория предсуществования душ, последователем, который был, между прочим, и Ориген , казалась нашему Богослову также нелепой, далекой от церковной истины и «опасной книжной забавой». Раскрывая в одном своем «слове» ту мысль, что дело нашего спасения зависит как от нас самих, так и от Бога, что добродетельная жизнь людей есть дело не только их свободной воли и расположения, но и помощи Божией, которая необходима для того, чтобы пожелать добра, так что в этом случае имеет место в некотором смысле предизбрание Божие, – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Итак, у Иоанна Дамаскина мы находим развернутую теорию образа, которая складывается как бы из трех разделов. Первый – общая теория образа в ее онтологическом и гносеологическом аспектах; второй – теория изображения, в первую очередь визуального, но также отчасти и вербального, и третий – теория иконы – антропоморфного изображения, выполняющего сакрально-культовые функции. Икона, таким образом, является частным случаем изображения, и изображение – частным случаем образа. На икону, соответственно, распространяется практически все то, что сказано у Дамаскина об образе (прежде всего о шестом виде, но также в какой-то мере и о четвертом и пятом) и об изображении. Ни один из пунктов этой теории не является изобретением самого Иоанна. Все их по отдельности можно найти у его предшественников, однако ни у одного из них она не представлена в столь полном и систематизированном виде. Апологетические и схоластические задачи заставили крупнейшего византийского систематизатора свести в некую целостную концепцию все то, что до него было разбросано по бесчисленным трактатам, речам и посланиям отцов Церкви. В дальнейшем теория образа Иоанна Дамаскина и собранные им высказывания предшествующих мыслителей об изображениях были активно использованы всеми защитниками изображений. Его теория дополнилась многими новыми положениями. VII Вселенский собор VII Вселенский собор, проходивший в Никее в 787 г., практически целиком был посвящен вопросам иконопочитания. В связи с этим общая теория образа здесь практически не затрагивалась. Речь шла о религиозных антропоморфных изображениях, т. е. прежде всего об иконах. На Соборе были подтверждены и узаконены основные положения теории иконы, сформулированные преподобным Иоанном, а также разработан целый ряд новых идей, основывающихся на церковном Предании и художественной и культовой практике. Из уже приведенных положений Собор подтвердил, что невидиимого Бога изобразить невозможно и никто из иконопочитатей не пытается делать такие образы 432 , изображается же на иконах лишь волотившийся Христос 433 ; изображения узаконены христианской традицией (XIII 348А), согласно которой они берут начало от созданного самим Иисусом своего «нерукотворного изображения», посланного им эдесскому правителю Авгарю (XII 693); иконы выполняют коммеморативную функцию, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Католическая теория прямой власти папы. – Alvarius Pelagos, Папа Григорий VII, Иннокентий III. – Honorius Augusti Jondus, Hugo de St. Victor, Thomas Cantuarensis. – Emilio Crosa. – Критика теории прямой власти папы. Кардинал Торрекремата. Кардинал Беллярмин. – Критика теории косвенной власти папы. Теория власти руководящей. Жерсон. Фенелон. – Кардинал Антонелли. Овербек о происхождении теории государственного главенства. – Святоотеческое понимание теории симфонии. Церковь и современное нехристианское государство. Государство православно-христианское. – Возрождение в новое время языческой идеи государства. Православное понимание симфонии. – Корень католических воззрений на отношение Церкви и государства и отличие его от православного. – О двоякой власти Христа Спасителя: по Божеству и как Искупителя. – Полномочия, данные Христом Апостолам. – Власть Христа по Божеству. – Христианство дает высший смысл существующим формам господства. – Теократическая система Вл. Соловьева и иерократическая система Достоевского. – Смысл православной теории симфонии. – Центр единения Церкви и государства в царской власти. Теория симфонии и протестантизм. Протестантский государь – носитель всей церковно-правительственной власти в Церкви. Евангелическая Церковь не признает себя обладательницей порядка, данного Богом. Современное государство, освободившееся от церковных начал. – Католическое стремление к политической теократии. – Теория всемогущества государства, как протест против папского всемогущества. – Теория симфонии в памятниках церковного и государственного законодательства, в частности на VII Вселенском Соборе. – Перенесение теории симфонии из Византии на Русь. – Замена теории симфонии утилитарной системой при Петре I. – Санкции Церкви в случае превышения государственной властью своих прав. – Paul Janet о политике Святых Отцов. Тертуллиан . – Святый Амвросий. – Блаженный Августин . О повиновении государству. – Папа Григорий Великий о подчинении государству. – Протест духовенства против материальных угроз Григория VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Телесные муки и телесная смерть Христовы нужны, прежде всего, для того, чтобы верующие оценили силу Его душевных страданий " . Таким образом, сущность Искупления — в явлении сострадательной любви, и главный момент, когда совершается наше Искупление, есть Гефсиманское борение, моление о Чаше, а Крест есть не более чем иллюстрация той тайны, которая совершилась в Гефсимании. Положительные стороны нравственной теории Искупления Прежде всего это критика крайностей юридической теории. Представители этого направления богословской мысли убедительно показали, что основные термины, на которых основывается юридическая теория ( " удовлетворение " , " заслуга " , " оскорбление " ) не имеют основания в святоотеческом богословии, и с их помощью тайну Искупления выразить невозможно. Сторонники нравственной теории сумели показать, что теория юридическая интересуется прежде всего изменением отношений между Богом и человеком вследствие Искупления, но при этом недооценивает субъективный момент Искупления, а именно то изменение, которое происходит с самим человеком. Критики юридической теории также справедливо отмечали, что дух юридизма в учении о спасении отрицательно влияет на духовную жизнь человека. Патриарх Сергий считал, что юридическая теория искажает в сознании человека самый образ Бога: " Самая сущность христианства оказывается искаженной при юридическом жизнепонимании; теряется возвышенность и духовность представления о Боге " . Деформируется в сознании верующих и образ Христа. " Церковь наша, — пишет патриарх Сергий, — видит во Христе не пассивное лишь орудие умилостивления, а восстановителя нашего падшего естества и называет его вторым Адамом " . Недостатки нравственной теории Искупления Для объективной оценки нравственной теории Искупления вновь предоставим слово архиепископу Гурию: " Нравственная теория Искупления, появившаяся в результате критики юридической теории и в противовес ей, как любая теория, выступающая в противовес другой, сильна критикой юридической теории, оттенением ее неудачных сторон, но слаба положительным содержанием.

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Однако, эта теория мало утешает того, кто желает не считаться со сверхъестественными элементами, потому что она показывается более чудесной, чем объяснение воскресения. Все-таки, ее самая главная трудность в том, что она делает Бога и Иисуса обманщиками. Если явления Иисуса были ничто иное, как бесплотные видения Его, зачем тогда подчеркиваются физические элементы, связанные с Его телом? Почему Иисус принимал пищу и ел с учениками ( Лк.24:43 )? Почему Он сказал, что дух плоти и костей не имеет ( Лк.24:39 )? Сверх того, в первом столетии никакой иудей не поверил бы, что воскресение относится только к духовному состоянию воскресшего. Если бы тело Иисуса гнило в гробу, то начать церковь в Иерусалиме на основании воскресения было бы невозможностью. Воскресение для иудея означало возвращение к жизни человека в его целостности, то есть его тела, души, духа и всего, относящегося к его личности Вера иудея в воскресение была так тесно связана с понятием воскресения тела, что некоторые даже считали, что человек воскреснет в той самой одежде, в которой был положен в гроб. 125 Все четыре пересмотренные до этого теории страдают от определенных трудностей. Они плохо объясняют пустой гроб и явления Христа, и ни одна из них не пытается одновременно объяснить оба этих фактора. Если утверждать, что кто-то украл тело, то надо что-то сказать и о явлениях Иисуса, то есть надо показать, что ученики не галлюцинировали. Всякий раз, когда главная теория нуждается в поддержке второй теории, то это ослабляет убедительность главной теории. Чтобы в этом споре опровергнуть воскресение, необходима теория, с помощью которой можно было бы одновременно объяснить и пустой гроб, и явления Христа. 5) Единственная теория, которая представляет якобы благовидное разрешение этой проблемы, является теория падения Христа в обморок. Согласно этой теории, Христос на самом деле не умер, Он всего лишь пал в обморок, т. е. Он оказался в состоянии весьма слабого сознания, которое другие ошибочно приняли, как смерть Его необычное состояние было вызвано переживаниями судебного процесса и распятия, т е побоями, потерей крови, изнеможением. Но, будучи в прохладной гробнице, Он начал вдыхать ароматы, исходящие из пряностей, которыми помазали Его тело. Это пробудило Его Он встал, вышел из гроба и показался ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Покупка недвижимых имуществ совершается по русским законам каждый раз по Высочайшему разрешению. II. Субъект церковной собственности. По вопросу о субъекте церковной собственности издавна существуют различные и очень разнообразные теории; однако, руководясь общею точкою зрения, можно свести все эти теории к следующим четырем группам: 1. Церковно-покровительственная теория. Она присваивает собственность то Богу вообще или Иисусу Христу, Божией Матери и святым Божиим, то бедным (как чадам Божиим). 2. Иерархическая или клерикальная теория – защищаемая собственно католическою церковью; по этой теории собственником церковного имущества является папа или епископы. 3. Публицистическая теория. По ней церковное имущество есть или Res Nullius, или государственная собственность (res publicae). 4. Современная церковная теория. По ней собственность принадлежит то частной общине, то специальному институту, то вселенской церкви. 1 . Первая – церковно-покровительственная – теория развилась еще в древней церкви по поводу захватов и разграблений, «обид», как выражаются наши древние юридические акты, церковной собственности со стороны государств и частных обществ 663 ; она поддерживается, впрочем, и теперь, но очень немногими учеными (Перманедер, Россгирт). В частности – первая форма этой теории «Бог есть собственник церковного имущества» совершенно ложна с юридической точки зрения. Во 1-х, отношение Бога к церковным имуществам есть только идеальное, а не юридическое. С собственностью, в юридическом смысле, всегда соединяется понятие об исключительных правах одного, без права участия другого, но Бог не нуждается в земных вещах (Господня земля и исполнение ее) и не исключает на них прав других. Только люди – существа чувственные – могут быть в подобном смысле собственниками внешних предметов. Во 2-х, выражения «божественная вещь, посвященная Богу, собственность Иисуса Христа» и проч., обозначают только цель имущества – посвящение его на служение Богу. Это суть акты любви, благодарности, а не права.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

В 276-м газеты «Свет» объявлено, что в Спб. губ. Земстве поставлен на обсуждение вопрос о передаче капиталов и доходов церквей Земству; ему-де принадлежит и выбор священников для приходских церквей. В прошлом году о том же рассуждали в Москов. Земстве. Из столиц требование перейдет в Губ. Земства и сделается общим. О всех вредных явлениях для Церкви —592— 1885 г. надо писать и писать. Если нелепые затеи не будут опровергнуты сильными доводами, то могут возобновляться и на будущее время. Конечно, теперь Константин Петрович введение их не допустить; но ведь он смертный, как и все люди. После него кто защитит силою многою Церковь , – не вем». Конец. Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1906 год//Богословский вестник 1907. Т. 2. 5. С. 225–272 (4-я пагин.) —225— Распределение лекций в Московской Духовной Академии на 1906–1907 учебный год Первый курс Понедельник Еврейский язык Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук Вторник Введение в круг богословских наук Введение в круг богословских наук Латинский язык Латинский язык Еврейский язык Новые языки Новые языки Греческий язык Библейская история Библейская история Четверг Новые языки Новые языки Греческий язык Метафизика Метафизика Пятница Метафизика Метафизика Новая гражд. история Теория слов и истор. иностр. литер. Новая гражд. история Теория слов и истор. иностр. литер. Суббота Новая гражд. история Новая гражд. история Теория слов. в истор. иностр. литер. Древняя гражд. история Теория слов. и истор. инсстр. литер. Древняя гражд. история —226— Распределение лекций в Московской Духовной Академии на 1906–1907 учебный год Второй курс Понедельник Библейская археология Библейская археология Латинский язык Русск. и церк.-славянск. языки. Русск. и церк.-славянск. языки. Вторник Патристика Патристика Нравственное богословие Нравственное богословие Патристика Патристика Четверг Нравственное богословие Нравственное богословие Греческий язык Пятница Священное Писание Нового Завета Общая церковная история

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это: 1) теория струн типа I; 2)теория струн типа IIA; 3) теория струн типа IIB; 4) теория гетеротических струн О(32); 5) теория гетеротических струн E 8 xE 8. Имеется в виду вероятность как интерпретация волновой функции Шредингера, введенная М. Борном. См.: Дубровский В.Н . Новая концепция пространства-времени на планковских масштабах расстояний//Философские проблемы физики элементарных частиц (30 лет спустя). С. 73–86. Это предположение Б. Грин высказал по состоянию на 1999 год – год выхода его научно-популярной книги «Элегантная вселенная. Суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории». Сейчас можно сказать, что предположение подтвердилось. Масса электронного нейтрино крайне мала. Верхняя экспериментальная оценка составляет всего 2 эВ (получена для антинейтрино). Верхние пределы для масс мюонного и тау-нейтрино на 2006 год оцениваются в 190 кэВ и 18,2 МэВ соответственно. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Евгениц 16 августа 2018, 22:34 Замечательно, что лицо духовного звания так разбирается в современной науке и может с таким пониманием доступно все изложить. Война между наукой и религией должна остаться в прошлом, и " Блаженны миротворцы... " . От того, насколько наука сможет быть нравственной и духовно ориентировпнной, зависит само существование человечества, возможность эффективно служить своим братьям в духе единства и любви, которая есть Бог. иеродиакон Александр (Урбанович) 6 августа 2009, 12:59 2 anviko " Хочу здесь процитировать его цитату из святых отцов... " Что-то у нас в стране с русским языком непонятное происходит... Но ладно, ближе к делу. У каждого написанного слова есть автор. " Триады в защиту... " есть сочинение свт. Григория Паламы. Собственно, о. Серафим (Роуз) тут не при чём. Поэтому правильнее было бы, если Вы цитируете свт. Григория по книге о. Серафима, хотя бы указать настоящего автора процитированных фрагментов, чтобы сочинение " Триады... " не выглядело как " музыка народная, слова народные " . anviko 23 июля 2009, 15:35

http://pravoslavie.ru/31179.html

Церковь категорически требует от нас только одного — чтобы мы научились любить друг друга и прощать друг друга. В противном случае проходит Пасха, наступает лето, потом наступает Рождество Христово, дни нашей жизни проходят, а мы что делаем? Чему мы учимся? Если в течение своей жизни мы не научились любить, то мы ничему не научились. Чему мы учимся? Даже я, священник, если я не научусь любить, чему я научусь? Научусь служить Литургию? Научусь говорить формальные слова, научусь совершать формальные дела, выучу древнегреческий язык? Как человек поймет, что качество моей души изменилось благодаря связи со Христом? — Если я научусь преуспевать в любви. Любовь — это характерная черта, вершина добродетелей, и когда ты чтишь ее как вершину и стремишься к ней как к своей цели, ты приближаешься к ней. Ты, по меньшей мере, знаешь, куда ты идешь, — к любви. Необходимо, чтобы любовь не терялась из виду. Случилось ли что-нибудь в доме? Вышел ли какой-нибудь ущерб? Неважно. Главное, чтобы не исчезла любовь. Любовь — это нечто невероятное, это то, чего Церковь хочет от нас. Это трудно, потому что логика мира сего и жизненные нужды говорят тебе: «Ну что ты говоришь? Знай свой интерес, брось ты эту теорию…» Но это не теория. Упокоение души — не теория. Спокойная совесть — не теория. Спать без успокоительных средств — не теория, а дело. Дышать нормально, как малые дети, которые спят и дышат без страха, без тревоги, а с доверием и любовью к своим родителям, — не теория, а тихий сон, умиротворение, улыбка. Вы видели, как спит малое дитя? Вот это Бог и хочет с нами сделать. Чтобы мы так сильно любили Его, чтобы доверялись Ему так сильно и так прощали ради любви. Только бы не потерять любовь — всё остальное мы найдем опять. Если у тебя украдут автомобиль, ты купишь новый, и сломанное отремонтируется, и разваливающееся укрепится. Лишь бы любовь не разбилась, потому что, если она разобьется, нужно будет пролить много крови и слез, чтобы это поправить, потому что, как говорится, если чашу разобьешь, ее трудно склеить. Она, конечно, склеивается, в Церкви всё склеивается. Всё поправляется, однако это трудно, это дорого стоит, и придется платить за то, что ты потерял так легкомысленно. Только бы нам не лишиться любви. Прежде всего, её.

http://pravoslavie.ru/94003.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010