Второе направление сложилось в рамках церковной историографии. Историками данного направления были митр. Платон (Левшин) , митр. Евгений (Болховитинов) , архим. Аполлос (Алексеев), архиеп. Филарет. В качестве основного источника ими использовалось «Известие о житии...» И.К. Шушерина. Кроме того, они рассматривали архитектурное, летописное и идейное наследие Святейшего Патриарха. Модификация государственной идеологии в сторону благочестия, преданности вере и престолу привела к переключению фигуры Патриарха Никона со второй четверти XIX в. из «культурного антигероя» в разряд «культурных героев» в рамках этого направления. Не случайно первые историографические апологеты были настоятелями или историками монастырей, построенных Патриархом Никоном – архим. Лаврентий (Далматов), архим. Досифей (Немчинов), митр. Киевский Евгений (Болховитинов) , архиеп. Филарет (Гумлевский), Савва (Тихомиров) , Варлаам (Денисов). Патриарх Никон стал рассматриваться главным образом как православный пастырь, Предстоятель, как церковный, а не государственный деятель. На втором этапе (вторая половина XIX–haчaлo XX в.) началась активная публикация архивных документов и материалов, проливающих свет на историю старообрядческого движения. В то же время «Житие» Патриарха Никона было издано и переиздавалось незначительными тиражами. В исторической науке искусственно навязывалась антиномичность и оппозиционность двух якобы равнозначных фигур (герой-антигерой) протопоп Аввакум – Патриарх Никон . С.М. Соловьев приписывал Никону «недуховные стремления» и безграничное властолюбие. Митр. Макарий (Булгаков) в более мягкой форме указывал на его «необузданную гордость». Н.Ф. Каптерев представлял Никона ограниченным традиционалистом «по умственному складу и всему строю своего мышления». А.В. Карташев писал о «научном невежестве Никона», хотя были уже давно изданы сочинения, опровергавшие эту точку зрения. Историко-каноническое направление историографии наиболее ярко представлено трудом В.Е. Вальденберга «Древнерусские учения о пределах царской власти» 22 . В.Е. Вальденберг выделяет три основополагающие идеи Патриарха Никона : превосходство священства, свобода Церкви, подчинение государства Церкви. Это были традиционные требования православных иерархов от митрр. Киприана и Фотия до прп. Максима Грека . Но Вальденберг вслед за представителями «критической традиции» делает вывод о «папизме» идей Никона, «католическом понимании отношений между церковью и государством», что выражалось в изложении теории двух мечей Бернарда Клервосского и Папы Иннокентия III. Теория Никона, по мнению исследователя, является плодом личной мысли и личного настроения Патриарха – Никон является «единственным теоретиком этого политического направления».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

Никон старался укрепить положение патриарха в управлении церковью не только фактически, но и юридически и, прежде всего, хотел вернуть в юрисдикцию своего двора церковные земли и крестьян, которые были переданы государственному монастырскому приказу на основании Уложения 1649 года. В свою бытность митрополитом Новгородским он снова получил право суда над крестьянами и другими жителями архиепископских земель 433 , а ставши патриархом, очень скоро добился этого же права и для обширнейшей московской епархии 434 . Его старания укрепить авторитет церкви не были результатом только его честолюбивых стремлений и властного характера. Он, как и боголюбцы, искренне верил, что церковь должна занять более высокое положение в стране и принимать больше участия в государственных делах. К концу своего участия в делах церкви, когда оставленный царем, но внутренне еще не сдавшийся Никон продолжал бороться за влияние и власть, он очень четко высказал свои взгляды в " Возражениях», написанных им в ответ на вопросы царского советника боярина Стрешнева и на замечания предавшего его грека Паисия Лигарида. По мнению Никона, власть церкви, которую представляет патриарх, должна быть не слабее власти государства, и он истолковывает ее, пользуясь известной средневековой теорией о двух мечах. В понимании Никона»при архиерействе меч духовный, а при царе меч мирской установился«. При этом, сравнивая власть и влияние патриарха с солнцем, а роль и власть царя с луной, он считает, что власть архиерея должна так же превосходить власть царя, как солнце превосходит луну 435 . Царь, т. е. государство, не должны вмешиваться в дела и управление церкви, так как, говорит он,»где есть такие законы, да Цареве в церковных преданиях и уставех повелевают и исправляют " 436 . В своем толковании церковной власти и ее превосходства над властью царя Никон совершенно отошел от византийской и русской традиции симфонии властей и целиком стал на точку зрения католической церкви, как ее в XI–XIII веках, во время борьбы с императорами за инвеституру, излагали папы. Он почти дословно повторял аргументы папской власти, когда писал, что, поскольку цари получают помазание от архиереев, получая, таким образом, от церкви и власть, то они по своему достоинству и по своей духовной силе являются ниже и слабее, чем епископы 437 . Вряд ли Никон читал католические работы о папской власти и об отношениях между церковью и государством на Западе, но, видимо, в его руках был трактат в защиту прав церкви, написанный в 1490 году доминиканцем Вениамином, сотрудником архиепископа Геннадия Новгородского . В этом трактате, который назывался " Слово Краткое или О свободе св. Церкви» также излагалась теория двух мечей и давались все основные аргументы католической церкви о превосходстве церкви над государством 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Примечания: Греческое слово martiroV - свидетель, которое на русский язык обычно переводят словом мученик, обнажает тот основной смысл, который в ранней Церкви был связан с мученичеством - это смысл свидетельства об истине. Смирнов Евграф. История христианской Церкви. Пг.,1915. С.83. Смирнов Евграф. История христианской Церкви. Пг., 1915, С.84. Аверкий архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. М., 2000. С.425-426. Смирнов Евграф. История христианской Церкви. Пг., 1915. С.84. Зноско-Боровский Митрофан протоиерей. Православие, Римо-католичество, Протестантизм и сектантство. Jordanville. N. Y., С.127-128. Такой же титул носит и римский папа. Власть его - это тоже власть и духовная, и светская. В католичестве даже существует теория «двух мечей», то есть двух ветвей власти, принадлежащих папе. Еретические Церкви монофизитов и несториан существуют до сих пор. Ф. Бренье, известный автор, писавший на темы иудаизма, утверждает, что фарисеи своеобразным образом относились к Иегове, потому что по их представлениям за Ним стояло еще более высокое безличное Божество. Если верить этим утверждениям, - то мы должны признать, что уже в рамках Ветхого Завета в высших религиозных кругах сложились религиозные представления о Боге, которые мы обязаны назвать пантеизмом. Социальный пафос характерен и для других ересей, даже для таких, которые по логике должны были бы лишать человека социальной активности. Профессор МДА А.И. Сидоров в своем выступлении на богословской конференции РПЦ «Православное учение о Церкви» (17-20 ноября 2003г.) сказал: «Монофелитами Церковь мыслилась преимущественно как некое социальное целое или некий социальный институт и главной их заботой было «исправное функционирование» этого института, непременным условием чего является мир и согласие, достигаемое путем «домостроительства» (martiroV), которое понималось в плане именно земного управления». Смирнов Евграф. История христианской Церкви. Пг., 1915. С.216. Флоренский Павел священник. Столп и утверждение истины. М., 1914.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/18/...

Так возникла папская область. Затем сын Пипина Карл Великий после признания его королём Франков наследовал обязанности своего отца по отношению к Римскому епископу. В 800 году папа Лев III короновал Карла в Риме и назначил его блюстителем прав и мира в христианстве. С этого времени установилась новая система отношений между государством и церковью, именно система двух мечей. Сущность этой системы заключается в следующем: во всём мире должна быть одна империя; эта империя должна держаться двух порядков: государственного и церковного. Все власти должны относиться или к церкви или к государству. Император – верховный правитель империи,– рядом с ним Римский первосвященник – верховный правитель церкви. Обе власти существуют для водворения божественного порядка; водворение невозможно одной только духовной властью, необходимо содействие государственной власти. Император охраняет церковь и внутри и вне, как церковь, так и папу. Он должен водворить послушание всех подданных папе. Император не охранитель Св. Римской империи, но распространитель её во всей Европе. Меч духовный должен опираться на меч светский. Император может передавать часть власти и иерархом. Эта идея осуществилась не только при Карле Великом, но и при его преемниках. В результате получилось полное смешение духовной и светской власти. Такова сложная система отношений государства к церкви в Св. Римской империи. После Карла Великого Франкская монархия распалась, единство Св. Римской империи, как государства, рушилось; на развалинах её образовалось несколько государства, рушилось; на развалинах её образовалось несколько государств. Римский епископ уже утвердился в своём сознании, что он – единственный представитель власти; он стал поэтому стремиться к тому, чтобы на него перешло то значение, которое имел в Св. Римской империи Карл Великий. Таким образом развивалась и образовывалась утверждённая папой иерархическая монархия (папская теория). По этой теории существует универсальная монархия; государства являются частями её; монархи получают свою власть от папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

1479 См. выше, § 155, стр. 306. Но незаконнорожденные младенцы, матери которых известны и принадлежат к протестантскому вероисповеданию, могут быть, по желанию сих последних, крещены по обрядам евангелическо-лютеранской церкви (Уст. о пред. и пресеч. преступлений. Ст. 94 п. 6). Равным образом детей, рожденных от браков магометан и евреев с лицами евангелического исповедания, дозволяется крестить в евангелическом исповедании (там же, ст. 95). 1483 Эта мысль с замечательной силой и ясностью раскрыта в известном ответе обер-прокурора Св. Синода К.Н. Победоносцева президенту швейцарского центрального комитета евангелического союза (Церк. Ведомости. 1888, 7). 1484 В Никоновской летописи под 1004 г. говорится о некоем еретике Адриане, которого митрополит Леонт посадил в темницу, а под 1123 г. об еретике Дмитре, затворенном в темнице же митрополитом Никитой. 1485 Преподобный Иосиф Волоцкий рассуждал по поводу ереси жидовствующих, что «еретика убити молитвою или руками едино есть» и требовал от царя конечного искоренения еретических плевелов. Продолж. древн. рос. библиоф. Т. XVI, стр. 424. 1486 См. О церковных наказаниях. Стр. 113 и сл. Хотя в XVI в. небезызвестна была на Руси и западно-католическая идея государства, как светской руки (brachium saeculare), приводимой в движение церковной волей, как об этом свидетельствуют ссылка одного из главных деятелей против жидовствующих Геннадия Новгородского на примере испанского короля, очистившего свою землю от еретиков, и развитая в сочинении неизвестного автора теория двух мечей с упоминанием даже и о «плечах мирских» (Жмакин. Митрополит Даниил и его сочинения. Стр. 59; Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Стр. 61); но и византийских правил и примеров было совершенно достаточно для оправдания преследования еретиков. Противоположный взгляд заволжских старцев (они же и нестяжатели), отвергавший казнь еретиков (Продолж. древн. рос. библиоф. XVI, 424) не получил силы в практике. 1487 Соединившиеся с православной верой на этих условиях старообрядцы получили название единоверцев, и сами их церкви называются единоверческими или благословенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2005. P. 601-637; ср. также: Mansi. T. 32. Col. 719-727 [с пропуском]; Minnich. 1969. P. 239-241 [фрагмент, пропущенный в изд. Mansi]). Для иллюстрации своих идей К. использовал в качестве символа христ. Церкви образ «святого города Иерусалима... сходящего от Бога с неба» (Откр 21. 2), стремясь с его помощью показать, что законы устройства Церкви являются не человеческим измышлением, но не подлежащим изменению божественным установлением ( Morerod. 2005. P. 603-604). Проводя сравнение между небесным и земным градами, К. отмечал, что земная Церковь призвана быть отображением небесной, вслед. чего все ее члены сообща должны стремиться к святости, миру и покорности Богу. Говоря о месте папы Римского в Церкви, К. отмечал: «Как в небесном Иерусалиме... есть лишь один Господь - Иисус Христос, так и в нашем Иерусалиме... есть лишь один правитель (princeps) - викарий Христа и верховный понтифик» (Ibid. P. 621). Упоминая о «пизанской лжецеркви», отказавшейся от повиновения папе Римскому, К. замечал, что она «не с неба сошла, но скорее из ада поднялась» (Ibid. P. 623), поскольку в ней извращен небесный порядок управления и нет никакого мира и согласия, вслед. чего она должна считаться не «градом Божиим», но «градом и башней Вавилонской» (Ibid. P. 625). Напротив, присутствующая на Латеранском Соборе в лице представляющих ее иерархов католич. Церковь, по словам К., «сошла с неба во главе с единым высшим викарием единого Христа» (Ibid. P. 628). Говоря о задачах Собора, исполнение к-рых позволило бы ему стать в один ряд с наиболее славными Соборами христианской Церкви, К. отмечал, что все христиане ждут от Собора «реформирования Церкви, исправления нравственного упадка, подавления всякого раскола, обращения неверных, исправления еретиков, установления надлежащих законов и порядков, которые служили бы ко благу вселенской христианской веры» (Ibid. P. 630). Признавая, что многое в церковной жизни нуждается в исправлении, К. призывал папу, «владеющего двумя мечами» (см. ст. Двух мечей теория ), возглавить общее дело освобождения Церкви от недугов и, очистив ее, царствовать над ней с милосердием ради всеобщего мира.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

А. Мадубуко: « Церковь занимает все коридоры власти, влияния, богатства и лидерства в это время. Приготовься, чтобы повелеть влиянию Царства Божьего прийти во все, что окружает тебя» с. 82]. Поскольку в «теологии процветания» считается, что Бог может действовать только через Церковь , вторжение церкви в политическую сферу преподносится как Божий «реванш». Предполагается, что Бог , как проигравшая сторона, не имеет власти над политической сферой жизни: А. Ледяев: «Он – Великий Бог . Он желает вырваться на свободу, расправить плечи, являть славу Свою на улицах и площадях». «Бог добьется этого любой ценой, и сидеть дальше в нашей религиозной тюрьме Он не собирается» Теократическая идея в общих чертах формулируется как господство церкви («Нового поколения» и дружественных ему харизматических организаций) во всех сферах жизни, включая политическую: А.Ледяев: «В руки «Нового поколения» будут переданы ключи от будущего нашего общества» « Церковь последнего времени будет... вразумлять царей и учить судей земли» «диктовать политикам», «диктовать банкирам», и даже « церковь будет задавать моду» Грядущая теократия видится Ледяеву в папо-цезаристском духе: «Президент на ступень ниже священнической власти» «Небо всегда управляло землей, а священство – царями» Псевдо-православный пастор А. Журавлёв вторит своему наставнику: «Принцип нового мирового порядка не только в России, но и в мировом масштабе, – отказ от позиции «цезаре-папизма», и возвращение к нормальной позиции «папо-цезаризма " » Папо-цезаристская идея А. Ледяева не имеет проработанной теоретической основы, как «теория двух мечей» у римских пап, а скорее представляет собой теократическую фантазию, которая нащупывает демократические способы конкретного воплощения: А. Ледяев: «Порог церкви переступят депутаты и лауреаты .... Они будут здесь сидеть, как дети, ...умываясь слезами, ...и прославляя Господа» с. 148]. «Я буду помазывать... Губернаторы, идите сюда! Боже, сделай этих людей людьми святилища!» М. Дарбинян: «Мы придерживаемся теократии. Демократия должна стать путеводителем к теократии».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/harizmat...

В одной из новгородских летописей записано сказание о Спасове образе, писанном греческим царем Мануилом и находившемся в новогородском Софийском соборе. По словам сказания, царь подверг нещадному нападению одного священника за «неподобное» поведение. Ночью явился ему Спаситель в том виде, в каком он изображен был на иконе Мануилом и сказал ему: «зачем восхищаешь ты святительский суд, которого Я тебе не передавал? Тебе передано начальство над людьми, и на твоей обязанности лежит оборона земли от супостатов, святителям же предоставлено духовно вязать и решить». И повелел Спас ангелам, указывая пречистым Своим перстом, как это мы видим теперь на иконе, наложить раны на самого царя. Проснувшись, Мануил почувствовал тяжкие раны на теле своем и, встав, притек к иконе Спасовой, но увидел руку Спасову, указывающую вниз, а не так, как он сам написал раньше. Восплакался горько царь Мануил и с тех пор перестал восхищать себе святительский суд. В Новгороде же было написано неизвестным автором, по поручению архиепископа (вероятно Геннадия, известного ревнителя православия против ереси жидовствующих) «слово против посягающих на церковное имущество». В этом проведении доказывается, что мирская власть ниже духовной, насколько вообще духовное стоит выше мирского. Автор ссылается на те же места Св. Писания, на которых католические канонисты обосновывали иерократию, и упоминает даже о «плечах мирских» (brachium saeculare), помощью которых церковь должна действовать «на отвращение силы сопротивных». Сам Геннадий, как известно, ссылался на пример испанского короля, путем инквизиции очистившего свою землю от еретиков. Латино-германская теория двух мечей явившаяся, на подмогу неясным и неопределенным византийским понятием, разрешила эту неясность, в самом определенном смысле,– в смысле производности и подчиненности царской власти. Во второй половине XVII в., патриарх Никон , в борьбе его с царем и боярами, точным образом воспроизводил западную иерократическую теорию. Не от царства священного начало приемлет, а от священства на царство цари помазуются, говорил Никон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

«Господин Простой-человек», по мнению Лютера, должен знать свое место. Бороться с папизмом, конечно, необходимо, но для этого есть «светская власть и дворянство с их авторитетом». Себе он оставлял прежнюю роль рупора, подразумевая, что власть предержащие должны ловить каждое его слово. Итак, теория двух мечей сформировалась в своем окончательном виде. На горизонте маячили контуры Kulturkampf – «культурной революции». 5. Раздавить гадину! (1522–1525) Беспорядки, из-за которых Лютеру пришлось активно вмешаться в ход событий, начались в Виттенберге вскоре после завершения работы рейхстага. Управление всеми церковными делами в столице курфюршества взял в свои руки триумвират, который состоял из одноглазого августинца Габриэля Цвиллинга, предпочитавшего именовать себя на греческий манер Дидимусом (прямой перевод с немецкого его фамилии, означающей «близнец») и всей душой преданного теориям Учителя, а также Меланхтона и Карлштадта. Цвиллинг, которого уже нередко называли «вторым Лютером», первым делом заменил мессу причастием, то есть краткой формальной процедурой, предваряемой несколькими фразами, произносимыми по-немецки. Меланхтон без устали пропагандировал новое учение, а Карлштадт, впервые обративший серьезное внимание на светскую власть, предложил курфюрсту запретить служить мессу на всей территории своего государства. Последний проявил осторожность и вынес это предложение на обсуждение своих советников, которые его благополучно отвергли. Лютер в эти дни мучился сознанием того, что столь важные события протекают без его участия. В письме к Спалатину он писал: «Я оставил поле боя, повинуясь советам друзей и вопреки собственной воле. Не думаю, чтобы это было угодно Богу». Он не очень-то доверял талантам своих последователей: будь сам он на месте, противники «услышали бы совсем другие речи». Слух о том, что Лютер недоволен мягкостью своих учеников, достиг и Виттенберга, где каждый понял, что надо усилить рвение. Особенный вой и улюлюканье поднялись против мессы, причем каждый из сторонников Лютера старался перекричать других и первым обрушить идола. Вскоре студенты, объединившиеся в отряды, под предводительством Карлштадта ворвались в приходскую церковь и выгнали из нее священников, совершавших таинство причастия. Затем они бросились к замковой церкви, но, не сумев взять ее приступом, побили все витражи. Об их «подвигах» стало известно гражданским властям, и когда студенческие банды собрались напасть на монастырь францисканцев, их разогнали силами порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Да, Зом совершенно прав, что церковное право, вместе с церковной властью, образуется из порядка Евхаристии, который установлен Спасителем: “сие творите в Мое воспоминание”. И в этих установительных словах in nuce заложено все церковное право. Власть и сила совершать Евхаристию, не принадлежащая человеку, дается Богом в таинстве священства, и эта таинственная и в точном смысле сверхъестественная сила, эта божественная власть тайнодействия, делающая каждого священника, и в особенности каждого епископа, как священника священников, “наместником Христа” – vicarius Christi, есть вместе с тем источник, и притом единственный источник, власти церковной, а в последнем счете и всякой еще не секуляризованной власти. Сила Евхаристии, излучаясь в человеческое общество, дает ему и правовую основу. Это всегда говорили с насмешкою “просветители”, что первоначально власть принадлежала жречеству, включая сюда и христианское священство. Но это совершенно верно, и иначе не могло быть, если принять во внимание сверхъестественную природу власти. Священный сан не есть мирская власть и не должен быть ею. Но он есть неизбежно и по существу власть церковная, облеченная всей полнотой церковной дисциплины, а через то есть опора и источник всякой власти, поскольку ius divinum есть право права, священство же есть орган сообщения таинственных даров, а в частности, и освящения власти. Это не есть теория двух мечей, содержимых в одной руке – первосвященника или царя, здесь вскрывается лишь внутреннее иерархическое соотношение, онтология власти, по которой церковь со своими органами власти, не имея мирской власти, однако, ее утверждает и духовно питает, разумеется, до тех пор, пока власть, сама не отворачивается от нее, отдаваясь пустым и суетным стихиям мира. Тогда, секуляризуясь, она попадает неизбежно в объятия анархизма, а вместе и под угрозу многоликого “большого кулака”, именуемого la volonte du peuple, или же какого-либо социалнавуходоносора или социалбонапарта, приближающаяся поступь которого уже слышится через грохот революций.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010