Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2) (ГИМ. Епарх. 436), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в. Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний . Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров. Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «              » (Ин 15. 17). Нек-рые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил ).

http://pravenc.ru/text/115430.html

На Руси самостоятельный болг. перевод стишного Пролога получил известность не позднее рубежа XIV и XV вв. (этим временем датируется старший список - ГИМ. Чуд. 17) преимущественно в монастырском, а не в соборно-приходском обиходе; служебные Минеи с проложными житиями не имели здесь (в отличие от Болгарии, Сербии, Валахии и Молдавии) распространения. Не позднее 2-й пол. XIV в. на слав. язык был переведен (в Болгарии или на Афоне) стихотворный месяцеслов Христофора Митилинского со стихами в честь К. и Елены под 21 мая. В слав. традиции этот памятник (в большинстве случаев анонимный) именуется обычно «Канон и стихиры святым всего лета». Старший южнослав. (болг.) список (Ath. Zogr. 115) датируется 1392 г. (авторство в рукописи приписано свт. Мефодию, еп. Патарскому, «сказаемо Митилено»), один из древнейших рус. списков сохранился среди дополнительных статей к Толковой Псалтири 1-й четв. XV в. (ЯИАМЗ. Инв. 15231), переписанной в Спасо-Прилуцком мон-ре под Вологдой (РФА. Вып. 3. С. 556-560). В кон. XIV в. (не позднее 1393) в Болгарии свт. Евфимием, патриархом Тырновским, было написано Похвальное слово равноапостольным К. и Елене. Повествовательную канву составляет греч. метафрастовское Житие К. и Елены, старший список (серб. ресавского извода) сохранился в составе Сборника житий и похвальных слов нач. XV в. (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 60. Л. 94-121 об.). Текст получил широкое распространение в славяно-румын. (прежде всего в молдавской), серб. и рус. рукописной традиции XV-XVII вв.; старший русский список содержится в составе Сборника житий и слов 2-й четв. XV в. (РГБ. Троиц. 754), но в Четьи-Минеи (включая ВМЧ) это произведение не вошло. Служба равноапостольным К. и Елене впервые была переведена в X в., вероятно в Болгарии, в составе служебных Миней; старший список (только окончание, с 9-й песни канона) находится в древнерус. Путятиной Минее XI в. (РНБ. Соф. 202), хорошо передающей языковые и орфографические особенности древнеболг. оригинала. Старшие полные древнерусские (новгородские) списки службы в составе служебных Миней на май (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Авраамию Смоленскому . Наиболее ранний список тропаря и кондака вне службы (РГБ. Егор. 1491. Л. 610-610 об.) датируется кон. XVII в. Как зафиксировало «Чудо о книгчии Гаврииле», в мон-ре существовала традиция чтения прихожанами тропаря и кондака над гробом П., поэтому на раке лежала дощечка с текстами. Прп. Паисий Галичский. Икона. Нач. XX в., поновление нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Прп. Паисий Галичский. Икона. Нач. XX в., поновление нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Концом XVII в. датируется и монастырская рукопись РГБ. Тихонр. 57, содержащая ранние списки Жития П. и службы ему. Это полная служба, с малой вечерней и всенощным бдением, что указывает на почитание П. в его мон-ре как великого святого. Судя по выявленным источникам, создание службы нельзя датировать временем ранее XVII в., ее возникновение следует отнести скорее к последней четверти этого столетия. Первоначально в службу входили 2 канона с азбучным и текстовым акростихами. Позднее ее текст был приспособлен для приходского богослужения, утратив один канон и часть, читаемую на малой вечерне, как отражено в списке РГБ. Тихонр. 289, нач. XIX в. Всего на наст. время известны 4 списка службы кон. XVII - кон. XIX в. ( Авдеев. 2009. С. 39-40; Семячко. 2019. Примеч. 47). Житие П. следует датировать также посл. четв. XVII в., хотя служба и Житие написаны разными авторами. Житие вероятнее всего было создано вскоре после службы, но зависит от нее в значительно меньшей степени нежели от «Повести об Овиновской иконе Богоматери», от к-рой оно унаследовало событийную канву. В наст. время Житие П. известно в 8 списках кон. XVII - кон. XIX в. ( Авдеев. 2009. С. 64-40; Семячко. 2019. Примеч. 4), передающих одну редакцию текста. Почитание П. в Новое время нашло отражение в создании акафиста, к-рый известен в 3 списках, наиболее ранний из них датируется нач. XIX в., и одной публикации по неизвестному списку ( Авдеев. 2009. С. 51-52). Мощи П. покоятся под спудом в галичском Успенском мон-ре. В «Деле о мощах несвидетельствованных», к-рое было сформировано из рапортов, присланных из епархий во исполнение указа имп.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ, САМОН(А) И АВИВ [сир.  ,  ,  ; греч. Γουρας, Σαμωνς, Αβ(β)ιβος] (III - нач. IV в.), мученики, исповедники (пам. 15 нояб.), наиболее известные сир. святые, сведения о которых сохранила восточнохрист. традиция. Время их кончины датируется в разных агиографических источниках с 293 по 322 г. (называются 303, 304, 293-306, 306). Лит. традиция и церковное почитание объединили мучеников, пострадавших в разное время. Вероятнее всего, Г. и С. пострадали во время гонений имп. Диоклетиана . Г., прозванный за аскетический образ жизни «воздержанником», и его друг С. с началом гонений в Эдессе (ныне Урфа, Турция) покинули родной город, но в числе др. христиан были схвачены рим. наместником Эдессы Антонином и заключены в темницу. Антонин безуспешно пытался уговорами склонить святых принести жертву Юпитеру. Затем Г. и С. предстали перед судом рим. правителя обл. Осроена Мусония. По его приказу Г. и С., связанных друг с другом за руки, с камнем, привязанным к ногам, оставили висеть неск. часов, а после пытки отправили в тесную темницу, где святые провели ок. 3 месяцев (по сведениям Арефы Кесарийского, автора похвального слова Г., С. и А., в заключении мученики провели много лет, за что были названы исповедниками). Когда их вновь привели к Мусонию, Г. был изможден заключением, поскольку был значительно старше С., к-рый выглядел еще крепким, поэтому его вновь подвергли истязанию, повесив вниз головой. На следующий день по приказу правителя мученики были обезглавлены за городом. Их тела погребли христиане. Мученики Гурий, Самон и Авив. Икона-таблетка. Тверь. 3-я четв. XV в. (СПГИАХМЗ) Мученики Гурий, Самон и Авив. Икона-таблетка. Тверь. 3-я четв. XV в. (СПГИАХМЗ) Много лет спустя в Эдессе жил диакон по имени А. Во время гонений имп. Лициния (320-324) на него поступил донос с обвинением в распространении христианства, и по приказу императора А. был арестован. Правитель города Лисаний пытался склонить его к принесению жертвы языческим богам, но, не добившись успеха, приговорил к сожжению. После казни христиане, в числе к-рых были мать и родственники А., нашли его тело неповрежденным и похоронили в одной гробнице с пострадавшими ранее Г. и С. Мученичество этих святых пришлось на один день с разницей в неск. лет, их также называют исповедниками или в Минологии Василия II - священниками.

http://pravenc.ru/text/168390.html

Сщмч. Кукша. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в.; поновлена в 70-х гг. XX в. ок. 2010 г. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий Сщмч. Кукша. Роспись галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в.; поновлена в 70-х гг. XX в. ок. 2010 г. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий Согласно патерику, проповедуя христианство среди вятичей, К. вместе со своим безымянным учеником крестил язычников и «многа чюдеса створи»: изгонял бесов, свел с неба дождь, осушил озеро и др. С высокой долей вероятности можно предполагать, что инициатором проповеди христианства среди наиболее стойких приверженцев языческой религии, какими были вятичи, являлся св. блгв. кн. Киевский Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (1113-1125), дважды совершивший военные походы на их территорию. После многих мучений К. был «усечен» мечом вместе со своим учеником. О гибели миссионеров, по патериковому преданию, сразу стало известно в Киево-Печерском мон-ре. Симон сообщает, что в момент смерти К. в обители скончался известный своей прозорливостью прп. Пимен постник, который, стоя посреди церкви, громко воскликнул: «Брат наш Кукша противу свету (на рассвете.- Ю. А.) убиен бысть» ( Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 110-111; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 27). Точная дата смерти К. неизвестна. Указание на 1215 и 1217 гг., к-рое можно встретить в лит-ре, основано на ошибочном допущении, что К. был современником свт. Симона. Есть основания полагать, что деятельность святого протекала значительно раньше, а именно в посл. четв. XI - нач. XII в. Дело в том, что прп. Пимен постник упоминается в патерике среди наиболее авторитетных подвижников, изгнавших беса из затворника свт. Никиты , который в 1096 г. возглавил Новгородскую кафедру. А. А. Шахматов датировал гибель К. и его ученика 11 февр. 1110 г. Этот вывод был основан на отождествлении Пимена постника с прп. Пименом Многоболезненным, к-рому в Киево-Печерском патерике посвящено отдельное Слово. В нем сообщается, что в момент смерти Пимена Многоболезненного над Киево-Печерским монастырем явилось 3 столпа, о к-рых «речено бысть в летописце»; в ПВЛ это явление датируется 11 февр. 1110 г., но упоминается не 3 столпа, а один (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 284). По мнению Шахматова, упоминание о 3 столпах содержалось в не дошедшей до нас 1-й редакции ПВЛ, где «это явление было поставлено в связь с кончиною в один и тот же день трех угодников» - Пимена Многоболезненного, К. и его ученика ( Шахматов А. А. Житие Антония и Печерская летопись// Он же. История рус. летописания. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2. С. 158). Карпов, отмечая сомнительность отождествления 2 Пименов, все же датирует гибель миссионеров 1-й четв. XII в.

http://pravenc.ru/text/2462223.html

А. Глядкова (НГХМ?; см.: ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34-35). На нижнем поле иконы представлены 3 Московских святителя, Черниговские чудотворцы, св. царевич Димитрий, юродивые Василий, Максим и И.; эти изображения повторяются и на поздних списках, напр. на иконе рубежа XIX и XX вв. из собрания И. Тарноградского (Святые образы: Рус. иконы XVIII-XX вв. из частных собраний: Прил. к изд. 2006 г./Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. ст.: И. Бусева-Давыдова. М., 2007. Кат. 14). Дальнейшее развитие той же темы представлено иконой Симона Ушакова «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Московского») из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (1668, ГТГ): медальоны с полуфигурами 3 московских юродивых помещены над изображениями преподобных, симметрично образам царей Михаила Феодоровича, Феодора Иоанновича и св. царевича Димитрия (образ последнего сопоставлен с образом И.). Как и др. святые, И. представлен в молитвенной позе, со свитком, текст которого прославляет Богородицу («Радуйся, Винограде тайный, израстивший Живот»); остальные атрибуты юродивого традиционны, колпак имеет большой размер и серый цвет. Др. вариант трактовки этой темы представлен произведениями, исполненными для собора Покрова на Рву. В 1-й четв. XVIII в. на его вост. фасаде (в цокольной части Троицкого придела, между приделами-усыпальницами Василия Блаженного и И.) иконописцем-юродивым Тимофеем Архиповым было написано изображение Богоматери «Знамение», окруженной полуфигурами русских, в т. ч. Московских, святых; молящиеся Василий Блаженный и И. представлены в нижней части правого и левого полей, над преподобными, ниже святых царевича Димитрия и Бориса и Глеба (композиция могла быть создана ранее 1-й четв. XVIII в., т. к. на верхнем поле представлены св. Иоанн Предтеча и ап. Петр - в данном случае, вероятно, патрональные святые царей Иоанна и Петра Алексеевичей, совместное правление к-рых окончилось со смертью Иоанна в 1696). 80-ми гг. XVIII в. датируется реплика этой росписи - большая икона Божией Матери «Знамение», размещавшаяся над входом в придел Василия Блаженного (ГИМ, музей «Покровский собор»); на иконе изменен состав святых, Василий и И.

http://pravenc.ru/text/469402.html

некрополь с неск. десятками каменных надгробных стел с изображениями вписанных в круг крестов (предварительно датируются VIII-X вв.). Из окрестностей ст-цы Гостагаевской близ Анапы происходит каменная плита с греч. надписью: «Упокоился раб Божий и дитя Охормаз. Генеджуата, жена Кан[…]втола [поставила памятник] в году тысяча сто…» По мнению В. П. Яйленко, датировавшего надпись XII в., она указывает на распространение христианства и знание греч. языка среди зихов. Между тем это мнение представляется преждевременным, т. к. дата на камне целиком утрачена. В этой связи следует отметить кириллическую надпись-граффито посл. четв. XI - 1-й четв. XII в., к-рая была обнаружена на одной из стен собора Св. Софии в Киеве: «Дедилец-касог, тмутаракан[ец писал], идя от святых. Ибо я, господи, чаю прийти к тебе на воскрешение. Ох, душа моя!» В этом, пока единичном, случае можно предполагать, что проживающие в Тмутаракани касоги не только владели рус. речью и письменностью, но и являлись прихожанами рус. правосл. прихода, известного из летописи. В юго-вост. части пос. Новомихайловского (Туапсинский р-н) в долине р. Нечепсухо была исследована крепость, при раскопках которой выявлены фрагментированные остатки монументальной постройки (возможно, базилики), к-рая условно датируется V-VI вв. Обнаружены архитектурные детали - облицовочные плиты и фрагмент визант. капители коринфского типа. Также из пос. Новомихайловского происходят предметы мелкой пластики - золотые крестики и бронзовое гравированное кадило XI в. с 5 композициями, отражающими основные события жизни Иисуса Христа. Еще одна крепость-городище расположена в устье р. Нечепсухо, ее стены и башни скрывали внутри прямоугольную в плане постройку с толстыми стенами, скорее всего церковь. Церковь в пос. Лоо. Вид с юга. XIV в.(?) Церковь в пос. Лоо. Вид с юга. XIV в.(?) Из г. Хоби в Зап. Грузии происходят мраморные фрагменты (колонны, капители, детали амвона, столы-менсы), захваченные в XIV в. мегрельским мтаваром Вамеком I Дадиани и вмонтированные в стену его усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. XVIII в. (?) под записями (ц. Успения Пресв. Богородицы Тетеринской пуст.) Иконография П. начала складываться в кон. XIV в., получила развитие после обретения его св. мощей. Согласно Житию П., первый его образ был создан иконописцем иноком Иринархом в Троицкой Сыпановой обители «по преставлению же преподобного Пахомия во второе лето», т. е. в 1386 г. Инок увидел во сне «святолепного старца с длинною, как снег, белою бородою, в руке держащего жезл», старец исцелил его от блудных помыслов и повелел написать его образ ( Новосельский Н. А., свящ. Прп. Пахомий, Нерехтский чудотворец: (Жизнь его и чудеса)//Костромские ЕВ. 1894. 13. Ч. неофиц. С. 271-272). Вероятно, после обретения св. мощей П. (1675) на его гробницу был написан образ. После исцеления от слепоты помещик П. П. Протасьев из с. Иванникова Костромской губ. в 1805 г. заказал на «гробовую икону» П. серебряный оклад (работа костромского мастера В. Тевякова (В. Е. Шевякова?); в 1841 г. худож. Соколову во время росписи Троицкого собора Сыпанова мон-ря дважды являлся П. (во 2-й раз - перед созданием на стене его образа). В жизнеописании зафиксированы чудеса от надгробной иконы П., в частности во время эпидемий холеры 1848 и 1853 гг., пожара 1892 г. и др.; жительница дер. Пенькова Е. Федосеева исцелилась после того, как ей явился П. «в том виде, как написан на иконе» (Там же. 14. Ч. неофиц. С. 284-290). Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. 2-я четв. - сер. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Нерехте) Прп. Пахомий Нерехтский. Икона. 2-я четв. - сер. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Нерехте) Сохранились воспроизведения образа, лежавшего на св. мощах П.: поясное прямоличное изображение преподобного с разделенными на прямой пробор волнистыми седыми волосами до плеч и окладистой бородой до середины груди; на святом мантия и схима, куколь на плечах, пальцы правой руки сложены в именословное благословение (ладонью к груди), в левой - свиток; вверху образ Св. Троицы; в надписи П. именуется Нерехтским чудотворцем (Костромские ЕВ. 1896. 5. Ч. неофиц. Приб.; «копия с образа, лежащего на мощах препод. Пахомия»). Первая икона П., написанная иноком Иринархом, сохранялась в Троицком храме до его закрытия, где находится образ после 1941 г., неизвестно. Сохранившаяся до наст. времени нагробная икона с изображением П. (находится в приделе во имя П. Троицкого собора), исполненная в масляной технике, датируется 1-й пол. XIX в., закрыта посеребренным латунным окладом посл. трети XIX в. с позолоченным венцом (в 1944-1993 пребывала в ц. Воздвижения Креста в Нерехте; реставрирована в мастерской ТСЛ в 10-х гг. XX в., вставлена в раму 1-й трети XIX в. (фрагмент раки?)). Образ П. сходен по иконографии с опубликованной в 1896 г. копией нагробной иконы (на левой, держащей свиток руке П. четки, на груди черные воскрилия клобука, волосы преподобного более кудрявые и пышные на концах). Можно предположить, что этот образ был изготовлен вместе с ракой П. в нач. 30-х гг. XIX в. («подправлен» в 1876).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Стиль живописи иконы Ямвлиха близок к традициям критской живописи, однако нек-рая графическая жесткость письма выдает руку македон. мастера, воспитанного в мастерских Афона. Афонский древний оригинал повлиял на обработку тыльной стороны иконной доски: имеется небольшой ящичек-ковчежец для монет (3 динаров), к-рый, согласно Сказанию, был устроен никейской вдовой перед тем, как спустить икону на воду ( Павел Алеппский. 2005. С. 446). На обороте помещены также живописные изображения креста с надписью: «IC ХС NIKA» - и криптограммы: четырежды повторенные буквы Χ вверху и Ε внизу, к-рые расшифровываются в переводе с греческого как «Христос дарует благодать христианам» и «Елена нашла сокровище на Голгофе» ( Сергий (Спасский). 1879. С. 43; Евсеева, Шведова. 1996. С. 339). 2-й список И. и. традиционно датируется 1655 г. В 1652 г. патриарху Никону иверскими монахами был привезен «образ Пречистые Богородицы Одегитрия... а на полях писаны дванадесять Апостол» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 35. Л. 2); по предположению Н. П. Чесноковой, речь может идти о Валдайской И. и.- Чеснокова. 2008. С. 31-33. Этот список был создан на Афоне по заказу патриарха Никона для основанного им Валдайского Иверского мон-ря, строительство к-рого велось с 1652 по 1658 г. По сообщению диак. Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону ( Павел Алеппский. 2005. С. 447). Попечением патриарха Никона список был украшен сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней И. и. Иверская икона Божией Матери, со Сказанием. Посл. четв. XVIII в. (Роженский мон-рь, Болгария) Иверская икона Божией Матери, со Сказанием. Посл. четв. XVIII в. (Роженский мон-рь, Болгария) Комплекс мероприятий, осуществленных патриархом-грекофилом (издание сб. «Рай мысленный» со Сказанием об И. и., архитектурно-пространственная организация Валдайского Иверского мон-ря), свидетельствует о желании утвердить в России особое почитание И. и. Список привезли в Валдайский мон-рь 12 февр. 1656 г., где его торжественно встретили, в честь этого события установили 2-е празднование И. и. После революции 1917 г. икона исчезла, в наст. время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от И. и. 1648 г. работы Ямвлиха ( Силин. 1885), ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

http://pravenc.ru/text/293359.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРЕСТ Мученичество Ореста. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 172) Мученичество Ореста. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 172) [Греч. Ορστης] († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция). Греч. Мученичество О. сохранилось в 2 редакциях: краткой (BHG, N 1384-1385) и пространной (BHG, N 1383). Краткая редакция содержится в 6 рукописях, самая ранняя из к-рых датируется X в. (Vat. gr. 1669. Fol. 172-175) и представляет собой Минологий на нояб. (дни с 1-го по 15-й), самая поздняя - сборник Житий святых на нояб. XVII в., составленный болландистами (Brux. 8155-62. Fol. 26-28v). Вторая редакция сохранилась в единственной рукописи XI в. (Marc. gr. Z. 349. Fol. 125-130). Оба текста изданы в 1925 г. И. Делеэ в «Acta Sanctorum» (ActaSS. Nov. T. 4. P. 393-399). Мученичество Согласно краткой редакции, после того как имп. Диоклетиан (284-305) начал гонения на христиан по всей империи, в пределы Киликии и Каппадокии был отправлен префект Максим. Он пришел в Тиану, где граждане донесли ему, что среди них есть врач-христианин по имени О., к-рый ежедневно произносит проповеди о Христе по всему городу. На допросе О. смело объявил, что с юности является христианином (согласно пространной редакции, на момент ареста О. был юношей, христ. веру он воспринял от своих родителей), и, несмотря на угрозы Максима, отказался принести жертвы идолам. Префект обещал врачу сделать его своим приближенным, но и после этого О. не пожелал подчиниться Максиму. Тогда врача отвели в языческий храм и попытались там принудить к совершению жертвоприношения; он вновь отказался. Максим приказал жестоко избить его: 40 воинов переменились, палки, веревки и воловьи жилы, к-рыми били О., пришли в негодность, внутренности мученика обнажились, но он оставался твердым в вере. Префект приказал жечь спину врача раскаленным железом, возливать на раны уксус и растирать их солью. О. вознес к Богу молитву, затем дунул на идолов, и они тотчас упали и обратились в прах. После того как О. покинул храм, тот рухнул. Максим заключил О. на 7 дней в темницу, где ему не давали никакой пищи. На повторном допросе О. вновь не пожелал принести жертвы идолам, тогда префект приказал вонзить ему в ребра длинные гвозди (согласно пространной редакции, гвозди вонзили и в ноги святого), но и эта пытка не подействовала на О. Наконец, Максим велел привязать О. цепями за руки к необузданному коню и пустить животное галопом за стенами города. Конь протащил мученика по земле ок. 24 миль (ок. 35,5 км), после чего О. испустил дух. Святой скончался 10 нояб.; его тело утопили в р. Фифос (или Вифос), однако вскоре явился ангел Божий в образе блистающего как солнце человека и похоронил останки О. на горе близ Тианы (в пространной редакции говорится, что О. скончался в месте под названием Ватос). Почитание

http://pravenc.ru/text/2581513.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010